МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр

К оглавлению

Маханаим / Сайт для учителей

Ханука

Модулярный план

Разработка - Юрий Линец,
Примечания и критика - Пинхас Полонский

Пока народ собирается и рассаживается (а это не менее получаса), по видео – ненавязчиво – мультфильм “Огни”...

Для красоты – вступление –

Сейчас вечер, и мы как тысячелетия назад, зажжем масляный светильник, который давал свет каждому еврейскому дому (Наливаю самое что ни на есть израильское ламповое масло в глиняный светильник и зажигаю).

Этот огонь в этой комнате особо не добавит света, тут много электричества, но мы можем на него смотреть, он живой, теплый и не обжигает глаза.

Первая часть:

Все знакомы с простой фактологией (полоса о Хануке вышла две недели назад в Еврейской газете).

Пояснение фактологии – выдается таблица “Основные периоды истории еврейского народа” (С сайта Маханаим) – только я исправил – истории еврейского народа, а не еврейской культуры.

Выдается текст – история событий Хануки.

Разве многие смогут прочесть прямо на лекции ?..

Постановка проблемы:

Праздник военной победы или праздник чуда масла?

В целях общего привлечения публики к обсуждению – голосование вопроса.

Естественно ни одна из сторон, взятая отдельно, не может быть верной.

Война не только с греками, но и (может быть в первую очередь!) с ассимилированными евреями.

Полегче на поворотах, поскольку ваши слушатели – те самые ассимилированные евреи. Лучше этот аспект превратить во внутреннюю борьбу с ассимиляцией в самом себе.

Разный подход в разные периоды.... до современного взгляда.

.....................................................................

И я придумал вопрос, завершающий урок.

Из молитвы: “... И после всего этого пришли дети Твои в пределы дома Твоего, и осмотрели Храм Твой, и очистили Святилище Твое, и зажгли Светильник в месте Святости Твоей, и установили эти восемь дней Хануки, чтобы благодарить Тебя и прославлять Имя Твое великое".

Храм – осмотрели

Святилище – очистили

Светильник – зажгли.

Вся проблема, дискутируемая в Талмуде – отсутствие очищенного масла – греки осквернили имевшееся, Но масло, как таковое – было.

И, самое интересное, светильник –был на месте! Десятки килограммов золота в Меноре – грекам не нужны!!! Вопрос: почему?

В других ситуациях – храмовая утварь – у завоевателей (Храмовые сосуды у Ахашвероша или барельеф триумфа Веспасиана, где менору несут его солдаты).

Здесь же подробно описывается все, но изготавливать Менору не приходится – она на своем месте. (Вряд ли она сохранилась в деревне Модиин...)

Этот вопрос предлагается для самостоятельного обсуждения.

Это совсем не факт, что светильник был на месте. Есть другие агадот, которые говорят, что светильник сделали на воткнутых в землю копьях. М.б. это и не противоречит, но я бы опасался так много возводить на очень сомнительном основании. Нет к тому же никаких оснований считать, что греков не привлекало золото.

Может быть самостоятельный ответ поможет вам провести Хануку у себя дома.

(В кармане у меня такой ответ: Греки не стремились уничтожить материальные основы бытия евреев в Палестине: дома, сады и стада – на месте. Храм и менора – на месте, даже масло есть, но не такое, не чистое, не еврейское, подобно тому, как вино бывает не еврейским, хотя оно и крепкое и сладкое и ароматное. Греки боролись в этот момент с духовными основами жизни евреев – запас чистого масла. Мы не против достижений культыры Иафета, но они не должны подменять собой чистое масло.).

(Кстати, интересно, четыре праздника – четыре священных жидкости:
Песах – вино
Шавуот – молоко
Суккот – вода
Ханука – масло

И еще интересно, русские выражения: “впитывая знания”, “пропитанный мудростью”.. ну это я не для протокола, это так, в голову пришло.)

Завершение урока:

Народу раздаются листы с ханукальными рецептами оладий и пончиков, демонстрируется книжка “Ханука”, коротко повторяю порядок зажигания свечей, брахот и пр. Желающим – книжка, желающим – мультфильм домой, желающим – поделиться маслом для праздника.

Дальше на минуту гасим свет в зале и остается только огонь масляного светильника...

Если народ молчит, то и я молчу в этот момент, если нет, то произношу чего ни то..

Конец

В запасе еще соображения Вука о Хануке и рождестве с привязкой к нашему Сильвестру. Такой вот спектакль одного актера.

Общее время меропрятия – 1,5 – 2 часа.

Сверхзадача – организовать при Ост-Вест клубе регулярное обсуждение, например, недельной главы Торы и курсы подготовки к праздникам.