МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр Учебные курсы по иудаике

К оглавлению курсa "Совеременные проблемы иудаизма и Государство Израиль"

Лекция 8. Религиозный подход к  «американизму»

Данная лекция продолжает тему, начатую в лекции № 5.

1. Отрывок из статьи

2. Отрывок из знаменитого эссе р. Й.-Д. Соловейчика «ОДИНОКИЙ ВЕРУЮЩИЙ ЧЕЛОВЕК»

Контрольные вопросы

1. Отрывок из статьи:

"В качестве ещё одного примера применения схемы «извлечения искр» я хотел бы рассказать – случай из собственной преподавательской биографии. Однажды (в 1998 г.) мне случилось в Америке читать русскоязычным молодым американцам лекцию о современной философии иудаизма, и я рассказал им основы концепции р. Кука о развитии иудаизма, приведя, в качестве примеров, извлечение искр из нерелигиозного сионизма и из атеизма. В ответ на это они сказали следующее: «Сионизм от нас далеко, мы его плохо чувствуем. Атеизм нам вообще непонятен, у нас в Америке атеистов не бывает. [Это не совсем так, на самом деле в Америке атеисты бывают, но их, там конечно, гораздо меньше, чем в других местах западного мира. И та американская еврейская русскоязычная молодежь, которая была на лекции, оказалась в целом, прихожанами реформистской синагоги.] А поэтому – продолжали они - извлеки нам, пожалуйста, искру из того, что нам более понятно - из капитализма». И мне пришлось прямо на месте – «on line» -  извлекать искру из капитализма. Ниже я перескажу тот анализ, который мне пришлось в этой ситуации провести.

Прежде всего, надо сказать, что капитализм – это не «изм». Это не единая идеология, составляющая общественное движение, а очень много всевозможных разных подходов умещающегося в некоторые общие рамки и здесь нет одной стройной идеологии. Поэтому, когда эти молодые люди просили «извлечь искру из капитализма», то, как выяснилось в более детальном обсуждении, они имели в виду не вообще капитализм, а «американизм». Они просто по привычке называли капитализмом американизм, - ибо их русский язык  остался на уровне их родителей, которые приехали в 70-е годы. Но американизм – это уже вполне идеология, и можно попробовать  понять, в чем состоит в ней Божественная искра.

По многим внешним параметрам, американизм действительно стоит в оппозиции к иудаизму. Американизм много говорит о свободе личности, об отсутствии скованности внешними догмами и т.п. По внешним признакам американизм от традиции иудаизма вполне отличается. Но, как мы уже подчёркивали выше, мы не должны концентрироваться на внешней стороне дела, - но нам следует попытаться разыскать то внутреннее ядро в американизме, которое притягивает еврейские души? В чём состоит эта «душа американизма», которая привлекает евреев?  Мы уже говорили о том, что для того, чтобы найти Божественную искру в том или ином «изме», можно попробовать проанализировать то, что является его «точкой гордости». И поэтому нам следует, прежде всего, подумать и попробовать определить, чем американец, американский народ и  американская цивилизация, гордятся?

Когда мы говорим о точке гордости, нужно понять, чем именно гордятся люди, принадлежащие к этой группе, в отличие от представителей  групп; найти специфическую именно для данного «изма» точку гордости, поэтому сказать, что американцы гордятся «свободой», будет в данном случае неверно, т.к., другие народы тоже гордятся свободой, это  их идеал в не меньшей, чем у американцев степени. То же самое с «патриотизмом» - он не является специфически американским, у других тоже есть достаточный патриотизм. Мы же должны разыскать то, что есть специфического в американском мировосприятии, что отличает их от европейцев, разыскать точку специфической американской гордости. В чём же она состоит?

Мне представляется, что поиск души Америки надо начать с того, что (и не зря) называется «американская мечта». Это человек, который «сделал себя самого»; человек, который не получил миллиардов по наследству, а который сам, благодаря своему уму, настойчивости, честности, инициативе, смог развить свое дело и свои идеи, сделал нечто очень важное и общественно полезное,  достойное и правильное - и получил за это от общества соответствующую  благодарность в виде больших денежных средств. (Человек, который случайно нашел миллион - это совсем не американская мечта; американская мечта – это человек, который смог создать миллион. В американскую мечту входит обязательно позитивное действие, созидание). Это -  безусловная точка американской гордости. Переходя же к более широкому,  в общенациональном смысле плану, ясно, что для американцев воплощением Америки и точкой гордости являются небоскребы, дороги, мосты. А вот ещё  пример американской гордости: всеобщий восторг после высадки человека на Луну, который сфокусировался в знаменитой фразе Н. Армстронга, передвигающего ноги по лунной поверхности: «маленький шаг для человека – большой шаг для человечества».

Попытаемся разобраться, в чём здесь Божественная искра. Здесь действует очень важный принцип: если вас самих, душевно и духовно, это не привлекает и резонанса не возникает, - то в этом «изме» вы лично разобраться не сможете, он вам не по зубам. [Это совершенно нормально, у каждого человека духовные возможности ограничены – что-то ему доступно, а что-то нет]. И человеку следует концентрироваться на тех «измах», которые его привлекают - ибо симпатия есть первый уровень понимания. Поэтому, если небоскребы, мосты и высадка человека на Луну вызывают в вашей душе ощущение некоторой Божественности человека, некого продвижения, величественности человека, - то здесь можно начать копаться. А если не возникает, - то заниматься этим «измом» вам не следует.

И если мы (те, кого небоскрёбы, мосты и высадка человека на Луну восхищают) задумаемся, то мы довольно легко почувствуем,  в чем суть дела «души американизма». Это - восхищение от чувства захвата пространства. То же чувство питает восхищение ковбоем и поселенцами на диком Западе. И это же чувство восторга оттого, что человек властвует над природой, это восхищение научными достижениями физикой, техникой и медициной, восхищение высадкой на Луну. Потому что, когда человек властвует над природой, то его сердце наполняется величественностью. И вот это чувство величественности человека (как на индивидуальном уровне преодоления сопротивления окружающей среды, так и на общенациональном и общечеловеческом), восхищение тем, что человек построил цивилизацию, - это и есть суть души американцев.

В качестве иллюстрации различия между ментальностями европейца и американца можно привести пример отношения к далёким странам как к колониям. Схема европейца - он поехал в далекие «горы мрака» и привез оттуда богатство и невесту. Привёз обратно к себе, вернулся в метрополию. Это установка европейца. А установка американца – что он поехал в горы мрака и превратил их в пространство света. Он не создает колоний, он превращает все в Америку. Он рассматривает «горы мрака» как простор для экспансии своей «цивилизации света», а вовсе не как место, откуда он будет вывозить богатства для метрополии. Это совершенно другой взгляд на жизнь.

Иными словами, душа Америки – это восхищение «человеком цивилизации» и тем, как он захватывает окружающий мир. Если эта искра вас привлекает, то вы можете попробовать  в этом «изме» разобраться.

Итак, мы определим, в чём состоит искра в Американизме. (И ясно, что эта жажда захвата простора не активна в реальном иудаизме.) Но теперь попытаемся найти аутентичное еврейское выражение этой искры. Где у нас в идеальном иудаизме содержится эта искра? Конечно, она записана черным по белому на самой первой странице Торы. Стихи 1:27-28 гласят: «И сотворил Бог человека по образу своему… и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и властвуйте над ней, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными… и над всей землей». Иными словами, построение цивилизации реализующей власть человека над природой (вместе с «плодитесь и размножайтесь»),  является первой заповедью, данной Богом человеку. Поэтому «душа Америки» – совершенно соответствует Торе, она есть реализация заповеди «властвовать над миром», которая, конечно, является одним из проявлений Божественности человека. Отсюда и восхищение.

А теперь посмотрим, много ли в реальном иудаизме таких раввинов, которые сказали бы: «Человек высадился на Луну. Как это замечательно и величественно, как это прекрасно с религиозной точки зрения! Человек построил небоскребы и мосты, проложил дороги и овладел физикой и медициной  – как это замечательно!» - и т.д. К сожалению, таких раввинов почти нет – иными словами мы наблюдаем типичный дефект в реальном иудаизме. По сути дела, только один из выдающихся раввинов 20 века, ортодоксальный модернист рав Й.-Д.Соловейчик, писал и говорил об этом. (Примечательно, что ни один из присутствующих на той моей лекции молодых людей из русско-американской общины никогда не слышал ничего подобного от реформистского раввина в своей синагоге. Иными словами, оказалось, что р. Й.-Д. Соловейчик, ортодокс, явился гораздо большим модернистом, чем реформисты)."

2. Отрывок из знаменитого эссе р. Й.-Д. Соловейчика «ОДИНОКИЙ ВЕРУЮЩИЙ ЧЕЛОВЕК»

...

2. Известно, что Тора передает два описания сотворения человека. Мы знакомы также с выдвинутой критиками Писания теорией, которая объясняет это существованием двух традиций и двух разных источников. Разумеется, безоговорочно признавая единство, целостность и Божественный характер Писания, мы отвергаем это предложение, которое, как и многие другие теории критики Писания, опирается на литературные мерила оценки, введенные современным человеком и полностью игнорирующие единственное в своем роде содержание, воспринимаемое чувствами и разумом. Действительно, два описания сотворения человека значительно отличаются друг от друга. Не критиками Писания обнаружено это различие и несоответствие. Оно было известно нашим Мудрецам (см. Брахот 61 а; Кетубот 8а; Рамбан к Бытие 2:7; Кузари 4). Однако объяснение следует искать не в якобы существующей двойственности Традиции, а в двойственности человека. Мы сталкиваемся не с мнимым противоречием двух вариантов, а с истинным противоречием, заложенным в человеческой природе. Два описания занимаются двумя "человеками", двумя Адамами, двумя отцами человечества, двумя человеческими типами, двумя представителями человечества,- и не удивительно, что они отличаются друг от друга. Обратимся теперь к двум описаниям.

В первой главе книги Бытие читаем: "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божьему сотворил его, мужчиной и женщиной сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: "Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и овладейте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле" (Бытие 1:27—28).

Во второй главе книги Бытие описание отличается от приведенного выше: "И создал Господь Бог человека из праха земного и вдохнул в ноздри его дыхание жизни, и стал человек живою душой. И посадил Господь Бог сад в Эдене с востока... И взял Господь Бог человека, и поместил его в саду Эденском, чтобы возделывал его и охранял его" (Бытие 2:7—8,15).

Хочу указать теперь на четыре основных расхождения в двух этих описаниях:

1) В первой главе сказано, что человек сотворен по образу Божьему, но ничего не сказано о том, как было создано его тело. Во втором описании сказано, что тело человека было создано из праха земного и что Превечный вдохнул в его ноздри дыхание жизни.

2) Первому Адаму Превечный повелел: "Наполняйте землю и овладейте ею". Второму Адаму поведено обрабатывать и охранять сад: "Чтобы возделывал его и охранял его".

3) В первом случае сказано, что мужчина и женщина были сотворены вместе, второй Адам сотворен один, Ева появляется потом в качестве "подспоры".

4) И наконец, расхождение, которым охотно занимается критика Писания: в первом случае сказано: "Бог", а во втором— "Господь Бог".

3. Опишем этих двух людей — первого Адама и второго Адама — в плане типологическом.

Несомненно, понятие "образ Божий" в первом описании сотворения человека относится к Боговдохновенному таланту человека-творца. Человек как бы уподобляется Богу в своем стремлении и способности быть творцом. Первый Адам, сотворенный по образу Божьему, отличался могучей устремленностью к творческой деятельности и неисчерпаемыми силами для достижения цели, при этом силой наиболее значительной является человеческий разум, способный устоять против внешнего мира и подвергать исследованию его сложные действия (см. Маймонид, Йесодей ha-Topa 4, 8—9; "Путеводитель Блуждающих" 1, 1). По беспредельной милости Своей Превечный наделил человека многочисленными интеллектуальными свойствами и познавательными способностями в подходе к действительности. Но в то же время, благословляя первого Адама и повелевая ему подчинить себе природу, Превечный указал ему на практические стороны интеллекта, посредством которых человек может осуществлять контроль над природой. Другие интеллектуальные исследования — как, например, метафизические или аксиолого-качественные — какими бы глубокими они ни были, не могут дать человеку возможности господствовать над окружающей средой. Греки, отличившиеся в области философского познания, не достигли того же уровня профессионализма в тех нологии. Современная наука одержала победу в столкновении с природой, пожертвовав качественно-метафизическим теоретизированием ради создания функциональной модели действительности и подменив вопрос качества вопросом количества. Итак, первого Адама интересует одна сторона действительности, и он задает лишь один вопрос: "Как действует вселенная?". Он не спрашивает: "Почему действует вселенная?", не ищет ответа на вопрос "В чем сущность вселенной?". Любознательность его ограничена вопросом о способе действия. По правде говоря, даже это "как" является ограниченным. Первого Адама интересует не вопрос как таковой, а его практическое значение. Он задает не метафизический, а практический, технический вопрос. Вернее, речь идет не о постижении действия вселенной как таковой, а о возможности воспроизведения космической -динамики благодаря использованию математических средств, которые человек создает путем выдвижения гипотез и творческого мышления. Первый Адам движим не желанием исследовать и понять, а стремлением улучшить свое положение по отношению к окружающей среде. Первый Адам живет одним стремлением подчинить себе основные силы природы, поставить их на службу себе. Этот практический интерес вызывает в нем желание раскрыть тайны природы. С точки зрения цели, намерения, плана и системы, он утилитарист.

4. Какова цель первого Адама? К чему он стремится беспрестанно, не щадя сил? Совершенно очевидно, что у него одна цель, которую перед ним поставил Предвечный: быть "человеком", быть самим собой. Первый Адам хочет быть человеком, обнаружить свою подлинность, связанную с его человеческой сущностью. Каким видит себя Адам? Он применяет к самому себе простую формулу, которую мы находим в восьмом Псалме (ст. 6), где говорится об особом положении человека в природе:

"И Ты умалил его немногим перед ангелами, и славой и величием увенчал его1".

Человек — создание почтенное, достойное уважения, а быть человеком значит жить с достоинством. Однако это уравнение с двумя неизвестными нуждается в дополнительном уточнении. Мы должны ответить на вопрос: что такое честь, достоинство, и как это обрести? Ответ также находим у псалмопевца, который видит в человеке не только существо достойное уважения, но также и существо величественное, славное, и он определяет сущность славы человеческой словами предельно ясными:

"Ты сделал его властелином над творениями рук Твоих, все положил к ногам его" (Псалмы 8:7).

Иначе говоря, псалмопевец видит величие и честь человека в его способности властвовать над окружающей средой. Человек обретает достоинство посредством славы и величественного положения по отношению к окружающей среде.

Существование дикаря бесславно, недостойно, потому что оно беспомощно. Человеческое существование достойно, потому что ему присущи слава, величие и могущество. Отсюда следует, что достоинство недостижимо до тех пор, пока он не перейдет от жизни неосмысленной и беспомощной к жизни разумной, заранее запланированной и полной величия. Для разъяснения двойной формулы "человеческая природа = чести, достоинству, а честь = славе, величию" необходимо отметить следующее. Нет достоинства без ответственности, а нести ответственность можно при условии, что человек способен исполнить связанные с этим обязательства. Лишь тогда, когда человек поднимается на ступень свободы действия и творческой деятельности разума, он начинает осуществлять почетную миссию ответственности, возложенную на него Творцом. Человеческое достоинство, находящее выражение в сознании человека, что он несет ответственность и способен выполнить возложенную на него задачу, недостижимо до тех пор, пока человек не подчинит себе окружающую среду. Ибо жизнь, подвластная неодушевленным элементарным силам, есть жизнь без ответственности, и поэтому она лишена достоинства (см. Рамбан к Бытие 1:24).

Человек, не умевший бороться с болезнями и погибавший от чумы и лихорадки, униженный и беспомощный, не мог претендовать на достоинство. Только человек, строящий больницы, открывающий новые методы лечения и спасающий человеческую жизнь, достоинством наделен.

Человек в семнадцатом или восемнадцатом веке вынужден был от Бостона до Нью-Йорка добираться в течение дней, он был в меньшей мере наделен достоинством, чем наш современник, который в полночь поднимается на борт самолета в аэропорту Нью-Йорка, а через несколько часов ходит уже по улицам Лондона.2 Дикарь беспомощен и поэтому лишен достоинства. Цивилизованный человек достиг некоторой власти над природой и в известном смысле стал властелином природы, тем самым он обрел достоинство. Власть позволяет ему действовать в соответствии с его обязанностями.

Итак, первый человек энергичен, смел и стремится к победе. Его девиз — успех, победа над силами природы. Он занимается творческим трудом, стремясь уподобиться своему Творцу. Наиболее характерным воплощением первого Адама является ученый-математик, который уводит нас от всей совокупности ощутимого, от цвета и звука, от осязаемого и обоняемого, то есть от воспринимаемого человеческими чувствами, и переносит нас в формальный относительный мир мыслительных конструкций, который есть плод "произвольных" гипотез, утверждений и доказательств. Этот мир, сотканный из процессов человеческого мышления, действует с удивительной точностью и существует параллельно с действиями многообразного ощутимого нами мира. Современный ученый не пытается объяснить природу. Он только создает ее дубликат. Во всем величии и великолепии он создает свой собственный мир, и каким-то удивительным и непостижимым образом ему удается осуществлять контроль над окружающей средой, манипулируя созданными им математическими конструкциями.

Первый Адам не является исключительно творцом-теоретиком. Он также творец-эстет. Разумом своим он формирует идеи, а в сердце своем он создает прекрасное. Он получает удовольствие как от интеллектуального, так и от эстетического творчества и гордится им. Он проявляет творческие силы также и в сфере закона: он устанавливает для себя законы и определяет нормы поведения, потому что достойное существование есть упорядоченное. Анархия и достоинство исключают друг друга. Первого Адама привлекает этот мир, он склоняется к ограниченному, сосредоточен на прекрасном. Первый Адам неизменно является эстетом, занимаясь проблемами интеллектуальными или этическими. Не идея добра, а идея прекрасного воздействует на его сознание. Разум его стремится не к истине, а к приятному и полезному, находящемуся в сфере эстетики, но не в области логики и этики.

Действуя таким образом, первый Адам хочет выполнить миссию, возложенную на него Творцом, Который на рассвете таинственного шестого дня творения обратился к человеку и повелел ему: "И наполняйте землю, и овладейте ею". Бог пожелал, чтобы история первого Адама стала великой сагой об освобождении человека-раба, который постепенно превращается в человека-господина. Преследуя эту цель, движимый стремлением, которому он не может сопротивляться, первый Адам преодолевает ограниченность вероятного и благоразумного и выходит на бескрайние просторы неограниченной вселенной. Жажда простора, какой бы безрассудно смелой и фантастической она ни была, является легитимной. Человек, устремляющийся к далеким звездам, действует в соответствии со своей Природой, созданной и направляемой по воле Творца. В этом проявляется покорность, а не бунт против Бога. Итак, мы пришли к тройной формуле: человеческая природа = достоинство = ответственность = величие.


1 Слово кавод (слава) имеет два значения 1) величие, как в выражении "Его царское величие", 2) честь, как в выражении "людская честь, человеческое достоинство" Честь — это мерило оценки личности Согласно Закону, люди, утратившие чувство собственного достоинства, не принимаются в качестве свидетелей. Это характерно для галахического подхода к человеку, утратившему чувство собственного достоинства Хочу также отметить, что принцип человеческого достоинства оттесняет даже некоторые галахические установления См. Брахот 19б, Рамбан к Левит 19:1

2 Разумеется, это относится к первому Адаму как представителю коллективного человеческого технологического гения, а не к отдельному члену человеческого рода


Ответы на контрольные вопросы:

КВ-1. В чем, согласно изложенной концепции, Божественная искра американизма?



КВ-2. В чем религиозная ценность материальной цивилизации?



КВ-3. Как, согласно концепции р.Кука, должен развиваться иудаизм, чтобы привлечь к себе тех евреев, которые увлечены "американизмом"?



КВ-4. Соответствует ли это развитие (о котором говорится в предыдущем вопросе) ортодоксальному иудаизму?