МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр

К оглавлению

Рав А.-И. Кук

"Арфилей Тоhар"

Перевод и комментарий - Пинхас Полонский

(§67/стр. 27)

Мудрецы Торы совершенствуются при помощи простолюдинов.

Ибо, несмотря на то, что свет Торы даёт жизнь всему, во всяком месте, оживляет все,

но разве не сказано также, что он является смертельным ядом

для тех, кто пользуется Торой неправильно.1;

Изучение Торы уменьшает их силу несравненно больше,

чем у людей, вообще не сведущих в Торе, которые в жизни повседневной руководствуются просто собственными инстинктивными решениями.

Поскольку в душе всякого человека есть некоторая доля

уродства,

то в соответствии с этой мерой искривленности, пусть даже самой по себе

и небольшой,2   

пропорционально ей Тора наносит ему вред3,

И в этой области ущерб оказывается несравненно большим,

чем награда.

А противоядие против этого смертельного яда, примешавшегося к нему,

состоит в присоединении мудрецов к простым людям из  гущи народной.

Ибо посредствам этого соединения люди из простого народа

могут своим естественным прямодушием,

которое не затушевывается никакими мудрствованиями,

повлиять на мудреца.

И тогда исправляется исходная порция этой смертельной отравы,

становясь эликсиром жизни

и оживляя также этим всю общность, что

позитивно влияет также и на сам простой народ.

 

תלמידי חכמים משתלמים על ידי עמי הארץ. כי אף על פי שאור התורה הוא חיי כל, מכל מקום הלא היא גם כן סמא דמותא למשמאילים בה, והיא מגרעת את כחם הרבה יותר מאילו היו חסרי תורה. והטבע הפשוט פעל עליהם בארחות חייהם. וכאשר בכל אדם יש שמץ של כיעור, נגד זאת השמצה המועטת באמת מזיקה לו התורה, אלא שההפסד יוצא בכפלים אין קץ נגד השכר. והרפואה הניגודית לסמא דמותא המעורב, באה על ידי ההתחברות הכללית שיש לתלמידי חכמים עם עמי הארץ מכללות האומה, שעל ידי זה משפיעים הם האחרונים את היושר הטבעי, שלא ניטשטש כלל על ידי שום התחכמות שבעולם, וחוזרת גם הנקודה הקטנה של סמא דמותא להיות חוזרת לסמא דחיי. ומחיה גם כן על ידי זה את הכלל כולו. וגם את עמי הארץ שבו.  


1  Букв «левой рукой».

2  Тора наносит ему вред в соответствии  с той долей уродства, искривленность которая изначально есть в его в душе.

3  Тора, подобно «увеличительному стеклу» раздувает его душевное уродство, исходно небольшое, так что вред оказывается очень большим, пропорциональным изученной им Торе.