Глава 72

   Как говорилось выше (прим. 67 к гл. 71), в настоящей главе Маймонид дает обозрение философской картины мира, акцентируя внимание на ее ценностных и эстетических аспектах. Здесь не найти строгого описания аристотелевской теории движения (подобного тому, что дается во Введении к ч. II), тогда как многие формулировки и концепции настоящей главы не имеют аналогов в других частях Путеводителя. Таково, например, описание мира как единого организма и как подобия микрокосма; объяснение движения небесных тел и воздействия их на подлунный мир имманентными силами; "природа", управляющая подлунным миром, которая похожа больше на платоническую мировую душу или стоический логос, занимает место перипатетического "Активного Интеллекта". Вообще говоря, Маймонид сосредотачивает все внимание на имманентных принципах упорядоченности и гармонии космоса; только в самом конце главы он отмечает, что более точное описание Божественного действия в мире требует обращения к концепции трансцендентного Интеллекта, которая выходит за рамки изложения. Все эти особенности объясняются указанной спецификой настоящей главы, которая близка по духу не столько к аристотелевской физике, сколько к традиции, восходящей к диалогу "Тимей" и представленной такими текстами, как псевдоаристотелевский трактат "О мире", вторая книга цицероновского трактата "О природе богов" и т. д. Маймонид, по-видимому, рассматривал подобное описание как корректную популяризацию перипатетической физики ввиду той особой цели, которую он поставил здесь перед собой (см. выше, в Предисловии, о пятой причине противоречий).

   1 » ср. прим. 12 к гл. 70.

   2'.

   3См. напр. Платон, "Тимей" 30b-31b, 69c, 92c; Аристотель, "О небе", I, 9; Цицерон, "О природе богов", кн. 2, XI (Философские трактаты, стр. 109-110); Псевдо-Аристотель, "О мире", гл. 6 (в кн. Античность в контексте современности, стр. 161-167); Ибн Туфейль, "Роман о Хайе, сыне Якзана" (ИП, стр. 361-362); ср. ФЭС, стр. 362.

   4В соответствии с гуморальной теорией: кровь, желтая и черная желчь, флегма; см. напр. гиппократовский трактат "О природе человека", IV-V; ср. выше, прим. 54 к гл. 34.

   5Согласно представлениям, господствовавшим в средневековой медицине, существуют три общие пневмы (pneumata) - природная, животная и душевная, а также пневмы отдельных органов; подробнее см. выше, прим. 13 к гл. 32 и прим. 4 к гл. 40.

   6См. ниже, гл. 73 (постулат второй).

   7Лат. Quinta essentia - пятый элемент, эфир, из которого состоят небесные сферы; см. "Квинтэссенция", ФЭС, стр. 256.

   8Основополагающий для всей античной астрономии постулат о том, что движение звезд и планет должно сводиться к равномерным круговым движениям сфер, впервые сформулирован Платоном (по свидетельству Симпликия, см. Рожанский, "История естествознания в эпоху античности", стр. 228-229) и подробно обоснован Аристотелем ("Физика", VIII, 8-9; "О небе", I, 2; II, 3-6).

   9Эксцентрические сферы. Эксцентры, как и эпициклы (см. ниже) были введены Гиппархом для объяснения аномалий в движении планет, не укладывающихся в гомоцентрическую модель Евдокса--Каллиппа--Аристотеля; см. ниже, II, 24 о противоречии между этой концепцией и высказанным выше положением об отсутствии зазоров между сферами.

   10В отличие от движения, обусловленного их участием в суточном вращении.

   11» см. прим. 12 к гл. 70.

   12.

   13См. ниже, II, 8. Аристотель, "О небе", II, 8-9; Клайн-Браслави, Творение [на ивр.], стр. 187-189.

   14См. прим. 32 к гл. 58.

   15Эпицикл - малые сферы, центры которых жестко связаны с одной из больших сфер; см. напр. Рожанский, стр. 253-261.

   16В "Основополагающих законах Торы" (МТ I, 1, 3:5) Маймонид насчитывает восемнадцать сфер, "охватывающих мироздание", и восемь эпициклов. См. Tz. Langermann, "The True Perplexity...".

   17Stoicheion, "простое тело", элемент, стихия.

   18Вне естественного места.

   19Теория четырех стихий, их естественных движений и естественных мест подробно излагается Аристотелем в трактатах "О небе", I, 3; III; IV, 4; "О возникновении и уничтожении", II, 1-3; 5-8; ср. также МТ I, 1, 3:10-11.

   20Под "живым" здесь понимается то, что обладает имманентной причиной движения - душой. Вращение небесных сфер порождается стремлением их душ к Перводвигателю - трансцендентной целевой причине движения. См. ниже, II, 4-5, 10; МТ I, 1, 3:9; ср. Платон, "Тимей", 36e-40b; Аристотель, "Метафизика", XII, 7, 1072a26-27; "О небе", II, 2, 285a30, 12, 292a20-21; "О душе", I, 407b6-12; Плотин, "Эннеады", II, 2; ал-Фараби, "Гражданская политика" (СЭТ, стр. 82-84); Ибн Сина, "Книга знания", "Метафизика", (Избранное, стр. 167-169, 172-180); "О душе" (Избранное, стр. 391-392); "Книга исцеления", "Метафизика", IX, 2 (Al-Shifa, Al-Ilahiyyat, v. 2, pp. 381-393).

   21 , sm. prim. 12 k gl. 50.

   22Sm. II, 5. Согласно Аристотелю, движение живого существа порождается стремлением, которое направляется созерцаемой в уме (или в воображении) целью (или воображением, "О душе", III, 9-11). В соответствии с этим, многие средневековые философы признавали наличие у небесных сфер стремления и ума (II, 4-5); ср. также тексты ал-Фараби и Ибн Сины, указанные в предыдущем примечании. Ибн Рушд, признавая сферы простой субстанцией (см. выше, прим. 31 к гл. 58), отрицал наличие у них души, отличной от актуального интеллекта, который, в свою очередь, тождествен отделенному интеллекту (см. "Трактат о субстанции сферы", изд. Hyman); его мнение было воспринято еврейскими аверроистами, см. напр. Нарбони, "Трактат о совершенстве души", II, 5; Албалаг, "Исправление мнений", 60-61 (стр. 84-88). Ср. также Герсонид, "Войны Господни", V, 6; комментарий Фалакеры к Путеводителю, II, 4.

   23Ср. Аристотель, "Метеорологика", I, 2-3,.

   24См. "Метеорологика", I, 4.

   25 ' - "многочисленные" или "многие"; согласно второму варианту здесь в явном виде выражена мысль, что некоторые животные не образуются простым смешением стихий.

   26', гр. krasis, лат. temperamentum; в гуморальной теории (см. выше, прим. 4): соотношение четырех "жидкостей" в организме (см. напр. "Фрагменты ранних греческих философов", Алкмеон, 24B4; Гиппократ, "О древней медицине", 7, 14; "О природе человека", 4-8; "Избранные книги", стр. 210; ср. выше, прим. 54 к гл. 34) или в отдельном органе; в более широком смысле - характерное для данного сложного тела сочетание качеств и сил, происходящих от его составных элементов; чем более уравновешено, гармонично это сочетание, тем более совершенную форму может воспринять смесь; см. напр. Ибн Сина, "Книга знания", "Физика" (Избранное, стр. 203-210); Йеhуда hалеви, "Кузари", V, 12.

   27См. Аристотель, "О небе", III, 6-7; "О возникновении и уничтожении", II, 4; МТ I, 1, 4:5.

   28См. прим. 14 к гл. 11.

   29 , букв. "(движению), относящемуся к [категории] 'где'?".

   30Связь процессов возникновения и уничтожения в подлунном мире с движением небесных сфер рассматривается Аристотелем в трактате "О возникновении и уничтожении", II, 10-11, см. также "О небе", II, 3.

   31См. напр. Аристотель, "О частях животных", 665a12, 666b17; ал-Фараби, "Трактат о взглядах..." (ФТ, стр. 305, 308); Ибн Сина, "Книга исцеления", "Физика", "О животном", стр. 40, 360, "О душе" (Избранное, стр. 516); ср. Платон, "Тимей", 70c; Galen, "On the Usefulness", pp. 291-292; Harvey, "De motu cordis", p. 108.

   32Ср. учение "Тимея" о сродстве души звездам и об отражении круговращения звезд в движениях души (41e, 43a-47d, 90a, d); несмотря на то, что Аристотель в целом отверг платоновское представление о круговращениях души ("О душе", I, 3), некоторые элементы его были усвоены перипатетизмом.

   33Ср. прим. 53 к гл. 70.

   34 , см. ниже, прим. 65.

   35См. ниже, II, 10; III, 2; ср. выше, прим. 27 к гл. 49 и прим. 53 к гл. 70.

   36То есть все мироздание, заключенное внутри сферы высших небес.

   37Предыдущая фраза подразумевает доказательство единства Божия без использования постулата о сотворенности мира (см. ч. II, гл. 1, второе доказательство единства; ср. там же, гл. 22), последняя - о значении единства мира в рамках креационистской картины (см. Филон "De opif. mundi", LXI (171)).

   38.

   39Гр. to hegemonikon , лат. principatum (Galen, "Definitiones medicae", CXIII; Цицерон, "О природе богов", кн. 2, IX).

   40"Природа" (physis) - одно из основных понятий античной философии, начиная с досократиков, имевшее чрезвычайно широкий спектр значений. Медико-биологический аспект этого понятия выступает на первый план в гиппократовском корпусе, где говорится о природе как о целительной силе, активно противостоящей болезни. У Аристотеля, в особенности в его биологических сочинениях, и у Галена, который постоянно ссылается на "природу" как источник целесообразности в живом организме, этот термин приобретает значение, близкое к тому, о котором говорит здесь Маймонид: это действующий принцип целесообразного строения и функционирования живого организма, сила, которая объединяет все элементы живого тела, подчиняя их единой цели - достижению наивысшей возможной ступени бытия. См. Аристотель, "Метафизика", V, 4; "Физика", II, 1; "О частях животных", I, 641a25-b30; Гиппократ, On Epidemics, VI.5; On Aliments XXXIX; On Fractures, I; Гален, Definitiones medicae, CXIII, XCV; Galen, "On the Usefulness of Parts of Body", pp. 10-11, 188-189, 264, 620-622, 725-729; Цицерон, "О природе богов", кн. 2, IX-XI, XXXII-XXXIV, "Братья чистоты" (ИП, стр. 156-157); Йеhуда hалеви, "Кузари", I, 70-79; III, 23; V, 10, 12; Маймонид, "О здоровом образе жизни" (Медицинские сочинения Маймонида, изд. Мунтнера, т. 1, стр. 44-45), "Афоризмы Моисея" (там же, т. 2, стр. 89, 123); Ибн Тиббон, "Разъяснение необычных слов"; M. Neuburger, History of Medicine, v. 1, pp. 136-137; H. Simon, M. Simon, "Die alte Stoa und ihr Naturbegriff" и рецензия Мунтнера на эту книгу (Мекорот 1957); J. Ritter K. Gruender, "Historisches WoИrterbuch der Philosophie" Bd. 6, pp. 421-444.

   41Речь идет о небесных телах, не подверженных уничтожению.

   42См. ниже, II, 10, 12; Langermann, "Maimonides Repudiation of Astrology", pp. 140-146.

   43'(), темперамента, конституции; см. выше, прим. 26.

   44 , точнее: "(такой формы), какова она есть".

   45Маймонид подразумевает здесь возможность самозарождения (абиогенеза, спонтанной генерации). Эта концепция, отстаиваемая Аристотелем против Анаксагора, господствовала в науке вплоть до конца XVII века и окончательно была опровергнута лишь Пастером. Согласно Аристотелю, самозарождаться могут только животные, не обладающие кровью ("О возникновении животных", 733b17-20). Упоминания о подобных явлениях встречаются и в талмудической литературе; в частности, в Мишне (Хулин, X, 6) говорится о самозарождении мышей из земли; Маймонид замечает по этому поводу (не без некоторого скепсиса): "такие рассказы чрезвычайно распространены; бессчетное множество людей говорило мне, что они наблюдали это. Существование подобного животного - вещь странная и необъяснимая"; ср. Ибн Туфейль, "Роман о Хайе, сыне Якзана" (ИП, стр. 337-342).

   46Назначение всех этих рассуждений - дать модель, которая бы определила и ограничила роль случайности, как существующей словно бы на периферии закономерности, вопреки мутакаллимам, учившим о тотальной случайности.

   47См. напр. "Роман о Хайе, сыне Якзана" (ИП, стр. 361-362).

   48().

   49 - жил, вен, артерий.

   50, м.б. "тромбы", Пинес: sclerosis.

   51, м.б. воспаления.

   52Букв. болезни.

   53'.

   54.

   55'.

   56 .

   57''.

   58, см. у Мунка и Капаха.

   59.

   60(), см. прим. 29 к гл. 54.

   61См. примечание Мунка.

   62. Такое значение приводится у Lane, у Баранова - "удар грома"; ср. выше, гл. 54, прим. 31; ал-Харизи понимает это как метеоры, Пинес переводит здесь "hurricanes", а в главе 54 "storms", см. у Капаха и Lane.

   63» означает морскую пучину, но здесь вроде бы речь идет о подземных водах; ср. Аристотель, "Метеорологика", II, 8.

   64См. комментарий Эвен Шмуэля.

   65 , см. прим. 34 к настоящей главе, прим. 49 к гл. 34, гл. 53 и прим. 12 к ней.

   66См. выше, гл. 68.

   67 - мысли, мышление, см. прим. 49 к гл. 34, прим. 12 к гл. 47.

   68 - Пинес: "проницательность".

   69 (означает и способность, и деятельность) - предусмотрительность, распорядительность, управление (в т. ч. собой), планирование (в т. ч. своих действий), (само)контроль; ср. прим. 17 к гл. 40.

   70Для сохранения своей жизни.

   71 (), букв. "длительного управления".

   72, ср. , термин, близкий к .

   73Согласно Платону, государство "создают наши потребности", то есть необходимость взаимопомощи и разделения труда ("Государство", II, 369b далее); ср. аристотелевскую формулу "человек - по природе [существо] общественное" ("Никомахова этика", 1097b11, 1169b18, "Политика", 1253a2 ); см. также "Братья чистоты", I, 100; ал-Фараби, "Трактат о взглядах...", гл. 26 (ФТ, стр. 303-304) и гл. 34 (там же, стр. 348-349); Ибн Халдун, "Книга назиданий...", кн. I, предисловие первое (ИП, стр. 563-564).

   74См. прим. 22 к гл. 1.

   75 , см. прим. 44 к гл. 1.

   76Букв. "первый".

   77Т. е. небесную сферу, см. выше, прим. 31 и 32.

   78Мироздание - см. в начале главы.

   79Дан. 12:7; см. выше, гл. 69. Традиционный перевод - "и клялся живущим вечно"; ср. эпиграф в начале Путеводителя, перед Посвящением и примечание к нему.

   80См. прим. 2 к гл. 9, прим. 25 и 28 к гл. 58.

   81' ' , ср. переводы Ибн Тиббона, Капаха, Пинеса. Эманация, переливающееся через край благо и бытие (см. прим. 2 к гл. 9, прим. 21 и 23 к гл. 58), деяние, связанное с полнотой, а не с недостатком, и, значит, свободное от корысти, постоянно ассоциируется в арабоязычной философии с такими эпитетами как ', , ' и т. д.; ср. ал-Фараби, "Трактат о взглядах...", гл. 8 (ФТ, стр. 229); Walzer, pp. 359-360; Ибн Сина, Избранное, стр. 153, 339-340; "Кузари", V, 12.

   82Слово (польза, выгода) присутствует только в двух манускриптах, указанных у Капаха; ср. перевод Шварца.

   83См. прим. 36 к гл. 54; Kreisel, "Imitatio Dei...".

   84Т. е. объемлющей сферой.

   85' или "влияет, распространяет свое влияние".

   86См. напр. ал-Фараби, "Трактат о взглядах..." (ФТ, стр. 309-311).

   87См. напр. Йеhуда hалеви, "Кузари", V, 2.

   88То есть даже по отношению к небесной сфере, в противоположность мнению сабиев, см. I, 63, 22; III, 29 .

   89Букв. сопровождает мир, сопутствует миру.

   90' или "отпечатков", "следов". Как отмечает Альтман ("Maimonides on Intellect...", p. 120), этот термин (гр. ichnos) - плотиновского происхождения; см. "Эннеады", V, 2; ср. Бахья ибн Пакуда, "Обязанности сердец", I, 7 ("отпечатки мудрости"); Abramov, "Al-Kasim b. Ibrahim...", 85.

   91Ср. выше, гл. 59, прим. 19.

   92 , ивр. переводы: или (Ибн Тиббон в переводе Путеводителя и в "Разъяснении необычных слов", см. статью ), (ал-Харизи), (Зерахия бен Исаак, Комментарий на Притчи, цит. в J. Hercz, "Drei Abhandlungen..."). Следует иметь в виду, что в некоторых текстах (как, например, в трактате "Дух милости", в ивр. переводе "Возвышенной веры" Авраама бен Давида) термин употребляется в совершенно ином смысле - в значении вторичных интеллигибилий, т.е. теорем, приобретаемых с помощью первичных интеллигибилий, аксиом (см. прим. 49 к гл. 34); ср. Altmann, "Maimonides on the Intellect...", pp. 74-75, по поводу en hexei nous (intellectus in habitu) у Александра Афродисийского. См. прим. 25 и 26 к гл. 2, прим. 10 к гл. 30, прим. 49 к гл. 34, прим. 26 к гл. 62, прим. 12 к гл. 66. Источник термина - ho thurathein nous ("извне [приходящий] интеллект") у Александра Афродисийского (комментарий к De anima, стр. 193). Концепция приобретенного интеллекта рассматривается в большинстве текстов, затрагивающих перипатетическое учение об интеллекте; она непосредственно связана с вопросом о возможности для человеческой души (интеллекта) соединиться с Божеством и обрести бессмертие - важнейшей точкой соприкосновения религии и философии. См. напр. ал-Фараби, "О значениях [слова] интеллект" (Boyges, pp. 24-32 , ФТ, стр. 30-33, 37), "Трактат о взглядах..." (Walzer, стр. 242-245, 404, 406, 409, 439, 439, 442; ФТ, стр. 313-315); Ибн Сина, "Книга о душе" (Избранное, стр. 416-417, 505); Йеhуда hалеви "Кузари", IV, 9. Особенно много занимался этой проблемой Ибн Рушд, его последователи и критики, см. напр. его сочинения: Комментарий на "Трактат об интеллекте" Александра Афродисийского (изд. Дэвидсона, стр. 213-214), "Послание о возможности соединения...", (ивр. с комм. Нарбони, изд. Bland); Малый, Средний и Большой комментарии к De anima; а также Нарбони, "Трактат о совершенстве души", 128 и далее; Герсонид, "Войны Господни", I, 10; Трактат "Дух милости", гл. 3. Среди множества исследований, посвященных данной теме, укажем следующие: A. Altmann, "Maimonides on the Intellect", pp. 79-91; Davidson, "Alfarabi, Avicenna, and Averroes on Intellect..."; Merlan, "Monopsychism..."; Rahman, "Prophecy in Islam"; Ivry, "Averroes on Intellection and Conjunction". О рецепции термина в каббале см. Исаак из Акры, "Светоч очей", стр. 222; Идель, "Мистический опыт..." [на ивр.], стр. 117. Критику перипатетической концепции приобретенного интеллекта см. Хасдай Крескас, "Свет Господень", II; W.Harvey, "Hasdai Crescas' Critique of the Theory of the Acquired Intellect", Равицкий, "Диспут в Кандии..." [на ивр.], стр. 204-209. Согласно трактату "О значениях [слова] интеллект", рекомендованному Маймонидом как надежное изложение данной темы, можно обрисовать концепцию "приобретенного интеллекта" следующим образом. Человеческий интеллект, абстрагируя интеллигибилии от материи и делая их своими формами, переходит из потенциального состояния в актуальное (см. текст в прим. 29 и 32 к гл. 68). На первом этапе актуальный интеллект не свободен от множественности и, значит, не полностью актуален. Ведь созерцая одну интеллигибилию и отождествляясь с ней, он не может одновременно созерцать другую интеллигибилию. Сосуществование различных интеллигибилий возможно, только если они пребывают в состоянии, промежуточном между потенцией и актом. Это свойство интеллигибилий "заслонять" друг друга связано с тем, что интеллект постиг их, восходя от материи к форме, из-за чего они несут на себе отпечаток множественности. В Активном Интеллекте, напротив, все интеллигибилии нисходят из единого первоначала, которое просвечивает в каждой из них, делая их прозрачными друг для друга. Поэтому, когда человек начинает постигать интеллигибилии в их единстве (согласно ал-Фараби, для это требуется постижение всех или большинства интеллигибилий), он уподобляется Активному Интеллекту. О том, как именно происходит этот переход, ал-Фараби не дает ясного представления. В отличие от большинства последующих философов (в том числе и Маймонида), он не говорит о соединении человеческого интеллекта с Активным Интеллектом. Тем не менее он утверждает, что постигнув все или почти все интеллигибилии, абстрагируемые от материи, человеческий интеллект становится способным воспринять интеллигибилии от Активного Интеллекта. При этом они становятся как бы формами актуального интеллекта, а он - их субстратом.

   93 ,,, .

   94'.

   95См. выше, прим. 22.

   96См. прим. 25 к гл. 37.

   97См. Pines, "Limitations...", pp. 96-97.

   98, ср. прим. Пинеса.

   99Или: "истинный смысл".

   100Иов 5:27. Последние три слова фразы на иврите могут быть поняты как "узнай сам". По-видимому, Маймонид видит в этом стихе два упомянутых выше варианта реакции на сообщение: либо просто "выслушай это", либо, вдобавок к этому, "узнай сам".