МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр

К оглавлению

Рав А.-И. Кук

"Арфилей Тоhар"

Перевод и комментарий - Пинхас Полонский

(§30/стр. 15)

Временами, когда существует необходимость преступить слова Торы,

и при этом нет в поколении такой личности, которая могла бы указать путь1, -

тогда происходит это путем народного "прорыва"2.

В любом случае, для мира лучше,

когда подобное случается вследствие ошибки.3.

И в этом состоит внутренний смысл высказывания Талмуда (Шабат 148б): «лучше, чтобы нарушение заповеди произошло по ошибке, чем злоумышленно».

Только в те эпохи, когда пророчество присутствует в Израиле,

возможно сделать подобное исправление

(приостановить действие какой-то заповеди)

путем «временного указания» ("hораат Шаа ")

Тогда это произойдет разрешенным путем и открыто, по указанию заповеди4.

Однако, поскольку свет пророчества был сокрыт,

то теперь такие исправления  совепшаются путем спонтанного народного "прорыва" ограды.5,

И это явление огорчает сердце со стороны своих внешних проявлений6,

но при этом радует его своими внутренними аспектами7.

 

לפעמים כשיש צורך בהעברה על דברי תורה, ואין בדור מי שיוכל להראות את הדרך, בא הענין על ידי התפרצות. ומכל מקום יותר טוב הוא לעולם שיבוא ענין כזה על ידי שגגה, ובזה מונח היסוד של מוטב שיהיו שוגגין ואל יהיו מזידין. רק כשהנבואה שרויה בישראל אפשר לתקן ענין כזה על ידי הוראת שעה, ואז נעשה בדרך היתר ומצוה בגלוי. ועל ידי סתימת אור הנבואה, נעשה תיקון זה על ידי פרצה, שמדאבת את הלב מצד עצמה, ומשמחת אותו מצד תכליתה.  


1  Т.е. сделать это в разрешенной форме, дав (допустимое, согласно Торе)  указание на временную приостановку действия заповеди – «hораат Шаа».

2  Стихийное народное движение, которое «прорывает ограду», т.е. нарушает религиозный закон в массовом порядке.

3  Если нет «hораат Шаа» и произошел прорыв, то лучше, чтобы он происходил посредством спонтанного действия простых людей («посредством ошибки»), а не чтобы религиозные люди сделали это нарушение «сознательно.

4  Т.к. есть особая заповедь слушаться пророка, включая его «временные указания», «hораат Шаа»

5  Разрушение ограды закона и нарушение самого закона.

6 Отход от соблюдения Торы и заповедей

7  «Внешнее» - это то, что есть на сегодня, «внутреннее» - это подход со стороны будущего, в аспекте того глубокого изменения существующей ситуации, которое необходимо для правильного построения будущего. В издании 1983 г. заключительные слова (для того, чтобы у читателей не возникло неправильного понимания текста) были заменены редактором на «и это явление огорчает сердце как таковое [т.е. явление огорчает сердце], но радует его тем будущим (той целью), к которому оно направлено [т.е. своими внутренними аспектами].