Из книги "Шаббат. История, философия, литература"
"Амана" - институт публикаций по вопросам иудаизма для репатриантов

СУББОТА У ПРОЗЕЛИТОВ РОССИИ

В селе Приволина на Каспийском побережье [в районе Баку], где проживает около восьми тысяч евреев-прозелитов, я беседовал с местными жителями о причинах, побудивших их принять новую веру, о их сложной судьбе, о тысячах верст скитаний в железных кандалах...

Особо тяжелые воспоминания остались у новообращенных со времен "Мясника" (так называли они царя Александра III, прославившегося своим невежеством и грубостью), который жестоко преследовал новообращенных евреев. Известно, что он собирался разрушить их село и рассеять его жителей по всей России. Кошмар преследований со стороны царских властей не покидал с тех пор новообращенных этого селения.

Однако они не сетовали и не жаловались на эти притеснения; возмущало их лишь то, что их принуждали нарушать заповедь о соблюдении Субботы. Этого они не могли простить злому правителю!

И, действительно, они ревностно соблюдают Субботу, превосходя в этом все другие еврейские общины. Их огорчает отношение к Субботе "настоящих евреев", особенно ашкеназийского происхождения (то есть евреев Польши и России, но не коренных кавказских евреев, ревностно сохраняющих и поныне святость Субботы). Эти европейские евреи, осевшие в последнее время в городах Кавказа, превращают святую Субботу в будни...

Все свои магазины и склады, ремесленные мастерские и предприятия евреи-прозелиты закрывают в пятницу после обеда. И ни за какие деньги не станут они работать, вести переговоры, заключать сделки в этот день, в часы между обедом и заходом солнца, то есть задолго до наступления Субботы, даже если это повлечет за собой большие убытки.

Есть среди них (особенно в больших городах) извозчики, водители обозов и простые грузчики, для которых их нелегкий труд - единственный источник пропитания. И все же накануне Субботы, с наступлением полудня, они останавливают своих лошадей и прекращают всякую работу, даже если она не закончена, посреди улицы, на рынке, и спешат домой. Они также не дают закончить работу своим подсобным рабочим и слугам, будь то христиане, мусульмане или калмыки, потому что ревностно соблюдают заповедь: "...не делай никакой работы, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя... ни раб твой, ни рабыня твоя... чтобы отдохнул раб твой и рабыня твоя, как ты" (Второзаконие, 5, 14). Они приравнивают к себе всех, кто с ними работает, и никакие богатства не могут соблазнить их нарушить эту заповедь, понимаемую буквально и исполняемую дословно.

(Из книги Цви Кашдая "Новообращенные евреи")