К оглавлению "РАМБАМ"

К оглавлению "Морэ Невухим"

Глава 53

Причина, породившая веру в существование атрибутов у Творца, близка к той, что породила веру в Его телесность у тех, кто исповедует эту веру. Ведь того, кто исповедует телесность, привело к тому не умозрение, но приверженность к внешнему смыслу текста Писания.1 Так обстоит дело и с атрибутами: обнаружив, что книги пророков и книги откровения приписывают Ему, да превознесется Он, атрибуты, они восприняли это буквально и уверовали, будто Он обладает атрибутами, - словно они могут абстрагировать2 Его от телесности, не абстрагируя от телесных модусов, каковыми являются акциденты, - я имею в виду душевные расположения,3 а последние суть качества. И всякий атрибут, который верующие в атрибуты мнят сущностным для Бога, да превознесется Он, обозначает, как ты обнаружишь, качество, хотя они сами и не объявляют об этом напрямую. Они рассуждают здесь по аналогии с привычными для них модусами всевозможных тел, обладающих животной душой. Но обо всем подобном сказано: "Тора говорит на языке людей",4 и все эти [атрибуты] служат для того лишь, чтобы приписать Ему совершенство как таковое, а не собственное конкретное их содержание, являющееся совершенством только для сотворенного одушевленного существа; большинство же [атрибутов] представляет собой описания разнообразных действий, а из разнообразия действий не вытекает существование различных аспектов в самом деятеле.

Я приведу пример, взяв одно из окружающих нас явлений, чтобы пояснить тебе данное положение - я имею в виду то, что может быть единое действующее начало, которому присущи разнообразные действия, - даже такое, которое не наделено волей, и уж тем более это возможно для того, что наделено волей. Примером тут может послужить огонь: он расплавляет одни предметы и делает твердыми другие, варит, сжигает, отбеливает и чернит. И если бы кто-либо описал огонь как то, что отбеливает, чернит, сжигает, варит, придает твердость и расплавляет, то он был бы прав. Но тот, кому неведома природа огня, подумал бы, что в нем существует шесть различных аспектов:5 посредством одного он отбеливает, посредством другого чернит, посредством третьего сжигает, посредством четвертого варит, посредством пятого придает твердость и посредством шестого расплавляет. Все эти действия взаимно противоположны и ни одно из них не совпадает с другим по содержанию.6 Однако ведающий природу огня знает, что огонь совершает все эти действия посредством одного действующего качества, а именно теплоты. И если так обстоит дело с тем, что действует по природе, то что говорить о действующих по своей воле, а тем более о Том, да превознесется Он, Кто превыше всякого описания. И коли так, то, постигая различные по своему содержанию 7 [виды] его отношения8 [к миру], ведь для нас содержание понятия "знание" отличается от содержания понятия "могущество", а содержание понятия "могущество" - от содержания понятия "воля", как можем мы заключать на основании этого, будто есть в Нем различные сущностные аспекты - аспект, посредством которого Он знает, аспект, посредством которого волит, аспект, благодаря которому Он обладает могуществом?9 Ведь именно таков смысл атрибутов, провозглашаемых этими людьми.10 Некоторые из них заявляют об этом открыто, перечисляя аспекты, дополнительные к сущности, другие же прямо не говорят, однако это с очевидностью предполагается их убеждениями, даже не будучи высказываемо в понятных выражениях; один из них, к примеру, сказал: "Он могущий Сам по Себе, знающий Сам для Себя, живой Сам для Себя, волящий Сам для Себя".11

В качестве примера я укажу тебе на рациональную силу,12 обретающуюся в человеке. Это - единая сила, в которой нет множественности, и посредством ее он овладевает науками и ремеслами; посредством той же самой силы он шьет, плотничает, строит, изучает геометрию и управляет государством. И все эти разнообразные действия проистекают от единой простой силы, в которой нет множественности; различие между названными действиями очень велико, а число их почти безгранично - я имею в виду число ремесел, порождаемых рациональной силой. И потому не следует считать немыслимым для Бога, всемогущего и великого, чтобы разнообразные действия происходили от единой простой сущности, в которой никоим образом нет множественности или чего-либо дополнительного к ней. И все атрибуты, встречающиеся в книгах, данных Божеством,13 да превознесется Оно, либо суть атрибуты Его действия, а не Его сущности, либо указывают на абсолютное совершенство, а не на сущность, совмещающую в себе различные аспекты; и недопущение ими14 высказываний, выражающих Его сложность, не устраняет применимости этого понятия к сущности, обладающей атрибутами. Здесь, однако, наличествует сомнительный момент, который породил у них это воззрение; объясню тебе, в чем он состоит. Дело в том, что те, кто исповедуют веру в атрибуты, уверовали в это не из-за множественности действий - напротив, они говорят: "Действительно, бывает, что единая сущность производит разнообразные действия; тем не менее сущностные атрибуты Его, да превознесется Он, не принадлежат к числу Его действий, ибо невозможно помыслить, что Бог сотворил Свою сущность".15 И по поводу этих атрибутов, которые они именуют сущностными (я имею в виду - по поводу их числа), среди них имеются расхождения, причем каждый из них следует тексту определенной [священной] книги.16

Упомянем тебе и о тех [атрибутах], относительно коих все они пребывают в согласии и [признание] коих, как им кажется, является умопостигаемым,17 а не проистекает из приверженности тексту речений пророка. Таких атрибутов четыре: "Живой", "Всемогущий", "Всеведущий", "Обладающий волей".18 Это, говорят они, - понятия19 различные, но при том - совершенства, отсутствие коих у Божества немыслимо; и нельзя также допустить, что они относятся к числу Его действий. Таковы, вкратце, их воззрения.

Ты же знай, что аспект знания в Нем, да превознесется Он, тождествен аспекту жизни,20 ибо всякий, кто постигает свою сущность, живой и знающий в [силу] одного [и того же] аспекта;21 это [верно] в том случае, если под знанием мы разумеем знание своей сущности. Но сущность постигающего, несомненно, та же самая, что и сущность постигаемого, ибо Он, согласно нашим воззрениям, не совмещает в Себе две ипостаси,22 одну - постигающую, а другую - не постигающую, наподобие человека, сочетающего в себе постигающую душу и не постигающее тело.23 Так что если мы, говоря о знающем, подразумеваем под этим постигающего свою сущность, то "жизнь" и "знание" оказываются тождественными понятиями.24 Они же не рассматривали этот вопрос,25 а рассматривали постижение Им того, что Он сотворил.26 И подобно этому, касательно Его могущества и воли нет сомнения, что ни один из этих [атрибутов] не наличествует у Творца в отношении Его сущности, ибо "Он может" не относится к Его сущности, и нельзя приписать Ему воление Своей сущности - такого никто представить себе не может. Однако эти атрибуты мыслятся ими в связи с изменяющимися отношениями между Богом, да превознесется Он, и Его творениями; то есть Он - мо±гущий сотворить то, что Он творит, волящий сделать сущее сущим в том виде, в каком Он сделал его сущим, знающий то, что Он сделал сущим. Итак, теперь тебе ясно, что эти атрибуты тоже рассматриваются не по отношению к Его сущности, но по отношению к сотворенному. И потому как мы, община исповедующих истинное единство [Бога], не говорим, будто в Его сущности есть один дополнительный аспект, посредством которого Он сотворил небо, другой аспект, посредством которого Он сотворил стихии, и третий, посредством которого Он сотворил интеллекты;27 точно так же мы не говорим, будто в ней есть один дополнительный аспект, благодаря которому Он могуществен, другой, посредством которого Он волит, третий, посредством которого Он знает сотворенное. Напротив, Его сущность едина и проста, и нет никакого дополнительного к ней аспекта; эта сущность сотворила все то, что сотворила, и знает это [сотворенное] вовсе не посредством аспекта, дополнительного к ней. И нет разницы в том, связаны ли эти различные атрибуты с действиями или с различными отношениями между Ним и тем, что порождено Его действиями, также и согласно тому, что мы разъяснили по поводу истинного смысла соотнесенности,28 по поводу того, что она на самом деле есть нечто мнимое.

Таково убеждение, коего подобает придерживаться по поводу атрибутов, упоминаемых в пророческих книгах. Либо, по отношению к некоторым из атрибутов, следует придерживаться убеждения, что они служат указанием на [Его] совершенство, благодаря аналогии с понятными для нас нашими совершенствами, как мы разъясним это в будущем.29


Продолжение