МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр Учебные курсы по иудаике

К оглавлению курсa "Книга Шофтим (Судьи)"

Лекция 7. Войны Гидеона (гл. 7-8).

Данная  лекция посвящена войнам Гидеона и событиям, связанным с его жизнью (гл. 7-8).

1. Гидеон отбирает войско
2. Разведка Гидеона
3. Битва в Изреэльской долине
4. Претензии колена Эфраима и ответ Гидеона
5. Жители Суккота и жители Пнуэля отказывают Гидеону в хлебе
6. Конец операции против мидьян
7. Наказание жителей Суккота и Пнуэля
8. Гидеон отказывается быть царем, его дальнейшая жизнь
9. Проблема эфода, который сделал Гидеон
Список контрольных вопросов

1. Гидеон отбирает войско

Текст: Глава 7

1. И рано поднялся Йерубаал, он же Гидеон, и весь народ, что при нем, и станом расположились они при источнике Харод. А стан Мидьяна был от него к северу, от Гиват hа-Море в долине. 2. И сказал Господь Гидеону: Многочислен народ, который с тобой, чтоб отдать Мне Мидьяна в их руки, как бы не стал восхваляться надо Мной Исраэль, говоря: моя рука спасла меня! 3. И ныне воззови же во услышание народу, говоря: Кому страшно и трепетно, пусть возвратится и утром (сойдет) с горы Гилад! И возвратилось из народа двадцать две тысячи, а десять тысяч остались. 4. И сказал Господь Гидеону: Еще народ многочислен. Вниз веди их к воде, и Я отделю его там тебе. И будет: о ком скажу тебе: Этот пойдет с тобою! - он пойдет с тобой. А всякий, о ком скажу тебе: Этот не пойдет с тобою! - он не пойдет. 5. И отвел он народ вниз к воде. И сказал Господь Гидеону: Всякого, кто лакает своим языком воду, как лакает пес, поставь его отдельно, и всякого, кто на колени станет, чтоб пить. 6. И было число лакающих, из руки в рот, триста человек, а весь остальной народ, на колени стали они, чтоб пить воду. 7. И сказал Господь Гидеону: Тремястами мужьями лакающими спасу Я вас, и отдам Я Мидьяна в руки тебе, а весь народ, пусть идут они каждый на место свое. 8. И взяли снаряжение народа в руки свои и их рога, - и всех мужей Исраэля отпустил он, каждого в свой шатер, а триста мужей удержал, а стан Мидьяна был под ним в долине.

До того, как Всевышний избрал Гидеона стать спасителем своего народа, он не был ни великим мудрецом, ни воином, известным всему народу, как Отниэль, ни судьей, как Эhуд, ни пророком и наставником народа, как Двора. Он был простым земледельцем, но его сердце всецело принадлежало народу, он очень остро переживал страдания евреев, он был праведником. Но все это было известно лишь одному Творцу. И все же, когда "дух Господа объял Гидеона, и он затрубил в шофар" , то на его призыв пришли тридцать две тысячи евреев из соседних колен, чтобы сразиться с врагом, - хотя они знали, своими глазами видели, что "мидьяне и амалекитяне и все сыны востока расположились в долине, как саранча, многочисленные, и верблюдов их не счесть, как песок на берегу моря..."

Но в этот момент Всевышний неожиданно говорит Гидеону:... слишком много народу с тобой. чтобы Я предал мидьян в их руки: как бы не возгордился передо мной Израиль, говоря: моя рука сама спасла меня".

То есть, евреи подумают, что они победили сами. И дальше Господь велит отослать домой тех, кто боится и трепещет. 22 тысячи человек ушло, а 10 тысяч - осталось.

И тогда мы читаем о поразительном испытании - отборе, который по указанию Бога провел Гидеон. (Место, где все это происходило, - Источник Харод -, хорошо известно. Источник, вытекающий из скалы, однозначно идентифицируеться в Юго-Восточной части Изреельской долины на середине горы Гилад. Рядом с ним  находиться сегодня киббуц Эйн-Харод ). Те  З00 человек, которые лакали из руки, - остались в войске, остальные, которые вставали на колени чтобы пить - были отстранены от войны.

"И сказал Господь Гидеону: тремя сотнями лакавших спасу Я и предам мидьян в руки твои."

Комментаторы дают несколько объяснений такого способа отбора. РАШИ приводит Мидраш:

"Сказал Всевышний Гидеону: эти (что стоят на коленях) не пойдут с тобой, ибо так они научились стоять на коленях, служа идолам."

В принципе даже без мидраша, ясно, что привычка становиться на колени характеризует некое свойство человека - его готовность преклоняться перед кем-то. Другое объяснение (его приводит Мальбим) отмечает, что тот, кто вставал на колени чтобы сразу напиться, показывает этим, что он полностью поглощен питьем, не видит ничего вокруг, страсть жажды давлеет над ним - иными словами, он плохой воин. Тот же кто черпал ладонью и лакал из нее, пил понемногу, смотря при этом по сторонам и сохраняя контроль над ситуацией, готов в любой момент отразить нападение или перейти, по команде командира, к активным военным действиям. Именно таких Гидеон должен был взять с собой.

2. Разведка Гидеона

(7:9-7:15)

9. И было той ночью, и сказал ему Господь: Встань, сойди в стан, ибо Я отдал его в руки тебе! 10. Если же ты страшишься сойти, то сойди ты и Пура, слуга твой, к стану; 11. И слушай, что говорить будут, а затем окрепнут руки твои, и ты сойдешь в стан. И сошел он и Пура, его слуга, к краю вооруженных, что в стане. 12. А Мидьян и Амалек и все сыны Востока расположились в долине, как саранча во множестве, и верблюдам их нет числа, как песок на морском берегу во множестве. 13. И пришел Гидеон, и вот один рассказывает другому сон, и сказал он: Вот сон мне снился, и вот звук - хлеб ячменный покатился по стану Мидьяна, и достиг он шатра и ударил в него, и тот пал, и перевернул он его вверх дном, и упал шатер. 14. И отвечал ему другой и сказал: Это не что иное, как меч Гидеона, сына Йоаша, мужа из Исраэля, отдал Бог ему в руки Мидьяна и весь стан. 15. И было, когда услышал Гидеон пересказ снаи его толкование, то поклонился он, и возвратился он в стан Исраэля, и сказал он: Вставайте, ибо отдал Господь в руки вам стан Мидьяна.

Итак Гидеон остается всего с горсточкой отобранных "молодцов" - З00 человек. И в ту ночь (7:9) сказал ему Всевышний: "Иди, спустись в лагерь, потому что Я отдал его в твою руку". Дальше Он говорит (7:10): "А если ты боишься спускаться, тогда спустись ты и Пура, твой юноша (ординарец), к лагерю".

Проблема в том, сколько же может Гидеон продолжать "бояться"? Он уже получил столько знаков, столько подтверждений! Однако, даже после всего этого Сам Всевышний допускает, что вполне нормально то, что такой полководец, как Гидеон, может бояться. Чего же здесь бояться? Казалось бы, что он  получил задание, и должен его выполнять, то есть, - он должен воевать. Зачем же еще проверки? Мы видели, что на всех этапах Гидеон не является таким уж трусливым человеком. Он с отрядом в 10 человек (хотя и ночью) производит довольно впечатляющие действия: разрушает жертвенник Баалу и т.д. То, что он боится это сделать днем, то это только из боязни того, что ему не удастся выполнить это задание. Эта его боязнь носит скорее некий рациональный характер. Он решает поэтому, что лучше это сделать ночью, и получает на это разрешение. По-видимому, то же самое происходит и в этом случае. Когда Гидеону сказано идти войной на этот громадный лагерь Мидияна и сопутствующих народов, с отрядом всего в З00 человек, он боится не того, чего боялись те, кто был отбракован при первом отборе; он боится того, что он не понимает, хватит ли у него сил и заслуг и ума, чтобы выполнить эту операцию. Тогда ему Всевышний говорит так, как Он на протяжении всей истории Израиля говорит каждому из Праотцев и последующих руководителей: "Не бойся!" - хотя понятно, что они вовсе не такие уж трусы.
 
И дальше Всевышний говорит (7:11): "И услышишь, что они будут говорить, а после этого укрепятся твои руки, и ты спустишься в лагерь". И  рассказывается о выполнении этой команды: "Спустился он, и Пура, его юноша, к краю вооруженных (охранников), которые в лагере.

 Итак, Гидеон вошел внутрь лагеря и услышал, как один из воинов рассказывает приятелю сон. Он рассказывает: "вот лепешка ячменного хлеба перекатывается по мидиянскому лагерю, и достигла до шатра, и ударила его, и упал, и перевернулся кверху, и упал шатер". Такой странный сон. Вроде бы фантастическая ситуация: катится по лагерю хлебная лепешка (хлеб почему-то ячменный, что, вероятно, - тоже существенно). Эта незначительная, маленькая вещь - лепешка, катается и вызывает такой большой переполох - опрокидывает шатер. Приятель этого рассказчика ответил ему (7:14) и сказал: "Это не иначе, как то, что меч Гидеона, сына Йоаша, израильтянина; и отдал в его руку Бог мидиян и весь лагерь". - "И было, когда услышал Гидеон этот рассказ сна, и его толкование, то поклонился он, и вернулся в лагерь Израиля, и сказал: "Поднимайтесь, потому что отдал Всевышний в нашу руку стан мидиян". Понятно, что подслушанный сон врага и его толкование врагами же отражают моральное состояние в лагере противника. Гидеон хорошо понял, что враг мысленно проиграл бой еще до его начала. Сам сон достаточно очевиден и отражает неосознанные мысли солдата, но его толкование уже делает неосознанное осознанным – война мидиянитами и их союзниками проиграна. Дальнейший план битвы Гидеон строит ровно исходя из данных разведки.

3. Битва в Израеэльской долине

Текст:

"И разделил он (Гидон) триста человек трем главам (отрядов), и дал шофары в руки всем и пустые кувшины, и факеты внутри кувшинов. И сказал им: смотрите, что буду делать я, то и вы будете делать. ; вот я подхожу к краю стана, и что сделаю, то и вы сделайте. Затрублю в шофар я и каждый, кто со мной,  и вы также затрубите в шофары вокруг всего лагеря и скажите: "Господу и Гидеону".

(Из лекций д-ра Айзенберга:)

Итак, Всевышний сказал Гидеону: "... спустись в стан мидьянский, ибо Я предаю его в руки твои". С этими же словами обратился Всевышний и к Иеhошуа бин Нуну перед взятием города Иерихо: "...смотри, Я предаю в руки твои Иерихо, и царя его, и храбрых воинов". Обоим вождям обещано чудо, которое сотворит Бог, чтобы обеспечить им победу, но есть и очень важное различие: Всевышний дал Иеhошуа подробный план действий на семь дней осады Иерихо, Гидеону же надо было самостоятельно планировать всю операцию.

Абарбанэль считает, что Гидеон составил блестящий план, калссическую диспозицию ночного боя. В этом плане было несколько ключевых пункьов. Во-первых,  битва должна была начаться ночью, чтобы враг не увидел, что численность еврейских бойцов невелика. Во-вторых, были созданы три отряда, и каждый из них подчинялся назначенному Гидеоном главе. Таким образом, враг был окружен, причем было создано ложное впечатление многочисленности нападающих и обеспечено взаимодействие в руководстве боем, так как глава отряда отдавал четкие приказы и при этом сам имел возможность показывать воинам, что нужно делать. (Кстати, такой же прием ночного боя применил и Авраам, разгромив победоносную армию четырех великих царей Междуречья с помощью своих учеников, которых было всего триста восемнадцать человек.) Третье: у каждого воина был шофар. Нетрудно представить, какое впечатление произвел звук трехсот шофаров, раздавшийся в ночной тишине. Он, конечно, ошеломил врага, сковал ужасом и страхом. Для самих евреев трубление в шофар всегда имеет огромное значение: звук шофара напоминает о Божественном милосердии к трубящим и придает им духовные силы. Четвертое: Гидеон велел каждому воину вставить в пустой кувшин факел, который будет освещать воинам путь, враг же, увидев свет трехсот факелов, перепугается насмерть (факелы были до начала боя зажжены в кувшинах. Так что все 300 факелов появились сразу и неожиданно, одновременно со звуком разбиваемых кувшинов). Гидеон знал: главное во время войны - посеять панику в стане врага, лишив его возможности правильно оценивать происходящие события и принимать решения. Гидеон хорошо продумал, как вызвать панику среди врага, он был к тому же уверен, что Всевышний поможет ему и усилит панику, чем обеспечит победу. Пятое: Гидеон придумал воззвание "Меч Господу и Гидеону", чтобы враги услышали имя Бога Израиля, ведущего евреев в бой, а также имя их вождя - Гидеона.

Глубоко продуманный план дал прекрасные результаты.  Написано в Книге Судей:

"И подошел Гидеон и сто человек с ним к краю стана в начале средней стражи в полночь, как только выставили они стражей. И затрубили они в шофары и разбили кувшины, которые были в их руках И затрубили все три отряда в шофары и разбили кувшины,  и держали в левой руке свои факелы, а в правой руке - шофары для трубления и кричали: "Меч Господу и Гидеону!" И стояли каждый на месте своем вокруг стана и бежал весь лагерь; дрожали от страха и ринулись спасаться. И затрубили три сотни шофаров, и обратил Господь меч одного на другого во всем стане; бежал, спасаясь, весь лагерь до Бейт hа-Шита к Црера, до края Авел Мехола близ Табата".

Известно, что вражеская армия состояла из мидьян, амалекитян и народов пустыни.  Несомненно, что это усугубило хаос и панику, ведь никто не мог разобраться - где враг, а где союзник, и каждый нападал на первого встречного, как сказано: "...и обратил Господь меч одного на другого во всем стане". Все закончилось паническим бегством врага в сторону Иордана, на его восточный берег. Несчетная армия бежала от трехсот еврейских воинов, которые даже меча не обнажали, а их клич "Меч Господу и Гидеону" звучал как издевка над врагами, меч которых сослужил хорошую службу Господу и Гидеону, поскольку они убивали друг друга.

На этом сама битва в Изреэльской долине закончилась. Но Гидеон продолжает войну. После бегства мидьянитян пришло время действовать двадцати двум тысячам воинов, которых Гидеон отослал на восток. Он приказал им и воинам из второй половины колена Менаше, (которая получила землю в Заиорданье), преследовать врага. Написано в книге Судей:

"И послал Гидеон послов на всю гору Эфраима (во все их поселения) сказать: спускайтесь против мидьян и перехватите у них источники воды до Бет-Бары и Иордана. И поймали двух начальников мидьянских - Орева и Зеева - и убили Орева в Цур Ореве, а Зеева убили в Иекев Зееве, и преследовали мидьян, а головы Орева и Зеева принесли Гидеону за Иордан".

Так была перехвачена, окружена и уничтожена вражеская армия, бежавшая из Эрец-Исраэль. Но Гидеон этим не удовлетворился. Его целью было уничтожить мидьян, ликвидировать навсегда их военную силу, поэтому он совершает смелый рейд на 150 километров вглубь территории Мидьяна, на восток от реки Иордан. Он достигает города Каркор, где находились остатки военных сил противника - пятнадцать тысяч воинов, разбивает их, берет в плен двух мидьянских царей - Зеваха и Цалмуну - и предает их казни. Так был положен конец военной мощи мидьян.

4. Претензии колена Эфраима и ответ Гидеона (8:1-8:3)

Текст: Глава 8

1. И сказали ему мужи Эфраима; Что это ты содеял нам, не позвав нас, когда шел ты сразиться с Мидьяном?! И спорили с ним крепко. 2. И сказал он им: Что содеял я ныне, как (содеяли) вы? Не лучше ли добор винограда Эфраима, чем собранное Авиэзером! 3. Вам в руки Бог отдал князей Мидьяна, Орева и Зеэва, и что мог я содеять, как (содеяли) вы? Тогда утишился (гневный) их дух против него, когда он говорил такое .

Сразу после того, как в битве в Изреэльской долине был разгромлен лагерь мидиян и других странствующих народов, Гидеон послал призвать соседние колена, чтобы они помогли преследовать остатки разбегающегося лагеря. И были убиты два мидиянских князя: Орев и Зеэв. После этого, колено Эфраима предъявляет претензию Гидеону (8:1): "Что же это ты такое сделал, что ты не позвал нас, идя на войну с мидиянами?" И очень ссорились они с ним по этому поводу. В чем же состояли их претензии? Чем были недовольны люди из колена Эфраима? Ведь в конце концов Гидеон их позвал, а они говорят, что не позвал! Они считают, что Гидеон не позвал их, когда начинал войну, а позвал только под конец - вылавливать остатки войска врагов. Гидеон отвечает на это (8:2): "Что я такого сделал теперь, как вы?" То есть, он говорит, что как можно сравнить его дела с тем, что сделали эфраимтяне, и говорит, что ведь: Не лучше ли добор винограда ("олелат") Эфраима, чем собранное ("бацир") Авиэзером!

Мы знаем, что в иврите имеется множество терминов из области сельского хозяйства, потому что в этой области жизнь была сосредоточена очень сильно. В частности, для сбора урожая каждого вида плодов имелся свой отдельный термин. Так вот, "бацир"- это "сбор винограда". А слово - "олелат" обозначает недоразвитые гроздья, то есть - в чем-то дефектные. По закону полагается при сборе винограда эти гроздья оставлять, не срывая. Это - один из видов подарков бедным. Выражаясь столь образно, Гидеон как бы говорит: "весь мой сбор урожая, то есть, вся моя военная победа, не идет ни в какое сравнение с тем, что сделали вы, преследуя мидиян, и перехватив у них все водные переходы (как и просил Гидеон)". "Вы, - говорит Гидеон (8:2), - убили двух князей (в ваши руки Всевышний предал князей мидиянских), а я - только какую-то рядовую массу (и что же я мог сделать такого, что сравнилось бы с вами?)". Реакцией на эти слова Гидеона было то, что "смягчился их дух", они перестали на него сердиться.

Эта сцена интересна не только тем, что она характерна для Гидеона, но и тем, что она вообще является очень поучительной. Гидеон был занят очень важными делами: он со своим отрядом в З00 человек провел всю операцию против огромного лагеря мидиян и пр. Теперь, когда он, наконец, победил врага, то он встает перед довольно обычной проблемой: он, оказывается, вызвал возмущение среди своих братьев. Эфраим - старший брат. Из колена Эфраима происходит Йеhошуа, и в благословении Яакова первенство было дано Эфраиму. А теперь получается так, что Менаше (а Гидеон - из колена Менаше) хочет обойти его, и победить в войне без них. Это представляется колену Эфраима очень обидным. И вот здесь Гидеон проявляет такое качество, без которого невозможно быть руководителем. Он ничего не говорит о том, что ему было поручено так поступать. Он им отвечает такими словами, которые гасят немедленно весь их гнев и их обиду. Это - единственный путь, который рекомендован мудрецами. И не только Пророки вменяли нам такой путь. Царь Шломо сказал: "Тот, кто отвечает мягко, тот погашает гнев и ярость". Так же и в Галахе, Рамбам в законах, описывающих, как высоко стоит достоинство царя, тем не менее подчеркивает такую вещь, которая жизненно важна, а именно, что царь все время должен следить за тем, чтобы не вознеслось его сердце "над братьями".

5. Жители Суккота и жители Пнуэля отказывают Гидеону в хлебе (8:5-8:9)

4. И пришел Гидеон к Йардену, для переправы, он и триста мужей, которые с ним, утомленные, они преследовали. 5. И сказал он людям Сукот: Дайте же им караваи хлеба, народу, который за мной следует, ибо утомлены они, а я преследую Зеваха и Цалмуну, царей Мидьяна. 6. И сказал один из властелинов Сукот: Разве кисть Зеваха и Цалмуны теперь в руках у тебя, чтоб давать нам твоему войску хлеб? 7. И сказал Гидеон: Поэтому, когда отдаст Господь Зевахаи Цалмуну мне в руки, молотить буду вашу плоть шипами пустыни и тернием. 8. И взошел он оттуда в Пенуэль, и говорил он им то же самое, и отвечали ему люди Пенуэля, как ответили люди Сукот. 9. И сказал он также людям Пенуэля так: Когда вернусь я с миром, сокрушу эту башню.

Дальше, в 8-ой главе, описывается сцена преследования двух удирающих князей, очевидно, самых главных в Мидияне. Гидеон со своим отрядом в З00 человек переправляется через Иордан и сказано, что они - "усталые и преследуют". Почему надо было говорить об этом именно здесь, станет понятно из последующих стихов. Гидеон обращается к жителям Суккот. Суккот находится на восточном берегу Ярдена (по ориентации северо-южной, это примерно, посередине между Бейт-Шеаном и Йерихо). Гидеон говорит с жителями Суккота и просит у них, чтобы они дали хлеба для этого народа, "который со мной, потому что они - усталые, а я - преследую Зэваха и Цальмуна - мидиянских царей". Ответ жителей Суккота не приводится, а приводится ответ князей Суккота. Сказали начальники Суккота (8:6): "разве рука Зеваха и Цальмуна уже у тебя в руке, чтобы мы дали хлеб твоей армии?" И сказал Гидеон: "Посему, когда отдаст всевышний Зеваха и Цальмуну в мою руку, то я истолку ваше тело колючками пустыни разного рода."

Таким образом, жители не просто отказались дать  усталым людям хлеб (чем они, конечно, уклоняются от заповеди "давать голодным") - но руководители этого города приводят в несколько вызывающей форме такое объяснение, что мол, ты (Гидеон) еще не победил этих мидиянских царей ("разве рука этих мидиянских царей у тебя в руке?"), чтобы мы давали твоей армии хлеб. Гидеон пошел со своим отрядом на восточный берег Йордана для того, чтобы все колена освободить от постоянных набегов кочевых племен. Требования Гидеона, поэтому, понять нетрудно. Он говорит: "Я иду воевать за вас, и вы - помогите мне!" Руководители же в ответ говорят нечто большее, чем заключено непосредственно в их словах, и это объясняет Абарбанель и другие комментаторы. Они объясняют , что князья не просто не хотят помогать Гидеону, а что они - боятся! Они боятся того, что если они помогут сегодня, а завтра мидияне прогонят Гидеона, то мидияне -  с них за это строго спросят! Тогда Гидеон и отвечает им, что, когда Всевышний отдаст царей мидиянских "мне в руку", то тогда я "истолку на вашем теле колючки".

Дальше Гидеон продвинулся (8:8) из Суккота в Пнуэль, который находился на расстоянии нескольких километров от Суккота. Там тоже жили евреи, и повторяется здесь примерно то же самое, что и в Суккоте: Гидеон просит хлеба, а жители Пнуэля отвечают так же, как жители Суккота. Но жителям Пнуэля Гидеон отвечает несколько иначе. Он говорит: "Когда я вернусь, с миром (имеется в виду - победив), то я разрушу эту башню". Мы увидим ниже, как это наказание было осуществленно.

6. Конец операции против мидьян

10. А Зевах и Цалмуна были в Каркоре, и их станы при них, около пятнадцати тысяч всех оставшихся от всего стана сынов Востока, а павших - сто двадцать тысяч мужей, обнажающих меч. 11. И взошел Гидеон дорогой обитателей шатров, восточное Новаха и Йогбеа, и разбил он стан, а стан был безмятежен. 12. И в бегство обратились Зевах и Цалмуна, и он преследовал их, и захватил он двух царей Мидьяна, Зеваха и Цалмуну, а на весь стан ужас навел. 13. И возвратился Гидеон, сын Йоаша, с битвы с восходом солнца.

Итак здесь рассказывается уже об окончании этой военной операции. Зэвах и Цальмуна добежали до Каркора. (Каркор - это место, которое находится значительно южнее и дальше от Иордана). С ними весь лагерь в 15 тысяч человек - все, что осталось из всего лагеря этих восточных племен. Павших было 120 тысяч человек.

В Каркоре  мидияне считали, что они ушли с войны, и не ожидали никакого нападения. Гидеон поразил стан, погнался за убегающими царями, и поймал этих двух царей - Зэваха и Цальмуну, и разгромил весь их лагерь. "И возвратился Гидеон, сын Йоаша, с войны с восходом солнца "(8:14). Трудно себе представить, что Гидеон с таким маленьким отрядом стал бы нападать среди бела дня, когда все бы увидели его малочисленность . По-видимому,   он опять-таки нападал ночью. Тогда должно подразумеваться, что они до наступления утра успели завершить эту операцию.

7. Наказание жителей Суккота и Пнуэля (8:16-8:17)

14. И захватил он отрока из людей Сукот и расспросил его, и переписал он ему властелинов Сукот и его старейшин, семьдесят семь мужей. 15. И пришел он к людям Сукот и сказал: Вот Зевах и Цалмуна, из-за которых вы меня позорили, говоря: Разве кисть Зеваха и Цалмуны теперь в руках у тебя, чтоб давать нам твоим утомленным людям хлеб? 16. И взял он старейшин города и шипов пустыни и терния, и поучал он ими людей Сукот. 17. А башню Пенуэля он сокрушил, и убил он людей города.

Итак, сначала Гидеон узнает (через пойманного юношу) кто те старейшины города Суккот,  которые ранее повели себя плохо. Имеется и к этим стихам такой неожиданный комментарий. "Представьте себе, - там говорится, - эту ситуацию, которая происходит более трех тысячелетий назад: выходит из города юноша, его хватают, и этот наугад схваченный юноша  в состоянии написать (а не сказать устно!) список из 77-ми человек! Каков же был уровень грамотности у народа Израиля!"

Далее, Гидеон пришел к жителям Суккота и сказал: "Вот Зэвах и Цальмуна, по поводу которых вы издевались надо мной, говоря: "Что ли рука Зеваха и Цальмуна уже в твоей руке, что мы дадим твоим людям усталым хлеб?"" Слово "усталые" Гидеон добавляет, подчеркивая, что тут есть две стороны. Во-первых, эти люди шли на войну, которая является вобщем-то всенародной и важной, а кроме того, это - усталые (и голодные и жаждущие) люди и помочь им в любом случае заповедь. "И взял он старейшин города и колючки пустыни,  и побил ими людей Суккота."

Большинство комментаторов счиает, что он наказал только старейшин - руководителей. Мальбим (выдающийся комментатор) поразительно отличается в понимании этого места. Он считает, что он взял старейшин, чтобы с их помощью наказать всех жителей города (т.е. заставил старейшин побить колючками всех жителей города). Этим самым Гидеон пытается показать, что главная вина была на жителях города, а не на руководителях. То, что сказано про мальчика, написавшего список старейшин, Мальбим объясняет так, что по этому списку и были вызваны старейшины, которых заставили идти и наказывать своих жителей. Точку зрения Мальбима (хотя другие комментаторы думают иначе, что Гидеон побил самих старейшин ) может подкрепить то, что сказано: "проучил жителей города".

Относительно Пнуэля сказано совершенно ясно (8:17): "Башню города Пнуэля он разрушил и убил жителей города". Возникает такой вопрос. В случае с жителями Суккота ясно, что они заслужили наказание (колючками) за то, что они нарушили закон Торы: "Не стой при крови ближнего своего". Они спокойно допустили, чтобы люди помирали с голода и от сражения за общие интересы. Их, конечно, побить имел право Бейт-Дин, и здесь - все нормально. В случае же с городом Пнуэлем не ясно, во-первых, что это за башня, и во вторых, почему он их убил? Ведь жителей Суккот за то же прегрешение он просто наказал, а не убил? Кроме того, он не предупреждал их о том, что убьет их, он сказал только, что разрушит башню. Это место - довольно трудно понять. По версии Радака - единственной, которая что-то объясняет, башня города Пнуэль фигурирует здесь не как какой-то второстепенный предмет, а вероятно это была  большая башня - замок, в котором можно было укрыться. По этой версии, жители Пнуэля ответили изначально Гидеону, что они особенно не нуждаются в его услугах, потому что у них есть башня, которая их защитит, и за них воевать не надо. Когда Гидеон пришел исполнять свое обещание разрушить эту башню, то жители бросились не допускать разрушения их "оплота". И поскольку они не допускали, то они и были убиты.

Насколько соответствует законам Торы то, что сделал Гидеон с этими жителями? То есть, насколько наказание соответствует их вине? Иногда следует людей судить за ту позицию, которую они занимали. Например, когда на Нюрнбергском процессе судят людей, которые вроде бы просто "выполняли приказ начальства", то их судят на основании некого "сверхпринципа", который легче сформулировать, в общем виде, чем детализировать. А именно, если человеческие приказы какого угодно высокого начальства противоречат закону Бога, то человек не имеет права выполнять эти приказы. Очень трудно разобраться в том, где наступает это очевидное противоречие. Здесь вроде бы не было приказа "не давать" (еды), но в некотором смысле его можно увидеть. Дело в том, что мидияне не просто совершали набеги, но они были  силой, доминирующей в этом регионе, и содействие их врагам вполне могло расцениваться ими, как преступление. Поэтому, люди этих городов могли ожидать очень сурового наказания от Мидьян. В этом смысле, здесь, очевидно, не главное, насколько эти люди были щедрыми. Главным было второе соображение: они боятся помочь этой небольшой армии, выступающей против того притеснителя, с которым они свыклись, они боятся ухудшить свое положение. Ситуация здесь не простая. При этом наверное, надо считать так, что если бы Гидеон пришел со своим отрядом и был бы никому не известен, и заявил ни с того ни с сего, что вот, мы идем на войну, а они не поддержали - то в этом случае наказывать этих людей он, вероятно, не имел бы никакого права, потому что мало ли кто может выступить с подобной заявкой. Но в данном случае они должны были знать, что Гидеон так зрелищно разгромил врагов, и они должны были в этом увидеть "руку Всевышнего". Когда же они не хотят помочь ему, то они тем самым становятся на сторону врагов Творца. И за это они заслуживают наказание.

8. Гидеон отказывается быть царем ; его дальнейшая жизнь (8:22-8:35)

22. И сказали мужи Исраэля Гидеону:Правь нами и ты, и твой сын, и сын твоего сына, ибо ты спас нас от руки Мидьяна. 23. И сказал им Гидеон:Не буду править я вами, и не будет править мой сын вами.Господь будет править вами! 24. И сказал им Гидеон:Обращусь я к вам с просьбой, и дайте мне каждый кольцо (из) добычи своей. -Ибо золотые кольца у них, ибо (как) ишмаэлим они. - 25. И сказали они: Дадим, дадим мы! И расстелили они платье и стали бросать туда каждый по кольцу (из) добычи своей. 26. И был вес золотых колец, которые он просил, тысяча семьсот золотых, кроме полумесяцев и подвесок и одеяний пурпурных, что на царях Мидьяна, и кроме ожерельников, что на шеях у их верблюдов. 27. И из этого сделал Гидеон эфод, и поместил он его в своем городе, в Офре, и блудно следовали за ним все (сыны) Исраэля там, и стало то для Гидеона и для дома его западней. 28. И покорился Мидьян пред сынами Исраэля, и более не поднимали они своей головы, и в покое пребывала земля сорок лет в дни Гидеона. 29. И пошел Йерубаал, сын Йоаша, и поселился в доме своем. 30. И у Гидеона было семьдесят сыновей, происшедших из его чресл, ибо жены многие были у него. 31. А его наложница, которая в Шхеме, также и она родила ему сына, и он взял себе имя "Авимелех". 32. И умер Гидеон, сын Йоаша, в старости доброй, и погребен он в погребальне Йоаша, его отца, в Офре Авиэзера. 33. И было: когда умер Гидеон, и обратились сыны Исраэля и стали блудно следовать за баалами, и поставили себе баала заветного богом. 34. И не помнили сыны Исраэля Господа, Бога своего, спасшего их от всех врагов их вокруг. 35. И не содеяли милость они дому Йерубаала, Гидеона, по мере всего того блага, какое содеял он Исраэлю.

После этого, евреи, все как один, просят Гидеона: "Правь нами и ты, и твой сын, и сын твоего сына, потому что ты спас нас от руки мидьян". Мы здесь впервые встречаемся с предложением такого уровня "накала". Шофет (судья) отличается от царя тем, что он правит только лично, не передавая власти сыну и сыну сына... Это встречается впервые. Возникает вопрос о том, что, если у них возникло такое побуждение, то может быть, они обязаны настаивать изо всех сил на том, чтобы он принял это, а он - обязан принять это предложение? Из Книги Шмуэля далее мы знаем, что с одной стороны, - есть заповедь из Торы - поставить над собой царя, а с другой стороны, Шмуэль очень сердится на евреев, которые об этом попросили. Гидеон же отвечает в высшей степени однозначно на это предложение. "Сказал им Гидеон (8:2З): "Не буду править вами я, и не будет править вами мой сын; Всевышний будет править вами". Он ответил в духе всей линии: своего поведения Гидеон пришел для того, чтобы подчеркнуть, Кто помогает нам и Кто правит нами. Сейчас он получает предложение, которое, как минимум, является лестным для него, а может быть и - обязывающим, если понимать так, что пришло время исполнять мицву, от которой нельзя вроде бы уклоняться. Но тем не менее он - уклоняется!

Следует заметить, что трудно сравнивать эту ситуацию с той, которая была у Шмуэля. Шмуэль долго был судьей, пока его не попросили назначить кого-нибудь другого царем, и, кроме того, никто не предлагал быть царем самому Шмуэлю. Сходство же состоит в том, что, упрекая народ, Шмуэль тоже говорит: "Всевышний - ваш царь, зачем вам нужен еще другой царь?" Гидеону же самому предложили стать царем, и ответил он так же, что "у вас уже есть царь".

9. Проблема эфода, который сделал Гидеон (8:24-8:27)

24. И сказал им Гидеон:Обращусь я к вам с просьбой, и дайте мне каждый кольцо из добычи своей. -Ибо золотые кольца у них, ибо как ишмаэлим они. - 25. И сказали они: Дадим, дадим мы! И расстелили они платье и стали бросать туда каждый по кольцу из добычи своей. 26. И был вес золотых колец, которые он просил, тысяча семьсот золотых, кроме полумесяцев и подвесок и одеяний пурпурных, что на царях Мидьяна, и кроме ожерельников, что на шеях у их верблюдов. 27. И из этого сделал Гидеон эфод, и поместил он его в своем городе, в Офре, и блудно следовали за ним все сыны Исраэля там, и стало то для Гидеона и для дома его западней.

Единственное, что просит Гидеон: "Дайте, пожалуйста, каждый кольцо из своей добычи (из трофеев ваших), потому что у них золотые кольца, поскольку они как ишмаэлим". Все дали Гидеону по такой серьге из своей добычи, и получается полный вес собранного золота - 1700 шекелей. Все это, - не считая других украшений: полумесяцев, подвесок, одежд пурпурных (царские одежды) и т.д. И из этого золота сделал Гидеон эфод - некоторое "опоясывание". Мы знаем, что эфод - это один из элементов одежды Первосвященника, на который навешивали "урим и тумим" (с помощью которых в Храме запрашивали Бога запрашивали ответ на сложные вопросы). Гидеон выставил это эфод в своем городе, в Офре. И - "развратился весь Израиль им там, и был он Гидеону и его дому - ловушкой".Т.е. по-видимому, в дальнейшем евреи стали постепенно поклоняться этому эфоду.

В дни Гидеона - все было хорошо: ("И умер Гидеон в старости доброй") никто не поклонялся идолам, ибо основной задачей Гидеона - и эта доминанта в его характере проявляеться во всех моментах его жизни!- было поставить их перед фактом, что всем управляет и все дает Всевышний. Однако, поскольку Гидеон - и эта соорудил этот эфод, которому стали поклоняться после его смерти, то ему ставят в вину, что он поступил неразумно.

В чем в точности была ошибка Гидеона? Одно из объяснений, которое приводит рав Ицхак Леви, такое. Он говорит, что в дни Гидеона в Офру стекалось множество народа из разных колен Израиля, в то место, где был этот эфод. Это место было как бы некой "светской" столицей (паралельной Шило, где стоял в то время храм), и там сосредоточилась судебная власть которую олитцетворял эфод. Гидеон, естественно, не имел намерения делать этот эфод для какой-то священной цели. Он его сделал в память о чудесном Спасении, которое послал Всевышний, и с самыми лучшими намерениями. Однако, со временем туда стало стекатся множество народа чтобы помолиться (за больных или за решение других проблем), и среди них постепенно могло зарождаться чувство, что эта чудодейственная вещь (эфод) и посылает решение этих проблем. Таким образом, постепенно, представление об этом предмете, как о чудодейственном, могло возникнуть еще и при жизни Гидеона. Его упрекают в том, что он этого не различил и во время не остановил (а после его смерти, по этому, это развилось в идолопоклонство ).


Ответы на контрольные вопросы:

КВ-1. В начале завоевания Обетованной Страны Всевышний не хочет, чтобы ханаанские народы были изгнаны сразу и полностью. А здесь (в истории Гидеона) Бог не хочет, чтобы победа была достигнута полной Армией (32000 чел.). Есть ли паралель в обоснованиях этих двух "ограничений на победу", в чем она состоит и в чем ее причины?



КВ-2. Иногда говорят, что Гидеон заменил всеобщий воинский призыв на маленькую профессиональную армию. Представляеться ли вам верной такая оценка его деятельности? Почему? Какие достоинства и какие проблемы той или иной системы проявляються в данной истории?



КВ-3. Почему Гидеон в случае конфликта с сынами Эфраима ведет себя мягко (и в чем это выражается), а в случае конфликта с Суккотом и Пенуэлем - жестко?Справедливо ли он здесь поступает?



КВ-4. Как вы считаете почему Гидеон разделил свою армию в сражении в Изреэльской долине на  три, а не на четыре отряда (чтобы полностью окружить стан мидьян)? Чего он этим добился?



КВ-5. Перечислите, в кратком списке, основные характеристики Гидеона как личности. Какие далее моменты, в соответствии с рассказом книги Шофтим, мы можем считать достоинствами Гидеона как руководителя, а какие ошибками и недостатками?
Можете ли вы увидеть происхождение этих ошибок и недостатков в исходных личностных характеристиках Гидеона?