МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр Учебные курсы по иудаике

К оглавлению курсa "Совеременные проблемы иудаизма и Государство Израиль"

Лекция 2. Религия и сионизм – разные уровни подхода

1. Религия и сионизм - простой подход

2. Более глубокий подход

§ 0. Постановка проблемы: в чем состоит еврейская избранность сегодня?

0.1. Два периода еврейской истории: от -14 в. до +2 в. – период еврейской жизни в Земле Израиля; от +3 в. до +19 в. – период изгнания.

0.2. В какой из двух периодов – в период жизни в Стране Израиля или в период рассеяния – еврейский народ внес больший вклад в мировую культуру и цивилизацию?

0.2.а. Первоначальная оценка-сравнение

0.2.б. Примеры еврейского Библейского вклада в цивилизацию: История Адама и братство человечества.

0.2.в. Вклад "быть проводником Божественного Света"

0.2.г. Мессианская идея

0.2.д. Идеал мира между народами

0.2.е. Собственно монотеистическое понятие "Бог" - Личностная персонификация Высшей Силы.

0.3. Определение понятия "избранности" как "светоч народов мира". Куда подевалась еврейская избранность в период Изгнания?

0.4. Постановка проблемы: В чем состоит еврейская избранность сегодня?

Контрольные вопросы

Рассмотрению соотношения религии и сионизма, в разных аспектах, будут посвящены 2, 3, 4 и 5 лекции данного курса. Лекция №5 является вводной, №3 и №4 (их следует рассматривать вместе) - будут посвящены «глобальной» концепции р. Кука о значении государства Израиль и сионизма для еврейской религии, а лекция №5 – «локальной» его концепции о развитии  иудаизма сегодня (под влиянием, в частности, сионизма).

1. Религия и сионизм - простой подход

Рассмотрите нижеследующую статью:

«Религиозное значение еврейского государства»

Среди религиозных евреев (как, впрочем, и среди нерелигиозных евреев) есть разные точки зрения на Йом hа-Ацмаут – День Независимости Израиля. Одни празднуют этот день как религиозный праздник, другие, хоть и согласны поддерживать Государство Израиль, отказывают ему в религиозном значении. Каким вообще образом нерелигиозное государство может иметь религиозное значение (а если оно этого значения не имеет, то есть ли место для религиозного праздника в Йом hа-Ацмаут?)

Тора заповедует нам: "И овладейте этой землей и заселите ее, ибо вам даю Я землю эту, чтобы владеть ею" (Бамидбар 33:53). Заповедь жить в Земле Израиля содержит, таким образом, два аспекта: "заселить землю" и "овладеть ею". Если мы даже живем в Земле Израиля, но не владеем ею, заповедь еще не выполнена. В этом веке, в период до провозглашения государства евреи уже заселили часть Земли Израиля, но не владели ею - верховная власть была сначала в руках турок, а потом англичан. Именно в День Независимости мы получили эту землю во владение, и, таким образом, осуществили заповедь, которую не могли исполнить почти две тысячи лет.

Рамбан ("Нахманид"), один из крупнейших авторитетов иудаизма (ХII век), пишет об этой заповеди так: "Заповедано нам Торой владеть землей, которую дал Всевышний нашим праотцам, и не оставлять ее во владении какого-нибудь другого народа, и также не оставлять ее невозделанной; полностью в границах ее, о которых клялся Бог нашим праотцам, и никакую часть ее не оставить". Если перевести слова "не оставить ее и никакую часть ее во владении какого-нибудь другого народа" на язык современных понятий, то это означает: "суверенное еврейское государство на всей исторической территории Земли Израиля". С этой точки зрения даже нерелигиозное еврейское государство имеет религиозное значение, т.к. оно представляет собой реализацию заповеди Торы. Государство Израиль обеспечивает еврейское владение Землей Израиля - значит, существует не только прагматическая, но и религиозная обязанность всячески поддерживать его, а также стремиться, чтобы его власть и суверенитет распространялись на всю территорию Святой земли. И хотя, к сожалению, многое в этом государстве не соответствует тому, что нам хотелось бы видеть в еврейской стране, это никак не уменьшает нашей обязанности поддерживать его. Это можно проиллюстрировать следующей аналогией: есть религиозная обязанность жениться и иметь детей, и также есть обязанность воспитывать детей в духе соблюдения Торы. Но, однако, если человек опасается, что ему не удастся воспитать детей в духе Торы, это не может освободить его от обязанности иметь детей; т.е. здесь есть две раздельные обязанности. Точно так же есть две раздельные заповеди: создать еврейское государство в Земле Израиля и также стремиться, чтобы это государство основывалось на принципах Торы; и трудности второй задачи никак не могут отменить первой обязанности.

Этот подход находит свое наиболее полное выражение в концепции религиозного сионизма. Согласно этой концепции, оформившейся в начале ХХ века в учении рава Авраама-Ицхака Кука, в начальной стадии мессианского освобождения еврейский народ должен своими собственными действиями подготовить почву для прихода Мессии. Поэтому современное еврейское государство, даже при всем его светском характере, имеет важнейшее религиозное значение - оно является базой для дальнейшего духовного развития, "началом взращивания мессианского Избавления нашего".

Контрольные вопросы:

КВ-1. В чем видит автор статьи религиозное значение Государства Израиль?

КВ-2. Что означает термин «начало взращивания мессианского избавления», почему оно может быть применено к Государству Израиль?

2. Более глубокий подход

Нижеследующая статья ставит проблему соотношения иудаизма и Государства Израиль в совершенно ином ракурсе. Она является вводной для лекций №3 и №4.

* * *

Обсуждая религиозный подход к оценке роли еврейского народа и государства Израиль в сегодняшнем мире, мы должны будем обратиться к концепциям рава Кука, - который в начале 20 века явился единственным еврейским мыслителем, сумевшим осмыслить сионизм в рамках религии. Сионизм поддержали довольно многие раввины, но рав Кук был единственным, кто осознал его сущностное, кардинальное место в иудаизме.

Для того, чтобы  представить обсуждение проблемы в более широком аспекте, мы начнем с общих проблем роли еврейского народа в истории человечества, затем перейдем к последствиям этого для современной ситуации.

В конце 19 – начале 20 века, в период деятельности р. Кука, сионизм совсем не казался одним из аспектов иудаизма. Наоборот, он во многом противостоял иудаизму, иногда даже входил с ним в острым конфликт. При этом рав Кук не был просто «религиозным, поддерживающим сионизм» (каковыми был еще целый ряд раввинов в его время), но он дал религиозное понимание сионизма, - и, более того, показал его значение для развития и углубления иудаизма. Именно этот аспект мы и рассмотрим ниже.

§ 0. Постановка проблемы: в чем состоит еврейская избранность сегодня?

0.1.Два периода еврейской истории: от -14 в. до +2 в. – период еврейской жизни в Земле Израиля; от +3 в. до +19 в. – период изгнания.

В еврейской истории можно выделить два глобальных периода. Первый, составляющий около 16 веков, это период примерно с 14 века до н.э. и до 2 века н.э. Это, в целом, период жизни еврейского народа в древности в Стране Израиля, Эрец-Исраэль. Этот период включает: Исход из Египта и завоевание Земли Израиля (где-то примерно в 14 в. до н.э.), затем период Судей, далее, около 10 в. до н.э. - "объединенное царство", Саул, Давид и Соломон, построение Первого Храма; затем, после смерти Соломона, "разделенное царство" (Иудея и Израиль), в 6 в. до н.э. - Вавилонский плен, а затем возвращение из него, построение Второго Храма, в 1 в. н.э. - разрушение Второго Храма и, наконец, после поражения восстаний против Рима, после примерно 200 г. н.э., - центр еврейской жизни уходит из Эрец-Исраэль, и начинается период Изгнания.

Следующие 16 веков - это период Галута, (т.е. изгнания, рассеяния, диаспоры). Сначала центр еврейской жизни перемещается из Страны Израиля, в Вавилон, где с 3 по 5-6 вв. создается Вавилонский Талмуд, и далее до конца10 века длится период Гаонов. Затем центр еврейской жизни перемещается в Европу. С 11 до 15 века - период Ришоним, соответствующий европейскому Позднему Средневековью, центром является Западная Европа, Сфарад (Испания) и Ашкеназ (Германия - Франция); далее - изгнание из Германии и Испании, перемещение еврейского центра в Турецкую империю и Восточную Европу, где он остается с 16 по 19 век - это период «Ахроним». 

(Мы пока остановимся на 19 веке, не будем рассматривать последний, 20 век, - это слишком близко от нас, и по отношению к нему у нас нет пока достаточной исторической перспективы; и кроме того, это время, когда уже действует сионизм и происходит переход к новому этапу, - центр еврейской жизни вновь возвращается в Эрец Исраэль, Страну Израиля.)

0.2.В какой из двух периодов – в период жизни в Стране Израиля или в период рассеяния – еврейский народ внес больший вклад в мировую культуру и цивилизацию?

0.2.а. Первоначальная оценка-сравнение

Теперь поставим проблему следующим образом: в какой из этих двух периодов (в первый, в период жизни в Стране Израиля, или же  во второй, в период Диаспоры) - еврейский народ внес больший вклад в мировую культуру и цивилизацию? Большинство людей, почти не задумываясь, ответит, что конечно в диаспоре евреи вносят больший вклад в мировую культуру,  и, соответственно, выберут второй период. Но как только мы спросим, в чем конкретно, заключался этот вклад с 3 по 19 вв., то возникает проблема. Можем ли мы назвать хотя бы десять великих еврейских имен второго периода, внесших кардинальный вклад в мировую цивилизацию? Ну, допустим, мы назовем Маймонида и Спинозу, которые в истории философии являются величинами в мировом масштабе. С некоторым трудом (в смысле вклада в мировую цивилизацию) мы добавим к ним Каббалу, хасидизм, Мендельсона, Гейне и, допустим, даже Карла Маркса. Но на этом, оказывается, список закончен; и он оказался значительно короче, чем казалось вначале. Для "избранного народа" маловато.

      Мы могли бы, конечно, увеличить список за счет расширения рамок второго периода - если внести в него и 20-й век, у нас добавятся Фрейд, Эйнштейн и еще пара десятков лауреатов Нобелевской премии. Но тут возникает несколько проблем: во-первых, нам трудно оценить, насколько эти имена будут великими через пятьсот или тысячу лет. Когда мы говорим сегодня о великих людях 5 или 10 века, то мы понимаем, что это действительно великие фигуры, если они столь заметны даже через тысячелетие; и не вполне ясно, достаточно ли внушительно будут выглядеть через десять-пятнадцать веков нынешние лауреаты Нобелевской премии. Кроме того, несколько странно, чтобы вся наша претензия на вклад в мировую цивилизацию (за весь период Диаспоры) основывалась на последних 100-150 годах. Что же мы делали все полторы тысячи лет до этого, почему за это время не внесли подобающего, значительного вклада в развитие цивилизации? И это на фоне того, что в первый период наш вклад был действительно очень весомым.  Хотя эта эпоха и удалена от нас на две тысячи лет, - тем не менее, любой культурный западный человек легко сразу назовет пару десятков великих имен: и из первого периода еврейской истории начиная с Моисея с Десятью Заповедями, Давида с Псалмами, царя Соломона с Песнью Песней и Экклезиастом, пророка Исайи и т.д. и т.п. Первый период - это эпоха, когда через еврейский народ миру была дана Библия, и этот наш вклад в мировую культуру действительно совершенно беспрецедентен.

Библия - основа западной (а через нее  и мировой) культуры, основа ее миропонимания и ее концепции человека. Все западное понимание человека, Бога, понимание "человека как подобия Бога" (а это основа основ западной цивилизации), места человека в Космосе, его свободы и прав, морали и этических ценностей - всё это базируется на Библии. Библия оказала на мировую культуру настолько кардинальное влияние, что его невозможно переоценить.

Рассмотрим несколько простейших примеров, показывающих, насколько кардинально повлияло еврейское Священное Писание на мировоззрение человечества.

0.2.б.Примеры еврейского Библейского вклада в цивилизацию: История Адама и братство человечества

Начнем с истории происхождения человечества от Адама и Евы, - истории настолько привычной нам, что мы зачастую и не осознаем, сколь революционные (для древнего мира) идеи в ней содержатся. Например, одна из основных концепций этой истории состоит в том, что все люди (и цари, и рабы, и культурные, и варвары), все без исключения - братья, все они созданы по образу и подобию Бога. (Талмуд подчеркивает: «Зачем Богом были созданы только одна пара людей, Адам и Ева? Чтобы никогда один человек не мог сказать другому: мой предок был лучше твоего предка»). Для человека древности, во втором тысячелетии до н.э.,  такой подход отнюдь не был очевидной идеей. Рассмотрим для сравнения китайский рассказ о происхождении людей. Он описывает это событие так: "Бог лепил людей из земли и обжигал в огне. Те, кого недожег, получились белые; те, кого пережег, получились черные; а те, кто обожжен в самый раз, - это желтые китайцы". Что следует из такого взгляда на мир? Во-первых, что люди черные и белые - это не вполне полноценные люди, это бракованное (недожженное, пережженное) человечество.  Во-вторых, что китайцы - хоть и «хорошего качества», но все они лишь поточное производство, а вовсе не братья. Понятно, что на такой базе не выросла бы современная цивилизация, основой которой является, в частности, уважение к свободе индивидуума, права человека (ибо он подобен Богу, несет в себе «образ Бога»), основанная на этих правах человека современная демократия (дающая голос каждому человеку, ибо он создан по образу Бога) и т.д. И не случайно, что все эти понятия, столь важные для Запада, не являются органичными для цивилизации Востока. Таким образом, еврейская история про Адама и Еву - это совершенно революционная концепция, хотя сегодня она нам привычна и кажется настолько "обычной", что иначе и быть не может.

И это лишь один из аспектов того, насколько важен для западной культуры Библейский рассказ о Сотворении Мира. По сути, все самосознание западного человека, все его представление о человеке и о Боге, о месте и значении человека во вселенной сформировано первыми главами книги "Бытия".

И это, конечно, только один из множества примеров. На всю этику Запада кардинальное влияние оказали Десять Заповедей, идея свободы, заключенная в "исходе рабов из Египта", идеи Давида, Соломона, Исайи, Иеремии и т.д. - список можно довольно долго продолжать.

0.2.в. Вклад "быть проводником Божественного Света"

[Отметим в скобках, что когда мы обсуждаем Библейский еврейский вклад в цивилизацию, то иногда мы можем встретить следующее возражение: «А разве все это является вкладом евреев? Ведь все это от Бога, не мы же сами это придумали!»

Ответ: Безусловно, совершенно верно, что все это от Бога, и мы не сами это придумали. Но, тем не менее, все это был именно еврейский вклад в цивилизацию. Ведь наша задача - быть проводником Божественного света. И в этом процессе "принесения в мир Божественного Света" мы отнюдь не являемся пассивной стороной. Как, например, и пророк отнюдь не является пассивной стороной пророчества; - ведь если бы было так, то в том, чтобы быть пророком не было бы никакого величия. Пророк велик потому, что он смог достичь того, чтобы через него Божественное Слово было передано людям, его задача - реализовать в своей жизни и передать людям то ощущение Божественного света, которое он смог воспринять. Вообще говоря, Бог предоставляет  Свой свет всем людям, вопрос только в том, кто может этот свет взять и затем суметь передать другим. Эту идею подчеркивает Мидраш, когда он говорит, что Бог на горе Синай предлагал Тору всем народам; и кто же согласился ее принять? - только евреи. В этом и заключается наша избранность, миссия - быть проводником этого света. (Да вообще, может быть, что и все творчество, всех видов, в том и состоит, чтобы уловить высший свет и передать другим). И потому все эти великие идеи Торы, при том, что они даны "от Бога", вполне могут быть включены в "творчество еврейского народа" и в его вклад в цивилизацию].

0.2.г. Мессианская идея

Приведем еще один пример кардинальной идеи, которая сегодня настолько очевидна для нас, что мы уже забыли, что исходно она является чисто еврейской, причем, в свое время весьма необычной для человечества.

Спросим себя: какая цитата из пророка Исайи была хорошо известна каждому советскому человеку? Конечно, это "Перекуют мечи на орала" (Советская власть только "забывала" подписать, что это цитата из пророка Исайи). Что же означает эта фраза в оригинале? Полностью она выглядит так: "перекуют мечи на орала (плуги), и копья на серпы, не поднимет народ меча на народ и не будут больше учиться воевать... И наполнится вся земля познанием Господа...".  Стихи эти говорят о том, что должно будет произойти при приходе Мессии.  (Собственно, это и есть мессианская идея, это и есть само определение понятия Мессии: Мессия - это тот, при ком кончатся войны, народы будут жить мирно, и люди смогут полноценно заниматься продвижением в познании Божественной истины). Такой подход, ставящий перед человечеством как целым социально-общественную задачу и видящий в качестве цели развития человечества его всеобщий духовный прогресс -  был настоящей революцией для Древнего мира. Отметим, что у всех народов древности было воспоминание о бывшем в далеком прошлом "золотом веке" (собственно, о пребывании Адама в раю); но только евреи перенесли этот "золотой век" из прошлого в будущее, создав тем самым мессианскую идею. Тем самым была установлена задача, цель развития человечества; причем цель посюсторонняя, реально-историческая,  в некотором смысле даже социальная. Поставив такую цель, мы полностью изменили восприятие человеком истории человечества - мир перестал быть циклическим (каким он был до этого), ибо в нем был осознан вектор развития человеческого общества. Именно из этой "поставленной перед человечеством задачи", из разного ее переосмысления и переформулировки - вырастают затем и идеалы христианства, и идеалы марксизма, и гуманизма, и "капитализма", и вообще идея прогресса.

Но осознание того, что перед человечеством как целым вообще стоит подобная "цель развития", - это свойственно только западному человеку. Для восточного человека - индуса, буддиста, конфуцианца, как в свое время и для древнего грека - в его  восприятии мира нет и не может быть никакой религиозно-духовной цели и направления развития общества, для него есть только повторяющиеся циклы, никакого вектора направления быть не может в принципе.

Т.е. западная страсть к прогрессу - в основе своей есть "чисто еврейские штучки". А это  уже кардинальное влияние еврейства на человечество; влияние, которое невозможно переоценить. Ведь тем и отличается человек Запада от человека Востока, что у Запада есть жажда прогресса и ощущение направления развития всей цивилизации, а у Востока этого нет; и именно за счет этого Запад достиг технологического и социального преимущества перед Востоком (и оно дополняется преимуществом моральным, выражающимся в западном уважении к индивидууму как к "образу Бога" - представление, которое на Востоке отсутствует).

Сегодня Запад совершенно "съедает" (вестернизирует) Восток, распространяя на него свои социальные модели и концепцию личности, не говоря уже о языке, технологии и массовой культуре. Запад вообще гораздо сильнее как цивилизация. В противостоянии Запада с Востоком западные базовые духовные ценности (в основе своей еврейские) проникают на Восток и постепенно укореняются там. И это происходит именно в нашем веке.

(Конечно, все это не происходит линейно-однозначно, и у Запада немало проблем, и у Востока немало собственных сил. Но все же невозможно отрицать, что вся современная цивилизация, неотъемлемой частью которой мы все являемся – построена на Западных, а не на Восточных основах; и Восток, чтобы выжить в ней, перенимает в гигантских масштабах идеи Запада.)

0.2.д. Идеал мира между народами

Говоря о том, что собственно сама западная "жажда прогресса" происходит из мессианской идеи иудаизма, и указывая при этом на первую, исходную формулировку этой идеи в словах пророка Исайи, - обратим также внимание и на провозглашенный в этих словах идеал мира, мира между независимо живущими различными народами ("не поднимет народ меча на народ..."). Сегодня этот идеал рассматривается как нечто очевидное: конечно же, человечество хочет мира; оно пишет именно эту цитату из Исайи на здании ООН и т.д. (Мы не утверждаем, конечно, что человечество близко к достижению этого идеала, но само уже провозглашение мира как идеала и желание достичь его являются важным шагом вперед.)  Сегодня идеал всеобщего мира очевиден и мы зачастую забываем, что провозгласить мир идеалом - было отнюдь не тривиально. Например, древние греки вовсе не считали, что  идеалом жизни человечества является мир. Они считали, что каждый сильный человек (и государство) воюет, пока может, и захватывает, сколько сможет; а мир - это временное перемирие, пока у обеих сторон нет сил воевать. У римлян также "матерью всех доблестей" является война, а вовсе не мир, мир же достигается, в крайнем случае, лишь под пятой римского легиона. Сегодняшнее представления о том, что идеалом жизни человечества является мир между независимо живущими народами, - это весьма нетривиальная революция в сознании человечества, и она есть прямое следствие установок иудаизма.

0.2.е. Собственно монотеистическое понятие "Бог" - Личностная персонификация Высшей Силы.

      Еще один пример еврейского влияния на мир, несколько из другой области. Мой знакомый однажды был свидетелем того, как на конференции по межрелигиозному диалогу (где присутствовали как представители  "Западных религий " - иудаизма, христианства и ислама, так и  восточных религий – иудаизма, буддизма, конфуцианства и других), один из представителей Востока сказал: "Вы здесь произносите фразу, в которой используется слово "Бог". Но вы, западные люди, должны понять, что в нашей культуре нет вообще такой концепции". Иными словами, у них нет такого понятия, которое соответствовало бы западному понятию "Бог".

      Когда мы произносим слово "Бог" (с большой буквы), то мы, люди западной цивилизации, уже используем важнейшую концепцию культуры, (радикально влияющую на наше понимание человека) – монотеистическую личностную персонификацию Высшей Силы, по образу и подобию которой был Ею создан человек.  -  Независимо от того, считает ли западный человек, что он "верит в Бога, или же что он "не верит в Бога" - само это понятие "Бог"  укорененное в его языке и культуре, оказывает на него влияние его мироощущение, оно есть существенный элемент его мира. Но у восточного человека нет такой концепции и в принципе нет такого понятия.

      И дело здесь не в количественном различии («один Бог» западной культуры и «многобожие» восточной), - а в том, что между культурой монотеистической (иудаизм, а сегодня и весь Запад) и культурой политеистической (в древности - все человечество, а сегодня - "восточные религии") имеются кардинальные различия в понимании собственно характера "высшей силы". Чем же отличается высшая сила в представлении иудаизма (а вслед за ним и христианства и ислама) от высшей силы, например, буддизма или конфуцианства? В буддизме и конфуцианстве высшая сила - это "мировой закон" («закон Неба», «закон Кармы» буддизма и т.д.), т.е. эта сила безличностная. Этот мировой закон над всем довлеет абсолютно,  как закон тяготения, но к нему, к этой безличностной высшей силе - нельзя обратиться, с ней нельзя вступить в диалог и т.д.; - подобно тому как "рок " древних греков,  довлеет над всем, но никоим образом не вступает ни с кем в диалог.  (Вообще, важно отметить, что высшим, т.е. довлеющим над всем, божеством греческой мифологии является именно "рок", а вовсе не Зевс или другие подобные "боги", которые просто суть "сверхчеловеки").

Таким образом, в политеистической системе высшей силой является безличностный закон, всегда выполняющийся и ко всему безразличный, а в монотеистической  системе иудаизма (и, вследствие этого, христианства и ислама, и западного человека вообще) высшая сила - это личностный Бог, Который создал человека по Своему образу и подобию; и поэтому Он любит человека, хочет блага человеку и заботится о нем. Это Личность, Которая приглашает  человека вступить в диалог. Такой подход ведет к абсолютно иному пониманию мира, закрепленному в понятийном аппарате языка западного человека, и это понятие - "Бог" - невозможно даже перевести на язык восточного человека (политеизма), такого понятие просто не существует в их языке.

0.3. Определение понятия "избранности" как "светоч народов мира". Куда подевалась еврейская избранность в период Изгнания?

      Все вышесказанное было лишь демонстрацией нескольких  отдельных примеров из многочисленных свидетельств того, насколько вся современная западная цивилизация сформирована иудаизмом, насколько грандиозен вклад евреев - и именно в наш первый период, в период жизни народа в Земле Израиля! - в мировую культуру и цивилизацию, чего совершенно не скажешь о втором периоде, периоде Изгнания. Вообще, столь существенное место, которое евреи занимают в самосознании западной цивилизации, определяется только первым периодом нашей истории. Именно из-за него евреи воспринимаются как избранный народ, их история - как "священная история" человечества, а их Писание - как "Священное Писание" человечества. (Отметим только тот небольшой факт, что Библия - Священное Писание западной цивилизации - посвящена почти целиком описанию событий, случившихся с евреями, почти все действующие лица в ней евреи, а все проблемы - внутриеврейские проблемы. Обсуждая эти внутриеврейские проблемы, Библия стала при этом важнейшей книгой для всего человечества). А за второй период евреи ничего, подобного первому, по-настоящему кардинального почему-то не создали.

И поскольку еврейский вклад в первый период был гораздо значительнее, чем во второй, то возникает вопрос: куда же в этом втором периоде – и Я наше время - подевалась еврейская избранность?

Здесь нам потребуется сначала несколько уточнить само понятие "избранности". Это понятие определяется в Еврейской Библии в разных формах, разными фразами, но самая известная, самая классическая и концентрированная среди них - это знаменитая  цитата из пророка Исайи: "Еврейский народ - народ Завета, светоч народов мира "ор ле-гоим"". Иными словами, наша избранность заключается в том, чтобы быть «светочем народа мира», возможности передать Божественный свет человечеству. Избранность в каком-то смысле эквивалентна нашему влиянию на человечество, нашему вкладу в мировую цивилизацию, в мировую культуру.

И в первый период нашей истории, с –14 по +2 вв., в Земле Израиля, мы эту избранность реализовывали "в полной мере". Относительно небольшой по численности народ внес гигантский вклад в цивилизацию.

Но что стало с нами во второй период, с 3 по 19 вв., в Изгнании, почему мы тогда  не создали ничего столь же великого? Не означает ли это конец еврейской избранности?

0.4. Постановка проблемы: В чем состоит еврейская избранность сегодня?

Вопрос этот не нов. Его из века в век задавали нам христиане. Они говорили так: "Смотрите, в начальный период своей истории еврейский народ действительно был избранным и принес свет Бога на землю, но потом он не принял христианства, за что и был "снят со своего поста", и вся его избранность перешла к христианству". Такой подход в течение веков был одной из важнейших основ христианского мировоззрения, смыслом самого понятия "новый Израиль", означавшего, что христианская церковь на посту "избранного народа" заменила иудаизм. И христиане повторяли это евреям: "Смотрите, как много всего вы создали в начальный период вашей истории, и как вы ни на что не способны сегодня! И все это потому, что вы не приняли христианство, и вся ваша избранность перешла к нам".

Но евреи - народ упрямый, и они заявляли: "Нет, наша избранность продолжает оставаться с нами". Конечно, упрямство в основе своей есть  вещь очень хорошая и важная, без упрямства народ вообще не может выжить, - но и одного только голого упрямства тоже не достаточно. И потому мы должны теперь сами себе задать вопрос: в чем же действительно состоит сегодня наша избранность? В чем мы сегодня можем реализовать как  "светоч народов", где те козырные карты, которые мы можем положить человечеству на стол; те новые идеи, которые мы можем предложить миру в качестве дальнейшего продвижения сознания человечества, в качестве следующего шага в развитии цивилизации? Если у нас есть такое про запас, то мы можем сказать: "Мы действительно продолжаем оставаться избранным народом, и мы еще покажем это человечеству ". Но если у нас ничего такого нет, если весь наш гигантский вклад только в прошлом, но не в будущем, - то в этом случае  наше место было бы  в  музее, а не в жизни.

Т.е. вопрос ставится так: сохранилась ли сегодня еврейская избранность (и через это – имеется ли будущие у еврейского народа, потому что будущее есть только у того, кому есть, что предложить человечеству), а если сохранилась, то в предложении человечеству каких же идей эта избранность состоит?

Это и есть постановка проблемы, на которую мы попытаемся ответить далее


Ответы на контрольные вопросы:

КВ-1. В чем видит автор статьи религиозное значение Государства Израиль?



КВ-2. Что означает термин «начало взращивания мессианского избавления», почему оно может быть применено к Государству Израиль?



КВ-3. Опишите проблему «соотношения вклада еврейского народа в цивилизацию в Стране Израиля и в Диаспоре».



КВ-4. Почему, с религиозной точки зрения, вышеназванная проблема должна нас беспокоить?



КВ-5. Что такое монотеизм?



КВ-6. В чем состоит мессианская идея?