К оглавлению "День Независимости и День Иерусалима"

П.Полонский

Религиозное значение еврейского государства

1. День Независимости-праздник выполнения заповедей Торы.
2. Крупнейшие авторитеты иудаизма о религиозном значении Государства Израиль.

1. День Независимости-праздник выполнения заповедей Торы.

Среди религиозных евреев (как, впрочем, и среди нерелигиозных евреев) есть разные точки зрения на Йом hа-Ацмаут. Одни празднуют этот день как религиозный праздник, другие, хоть и согласны поддерживать Государство Израиль, отказывают ему в религиозном значении. Каким вообще образом нерелигиозное государство может иметь религиозное значение (а если оно этого значения не имеет, то есть ли место для религиозного праздника в Йом hа-Ацмаут?)

Тора заповедует нам: "И овладейте этой землей и заселите ее, ибо вам даю Я землю эту, чтобы владеть ею" (Бамидбар 33:53). Заповедь жить в Земле Израиля содержит, таким образом, два аспекта: "заселить землю" и "овладеть ею". Если мы даже живем в Земле Израиля, но не владеем ею, заповедь еще не выполнена. В этом веке, в период до провозглашения государства евреи уже заселили часть Земли Израиля, но не владели ею - верховная власть была сначала в руках турок, а потом англичан. Именно в День Независимости мы получили эту землю во владение, и, таким образом, осуществили заповедь, которую не могли исполнить почти две тысячи лет.

2. Крупнейшие авторитеты иудаизма о религиозном значении Государства Израиль.

Рамбан ("Нахманид"), один из крупнейших авторитетов иудаизма (ХII век), пишет об этой заповеди так: "Заповедано нам Торой владеть землей, которую дал Всевышний нашим праотцам, и не оставлять ее во владении какого-нибудь другого народа, и также не оставлять ее невозделанной; полностью в границах ее, о которых клялся Бог нашим праотцам, и никакую часть ее не оставить". Если перевести слова "не оставить ее и никакую часть ее во владении какого-нибудь другого народа" на язык современных понятий, то это означает: "суверенное еврейское государство на всей исторической территории Земли Израиля". С этой точки зрения даже нерелигиозное еврейское государство имеет религиозное значение, т.к. оно представляет собой реализацию заповеди Торы. Государство Израиль обеспечивает еврейское владение Землей Израиля - значит, существует не только прагматическая, но и религиозная обязанность всячески поддерживать его, а также стремиться, чтобы его власть и суверенитет распространялись на всю территорию Святой земли. И хотя, к сожалению, многое в этом государстве не соответствует тому, что нам хотелось бы видеть в еврейской стране, это никак не уменьшает нашей обязанности поддерживать его. Это можно проиллюстрировать следующей аналогией: есть религиозная обязанность жениться и иметь детей, и также есть обязанность воспитывать детей в духе соблюдения Торы. Но, однако, если человек опасается, что ему не удастся воспитать детей в духе Торы, это не может освободить его от обязанности иметь детей; т.е. здесь есть две раздельные обязанности. Точно так же есть две раздельные заповеди: создать еврейское государство в Земле Израиля и также стремиться, чтобы это государство основывалось на принципах Торы; и трудности второй задачи никак не могут отменить первой обязанности.

Этот подход находит свое наиболее полное выражение в концепции религиозного сионизма. Согласно этой концепции, оформившейся в начале ХХ века в учении рава Авраама-Ицхака Кука, в начальной стадии мессианского освобождения еврейский народ должен своими собственными действиями подготовить почву для прихода Мессии. Поэтому современное еврейское государство, даже при всем его светском характере, имеет важнейшее религиозное значение - оно является базой для дальнейшего духовного развития, "началом взращивания мессианского Избавления нашего".