К оглавлению "Рош hа-Шана и Йом Кипур"

М. Китросская

О Шофаре

(с использованием идеи рава Закса)

Что такое шофар? Трактат Рош аШана говорит: Труа - плач, всхлипывание. Это наш крик о помощи, рыдания, труа – יבבה, просьба вспомнить заслуги отцов, акедат Ицхак и пр. 100 трублений – 100 плачей Сары, когда Ицхака вели на Акеду.

Но Рамбам в הלכות תשובה говорит совсем иначе: он говорит, что это крик к нам Всевышнего. Он взывает к нам: опомнитесь, подумайте, где вы находитесь, посмотрите, какой вы заняты бессмыслицей.

И вот этот взаимный плач и крик - это возможность приблизиться к Всевышнему, впустить Его в наши сердца. Он плачет, и мы плачем, и мы становимся почти одним. Как мы говорим в מודים:

אנו מודים לך על שאנו מודים לך

мы благодарим за то, что мы вместе, за то, что мы близки к Тебе. И в Рош аШана, Он зовет нас, и мы бежим к нему в плаче. И это возможность впустить в себя Шехину, и она войдет. В Песне Песней возлюбленный и возлюбленная стремятся друг к другу, и никак не могут соединиться. Он приходит к ней, но она говорит: как я открою тебе, ведь я уже вымыла ноги. И так все время. В Рош аШана эта встреча должна произойти, и наши двери открыты для Шехины, и Его дверь открыта для нас.

Рав Соловейчик в «איש הלכה» говорит о том, что трубные звуки шофара – это наш крик, стремящийся расшифровать пути Всевышнего, проникнуть в Его сокрытие.

Рав Соловейчик вообще считает, в общем-то вслед за Рамбамом, что соединение с Всевышним – в нашем познании Его. Но образ совместного плача: Он взывает к нам, а мы взываем к Нему, - переводит это соединение на некий эмоциональный уровень.

לשנה טובה תכתבו ותחתמו!