МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр
К оглавлениюМаханаим / Сайт для учителей
Разработка урока по теме: Кашрут.
По книге р. Моше Пантелята “Путеводитель по кашруту”.
Разработка Биньямина и Ривки Кац (Тула)Введение (“якорь”)
Цель – пробудить интерес слушателей к теме.
Повышенное внимание к еде, проявляемое иудаизмом, всегда вызывало недоумение и резкую критику. Действительно, какое отношение кулинария имеет к духовности, морали и другим “вечным ценностям”? Говорит Мидраш, что “дерево познания добра и зла” ничем не отличалось от других деревьев райского сада. А названо оно было так в начале рассказа потому, что оно привело человека к познанию зла. Добро и зло перемешалось в мире и внутри самого человека, причем злое начало поселилось не рядом с человеком, а внутри его личности. И это из-за неповиновения воле Творца, а не из-за каких-то свойств дерева. Но если так, то почему Всевышний запретил плоды этого дерева человеку? Отвечает Мидраш: “Цель запрета была в том, чтобы Адам, постоянно натыкаясь на это дерево, вспоминал Творца и не возгордился”. И в этом ключ понимания иудаизма. Все мировые религии стремятся освободить человека от оков материальности и вознести его ввысь, к чистым и светлым вышним мирам. Наша же Тора повелевает еврею привносить святость и духовность именно в этот мир, возвысить те сферы существования, где человек напоминает животное. Представим себе картину. Человек идет по улице и ощущает запах чего-то вкусного, идущий из соседнего ларька. У него начинается выделение слюны, желудочного сока, он направляется к ларьку, подает деньги продавщице. И вдруг, когда он уже получил вожделенный пирожок, он вспоминает, что такая пища ему запрещена. Он говорит себе: “Стоп”. И в этот момент он перестает быть рабом собственной эндокринной и пищеварительной системы и становится действительно свободным человеком.
2. Рассказ.
Цель – показать что соблюдение основных правил кашрута вполне выполнимо и не так страшно, как может показаться на первый взгляд даже для живущих в России.
- “Не вари козленка в молоке его матери”. Запрет варить, есть, получать удовольствие (нарисовать схему на доске). Несмешивание мяса с молоком. Кашерная посуда (мясная, молочная, парве).
- Шхита. Запрет крови, ибо кровь связана с душой. Вымачивание и высаливание мяса.
- Кашерные животные (скот, птица, рыба), растительная пища, виноградные напитки. Обратить внимание на большое количество разрешенных видов. Перечислить их наименования.
3. Дискуссия.
Цель дискуссии – создать у слушателей ощущение актуальности лично для них законов кашрута и других заповедей; пробуждение в них чувства сопричастности с еврейским народом.
Основные темы:
- Тора, – это Б-жественное откровение, или “книга о вкусной и здоровой пище”?
- Стоит ли мне (слушателю курсов, нерелигиозному еврею) соблюдать кашрут?
Литература.
- Пантелят М. Путеводитель по кашруту. – Швут Ами, 2002.
- Лау И.-М. Практика иудаизма в свете устной Торы.
- Телушкин Й. Еврейский мир.