К оглавлению "Дни траура"

Лейб Горбачевский

Любовь и ненависть в судьбе еврейского народа

(попытка исследования)

1. Ненависть - самая древняя проблема человечества. Причина разрушения Второго Храма. Лекарство от ненависти.
2. Йосеф и его братья: как рождается ненависть.
2.1. Самое яркое и детальное описание ненависти в Торе - история продажи Йосефа. Вопросы, которые ставит перед нами эта история.
2.2. Вот порождения Яакова: Йосеф... Особое назначение.
2.3. Пас братьев. Начало миссии.
2.4. заповедь ТоХАХА - увещевание.
2.5. Что такое ДИБА РАА? Проблемы перевода.
2.6. Тайна полосатой рубашки
2.7. Сны Йосефа. Зачем дразнить гусей. Введение в толкование сновидений.
2.8. И ПОБРАНИЛ ЕГО ОТЕЦ ЕГО. Реакция Яакова на сон про светила. Выговор с занесением.
2.9. вывод братьев. Итог. Односторонний механизм ненависти.
3. Продолжение истории "Йосеф и его братья".
3.1. Что дало братьям шанс "вернуться"? Благополучное окончание истории.
3.2. Прошло ок. 2000 лет... внезапное продолжение. Связь между событиями времён разрушения второго Храма с историей продажи Йосефа - История "10- ти казнённых империей".
3.3. Анализ мидраша о "10 казнённых империей". Высказывания мудрецов, подтверждающие сумасбродное заявление императора. Вопросы, которые вызывает привязка казни 10 мудрецов к "делу о продаже Йосефа".
3.4. Ответ на первый вопрос. Связь между двумя описываемыми событиями - не причинно- следственная, а онтологическая.
3.5. Проблемы поколения 10 "погибших от руки империи".
3.6.Метаисторическая причина разрушения Храма.
3.7. История о Камца и Бар Камца.
3.8. Анализ рассказа о Камца и Бар Камца. Связь с "10 казнённых империей". Связь с заповедью увещевания.
3.9. Ещё один пример неоправданной ненависти. Смерть 12 тысяч пар учеников рабби Акива.
3.10. Выводы. Неактуальность поднятой темы.
3.11. Ответ на вопрос о " закрытии счета". Тшува ме аhава и тшува ми йира. "Несовершенство" раскаяния братьев Йосефа. Любовь - как возможность полного исправления проблемы неоправданной ненависти.
4. Практическое применение идей данной статьи. Что же такое неоправданная любовь? Формулировка вопросов. Направления поиска.



1. Ненависть - самая древняя проблема человечества. Причина разрушения Второго Храма. Лекарство от ненависти.

В книге Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц" есть такой потрясающий силы вопрос:

"тысячи лет барашки едят розы, розы отращивают шипы, а барашки едят их с шипами. А розы продолжают всё равно отращивать шипы, хотя те их не защищают. Так неужели же это неважно знать, зачем розы всё-таки отращивают шипы?".

Испокон веков, с детей самого первого человека, везде, где встречаются более одного человека, возникает ненависть, вражда, раздор. Иногда (это удел нашего века), для этого даже не нужно второго. Половинки раздвоенного Я прекрасно приспосабливаются ненавидеть друг друга.

Так неужели же это не сверхважно понять, откуда и как возникает это чувство, и есть ли лекарство от этой болезни?

Уже почти ровно две тысячи лет плачут евреи о своём разрушенном Храме. За это время рождались и умирали народы, возникали мировые религии, а евреи оплакивали свой Храм.

Храм был разрушен как точное исполнение пророчеств.

Как следствие конкретной военно-политической ситуации.

Но!

У Разрушения были и духовные причины.

В вавилонском Талмуде спрашивается: "Известно, что Первый Храм пал из-за трёх самых страшных преступлений, идолопоклонства, кровопролития и разврата. Но Храм Второй, когда изучение Торы стало делом всего народа, когда не осталось, никакого следа от служения чужим богам, за что был разрушен он?".

И отвечает: "За то, что была там неоправданная ненависть".

Это широко известно, про это рассказывают в Израиле детишкам в детских садах.

Чуть менее широко, но тоже очень известна идея выдающегося мудреца прошлого столетия рава А. Кука, о том, что Храм Третий будет построен, когда пятно неоправданной ненависти будет смыто. А смыть его можно, по мнению рава Кука только одним способом. Называется он: неоправданная любовь.

Мы попробуем проанализировать всё это.



2. Йосеф и его братья: как рождается ненависть.

2.1. Самое яркое и детальное описание ненависти в Торе - история продажи Йосефа. Вопросы, которые ставит перед нами эта история.

В Торе нет более яркого примера того, как возникает ненависть, чем история продажи Йосефа братьями. Из рассказов о наших праотцах это - видимо, самая скользкая история. Эти строки в книге Берэйшит хочется поскорее перелистать. В самом деле, отцы нации, основатели религии, по определению должны быть праведниками, мудрецами, героями. Но уж, во всяком случае, не доносчиками и не торговцами своими братьями.

Честно говоря, даже не понятно до конца, что собственно, привело этот сюжет к столь трагической развязке. Полосатая рубашка? Сны? Как-то несерьёзно. Я хочу попробовать показать, что развитие ситуации, так, как оно и происходило - нормально и обыкновенно. Противостояние этому естественному процессу - наоборот, требует сверхчеловеческих усилий.

Итак, как же возникает ненависть? Для того чтобы понять, как этот процесс развивается изнутри, попробуем на каждое событие, которое описывается в начале 37-й главы книги Бэрэйшит, посмотреть глазами главных героев. Как мы увидим, такой психологический подход позволяет очень убедительно объяснить почти все "трудные" места в этом отрывке.

Бэрэйшит 37-1



2.2. Вот порождения Яакова: Йосеф... Особое назначение.

"Вот порождения Яакова. Йосеф 17 лет от роду пас скот вместе с братьями". Простая патриархальная идиллия. Если не заглядывать в оригинал, можно никакой проблемы и не увидеть. Но в оригинале нет никакого разделения между "Яакова" и "Йосеф". И тогда фраза получается неоднозначной. Одно из прочтений, предлагаемых комментаторами: "Вот порождения Яакова: Йосеф 17 лет от роду…".

Порождения, в смысле, продолжение.

А как же остальные 11 сыновей, по определению, праотцы колен Израиля? Ответ неоднозначен.

С точки зрения 11 братьев - это ошибка, которую нужно исправить.

С точки зрения Иосефа - продолжение Яакова, как и продолжение его 11 братьев, пойдёт через него (он это свое предназначение понимает), и в этом смысле он, Йосеф - порождение, продолжение Яакова.

Для нас же, имеющих преимущество видеть процесс в перспективе, Йосеф принципиально отличается от своих братьев. Они - великие основатели колен, племён, Израиля; Йосеф же отец основателей колен, точнее двух из двенадцати: Эфраим и Менаше.



2.3. Пас братьев. Начало миссии.

hАЙА РОЭ ЭТ АХИЙhЕМ БЭ ЦОН "Пас скот вместе с братьями".

Фраза очень трудна для понимания. И хочется доверять переводу, элегантно закругляющему углы. Но понимание, что Йосеф пас братьев (взял на себя роль пастыря) - первым приходит на ум.

С чего бы вдруг Йосефу - эта роль?

Мы имеем следующие данные:

  1. 17-летний юноша (возраст абсолютной бескомпромиссности),
  2. обладающий особым духовным видением, точнее особым умением отличать,
  3. видит неправильные поступки своих братьев (что за поступки - нам не так важно. То, что они были - видно в следующих стихах (см. комментарий на "И приносил Йосеф о них славу худую их отцу")

Что он делает?



2.4. заповедь ТоХАХА - увещевание.

Есть одна такая непростая заповедь: увещевания - "тохаха". Если вы видите еврея, который промахивается (неправильный перевод - грешит), вы обязаны подойти к нему и, как можно ласковее ему сказать: " Ты знаешь, Абраша…", и т.д. по обстоятельствам. Он, конечно, может расстроиться, обидеться. Это нехорошо, но от обязанности увещевать его вас не освобождает. Если он вас при этом посылает подальше, вы никуда не идёте, обзывает идиотом - продолжаете. Только до рукоприкладства нельзя дело доводить.

Всё это не включает случая, когда нет никакого шанса, что уважаемый еврей вас послушает, а, напротив, ваше увещевание вызовет у него дополнительную волну ненависти к вам, вашим предкам, и ко всем пейсатым. В этом случае, увы, вы свободны от заповеди тохаха.

Это, только кажется просто. Если вы, недостаточно деликатно к делу подходите, вы же можете человека оскорбить. А, если, его не надо было увещевать (к примеру, вам только показалось, что он промахнулся)? Тогда получается, промахнулись вы.

Вообще, умение достучаться до совсем наглухо заколоченных сердец и, при этом, не оскорбить и не обидеть, в наше время почти совсем утрачено. (Причём так давно, что сама последняя фраза - вольный перевод Талмуда).

Сама эта заповедь - тохаха - появляется в том же стихе Торы, который запрещает ненависть:

ВАЙИКРА 19- /17/ НЕ ПИТАЙ В СЕРДЦЕ ТВОЕМ НЕНАВИСТИ К БРАТУ ТВОЕМУ; УВЕЩЕВАЙ БЛИЖНЕГО СВОЕГО, И НЕ ПОНЕСЕШЬ ЗА НЕГО ГРЕХА.

и связана с этим запретом жёсткой обратной зависимостью: увещевай, а не ненавидь в сердце; увещевай, чтобы не ненавидеть. Мы ещё вернёмся к этой зависимости.

Итак, Йосеф пытается увещевать, "пасти" своих братьев.

В тексте про их реакцию не приводится, но её, вполне, можно просчитать, исходя из следующего:

  1. братья были старше него
  2. некоторые уже имели за плечами разнообразный житейский опыт - разгром Шхема, например.
  3. об особых духовных свойствах Йосефа могли и не знать.

Реакция типа: "Этот молокосос нам, победителям Шхема, будет закон преподавать?! Да он просто к рулю тянется!" кажется вполне логичной.



2.5. Что такое ДИБА РАА? Проблемы перевода.

В разных переводах Торы на русский фигурируют самые разные подходы к пониманию этой фразы:

"И приносил Йосеф о них славу худую их отцу"

"Йосэф сообщал своему отцу их речи в дурном виде"

"И ДОНОСИЛ ЙОСЕФ О НИХ ХУДЫЕ ВЕСТИ ДО ОТЦА ИХ".

Такие расхождения в переводах вызваны очень проблематичным словом ДИБАТАМ hАРАА

ДИБА обозначает "клевета", как уголовное действие и как конкретный "материал".

Местоимённый суффикс "МЭМ" должен по идее переводиться и пониматься как "их".

hАРАА - дурная, плохая.

А теперь попробуйте соедините всё вместе и, с учётом контекста, создайте свой собственный комментарий.

Мне, лично, легче принять комментарий МаЛьБиМа, который сводится к тому, что Йосеф пересказывал Яакову ту клевету, которую братья выливают друг на друга.

То есть, сначала он пытался воздействовать сам (см. комментарий "Пас скот вместе с братьями"). Когда он видит, что его увещевание не помогает, он обращается за помощью к отцу.

С точки зрения Йосефа - это оправданный "лашон hа-ра".

Есть такое понятие: "лашон а ра" для пользы дела. Ну необходимо иногда довести негативную информацию, чтобы предупредить более серьёзные проблемы.

То есть, если у отца есть шансы повлиять на ошибающихся братьев, то, без сомнения, Йосеф должен был всё ему рассказать.

Братья же считают его уже за доносчика (а доносчик, по еврейским понятиям - опасность смертельная). Ещё один пункт обвинительного заключения.



2.6. Тайна полосатой рубашки

Далась же Яакову эта рубашка! Он что, не видел к чему всё идёт?

И СДЕЛАЛ ЕМУ ОДЕЖДУ РАЗНОЦВЕТНУЮ. /4/ КОГДА БРАТЬЯ ЕГО УВИДЕЛИ, ЧТО ОТЕЦ ЛЮБИТ ЕГО БОЛЕЕ ВСЕХ БРАТЬЕВ ЕГО, ТО ВОЗНЕНАВИДЕЛИ ЕГО И НЕ МОГЛИ ГОВОРИТЬ С НИМ ДРУЖЕЛЮБНО.

Именно поведение Яакова наиболее загадочно во всей этой истории. Интресно и его совершенно особое отношение к Йосефу, и к его матери, но ... мы займёмся более доступными пластами. А рубашку будем рассматривать как данность.

Иосеф - "бен зкуним" - сын старости, на нём (так говорят комментаторы) лежит обязанность быть при отце и прислуживать ему. Поэтому особая одежда совершенно оправдана. Из почтения к отцу. Точно так же как совершенно оправдана особая одежда первосвященника, отличающая его от его братьев коэнов (кстати, словом кутонет - рубашка называется одна из одежд первосвященника)... Не для его же почёта она на нём. Из почтения к Отцу. Это самое поверхностное объяснение. А кроме него, можно предположить, что уж Яаков-то об особом предназначении Иосефа догадывался, и эту-то роль и должна была бы символизировать полосатая рубашка.

Для братьев выделение Йосефа должно было означать одно - "скрипач- не нужен". Весь опыт предшествующей истории свидетельствовал о постоянном отборе. Из потомков Адама остаётся Шет, из сыновей Ноаха его линию продолжает только Шем. Из сыновей Авраама - Ицхак лишь наследует, остальные - шелуха, Яакову - суждено стать Израилем, Эсаву же эсавово… нет, не должна была греть сыновей Яакова перспектива, открывающаяся с пожалованием Йосефу полосатой рубашки.

Идея же о том, что с этого момента, от потомства Яакова, начинается новая эпоха, когда не будет разделение на зёрна и плевела, когда хлеб из отрубей будет дороже хлеба из тончайшей муки, эта идея была слишком свежа, чтобы они могли её принять.



2.7. Сны Йосефа. Зачем дразнить гусей. Введение в толкование сновидений.

И дались же Йосефу эти сны! Сидел бы и молчал. Он что не видел, к чему всё идёт?

Видимо, увидел Йосеф в этих снах возможность примирения с братьями. Иначе бы, зачем он им их так настойчиво рассказывал. "Послушайте", - значит, слушать даже не хотели.

/7/ ВОТ МЫ ВЯЖЕМ СНОПЫ ПОСРЕДИ ПОЛЯ,
Итак, как же следует понимать сон

по Йосефу: мы с вами работаем в одном поле, "в одной упряжке".

И ВОТ ПОДНЯЛСЯ МОЙ СНОП И СТАЛ, И ВОТ КРУГОМ СТАЛИ ВАШИ СНОПЫ И ПОКЛОНИЛИСЬ МОЕМУ СНОПУ".

Заметьте, не я встал - сноп, то, что я делаю, оно вне зависимости от меня, "вдруг", оказывается важнее всего остального.

Нет в этом для вас ничего плохого. Вот, к примеру, автомобиль. Да, мотор - самая главная деталь. Но без любой другой, даже и более мелкой детали, какого-нибудь шарика в подшипнике даже, машина далеко не уедет. Тем более, к примеру, без коробки передач или бензобака.

Анализ братьев - психоанализом по пророчеству.

Ведь сны можно толковать по-разному. Да и сны бывают разные. Одному кошмары снятся с перепоя, другому - как результат вытесненного Эдипова комплекса, а третьему - потому что ровно через год (или сто) этот кошмар в точности станет явью. Братья увидели в снах Йосефа скрытую жажду власти. Результат - ещё большее увеличение ненависти.

Второй сон - он очень важен как пророчество, а, кроме того,
по мнению Йосефа должен бы убедить братьев в истинности пророчества.

ВОТ СОЛНЦЕ И ЛУНА И ОДИННАДЦАТЬ ЗВЕЗД КЛАНЯЮТСЯ МНЕ

Буквальное понимание - власть над светилами

"Поймите, о чём речь идет - о настоящем предназначении сынов Йисраэля, об управлении миром, светилами, а вовсе не о борьбе за власть в маленьком пастушеском племени"

Но для братьев сон - свидетельство перехода мании величия Йосефа в крайне опасную форму.



2.8. И ПОБРАНИЛ ЕГО ОТЕЦ ЕГО. Реакция Яакова на сон про светила. Выговор с занесением.

Это, конечно, очень тонкий ход Яакова. Он, понимая пророческую сущность снов Иосефа, выносит Йосефу публично выговор с занесением. Это слово hАРАА именно обозначает внешнее проявление недовольства.

В данном случае, можно представить, что Яаков хотел добиться какого-то сброса напряжения. Вот видите, и я к Йосефу серьёзно не отношусь.



2.9. вывод братьев. Итог. Односторонний механизм ненависти.

Но колёса ненависти уже так крутились, что всё уже было очень серьёзно. Можно вполне предположить, что если до "выговора" именно признание Яаковом притязаний на первенство как-то удерживало ненависть братьев, то выговор снял и этот барьер.

Братья: "Да он просто самозванец!" Дальше высшая судебная инстанция колен Израиля вынесла Йосефу смертный приговор.

Йосефу, последними словами которого в этом акте были:" о братьях моих я прошу".

История эта печальна и поучительна. История эта, к сожалению, совершенно обычная история. Так рождается ненависть. Так она приводит людей к самым страшным поступкам. Тора показывает нам внутренний механизм, то, что обычно остаётся неосознанным. И самая главная часть этого механизма ненависти: нежелание понять другого человека, неспособность согласиться с самим фактом существования другого мнения, другого взгляда, другого человека.

В самом деле, потрясающе, как шаг за шагом, то, что Йосеф предпринимает для примирения с братьями, работает против него, раздувая и раздувая пламя...



3. Продолжение истории "Йосеф и его братья".

3.1. Что дало братьям шанс "вернуться"? Благополучное окончание истории.

Думаю, что вся эта история имела продолжение только благодаря Йосефу. Если бы он отвечал бы братьям взаимностью, то всё вполне могло бы закончиться тем трагическим эпизодом. Но именно любовь Йосефа ("о братьях моих я прошу") и настойчивость в любви, несмотря ни на что, дала и братьям шанс на раскаяние.

У этой истории есть-таки продолжение.

И счастливый конец.

После головокружительных перепитий сюжета Йосеф добивается того, что искал - братьев.

Они приходят к нему в Египет. И там уже он, приводит их к настоящему раскаянию. Далее следует драматическая развязка: раскрытие Йосефа перед братьями, все плачут, Яаков величественно спускается в Египет.

Далее вступает хор. Классическая греческая трагедия.

Ну, масштабы характеров, конечно, никаким Гераклам и Прометеям не снилась. Мы не про это.



3.2. Прошло ок. 2000 лет... внезапное продолжение. Связь между событиями времён разрушения второго Храма с историей продажи Йосефа - История "10- ти казнённых империей".

Казалось бы, история окончена. Счета закрыты.

Но не проходит и пары тысяч лет, а вдруг возникает продолжение. Следующая история читается ежегодно в самый кульминационный момент Судного дня. К сожалению, она, видимо, имела место быть.

Тот злодей- император узнал, что Йосефа продали за пару башмаков. Приказал он схватить 10 самых великих учёных Торы и объявил им: "слушайте приговор Небес".

Спросили они его: " если брата своего продали 10 братьев, мы - в чём вина наша, за что казнишь нас ты?".

Ответил злодей: "были бы живы те 10, велел бы я их повесить; но, поскольку, нет их среди живых, вас буду судить я, ибо вы стоите тех десятерых".

Сказали они: " дай нам сроку 3 дня, и узнаем, если, вправду, приговор подписан небесами, то приговор небесный покорно на себя мы принимаем".

Мудрецов казнили по одному, каждого особой и мучительной казнью, и мидраш детально описывает ужасающие подробности их смерти.

... Так погибли от страшной казни светочи Торы … те, кого называют "10 казнённых империей".



3.3. Анализ мидраша о "10 казнённых империей". Высказывания мудрецов, подтверждающие сумасбродное заявление императора. Вопросы, которые вызывает привязка казни 10 мудрецов к "делу о продаже Йосефа".

И мне представлялось ранее, что фантастическое обвинение - плод маниакального сознания злодея - императора (см. "Жизнь 12 цезарей" Транквилла). Потому что... ну как можно себе вообразить, что это - всерьёз? А, если этого не может быть, потому что "этого не может быть никогда", то тогда и подробности текста не так важны. Например, факт вопроса Небес и подтверждения приговора... Нет, конечно, без решения Небес - ни одной волосинки не упадёт. Но, приговор - отдельно, а обвинение - отдельно. Так мне представлялось, пока не встретилось мне гораздо более однозначное утверждение мудрецов из мидраша на притчи царя Шломо:

Сказал рабби Йеошуа бэн Леви: "не было никакой другой причины "10 казнённых империей" кроме как грех продажи Йосефа."

Сказал рабби Авин: "Я бы сказал, что в каждом поколении десять (праведников) расплачиваются (за продажу Йосефа) и до сих пор грех этот существует.

Конечно, от высказывания рабби Йеошуа бэн Леви, мудреца эпохи Мишны и почти современника описываемых событий, не отмахнёшься как от какого- нибудь Адриана или Нерона. Но только как же это может быть?

И у меня появляются сразу два очень серьёзных вопроса к нашим мудрецам, благословенна их память:

  1. каким образом может кто-либо нести ответственность за поступки своих предков, живших за 100 поколений до него? И не в принципе, символически, абстрактно, а самым конкретным образом (конкретность с леденящими подробностями даёт продолжение первого мидраша - он приводится, как я уже упоминал в молитвенниках на Йом - Кипур, в последней части Мусафа). И это притом, что в Торе написано, что даже дети за родителей не отвечают.
  2. разбирая сами события, произошедшие в ту далёкую эпоху, мы, казалось бы, полностью убедились, что " всё окончилось прекрасно, братьям сразу стало ясно..."- прямо по Хармсу. Братья раскаялись? Раскаялись. По нашим же еврейским законам следует, что в случае таких тяжёлых преступлений, как, например, продажа человека в рабство тшува (неполный перевод- раскаяние) переводит наказание в условное, а страдания, которые не являются собственно наказанием - очищают полностью. И то, и другое в рассказе присутствует. Страдания братьям обеспечивает тот же Йосеф. Благо, должность ему это позволяет. Это - феноменально интересное место в Торе, но рамки данного исследования не позволяют нам на нём остановиться. Короче, братья проходят в Египте под руководством Йосефа сжатый курс раскаяния, страданий и испытаний. Проходят успешно, а, значит, счёт, действительно, должен быть закрыт.

И, тем не менее, мудрецы утверждают, что счёт - таки не закрыт (рабби Йеошуа бэн Леви), и предъявлен к оплате может в любое время (рабби Авин).



3.4. Ответ на первый вопрос. Связь между двумя описываемыми событиями - не причинно- следственная, а онтологическая.

В продолжение отрывка из мидраша на притчи царя Шломо, который мы процитировали, приводится высказывание рабби Авина: "Я бы сказал, что в каждом поколении десять (праведников) расплачиваются (за продажу Йосефа) и до сих пор грех этот существует.

Ещё дальше идёт рабби Авин, мало 10 праведников, погибших в его поколении, в каждом (а прошло к тому времени около 100 поколений) происходит расплата, и нет тому конца. А как же быть со знаменитым " сын за отца на отвечает", которое, конечно, было автором позаимствовано из Торы, где сказано: "не будут умерщвлены сыновья за преступления отцов; каждый только за свой грех может быть казнён". Но, ведь, и в самой Торе есть, казалось - бы, совершенно, противоположный принцип: "взыскивающий преступления отцов с детей, с третьего и четвёртого поколения". Вот она мстительность и беспощадность еврейского Бога? Но как это сопоставить с первым утверждением?

Нет. Нет жестокости. И противоречий тоже. Наоборот. Сам последний принцип - один из 13 качеств Божественного Милосердия. Объяснение очень простое: "взыскивающий преступления отцов с детей, с третьего и четвёртого поколения" - "Если они следуют (дурному) примеру своих отцов" - комментирует это место РАШИ. Противоречие снимается. Восстанавливается справедливость. Но в чём же милосердие? В том, что первое поколение может, несмотря на то, что наказание вполне заслужило, получить отсрочку - до второго, третьего, четвёртого поколения. Родителям даётся шанс исправить проблему, если не у себя, то хотя бы у правнуков.

Из всего этого следует, что акцент в словах рабби Авина нужно ставить на конец фразы: и до сих пор грех этот существует. Если существует до сих пор, то понятна и связь с историей продажи Йосефа: не дети, расплачивающиеся за родителей, а дети, проходящие по одной статье с родителями.

Остаётся пока открытым вопрос, почему в нашей истории по страшному этому счёту платят праведники и мудрецы. Ни одна из деталей жизни этих великих евреев (а до нас дошло немало сведений об их жизни, особенно, конечно, о рабби Акиве) не даёт ни малейшего намёка на то, что кто-либо из них совершал что- либо подобное продаже Йосефа его братьями. Наоборот, про рабби Акиву известно, что он изъездил вдоль и поперёк всю Римскую империю, выкупая пленных евреев.



3.5. Проблемы поколения 10 "погибших от руки империи".

Итак, наше расследование приводит нас к той эпохе, в которую жили мудрецы, казнённые императором. И искать мы там должны проблемы, похожие на те, которые привели к продаже Йосефа.

Вообще, исторический факт одновременной казни 10-ти виднейших учителей поколения - не общепризнан. Мудрецы, о которых идёт речь, жили в разные годы. И гонения на евреев, учителей Торы, в первую очередь, после разгрома Великого восстания продолжались долгое время. Вполне возможно, что все они были казнены не в одно время. Но фактом остаётся то, что все они принадлежат одной эпохе - эпохе Разрушения Второго Храма. Одному из самых страшных периодов еврейской истории.



3.6.Метаисторическая причина разрушения Храма.

Храм был разрушен как точное исполнение пророчеств. Как следствие конкретной военно-политической ситуации. Но! У Разрушения были и духовные причины. В вавилонском Талмуде спрашивается: " Известно, что Первый Храм пал из-за трёх самых страшных преступлений, идолопоклонства, кровопролития и разврата. Но Храм Второй, когда изучение Торы стало делом всего народа, когда не осталось никакого следа от служения чужим богам, за что был разрушен он?". За какие страшные преступления был наказан еврейский народ в то время?

И отвечается: "За то, что была там неоправданная ненависть".

Это широко известно, про это рассказывают в Израиле детишкам в детских садах. А, поскольку детишкам нужно объяснять на конкретных примерах, то, как главную иллюстрацию беспричинной ненависти, приводят одну и ту же историю:



3.7. История о Камца и Бар Камца.

Из-за неоправданной ненависти был рарушен второй Храм...

Жили в Иерусалиме два человека. Имя одного было Камца (что на иврите означает "горсточка"), другого человека звали Бар Камца (Сын Камцы).

И кто-то третий, который был врагом, ненавистником Бар Камцы, решил устроить пир у себя дома и среди прочих гостей пригласить Камцу. Но посланник перепутал адреса и пригласил Бар Камцу. Тот удивился такому приглашению, но подумал, что, возможно, это приглашение к перемирию. Он пришел в дом своего врага и сел за стол. Но тут хозяин дома увидел его и закричал:

- Убирайся, отсюда вон!

Бар Камца понял, что произошла ошибка, но попросил не оскорблять его публично.

- Я заплачу тебе за свою порцию на пиру, - сказал он, - только не выставляй меня с позором. Хозяин не согласился.

- Я заплачу половину всех твоих расходов за этот пир. Но тот опять не согласился.

- Я заплачу тебе все. Оставь меня хотя бы на некоторое время.

Вновь не помогло. И Бар Камца вынужден был уйти с позором.

На этом же пиру присутствовали мудрецы, но они не вмешались.

И сказал Бар Камца: если они не вмешались, значит и они согласны с тем, как меня опозорили. И решил Бар Камца отомстить всем.

Он пошел к римскому наместнику и сказал:

- Евреи не уважают императора - Как видно, они собираются восстать.

А когда римский наместник спросил:

- Какие у тебя доказательства? Как можно это проверить? - тот ответил:

- Пошли жертву в Храм, и увидишь, принесут они ее или нет.

Послали быка. И Бар Камца использовал свои знания в различиях между еврейскими и римскими, законами жертвоприношения.

И по римским законам нельзя было приносить в жертву животное, имеющее какой-то серьезный дефект. По еврейскому же обычаю животное с любым дефектом, даже незначительным (губа или ухо рассечены, бельмо в глазу), не годилось к жертвоприношению.

Он нанес быку легкую рану. Согласно римским обычаем- животное вполне годилось, согласно еврейскому закону- нет.

Несмотря на то, что евреи понимали, к чему может привести непринесение жертвы императора, тем не менее, жертва эта принесена не была.

И из-за "горсточки" начался великий пожар...



3.8. Анализ рассказа о Камца и Бар Камца. Связь с "10 казнённых империей". Связь с заповедью увещевания.

Обратите внимание на то, что, непосредственно, послужило поводом для страшного решения Бар Камца.

Небольшая, но очень существенная деталь - то, что настоящей причиной разрушения Иерушалаима послужило молчание мудрецов, выводит нас сразу на две параллели:

  1. Первая возвращает нас к рассказу о 10 учёных, погибших от руки злодея императора. Вопрос, на который мы там не смогли ответить: почему погибли, именно, мудрецы и праведники? Исходя из хода мысли Бар - Камца, мы можем попробовать теперь на него ответить: мудрецы - руководители поколения - в ответе за него. Очень просто. И без всякой связи с личными достоинствами и недостатками. Положение обязывает...
  2. Вторая параллель - со стихом, запрещающим ненависть. Помните, обратная зависимость между ненавистью и увещеванием?

Сама эта заповедь - тохаха - появляется в том же стихе Торы, который запрещает ненависть:

ВАЙИКРА 19- /17/ НЕ ПИТАЙ В СЕРДЦЕ ТВОЕМ НЕНАВИСТИ К БРАТУ ТВОЕМУ; УВЕЩЕВАЙ БЛИЖНЕГО СВОЕГО, И НЕ ПОНЕСЕШЬ ЗА НЕГО ГРЕХА.

и связана с этим запретом жёсткой обратной зависимостью: увещевай, а не ненавидь в сердце; увещевай, чтобы не ненавидеть.

Конечно, настоящая беспричинная ненависть- это хозяин пира, лучший друг Камца. Но, ведь, из стиха Торы однозначно следует, что, попустительствуя преступнику, не протестуя и не пытаясь его остановить, уговорить, мы даём в своём сердце место для свободного произрастания ненависти. Получается, что молчание - акт ненависти по отношению к преступнику. И нет этому молчанию никакого рационального объяснения. Почему они молчали? Непонятно. Может быть, так же непонятно, как упрямая и бессмысленная ненависть Лучшего друга Камца.



3.9. Ещё один пример неоправданной ненависти. Смерть 12 тысяч пар учеников рабби Акива.

Про следующую историю, может быть, и не говорят однозначно, что она связана с грехом беспричинной ненависти, но в детских садах её рассказывают тоже (что поделать, материал у нас сегодня такой, что заниматься им надо начинать именно с детсадовского возраста). Впрочем, серьёзность её такова, что, именно благодаря ей, в течении почти всего счёта Омера, от Песаха до Шавуота, мы соблюдаем законы траура. Именно в этот отрезок времени умерли 12 тысяч пар учеников рабби Акива.

Сама история очень загадочна. Талмуд, где история эта и приводится, называет сразу две причины их смерти - эпидемия дифтерии и... недостаточное уважение друг к другу. Это, конечно, не означает, что они невежливо разговаривали друг с другом или ссорились. Но. Талмуд не зря подчёркивает, что учеников было не 24 тысячи человек, а 12 тысяч пар. Пара - это традиционный еврейский способ изучения Торы. Я занимаю одну точку зрения, вы - противоположную. Обсуждая таким образом изучаемый предмет с разных сторон, мы с вами вместе приходим к более глубокому пониманию, чем мог бы каждый из нас, по одиночке. Разница в позициях здесь очень продуктивна. Проблема начинается тогда, когда я занимаю свою точку зрения и устанавливаю на ней крупнокалиберный пулемёт....

Традиция объясняет, что у каждого из учеников рабби Акива был свой особый путь в познании Торы и в приближении к Б-гу, что само по себе замечательно. Но при всей их учености, каждый из них считал единственно верным свой собственный путь и не уважал пути другого; это и привело их к смерти. И ни к чему другому привести не могло. Потому что кроме всего прочего, не признавать права на существование точки зрения твоего товарища по учебе, твоей пары - это абсурд. Бессмыслица. Ненависть без причины. Неоправданная ненависть.

Рабби Акива пережил своих учеников. Рабби Акива воспитал после них ещё... нет, не 12 тысяч пар. Пять учеников, через которых и передал нам всю ту Тору, которую мы сейчас имеем. Но, уже, будучи в возрасте 120 лет, он погибает страшной смертью, величайший среди 10- ти мудрецов, казнённых империей. И его современники говорят: "не было никакой другой причины "10 казнённых империей" кроме как грех продажи Йосефа." " и до сих пор грех этот существует".



3.10. Выводы. Неактуальность поднятой темы.

Итак, круг замкнулся. Мы ответили на наш первый фундаментальный вопрос о том, как могла история с продажей Йосефа стать причиной национальной трагедии через 2000 лет. Мы показали, почему именно мудрецы оказались жертвой неумолимого обвинителя. Читателю, наверное, непонятно, зачем перед ним разворошили все эти "истории давно минувших дней", потерявших всяческую актуальность. Ну кто в наше время готов родного брата продать за пару башмаков, за полосатую рубашку? Или не отказать себе в удовольствии прилюдно расправиться с наглецом - соседом, который по ошибке (видали!) пришёл мириться. А потом, разве есть среди нас те, кто, став (чисто теоретическое допущение - я повторяю) свидетелем подобных сцен, не вступится, по своей скромности или другой причине, за обижаемого и оскорбляемого, не обратится со словами увещевания к обидчику: " Вася, ты не прав..."?



3.11. Ответ на вопрос о " закрытии счета". Тшува ме аhава и тшува ми йира. "Несовершенство" раскаяния братьев Йосефа. Любовь - как возможность полного исправления проблемы неоправданной ненависти.

Остаётся ответить на вопрос о некоей завершённости, законченности, даже чисто литературной, в повествовании Торы о взаимоотношениях сыновей Яакова. Продолжение неожидаемо. Да и галахический анализ, вроде бы даёт те же результаты. А ведь полное исправление проблемы должно было бы привести к тому, чтобы у нас хоть одной проблемой, да было бы меньше.

В чём же дело?

Можно предположить следующее. Тшува - раскаяние должна включать в себя несколько необходимых деталей, начиная с признания в совершённой ошибке, и кончая прохождением испытания (в тех же условиях, в том же состоянии здоровья, с той же компанией - я эту ошибку не повторяю). Если человек проходит все этапы - его тшува полная. И братья Йосефа через всё это, как мы говорили, проходят. Но, говорят мудрецы, что есть ещё один критерий тшувы: причина, которая заставляет человека раскаиваться. И по этому критерию выделяют два рода тшувы: тшува ме агава (по причине любви) и тшува ми йира (по причине страха, точнее, трепета). Понятно, что совершенная тшува - это тшува ме аhава.

То, что совершенно однозначно видно из рассказа о раскаянии братьев Йосефа, что их тшува - не от любви - от страха пополам с трепетом, пожалуй. Больше того, в этом их раскаянии - доля Йосефа больше чем их самих. И, наверное, поэтому эта тшува сыновей Яакова проблемы неоправданной ненависти до конца не решила.

Похоже, что для окончательного исправления ненависти необходима - только любовь. Симметрично, правда. А поскольку, речь у нас идёт о неоправданной ненависти, то и любовь (для того, чтобы её исправить) должна быть неоправданной. Хинам. Вот мы и пришли к знаменитой формуле рава Кука.

Если, второй Храм был разрушен из-за неоправданной ненависти, то Третий Храм будет построен только с помощью неоправданной любви.

Вскорости, в наши дни.



4. Практическое применение идей данной статьи. Что же такое неоправданная любовь? Формулировка вопросов. Направления поиска.

А теперь - за дело. Вперёд, от неоправданной ненависти - к неоправданной любви. Только... что это такое - неоправданная любовь? Рав Кук это не объясняет, насколько мне известно. А куда же, тогда, вперёд, без объяснения?

Когда я впервые начал заниматься этой темой около года назад, у меня был один ответ на этот вопрос. Полгода назад, когда я вернулся к этой теме - появился ещё один. Причём, оба друг друга дополняющие и очень актуальные.

Сейчас мне кажется, что существуют и другие варианты. Собственно, с вашей помощью, читатель, я и хотел бы их собрать.

Ответы, а также, вопросы, замечания, предложения и т.п. можно присылать на адрес Маханаима или мне лично по адресу:

leib11@barak-online.net
Бейт-Яттир