МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр | Учебные курсы по иудаике |
К оглавлению курсa "Книга Шофтим (Судьи)"
Лекция 3. Первые судьи (гл. 3)
1. Первое порабощение, Отниэль бен Кназ
2. Эhуд бен Гера
3. Шамгар бен Анат
Список контрольных вопросовВ этой лекции мы разберем рассказ книги Шофтим о деятельности первых судей и об уроках, которые книга Шофтим дает нам. Главная мысль всех историй в рассказе о первых судьях состоит в том, что когда народ Израиля выполняет волю Всевышнего, то в стране Израиля царит мир, и враги не смеют напасть. Но когда народ нарушает повеления Всевышнего, то приходит враг и наступает порабощение. И только в период отчаяния, когда народ вновь обращается к Всевышнему, Он посылает спасение. При этом спасение приходит в образе руководителя, лидера народа. Интересен еще один не тривиальный вывод из приведенных историй: во всех случаях, кроме войны Барака израильтяне были достаточно сильны, чтобы сами победить врага. Но отсутствие поддержки свыше не позволяло им собраться с силами, ощутить себя единым целым, победить. И только ниспосылаемый судья в состоянии вдохнуть силу в народ. Однако есть еще один вывод не менее важный. Он следует из рассказа о битве Деборы и Барака: если враг сильнее, то все равно, когда Всевышний посылает судью спасти народ, то Он поможет ему, ниспослав благоприятные обстоятельства, как например, ливень, потопивший колесницы Сисры в грязи.
1. Первое порабощение,Отниэль бен Кназ.
7. И делали сыны Исраэля злое в глазах Господа, и забыли они Господа, Бога своего, и служили они баалам и деревьям кумирным. 8. И воспылал гнев Господа на Исраэля, и Он передал их в руки Кушан-Ришатаим, царя Арам-Наhараим, и служили сыны Исраэля Kyшан-Ришатаиму восемь лет. 9. И воззвали сыны Исраэля к Господу, и поставил Господь спасителя сынам Исраэля, и тот их спас, Отниэля, сына Кенаэа, брата Калева, что младше его. 10. И был на нем дух Господень, и он судил Исраэля, и выступил он на воину, и отдал Господь в руки ему Кушан-Ришатаим. царя Арама, и крепкой была рука его над Kyшан-Ришатаим. 11. И в покое пребывала земля сорок лет. И умер Отниэль, сын Кеназа.
Уже говорилось о том, что составляет содержание всей "Книги Шофтим". О том, как народ Израиля опускался, и время от времени они делали очередной шаг, удаляясь от пути Всевышнего, что приводило к суровым наказаниям, после чего, наконец, народ каждый раз начинал вопить и взывать к Господу, поскольку уже им становилось невмоготу. Такова - общая картина. С 7-го стиха З-ей главы начинается описание конкретных этапов этой истории. Сказано: "Сделали Сыны Исраэль злое в глазах Всевышнего и забыли Всевышнего, Бога своего, и служили Баалам и Ашерам (деревьям, являющимися предметом поклонения). И разгорелся гнев Бога на Израиль, и Он их предал в руки Кушана-Ришатайма". Этот Кушан был царем Арама-Наhарайм - места довольно далекого от Земли Израиля.
Это первое порабощение длилось сравнительно недолго, всего 8 лет. "И возопили сыновья Израиля ко Всевышнему, и Он поставил им спасителя, который их спас". Этим спасителем был Отниэль бен Кназ, который был первым судьей Израиля, с которого и начинается эпоха Судей.
В описании назначении Отниэля бен Кназ судьей сказано "поставил". Этот первый судья, Отниэль бен Кназ, отличается от всех последующих судей. Каким образом происходило это "назначение" спасителя? В данном случае ,по видимому, это было прямое указание с Неба, когда человека наполнил "дух Божий" и он оказался спасителем С политической стороны, в таком государстве, где пока нет царя, нет и строгого порядка, как назначаеться судья. Важно ,что он получил широкую поддержку и смог справиться со своей задачей.Поскольку мы уже разбирали историю с Отниэль бен Кназом ранее (в леции 1.),то мы переходим к следующему из судей.
2. Эhуд бен Гера
В лекциях д-ра Айзенберга подвиг Эhуда обсуждаеться следующим образом12. И продолжили сыны Исраэля делать злое в глазах Господа, и дал окрепнуть Господь Эглону, царю Моава, над Исраэлем, за то что делали злое в глазах Господа. 13. И собрал он к себе сынов Амона и Амалека, и пошел он и разбил Исраэля, и они наследовали Город пальм. 14. И служили сыны Исраэля Эглону, царю Моава, восемнадцать лет. 15. И воззвали сыны Исраэля к Господу, и поставил Господь им спасителя, Эhуда, сына Геры,из Биньямина,а он был левша. И послали сыны Исраэля с ним дар Эглону, царю Моава. 16. И сделал себе Эhуд меч с двумя остриями, длиной в локоть, и препоясался он им под одеждой своей, на правом бедре. 17. И доставил он дар Эглону, царю Моава, -а Эглон - муж чрезвычайно тучный. - 18. И было, когда кончил он доставлять дар, то проводил он народ, тех, кто нес дар, 19. А сам он вернулся от каменоломни, что при Гилгале, и сказал он: Слово тайное у меня к тебе, царь! И сказал тот: Тише!И вышли от него все стоявшие при нем. 20. И Эhуд вошел к нему,а он сидел в прохладном верхнем покое,что для него одного. И сказал Эhуд: Слово Божье у меня к тебе! И встал он с кресел. 21. И простер Эhуд свою левую руку, и взял меч с правого бедра своего, и вонзил его в чрево ему, 22. Так что вошла рукоять вслед за лезвием, и закрыл тук лезвие,потому что не извлек он меча из чрева его, и вышло испражнение. 23. И вышел Эhуд в галерею, и закрыл он двери покоя верхнего за собой и запер. 24. И он вышел, а слуги вошли и увидели, что вот двери покоя верхнего заперты. И сказали они: Верно, отправляет нужду он в верхнем покое. 25. И повременили они дольше обычного, но вот не открывает никто дверей покоя верхнего,и взяли они ключ и открыли, и вот их господин лежит на земле мертвый. 26. А Зуд бежал, пока они медлили, и он миновал каменоломню и бежал в Сеиру. 27. И было по приходе его: и вострубил он в рог на горе Эфранма, и спустились с ним сыны Исраэля с горы, а он пред ними. 28. И сказал он им: Гонитесь за мною вслед, ибо отдал Господь ваших врагов, Моава, вам в руки! И спустились они за ним, и захватили они переправы через Йарден для Моава, и не дали никому переправиться. 29. И разбили они Моава в ту пору, около десяти тысяч человек, всякого грузного и всякого мужа ратного, и бегством не спасся никто. 30. И покорился Моав в тот день под рукой Исраэля, и в покое пребывала земля восемьдесят лет.
...Теперь давайте попробуем проанализировать этот текст, используя весь приведенный в нем набор частностей.
Эhуд бен Гера был из колена Биньямина, и это, конечно, не случайный выбор. Удел Биньямина на востоке подходил к Иерихону и к Мертвому морю, за которым, далее на юго-восток, шла земля Моава. Естественно, что для колена Биньямина власть моавитян была особенно тяжела.Эhуд смог использовать то что он был левшой.Если при входе в царский дворец Моава обыскивали то меч искали слева,а не справа.Кроме того он ввел Эглона в заблуждение, потянувшпсь левой рукой к правому бедру. Если бы он потянулся к левому - его намерение было бы понято. К тому же меч Эhуд сделал себе особый - прямой, обоюдоострый и короткий - длиной в локоть,чтобы спрятать его в складках одежды. Археологи утверждают, что у соседних с евреями народов в ту эпоху были серповидные мечи, похожие на сабли, у которых лишь внешний край был заострен. Совершенно другим был меч Эhуда.
Далее из текста мы понимаем, что Эhуд пришел во дворец Эглона не один. С ним были евреи-носильщики. Видимо, не в первый раз Эhуд приносит дар царю Моава, потому что и его, и всех, кто с ним, беспрепятственно пропускают во дворец Эглона.
Подробности и детали, происходящие в книге Судей, позволяют нам понять не только происходящие события, но и величие Эhуда. Написано: "...проводил людей, принесших дар. А сам возвратился от каменоломки, которая находилась в Гилгале". Эhуд не хочет рисковать ни одним человеком - всех, кто был с ним у Эглона, он провожает в Гилгал, то есть, переводит на западный берег Иордана, в Эрец Исраэль. В царский дворец он возвращается один, подвергать опасности может лишь свою жизнь.
Все, что произошло дальше, говорит о тщательно продуманном плане убийства Эглона, о детальном знании Эhудом условий жизни царского дома. Он проходит к царю одни - к этому привыкли - и сообщает, и сообщает, что у него есть лично для царя тайное слово, слово Бога - ему верят, ведь он великий мудрец и судья в Израиле. Царь говорит "Тише!" - и приближенные тут же выходят из царский покоев. Эhуд убивает царя и запирает царские покои. Приближенные не решаются войти - кто же станет тревожить покой царя в такую жару? Пока они будут ждать, искать ключ, отпирать, взирать на труп, искать Эhуда - он уже доберется до Земли Израиля, спрячется в лесах Сеира, укроется в горах Эфраима.
Дальше события развиваются, как их подготовил Эhуд:
И лишь только пришел и протрубил в шофар на горе Эфраима - и сошли с ним сыны Израиля с горы, а он - впереди них".
Как видим, и здесь Эhуд верен себе, он - впереди.
И сказал он им: идите за мной, ибо предал Господь врагов ваших, моавитян, в руки ваши; и сошли они за ним, и перехватили переправы через Иордан к Моаву, и не давали иикому переправляться.
Это был умный тактический ход. Моавитяне не получают никакой информации из Эрец Исраэль и не знают, что делают евреи. Те могут в любой момент форсировать Иордан и напасть на Моав. Кроме того, моавитяне в западне: они не могут получить помощи от соседей.
Только теперь книга Судей сообщает, какой малочисленной была армия моавитян:
И побили в то время моавитов, около десяти тысяч человек , всех здоровых, и всех больных, и не спасся никто".
И эта ничтожная в военном отношении сила господствовала над многочисленнным народом Израиля целых восемнадцать лет! И евреи не отваживались поднять восстание, пока Всевышний не послал им спасителя - Эhуда бен Гера. Какой напрашивется вывод? Народ Израиля подвергается угнетению за несоблюдение своей исторической миссии, и не важно - силен или слаб его враг, тот, кто его покорил на время, необходимое для обретения истины. Всевышний лишит еврейский народ воли к сопротивлению или усилит, сделает непобедимым - все зависит от того, что заслуживает народ в данный момент. Эту идею книга Судей подчеркивает неоднократно.
Закончена история Эhуда, описанная пространно, с большим количеством подробностей. По сравнению с ней история войны с Моавом очень лаконична. Мы не знаем сколько воинов пошло с Эhудом, были ли потери в боях, какие, как шли бои, захвачены ли военные трофеи. Все это упоминается в описании других войн Израиля, но здесь это, по-видимому, не имеет значения. Давайте вспомним, какими словами начинается рассказ об Эhуде:
"И возопили сыны Израиля к Господу, и поставил Господь им спасителя -Эhуда бен Гера..."
Очевидно, информация о том, какие действия совершал Эhуд бен Гер, спасая свой народ, наиболее важна, поэтому его история описана подробно и ярко, все же остальное - фон этого события.
(Продолжение лекции д-ра З.Дашевского)
Интересно то, что первый притеснитель евреев пришел издалека - из Арамейской земли и после поражения - "сошел со сцены", о нем больше не слышно. Следующим появляется уже более близкий сосед (Моав живший за Иорданом на противоположном берегу Мертвого моря),- который представляется несколько более неожиданным, чем предыдущий. Здесь нападает Моав, про который в Торе имеется запрет не затевать против них войну. Почему он нападает? Это - не ясно, ему нечего было опасаться, но он все же идет воевать против Израиля. Мы знаем, что про этот народ сказано в Торе: "Не войдет маовитянин и амонитянин в Собрание Всевышнего". Они так сурово наказаны за то, что они - неблагодарные. Они самим своим существованием должны быть благодарны Аврааму, спасшему Лота, а они вместо этого нанимают злодейского пророка (Билама), чтобы проклинать евреев.
Надо понять, что поколение евреев, живущее в эту эпоху, - это уже поколение, следующее после Отниэля, а поколение Отниэля в общем-то составляли люди, которые еще видели завоевание Земли Израиля. К описываемому моменту прошло уже по-видимому около 100 лет со времени выхода из Египта и 60 лет-со времени входа в Обетованную землю. И конечно, все истории выхода из Египта и гора Синай - для людей этого поколения не более, чем любопытные сюжеты старых рассказов. И даже история завоевания Эрэц Исраэль для них тоже уже становится одним из таких сюжетов. Это уже перестает быть опытом живой жизни, а реальная жизнь - это то, что существует вокруг на сегодняшний день, в том числе и кнаанские народы, с которыми имеются определенные отношения. Именно поэтому они и делают новое зло, и Всевышний укрепляет сердце Эглона, царя Моава. И снова, несмотря на то, что он послан, как орудие наказания евреев, сам царь считает, что он затевает правильную успешную кампанию. И действительно, он захватывает Город Пальм( ). Мы знаем, что это - город Йерихо, который не называется своим именем, потому что проклятие, наложенное Йеhошуа, не позволяет строить на этом месте город или строить в другом месте город с тем же названием.Итак, царь Моава, возглавляющий этот неблагодарный народ, прижимает евреев до такой степени, что народ опять возопил к Господу. И опять народу ставится спаситель - Эhуд, но на этот раз этот спаситель - другого уровня, соответствующего этому поколению. Он не такой великий ученый и не такой великий святой, как Отниэль. Он не может начать с молитвы и с собирания народа, а он начинает с того, что он укрепляет дух народа своим индивидуальным поступком.Как Отниэль он блестяще разрабатывает и осуществляет план убийства Эглона, и после этого ему дана победа. Все поведение Эhуда - это мужество, потрясающая смелость, забота о том, чтобы другие не пострадали: он сначала провожает до Гильгаля людей, которые вместе с ним приносили дар царю Эглону, и потом возвращается, чтобы осуществить свой план. Любопытно то, как ведет себя этот злодей - царь неблагодарного Моава, когда приходит Эhуд и говорит ему, что у него к царю есть секретное дело. Кстати, комментаторы говорят, что Эhуд, который был из колена Беньямина, не хочет употреблять ни одного слова лжи, поэтому он не говорит неправды, а говорит, что у него есть "секретное дело, которое никто не видит". Когда же царь отсылает всех из комнаты, Эhуд говорит:
" - " - "у меня к тебе Слово Бога". При таких словах этот тучный царь встает с кресла из уважения к Богу. Возможно, что он встал бы тоже, если бы ему назвали имя какого-то идола, потому что он был злодей и идолопоклонник, и тем не менее он уважает Бога Израиля. То что он встал, облегчило Эhуду его задачу заколоть царя.Однако , мудрецы добавляют, что проявление Эглоном уважения к Богу не осталось без награды, ибо его дочерью была Рут, которая впоследствии сделала гиюр и стала прабабушкой Давида и родоначальницей Царского Дома в Израиле; а также - через "Книгу Рут", вошедшую в Танах - примером на все поколения.
3. Шамгар бен Анат
Сразу после войны Эhуда книга Шофтим описывает ситуацию следующим образом:
Итак 4-ая глава начинается с уже знакомой нам ситуции, все время повторяющейся. Сказано:
"' " - " И добавили сыны Израиля делать зло в глазах Всевышнего. А Эhуд - умер". По этому поводу задается вопрос комментаторами, в частности Радаком: "Ведь после Эhуда был Шамгар, почему же здесь уже после Шамгара говорится, что умер Эhуд?" Ответ, по-видимому, заключается в том, что Шамгар был руководителем и спасителем в каком-то ограниченном размере.Про Шамгара сказано, он побил 600 Филистимлян воловьим стрекалом- - "". Комментаторы объясняют, что это такое орудие - палка с заостренным концом, - которым подстрекают животное, чтобы оно возвращалось на свою колею. И этим "стрекалом" он сумел перебить 600 человек. Он, конечно, был выдающийся человек, который был исполнен веры и силы, но, вероятно, не обладал качествами, необходимыми для руководства народом, в частности, не умел их научить не служить идолам и о нем не сказано "и судил он Израиль". Поэтому, 4-ая глава начинается с того, что евреи - продолжали себя плохо вести, и отмечено, что умер Эhуд, при котором этого не было.