"(Орот hа Кодеш", основная общефилосовская книга рава Кука, представляет
собой как бы "филосовский дневник", одельные страницы котрого были
записаны равом Куком "для себя" в 1920-19З0 -х годах, а затем были
упорядочены, систематизированы и изданы учеником рава Кука равом Давидом
hа-Коhеном - "Назиром".)
Невозможно переоценить значение тайного знания2), когда идет речь о двух
душах, святой и нечистой3), которые даны человеку, и о том, как каждая из
них стремится расширить границы своей власти над телом человека4),
потому что только исходя из этого представления, мы сможем увидеть
тайны души и понять мотивы человеческих поступков. А мудрость,
основанная на морали, благодаря этому знанию, сможет контролировать
действия5).
Но еще выше этого знания находится знание о том, что в самой святой
душе, содержаться два духа - дух "мира сего" и "дух мира грядущего"6)
И следует признать, что эти два духа ведут своего рода войну друг с
другом, но это уже мирная война, полная любви и уважения, которые каждый
дух испытывает по отношению к другому7).
Но двое их, и когда один усиливается, и стремление к миру грядущему до
краев наполняет сердце, тогда дух этого мира не может больше, как
прежде, продолжать заниматься делами этого мира, даже самыми
возвышенными из них8). И когда дух мира сего усиливается, тогда удаляется
дух мира грядущего, и посылает он только слабые искры, чтобы освещать
дорогу духу мира сего, когда тот идет прямыми путями9).
Необычен был праотец наш Ицхак после Акеды, ибо жил в нем тогда только
дух мира грядущего10). И по причине величия сияния высшего света на нем,
он становится печатью на мысли о прощении в мире грядущем. Ибо в ответ
на слова "Твои сыновья грешили?.." - он не скажет - "Что ж, пусть они
будут уничтожены ради освящения Имени Твоего", как сказали бы Авраам и
Яаков11). Потому что существование мира и мощь милосердия, приводящего к
полному прощению, взяты именно из высшего духа, вознесенного над этим
миром, и поэтому способного постоянно оживлять его и осуществлять за ним
наблюдение во благо ему, в полном объеме, как в частном, так и в
общем12). И тот, кто выше всего мира этого, находит все добро этого мира
перед собой.И сеет он и получает стократный урожай, и возвеличивается
все более и более13).
МУДРЫЕ СЕРДЦЕМ воистину знают ничтожность этого мира, как
такового14), и они поднимают свои мысли и ощущения до уровня мира грядущего
и его блаженства15). Но поскольку, они видят, что все мироздание есть одно
всеобщее единство16), то тотчас также и этот мир становится прекрасным для
них17), и поэтому они стремятся исправить его и усовершенствовать его18).
И из этого проистекет их стремление к культуре и усовершенствованию
жизни этого мира19), которое произойдет через праведников, святых духом; и
которое превзойдет силой духа все, что открыл дух человека20), когда это
происходило из поверхностной любви к этому миру, как таковому, ибо такая
любовь была основана на хаосе и на лжи21). Да, необходимо для существования
мира и его заселения, чтобы были безумцы в мире. Но гораздо более
совершенным будет мир в будущем, когда его построение и заселение будут
идти от полноты знания22).