МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр Учебные курсы по иудаике

К оглавлению курсa "Создание еврейского народа "

Лекция 2. Авраам и Земля Ханаанская.

1. Авраам отправляется в путешествие
2. Авраам уходит из Харана
3. Причины исхода
4. Географические пункты
Список контрольных вопросов

Данная лекция урок целиком посвящена обсуждению темы: первое появление Авраама в Библии и упоминание земли Ханаанской. Мы попытаемся понять какими методами Писание описывает связь между Авраамом и землей Ханаанской и какой урок пытается этим рассказом преподать. Как обычно, от читателя потребуется держать перед собой библейский текст и пытаться проследить логику изложения самостоятельно.

1. Авраам отправляется в путешествие

Обычно отрывок про путешествие Авраама в страну Ханаанскую начинают со стиха 12:1. Связано это с тем, что в эпоху Талмуда весь текст Пятикнижия был разбит на 54 "недельные главы", с тем чтобы, читая по одной главе в неделю, читатель мог прочесть все Пятикнижие за один год. (Напомним, что високосный еврейский год насчитывает 384 дня, а потому 54 есть максимальное количество непраздничных суббот в году; в праздничные субботы недельный раздел не читают). При разбивке текста Торы пользовались рядом принципов, среди которых было правило: недельный раздел должен кончаться на светлой ноте. А потому в некоторых случаях недельный раздел в смысловом отношении открывается не новой темой, а продолжает тему, начатую в конце предыдущего раздела.

Итак, мы считаем, что изучение истории о путешествии Авраама в землю Ханаанскую следует начинать не с начала недельного раздела Лех-Леха (стих 12:1), несколько выше, со стиха 11:27, относящегося к недельному разделу Ноах.

Прежде, чем приступить к анализу, следует внимательно прочесть текст: Берешит (Быт) 11:27-12:9:

Глава 11

/27/ А ВОТ РОДОСЛОВИЕ ТЕРАХА: ТЕРАХ РОДИЛ АВРАМА, НАХОРА И hАРАНА, А hАРАН РОДИЛ ЛОТА. /28/ И УМЕР hАРАН ПРИ ТЕРАХЕ, ОТЦЕ СВОЕМ, В СТРАНЕ РОЖДЕНИЯ СВОЕГО, В УР-КАСДИМЕ. /29/ АВРАМ И НАХОР ВЗЯЛИ СЕБЕ ЖЕН: ИМЯ ЖЕНЫ АВРАМА САРАЙ, А ИМЯ ЖЕНЫ НАХОРА - МИЛЬКА, ДОЧЬ hАРАНА, ОТЦА МИЛЬКИ И ОТЦА ЙИСКИ. /30/ А САРАЙ БЫЛА БЕСПЛОДНА, НЕ БЫЛО У НЕЕ ДЕТЕЙ. /31/ И ВЗЯЛ ТЕРАХ АВРАМА, СЫНА СВОЕГО, И ВНУКА СВОЕГО ЛОТА, СЫНА hАРАНА, И САРАЙ, НЕВЕСТКУ СВОЮ, ЖЕНУ СЫНА СВОЕГО АВРАМА, И ВЫШЛИ ВМЕСТЕ ИЗ УР-КАСДИМА, ЧТОБЫ ИДТИ В СТРАНУ КНААН, И ДОШЛИ ОНИ ДО ХАРАНА И ПОСЕЛИЛИСЬ ТАМ. /32/ И БЫЛ ВЕК ТЕРАХА ДВЕСТИ ПЯТЬ ЛЕТ, И УМЕР ТЕРАХ В ХАРАНЕ.

Глава 12

/1/ И СКАЗАЛ БОГ АВРАМУ: "УХОДИ ИЗ СТРАНЫ ТВОЕЙ, ОТ РОДНИ ТВОЕЙ И ИЗ ДОМА ОТЦА ТВОЕГО В СТРАНУ, КОТОРУЮ Я УКАЖУ ТЕБЕ. /2/ И Я СДЕЛАЮ ТЕБЯ НАРОДОМ ВЕЛИКИМ, И БЛАГОСЛОВЛЮ ТЕБЯ, И ВОЗВЕЛИЧУ ИМЯ ТВОЕ, И ТЫ БУДЕШЬ БЛАГОСЛОВЕНИЕМ. /3/ А Я БЛАГОСЛОВЛЮ БЛАГОСЛОВЛЯЮЩИХ ТЕБЯ, А ХУЛЯЩЕГО ТЕБЯ ПРОКЛЯНУ, И БЛАГОСЛОВЛЯТЬСЯ БУДУТ ТОБОЙ ВСЕ ПЛЕМЕНА ЗЕМЛИ". /4/ И ПОШЕЛ АВРАМ, КАК ПОВЕЛЕЛ ЕМУ БОГ; ПОШЕЛ С НИМ И ЛОТ; А АВРАМ БЫЛ СЕМИДЕСЯТИ ПЯТИ ЛЕТ ПРИ ВЫХОДЕ СВОЕМ ИЗ ХАРАНА. /5/ И ВЗЯЛ АВРАМ САРАЙ, ЖЕНУ СВОЮ, И ЛОТА, ПЛЕМЯННИКА СВОЕГО, И ВСЕ ДОСТОЯНИЕ, КОТОРОЕ ДОБЫЛИ, И ДУШ, КОТОРЫХ ПРИОБРЕЛИ В ХАРАНЕ, И ВЫШЛИ, ЧТОБЫ ИДТИ В СТРАНУ КНААН И ПРИШЛИ ОНИ В СТРАНУ КНААН. /6/ И ПРОШЕЛ АВРАМ ПО СТРАНЕ ЭТОЙ ДО МЕСТА ШХЕМА, ДО ЭЛОН-МОРЭ - А КНААНЕИ УЖЕ БЫЛИ ТОГДА В ТОЙ СТРАНЕ. /7/ И ЯВИЛСЯ БОГ АВРАМУ, И СКАЗАЛ: "ПОТОМСТВУ ТВОЕМУ ОТДАМ Я ЭТУ СТРАНУ"; И ПОСТРОИЛ ОН ТАМ ЖЕРТВЕННИК БОГУ, КОТОРЫЙ ЯВИЛСЯ ЕМУ. /8/ И ДВИНУЛСЯ ОН ОТТУДА К ГОРЕ, К ВОСТОКУ ОТ БЕЙТ-ЭЛЯ, И РАСКИНУЛ СВОЙ ШАТЕР К БЕЙТ-ЭЛЮ ЗАПАДОМ, А К АЮ ВОСТОКОМ; ТАМ ПОСТРОИЛ ОН ЖЕРТВЕННИК БОГУ И ПРИЗЫВАЛ ИМЯ БОГА. /9/ И СТРАНСТВОВАЛ АВРАМ, НАПРАВЛЯЯСЬ ВСЕ ДАЛЬШЕ К ЮГУ.

Прежде, чем продолжить обсуждение темы, давайте обратим внимание на некоторые элементы данного отрывка.

Контрольные вопросы:

КВ-1. Что вы можете сказать о связи стихов 11:30 и 12:7?

КВ-2. Что вы можете сказать о связи стиха 11:31 и 12:5?

КВ-3. Что вы можете сказать о связи стихов 11:31 и 12:1?

Для лучшего понимания этой истории следует привести еще один отрывок: Иеhошуа (Нав) 24:2-3. Прочтите этот отрывок, представляющий собой начало речи Иеhошуа бин-Нуна перед народом:

2…За рекой жили ваши предки издревна

Терах… и служили иным божествам

3. И я взял вашего предка Араама из-за реки,

И провел по всей земле Ханаанской

и произвел от него потомство, и дал ему Ицхака.

Прежде, чем приступить к анализу этой пары стихов, на минутку обратим внимание на следующий фрагмент (Бер 12:5-7):

"…И пришли они (Авраам и его сподвижники) в землю Ханаанскую, и обошел Авраам всю эту землю до Шхема, до Элон-Море… И явился Г-сподь Аврааму, и сказал ему: Потомству твоему отдам Я эту землю".

Содержание этого фрагмента можно изложить так:

1. Авраам приходит в землю Хананскую.
2. Обходит ее.
3. Бог является Аврааму.
4. Бог обещает Аврааму отдать его потомкам всю землю Ханаанскую.

Нетрудно заметить два момента: Всевышний до сих пор обращался к Аврааму только по одному вопросу: по поводу Земли Ханаанской. Вначале, Он отправляет Авраама в некую землю, а потому в стране Ханаанской еще раз является к Аврааму и обещает именно эту землю. Создается впечатление, что Авраам совершил путешествие из-за реки (из-за Ефрата) в страну Ханаанскую не только географически, но одновременно и шло второе, если можно так выразится, путешествие – путешествие из-за реки к Богу. И разбираемый отрывок описывает именно это путешествие.

Вернемся к речи Иегошуа. Рассмотрите параллельные элементы каждого из отрывков (книги Берешит и книги Иегошуа), которые четко указывают на их перекличку.

Берешит Иегошуа

и обошел Авраам всю эту землю

Потомству твоему отдам Я эту землю

И провел (его, Авраама) по всей земле Ханаанской

и произвел от него потомство, и дал ему Ицхака

Но вот теперь мы подходим к моменту, ради которого мы вспомнили отрывок из речи Иегошуа:

Сравним первые половины каждого из двух стихов, а потом сравним друг с другом вторые половины каждого стиха. В результате получится следующее:

2. За рекой жили ваши предки 
 …И служили иным божествам
3. И взял вашего праотца Авраама из-за реки 
 …И провел его по всей земле Ханаанской.

Получается, следующее противопоставление:

а) предки жили за рекой, а Авраама Бог вывел из-за реки
б) Предки служили иным богам, а… Авраам прошел по всей земле Ханаанской.

Получается, что в книге Иегошуа вывод Авраама из-за реки это не только вывод его из одной страны в другую, но и вывод из "службы иным божествам" к "Всевышнему".

(Здесь необходимо здесь важное дополнение: оба отрывка – и книги Иегошуа и книги Берешит -- завершаются упоминанием потомка Авраама – "потомству твоему Я дам эту землю" и "произвел от него потомство". Упомянутая параллель только укрепляет нас в предположении, что разбираемые отрывки связаны в смысловом смысле друг с другом).

Иными словами, земля Ханаанская – это не только какая-то там просто достойная земля, но и земля, где суть жизни в которой- служения Всевышнему. ( Отметим, что более простая идея, - что земля Ханаанская – это земля Всевышнего, не нуждается в пространных доказательствах просто потому что это один из важнейших лейтмотивов всего Писания. Наша цель показать немного иное: что начало рассказа об Аврааме – это вывод героя из-под власти чужих богов под власть Всевышнего).

2. Авраам уходит из Харана

Именно теперь приходит время сравнить два других отрывка, но теперь мы возьмем два отрывка из книги Берешит:

12:5

И ВЗЯЛ АВРАМ САРАЙ, ЖЕНУ СВОЮ, И ЛОТА, ПЛЕМЯННИКА СВОЕГО, И ВСЕ ДОСТОЯНИЕ, КОТОРОЕ ДОБЫЛИ, И ДУШ, КОТОРЫХ ПРИОБРЕЛИ В ХАРАНЕ, И ВЫШЛИ, ЧТОБЫ ИДТИ В СТРАНУ КНААН И ПРИШЛИ В СТРАНУ КНААН. И ПРОШЕЛ АВРАМ ПО ВСЕЙ ТОЙ СТРАНЕ…

(внимательно: в переводе П. Гиля, издательства Шамир и в издании Торы с комментарием Сончино, а также в переводе Фримы Гурфинкель здесь не хватает последней части стиха: "И пришли они в землю Кнаан". Версия перевода по р. Ш.Р. Гиршу, "Швут Ами" - точнее).

11:31

И ВЗЯЛ ТЕРАХ АВРАМА, СЫНА СВОЕГО, И ВНУКА СВОЕГО ЛОТА, СЫНА hАРАНА, И САРАЙ, НЕВЕСТКУ СВОЮ, ЖЕНУ СЫНА СВОЕГО АВРАМА, И ВЫШЛИ ВМЕСТЕ ИЗ УР-КАСДИМА, ЧТОБЫ ИДТИ В СТРАНУ КНААН, И ДОШЛИ ОНИ ДО ХАРАНА И ПОСЕЛИЛИСЬ ТАМ.

(Для тех, кто привык к другой транскрипции в русском языке: Кнаан=Ханаан, Ур-Касдим=Ур Халдейский, Терах=Фарра).

То, что этих отрывки перекликаются друг с другом очевидно: сходными шрифтами отмечены четкие параллели стихов. Сведем их в таблицу, сопоставив сходные слова:

11:31

12:5

И ВЗЯЛ ТЕРАХ

АВРАМА, СЫНА СВОЕГО, И ВНУКА СВОЕГО ЛОТА, СЫНА hАРАНА, И САРАЙ, НЕВЕСТКУ СВОЮ, ЖЕНУ СЫНА СВОЕГО АВРАМА,

И ВЫШЛИ ВМЕСТЕ ИЗ УР-КАСДИМА,

ЧТОБЫ ИДТИ В СТРАНУ КНААН,

И ДОШЛИ ОНИ ДО ХАРАНА

И ПОСЕЛИЛИСЬ ТАМ.

И ВЗЯЛ АВРАМ

САРАЙ, ЖЕНУ СВОЮ, И ЛОТА, ПЛЕМЯННИКА СВОЕГО, И ВСЕ ДОСТОЯНИЕ, КОТОРОЕ ДОБЫЛИ,

И ДУШ, КОТОРЫХ ПРИОБРЕЛИ В ХАРАНЕ,

И ВЫШЛИ,

ЧТОБЫ ИДТИ В СТРАНУ КНААН;

И ПРИШЛИ ОНИ В СТРАНУ КНААН.

И ПРОШЕЛ АВРАМ ПО ВСЕЙ ТОЙ СТРАНЕ

 

Из этой таблицы хорошо видно, что стихи составлены по одному образцу и четко перекликаются. Но нас интересует не сходство их, а расхождение: Терах со своими домочадцами идет в Ханаан, но не доходит ("И ДОШЛИ ОНИ ДО ХАРАНА И ПОСЕЛИЛИСЬ ТАМ"), а поселяется в Харане. Авраам со своими домочадцами идет в Ханаан и доходит ("И ПРИШЛИ ОНИ В СТРАНУ КНААН")! Более того оборот: "И дошли они до Харана" в оригинале почти идентичен обороту "И дошел до земли Ханаан".

Иными словами уже Терах идет в Ханаан, но не доходит, оставаясь "за рекой" по выражению книги Иегошуа. Авраам – доходит! …и, по выражению той же книги Иегошуа, прекращает "служить иным богам", то есть - выходит из-под власти "иных божеств"!

В своей книге "Пиркей Берешит" р. Мордехай Броер по тому же поводу пишет: "Писание (в книге Берешит) не пишет, каково значение той страны… Нам следует объяснить ее по тому значению, которое ей дается по всему Писанию. Во всем Писании "страна Ханаан" имеет одно значение: "страна, где пребывает Всевышний". Добавим, что книга Иегошуа указывает нам на значение страны Ханаан именно через ее противопоставление "за рекой".

3. Причины исхода

А теперь посмотрите первую часть статьи Арье Бараца Пути святого и будничного: . В ней вас интересует анализ р. Мордехая Броера к нашей паре стихов. (Обратите внимание, что р. Броер обращает внимание на принципиально иной аспект, связанный со сравнением нашей пары стихов):

"И взял Терах Аврама, сына своего, и Лота, сына Арана, внука своего, и Сарай, невестку свою, жену Аврама, сына своего, и вышли вместе из Ур-Касдима, чтобы идти в землю Канаанскую, и дошли они до Харана". Эти слова р.Броер сопоставляет со словами: "И взял Аврам Сарай, жену свою, и Лота, сына брата своего, и все достояние, которое они приобрели в Харане, и вышли, чтобы идти в землю Канаанскую и пришли в землю Канаанскую" (12.5)

Р.Броер усматривает в этом не столько два разных переселения, сколько одно переселение, вдохновленное двумя побудительными мотивами: естественным и сверхъестественным. Выходя из Ур-Касдима, Терах руководствовался какими-то неизвестными нам прагматическими соображениями. Однако для исхода Аврама имелось именно два побудительных мотива: продолжение дела отца и послушание Божественной воле.

"У Авраама имелось две причины подняться в Эрец Исраэль: он стремился завершить начатое своим отцом, Терахом, и он стремился выполнить заповедь Всевышнего. Достаточно было бы одной из этих двух причин для того, чтобы привести Аврама к алие... Мы вправе сказать, что алия Аврама была снабжена двумя мотивами, имела два аспекта. Он поднялся в землю Израиля по естественной причине и на основании повеления Всевышнего".

Излишне упоминать, что две эти причины, "продолжение дела отца" и "повеление Всевышнего", соответствуют двум принципам руководства миром, о которых говорилось в связи с сотворением человека. Мир творился и продолжает управляться двумя принципами, коренящимися в двух именах Всевышнего: Элоким (естественное управление) и четырехбуквенное имя (чудесное вмешательство). И оба эти управления обнаружили себя в исходе Аврама.

Сын Арана Лот руководствовался той же самой естественной прагматической причиной, что и Терах, но Аврамом двигали два мотива: какое-то естественное соображение и приказ Бога.

Второй абзац этого текста, о том что, и исходя из Ур Касдим, Терах пользовался некими прагматическими соображениями, тогда как в деянии Авраама было так же и высшее соображение,- безусловно, связан в основном не с анализом пары стихов 11:31 и 12:5, а со сравнением стихов 11:31 и 12:1,4. Ведь в рассказе об исходе Тераха нет ни слова о повелении Всевышнего, тогда как в рассказе об исходе Авраама содержится прямое упоминание повеления Всевышнего (12:1) и слова: "И вышел Авраам, как повелел ему Господь" (12:4).

Сразу оговоримся, р. Мордехай Броер придерживается своей теории о "двух уровнях Божественного управления – естественного и чудесного". Теория эта состоит в том, что Писание регулярно упоминает две причины каждого события – одну Небесную, возвышенную, связанную с Божественным управлением миром, а вторую – земную, связанную с естественными и понятными мотивами. Отсюда утверждение р. Броера о том, что Авраам, идя в Страну Ханаанскую руководствовался двумя мотивами: продолжал дело отца и выполнял повеление Бога.

Контрольный вопрос:

КВ-4. Можете ли вы обосновать часть о "продолжении дела отца" текстуально?

В отличии от этого подхода, проф. Кассуто в своем комментарии к книге Берешит, объясняет путешествие Тераха к земле Ханаанской влиянием Авраама, указав на связь разбираемых стихов. Иными словами, проф. Кассуто предполагает, что путешествие Тераха объясняется влиянием Авраама. Что здесь не было инициативы Тераха, но тот был вынужден оставить Ур Халдейский из-за своего сына Аврама. Исходя из этого, Авраам не продолжает дело отца, но, наоборот, это отец не доделывает дела сына.

Тот же проф. Кассуто считает, что Терах остался жить в Харане по причине своей тяги к идолопоклонству, ибо Харан был известным культовым центром.

Заметим, что есть целая серия мидрашей, объясняющих исход семьи Тераха из Ура Халдейского именно деятельностью Авраама. Согласно этм мидрашам, именно Авраам выступил в Уре против местного идолопоклонского культа, и, в результате конфликта с властями, семье Авраама пришлось покинуть страну.

В связи со всем здесь сказанным оцените высказывание мудрецов Талмуда: "Тот, кто живет вне Страны Израиля похож на того, у кого нет Б-га". Заметим, что очень часто в высказывании мудрецов Талмуда следует оценивать не только само их высказывание, но и его связь с Писанием. В данном случае эта связь выглядит очень сильно.

Возвращаясь к началу обсуждения, стоит заметить следующее: при изучении библейского текста, его следует изучать тщательно и внимательно, как правило не обращая внимания на разбиение на главы, и недельные разделы, потому что они были сделаны в позднике времена (на недельные разделы – в эпоху Талмуда, на главы – в Средневековье). Однако традиция, которая начинает изучение темы "Авраам" с повеления об исходе из Харана (12:1) имеет серьезное обоснование – рождение Авраама и первое его путешествие из Ура Халдейского в Харан вместе с отцом является частью не столько биографии Авраама, сколько частью биографии его отца Тераха и всех его потомков. Собственно биография Авраама, как прародителя народа Израиля, начинается с Божественного повеления оставить свою страну и родичей и отправляться по направлению к Ханаану. Потому что для Писания Авраам – это в первую очередь основатель монотеизма, а потому та часть его биографии, которая касается жизни в стране "чужих богов", является не более чем предысторией. История же начинается с того момента, когда Аврааму исполняется 70 лет, когда он "приходит в Страну Ханаанскую".

4. Географические пункты

Писание, когда доходит до мест, где побывал Аврам, в начале своей жизни в Ханаане (12:6-9) упоминает три места: Шхем, (Элон Море), Бейт-Эль-Ай и далее Негев (юг) страны.

Почему такая подборка? Иначе говоря, чем выделены эти места из других в стране, почему Писание упоминает именно эти географические пункты? Ведь, очевидно, что за время, когда Авраам совершал свое путешествие по стране Ханаанской, он проходил и другие города. Однако Танах упоминает только три.

Взгляните на карту Израиля. Найдите Шхем. Он находится в самой середине страны, в центре района который сегодня называется Самария (Шомрон). Если на вашей карте Шхема нет, то найдите Наблус. Это арабское искажение эллинистического названия этого города – "Неаполис" (= "новый город" [ происхождение то же, что и у итальянского города Неаполь], с заменой отсутствующего в арабском звука "п" на "б"). Исторический Шхем Элон Море находится именно там.

Найдите Бейт-Эль. (Это примерно посередине между Шхемом и Иерусалимом, северные Рамаллы). Нынешнее еврейское поселение Бейт-Эль и арабское Бетин находятся примерно на месте древнего города. Развалины Древнего города Ай лежат в окрестности недалеко от него.

Имеют ли эти названия значение? Или Писание могло назвать какие угодно другие?

Давайте проверять. Откроем рассказ о том, как Яаков возвращается из Харана в землю Ханаанскую. Вначале он приходит в Шхем (33:18):

/18/ И ПРИШЕЛ ЯАКОВ БЛАГОПОЛУЧНО В ГОРОД ШХЕМ, КОТОРЫЙ В СТРАНЕ КНААН, ПО ПУТИ ЕГО ИЗ ПАДАН-АРАМА, И РАСПОЛОЖИЛСЯ ПЕРЕД ГОРОДОМ.

Там происходит история с похищением Дины. Глава 35 открывается требованием Всевышнего к Яакову пойти в Бейт-Эль:

/1/ И СКАЗАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ ЯАКОВУ: "ВСТАНЬ, ВЗОЙДИ В БЕЙТ-ЭЛЬ, И ЖИВИ ТАМ, И УСТРОЙ ТАМ ЖЕРТВЕННИК ВСЕСИЛЬНОМУ, ЯВИВШЕМУСЯ ТЕБЕ ПРИ ПОБЕГЕ ТВОЕМ ОТ ЭЙСАВА, БРАТА ТВОЕГО".

А потом он опять движется к югу страны.

Опять таки вопрос: и что это нам дает? Ответ опять лежит в книге Иегошуа. А именно в описании порядка завоевания страны Израиля во времена Иегошуа. Итак, израильтяне входят в страну через Иерихон, а оттуда отправляются в…

См. главу 8 книги Иегошуа. Сразу после завоевания Иерихона, сыны Израиля отправляются завоевывать город Ай, который как мы помним расположен в районе Бейт-Эля. А после этого (стих 30) собираются в долине между горами Эйвал и Гризим, что в окрестностях Шхема.

(для тех, кому интересно: дополнительные комментарии к этой главе, могут посмотреть в книге Иеhошуа в лекциях З. Дашевского.).

Опять три города: Шхем, Бейт-Эль, а оттуда к Югу.

Тем самым, мы приходим к важнейшему выводу: путешествие Авраама по земле Ханаанской повторено Яаковом, по возвращению из Харана, а потом повторено их потомками при завоевании Земли во времена Иегошуа. Таким образом получается, что путешествия Авраама это не просто путешествие, а завоевание страны на духовном уровне. Это может показаться странным в наше время, но нам очень важно постараться вникнуть в эту идею. Праотцы не просто ходят, не просто путешествуют. Их действия являются "знаком для потомков".

Опять, сказанное означает ровно следующее: события и истории из жизни патриархов, праотцев, изложенные в книге Берешит, изложен в ней не просто так. Они там не случайны. Они либо "предвосхищают" на духовном уровне то, что произойдет с потомками, либо имеют важнейшие уроки для читателя. Либо, что чаще, имеют и то, и другое значение.

Сказанное относительно "деяния праотцев – знамение потомкам" станет ясно ниже, когда мы будем обсуждать египетский плен.

Контрольные вопросы и задания:

КВ-5. Чем Земля Ханаанская отличается от других стран?

КВ-6. Посмотрите отрывок Берешит-Бытие 35: 3-4. С учетом, что там описано как Яаков возвращается из Харана в страну Ханаанскую, что вы можете сказать о связи содержании этого отрывка с содержанием нашей лекции?

КВ-7. Является ли разбитие Торы на недельные разделы или на главы подспорьем в изучении Библейского текста? Почему?


Ответы на контрольные вопросы:

КВ-1. Что вы можете сказать о связи стихов 11:30 и 12:7?



КВ-2. Что вы можете сказать о связи стиха 11:31 и 12:5?



КВ-3. Что вы можете сказать о связи стихов 11:31 и 12:1?



КВ-4. Можете ли вы обосновать часть о "продолжении дела отца" текстуально?



КВ-5. Чем Земля Ханаанская отличается от других стран?



КВ-6. Посмотрите отрывок Берешит-Бытие 35: 3-4. С учетом, что там описано как Яаков возвращается из Харана в страну Ханаанскую, что вы можете сказать о связи содержании этого отрывка с содержанием нашей лекции?



КВ-7. Является ли разбитие Торы на недельные разделы или на главы подспорьем в изучении Библейского текста? Почему?