Глава 76
1См. ч. II, Введение, постулат одиннадцатый и гл. 1.
2
. 3Или "каждой частицей".
4Как отмечает Шварц, подобное доказательство приводится ал-Бакиллани.
5
. 6
'. 7Речь идет о принятом среди мутакаллимов "заключении от очевидного к сокровенному", см. выше, прим. 16 к гл. 56; ср. примечания Шварца к этому месту.
8Из предположения о телесности Бога.
9
'. 10
, букв. "[клянусь] Богом - нет такого!", см. примечания Шеера и Капаха, перевод Пинеса.11
- глубокое, см. Мунк.12Т.е. тем, на которые мы можем указать, сказав: "вот эти", здешним, окружающим нас телам.
13
. 14'
, см. прим. 7 к Введению, прим. 17 и 25 к гл. 56.15
. О разнице междуи см. напр. Wolfson, "Arabic and Hebrew Terms for Matter and Element With Especial Reference to Saadia", Studies, II, pp. 377-393. 16Антропоморфист.
17
. 18См. гл. 57-58.
19
. 20Желание сохранить верность буквальному пониманию антропоморфных выражений Корана и при этом не нарушить запрет уподобления Бога сотворенному (Коран, 42:9, 112:4), привело к появлению таких, к примеру, формулировок: "Божество есть тело, плоть и кровь... Вместе с тем это тело не похоже на [другие] тела, плоть не похожа ни на какую другую плоть, кровь не похожа ни на какую другую кровь... Он не похож ни на что из созданий, и ничто не похоже на него" (аш-Шахрастани, стр. 100, ср. там же, стр. 161). См. выше, гл. 1 и прим. 2 к ней; Wolfson, "The Philosophy of the Kalam", pp. 14-15, 77; idem, "Maimonides on the Unity and Incorporeality of God", Studies II, pp. 433-457.
21То есть к Нему применим принцип допустимости (Эвен Шмуэль).
22См. Davidson, "Proofs for Eternity...", p. 172; Shahrastani, "Kitab nihayat...", pp. 106-107; Wolfson, "The Philosophy of the Kalam", p. 50.
23Кроме Бога.
24Гл. 74, путь четвертый.
25
. 26Это уточнение связано с отличием философского онтологического понимания возможности от субъективистской концепции "допустимости" в каламе.
27В некоторых манускриптах эти слова отсутствуют.
28
'. 29Стремление победить в споре (Эвен Шмуэль).
30См. примечание Пинеса.
31
'. 32
, см. гл. 63 и прим. 34 к ней.