К оглавлению книги П.Полонского "Евреи и христианство"
Раздел 1. Почему евреи отвергают принятие христианства?
ОТ СОСТАВИТЕЛЯ
Не часто бывает, что составители и редакторы предпосылают издаваемым ими книгам предисловия личного характера. Но в данном случае я решил сделать это, поскольку эта книга для меня связана с личными и очень важными моментами моей биографии. С другой стороны, может быть, моя история в этом плане не столь уж личная...
Я вырос в Москве в семидесятые годы в эпоху философских и религиозных исканий, подготовившую перемены конца восьмидесятых. Моя семья была обыкновенной московской еврейской семьей, нерелигиозной и ассимилированной, как и большинство еврейских семей в этом месте и в это время. Как большинство окружавшего меня диссидентски настроенного общества, я интересовался религией - то есть разными религиями в одинаковой степени, и христианством не меньше, чем иудаизмом. Одно время я регулярно посещал иудео-христианский кружок (нелегальный, естественно). Преподавали там евреи-христиане, люди весьма начитанные и образованные; во всяком случае, они знали гораздо больше, чем я в то время. Они находили преемственную связь между иудаизмом и христианством и доказывали необходимость перехода от первого ко второму, или даже синтеза еврейства и христианства. Они приводили доводы из еврейских источников, которые, казалось бы, подтверждали истинность их идей,- и у меня не было достаточно знаний, чтобы аргументированно возражать им. И все-таки через некоторое время я почувствовал, что ни в коем случае не могу принять их подход. То, что остановило меня, было вначале не логическим доводом и не знанием исторических фактов, а чем-то совсем иным. Я почему-то начал думать о моих дедушках и бабушках, о своих еврейских предках, живших сто, двести, тысячу, две тысячи лет назад. Я почти ничего не знал о них, но они представлялись мне очень достойными людьми,- они были евреями и остались ими, несмотря на преследования и погромы, несмотря на то, что принятие христианства могло очень сильно облегчить им жизнь и решить для них очень многие мелкие и крупные проблемы, и не только материальные - этот шаг мог приобщить их к культуре господствующего большинства, сделать их своими в обществе. И все же они не пошли на это. Что им помешало? Что мешало им сделать этот шаг на протяжении двухтысячелетней истории христианства? Я, к счастью, не был настолько высокомерен, чтобы считать моих прабабушек и прадедушек, а также и более отдаленных предков, людьми примитивными и духовно глухими - более примитивными и глухими, чем я, со своим советским средневерхним образованием, цену которому все мы хорошо знаем. Я думал также о том, что на протяжении двух тысячелетий мои предки нередко готовы были пожертвовать своей жизнью, но не отступиться от еврейской Торы. И поскольку они этого не сделали, я посчитал, что не имею морального права отказаться от их наследия - пока не пойму, почему они так поступали и чем так дорожили. А для этого, как я понял, нужно было много, очень много учиться. Но это было необходимо, чтобы быть честным по отношению к ним и к самому себе- ради цельности собственной личности. И тогда я начал учить иврит, ходить на занятия (тоже, конечно, подпольные) по иудаизму, разговаривать с приезжавшими из Израиля раввинами. Прошло несколько лет, прежде чем я смог твердо определить себя как религиозного еврея. И лишь тогда, когда я нашел свое место в иудаизме, я смог дать рациональное обяснение того, почему я отверг иудео-христианство.
Я был знаком с некоторыми евреями, которые приняли христианство; я знал, что они - люди порядочные и серьезные. И все-таки я думаю, что интерес к христианству привел интерес к христианству привёл их к крещению только по той достаточно внешней причине, что им, при известном духовном голоде, просто-напросто не хватило знаний об их собственном народе, о его истории, культуре и философии, и потому они толком не знали, от чего отказываются и на что решаются. Они потеряли духовную связь со своим народом, а одной только родовой, кровной связи было, конечно, недостаточно, чтобы удовлетворить этот духовный голод. Я надеюсь, что эта книга,- обясняя, почему евреи отвергли христианство,- в какой-то мере поможет читателю понять еврейский подход к миру, понять своих не отказавшихся от еврейства предков и, таким образом, будет способствовать связи разных поколений нашего народа.
ПРЕДИСЛОВИЕ
1. ХРИСТИАНСТВО И ИУДАИЗМ:
КОНФЛИКТ ИЗ-ЗА НАСЛЕДСТВА
На свете есть немало разных религий, которые достаточно мирно сосуществуют, не навязывая друг другу теологических дискуссий. Есть другие ситуации, когда религии конфликтуют и даже воюют между собой. Но отношения между иудаизмом и христианством уникальны: в этом конфликте в течении почти двух тысяч лет более молодая религия- христианство- претендовала (а некоторые её направления претендуют и сейчас) на то, что она-то и является истинной наследницей древнего иудаизма. осгласно этому доминировавшему в течение веков подходу -"теологии замещения" - христианство признавало, что оно происходит от еврейского учения, но стремилось при этом как бы отодвинуть его в сторону и занять его место в том диалоге, который, согласно обеим религиям, Бог ведет с человечеством. Признавая, что в древности Бог выбрал еврейский народ Своим собеседником в этом диалоге (и, если угодно, Своим инструментом для того, чтобы нести Божественный свет всему человечеству) и дал ему для этого Откровение - Тору и всю еврейскую Библию, которую христиане называют Ветхим Заветом. Но при этом христианство утверждало, что Бог впоследствии отказался от диалога с евреями и отменил действие Ветхого Завета, которым христиане называли себя Новый Израиль (то есть истинный и современный Израиль). Декларируемая в течение столетий претензия христиан на то, что вера в Иисуса призвана заменить еврейский Завет, находила порой интеллектуальное выражение - например, в диспутах, где евреи вынуждены были выступать как ответчики перед церковью; иногда же эта претензия выражалась физически - крестовыми походами, погромами и принудительными крещениями под угрозой смерти. Евреи сами, конечно, не стремились вступать в религиозный спор с иноверцами. Однако ситуация совершенно меняется, когда этот конфликт переносится на собственно еврейскую почву. Христианам-неевреям иудаизм, в принципе, относится нейтрально: мы уважаем их взгляды поскольку для них эти взгляды являются монотеизмом. Что касается конкретной формы, которую этот монотеизм принимает в христианстве (с которой мы, конечно, не согласны) - то мы считаем, что они вправе верить в то, во что они хотят верить, и что не нам их переубеждать. И поэтому в отношении евреев, принявших христианство, дело обстоит иначе. Такие евреи вызывают у большинства еврейского народа (даже нерелигиозного) инстинктивное чувство брезгливости, отторжения, неприятия,- как будто эти люди изменили возложенной на них миссии, уклонились от возложенного на них долга (правда, в чем именно заключаются эта миссия и этот долг, многие далекие от собственной религии евреи в нашем поколении представляют себе довольно смутно). Это инстинктивное отвержение и неприятие распространяется также на возникшие не так давно новые формы обращения евреев в христианство - общины "мессианских евреев", или "христианских евреев".
2. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО
СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ "ЕВРЕЕВ, ОБРАЩЁННЫХ В ХРИСТИАНСТВО".
Я хотел бы сразу оговориться здесь, что, по моему мнению, современных "христианских евреев" не следует ставить на одну доску с выкрестами прошедших веков. В прошлом основным мотивом для крещения евреев чаще всего было стремление получить материальные или социальные блага, достичь психологического комфорта и быть принятым в нееврейской среде. С такими людьми, конечно, и обсуждать было нечего. В отличие от них, большинство русскоязычных изолированных евреев-христиан нашего времени пришли к своим взглядам в результате сложной и зачастую мучительной эволюции, которую можно назвать "религиозным возрождением из недр чужой культуры".
Корни этой проблемы уходят в конец 19 - начало 20 века, когда происходил массовый отход европейских евреев от религии их отцов. В результате многие современные евреи- это уже третье, а то и четвертое поколение, выросшее вне своей религии и культуры. Они уже ничего не знают о самих себе, о своем духовном наследии и о тысячелетней еврейской культуре, основанной на иудаизме и на особой связи (Завета) с Богом.1); даже отблеск еврейской духовности не коснулся их, и в их представлении все еврейство свелось для них к ряду утомительных и непонятных обрядов и провинциальной местечковости. И кроме того, что немаловажно, они зачастую видят иудаизм в том сознательно искаженном облике, в котором представляет его классическая христианская культура и литература
Во второй половине 20 века в мире процессы культурного развития, во многом обратные тому отходу от религии и замены ее наукой, который составлял магистральное направление европейской культуры 19 века. Возвращается серьезное отношение к религии и ритуалу как к необходимому элементу культуры, без которого никакое общество не может существовать.Это настроение религиозного возрождения захватывает тех людей, о которых мы говорим,- евреев, погруженных в недра чужой (европейской) культуры и обделенных в смысле органичной и естественной связи с культурой и религией их не столь уж отдаленных предков.Эти евреи участвуют в процессах религиозного возрождения наряду со своими нееврейскими современниками - с той только разницей, что вторые реализуют эту религиозную тягу на материале своей собственной культуры и возвращаются к своему собственному прошлому, а первые зачастую - к прошлому чужому. Таким образом, эти евреи, пришедшие к христианству в результате "духовного подъма погружённости в европейскую (христианскую) культуру", в которой они оказались из-за отхода их предков от религии в начале 20 века - являются в каком-то смысле "пленёнными детьми". Их поиск духовности и религиозности сам по себе в общем-то положителен, но из "плена христианской культурной среды" они сами оказались не способными выйти. Вообще-то все евреи, даже самые ассимилированные, знают или слышали, что иудаизм категорически отвергает еврейское христианство,- но почему? В чем причина такого отношения? Именно к тому читателю, который хочет в этом разобраться, и обращена первая часть нашей книги.
При этом, конечно, мы никоим образом не пытаемся доказать, что иудаизм правильнее или лучше, чем христианство. В принципе, никакие доказательства в религиозной сфере вообще невозможны; кроме того, принятие той или иной религии - это вопрос экзистенциального выбора, а выбор этот опирается на глубинные устремления личности в гораздо большей степени, чем на логические доводы. Наша цель состоит поэтому в том, чтобы разяснить разницу в подходе к миру между иудаизмом и христианством и таким образом предоставить читателю возможность делать свой выбор с большими основаниями.
3. ОСОБЕНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ХРИСТИАНСКОЙ МИССИОНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Если в прошлом почти все течения христианской церкви занимались активной миссионерской деятельностью среди евреев, стремясь "спасти их души путем обращения в христианство", то в последнее время большинство христианских конфессий полностью прекратили усилия в этом направлении, приняли концепцию "особого еврейского пути".Они отказались от теологии замещения и провозгласили вместо неё "теологию дополнения" в соответствии с которой христианство призвано распространять свой свет среди "народов мира", но за исключением евреев - ибо у евреев есть свой особый Завет с Богом, этот Завет продолжает действовать и поэтому евреи для своего "спасения" никоим образом не нуждаются в христианстве. Так, один из наиболее значительных протестантских теологов первой половины 20 века Карл Барт пишет о народе Израиля:
Ибо неоспоримо, что еврейский народ, как таковой, есть святой народ Бога; народ, знавший милость Его и Его гнев, среди этого народа Он благословлял и судил, просветлял и ужесточал, принимал и отвергал; дело Его этот народ так или иначе сделал своим делом, и не прекращал считать своим делом, и никогда не прекратит. Все они по своей природе освящены Им, освящены как преемники и родственники Святого в Израиле; освящены так, как не могут быть освящены по природе своей неевреи, даже христиане-неевреи, несмотря на то, что они тоже теперь освящены Святым во Израиле и стали частью Израиля (Догматы церкви, 11, 2, с. 287).
Точка зрения, близкая к этой многими течениями в протестантизме, принята сегодня и также католической церковью.(Более подробное изложение этого подхода см.во второй части книги).
Соответственно, все эти направления полностью отказались от миссионерства по отношению к евреям, а иногда даже категорически осудили такое миссионерство, назвав его "оскорблением Бога". Однако, внутри христианства существуют и совершенно иные идеологические течения: от агрессивно антисемитских до агрессивно миссионерских. В наше время наиболее активно миссионерской деятельностью занимаются "Евреи за Иисуса", "мессианские евреи" и некоторые другие маргинальные христианские организации.
Организация "Евреи за Иисуса" не является еврейской, как это могло бы показаться из ее названия. Это движение было создано в США христианскими миссионерами, которые решили, что поскольку попытки привлечь евреев в основные христианские конфессии- православие, католицизм и протестанство- не увенчались большим успехом, то для целей миссионерства среди них следует создать отдельную христианскую конфессию. Чтобы придать ей привлекательность в глазах евреев, её назвали "Евреи за Иисуса" (а позже, для того, чтобы вообще скрыть имя "Иисус" и, соответственно, свой миссионерский характер, часть организации переименовала себя в "мессианских евреев"). С 1992 года миссионеры "Евреев за Иисуса" начали активную деятельность в России и на Украине, считая, что в смутное время, переживаемое в этот период СНГ, им будет легче обратить евреев в свою веру.
Надо сказать, что евреи только в редчайших случаях занимаются критикой чужих религий, обычно предпочитая тратить свои силы и время на изучение религии собственной. Данная книга- как раз такой достаточно редкий случай, вызванный необходимостью разяснить еврейский подход к проблеме, вызывающей сегодня множество споров. В этой книге мы хотели бы обяснить, почему христианство, принесшее так много духовного прогресса и элементов иудаизма не-еврейским народам, неприемлемо для народа еврейского; и мы надеемся, что она станет одним из элементов противодействия миссионерской деятельности.
_______________________________
1) Недаром Достоевский говорил, что еврея без Бога и представить себе невозможно; правда, в 20 веке стали возможными многие невозможные вещи, в том числе и эта.
Продолжение