К оглавлению "РАМБАМ"

К оглавлению "Морэ Невухим" Глава 3

Мысль моя стремится начертать путь прямой и проложить его.
Все, заблудившиеся в полях Торы, придите, вступите на эту стезю.
Нечистому и глупцу не пройти по ней;"путем святым" нарекут ее.
1

Посвящение 1

Во имя Господа, Бога Вселенной!2

Уже с того дня, когда ты, мой любимый ученик рабби Йосеф3 (да хранит тебя твой Творец),4 сын рабби Йеhуды (да почиет он в раю), предстал предо мною, придя с края земли,5 дабы учиться у меня, 6 я высоко оценил твое достоинство, [найдя в тебе] великую жажду учения. А так как увидел я стремление к умозрительным7 предметам в стихах твоих, когда получил из Александрии твои послания и макамы,8 еще не подвергнув испытанию твое интеллектуальное восприятие,9 то сказал я себе: "Быть может, его желание сильнее его постижения10".

Когда же ты изложил мне то, что уже изучил11 прежде из астрономии, а также, еще до того, из необходимого введения в нее - математики,12 усилилась моя любовь к тебе из-за достоинства твоего ума13 и быстроты интеллектуального восприятия; видя же, что твое стремление к математике весьма велико, предоставил я тебе самому совершенствоваться в ней, зная, чего ты достигнешь.14 А когда ты изложил мне изученное тобой из искусства логики,15 я возложил на тебя мои надежды; я увидел, что ты достоин того, чтобы раскрыть перед тобой тайны пророческих книг,16 чтобы ты разумел их, как подобает разуметь совершенным, тогда начал я наставлять тебя намеками и указаниями. И увидел я, что ты требуешь от меня еще и еще, просишь разъяснить тебе вопросы, относящиеся к теологии,17 сообщить о воззрениях18 мутакаллимов19 в этих вопросах, - являются ли пути их [умозаключений] доказательными,20 а если нет - то к какому искусству они относятся;21 я увидел, что ты воспринял некоторые из них от другого [учителя]22 и что ты в растерянности,23 что одолело тебя сомнение, а твоя благородная душа требует от тебя "найти драгоценные речи".24 Я же неизменно отказывал тебе в этом, наставляя придерживаться постепенности в постижении, - ибо стремился к тому, чтобы истина была обретена тобою [присущим] ей путем, а не к тому, чтобы тебе досталось достоверное знание случайным образом.25 Но когда во время наших встреч упоминался нами стих Писания или изречение мудрецов, в которых скрыт намек на таинственный предмет,26 я не отказывался изъяснить его тебе.

И когда определил нам Бог расстаться и ты обратился на поприще, избранное тобой, [память] тех встреч пробудила забытый было замысел, и разлука с тобою подвигнула меня написать настоящий трактат. Я написал его ради тебя и тех немногих, кто подобен тебе; и разделил я его на главы, которые буду посылать по мере завершения туда, где ты находишься. Ты же пребывай в благополучии!