К оглавлению "Дни траура"

З.Дашевский

"Разведчики" (Лекция 1)

Шелах (Бемидбар -1З)

История посылания разведчиков

Попытаемся разобраться в истории с разведчиками. Всевышний так сказал Моше: "шлах-леха анашим веятуру эт-эрэц кнаан ашэр-ани нотен ливней исраэль..." - "пошли себе людей, чтобы они исследовали (от слова "латур", которое может обозначать: "расследование, изучение" или "тур" - "прогулка") ханаанскую землю, которую я даю сыновьям Исраэля, по одному человеку от каждого колена (каждый из этих посланных должен быть князем - "наси")". И послал их Моше из пустыни Паран по слову Всевышнего, "кулам анашим рашим" - "все - люди выдающихся качеств, главы сыновей Исраэля". Дальше - приводятся их имена и после этого говорится (1З:16): "ваикра мошэ леhошеа бин-нун Йеhошуа" - "Моше назвал hошеа, сына Нуна, (новым именем) - Иеhошуа" (под которым он нам и известен). И послал их Моше пройти по земле ханаанской и сказал им: "поднимитесь-ка вы в Негев, и поднимитесь на гору и увидьте землю, какова она, и народ, который живет на ней: крепкий ли он или слабый, малочисленный он или многочисленный? И какова земля, на которой он проживает: хороша ли она или плоха? И что за города, в которых этот народ живет? Живет ли он в лагерях или в крепостях? И какова земля: жирна ли она или тоща? Есть ли там дерева или нет? Соберитесь с силами и возьмите из плодов земли. А дни эти - были днями созревания винограда. Такое задание получили эти 12 человек, князей.

Следует понять, что же это было за задание. Сразу после поручения, следует описание того, как эти люди его выполняли. Сказано: "И поднялись они и прошли по Земле, от пустыни Цин до Рехова, и поднялись они в Негев и дошел до Хеврона, а там Ахиман, Шешай и Талмай, порождения Великана, а Хеврон на 7 лет - перед Цоаном египетским" (Цоаном называлась столица Египта). Большинство комментаторов говорят, что здесь речь не идет о том, что Хеврон был построен хронологически раньше, чем Цоан, по той причине, что это - мало вероятно. Поскольку Мицраим был вторым, после Куша, сыном Хама, а Ханаан был четвертым его сыном, то вряд ли бы он стал строить Ханаану раньше, чем второму сыну. Правда, есть комментаторы, которые считают, что так могло быть. Как бы то ни было, по основному мнению, то, что здесь сказано, что Хеврон построен на 7 лет раньше, чем Египет, на самом деле означает, что Хеврон ему даст 7 очков "форы", и что самое плохонькое место в Земле Израиля, которое не годилось для сельского хозяйства, а использовалось, как место захоронения, и то может дать форы самому лучшему месту в Египте, который приравнивался к райскому саду по своим качествам плодородия, климата и т.д. Дальше говорится, что они дошли до потока Эшкол, и срезали оттуда побег с одной гроздью винограда, и несли ее на шесте по двое. И взяли из плодов гранатов и смоковницы. Раши объясняет здесь, что одну гроздь винограда несли 8 человек: на двух шестах и по двое с каждой стороны. Один человек нес один гранат, и один человек нес один инжир, а двое не несли ничего. Эти двое были : Йеhошуа бен-Нун и Калев. Это место они назвали потоком Эшколь из-за той грозди винограда, которую там срезали.

Сказано в начале этого эпизода, что они дошли до долины Эшколь, а теперь только говорится, что то, что там произошло, послужило источником для того, чтобы эту долину назвали Эшколь. (Это немного напоминает классическую детскую историю про то, почему Винни Пуха так назвали?). Но в Торе так бывает, что географическое название именуется в честь будущего события, и Тора говорит название, которое появится потом. Есть и такое простое объяснение. В стихе 2З сказано: "ваявоу ад-нахаль эшколь", а в 24-м стихе написано: "ламаком hаhу кара нахаль эшколь". При сравнении написания слова "эшколь" в этих двух стихах, видно, что в 24-м стихе в нем появился "вав". В книге Берешит именем Эшколь (без вава) звали союзника Авраама, одного из трех братьев, князей Эморейских. Вполне вероятно, что эта долина называлась его именем, а когда там срезали гроздь - эшколь, то в честь этого события и прибавили "вав" и стали называть эту долину - долиной "Грозди".

По прошествии 40 дней разведчики вернулись, окончив свою миссию разведки и прогулки по Земле. "И они пошли, и пришли к Моше и к Аарону и ко всему собранию сыновей Исраэля в пустыню Паран, в Кадэш, и отчитались им и всему собранию, и показали им плоды Земли. И рассказали ему (наверное, имеется в виду Моше), и сказали: "пришли мы в Землю, в которую ты нас послал, и она, действительно, течет молоком и медом, и вот ее плоды, но все это ничто, потому что силен народ, который живет в этой земле, и города укрепленные, очень большие. И также порождение великанов видели мы там. Амалек проживает в этой стране на юге, а хитиец, йевусиец и эмореец проживают на горе, а ханаанцы - на западе и у Йардена". Но Калев заставил народ умолкнуть перед Моше. И за этим следуют хорошо известные слова Калева: "ало наалэ веярашну ота ки-яхоль нухаль ла" - "мы непременно поднимемся (сделаем алию) и получим эту Землю в наследие, потому что мы неприменно справимся с этим." "Люди же, которые ходили с ним, сказали: "не сможем мы подняться к этому народу, потому что он сильнее, чем мы" (или - сильнее, чем Он)". И наговорили они сыновьям Исраэля на землю, которую ходили обследовать, так: "Земля, по которой мы прошли, чтобы ее расследовать, - это земля, глотающая своих обитателей. И весь народ, который мы видели в этой земле, - это люди "аншей мидот" - "люди рослые" (или люди с высокими человеческими качествами), то есть иными словами - "люди высоких мерок". И там видели мы сыновей великана из "нефилим" - "свалившихся с неба". И были мы в собственных глазах, как кузнечики, и также мы были в их глазах."" Вот такой "отчет" был дан членами этой "экспедиции".

"Народ после таких сообщений стал вопить в голос и плакать в ту ночь. И жаловались они на Моше и на Аарона, все сыновья Исраэля, и сказала им вся община: "лучше бы нам умереть в земле Египта или в пустыне лучше бы нам умереть, и зачем Всевышний привел нас в эту землю, чтобы мы пали от меча, а наши жены и наши дети будут на разграбление. Не лучше ли нам вернуться в Египет?" И сказали друг другу: "Давайте поставим нам главу и вернемся в Египет". И пали Моше и Аарон на лица свои пред всем собранием сыновей Исраэля. И Йеhошуа бен-Нун и Калев, сын Йефунэ, из ходивших в эту землю, разорвали на себе одежды и сказали всему собранию сыновей Исраэля: "Земля, по которой мы прошли, чтобы исследовать ее, "това hаарэц меод меод" - "эта земля очень и очень хорошая". И дальше (8-ой стих) говорится: "им-хафэц бану ха-шем веhеви отану эль-hаарэц hазот" - "если желает нас Всевышний, и введет нас в эту Землю", - "вунетана лану эрэц ашэр-hи зават халав вудваш" - "и даст нам землю, которая течет молоком и медом", - "ах баха-шем аль-тимроду" - "только против Всевышнего не восставайте" - "веатэм аль-тиру эт-ам hаарэц" - "и не бойтесь народа этой земли"- "ки лахмену hем" - "потому что они наш хлеб" - "сар цилам меалейhэм ваха-шем итану аль-тираум" - "отступила от них их тень (нет у них защиты) и Всевышний с нами, не бойтесь их". Понятно, как реагировала община на их слова (забросать камнями!): "вейемру коль-hаэда лиргом отам бааваним". "вуквод ха-шем нира беоhэль моэд эль-коль-бней исраэль" - "И Слава Всевышнего показалась над шатром собрания всем сыновьям Исраэля".

И сказал Всевышний Моше: "До каких пор будет сердить меня этот народ? До каких пор не поверят в меня после всех знаков, которые Я сделал в его среде. Прикончу его мором и "веоришэну" - "и прогоню" его, и "веээсэ отха легой-гадоль веацум мимэну" - "и произведу от тебя народ более великий и крепкий, чем он." И сказал Моше Всевышнему: "И услышат египтяне, (которые знают) что Ты вывел собственной Силой этот народ из его среды, и скажут жителям этой земли" - "шаму ки-ата ха-шем бекэрэв hаам hазэ ашэр-айн беайн нира ата ха-шем ваананха омэд алеhэм вувэ анан ата hолэх лифнейhэм йомам вувеамуд еш лайла" - "которые услышат, как Ты своей Силой их вывел, и Ты глаз к глазу показывался Всевышний этому народу, и Твое облако стоит над ними, и в твоем столбе облачном ты идешь перед ними днем и в огненном столбе ночью". - "И скажут народы, которые услышат, что Ты умертвил этот народ, как одного человека, что не смог Всевышний ввести этот народ в Землю, о которой поклялся им, и истребил их в пустыне". Моше, в качестве адвоката, умеет найти нужное слово. "веата йегдаль-на коах адонай каашер дибарта лемор" - "а теперь возвеличь Силу, Всевышний, как ты говорил..." Дальше Моше убеждает Всевышнего не истреблять и простить этот народ. Эти события являются критическими в еврейской истории и Всевышний клянется, что это поколение не войдет в Землю, и только те дети, о которых они говорили, что они будут для разграбления, - эти дети войдут (кому к этому времени не исполнилось 20-ти лет). Все это происходило на втором году выхода из Египта.

В чем заключалось преступление

Надо понять, в чем же на самом деле заключается преступление разведчиков (или народа). Мы знаем, что со времени выхода из Египта бывали и другие эпизоды, не очень красящие еврейский народ. Тем не менее, такой страшный приговор вынесен этому поколению именно за грех "разведчиков", и постановлено, что никто из них не войдет в Землю, и будут они 40 лет ходить по пустыне. Разведчики вернулись 9-го Ава, и именно про эту ночь сказал Всевышний, что раз вы в эту ночь плачете понапрасну, то этот день Я вам установлю для того, чтобы вы плакали не понапрасну! Так в чем же собственно состоял этот грех? Легко поставить такой диагноз, что грех состоял просто в "неверии", но тогда возникает вопрос, как это могло случиться с поколением, которое называется "дор дэа" - "поколение знания"? Они же "все знали"! При обсуждении эпизода с золотым тельцом, говорилось о том, что народ поступил нехорошо, и зачинщики были наказаны, но в случае с золотым тельцом грех народа состоял не в том, что они не верили во Всевышнего или не доверяли Ему. Они были еще слабы, они только недавно вышли из Египта, и они не могли без такого специфического и могучего руководителя, как Моше, напрямую двигаться под руководством Всевышнего, поэтому они и просили себе руководителя. То что это привело к плохим последствием, - это уже другое дело. Там были люди, которые всю жизнь занимались идолопоклонством - "эрев рав", которые и были активными инициаторами всего этого празднества, и евреи позволили втянуть себя в это. В разбираемом нами случае с разведчиками народ уже, после двух лет странствий по пустыне, имеет такой опыт, которого не было ни у какого другого поколения, а они вдруг произносят какие-то чудовищные речи. Почему они вдруг не верят?

Разведчики приносят отчет. Правдивый ли этот отчет, и в чем виноваты разведчики? Или виноваты не разведчики, а народ? Прежде всего надо понять для чего были посланы разведчики и что это была за разведка. Если мы перескочим в книгу Дварим (1:21), то увидим, что там Моше повторяет (в конце 40-го года странствий евреев) всю историю на протяжении последних 40-а лет. Моше говорит о том, что было на втором году: "Реэ натан ха-шем элоhэйха лефанэйха эт-hаарэц алэ реш каашэр дибэр ха-шем элоhей авотэйха лах аль-тира валь-техат" - "Смотри, дал Всевышний, твой Бог, перед тобой эту Землю, вперед поднимайся, завладевай ею, в соответствии с тем, что говорил Всеывышний, Бог твоих отцов, тебе: "не бойся и не пугайся"". Дальше сказано: "И приблизились вы ко мне все и сказали: "пошлем-ка мы людей перед собой, и пусть они исследуют нам эту землю". Только здесь появляется слово: "веяхперу-лану" - "раскопать" (расследовать)". В книге Бемидбар, посылая разведчиков, их просят: "латур", что можно понимать двояко, как "приобрести некоторый опыт" относительно этой земли (исследовать ее), но это может быть понято и как просто туризм. Дальше говорится: "веяшву отану давар эт-hадэрэх ашэр наалэ-ба веэт hэарим ашэр наво алэйhэн" - "и вернут нам слово относительно пути, по которому мы поднимимся в нее, и о городах, в которые мы прийдем". Дальше Моше продолжает (1:2З): "вейитав беэйнай hа давар ваэках микэм шнейм асар анашим иш эхад лашавэт" - "и понравилось мне это и взял из вас 12 человек, по одному человеку от колена".

Различие в описаниях греха разведчиков в книге Бемидбар и в книге Дварим

Совпадает ли все это с описанием, которое дается в книге Бемидбар? Там начинается с того, что "Всевышний сказал: "Возьми-ка себе...", а здесь сказано, что Моше говорит: "Входите в Землю", а народ просит сначала послать разведку. Получаются совершенно непохожие вещи: там разведчики идут вроде бы по поручению Всевышнего, данному через Моше, а здесь Моше хочет, чтобы народ входил в землю безо всякой разведки, а они говорят ему: "Постой, давай сначала вышлем разведчиков, и они разведают нам дорогу, по которой идти, и города, в которые войдем". Возникает довольно запутанная ситуация, потому что имеются два описания, которые совершенно не совпадают. Эта ситуация очень удобна для критиков, которые могут сказать, что в Торе часто даются два описания, противоречащие друг другу: человек сотворяется два раза и по-разному, и когда евреи посылают миссию, то не понятно: ни кто послал, ни зачем послал.

Невозможно себе представить, чтобы Моше получил приказ Всевышнего послать разведчиков, а после этого народ бы выступил с "инициативой снизу" и чтобы они сказали: "А давай-ка мы пошлем..." уже после приказа Всевышнего. Очевидно, что инициатива народа здесь должна хронологически идти первой. Мы исходим из простого утверждения, что в Торе каждое слово - правда, и поэтому и то, что народ сказал: "Давай пошлем", - это правда, и то что Всевышний сказал: "Моше пошли себе..." - это тоже правда. Трудность состоит в том, что даже если было так, что инициатива исходила от народа, все равно, как это может быть, что Всевышний приказывает Моше сделать то, из чего получится потом такая большая пакость. Поэтому многие объясняют, что "шелах-леха" (как написано в книге Бемидбар) - это не приказание, а уступка: если уж тебе так понравилось предложение народа, то - посылай на свое усмотрение. С другой стороны, когда говорится Аврааму "лех-леха" то не имеется в виду, что Авраам может пойти "прогуляться" по своему усмотрению. В этом случае это - прямой приказ. Тогда как же можно так понимать в случае, когда сказано "шелах-леха"?

Итак, что же вменяется в вину самим разведчикам? Какую они получили инструкцию? В книге Бемидбар Моше говорит, что им было сказано пойти посмотреть, что это за земля, пройтись по ней и посмотреть, что за люди там и что за города. Высказывать свое отношение их вроде бы не приглашали (хотя это и не возбраняется). Они исполнили и чрезвычайно добросовестно, все что им поручили. После того, как они изложили объективные факты, они высказали свое субъективное восприятие. Это вполне достойно похвалы. Они же не были просто безмолвными исполнителями, так как это были руководители народа - князья колен. Они сходили, посмотрели, изложили все полученные сведения и сказали, что земля, действительно, очень хорошая, рождает такие удивительные плоды, но это - совершенно немыслимая затея, потому что там живут гиганты. И получается некоторое противоречие. С одной стороны, эта земля не просто хорошая, а очень хорошая (даже слишком), такая хорошая, что она рождает гигантов, и они живут в таких укрепленных городах, которые абсолютно неприступны. С другой стороны, получается, что земля эта такая кошмарная, что она глотает тех, кто живет на ней. Получается такая "классическая" формула: "во-первых, это - не верно, а во-вторых, - давно известно". Почему эти князья так странно оформили свое донесение? Чувствуется в их словах какая-то необъективность. Они приводят сразу взаимоисключающие доводы: почему в эту землю нельзя ходить, не стоит ходить и невозможно ходить. В чем их корыстные интересы? и какова реакция народа?

Реакция народа на все это такая, что они говорят: "Лучше бы нам умереть, давайте поставим нового человека во главу и вернемся в Египет". Получается полная неразбериха. Когда же разведчики видят, что кто-то возражает, и двое из их числа говорят, что можно в эту Землю пойти, и что Земля очень хорошая, и мы справимся, они тогда начинают второпях приводить свои последние "козыри". Они говорят, что эта земля глотает своих обитателей, и во-вторых, народ, живущий в этой земле, сильнее, чем мы (или сильнее, чем Он). В чем же здесь дело? Мы знаем, что у этих князей был некоторый корыстный интерес (сознательно или несознательно). Человек, который один раз стал князем в Израиле, очень не хочет потерять это положение, потому что это очень большой почет. Они прекрасно понимали, что если условия жизни изменятся так радикально, и от жизни в пустыне евреи перейдут к жизни на Земле, и жизнь будет оседлой с занятиями сельским хозяйством, то понятно, что эти новые условия потребуют новых руководителей. Конечно, они от этого отталкивались.

Известно почему Моше так подчеркнуто называется самым скромным человеком. Дело не в том, что человек держится скромно и говорит скромно. Важно другое. Талмуд рассказывает нам о человеке, который говорит: "я брошу на растерзание дикому зверю того, кто будет меня подталкивать к власти", но после того, как он дошел до власти, он говорит: "я разорву каждого, кто попробует меня стащить с этого положения". Таких примеров известно много. Мы знаем, что Шауль, первый царь, был по-настоящему скромный человек. Он по своим достоинствам был выше всего Израиля, выше Давида. Но когда он стал царем, и когда он узнал, что его сместят и назначат другого, более достойного, он просто разрывался от ревности. Только из-за этой ревности и зависти он так страшно преследовал Давида. Это - иллюстрация того, как даже очень скромный человек, который почувствовал вкус почета, ни в коем случае не хочет терять это место. Однако, с Моше и Аароном дело обстоит совсем не так. Они оба точно так же не держались за власть, когда получили ее, как и тогда, когда Моше отказывался от нее, когда его "толкали" к ней. Поэтому то, что князья, пусть даже инстинктивно, должны были не хотеть своего смещения, это еще не такой большой грех. Но были ли эти люди такими злодеями, чтобы говорить явную неправду ради своих личных интересов? Они были князьями Израиля, и они были назначены по именному списку с согласия Всевышнего по поводу каждого из них. Это были выдающиеся люди, и судя по всему, они были цадиким. Однако, оказывается, что даже небольшая примесь заинтересованности приводит к тому, что там, где есть место ошибиться, - такие люди ошибаются.

Какое же здесь было место "ошибиться"? Вернемся снова к вопросу о том, что это была за миссия? Если приказа Всевышнего посылать этих представителей колен еще не было, то почему народ вдруг проявил такую горячую инициативу и требовал послать разведчиков с тем, что бы "они нам раскопали землю"? Стоит вспомнить уже обсуждавшийся ранее эпизод, когда Моше сказал, что ему тяжело единолично решать все проблемы народа и руководить ими. Он тогда выделил 70 мудрецов, которым передал часть своего Святого духа. Тора описывает, что по какой-то уважительной причине двое не явились на это собрание 70-ти. Когда Моше вместе со всеми мудрецами находился в одном месте, эти двое, оставшиеся в лагере, вдруг начали пророчествовать, и юноша (Йеhошуа) сообщил Моше, что они там пророчествуют страшные вещи, и это были - Элдад и Мейдад. Они пророчествовали о том, что Моше умрет и не войдет в Землю, а евреев в Землю Израиля введет Йеhошуа. Знал ли Моше о содержании их пророчества - это вопрос тонкий и точный ответ на него не известен. Логично, конечно, предположить, что Моше не сообщили о содержании этого пророчества. Теперь можно понять, каково было положение евреев, когда Моше говорил им: "Входите в Землю", а они-то знали, что они может быть и войдут, а он - не войдет.

Моше и открытые чудеса

В начале обсуждавшегося уже подробно раздела Вайера, Всевышний говорит Моше: "Я являлся отцам вашим, Аврааму, Ицхаку и Яакову, под Именем "Бог Всемогущий" ("беэль шадай"), но в Моем Имени Всевышний (четырехбуквенном) Я им не был известен". Это не значит, что они не слышали четырехбуквенное Имя, потому что они его слышали, и прекрасно понимали, а это значит, что Руководство Миром, то есть то, как он открывался в Управлении Миром отцам, шло путем скрытых чудес. Так, Авраам одержал победу с маленьким отрядом над армиями 4-х могущественных царей, но известно, что такие вещи могут случаться и в природе за счет смелости, преданности и пр. Это и есть скрытое чудо. Такого, чтобы отодвигались начисто законы природы, этого тогда не происходило, а происходило это только тогда, когда во главе еврейского народа стоял Моше. Начиная от 10-ти казней и рассечения моря, и потом - вся жизнь в пустыне, были периодом явных чудес, когда законы природы просто отодвигаются на задний план и никак не управляют событиями. Когда Моше говорит: "Входите в землю", евреи вдруг проявляют странную и необъяснимую для Моше сдержанность. И Моше их за это ругает. Он говорит: "Как же вы, после всех этих знаков, можете не верить во Всевышнего и в то, что Он для вас все сделает, и не страшен тот народ, который там живет". Но народ знает нечто, чего не знает Моше. Они знают, что Моше не войдет в Землю, и что тогда все снова вернется к законам природы, а в рамках законов природы надо очень заслужить, чтобы ради тебя одолели этот могучий народ, который там живет. Получается, что у евреев сомнения были вполне обоснованные и вполне логичные. Они знали, что Йеhошуа - это не Моше, хотя он и праведный человек и ради него по справедливости этому народу, возможно, будут делаться хорошие дела, но для этого народ должен заслужить, чтобы эти дела делались.

Совершенно непонятно как может быть произнесена людьми поколения "знания" такая чудовищная фраза, что тамошний народ сильнее Него (мидраш говорит, что они именно это имели в виду), то есть, что какие-то силы нижнего мира сильнее как бы Самого Всевышнего. Невозможно представить себе, как разведчики могли такое сказать, и как могли им поверить?

Имеется инструкция мудрецов судить каждого "в сторону заслуг" ("лецад зхут"), и поэтому надо постараться не делать из разведчиков и из тех, кто их слушал, образец трусости и бестолковости. Тора обычно не рассказывает тривиальных историй, поэтому надо постараться понять это трагическое событие в меру его серьезности. Разведчики приходят и приносят народу объективные факты и свое мнение. То что они нарушают некоторую субординацию, и в этом - их вина, это, конечно, правильно. Они должны были прийти сначала к "начальству" и выложить там и данные и свои соображения, но они сообщили свое мнение не только Моше и Аарону, а - всему народу. Но лучше говорить не об этих организационных и не столь существенных промахах, а об основном содержании их сообщений. Главное, что они сказали, и что вызывает самое большое недоумение, - это то, что якобы даже Всевышний не в силах преодолеть сопротивление народов, живущих в этой земле. И это сказано после того, как они видели, что для Него не существует никаких препятствий.

Можно представить себе, что они на это сказали бы следующее: "Вы знаете не больше нашего, мы - участники всех этих событий и мы прекрасно понимаем, что когда Всевышний хочет, когда он отодвигает законы природы в сторону ради такого руководителя, как Моше, то тогда нет никаких вопросов. Если он хочет, то он дает нам хлеб с Неба уже на протяжении вот уже второго года. Он может все, но это в том случае, когда Он управляет со стороны Милосердия, и дает Своему народу все, что Он хочет. Если, как нам стало известно, Моше не войдет в Землю, то Всевышний вернется к управлению Миром и Своим народом со стороны Суда." Это поколение - поколение знания, и они знали, что даже Отцам Он не являлся с такой стороны, с какой являлся Моше. С какой стати для Йеhошуа Он будет являться со стороны Милосердия? Моше был первый, который удостоился этого Управления, когда Всевышний открылся, как источник всего Существующего в этом Мире. Поэтому, у них были основания опасаться, что понадобятся "реальные заслуги", и только за такие заслуги их смогут ввести в эту Землю.

Мы знаем, что даже при Моше, когда евреи переходили море, это происходило при Управлении со стороны Правосудия. Ангелы протестовали: "почему этих Ты топишь, а этих - Ты спасаешь? Ведь и те и эти занимались идолопоклонством. Что же это за справедливость?" Тогда Всевышний сказал: "Я найду вам различие. Я выступлю в защиту, и покажу, почему надо именно этих спасать". И Он "выиграл этот процесс". Он отстоял перед ангелами право спасти евреев. Получается так, что в тех случаях, когда Всевышний не говорит: "Такова Моя Воля" и когда совершенно ясно, что это не подлежит обсуждению, Он Сам "играет" по тем же правилам, которые он поставил этому Миру, и не нарушает Правосудия. Поэтому, если ангелы выступают в Суде против чего-то, и Он не может найти оправдания этому поступку, то Он как бы и не имеет силы его совершить, потому что Он исполняет все те Заповеди, которые Он дал этому Миру. В свете всего сказанного, заявление разведчиков не кажется таким уж чудовищным. Они как бы говорят: "Мы еще не так хороши, чтобы по праву, по Правосудию, нас можно было ввести в Землю". То есть, можно думать, что они говорят о том, что заслуги народа еще недостаточны.

Ответ на вопрос: Это вовсе не значит, что надо оправдывать разведчиков "со всех сторон". Разведчики и себе и нам оказали очень плохую услугу и они, конечно, очень сильно провинились. Наша задача сейчас состоит в том, чтобы понять, в чем же они провинились? Разбирая разные стороны их поведения или заявления, следует пытаться подойти к этому объективно и постараться свести к чему-то не столь ужасному. Нельзя свести все, что они сказали и сделали, к тому, чтобы из заклеймить, и считать, что они сделали плохо все. Надо попытаться понять, разбирая по частям, в чем же это "плохо". Мы разобрали казалось бы самую "страшную" часть их высказывания, в самом неблагоприятном понимании, и увидели, что это высказывание не лишено разумного основания. Справедливо, что в конечном счете все получилось очень плохо и неправда. Но надо сначала рассмотреть каждый кусочек отдельно, а потом уже - составить представление обо всей картине.

Итак, у народа имеется некоторая серьезная причина волноваться по поводу вхождения в Землю, и этой причины нет у Моше, который, по-видимому, и не знает, что ему грозит вообще не войти в эту Землю.

Ответ на вопрос: Почему он не знает? Это верно, что он - пророк, но пророк знает только то, что ему хочет показать Всевышний. Если он - пророк, то это еще ни в коем случае не значит, что он знает вообще все на свете. Даже в том случае, если бы он знал, что ему не будет дано войти в Землю, он бы давал народу все равно те же самые инструкции.

Возникает вопрос. Откуда следует то, что народ понимал, что так велика разница между руководством Моше и руководством Йеhошуа? Говорилось уже, что одна из существенных деталий расхождения описания эпизода с разведчиками в книге Бемидбар и в книге Дварим - это то, что В Бемидбар сказано, что Всевышний говорит: "Пошли себе...", а в книге Дварим народ настаивает на том, чтобы послать разведчиков. Что же произошло на самом деле и в качестве кого были посланы эти князья? Довольно трудно представить себе, что князья были посланы просто в качестве разведчиков, которых требовал народ, потому что обычно в разведку посылают людей более низкого ранга. Очевидно, надо понимать так, что Моше послал их в соответствии с тем, что написано в книге Бемидбар и дал им определенные инструкции, но одновременно они получили и наставление народа исполнить миссию военной разведки. Таким образом они пошли, как двойные посыльные: как посыльные Моше и как посыльные народа. Хорошо ли это, что люди, посланные Моше, посланы еще и всем народом вцелом? Оказывается, что в этом ничего хорошего нет. Почему? Попытаться понять это на простом уровне - не так просто. Трудно объяснить на рациональном уровне, что плохого в том, чтобы заодно с поручением "высокого начальства", выполнить и просьбу простого народа - посмотреть, что да как в этой земле?

Попробуем разобрать вопрос, почему Моше понравилось предложение народа и показалась правильной инициатива послать разведку? - Все это потому, что в Торе есть правило не полагаться на чудо. Народу Израиля обещано, что будут чудеса, что они войдут в Землю и спокойно овладеют ею, но народ говорит, что он не хотел бы почивать на лаврах и полагаться только на чудо, и они считали, что если что-то зависит от них, то они должны подготовиться к войне. Моше решил, что это, действительно, неплохо, потому что если человек хочет внести свой вклад в такое важное дело, как завоевание Эрэц Исраэль, то следует дать ему возможность проявить такую инициативу. Правда, мы знаем, что у народа была и задняя мысль, может быть и не такая плохая сама по себе. Когда Моше их распекал за то, что они не поверили в то, что могут завоевать Землю, они ничего не ответили, хотя у них был очень хороший ответ: "Ты же не знаешь, Моше, что ты не войдешь в Землю". Им не позволила так ответить элементарная человеческая этика.

Ответ на вопрос: Должен ли был Моше знать заранее о том, что он не войдет в Землю, если это было написано в Торе? Во-первых, Тора диктовалась кусочками, а во-вторых, Письменная Тора состоит из одних согласных и поэтому, если Всевышний не хотел бы объяснять Моше смысл какого-то места, то он мог продиктовать просто набор согласных без объяснений. Талмуд тоже задает такой вопрос. Есть еще более трудный вопрос, как Моше мог написать: "И умер Моше" (если к этому моменту он еще не умер)? Такие вопросы задаются не только по отношению к Моше, но для Моше - это наиболее острый вопрос, потому что он писал Тору своей рукой. Так же точно можно задать вопрос и относительно пророков, которые учили Тору: "Ты - пророк, и учишь Тору, но ведь ты же знаешь, что в ней написано?" Однако каждый человек, даже пророк, знает только до того предела, который ему положен, и ни один живой человек во всех подробностях не знает до конца своей биографии, иначе невозможно жить. Этот принцип четко формулируют наши мудрецы, начиная от царя Шломо. Рамбам очень ясно говорит, что мир существует только благодаря безумию, потому что если бы человек знал день своей смерти, то он никогда бы не построил дома и не посадил бы дерева. Неведение, поэтому, - это спасительная вещь, которую Всевышний вложил в наши души, как формулирует Шломо: "вгам олам (написано без "вав", - "сокрытие") натан белебам".

Ответ на вопрос: Разговор о том, что прошедшее и настоящее известно, а будущее - неизвестно, напоминает замечательную шутку Зельмана. Он сказал как-то, что открыл некоторый закон природы и дал абсолютное определение тому, что есть настоящее, прошедшее и будущее с точки зрения теории относительности. Прошлое - это та область, относительно которой у нас нет заблуждения, будто мы можем ее изменить, но есть заблуждение, что мы можем ее познать. Будущее - это та область, относительно которой у нас нет заблуждения, что мы можем ее познать, но есть заблуждение, что мы можем ее изменить, а настоящее - это та точка, в которой одни заблуждения сменяются другими. К этому определению просто нечего добавить! Конечно, различие между прошедшим и будущим - есть, но оно не так грубо, как может показаться на первый взгляд, потому что, чем дальше мы заглядываем в прошлое, тем большая степень неопределенности появляется в нашей возможности узнать, что же было на самом деле. При попытке понять, как же было на самом деле, человек получает набор все более расплывающихся версий, и нет никакой возможности установить доподлино, как на самом деле было, за исключением какого-нибудь сугубо "полицейского" факта, в котором тоже в очень редких случаях можно узнать истину. Поэтому, сильным заблуждением надо считать мнение, что прошлое нам хорошо известно. Там, где речь идет о человеческой памяти, о том, что случилось на протяжении жизни какого-то отдельного человека, то можно сказать, что о прошлом он знает все то, что он не забыл, а о своем будущем он не знает почти ничего, за исключением того, что он знает пророчески или "бэруах hакодэш" или по интуиции. Всевышний вложил в сердца людей "невидение" и "одел" человека так, чтобы он не все помнил в прошлом, и не все видел в будущем. При этом следует признать, что между тем, что есть в моем личном прошлом и в том, что меня ждет в моем личном будущем, есть существенная ассиметрия.

Ответ на вопрос: Почему не все разведчики несли плоды Земли (Йеhошуа и Калев - не несли), несмотря на данный им приказ? Объяснение может быть такое, что они уже чувствовали, с какими намерениями несут эти плоды, и решили, что лучше они не буду участвовать в выполнении, тем более, что не было сказано, что каждый должен нести.

Посланники Моше или посланники народа

Ответ на вопрос: Почему вдруг при посылании разведчиков Моше перименовал Иеhошуа и назвал его вместо Ошеа - Йеhошуа, добавив букву "Йуд"? Моше, будучи пророком, опасался, очевидно, нехороших последствий этой миссии разведки, и мидраш говорит нам, что он добавил эту букву к имени Йеhошуа для того, чтобы она защитила его от присоединения к сговору разведчиков. Не вдаваясь в объяснения по поводу того, как буква может "защитить", посмотрим, что говорит дальше мидраш, а он говорит очень странную вещь. В мидраше говорится, что Моше, зная скромность Йеhошуа, боялся, что он может примкнуть к этому сговору. Что за странная скромность, из-за которой человек может примкнуть к заговорщикам? По нашему обычному, так сказать, социально-психологическому, опыту, на первый взгляд скромность и беспринципность соседствуют. Но если вдуматься, то в чем же здесь может быть скромность, если человек, допустим, проявит как угодно замаскированную, но тем не менее явную, недобросовестность при выполнении задания? Это же никак не скромность, а в конечном счете - преступление. Что такое вообще скромность? Скромность - это когда человек готов пожертвовать своим ради других.

Получилось так, что изо всех посланных только один Йеhошуа выигрывал явным образом от того, что евреи вошли бы в Землю, так как он становился при этом руководителем всего народа. И, наоборот, он был единственным человеком, который ничего не выигрывал от задержки в пустыне (невхождения в Землю). Поэтому, существовала опасность, что ради того, чтобы не действовать в сторону своих личных интересов, он может себе во вред примкнуть к этому сговору. Этого и опасался Моше. Правда, здесь имеется некоторая трудность: для того, чтобы Моше мог рассуждать таким образом, он должен был бы знать содержание пророчества, что он не войдет в Землю. Поэтому, не ясно, мог ли Моше так рассудить, руководствуясь только интуицией или, возможно, что эти два драша просто противоречат друг другу.

Ответ на вопрос: Почему Моше, если принять, что он пророчески видел, чем кончится эта разведка, не отменил ее и не настоял на том, чтобы народ сразу отправился в Землю? - Как же он мог настоять, если к нему пришли люди и попросили, чтобы были посланы разведчики? Он, конечно, мог бы не посылать эту разведку, если бы такая идея ему не понравилась, но ему она понравилась! И он спросил разрешения у Хозяина, и получил ответ: "Посылай". После этого у него начались какие-то предчувствия и он изменил имя Йеhошуа. Что касается Калева, то с ним было все в порядке. Очень трудно сказать, знал ли Моше, что 10 человек из 12 будут плохими.

Ответ на вопрос: Что бы изменилось если бы разведчики принесли другие известия? - Прежде всего, какая вообще нужна разведка, если уже есть решение вступать в Землю? И вопрос о том, когда это надо осуществлять, по-видимому, также решается не на этом уровне. Фактически они уже получили соответствующее указание от Хозяина, но они сказали: "Стоп, давайте пошлем разведку". Возможно, что если народ чувствует, что он не готов, то не стоит "толкать их силой". Как говорил Розерфор: "если опыт стоит не слишком дорого, то всегда лучше, чтобы человек убедился в своей глупости на опыте". Есть такое важное правило, что когда человек назначает шалиаха (посланца), то посланец действует не только именем пославшего его, но он как бы наделяется силой того, кто его послал. Поэтому вовсе не безразлично, кто этого посланца послал. Основной вопрос в этой истории: какой смысл в миссии разведчиков? Если Всевышний сказал, чтобы их послать, пусть и не в форме приказа, а просто выразив согласие на эту очень опасную миссию, то спрашивается ради чего он это сделал? (Многие, кстати, считают, что это был именно приказ и что необходимо было послать разведчиков). Основной ответ состоит в том, что это было испытание народа.

Продолжение ответа на вопрос: Если вдуматься в слова, которые были сказаны Аврааму, когда он получил свое первое поручение: "лэх-леха меарцеха ....ашэр арэха", то можно понять, что в них содержится почти все объяснение того, что произошло с мераглим. Аврааму сказано: "лех-леха", а Моше Он сказал: "шлах-леха" - то есть, ради твоей пользы "иди", или "пошли", так как Я даю тебе поручение, которое всегда является испытанием. Испытание Авраама состояло в том, чтобы он не спрашивал координаты Земли и что это за Земля. Было просто сказано: "Иди себе в Землю, которую Я тебе покажу". Эти слова сопровождают еврейский народ с момента его зарождения - от этого приказа Аврааму, и дальше на протяжении всей истории: "Иди в Землю, которую Я тебе покажу". А равв Кук читает их еще и по-другому: "Иди в Землю, в которой Я тебя покажу", так как можно перевести и так. Отношения с этой Землей очень непростые.

Продолжение ответа на вопрос: Равв Соловейчик понимает необходимость разведовательной миссии, исходя из того, что мудрецы не разрешают человеку жениться, если он хоть раз ни повидает невесту, чтобы он не говорил потом: "если бы я знал, что она такая уродина, я бы на ней никогда не женился". По закону Торы можно послать порученца, чтобы он обручил невесту, но мудрецы говорят, что сначала следует на нее посмотреть. Поэтому-то 12 колен должны послать каждый своего князя, чтобы они пришли и посмотрели на эту Землю: хороша ли она, что это за земля, и чтобы они были готовы вступить с ней в "брачный союз". Но эта земля - живая, и надо не только ее посмотреть, но надо и себя показать. Земля должна увидеть, где же, наконец, мой народ, которого я жду. Поэтому было очень важно, чьими порученцами они прийдут. Если они прийдут порученцами Моше, то они немедленно подготовят эту Землю к тому, чтобы она их приняла, и дальше им не понадобилось бы даже воевать. Весь дух ханаанских народов был бы покорен тем, что посланники Моше, представители всех колен, прошли по Земле и подготовили ее. Это - не на рациональном уровне, а на уровне более тонких взаимодействий миров. Разведчики же пришли, как представители всего народа, а в народе были люди и не вполне готовые. Поэтому народ не зря волновался, но от этого народ испортил всю "подготовительную работу".

То, что чисто военная разведка была совершенно никчему, видно из того, что Йеhошуа потом, уже после смерти Моше, когда он должен был вводить народ в Землю, снова посылает разведчиков, но он посылает всего двоих: Калева и Пинхаса. Казалось бы что же это была за разведка, когда они просто побывали в доме этой потрясающей женщины - Рахавы, сбежали оттуда и прятались несколько дней. Однако, когда они вернулись в лагерь, оказалось, что они прекрасно справились с задачами этой разведки. Почему? - Потому что они выполнили именно эту функцию: они пришли представителями Йеhошуа, который был представителем Моше. В том-то и была ошибка народа в пустыне, что никто, кроме Моше, не имел силы так сверхестественно покорить эту Землю. И Йеhошуа тоже не был в силах, потому что это был не его уровень управления. Зато он выступал, как шалиах Моше. Поэтому, когда разведчики Йеhошуа принесли весть о том, что дух ханаанских народов сломлен из-за тех известий, которые до них дошли о выходе евреев из Египта, и о их хождении по пустыне, это было все, что надо было сделать этой разведке: надо было явиться в эту Землю и "зафиксировать капитуляцию ханаанского духа". И больше ничего не надо было.

Ответ на вопрос: Почему они сбежали? - Потому что человек не имеет права полагаться на чудо, и если за ними гонится армия ханаанских царей, то они должны от нее прятаться.

Ответ на вопрос: В потенции дух ханаанских народов был сломлен до прихода разведчиков, но в момент, когда они пришли к Рахав, они смогли это "зафиксировать". Рахав была очень непростая женщина. Мидраш говорит про нее, что она была одной из 4-х самых красивых женщин в истории человечества, и не просто ее клиентами были З1 ханаанский царь и еще некоторые заморские цари, а она (по этому мидрашу) была никто иная, как Лилит, которая была такой силой, нечистой, подчинить которую было непростой задачей. Когда она сделала тшуву, то вместе с ней был зафиксирован факт капитуляции ханаанских царей. Она сказала разведчикам: "Перед вами все капитулируют". Она вышла потом замуж за Йеhошуа, и от нее произошли такие пророки, как Йехэзкэль, Ирмия.