Глава 19
1Быт. 24:16.
2Исх. 16:32. Речь идет о манне; омер - мера объема.
3Быт. 25:24. Перевод И.Ш.Шифмана.
4Быт. 50:3.
5В этом смысле оно выражает аристотелевское понятие энтелехии (араб.
, ивр.), полноту проявленности формы (в материи), при которой она оказывается и действующей, и формальной, и целевой причиной. См.Комментарий на книгу Бытия рабби Авраама, сына Маймонида, стр. 5, где он толкует слова Мидраша о том, что душа наполняет все тело с помощью аристотелевской формулы: "душа - энтелехия тела". 6Втор. 33:25.
7Исх. 35:35.
8Цар. I, 7:14.
9Пс. 6:3. С учетом предложенной Маймонидом интерпретации слова
фразу можно перевести как "Полнота всей земли - слава Его" и понять двояко: либо "совершенство всего сотворенного являет совершенство и славу Творца", либо "совершенство всего сотворенного заключается в том, что оно возвещает славу Творца" (см. комментарий Эвен Шмуэля). См. выше, гл. 8, прим. 2; ниже, гл. 64 и III, 52. 10Исх. 40:34. То есть "явление славы Господней придало высшее достоинство скинии", ср. предыдущее примечание.