МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр Учебные курсы по иудаике

К оглавлению курсa "Создание еврейского народа "

Лекция 9. Яаков у Лавана

Это занятие посвящено рассказу. Писания о периоде эмиграции Яакова: начиная с того, как он перешел Иорадан с одним посохом, а потом женился, родил множество детей и разбогател.

1. Яаков уходит из дома
2. Еще раз об Ицхаке; комментарий к ненаписанному
3. Яаков женится; мера за меру
4. Лестница во сне
5. Мандрагоры или откуда берутся дети
6. Стада и средства их приумножения
Список контрольных вопросов

1.Яаков уходит из дома

Бытие ГЛАВА 27

/41/ И ВОЗНЕНАВИДЕЛ ЭСАВ ЯАКОВА ЗА БЛАГОСЛОВЕНИЕ, КОТОРЫМ БЛАГОСЛОВИЛ ТОГО ОТЕЦ, И СКАЗАЛ ЭСАВ В СЕРДЦЕ СВОЕМ: ПРИДУТ ДНИ ТРАУРА ПО ОТЦУ, И Я УБЬЮ СВОЕГО БРАТА ЯАКОВА. /42/ И БЫЛИ ПЕРЕСКАЗАНЫ РИВКЕ СЛОВА ЕЕ СТАРШЕГО СЫНА ЭСАВ, И ПРИЗВАЛА ОНА СВОЕГО МЛАДШЕГО СЫНА ЯАКОВА, И СКАЗАЛА ЕМУ: ВОТ ТВОЙ БРАТ ЭСАВ ОБДУМЫВАЕТ НЕ УБИТЬ ЛИ ТЕБЯ. /42/ А ТЕПЕРЬ, СЫНОК, ПОСЛУШАЙСЯ МЕНЯ: ВСТАНЬ БЕГИ К МОЕМУ БРАТУ ЛАВАНУВ ХАРАН. /43/ И ОСТАВАЙСЯ У НЕГО НЕСКОЛЬКО ЛЕТ, ПОКА НЕ ОСТЫНЕТ ГНЕВ ТВОЕГО БРАТА, /44/ ПО ПРОШЕСТВИЮ ЖЕ ГНЕВА ЕГО, КОГДА ОН ЗАБУДЕТ ТО, ЧТО ТЫ ЕМУ СДЕЛАЛ, Я ПОШЛЮ ЗА ТОБОЙ. ЗАЧЕМ ЖЕ МНЕ ЛИШАТЬСЯ ВАС ОБОИХ В ОДИН ДЕНЬ.

/45/ И СКАЗАЛ РИВКА ИЦХАКУ: ЖИЗНЬ МНЕ НЕ МИЛА ИЗ-ЗА ХИТЯНОК, А ЕСЛИ И ЯАКОВ ВОЗЬМЕТ ТАКИХ ЖЕ ХИТЯНОК ИЗ УРОЖДЕННЫХ В СТРАНЕ, ЗАЧЕМ ЖЕ МНЕ ЖИТЬ?!

ГЛАВА 28

/1/ И ПРИЗВАЛ ИЦХАК ЯАКОВА, И БЛАГОСЛОВИЛ ЕГО, И ПОВЕЛЕЛ ЕМУ, И СКАЗАЛ ЕМУ: "НЕ БЕРИ ЖЕНЫ ИЗ ДОЧЕРЕЙ КНААНА. /2/ ВСТАНЬ, ПОЙДИ В ПАДАН-АРАМ, В ДОМ БЕТУЭЛЯ, ОТЦА МАТЕРИ ТВОЕЙ, И БЕРИ СЕБЕ ОТТУДА ЖЕНУ, ИЗ ДОЧЕРЕЙ ЛАВАНА, БРАТА МАТЕРИ ТВОЕЙ.

/3/ И БОГ ВСЕМОГУЩИЙ ДА БЛАГОСЛОВИТ ТЕБЯ, И РАСПЛОДИТ, И УМНОЖИТ ТЕБЯ, ЧТОБЫ СДЕЛАЛСЯ ТЫ СОНМОМ НАРОДОВ. /4/ И ДАСТ ТЕБЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ АВРАhАМА - ТЕБЕ И ПОТОМСТВУ ТВОЕМУ С ТОБОЙ, ЧТОБЫ ТЫ ОВЛАДЕЛ СТРАНОЙ ПРЕБЫВАНИЯ ТВОЕГО, КОТОРУЮ ВСЕСИЛЬНЫЙ ДАЛ АВРАhАМУ".

/5/ И ОТПУСТИЛ ИЦХАК ЯАКОВА, И ОН УШЕЛ В ПАДАН-АРАМ, К ЛАВАНУ, СЫНУ АРАМЕЙЦА БЕТУЭЛЯ, БРАТУ РИВКИ, МАТЕРИ ЯАКОВА И ЭЙСАВА.

Задание

Подумайте над следующими вопросами:

а)По каким причинам Яаков ушел из дома?
б)Каково участие Ривки в этом уходе?
в)Каково участие Ицхака в этом уходе?

По каким причинам Яаков ушел из дома? Отрывок дает два ответа: во-первых, в главе 27 Ривка и Яаков опасаются мести Эсава за похищенное у него благословение во-вторых Ривка хочет, чтобы Яаков выбрал себе невесту из семьи их родственников в Харане, и поэтому уговаривает Ицхака отправить Яакова туда. Ицхак соглашается и, благословив, отпускает Яакова.

Чтение собственно отрывка, связанного с уходом Яакова из дома, не оставляет сомнений в причинах ухода Яакова в Харан: страх перед братом, и поиски невесты. Однако дальнейшее чтение рассказа о Яакове заставляет задать один простейший вопрос: за невестой не идут с пустыми руками. Где выкуп, где подарки? Где "десять верблюдов", груженных дарами, о которых мы читаем, когда Авраам отправляет слугу за невестой для Ицхака (24:10)? У Яакова нет ничего. Вот он влюбляется в девушку, и ему нечего дать за невесту. Вот он произносит: "С одним посохом я перешел Иордан" (32:11). Вопрос этот возникает у каждого, кто внимательно читает текст Писания. Вот, например, комментарий Раши к 29:11, к словам "И заплакал в голос" (Яаков при встрече с Рахель):

“Потому что пришел с пустыми руками. Сказал: "У Элиэзера (по всем мидрашам и большинству комментариев, слуга Авраама, отправленный за невестой для Ицхака, был Элиэзер из Дамасска), слуги моего деда, были кольца, и запястья, и подношения, у меня же нет ничего". Потому что Элифаз, сын Эсава, преследовал (Яакова) по велению своего отца, чтобы убить его, и настиг его. Но потому что Элифаз воспитывался на коленях Ицхака, он отвел руки свои (от злодеяния). Сказал он: "Как быть мне с повелением отца?" Сказал ему Яаков: "Возьми все, что у меня, а неимущий считается как бы умершим (и ограбив меня, ты как бы убил меня)" [Недарим 64 б: "Четверо считаются как бы умершими: нищий, прокаженный, слепой и бездетный"]

Вопросы:

"На какой вопрос отвечает комментарий Раши?

Отвечает ли он на заданный вопрос исчерпывающим образом?

Из всего рассказа о работе Яакова на Лавана, на протяжении 14 лет в плату за выкуп для женитьбы на двух его дочерях, следует не только то, что Ицхак отправил Яакова в дорогу без денег (разумеется, если не принимать во внимание приведенный Раши отрывок из Мидраш Раба, намека на события которого в Писании нет), но и то, что Яаков не может отправить послание отцу в стиле: "Невесту по твоему поручению нашел. Шли деньги на выкуп". Дополнительным свидетельством тому, что Яаков не может рассчитывать на помощь отца являются попытки Яакова заработать как можно больше, пока он жил у Лавана (об этом ниже).

Иными словами, очень возможно, что поиск невесты был только благовидным предлогом, на самом деле Ицхак просто выгнал Яакова из дома. Более того, Ривка, пообещавшая послать сообщение о том, что гнев Эсава улегся, так его и не послала, несмотря на то, что Эсав вскоре просто покинул дом и поселился в районе Сеира (к Юго-востоку от Мертвого моря).

Мы по-видимому, должны придти к выводу, что Ицхак наказал Яакова за обман. Писание не говорит этого прямо, но такой вывод мы делаем из структуры рассказа…

2.Еще раз об Ицхаке; комментарий к ненаписанному

Вообще, стоит обратить внимание на все поведение Ицхака. Его пассивность в высокой степени только внешняя, хотя она и подчеркивается стилем рассказов об Ицхаке в Писании. О уходе Ицхака из дома Авраама после акеды(жертвоприношения) ничего не говорится прямо, а только намеками- но ведь сам этот поступок по-видимому, очень существенным действием. Его желание дать благословение Эсаву "за то, что охотничьи рассказы на устах того" (т.е., потому что Эсав научился обманывать отца), оказывается то же только внешним, потому что главного благословения – благословения Аврааму -он Эсаву так и не дает. Вроде бы удавшийся очередной обман Ривки, когда та уговаривает Ицхака отправить Яакова "за невестой", Ицхак, как нам представляеться, использует для того, чтобы, просто отослать из дома провинившегося сына. О том, что у Ицхака "железный" характер говорит по-видимому так же и тот факт, что Яаков даже не пытается получить у него деньги на выкуп невесты – он видимо,заранее знает, что здесь ничего не выйдет.

Так анализ, который мы сейчас проделали, называется "комментарий к тому, о чем молчит Писание". Основан этот метод на том, что Писание написано крайне скупым языком. Время от времени мы сталкиваемся с тем, что Писание обходит молчанием то, о чем умолчать, на первый взгляд, невозможно ни коим образом. Рассмотрим например еще один случай комментария к "тому, о чем молчит Писание", (его привел р. Йоэль бин-Нун): Писание не говорит о загробной жизни "ни да, ни нет" – ни утверждает прямо, что праведникам суждено счастье в грядущей жизни, ни упоминает муки грешников, несмотря на то, что в Египте, откуда вышли сыны Израиля, тема "загробная жизнь" является одной из важнейших, и сыны Израиля были заведомо знакомы с ней. Такое молчание просто требует комментария и объяснения. Первый и важнейший комментарий к этой теме, не упомянутой в Писании, ясен: Писание вообще не считает правильным обсуждение загробной жизни. Второй вывод не менее интересен: Тора дана для живых. Мир мертвых вообще выведен за пределы ее рассмотрения, да и сами покойные выведены за предел "культа" и религиозных предписаний. Мертвые – "ритуально нечисты" по определению, никакого священного действия рядом с покойным проводить нельзя в принципе. Живые оплакивают умерших, как это делал Авраам, когда умерла Сара, живые хоронят умерших, как Ицхак и Ишмаэль хоронят Авраама, а Яаков и Эсав хоронят Ицхака; но дальше этого– все закрыто тайной. Вообще, эта тема – одна из интереснейших проблем Писания, заслуживающая крайне внимательного разбора. Мы ее коснулись только в качестве примера того, что Писание может говорить не только словами, но и умолчаниями. А потому вопросы к тому, что не написано, задавать следует.

3.Яаков женится; мера за меру

С Яакова и Рахели все наши читатели конечно знакомы. Напомним, что Яаков влюбляется с первого взгляда в Рахель, младшую дочь своего дяди (по матери) Лавана, а тот, обманом женит его так же и на своей старшей дочери Лее.

В мидраше “Берешит Раба” брачная ночь, во время которой Яакову подсунули Лею вместо Рахели, описывается так:

Вечером пришли, чтобы ввести ее, и погасили светильники. Сказал [Яааков] им: "Зачем это?" - "Ты думаешь, мы из такого же позорного места, как и вы?" – отвечали они ему. Всю ту ночь он называл ее Рахель, а она отзывалась. Утром... "и вот, это Лея" (29:25) Сказал ей: "Что? Ты обманщица дочь обманщика!" Сказала она ему: "Есть ли учитель, у которого нет учеников? Не так ли было: отец называл тебя "Эсав", а ты отвечал".

Вопрос:

На какие вопросы, возникающие при чтении отрывка Торы, отвечает этот мидраш?

Понятно, что в первой части отрывка мидраш объясняет, как удалось сделать так, что Яаков не заметил подмену. Ответ простой – в брачном шатре было темно, т.к. огни специально были погашены.

Во-вторых, при чтении рассказа Торы, не может не возникнуть вопроса о поведении Леи. Писание говорит, что это Лаван подсунул Лею вместо Рахель. Но ведь очевидно, что Лея должна была принять участие в обмане. На самом деле, другой мидраш утверждает также, что в обмане приняла участие и сама Рахель: "Рахель поведала Лее такие детали, что Лея смогла обмануть Яакова" (из комментария Раши к 29:25, взятого из трактат Мегила).

Но в мидраше есть ответ и на третий вопрос, не связанный с рассказом 29 главы. Вопрос простой: неужели обман Яакова, так и остался безнаказным? И мидраш четко указывает: как это безнаказным? Так вот, посмотрите, Яаков попадает в точно такое же положение, что и его отец. Его обманывают точно так же как и он обманул отца. Симметричность положений, на которую указывает мидраш, оказывается полной:

Яаков обманул отца, потому что так пожелала его мать, и Лея обманул Яакова по приказу отца. Яаков воспользовался тем, что отец не видит, кто перед ним. И Лея обманула Яакова, воспользовавшись тем, что в темном шатре Яаков не видит, кто перед ним. Яаков выдал себя за брата, и Лея выдала себя за сестру. Таким образом Писание, проводит идею: "мера за меру" – как ты поступил, так и с тобою поступят. В Торе не говорится, что Яаков поступил нехорошо. Но одновременно утверждает, что ты не можешь жаловаться на то, что с тобой поступили недостойно, потому что ты сам так поступал.

4.Лестница во сне

Так как нам было необходимо завершить тему, связанную с благословением Яакова, мы пропустили один отрывок, а именно отрывок: Сон Яакова или "Лестница Яакова":

Текст: Бытие ГЛАВА 28

/10/ И ВЫШЕЛ ЯАКОВ ИЗ БЕЭР-ШЕВЫ, И ПОШЕЛ В ХАРАН. /11/ И ПРИШЕЛ В ОДНО МЕСТО, И ПЕРЕНОЧЕВАЛ ТАМ, ИБО ЗАШЛО СОЛНЦЕ, И ВЗЯЛ ИЗ КАМНЕЙ ЭТОГО МЕСТА, И СДЕЛАЛ ИЗГОЛОВЬЕ СЕБЕ, И ЛЕГ НА ТОМ МЕСТЕ. /12/ И СНИЛОСЬ ЕМУ: ВОТ, ЛЕСТНИЦА СТОИТ НА ЗЕМЛЕ, А ГЛАВА ЕЕ ДОСТИГАЕТ НЕБА, И ВОТ, АНГЕЛЫ ВСЕСИЛЬНОГО ВОСХОДЯТ И СПУСКАЮТСЯ ПО НЕЙ. /13/ И ВОТ, БОГ СТОИТ НАД НИМ И ГОВОРИТ: "Я БОГ - ВСЕСИЛЬНЫЙ АВРАhАМА, ОТЦА ТВОЕГО, И ВСЕСИЛЬНЫЙ ИЦХАКА. ЗЕМЛЮ, НА КОТОРОЙ ТЫ ЛЕЖИШЬ, - ТЕБЕ ОТДАМ ЕЕ И ПОТОМСТВУ ТВОЕМУ. /14/ И БУДЕТ ПОТОМСТВО ТВОЕ, КАК ПЕСОК ЗЕМЛИ, И ТЫ РАСПРОСТРАНИШЬСЯ НА ЗАПАД И ВОСТОК, НА СЕВЕР И ЮГ, И БЛАГОСЛОВЯТСЯ ТОБОЮ И ПОТОМСТВОМ ТВОИМ ВСЕ ПЛЕМЕНА ЗЕМЛИ. /15/ И ВОТ, Я С ТОБОЮ, И СОХРАНЮ ТЕБЯ ВЕЗДЕ, КУДА НИ ПОЙДЕШЬ, И ВОЗВРАЩУ ТЕБЯ В ЭТУ СТРАНУ, ИБО Я НЕ ОСТАВЛЮ ТЕБЯ, ПОКА НЕ СДЕЛАЮ ТОГО, ЧТО ГОВОРИЛ ТЕБЕ". /16/ И ПРОБУДИЛСЯ ЯАКОВ ОТО СНА СВОЕГО, И СКАЗАЛ: "ИСТИННО, ЭТО - МЕСТО, ГДЕ ОТКРЫВАЕТСЯ БОГ, А Я НЕ ЗНАЛ!". /17 / И ИСПУГАЛСЯ ОН, И СКАЗАЛ: "КАК СТРАШНО МЕСТО ЭТО! ЭТО НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК ДОМ ВСЕСИЛЬНОГО, А ЭТО - ВРАТА НЕБЕС"." /18/ И ВСТАЛ ЯАКОВ РАНО УТРОМ, И ВЗЯЛ КАМЕНЬ, ЧТО СДЕЛАЛ СВОИМ ИЗГОЛОВЬЕМ, И ПОСТАВИЛ ЕГО ПАМЯТНИКОМ…

Мы, может быть, не стали бы отдельно останавливаться на этом отрывке, если бы не совершенно поразительная связь этого отрывка с рассказом о Вавилонской башне. На эту связь указали ряд исследователей Писания. Нас будет интересовать две стороны вопроса: каким образом в Писании появляются рассказы других народов, и каким образом Писание противопоставляет один рассказ другому.

Вот рассказ о Вавилонской башне: Бытие ГЛАВА 11

11. /1/ И БЫЛА ПО ВСЕЙ ЗЕМЛЕ РЕЧЬ ОДНА И ОДНИ И ТЕ ЖЕ СЛОВА. /2/ И СЛУЧИЛОСЬ: КОГДА ДВИНУЛИСЬ ОНИ С ВОСТОКА, ТО НАШЛИ ДОЛИНУ В СТРАНЕ ШИНАР, И ПОСЕЛИЛИСЬ ТАМ. /3/ И СКАЗАЛИ ДРУГ ДРУГУ: "ДАВАЙТЕ СДЕЛАЕМ КИРПИЧИ И ОБОЖЖЕМ В ОБЖИГАЛЬНЕ"; И СТАЛИ У НИХ КИРПИЧИ ВМЕСТО КАМНЕЙ, А СМОЛА ГОРНАЯ СТАЛА У НИХ ВМЕСТО ГЛИНЫ. /4/ И СКАЗАЛИ ОНИ: "ДАВАЙТЕ ПОСТРОИМ СЕБЕ ГОРОД И БАШНЮ, ГЛАВОЮ ДО НЕБЕС, И СДЕЛАЕМ СЕБЕ ИМЯ, ЧТОБЫ НЕ РАССЕЯЛИСЬ МЫ ПО ЛИЦУ ВСЕЙ ЗЕМЛИ". /5/ И СОШЕЛ БОГ ПОСМОТРЕТЬ ГОРОД И БАШНЮ, КОТОРЫЕ СТРОИЛИ СЫНЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ. /6/ И СКАЗАЛ БОГ: "ВЕДЬ НАРОД ОДИН И РЕЧЬ У ВСЕХ ОДНА, И ЭТО ЛИШЬ НАЧАЛО ИХ ДЕЯНИЯ, А ТЕПЕРЬ НЕ БУДЕТ ДЛЯ НИХ НИЧЕГО НЕВОЗМОЖНОГО - ЧТО БЫ ОНИ НИ ВЗДУМАЛИ ДЕЛАТЬ. /7/ СОЙДЕМ ЖЕ И СМЕШАЕМ ТАМ РЕЧЬ ИХ, ЧТОБЫ ОДИН НЕ ПОНИМАЛ РЕЧИ ДРУГОГО". /8/ И РАССЕЯЛ ИХ БОГ ОТТУДА ПО ВСЕЙ ЗЕМЛЕ, И ОНИ ПЕРЕСТАЛИ СТРОИТЬ ГОРОД. /9/ ПОЭТОМУ НАРЕЧЕНО ЕМУ ИМЯ БАВЕЛЬ, ИБО ТАМ СМЕШАЛ БОГ ЯЗЫК ВСЕЙ ЗЕМЛИ, И ОТТУДА РАССЕЯЛ ИХ БОГ ПО ВСЕЙ ЗЕМЛЕ.

Нам кажется, что для вас прочувствовать связь этих двух отрывков без дополнительных знаний иврита, а также знания некоторых Вавилонских реалий будет почти невозможно. Но на самом деле, связок и противопоставлений здесь огромное количество. Причем связки эти идут как на уровне слов и оборотов, так и на уровне реалий и сюжетных идей.

Итак Яакову снится сон:

ВОТ, ЛЕСТНИЦА СТОИТ НА ЗЕМЛЕ, А ГЛАВА ЕЕ ДОСТИГАЕТ НЕБА (28:12)

Строители Вавилонской башни решают:

ДАВАЙТЕ ПОСТРОИМ СЕБЕ ГОРОД И БАШНЮ, ГЛАВОЮ ДО НЕБЕС (11:4)

Добавим, что во всем Танахе оборот "главою до небес" или "голова достигает небес" больше не встречается нигде.

Существенны связки по отдельным словам:

Материал строительства:

И ВСТАЛ ЯАКОВ РАНО УТРОМ, И ВЗЯЛ КАМЕНЬ, ЧТО СДЕЛАЛ СВОИМ ИЗГОЛОВЬЕМ, И ПОСТАВИЛ ЕГО… (28:17)

При строительстве башни:

И СТАЛИ У НИХ КИРПИЧИ ВМЕСТО КАМНЕЙ (11:3)

Башню начинают строить:

КОГДА ДВИНУЛИСЬ ОНИ С ВОСТОКА (11:2)

Яаков видит сон когда

ВЫШЕЛ В СТРАНУ ЖИТЕЛЕЙ ВОСТОКА (29:1)

В результате строительства:

И РАССЕЯЛ ИХ БОГ ОТТУДА ПО ВСЕЙ ЗЕМЛЕ (11:8)

В пророчестве Яакова:

И ТЫ РАСПРОСТРАНИШЬСЯ НА ЗАПАД И ВОСТОК, НА СЕВЕР И ЮГ (28:14).

Здесь обязательно стоит отметить, что строительство Вавилонской башни завершается проклятием, тогда как сон Яакова завершается благословением всей земли:

И БЛАГОСЛОВЯТСЯ ТОБОЮ И ПОТОМСТВОМ ТВОИМ ВСЕ ПЛЕМЕНА ЗЕМЛИ (28:14).

Можно было бы сказать, что все это не достаточно, чтобы убедить читателя в параллельности рассказов, если бы не было связки на уровне названий в том и другом рассказе. Правда, для того, чтобы обнаружить связь рассказов следует знать несколько чисто вавилонских реалий.

Писание в конце рассказа о Вавилонской башни говорит:

ПОЭТОМУ НАРЕЧЕНО ЕМУ ИМЯ БАВЕЛЬ, ИБО ТАМ СМЕШАЛ БОГ ЯЗЫК ВСЕЙ ЗЕМЛИ (11:8).

Однако следует понимать, что приведенная в этом стихе этимология названия Бавель (Вавилон) от слова "смешал" – являеться, на самом деле шуткой Писания. Слово "Бавель" (Вавилон) на иврите созвучно с глаголом "ББЛ" – “смешивать”. Но конечно всем участникам событий была прекрасно известна истинная этимология слова "Бавель": "Баб Эль" – "Врата бога". Яаков, проснувшись, говорит: это ДОМ БОГА, ЭТО - ВРАТА НЕБЕС (28:17). На этом аналогии с столицей Вавилона не завершаются. Главный храм Вавилона, храм бога Мордуха назывался “Эсагила” ("Дом поднятой главы"). Сравните: "Главой до неба" в обоих рассказах. Над Эсагилой возносится башня Этеменанки ("Камень основы неба и земли") - сравните его с камнем, заложенным Яаковом в основание будущего Храма.

Понятно, что связь двух этих рассказов в Писании в основном – в противопоставлении. Строительство Вавилонской башни было инициативой людей, и инициативой предосудительной. Более того, строители Вавилонской башни хотят добраться "до неба", тогда как в рассказе о Лестнице Яаков спит на земле. Здесь Писание раскрывает одну из ключевых идей Торы – человек живет на земле, его жизнь на земле соответствует желанию Всевышнего. Оставить землю и забраться на небеса – не в этом предназначение человека. Сравните это со словами, сказанными в завершении Торы:

ИБО ЗАПОВЕДЬ, КОТОРУЮ Я ЗАПОВЕДАЮ ТЕБЕ… НЕ ДАЛЕКА ОНА, НЕ НА НЕБЕСАХ, ЧТОБЫ ТЫ СКАЗАЛ, “КТО БЫ ПОДНЯЛСЯ НА НЕБЕСА, И ВЗЯЛ БЫ ЕЕ ДЛЯ НАС” (Дварим\Второзаконие 30:11-12).

На человека не возложено обязанности подняться на небеса, наоборот. Раши в комментарии к Талмуду пишет: "Человек обязан опустить небеса на землю", и автор Сфат Эмет продолжает мысль: "Чтобы превратить землю в небеса".

И точно так же Писание указывает, что это Всевышний, по своей инициативе может спустится к человеку, который спит на голой земле, положив камень в изголовье. И косвенно подчеркнуть этим, что огромный дом, "главою до небес" на самом деле к Богу не приближает ни на один метр.

Точно также связь неба с землей осуществляется не земными строениями, но лестницей, по которой "ангелы божии поднимаются и спускаются" – не люди поднимаются и спускаются, а ангелы.

И опять, лестница к небу строится не из обоженных кирпичей, ее строит Всевышний и сделана она не из земных материалов.

А теперь нам осталось только привести для сравнения цитату из вавилонского эпоса "Энума Элиш": "Один год обжигали кирпичи, а по пришествии второго года, стали возводить вершину Эсагилы, строить башню высотою до неба". Связь фабулы с библейским рассказом очевидна, но насколько отличаются эти два рассказа по той идее, которую они хотят донести до читателя.

Мандрагоры или откуда берутся дети

В результате развития событий в семье Лавана, Яаков оказался женат на двух женах, Рахели и Лее. Причем в Рахель Яаков влюбился в первого взгляда, тогда как Лея была выдана за него обманом и особой любви там не было: И ВОШЕЛ ОН И К РАХЕЛИ, И ПОЛЮБИЛ РАХЕЛЬ БОЛЬШЕ, НЕЖЕЛИ ЛЕЮ... (29:30).

Далее рассказ выгляди так (29:31):

НО ВИДЕЛ БОГ, ЧТО ЛЕЯ НЕЛЮБИМА, И ОТВЕРЗ УТРОБУ ЕЕ…

Лея рожает друг за другом четырех сыновей и после рождения каждого выражает надежду, что наконец-то муж полюбит ее, хотябы за детей, которых она ему родила. Так как Рахель оказалась бесплодной, то она находит выход, несколько похожий на поступок Сарры: она дает Яакову наложницу:

ОНА СКАЗАЛА: "ВОТ СЛУЖАНКА МОЯ БИЛЬhА: ВОЙДИ К НЕЙ, ПУСТЬ ОНА РОДИТ НА КОЛЕНА МОИ, И БУДЕТ ПОТОМСТВО У МЕНЯ БЛАГОДАРЯ ЕЙ" (30:3).

Правда сходство здесь скорее внешнее, чем внутреннее: Сарра дает наложницу Аврааму для того, чтобы потомство было у него, а она с этого получит право на воспитание рожденного ребенка. У Рахель идея другая: ведь у Яакова сыновья уже есть от Леи, и Рахель надеется, что рожденные дети будут как бы ее и этим она укрепит свою связь с мужем. Впрочем, любовь Яакова к Рахель сохраняется несмотря на отсутствие от нее детей Лея тоже вступает в “соревнование” и дает Яакову также и свою рабыню. По существующему обычаю, жены живут в разных шатрах (т.е. у каждой “свой дом”), Яаков же живет в шатре Рахели, а не Леи. Далее приводится следующая история:

/14/ А РЕУВЕН (страший сын Леи) ШЕЛ В ДНИ ЖАТВЫ ПШЕНИЦЫ, И НАШЕЛ МАНДРАГОРЫ В ПОЛЕ, И ПРИНЕС ИХ ЛЕЕ, МАТЕРИ СВОЕЙ. И СКАЗАЛА РАХЕЛЬ ЛЕЕ: "ДАЙ МНЕ МАНДРАГОРОВ СЫНА ТВОЕГО!". /15/ НО ТА СКАЗАЛА ЕЙ: "МАЛО ТЕБЕ ЗАБРАТЬ МУЖА МОЕГО, ЕЩЕ ХОЧЕШЬ ЗАБРАТЬ И МАНДРАГОРЫ СЫНА МОЕГО?". И СКАЗАЛА РАХЕЛЬ: "ЗА ТО ПУСТЬ ОН ЛЯЖЕТ У ТЕБЯ ЭТУ НОЧЬ ЗА МАНДРАГОРЫ СЫНА ТВОЕГО". /16/ И КОГДА ЯАКОВ ПРИХОДИЛ С ПОЛЯ ВЕЧЕРОМ, ВЫШЛА ЛЕЯ НАВСТРЕЧУ ЕМУ И СКАЗАЛА: "КО МНЕ ВОЙДЕШЬ, ИБО Я НАНЯЛА ТЕБЯ ЗА МАНДРАГОРЫ СЫНА МОЕГО". И ЛЕГ ОН С НЕЙ В ТУ НОЧЬ. /17/ И УСЛЫШАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ ЛЕЮ, И ОНА ЗАЧАЛА И РОДИЛА ЯАКОВУ ПЯТОГО СЫНА. /18/ И СКАЗАЛА ЛЕЯ: "ДАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ МНЕ ЗА ТО, ЧТО ДАЛА Я СВОЮ РАБЫНЮ МОЕМУ МУЖУ"; И НАРЕКЛА ЕМУ ИМЯ ИСАХАР. /19/ И ЕЩЕ ЗАЧАЛА ЛЕЯ, И РОДИЛА ШЕСТОГО СЫНА ЯАКОВУ. /20/ И СКАЗАЛА ЛЕЯ: "ОДАРИЛ МЕНЯ ВСЕСИЛЬНЫЙ ХОРОШИМ ДАРОМ; ТЕПЕРЬ ПОСТОЯННО БУДЕТ ЖИТЬ У МЕНЯ МУЖ МОЙ, ИБО Я РОДИЛА ЕМУ ШЕСТЬ СЫНОВЕЙ"; И НАРЕКЛА ЕМУ ИМЯ ЗВУЛУН. /21/ ПОТОМ ОНА РОДИЛА ДОЧЬ И НАРЕКЛА ЕЙ ИМЯ ДИНА.

Мандрагоры прекрасно известны ботанике. Есть несколько вариантов отождествления того растения, которое упомянуто здесь в Тексте но основным считается отождествление с Маndrаgоrа оffiсinаrum, принятое уже древними переводчиками. Это растение растет повсюду в Земле Израиля, его большие листья образуют розетку на земле, зимой оно цветет синими цветками, к весне появляются похожие на желтые помидоры плоды с резким запахом. Так как растение несколько ядовито, его никто не ест, и к лету листья увядают. Корень мандрагоры многолетний, часто раздваивается, несколько напоминая человечка. Наверное, именно с формой корня мандрагоры и связано поверие, что мандрагора способствует деторождению.

В древнее время и в средневековье считалось, что это растение способствует любви и беременности (название растения на иврите ”дудаим” происходит от слова "ласки"). В лекарственной пользе этого растения весьма сомневаются такие авторитеты, как Ибн-Эзра и Рамбан (13 век). Правда, это мнение врачей. И действительно, как лекарственное средство ценность мандрагоры для зачатия равна нулю. Но никто мандрагору никогда и не использовал как лекарственное средство, ее помощь чисто симпатическая: следует взять корень, "одеть в платье соответствующее полу мандрагоры" и хранить в доме, "обязательно поможет" (Из средневековой инструкции). Трудно не вспомнить потрясную историю про то, что в час, когда вырывают корень мандрагоры, она издает страшный крик, и покусившийся на нее от этого погибает. Поэтому рекомендуется привязать к корню мандрагоры ненужную собаку и позвать ее. Собака пойдет к человеку, вырвет корень и издохнет от вопля погибающего растения. (См. Флавий "Иудейская война" 7:6:3).

Понятно, что в библейском рассказе про мандрагоры, подразумевается именно поверье, что корень мандрагоры существенно способствует деторождению. Не все, однако, замечают (хотя это очевидно), что Танах как раз отрицает значение мандрагоры как лекарственного средства. Для того, чтобы убедиться в этом, достаточно заметить, что мандрагоры получила Рахель, а заполучила мужа и забеременела - Лея. Причем причина того, что забеременела Лея указывается однозначно:

И УСЛЫШАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ ЛЕЮ, И ОНА ЗАЧАЛА И РОДИЛА ЯАКОВУ ПЯТОГО СЫНА.

Дело совсем не в мандрагорах, а в том, что детей посылает Всевышний. И только потом написано:

/22/ И ВСПОМНИЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ О РАХЕЛИ, И УСЛЫШАЛ ЕЕ ВСЕСИЛЬНЫЙ, И ОТВЕРЗ УТРОБУ ЕЕ. /23/ И ЗАЧАЛА ОНА, И РОДИЛА СЫНА, И СКАЗАЛА: "СНЯЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ ПОЗОР МОЙ"; /24/ И НАРЕКЛА ЕМУ ИМЯ ЙОСЕФ, ГОВОРЯ: "ДА ПРИБАВИТ МНЕ БОГ ДРУГОГО СЫНА".

Иными словами мораль истории про мандрагоры проста: Всевышний слышит молитвы, и отвечает на них. Если все дело в детях, то именно Он "отверзает утробу".

6.Стада и средства их приумножения

После того, как Яаков отработал на Лавана 14 лет за двух своих жен, он все же остался работать на него, но уже на правах не наемного (за фиксированную плату) работника, но "за процент". В Торе есть длинное описание того, какая часть стад из тех, что будет пасти Яаков, станет его долей. Яааков говорит Лавану

(ГЛАВА 30) :

/32/ ПРОЙДУ ПО СТАДУ ТВОЕМУ СЕГОДНЯ; ОТДЕЛИ ОТТУДА ВСЯКУЮ СКОТИНУ КРАПЧАТУЮ, ПЕСТРУЮ И ВСЯКУЮ БУРУЮ СКОТИНУ МЕЖДУ ОВЦАМИ, И ПЕСТРУЮ И КРАПЧАТУЮ ИЗ КОЗ; ЭТО БУДЕТ МОЕЮ ПЛАТОЮ. /33/ И ОТВЕЧАТЬ БУДЕТ ЗА МЕНЯ ЧЕСТНОСТЬ МОЯ ПЕРЕД ТОБОЙ В СЛЕДУЮЩЕЕ ВРЕМЯ, КОГДА ПРИДЕШЬ ПРОВЕРИТЬ НАГРАДУ МОЮ: ВСЯКАЯ НЕКРАПЧАТАЯ И НЕПЕСТРАЯ ИЗ КОЗ И НЕБУРАЯ ИЗ ОВЕЦ - КРАДЕНА ОНА У МЕНЯ". /34/ И СКАЗАЛ ЛАВАН: "ПУСТЬ БУДЕТ ПО СЛОВУ ТВОЕМУ". /35/ И ОТДЕЛИЛ ОН В ТОТ ДЕНЬ КОЗЛОВ С БЕЛЫМИ ПЯТНАМИ И ПЕСТРЫХ, И ВСЕХ КОЗ КРАПЧАТЫХ И ПЕСТРЫХ, ВСЕХ, ЧТО С БЕЛИЗНОЮ, А ТАКЖЕ ВСЕХ БУРЫХ ИЗ ОВЕЦ, И ПЕРЕДАЛ СЫНОВЬЯМ СВОИМ. /36/ И НАЗНАЧИЛ РАССТОЯНИЕ В ТРИ ДНЯ ПУТИ МЕЖДУ СОБОЮ И МЕЖДУ ЯАКОВОМ. ЯАКОВ ЖЕ ПАС ОСТАЛЬНЫХ ОВЕЦ ЛАВАНА.

Задание:

Внимательно прочтите условия договора. Попробуйте выписать, какие овцы и какие козы являются долей Яакова, а какие Лавана.

Для того чтобы немного лучше понять условия договора, следует объяснить некоторую простую вещь. Основной цвет овец в те времена и в том регионе – белый. И именно этот цвет является предпочтительным, ровно по причинам того, что белую шерсть можно покрасить в любой цвет, тогда как бурую шерсть красить сложно. Основной цвет коз в этом же регионе – черный. Именно шерсть черных коз ценилась до недавнего времени, так как речь идет о породе, шерсть которой отличается водоотталкивающими свойствами, и из нее делали пологи для шатров. И в том и в другом случае, в приплоде большая часть овец и коз имеет чистый цвет – белый или черный соответственно.

Обязательно следует учитывать, что современный читатель Торы –это городской житель, герои же рассказа пастухи, которые хорошо представляют, какого цвета приплод стоит ожидать от данного стада. В соответствии с договором, Яакову достается "бракованный" приплод – с крапчатым окрасом. Лаван со своей стороны принимает меры к тому, чтобы сократить долю Яакова: он забирает всех крапчатых овец и коз, выделяет их в отдельное стадо, и отгоняет его подальше от стад, которые пасет Яаков.

Идея, стоящая за этим действием, ясна обоим героям: если в стаде нет крапчатых, то и крапчатый приплод будет меньше. Вся эта идея легко объяснима законами генетики (об этом речь пойдет ниже). Правда, судя по дальнейшей жалобе Яакова, он не подразумевал, что Лаван отгонит крапчатые стада от него подальше, а думал, что ему будет поручено смешанное стадо, а потому его "процент" будет намного выше, чем тот, который стал после того, как Лаван отогнал крапчатых животных.

Далее Писание подробно описывает, что сделал Яаков:

/37/ И ВЗЯЛ СЕБЕ ЯАКОВ СВЕЖИЕ ПРУТЬЯ БЕЛОГО ТОПОЛЯ, МИНДАЛЯ И КАШТАНА, И ВЫРЕЗАЛ НА НИХ БЕЛЫЕ ПОЛОСКИ, ОБНАЖАЯ БЕЛИЗНУ, ЧТО НА ПРУТЬЯХ. /38/ И СТАВИЛ ПРУТЬЯ, ЧТО НАРЕЗАЛ, У КОЛОД, ПРИ ВОДОПОЕ, КУДА ОВЦЫ ПРИХОДЯТ ПИТЬ, ПРОТИВ ОВЕЦ, ЧТОБЫ ОНИ РАЗГОРЯЧАЛИСЬ, КОГДА ПРИХОДЯТ ПИТЬ. /39/ И РАЗГОРЯЧАЛИСЬ ОВЦЫ ОТ ВИДА ПРУТЬЕВ ЭТИХ, И РОЖАЛИ ОВЦЫ ПОЛОСАТЫХ, КРАПЧАТЫХ И ПЕСТРЫХ. /40/ А ЯГНЯТ ЭТИХ ЯАКОВ ВЫДЕЛЯЛ, И СТАВИЛ ОВЕЦ ЛИЦОМ К ПЕСТРЫМ И КО ВСЕМ БУРЫМ ИЗ ОВЕЦ ЛАВАНА. И СОСТАВЛЯЛ СЕБЕ СТАДА ОСОБЫЕ, И НЕ СТАВИЛ ИХ ВМЕСТЕ СО СКОТОМ ЛАВАНА. /41/ И БЫЛО, ПРИ КАЖДОМ РАЗГОРЯЧЕНИИ КРЕПКИХ ОВЕЦ СТАВИЛ ЯАКОВ ПРУТЬЯ У СТОКОВ ПЕРЕД ГЛАЗАМИ ЭТИХ ОВЕЦ, ЧТОБЫ РАЗГОРЯЧАЛИСЬ ПЕРЕД ПРУТЬЯМИ. /42/ КОГДА ЖЕ СЛАБЫ БЫЛИ СТАДА, ОН НЕ СТАВИЛ. ТАК ДОСТАВАЛИСЬ СЛАБЫЕ ЛАВАНУ, А КРЕПКИЕ ЯАКОВУ. /43/ И ВЕСЬМА РАЗБОГАТЕЛ ЭТОТ ЧЕЛОВЕК, И БЫЛО У НЕГО МНОГО ОВЕЦ, РАБЫНИ И РАБЫ, ВЕРБЛЮДЫ И ОСЛЫ.

Не очень ясно, что же Яаков делает. Понятно, что в период гона он ставит у водопоя разноцветные прутья. Понятно, что рожденных у него крапчатых ягнят он отправляет в отдельное (свое) стадо. Стих 42, кажется, говорит про то, что Яаков отличал слабых баранов от сильных, предпочитая подпускать к овцам именно сильных баранов.

Зачем нужны прутья во всей этой истории совсем не ясно, равно как и не понятно, каким же образом Яаков добился повышения крапчатого и пятнистого приплода.

Для того чтобы разобраться со всем этим, полезно посмотреть, как сам Яаков рассказывает своим женам, что же происходило:

Глава 31

/10/ РАЗ, ВО ВРЕМЯ РАЗГОРЯЧЕНИЯ ОВЕЦ, ВЗГЛЯНУЛ Я И УВИДЕЛ ВО СНЕ, ЧТО ВОТ, БАРАНЫ, ПОДНЯВШИЕСЯ НА ОВЕЦ, ПОЛОСАТЫ, КРАПЧАТЫ И ПЕСТРЫ. /11/ И СКАЗАЛ МНЕ АНГЕЛ ВСЕСИЛЬНОГО ВО СНЕ: ЯАКОВ! Я СКАЗАЛ: ВОТ Я! /12/ ОН СКАЗАЛ: ВЗГЛЯНИ-КА И СМОТРИ: ВСЕ БАРАНЫ, ПОДНИМАЮЩИЕСЯ НА ОВЕЦ, ПОЛОСАТЫ, КРАПЧАТЫ И ПЕСТРЫ, ИБО Я ВИДЕЛ ВСЕ, ЧТО ЛАВАН ДЕЛАЛ С ТОБОЙ.

Здесь в истории появляется дополнительный момент. Если в предыдущем отрывке Яаков сам предпринимает шаги для умножения собственной доли в стаде, то в этом отрывке есть некая помощь ангела: именно ангел в пророческом сне показывает Яакову, какие бараны и козлы крапчатые. Здесь, разумеется, возникает вопрос: зачем во сне показывать, что бараны крапчатые, если масть животного видна и не во сне. Да к тому же мы помним, что в стаде Яакова нет крапчатых – их всех забрал Лаван и "отогнал на три дня пути".

Проф. Иегуда Феликс, один из крупнейших современных специалистов по сельскому хозяйству древности, и в честности Писания, предложил очень интересное объяснение, построенное на всем известных генетических законах.

Во-первых, говорит проф. Феликс, ген крапчатости и пятнистости рецессивный, тогда как ген однотонной окраски – доминантный. Поэтому ряд баранов и коз, внешне однотонные могут оказаться носителями рецессивного гена пятнистости. Если скрестить овцу и барана, носителей рецессивного гена пятнистости, то у однотонной пары в среднем один из четырех ягнят окажется пятнистым, три из четырех будут однотонными, но при этом два из этих однотонных ягнят будут дальше нести ген пятен. Если скрестить двух животных из которых только одно имеет рецессивный ген, то все ягнята будут однотонными, но два из четырех будут нести ген пятен. Если же оба животных не имеют рецессивного гена, то и их потомство будет иметь чистую окраску.

Таким образом, если суметь определить, какие из баранов и козлов являются носителями того самого никак внешне не проявляемого гена пятен, и к самках подпускать только таких баранов, то можно сильно увеличить пятнистый приплод.

Оказывается, есть способ с большой долей вероятности определить этих носителей рецессивного гена. На помощь приходит закон генетики, который гласит, что гибриды, то есть носители рецессивного гена активней, чем чистопородные животные. Собственно, проф. Феликс предполагает, что ангел этот последний закон и открыл Яакову, понятно не в виде генетического закона, но что-то вроде: те, что активны, они на самом деле "крапчатые", хотя внешне это никак и не видно. Данное объяснение позволяет объяснить стих 30:42, в котором говорится о том, что именно сильных баранов Яаков подпускал к самкам в период гона. Как это не странно, в результате применения законов генетики точно так же становится ясным стих 30:40, в котором говорится, что Яаков отделял крапчатых животных в отдельное стадо. Расчет показывает, что если оставить пятнистых животных в стаде, то в первые несколько лет приплод крапчатых животных будет больше, но, если речь идет о более длительном периоде, начиная со срока в шесть лет и больше, то выгодней выделить их в отдельное стадо.

Понятно, что потом Яакову пришлось проделать обратную работу, чтобы получить стадо не бракованных, а однотонных овец. Конечно пара крапчатых животных не может в принципе дать однотонное, но если купить и добавить в стадо сколько-то однотонных овец, то обратная селекционная работа вполне реальна.

Ясен смысл всего повествования: после того, как Всевышний благословил Яакова, и обещал ему множество детей, Яаков дал обет отделить десятину от всего, что у него будет (на тот момент у него ничего не было, и даже в изголовье вместо подушки он кладет камень). Дальнейшие две главы целиком посвящены тому, что у Яакова стало много детей, и у него появилось богатое имущество. Правда, рассказ о детях и об имуществе не сопровождается примечанием: И Всевышний даровал Яакову детей и скот… Читатель должен сам понять, что дары заработаны не просто так, но с помощью Всевышнего. В общем, здесь, конечно стоит вспомнить отрывок книги Дварим - Второзаконие( 8:12-18):

МОЖЕТ БЫТЬ, КОГДА ТЫ НАСЫТИШЬСЯ, ПОСТРОИШЬ СЕБЕ ПРЕКРАСНЫЕ ДОМА, ЧТОБЫ ЖИТЬ В НИХ, И УМНОЖИТСЯ ТВОЙ КРУПНЫЙ И МЕЛКИЙ СКОТ И ВСЕГО У ТЕБЯ БУДЕТ В ИЗОБИЛИИ… ТО СКАЖЕШЬ ТЫ В СЕРДЦЕ СВОЕМ: СВОЕЮ СИЛОЙ И ЭТИМИ КРЕПКИМИ РУКАМИ ДОБЫЛ Я СЕБЕ ВСЕ ЭТО БОГАТСТВО.- ПОМНИ О БОГЕ, ИБО ЭТО ОН ДАЕТ ТЕБЕ СИЛУ ПРИОБРЕТАТЬ БОГАТСТВА, ВО ИСПОЛНЕНИЕ КЛЯТВЕННОГО СОЮЗА С ПРАОТЦАМИ.

Это урок для читателя: он сам должен понять, что богатства достались Яакову не просто так. А доказательство тому,- это упоминание Яаковом пророчества о "пятнистых баранах".

В следующей лекции мы обсудим дальнейшие аспекты рассказа о Яакове.


Ответы на контрольные вопросы:

КВ-1. Что комментарий проф. Феликса о “научной основе деятельности Яакова” дает для понимания Писания?



КВ-2. Перечислите выводы из рассказа о мандрагорах.



КВ-3. Что означает слово "Бавель" ( Вавилон), как это имя объясняеться в Торе и почему?



КВ-4. Попробуйте найти объединяющую идею всех новелл о Яакове.