Глава 8
1"Частное", т. е. конкретное место, - местоположение, позиция; "общее" - область, пространство. См. Аристотель, "Физика", IV, 2, 209a31-32;
Wolfson, "Crescas' Critique...", pp. 352-356. По определению Аристотеля, "первая неподвижная граница объемлющего [тела] - это и есть место" (там же, 212a20-21). 2
( Метафора места применительно к совершенству связана в первую очередь с универсальной ценностной оппозицией верха и низа. Однако в контексте философского осмысления понятий места и совершенства эта метафора приобретает специфическое значение. Место - граница, очерчивающая тело извне, задающая предел распространения тела (см. определение в предыдущем примечании, см. "Метафизика", V, 17); совершенство - форма (энтелехия) как предел и цель (telos) становления вещи (см. прим. 5 и 9 к гл. 19, прим. 26 к гл. 2; ср. в аристотелевской физике представление о том, что для каждой стихии есть "естественное место", куда она стремится по своей природе). Выходит, что место - как бы чувственный образ совершенства, а совершенство - умопостигаемое место. В этой связи (и в связи с интерпретацией глагола "наполнять" в гл. 19) приобретает особый смысл приводимое далее выражение "наполнил место" (см. следующее примечание). Именно в подобном расширении понятия "место" многие средневековые философы искали ответ на вопрос о месте мироздания в целом (ср. Аристотель, "О небе", 279a12-30); еврейские авторы при этом часто ссылались на слова Мидраша "И подошел он к Месту (Быт. 28:11). Почему имя Пресвятого, благословен Он, заменяют прозванием и именуют Его).
(Место)? Потому что Он - место мира, но мир - не Его место" (Берешит раба, LXVIII, 9); по их мнению это означает, что Бог - трансцендентная форма мироздания (см. гл. 69-70; прим. 23 к гл. 70 и комментарий Нарбони к этой главе). Ср. у Филона: "Сказано: И подошел он к Месту. Место имеет три значения: во-первых, пространство, занятое телом, во-вторых, Божественный Логос, которого Сам Бог всецело наполнил нетелесными силами... В третьем значении Сам Бог называется местом, поскольку Он объемлет все и не объемлем ничем" (De somn. I, 11, 61-63; ср. De fuga et invent. 14, 75; De cher. 14, 49; Leg. All. I, 14, 44). См. также ![]()
Секст Эмпирик, "Против физиков" II, 30-33; то, что для перипатетиков было метафорой, становится философемой у неоплатоников, в связи с их концепцией интеллигибельного пространства. Ср. неоплатонические концепции умопостигаемой сферы, эмпирея, метафизического света, объемлющего мироздание, и т. д., приобретшие особую популярность в средневековом христианстве (самый знаменитый пример - "Рай" Данте). Ср. каббалистическое описание Бога как "Окружающего все миры и наполняющего все миры" (Зоhар, III, 225а, ср. Баhир, 179 и прим. Г. Шолема к этому месту; заметим, что на иврите исходное значение слов (причинять), ![]()
или ![]()
(причина) и ![]()
(следствие) - соответственно "окружать", "окружающий" и "окружаемый"; см. также "Свет Жизни" на Быт. 2:2). Ср. знаменитые слова Николая Кузанского о том, что Бог - и центр, и периферия мира, а также их многочисленные последующие вариации. Хасдай Крескас в "Свете Господнем", полемизируя с Аристотелем и Маймонидом, развивает концепцию места как бесконечного пространства, вмещающего тела, и понимает формулу "Бог - место мира" как указание на присутствие Бога в мире, являющееся источником экстенсивности, протяженности последнего; таким образом, выражения "Бог - место мира" и "Полна вся земля Славы Его" (см. ниже, гл. 19) оказываются близкими по смыслу (ср. ньютоновское пространство как сенсориум Бога). На эту концепцию опирался Спиноза, приписывая Богу атрибут протяженности. См. также ![]()
Йосеф Альбо, "Книга основоположений", II, 17; Лейбниц, "Новые опыты о человеческом разумении", II, 13, 17-18; Wolfson, "Crescas' Critique...", pp. 122-124, 194-203, 458-462; idem, "Philo", pp. 247-251; S. Sambursky, "The Concept of Place in Late Neoplatonism"; А. Равицкий, "Премудрость как посредница..." [на ивр.]; Х. Л. Борхес, "Сфера Паскаля". 3hорайот, 11б, Шабат 51а. Букв. "наполнил место своих отцов", ср. гл. 19.
4Букв. "наполнил место".
5См. Кетубот, 103б.
6Микваот, IV, 1.
7Иез. 3:12.
8
Обычное значение слова ' '
![]()
![]()
'
.
доля", "удел". В соответствии с этим значением Ибн Тиббон и Пинес переводят: "...Его удела в бытии". Капах и Шварц отмечают другое значение этого слова - "высокое достоинство", "превосходство" - "
( Согласно обоим значениям, здесь выражается мысль о "наивысшем месте" Бога в иерархии бытия. См. также гл. 20, прим. 22; II, 30, в конце главы. Ср. Х. Крескас, "Свет Господень", I, 2 (ст. также Wolfson, "Crescas' Critique...", pp. 200-204).'
).
9Речь идет о понятии необходимо-сущего, см. ниже, I, 56; II, 1;
МТ I, 1, 1:1-4. 10Исх. 33:21.
11
( от глагола)
смотреть с вожделением, надеждой", "подниматься", "тянуться". - "