К оглавлению "РАМБАМ"

К оглавлению "Морэ Невухим"

Глава 20

(возвышаться, быть высоким) - это многозначное слово, означающее и высоту местоположения, и высоту статуса,1 - я имею в виду величие, достоинство и могущество. Так, в речении: "...и он поднялся () с земли"2 подразумевается первое значение, а в речениях: "...возвысил () избранного из народа";3 "За то, что Я поднял тебя () из праха...";4 "Так как Я возвысил тебя () из среды народов"5 - второе значение. Так же и всякий раз, когда выражение (поднятие, возвышение) употребляется по отношению к Богу, оно имеет это второе значение, [например]: "Превознесись () превыше небес, Боже".6

Аналогично (возноситься, быть вознесенным) обозначает как высокое положение в пространстве, так и высоту достоинства и рост преуспеяния.7 "И они навьючили () свое зерно на ослов своих"8 - [здесь употреблено] в первом значении. Есть много подобных примеров, [где употребляется] в смысле перенесения и перемещения, поскольку [при этом происходит также] пространственный подъем.

В соответствии со вторым значением говорится: "...и возвысится () царство его";9 "И поднимал их, и возвышал их ()";10 "отчего же возноситесь вы ()?".11 Так же и всякое выражение о (поднятии, вознесении), применяемое к Богу, да превознесется Он, подразумевается этот последний смысл. "Поднимись (), Судия земли",12 "Ибо так сказал Возвышенный и Превознесенный ( )..."13 - подразумевается возвышенность, величие и могущество, а не высота местоположения. Тебя, возможно, затруднят мои слова "возвышенность достоинства", "величие" и "могущество", и ты скажешь: "Как можно делать несколько значений из одного14 ?" Однако в дальнейшем тебе будет разъяснено, что для тех, кто достиг совершенного постижения,15 Бог, да превознесется Он, не описывается множеством описаний,16 и что все эти многочисленные описания, указывающие на величие, силу, могущество, совершенство, благость и тому подобное, - все они сводятся к одному понятию17, и это понятие есть Его сущность18 и ничто вне Его сущности.19

Впоследствии ты получишь главы, посвященные именам20 и атрибутам.21 Цель же этой главы - объяснение того, что смысл и значение [эпитетов] (Возвышенный) и (Превознесенный) - не высота местоположения, а высота статуса.22


Продолжение