МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр Учебные курсы по иудаике

К оглавлению курсa "Люди и эпохи в истории еврейской традиции"

Лекция 8. Рабейну Шломо Ицхаки (Раши, 1040-1105) и его ученики. Тосафот

1. Эпоха
2. Биография Раши
3. Комментарий Раши к Танаху
4. Комментарий Раши к Талмуду
5. Тосафот
6. Рашбам
7. Раббейну Там
Список контрольных вопросов

1. Эпоха

Упадок гаоната в XI веке положил конец централизованному руководству еврейскими общинами. На смену гаонам и их школам приходят отдельные учителя. Главой комментаторов повсеместно признан рабби Шломо бен-Ицхак (Ицхаки) из Труа (Франция, 1040-1105), называемый по заглавным буквам его имени РаШИ. Он оказал глубочайшее воздействие на еврейское мышление и образование. Комментарии, которые Раши создал фактически ко всему Талмуду, не оставив без объяснения или толкования почти ни единого термина, ни единой идеи, фразы или концепции, с момента своего появления стали необходимым пособием и для учителей Талмуда, и для их учеников.

Труды Раши продолжила школа талмудистов, известная под именем тосафисты (от слова "Тосафот" — добавления), которые написали дополнения к его комментариям. Авторы Тосафот пользовались диалектическим и критическим методом; их целью был точный логический анализ талмудических положений, позволяющий выработать новые принципы и сформулировать законы в соответствии с требованиями времени. В целом, их задачей было поставить изучение Талмуда на более широкую и глубокую основу.

Так как первыми тосафистами были зятья и внуки Раши и его ближайшие ученики Рашбам, рабейну Там и другие, то большая часть Тосафот создана французскими школами. Однако метод тосафистов нашел распространение и в Германии, Провансе и Испании. Он проник даже в Англию, где был представлен двумя учеными: Яаковом из Орлеана и Йомтовом из Жуаньи. Оба они стали жертвами погромов: Яаков — лондонского (1189), а Йомтов — йоркского (1190). Позднее метод тосафистов продолжал развивать Элиа бен-Менахем из Лондона (ок. 1220 — ок. 1284). Комментарии Раши вместе с добавлениями тосафистов, деятельность которых продолжалась до конца XIII века, фигурируют во всех печатных изданиях Талмуда, при этом Раши занимает более почетное место на внутренних полях страницы, а тосафисты — на внешних.

Раши и ранние тосафисты жили в период крестовых походов (1096-1189), когда чаша страданий евреев Франции и Германии воистину переполнилась. Отчаянно борясь за свое существование, еврейство этих стран проявляло мало интереса к чужой философии и культуре. Евреи все больше обращались к своему наследию, черпая в нем вдохновение и силу. Сосредоточив умственные усилия на Талмуде и смежных с ним дисциплинах, многие приобрели глубокие, всеобъемлющие познания. Так, во Франции и Германии выросло большое число ученых, которые были достаточно компетентны, чтобы осуществлять практическое руководство общиной и ее членами по всем вопросам еврейской жизни.

2. Биография Раши

Рабби Шломо Ицхаки (Шломо бен-Ицхак, Раши), крупнейший средневековый комментатор Талмуда и один из главных комментаторов Торы; духовный вождь ашкеназского еврейства Северной Франции, родился в 1040 г. в Труа, столице Шампани, в раввинской семье (Раши, как полагают, цитировал своего отца в одном из своих комментариев к Талмуду). Мать Раши была сестрой литургического поэта Шимона бен Ицхака.

О родителях и ранних годах жизни Раши существует много легенд. Известно предание о том, как когда мать была беременна будущим великим учителем Израиля, она шла по узким улочкам Труа и ее чуть не задавила карета. Но мать Раши прижалась к стене и обратилась к Богу с просьбой о спасении ее и ее плода, и Всевышний явил чудо, создав в стене нишу, куда мать Раши смогла спрятаться (впрочем, это предание рассказывают и про Вормс, хотя известно, что родители Раши жили в это время в Труа).

Другая легенда, связанная с рождением Раши, рассказывает, что отец Раши владел драгоценным камнем, который христиане того города, где он жил, хотели приобрести для украшения иконы, но никакими уговорами и угрозами не могли заставить его продать камень для такой цели. Они заманили его в лодку и там пытались овладеть камнем насильно, но р.Ицхак бросил камень в воду. Тогда раздался голос свыше, возвестивший Ицхаку, в награду за проявленную им мужественную стойкость, рождение сына, слава которого воссияет над Израилем.

По преданию отец Раши происходил из род таны Йоханана hа-Санделара, и таким образом его род восходит к царю Давиду.

Свое образование Раши начал в Труа, крупном торговом центре, привлекавшем купцов из разных стран, затем продолжал в прославленных йешивах Рейнской области - в Майнце и в Вормсе, которые были тогда центром ашкеназского мира. Его главными учителями в Майнце и в Вормсе были ученики рабейну Гершома.

Раши возвратился в Труа около 1065 г. в возрасте 25 лет. Он продолжал поддерживать тесные отношения со своими учителями, посещая их йешивы для обсуждения неясных мест в талмудических текстах.

Около 1070 г. Раши основал в Труа йешиву, которая привлекла множество учеников и стала главной в Северной Франции и Германии. Со временем (после Первого крестового похода) сюда переместился центр еврейской учености из йешив Рейнской области. Именно здесь, во время занятий с учениками, Раши выработал свои комментарии к Танаху и Талмуду. Вокруг Раши объединились многие талмудисты, которые стали продолжателями его дела.

Сыновей у Раши не было, но его дочери обладали необычным для женщин знанием Талмуда; одна из них даже помогала отцу в составлении комментариев (есть мнение, что они соблюдали многие заповеди, которые считаются обязательными только для мужчин; в частности, накладывали тфилин). Мужья трех дочерей Раши были учениками Раши и видными талмудистами. Из его внуков наиболее известны р.Шмуэль бен-Меир (аббр. Рашбам) и р.Яаков Там. Все они принадлежали к школе французских тосафистов.

Раши зарабатывал на жизнь, занимаясь виноградарством, и одновременно был раввином в Труа. Последние годы жизни Раши совпали с кровавыми событиями начала Первого крестового похода, когда погибли многие из его родственников и друзей. В связи с этим Раши написал пиют в жанре слихот, в котором выразил соболезнование вдовам убитых и сочуствие тем, кто вынужден был под угрозой смерти принять крещение.

К этому времени позднейшая легенда относит рассказ о дружбе Раши с одним из будущих предводителей крестоносцев герцогом Готфридом Бульонским и о предсказании, которым Раши напутствовал Готфрида в Палестину: будто Готфрид сперва окажется победителем, а потом будет разбит и возвратится с тремя лошадьми во Францию. Готфрид, разгневанный, поклялся, что накажет Раши за дурное предсказание, если возвратится хотя бы с четырьмя лошадьми.

Предсказание Раши о поражении Готфрида сбылось, и рыцарь приехал на родину без войска, но все же с тремя всадниками, - и он помчался к дому Раши, чтобы наказать его. Но по дороге, у ворот города конь под одним из всадников пал. Тогда Готфрид, смущенный, подъехал к дому Раши, но там узнал, что мудрый раввин давно умер. Следует отметить, что легенда эта невозможна хронологически, так как Готфрид Бульонский скончался в Палестине за три года до смерти Раши.

Согласно другой легенде, Раши в этот период перевел свою йешиву в Вормс. Примыкающее к городской синагоге здание до сих пор называют "Бет Мидраш Раши", однако в действительности оно было построено гораздо позже.

Предание гласит, что Раши скончался 29 таммуза (13 июля 1105 г.) во время работы над комментарием к трактату Маккот. Место его погребения неизвестно.

3. Комментарий Раши к Танаху

Раши написал комментарии к большинству книг Танаха (возможно, за исключением книг Иова, Эзры, Нехемии и Хроник), но наиболее важными из них считаются его комментарии к Торе, за которые его прозвали "отцом комментаторов" и по которым традиционно все еврейские дети начинали в 5 лет учить Тору. Главная особенность комментариев Раши – найденная им гармония между буквальным и агадическим толкованием библейского текста.

Комментарии Раши базируются главным образом на Талмуде, Мидраше и других раввинистических источниках. Раши выбирал из этого гигантского резервуара те толкования, которые ближе всего к буквальному пониманию библейского текста или способствуют решению трудных вопросов, порождаемых этим текстом. Комментарии Раши всегда основаны на тщательном анализе языка комментируемого текста. Большое внимание он уделал знакам кантилляции, т.к. они проясняют структуру, а, следовательно, и смысл стиха. По форме комментарии Раши часто отступают от буквального цитирования мидраша, чтобы облегчить его понимание и унифицировать язык толкования. Язык Раши прост и точен. Многочисленные трудные вопросы он объяснял всего одним словом или даже намеком; в некоторых случаях он воздерживался от подробного обоснования своей экзегезы и даже готов был признаться в своем незнании.

Ряду комментариев Раши предпослал изложение принципов, на которых они основаны, или для большей ясности снабжал их иллюстрациями. Раши воздерживался от рассмотрения философических проблем и во многих случаях не давал даже моральной оценки действиям библейских героев. Его цель - дать читателю понять смысл текста и помочь ему самому разобраться в тексте. В комментариях Раши отсутствуют и мистические мотивы. Иногда в них слышен отзвук современных событий, и в том числе преследований евреев.

Комментарии Раши к Танаху, особенно к Торе, приобрели широчайшее распространение. Они стали предметом более 200 трудов "супер-комментариев", авторами которых часто были крупные раввинистические авторитеты. Начиная с этого времени, почти все еврейские издания Торы печатались, как правило, с комментариями Раши. Комментарии набирались сефардским "раввинским" шрифтом, который в следствие этого получил название "шрифт Раши".

Концепция Раши – привлечение мидраша и агады для объяснения прямого смысла Писания, для решения проблем Писания - оказала решающее влияние на все дальнейшее еврейское восприятие текста Танаха. Раши удалось создать уникальный сплав Письменной и Устной Торы, сплав настолько мощный, что часто приходится делать специальное усилие для того, чтобы его разорвать и обратиться непосредственно к прямому смыслу слов Писания, не связанному с Устной Традицией. Это было великим достижением Раши.

Комментарий Раши к Танаху изучался и христианскими комментаторами (позже он был даже переведен на латынь) и оказал определенное влияние также и на христианскую экзегезу.

4. Комментарий Раши к Талмуду

Комментарий Раши к Торе очень важен, но его комментарий к Талмуду еще более фундаментален. Все печатные издания Талмуда, начиная с первого (1520-1523), выходили с комментариями Раши. Хотя в составлении комментариев к Талмуду у Раши были предшественники, труд Раши превосходит все предыдущие.

Считается, что комментарий Раши к Талмуду возник и развивался первоначально из его записей еще во время учебы в йешиве. Как было принято в те времена, Раши записывал в тетрадке (кунтрес) примечания учителей к Талмуду. Вначале это были замечания его учителя р.Яакова бар-Якара к некоторым трактатам. Эти комментарии продолжали линию комментирования р.Гершома Меор hа-Гола (Светоча Изгнания). В йешиве ходили тетради с непосредственным комментарием р.Гершома; впоследствии Раши дополнил их комментариями своего учителя и аналогичными тетрадями из йешивы в Майнце. Но все эти конспекты послужили, конечно, только "сырым материалом" для создания Раши своего собственного комментария.

Благодаря глубокой и обширной эрудиции Раши, его комментарии облеклись в ясную, понятную и доступную всем форму. Раши старается сделать понятными всю совокупность и все подробности текстов, разъяснить смысл каждого слова. Труды Раши имеют особенную ценность благодаря тому, что он уделяет всегда большое внимание критике текста, методологии Талмуда и источникам галахи, а также благодаря его серьезному знакомству с жизнью, эпохой и ареной деятельности таннаим и амораим, вследствие чего ему удалось избегнуть хронологических неточностей и достигнуть ясного последовательного комментирования с исторической точки зрения. Он всегда дает очень логичное разъяснение текста по существу и глубокое понимание сложных мест. Его комментарии к Талмуду, благодаря своей точности и логичности, далеко оставили за собой комментарии его предшественников, в том числе и его учителей.

Язык комментариев Раши к Талмуду содержит разнородные элементы, главным из которых является язык законоучителей Талмуда. Вместе с тем он отличается точностью. При толковании слов Раши не довольствуется сухими лексикографическими данными: его объяснения часто красочны и изобилуют конкретными деталями, достоверно воспроизводящими реалии талмудической эпохи. Раши всячески старается помочь пониманию талмудического текста, приводит новые доводы в подтверждение галахических предписаний, снабжает ряд разделов введением, объединяет повторяющиеся высказывания. Глубоко проникнув в методологию Талмуда, Раши указывает на трудности, связанные с необычной структурой некоторых мест в Талмуде и с терминологией. Благодаря этим свойствам, комментарии Раши уникальны. По мнению Раши, единственно допустимо толкование Мишны, содержащееся в Гемаре, поэтому он не дает собственного толкования Мишны. Исследование сохранившихся рукописей Раши показывают, что он, как правило, не переделывал своих комментариев после их завершения.

Комментарии Раши распространились весьма быстро. С начала XIII века почти все талмудисты стали пользоваться ими и ссылаться на них. Исправления, внесенные Раши в текст Талмуда, получили всеобщее признание и в большинстве своем были включены во все последующие рукописные и печатные тексты Талмуда. Без комментариев Раши сегодня немыслимо изучение Талмуда в контексте еврейского религиозного наследия.

В языке Раши есть важная особенность: его комментарии к Торе и к Талмуду изобилуют французскими техническими наименованиями, и вообще в них встречается более двух тысяч старо-французских слов, известных как "лаазим". Эти слова являются очень важным и богатым материалом для изучения старо-французского языка.

5. Тосафот

Тосафот ("дополнения") - комментарий к Талмуду, который вместе с комментарием Раши сопровождает его печатные издания. Первоначально термин "тосафот" обозначал собирательное название талмудических комментариев и галахических новелл, возникших в результате деятельности поколений талмудистов, творивших в 12-13 вв. в центрах талмудической учености Германии, Франции, Англии и Италии.

Первые тосафисты были учениками Раши и видели в своем творчестве лишь создание некоторых дополнений к труду учителя. Однако по мере развития Тосафот постепенно из пояснения к комментариию Раши превращались в аналитическое дополнение к Талмуду. Лишь часть написанных тосафистами комментариев вошла в опубликованный в печатных изданиях Талмуда комментарий; большинство же было утеряно. Немногие из этих утерянных комментариев были обнаружены в наше время в собраниях рукописей и опубликованы.

Благодаря труду Раши, Талмуд стал доступен массам учащихся, их число возросло, стал выше уровень учебного процесса.

В начале 12 в. йешивы в городах долины Рейна, Лотарингии, Шампани переживали небывалый расцвет. Тогда же увидел свет комментарий, написанный р.Гершомом бен-Иеhудой Меором hа-Гола, который был предан забвению и вытеснен монументальным произведением Раши. Учителя в йешивах Германии поощряли своих учеников вести свободную, ничем не ограниченную дискуссию, высказывать собственное мнение. Они постановили, что мишнаитское правило почитать учителя как Всевышнего не следует понимать как запрет ученику оспаривать публично мнение учителя. Подобная академическая свобода породила в йешивах Германии и Франции творческую атмосферу, чем была подготовлена почва для создания аналитического комментария к Талмуду. В центре насыщенного учебного процесса в талмудических академиях Европы находился прежде всего Вавилонский Талмуд с его основными комментариями, но также не были обойдены вниманием известные тосафистам мидрашей-hалаха и мидрашей-агада и некоторые трактаты Иерусалимского Талмуда. Вокруг этих первоисточников велась дискуссия, которая, как и прежде у амораев Вавилонии и Эрец-Исраэль, была основой учебного процесса. Преподаватели и учащиеся йешив имели обыкновение конспективно записывать основные стадии дискуссии и делать из нее выводы. Ученики часто скитались по разным городам Европы, переходя из одной йешивы в другую, перевозя и распространяя составленные ими конспекты.

Первыми произведениями жанра Тосафот следует считать комментарии авторов кон. 11 — нач. 12 вв.: p.Иеhуды бен-Натана и р.Меира бен-Шмуэля (оба — зятья Раши); сына последнего, р.Шмуэля бен-Меира; р.Ицхака бен-Ашера — ученика Раши из Труа, жившего в Шпейере, и других.

Тосафот р.Яакова Тама, внука Раши, характеризуются новаторским подходом к Талмуду и диалектически-критической методикой, с помощью которой он обнаружил ряд противоречий (хилуким) между параллельными местами в Талмуде и нашел для них оригинальные гармонизирующие решения. Р.Яаков Там выступал против ученых, исправляющих текст Талмуда по своему усмотрению, и предложил ряд способов определения неправильных версий, подобных принятым в современной филологии. Будучи человеком исключительно эрудированным и харизматичным, он собрал в своем бет-мидраше в г.Рамрю (Франция) интеллектуалов из разных общин Европы, распространивших впоследствии новаторские методы тосафистов по всей Европе.

Ученик и племянник р.Тама — р.Ицхак бен-Шмуэль, прозванный "Ри hа-Закен", живший в г.Дампьер (Франция) в середине 12 века, был одним из основных авторов Тосафот. Из школы Ри и его последователей вышли такие основные методики комментирования, характерные для Тосафот, как текстуальный анализ с целью верификации текста, анализ сугийот (отрывков Талмуда) в сравнении со всеми известными галахическими и агадическими источниками, выявление противоречий и их решение, формулирование методологических принципов. Бет-мидраш, которым руководил Ри, пользовался авторитетом далеко за пределами Франции. Существовал тесный творческий контакт между школой Ри и такими крупными талмудистами Испании, как Нахманид и р.Иона Геронди, которые способствовали распространению учений французских тосафистов в академических центрах Испании, что оказало огромное влияние на талмудический учебный процесс и развитие литературы галахических новелл.

Деятельность Ри продолжали его ученики в конце 12 - первой половине 13 века.

Во второй половине 13 века традиционные академические центры тосафистов пришли в упадок, что было вызвано антиеврейскими гонениями. Многие тосафисты покинули Северную Францию, оригинальное тосафистическое творчество переживало кризис, однако продолжался сбор и обработка материала, созданного предыдущими поколениями. Эпоху тосафистов завершают создатели антологий Тосафот.

По своему жанру Тосафот — это не систематический комментарий к Талмуду, последовательно объясняющий его содержание, а, в большинстве случаев, аналитическое пояснение избранных мест, в понимании которых либо возникла проблема, не замеченная предыдущими исследователями, либо комментарий Раши к данному месту представлялся тосафисту проблематичным. Тосафот содержат комментарии самих тосафистов, выдержки из комментариев их предшественников, элементы текстуального анализа, однако, вместе с тем, Тосафот — своеобразное произведение аналитического характера на темы талмудических сугийот, созданное теми же методами, которыми пользовались сами авторы Талмуда.

Тосафот отражают диалектический ход учебной дискуссии, имевшей место в определенном бет-мидраше и посвященной объяснению и разрешению галахической проблемы. В отличие от Талмуда, где сохранена форма дискуссии, в Тосафот только кратко формулируется сама галахическая проблема — кушия ("трудность") и дается ее разрешение — теруц ("аргумент").

Тосафисты пытались выяснить, какие теоретические принципы лежат в осноне высказываний амораев и разрешить логические противоречия между различными сугийот Талмуда. По выражению исследователя Э.Э.Урбаха, "тосафисты начали там, где прекратился Талмуд, и их произведения вышли как бы новыми Талмудами".

Тосафисты как бы "прокрутили Талмуд через самих себя". Если Раши является "комментарием локальным", объясняющим, прежде всего, данное место Талмуда, то Тосафот - "комментарий глобальный", сталкивающий различные трактаты Талмуда друг с другом, добиваясь его гармонизации как единого целого.

Большая часть Тосафот представляет собой галахические новеллы; помимо этого в Тосафот содержится немало галахических респонсов, включенных тосафистом в комментарий к Талмуду в подходящем по смыслу месте. Тосафисты видели в Вавилонском Талмуде непосредственный и единственный источник Галахи, поэтому, чтобы сохранить связь между источником и его практическим следствием, они включили в новеллу свои галахические постановления как органичную часть и завершающий этап галахической дискуссии.

Тосафисты не считали свой труд законченным произведением, поэтому неоднократно ученики нового поколения сокращали и изменяли писания предыдущих поколений. Тосафот — продукт коллективного творчества, что наложило свой отпечаток на характер и структуру текста — в нем перемешаны слои, принадлежащие различным авторам, которые обладают различными методами и стилем. Имена некоторых авторов упомянуты в тексте Тосафот, однако большая часть текста анонимная.

Популярность Тосафот привела к тому, что уже в самых первых печатных изданиях Талмуда наряду с комментарием Раши помещали Тосафот. Тосафот пользовались огромным влиянием у последующих поколений изучающих Талмуд. Наряду с комментарием Раши, они по сей день являются неотъемлемой частью талмудического учебного процесса.

6. Рашбам

Рашбам – р.Шмуэль бен-Меир (1080-1160) один из главных авторов Тосафот и толкователей учения в 12 веке. Его мать Йохвед была дочерью Раши, а его отец – рабби Меир бен-Шмуэль был одним из первых авторов Тосафот. Рашбам учился у своего отца и, в основном, у деда – Раши - в Труа. Еще в раннем возрасте он начал спорить с Раши о Писании и о Талмуде, и Раши во многом соглашался с его мнением, а также иногда исправлял свои комментарии в соответствии с мнением своего внука.

Большая часть деятельности Рашбама проходила в Рамрю, в провинции Шампань, но Рашбам жил некоторое время и в других общинах, в Каннах и в Париже. В области комментариев к Талмуду Рашбам был звеном в переходе от комментатора, который придерживался старого подхода, т.е. Раши, к человеку, который стал главным комментатором "новых тосафот" - это был младший брат Рашбама, раббейну Там. Работы Рашбама во многом сходятся с работами Раши. Рашбам, как и Раши, и даже больше него, работал над текстом Талмуда и над различными его версиями. Рашбам завершил работу Раши, прокомментировав (в гораздо более развернутом стиле, чем чрезвычайно лаконичный Раши) те трактаты, комментарий к которым Раши не успел завершить. Но особую известность Рашбам достиг как комментатор Писания. Рашбам знал латынь и христианские комментарии к Писанию и постоянно провопоставлял свое мнение им.

Комментарии Рашбама к Писанию были огромными и охватили почти все книги Танаха, но, к сожалению, до наших дней дошли только его комментарии к Торе. Одна из основных характеристик его комментария – это крайнее нежелание привлекать агаду и стремление держаться только прямого смысла слов (некоторые считают, что это связано с необходимостью противостояния христианским комментариям).

Комментарий Рашбама в каком-то смысле имеет более самостоятельный вид, чем комментарий Раши. Он не считает нужным во всем следовать мидрашу и агаде и строит самостоятельный комментарий. В течении многих поколений комментарий Рашбама, хотя и был одобряем и публикуем, пользовался не очень большой популярностью. В наше время, однако, этот комментарий стал намного популярней, тем более что современные ученые регулярно соглашаются, что Рашбам тонко проникает в сущность Писания и его комментарии очень точно отражают его прямой смысл.

7. Раббейну Там

Яаков бен-Меир, "раббейну Там" ("наш учитель Там"; 1100-1171), другой внук Раши, жил в Северной Франции, в Рамрю.

Раббейну Там зарабатывал на жизнь виноделием, а также выдачей денег христианам взаем под проценты. Эти типичные для французских евреев в этот период занятия заставляли Тама поддерживать контакты с французской знатью и властями, с которыми у него были многочисленные конфликты. Отношение Тама к неевреям в его галахических постановлениях в значительной степени объясняется его прямым и частым общением с ними. Во время Второго крестового похода Там подвергся нападению крестоносцев и чудом избежал смерти, после чего покинул Рамрю.

Еще при жизни раббейну Там был признан величайшим еврейским ученым своего поколения. К нему прибывали ученики из Германии, Прованса, Испании и даже из таких отдаленных от Франции мест, как Богемия. Они возвращались в свои далекие страны с большими знаниями. Там требовал признания своего бет-мидраша высшей галахической инстанцией и настаивал на признании своего авторитета учеными Прованса и Германии. Он осознавал себя лидером своего поколения и стремился укрепить еврейскую общинную жизнь. В своих галахических решениях Там выказывал глубокий консерватизм в вопросах, связанных с установлением новых обычаев, однако это не помешало ему отменить те обычаи, которые казались ему лишенными смысла, и ввести новые установления, соответствующие меняющимся условиям жизни. "Таккнот р.Там" имели большое влияние на жизнь еврейских общин.

Раббейну Там знал о своих огромных знаниях Торы, и во многих случаях очень резко высказывался о других мудрецах – о тех, которые отказывались принять его мнение.

На комментариях и толкованиях раббейну Тама основывается все дальшейшие развитие Тосафот.


Ответы на контрольные вопросы:

КВ-1. Опишите основные особенности комментария Раши к Торе.



КВ-2. Опишите основные особенности комментария Раши к Талмуду.



КВ-3. Что такое Тосафот? Опишите их характер.



КВ-4. Какие особенности характера изучения Талмуда в ашкеназских йешивах способствовали созданию Тосафот?



КВ-5. Опишите характерные особенности комментария Рашбама к Торе.



КВ-6. Охарактеризуйте раббейну Тама.