К оглавлению "Ту би-Шват"

П.Полонский

Ту-би-Шват – праздник возрождения Cтраны

В еврейском календаре есть праздники разного «уровня». Есть праздники из Торы (Песах, Шавуот, Суккот, Рош hа-Шана, Йом Кипур). Есть памятные дни, установленные Мудрецами (Ханука, Пурим, 9 Ава). Ту–би-Шват – 15 Швата, «новый год деревьев», - не относится ни к первому, ни ко второму виду. Элементы празднования этого дня установились постепенно, «наслаиваясь» один обычай над другим - параллельно тому, как еврейский народ возвращался в свою страну.

Мишна (2 в. н.э.) сообщает нам, что «Новый год деревьев» был установлен лишь как дата для разделения урожая одного года от урожая другого (что было важно для правильного отделения десятины и приношений в Храм), но не как праздник. В Талмуде он упомянут просто как календарная дата, не имеющая праздничного характера. И хотя сегодня (после открытия рукописей Каирской генизы), мы знаем, что в древности в Стране Израиля Ту-би-Шват имел определенный праздничный характер, - но в Вавилоне, где не было отделения десятины и возношений в Храм, этот день перестал вообще иметь какое-либо значение. А поскольку во все дальнейшие века именно Вавилонский Талмуд стал основой для регламентации еврейской жизни, то все время раннего и позднего средневековья Ту-би-Шват никаким образом не был отмечен в еврейском календаре.

Ситуация начала меняться в 16 веке, когда в Цфате, бывшем тогда духовной столицей Эрец-Исраэль, собрались ведущие каббалисты той эпохи. Это было почти сразу же после изгнания из Испании, и именно в тот период (когда молодая Османская империя, овладевшая всем Ближним Востоком, открыла свои двери для евреев) начинает восстанавливаться еврейская жизнь в Стране Израиля. Аризаль (р. Ицхак Лурия, глава каббалистов Цфата,) посчитал это началом мессианского, процесса возвращения из изгнания. (И в каком-то смысле это действительно оказалось так. После того, как в начале новой эры евреев изгнали римляне, потом это продолжили арабы а за ними крестоносцы, евреев в Эрец-Исраэль почти не осталось. Но после ухода крестоносцев евреи стали постепенно возвращаться, и в 16 веке это возвращение стало носить «массовый», по тем временам, характер. При этом изгнание евреев из Испании воспринималось современниками, как полное разрушение галута – ситуация, очень похожая на 20-й век, когда после Катастрофы европейского еврейства начинает восстанавливаться Эрец-Исраэль.) И поскольку Аризаль считал, что мессианский процесс начинается, он хотел установить праздник, связанный со Страной Израиля. Для этого нужно было выбрать дату.

На первый взгляд может показаться поразительным, но в Торе совершенно не предусмотрен специальный праздник, который был бы посвящен Эрец-Исраэль. Происходит это просто потому, что в Торе почти все праздники связаны с жизнью в стране Израиля: это и Песах (жатва ячменя), и Шавуот (жатва пшеницы и принесение первых плодов), и Суккот (радость сбора урожая фруктов), и вообще вся жизнь по Торе связана со Страной. В принципе, Тора может быть полноценно реализована только в еврейском государстве в Стране Израиля; и такая Тора, которая не связана кровно со Страной и с Землей Израиля – не может быть полноценной. Но, когда римляне изгнали наших предков из Эрец-Исраэль, то евреям пришлось перестроить свои головы, и на полтора тысячелетия «отключиться» от Страны. Все праздники были перестроены на выживание в изгнании. Песах перестал быть праздником Храма, а остался лишь праздником семейным; в Шавуот была забыта жатва пшеницы и праздновалось лишь Дарование Торы; в Суккот мы уже не веселились из-за сбора урожая, а все веселье было переведено на Симхат Тора - Радость Торы, и на сидение в шалашах, как памяти о хождении по Пустыне. Все это было сделано не по своей воле, а под давлением тяжелейших обстоятельств. В галуте евреи были вынуждены убрать из многих праздников Эрец-Исраэльный аспект, потому что иначе они не могли выжить. Страсть восстановить государство в своей Стране была настолько сильной в начальный период потери независимости в конце эпохи II Храма, что евреи подняли больше мощных восстаний против Римской Империи, чем любой другой народ. Количество евреев, погибших за три восстания против Рима (в 70 году – Великое восстание, в 115 году – Восстание Диаспоры и 135 году - восстание Бар-Кохбы) оценивается примерно в 2 млн. человек (цифра, сравнимая даже с Катастрофой!). Страна была почти полностью уничтожена. И если бы евреи не задавили бы сами в себе эту страстную жажду Эрец-Исраэль, но народ мог бы быть просто физически уничтожен.

Поэтому вавилонские Мудрецы Талмуда специально «заблокировали» страсть к восстановлению еврейского государства в Эрец-Исраэль. В частности, они зачастую не разрешали своим ученикам вернуться в Страну. В Талмуд были внесены «три заклятия», провозглашавшие невозможность начать войну за Землю Израиля и т. п. Все праздники, вся еврейская культура и религия постепенно были переделаны под галут – ибо это было необходимо, чтобы выжить в галуте.

Но когда евреи стали в 16 веке возвращаться в Страну Израиля, то оказалось, что все «обычные» праздники, которые в Торе должны были быть связаны с Эрец-Исраэль, теперь уже с этим не связаны, мы уже привыкли воспринимать их по-другому. Именно поэтому Аризаль должен был установить специальный праздник, связанный с Эрец-Исраэль. Т.е. праздник, связанный именно со страной, а не с теми аспектами сельского хозяйства, которые праздновались с древности и которые не были актуальны в его время. И он выбрал в качестве такой даты Ту-би-Шват, и “навесил” на этот день празднование Эрец-Исраэль. (Аналогично, для того, чтобы сделать праздник Каббалы, он взял Лаг-Баомер - дату, которая сама-то была установлена давно, но служила только в качестве технической даты регламентации периодов траура - и “навесил” на эту дату праздник Каббалы). Именно таков классический еврейский подход: если нужно сделать новый праздник, то берем подходящую старую дату из календаря и “навешиваем” на нее обновленное содержание.

И поэтому Аризаль и каббалисты ввели обычай: в Ту-би-Шват есть плоды Эрец-Исраэль; прежде всего - те плоды, которыми славится Страна, а именно: финики, инжир, гранаты, виноград и маслины, а также пшеница и ячмень. Празднование наполненного мистическими смыслами «фруктового седера Ту-би-Шват» усиливало связь евреи с Эрец-Исраэль и акцентировало жажду возвращения к ней. И обычаи, которые установил Аризаль, были приняты всеми еврейскими общинами, во всем мире, и поэтому все общины празднуют сегодня Ту-би-Шват по его канонам.

И поскольку Ту-би-Шват развивался параллельно с возвращением еврейского народа в свою Страну, то уже в последние века, когда началось новое сионистское движение, этот праздник приобрел еще один смысл. Когда в 1880-х годах сионистские «первопроходцы» начали развивать сельское хозяйство в Эрец-Исраэль, то они обнаружили, что страна почти совершенно опустела. Арабы никогда не заботились об экологии Страны, и поэтому, почти вся растительность была вырублена, а оставшуюся поели козы (которых Талмуд запрещает разводить в Стране). Замечательное описание Марком Твеном его путешествия по Святой Земле в середине 19 века передает нам, что “Страна эта совершенно пуста и безлюдна, нет ни деревца, ни кустика, едешь целый день и видишь только голые скалы. И ведь когда-то это была замечательная страна, очень плодородная, которая кормила громадный народ. А теперь она вымерла и умерла, и, по-видимому, ничего в ней никогда не будет”.

Конечно, в середине 19 века Марк Твен никак не мог предположить, что евреи вдруг «проснутся» и придут строить Страну – а ведь действительно, пока евреи не возвращаются в Эрец-Исраэль, она не может расцвести, ибо таков удивительный закон здешней природы. И, когда сионистские первопроходцы, увидели запустение страны и необходимость срочно сажать деревья, то они, решив установить праздник посадки деревьев, выбрали для его даты Ту-би-Шват. Они добавили к этому дню новый аспект; установив его в качестве «нового года посадки деревьев» (хотя исходно это был «новый год урожая деревьев»).

В этом продвижении от только лишь «поедания плодов» к «посадке деревьев» явно видна параллель с общей ситуацией, в которой в которой находился еврейский народ: Мудрецы Цфата лишь отмечали, что начинается Мессианский процесс, но они не продвигали и не активизировали его; поэтому их путь празднования Ту-би-Шват состоял только в еде плодов. А первопроходцы сионистского движения активно продвигали в жизнь возвращение еврейского народа в Эрец-Исраэль, поэтому их способ празднования Ту-би-Шват активен, и он в посадке деревьев.

Лозунг, провозглашенный первыми сионистами в 1884 г. при посадке деревьев, – гласящий, что «у каждого народа ровно столько неба над головой, сколько земли под ногами» - остается, по сути, необычайно актуальным и в наше время.