К оглавлению "РАМБАМ"

Из книги "Учитель поколений Рамбам" издательства "Амана"

Иона Бен-Сассон

ИСТОРИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ РАМБАМА

Рамбамовская историософская концепция Верования и идеи в различных поколениях Человеческое бытие - история народа вечного Израиль в изгнании

Рамбамовская историософская концепция

Определение сфер

Историософская концепция иудаизма требует рассмотрения с нескольких точек зрения. Прежде всего необходимо выяснить аспекты общих исторических принципов, в особенности тех, которые касаются теологии: место Божественного Провидения в истории; смысл и символика исторических процессов; теодицея, т.е. мера Божественной справедливости в истории. Сюда же относятся вопросы продолжения истории и, в более широком смысле, связи времен, т.е. ценностей, ориентирующих человечество в его совокупности, а также ориентирующих еврейство, на цели его духовного бытия в перспективе исторически значимых временных отрезков. Не менее важны вопросы, касающиеся руководства и его функции как инструмента реализации предназначения нации на протяжении поколений.

Для рассмотрения этих аспектов следует прежде всего разобраться в экзистенциально-ценностных основах вечного народа и его биографии: избранность Израиля и его Земли, их уникальная сущность, бессмертие Израиля - разгадка непрерывного исторического существования нации.

Определив таким образом сферы фундаментальных ис-ториософских вопросов, затрагивающих иудаистскую историческую концепцию, остановимся на смысле истории в соответствии с ее временными разделами, особенностями ее периодизации для систематизированного жизнеописания вечного народа.

Историософская концепция иудаизма объемлет всю историю от начала до конца. Это не только описание прошлого - сотворение мира и поколение праотцев, народ Израиля в своей стране /дни Судей, поколения пророков и царей, период Второго Храма/, долгое изгнание, - но и предсказание будушего, т.е. конца и последнего Избавления. Таковы сферы и измерения истории, составляющие основу историософского мышления Рамбама и нашедшие свое выражение в его творчестве.

Первоисточники и способы их "прочтения"

Изучение системы аргументации Рамбама вообще, и в сфере историографического творчества в частности, показывает, что решающим - как по количеству, так и по своей значимости - являются ссылки на Писание. Для Рамбама авторитет этого источника несоизмеримо выше авторитета мудрецов, на чьи высказывания он, однако, ссылается тоже нередко.

Очевидны две причины такого предпочтения первоисточников. Во-первых, Писание является непреложным авторитетом во всем, что касается вопросов истории и фактологической информации, в особенности с точки зрения религиозно-ценностных измерений исторического факта. Во-вторых, ссылка на Писание предполагает, что автор выдвигает ту или иную мысль лишь после того, как он сообразовал ее со словом Писания и убедился в отсутствии противоречия между ними.

Отметим пять способов "прочтения" Писания Рамбамом:

1. Свободное толкование слов Писания: "Врата истолкования не заперты перед нами и не противопоказаны нам".

2. Деловое, а не "притянутое за уши" истолкование.

3. "Намек" - типичный способ "прочтения" Писания: "Есть в Торе высказывания, и хотя говорится в них об определенных вещах, они содержат намек на нечто иное".

4. Писание занимается определением "природы реального", а не чуда: "Слова пророков и язык Писания описывают не что иное как реальную природу".

5. Речи, не соответствующие реальной природе, относятся к иносказательным поучениям или чувствам автора: "Исайя, повествуя о разрушении и гибели великой нации, говорил языком иносказательным: упали звезды, и т.д.; не думаю, что человек может быть настолько глупым и слепым, чтобы понимать такое иносказание как буквальное описание реального факта".

Провидение в истории

Учение Рамбама о Провидении - одно из наиболее известных своей оригинальностью и смелостью.

Маймонид проводит четкую грань между Провидением вообще, Провидением универсальным, охватывающим всю вселенную, - и Провидением особым, относящимся к человеку и человечеству:

"Я верю, что Божественное Провидение нисходит на личность человека, который сообразует все свои действия с Его волей... Божественное Провидение проявляется через Божественное изобилие. Того, с кем соединилось Божественное Провидение, посещает изобилие разума".

"Есть особое Провидение над каждым человеком, сообразно его достоинствам... Провидение привлекается разумом".

Такова основополагающая концепция Провидения, которое вершит судьбу каждого отдельного существа и совокупного человеческого бытия в целом, в том числе его историю. Другими словами, в историческом процессе находит свое разрешение особое Провидение над человеком:

"И пребудет Божественное Провидение постоянно над тем, кто удостоился Божественного изобилия..., и если направляет Бог мысли и добрые деяния этого человека, не может случиться с ним что-нибудь худое, ибо он с Богом, и Бог с ним. Отдаляя же мысли свои от Бога, отдаляется он от Бога всем своим существом, и Бог отдаляется от него. И тогда он подвержен всякому злу, которое может с ним приключиться, ибо то, что привлекает Провидение и избавляет от моря случайности - изобилие разума - тоже отдаляется от него...

Эта моя вера подтверждается словами Торы: "И сокрою Я от них лицо Мое, и будут поедаемы, и постигнут их многие беды и несчастья. И скажут в тот день: не оттого ли, что нет со мной моего Бога, постигли меня эти беды?" (Дварим, 31,17). Выясняется, что причина этому "сокрытию лица" - мы сами. Это мы создаем преграду, отделяющую нас от Него, как сказано: "И я совершенно сокрою лицо Свое в тот день за все зло, которое он содеял" (Там же, 31,18). И нет сомнения, что удел человека подобен уделу всего общества".

Такова квинтэссенция учения Рамбама о Провидении. Новизна и смелость трактовки мыслителя очевидны: впервые человеку отводится активная роль в его отношениях с Провидением. Если человек, говорит Маймонид, реализует свой разум и достигнет с помощью этого Божественного изобилия целостного религиозного бития, - Провидение непременно посетит его. "Ибо он с Богом, и Бог с ним". Без непоколебимой веры в Бога человек не может избежать "моря случайностей". Иными словами, Провидение - это не плата, не воздаяние за веру и за достойную реализацию Божественного изобилия (т.е. разума); Провидение - это апофеоз самого религиозного бытия.

Такая сущность Провидения находит свое дополнительное обоснование, когда Рамбам рассматривает роль Провидения в истории. Если Провидение "отдаляется" от исторического процесса, то это не столько наказание, сколько неизбежное следствие "отдалившегося" бытия. Зависимость Провидения от нас самих, нашего бытия, подчеркивается недвусмысленно: мы - причина Его присутствия, мы "создаем занавес". Далее Рамбам разъясняет смысл библейской фразы "сокрытие лица": "Сокрою лицо Свое за все то зло, которое он содеял". То есть, "сокрытие лица" - это не наказание, а следствие "всего того зла, которое он содеял". "Сокрытие лица", следовательно, - это не отсутствие Провидения и не Его удаление; это - присутствие Провидения отрицательного.

Таким образом, комплекс учения Маймонида о Провидении включает в себя концепцию исторического процесса: история делится на две части - на контролируемую Провидением историю общины, идущей по истинному пути, и на периоды "сокрытия лица", когда нация тонет в море случайности. Важный аспект этой концепции (относящийся также к индивидууму) - наша ответственность за происходящее с Провидением, за степень Его "отдаленности" от индивидуума и от общины в целом.

Вера и праведность нации, ее достойный образ жизни и есть апофеоз Провидения, тогда как отклонение от них есть апофеоз "сокрытия лица". Такой подход обязывает рассмотреть заново историю мира и вечного народа, с тем, чтобы определить периоды и события исторического процесса, сообразуя их с религиозной ответственностью индивидуума и общества, и дать им соответствующую оценку.

Более того: учение Рамбама о Провидении и вытекающая из него концепция исторического процесса обращены не только в прошлое, но и в будущее. В наших руках, говорит мыслитель, судьба того периода нашего общинного бытия, в котором пребываем мы сами: пройдет ли этот период под сенью Провидения, или же обозначится он "сокрытием лица".

К вопросу о предназначении в истории

Методически вопрос о предназначении в истории решается аналогично вопросу о Провидении. В учении Рамбама предназначение нации есть неотъемлемая часть нашего общинного бытия. Однако в одном будет отличаться рассмотрение этой проблемы от предшествующей. Вера в Провидение и истолкование Его сущности занимают одно из центральных мест в учении Рамбама. Иное дело - концепция предназначения нации. Здесь необходимо рассмотреть саму реальность предназначения во вселенной и, в особенности, в сфере исторической. Следует прежде всего выяснить, существует ли предназначение вообще, включает ли комплекс вселенной такую категорию. И если да, - каково место предназначения в этом комплексе.

"Многие смутились, изыскивая это предназначение... Знай, что тебе не дано постичь предназначение во всей его полноте... Природный разум исследует предназначение всего, что есть в природе, но - не конечное предназначение...

Однако наши амбиции в познании и обновлении мира побуждают нас упорно искать - и находить - назначение рода человеческого в служении Богу... Но если все предназначено человеку и назначение человека - служить Богу, возникает естественный вопрос: в чем назначение этого служения?... И если мы скажем: "Ибо Он добр к нам, и в Нем - наше совершенство", - напрашивается другой вопрос: а в чем предназначение совершенства?... При глубоком размышлении нельзя в конечном итоге не придти к выводу вроде: "этого пожелал Бог", или "таково наше понимание, наша мудрость", или "такова истина".

Если речь идет о сущем, материальном, т.е. замкнутом в системе сотворенного мира, - предназначение заключается в самом существовании: непрерывность сущего; развитие сил, заложенных в нем; движение к совершенству. Это - всеобъемлющее предназначение, охватывающее все творение в целом. Конечное предназначение этой замкнутой системы, его венец - человек. В нем творение достигает своего апогея; совершенный человек - венец совершенства всего сущего. "И выясняется, что самое совершенное, что может быть создано из этой материи - человек".

Недостает ответа на самый фундаментальный вопрос: чем было вызвано это творение, и каковы были намерения Творца? Во имя чего был сотворен мир и все сотворенное в нем, включая человека? В чем смысл непрерывного развития и достижения совершенства для Него, Творца?

Таким образом, сотворенный мир не может найти свое истолкование внутри себя самого, а лишь в совокупности с Творцом. Не человек и его сообщество являются сами по себе конечным предназначением истории; это предназначение сокрыто в таинствах Божьих. Оно - воля Бога, Его мудрость. Иными словами, история обладает предназначением постольку, поскольку отождествляется с волей, мудростью и повелением Бога.

Проблема теодицеи в истории

Существование зла в мире ("праведник, которому плохо") - одна из проблем, вызывающих беспрестанную заботу религиозных лидеров еврейства во всех поколениях.

Рамбам трактует эту проблему в рамках своей системы, в которой религиозной тематике отведено вполне конкретное место. Метод трактовки Рамбама и тут сообразуется с его учением о Провидении, которое проводит четкую грань между сущностью явления на уровне человеческом и его смысле в иных пластах вселенной. Здесь важно противостояние не между человечеством и нижестоящим уровнем, как в учении о Провидении, но между человеческим, т.е. сущим, - и высшим, т.е. не подлежащим человеческому пониманию.

Вот в чем суть различия: род человеческий различает зло, потому что зло причиняет ему страдания, т.е. по субъективным причинам. Анализ же теодицеи охватывает бытие во всем его объеме; возможно, что в общей системе вселенной - и в первую очередь это относится к ее высшим существам - страдание и зло, постигающее человечество, не берутся в расчет.

"Не раз осенит толпу мысль о том, что зло превышает добро... Однако не только толпа, но и считающие себя мудрецами допускают этот просчет; и ошибочное мнение человека - это пробный камень действительности. И возомнит всякий рассудок, что вся действительность существует для него... И, сравнив существующее с желаемым, он придет к выводу, что действительность целиком плоха. Если же человек разберется в сущем и найдет его ось, и познает всю свою ничтожность, - истина прояснится ему, и обнаружится, что индивидуальный рассудок в роде человеческом вообще несопоставим по своему значению с продолженным /в иные миры/ комплексом этого сущего... И больше не будет заблуждаться, вображая, будто действительность только для него и существует. Все сущее подчинено воле Творца, и род человеческий ничтожен по сравнению с этой высшей реальностью... И сферы, и звезды, хотя и соответствуют по своему значению ангелам, ни в коей мере не могут сравниться с Ним... И все же человек наиболее достоин уважения из всего сущего в нашем низшем мире".

В своих высказываниях Рамбам перечисляет в качестве обоснований выдержки из Писания, указывающие на ничтожность человека. Ссылаясь на эти выдержки, мыслитель приходит к выводу, что основная часть зла и страданий в этом мире происходит по вине самого человека.

На первый взгляд, картина мироздания, предлагаемая Рамбамом, относится к исторической трактовке отрицательного. Если род человеческий низведен со своего престола до подобающего ему уровня, если он теряет свое значение, - то ведь и история становится маловажной в масштабе своего творения и-в первую очередь - по отношению к духовным сущностям, стоящим выше рода человеческого. Т.е., дела человека и события, происходящие в человеческом обществе, несоизмеримы со вселенским уровнем Творения.

Однако этот урок сам по себе уже содержит нечто положительное и поучительное: иерархия уровней позволяет отвести человеку и его исторической судьбе место, соответствующее истинному положению вещей; сохранять верные пропорции при их трактовке; отдавать должное истине и объективной ситуации. Отбрасываются заблуждения и заведомые фальсификации, и человеческое бытие рассматривается как существование индивидуума и общества, подверженных историческим преобразованиям. Исторические преобразования же, в свою очередь, сообразуются с реальными возможностями и предназначением человека в истории и в системе мироздания.

И еще: осознание того, что субъективное зло и страдание не обязательно является злом и страданием объективным, приносит человеку облегчение и не приводит к отчаянию, ибо он видит свое истинное место в действительности и принимает управляющую ею справедливость.

Перевел А. Вудка

Верования и идеи в различных поколениях

Свое историческое учение Рамбам основывает не на событиях, происходивших с человечеством в целом, а на свершившемся с еврейским народом и его верой. Это объясняется теологическими воззрениями мыслителя на исторический процесс, который он рассматривает как результат действия Божественного Провидения, в центре внимания Которого - общество верующих, т.е. народ Израиля.

Предметом исследования истории еврейского народа являются его моральные и духовные ценности: иудаизм как религия в историческом развитии, бытие народа Израиля - все это рассматривается сугубо с целью осознания предназначения народа и выполнения его миссии.

Идеология иудаизма в учении Рамбама представлена в его перманентном противостоянии идолопоклонству в древности и монотеистическим религиям - с момента появления христианства.

В настоящем разделе рассматривается история человеческой мысли: философские концепции и их проблематика, зарождение и развитие философии, сопоставление роли различных философских систем, основанных на монотеистическом мировоззрении.

Иудаизм в вечном противостоянии идолопоклонничеству

Рамбам предлагает исторический анализ зарождения идолопоклонничества в процессе развития человеческого общества. Краеугольный камень теории мыслителя - его глубокая убежденность в том, что человечество с самого начала придерживалось монотеизма как естественной формы вероисповедания, пока ошибочные умозаключения не привели людей к суевериям и идолопоклонству.

Люди допустили фатальную ошибку во время Эноха, когда пренебрегли мнением мудрецов того поколения. Среди заблуждавшихся был и сам Энох. "Если Господь создал звезды и планеты, чтобы управляли миром, то следует прославлять и восхвалять их, воздавая им должный почет, ибо такова воля Его". Придя к такому заключению, они начали строить святилища звездам, приносить им жертвы, прославлять их и поклоняться им; при этом им казалось, что они выполняют волю Всевышнего и проникают в таинства Царства Его. В те времена они не отрицали существования единого Бога и не подменяли Его звездой. Как сказал Иеремия, "...кто не будет полон страха перед Тобой, Царь всех народов! Среди всех мудрецов во всех царствах нет Тебе подобного..., но предаются /они/ суевериям..." Т.е., все признают единство Бога, но по ошибке видят они в суеверных поклонениях звездам выражение Высшей воли.

Позднее этот процесс привел к появлению лжепророков: "Бог велел нам поклоняться созвездиям". И построили храмы, чтобы весь народ, даже женщины и дети, поклонялись изваяниям. Так постепенно идолопоклонничество распространилось во всем мире, новые обряды и жертвоприношения привели к забвению Имени Всевышнего, пока память о Творце не была искоренена начисто. Лишь единицы оставались верными единому Создателю, и среди них - Ханох и Hoax. Так продолжалось до появления патриарха Авраама, праотца нашего народа.

Через неустанные поиски постиг великий патриарх истину о существовании единого Бога и начал проповедовать Его всему миру. Бог един, говорил Авраам, и лишь ему должно поклоняться. Странствуя по миру, он дошел до Земли Ханаанской и воззвал к Всевышнему, Владыке вселенной. К Аврааму присоединились десятки тысяч, в сердцах которых возродилась вера. Авраам унаследовал великую истину своему сыну Ицхаку, Ицхак - Яакову. Яаков передал ее своим сыновьям. Так росло число познавших Всевышнего, ставших вскоре народом.

В Египте поклонялись сыны Израиля идолам своих поработителей,и, таким образом, учение Авраама почти исчезло и не упоминалось в среде сынов Израиля. Но благодаря любви Бога к народу Авраама, Он явил нам пророка Моисея и избрал Израиль, вверив ему Свои заповеди и пути служения Ему.

* * *

В историческом обозрении монотеизма Рамбам выделяет три ступени: теза, антитеза и синтез. Синтез определяется как возвращение к тезе. В начале Книги Бытия представлен монотеизм в своей чистой форме. Затем мы встречаемся с библейскими личностями, которые вели диалог с Всевышним, однако человечество в целом все глубже погрязало в идолопоклонничестве. Паганизм начался с поисков посредников между Творцом и Его творением, которыми был подменен прямой контакт, что привело в конечном итоге к забвению Бога и к обожествлению предметов.

Возвращение к тезе началось с появлением Авраама, праотца веры. Последователи Авраама исчислялись десятками тысяч, они вернули миру утраченную веру. Праотцы и главы колен Израилевых продолжали нести миру весть о монотеистической вере: "И сотворен был народ, познавший Всевышнего".

Это произошло до египетского порабощения. Египетское изгнание привело к почти полному исчезновению монотеизма, однако рука Провидения остановила этот разрушительный процесс: через Моисея пришло духовное избавление, и сыны Израиля сформировались как верующая нация, ведущая образ жизни в соответствии с Торой и ее заповедями.

* * *

Заповеди, относящиеся к борьбе с паганизмом, можно разделить на две группы:

1) Система законов, направленная на уничтожение идолопоклонничества. К этому разряду можно отнести запрет приношения в жертву человека, запрет поедания органов живого тела, диетарные законы и др. Эти и подобные обычаи относятся к идолопоклонничеству и запрещены специальными законами.

2) Система законов, изменяющих форму идолопоклоннических обычаев и превращающих их в традицию, которая отражает веру в Единого Бога. Таковы многочисленные заповеди, связанные с жертвоприношениями. Эти обряды не относятся к ипостасям иудаизма, к "первичной цели", как говорит Рамбам. По мнению мыслителя, они преследуют "вторичную цель", т.е. отражают реакцию человека на действительность, но не саму действительность.

"Существовал тогда обычай во всем мире приносить в жертву животных. Всевышний не отменил начисто этот обычай, ибо человек в те времена не был готов к подобному запрету".

Другая область соперничества между иудаизмом и паганизмом - верования, идеи, традиции и мифы. Наша вера в связь между исполнением воли Всевышнего и материальным благосостоянием противостоит языческим суевериям, рассматривающим природные бедствия как наказание за непослушание их богам.

Что же касается еврейской мифологии, то, по мнению Рамбама, она спасла мир от языческих сказаний, вовлекших человечество в бездну тьмы:

"И если бы не была провозглашена весть о существовании Творца в наши дни, то мы бы погрязли в еще более беспросветном мраке, чем наши предки".

Иудаизм видит свое противостояние язычеству не в дебатах о вере и идеях, а в силе практических заповедей и деяний, в истинных верованиях и традициях. Иудаизм оградил себя от огромного языческого мира, окружавшего его, системой ежедневных заповедей, выполняемых каждым верующим.

Можно сказать, подытоживая этот аспект историософ-ского творчества Маймонида, что путь человечества к истине в перспективе исторического развития описывается как непрестанная и напряженная борьба: вначале была вера в Единого Бога во всей своей чистоте, но постепенно человек исказил веру из-за своей ограниченности. Исконное, первостепенное было подменено его функцией; вера в Творца - верой в сотворенное Им. Так наступили темные дни язычества, когда лишь единицы хранили истинную веру. Новая эра наступает с появлением Авраама - носителя веры и основоположника иудаизма.

Рамбам останавливается на распространении идей Авраама - от единиц до десятков тысяч последователей. Так сформировался народ, во главе которого стояли наследники Авраама, продолжатели его веры - патриархи и главы колен Израилевых. Процесс становления нации достиг своего апогея в момент получения Торы на горе Синай. Так появляется общество верующих: "И избрал Всевышний Израиль /чтобы передать ему/ наследие Свое. И короновал их заповедями, и указал им путь служения Богу".

Борьба между истинной верой и язычеством еще не закончена. Целая система законов и запретов направлена на искоренение языческих обычаев и обрядов, причем часть этих законов ставит перед собой цель видоизменить некоторые формы паганизма и превратить их в традицию, отражающую монотеистические воззрения.

Борьба иудаизма с паганизмом не знает компомиссов и отрицает не отдельные конкретные проявления варварства, но всю мифологию и традицию язычества. Одно из главных назначений Торы - служить источником света в противовес идолопоклонническому мракобесию: "Ее /Торы/ корень и основа - стереть с лица земли и искоренить из сердец эти воззрения, чтобы памяти о них не осталось".

Иудаизм в противостоянии вышедшим из него монотеистическим религиям

Вторая эпоха в истории иудаизма характеризуется его отношением к вышедшим из него религиям - христианству и исламу. Эпоха эта продолжается и в наши дни.

Отношение Рамбама к этим двум религиозным учениям неоднозначно. С одной стороны, автор подробно останавливается на положительных сторонах обеих религий, отмечая их историческое значение, наряду с иудаизмом, в развитии человеческого общества. С другой стороны, Рамбам резко осуждает христианство и ислам за их отклонение от истинных верований и многочисленные искажения основ иудаизма. Иудаизм, говорит мыслитель, обязан оберегать себя от их тлетворного влияния не только идейным противостоянием, но и целой системой охранительных заповедей и запретов.

В основе конфликта между иудаизмом и этими монотеистическими религиями лежат сущностные различия. Рамбам пользуется аллегорией, сравнивая человека с идолом:

"Все хотят постичь Всевышнего через веру в Него. Но не похоже сотворенное человеком и сотворенное Господом. Лишь глупец, не смыслящий ни в нашей вере, ни в этих религиях, не видит разницы между творением рук человека и творением Его, Единого Бога. Различие это -как различие между живущим и мыслящим человеком и искусно сделанной статуей, подобной человеку, куклой, имитирующей формы человека. Не дано глупцу постичь, что огромна разница между бездушной статуей и мыслящим существом, несущем в себе чудесный духовный мир, отражение величия Творца. Глупец сравнивает наше учение с учением выдуманным и не видит разницы. Понимающий же знает, что в Божественном учении нет ничего лишнего, все заповеди и запреты направлены на усовершенствование человека. Они способствуют моральному и интеллектуальному развитию как всего общества в целом, так и каждого индивидуума этого общества; только через выполнение заповедей Всевышнего может общество достичь совершенства мира, в котором оно живет и в котором человек может быть счастлив, осуществляя заложенный в нем духовный потенциал".

Главное различие между иудаизмом с одной стороны и исламом и христианством с другой - это различие между истинной верой, первородной и единственно возможной для народа избранного, - и верами, основанными на подражании. Иудаизм постигает глубины в познании Творца и Его творения благодаря цельности и последовательности своего мировоззрения и своих ритуалов. Подражатели смогли усвоить лишь внешнее, ритуальное, лишенное глубокого смысла подобие иудаизму.

Другой важный фактор учения Маймонида - его отношение к тем, кто не принял иудаизм полностью, но постиг его основную суть. Рамбам относит их к категории носителей истинной веры: эти люди выполняют семь заповедей сыновей Ноаха, они - праведники народов мира, которым отведена достойная участь в грядущем мире.

Верования и воззрения в различных поколениях

Рамбам рассматривает историю иудейского вероисповедания с самого раннего периода его возникновения, прослеживает его развитие вплоть до периода царства Израиля на Земле Обетованной, когда духовность народа достигла своего совершенства. Впоследствии, в горькие дни изгнания, высокая духовность и мысль в иудаизме были утеряны. Их заменит философия, напоминающая по форме христианское и мусульманское мировоззрения.

Рамбам отрицает те элементы еврейской философии, в которых она сближается с другими религиями:

"Знай, что большая часть мудрости нашей была утрачена со временем. Во время господствования лжемудростей, непригодных для всех людей, наш народ должен стряхнуть с себя эти влияния. В книгах этих лжемудрецов упоминается Талмуд и Мидраш, но все, связанное с идеей единства, занимает в них ничтожное место. И немало заблудших в среде народа нашего думают, что нет в философии ничего противоречащего вере в Единого Бога, хотя сами они не идут по пути философов.

Но знай, что вся мудрость мусульманская основана на греческих и арамейских книгах. Философская мысль распространилась и в христианстве. Христиане опровергают древние языческие верования с помощью своей философской системы. Мусульмане тоже использовали подобные методы для распространения своих воззрений. Очевидно, что во всех трех религиях - иудейской, христианской и мусульманской - немало общего, как, например, история сотворения и обновления мира и прочее. Но, по обычаю своему, мусульмане и христиане одержимы идеей триединства и попыткой разъяснить и обосновать свою веру в него. Немало занимаются они и своими специфическими проблемами, - нам нет нужды во всем этом."

Мыслитель предсталяет следующую картину диалектики иудаизма и других монотеистических верований: вначале иудаизм противостоял философским учениям, подобным школе Аристотеля. Для отстаивания своих идей иудаизм использовал и методику философского исследования, однако метод философского созерцания был предан забвению в изгнании, где оставалось место лишь для углубления в талмудическую литературу. Позднее иудаизму, как и христианству, и исламу, предстояло дать достойный ответ рационалистическому мировоззрению. В этот период иудаизм подвергся влиянию христианской и мусульманской апологетики. Рамбам подвергает сравнительному анализу апологетические тексты трех монотеистических религий и обнаруживает в них общие основы, подчеркивая, однако, и то, что их разделяет. Иудаизм, утверждает мыслитель, не только отвергает безверие в Единого Бога, но и противоречащие ему воззрения на многие сущностные вопросы, относящиеся к восприятию материального мира, первичности субстанции.

Опровержение христианской веры в триединство

Особенно подробно останавливается Рамбам на обсуждении христианских теорий о триединстве, обвиняя их в душевной неуравновешенности. Пример извращения христианством подлинного смысла Писания - их толкование кредо еврейской веры "Слушай, Израиль!":

"И заключили христиане из этих слов, что Всевышний един. Они ссылаются на то, что Творец упоминается (в этом кредо) трижды: "Господь Бог наш Господь". И затем сказано: "Един"; т.е. три - это один".

Рамбам подвергает резкой критике и моральную сторону христианского учения. В своем объяснении смысла заповедей он не называет христианство, но не вызывает никакого сомнения адресат его критики. Вот как раскрывает мыслитель смысл законодательства о моральных извращениях:

"Шестой принцип касается заповедей об имуществе и напоминает законодательство о грабителях и лжесвидетелях. Смысл этих заповедей в том, что преступника и грабителя следует наказывать даже если ущерб, нанесенный ими, при этом не компенсируется. Ибо если злодея не ожидает возмездие за содеянное им, не сгинет помысел о злодеянии. Ошибочно считать, что устранение законов об обязанности возмездия есть проявление милости к человечеству: наоборот, оставить безнаказанным злодеяние - значит проявить жестокость по отношению к жертве злодеяния и к обществу и нанести им ущерб".

Рамбам не говорит, кто стоит за подобными взглядами, хотя ясно, что речь идет о христианстве.

Иудаизм и его отношение к монотеистическим религиям

Положительные и отрицательные стороны христианства и ислама в описании Рамбама помогают понять и отношение иудаизма к этим религиям на практике.

1. Мусульмане верят в Единого Бога и не являются идолопоклонниками: "Мусульмане не поклоняются идолам, язычество искорено из их сердец. Они полностью принимают единство Бога, поклоняются лишь Ему, и взоры их устремлены к небесам. В среде мусульман, включая женщин и детей, язычество искоренено, а ошибки и заблуждения их-в других сферах. Однако я не могу писать об этом, ибо опасаюсь злодеев и предателей в среде Израиля. В вопросах же принятия Единого Всевышнего нет у них отклонений".

2. Христиане веруют в святость Торы, а у мусульман есть свои представления об Откровении, противоречащие Писанию:

"Нет запрета учить христиан заповедям и приближать их к нашей религии; на мусульман же такой запрет распространяется, ибо об их вере известно, что они не верят в Тору как Божественное Откровение, поэтому любое наше наставление вызовет в них дух противоречия из-за выдуманных ими суетных идей и преданий. Они ссылаются на свои предисловия и комментарии, и способны смутить пришельца, у которого нет твердых убеждений, - это западня для Израиля, пребывающего среди них... А необрезанные (т.е. христиане) верят в истинную версию Торы, не замененную, - они только комментируют ее недостойным образом. Если им указать истинный смысл Писания, то, возможно, они вернутся к истине. И даже если нет, - не в них надо видеть западню для нас. То есть, Писание их не отличается от нашего".

В заключение заметим, что взгляды Рамбама на две монотеистические религии, их идеологию, апологетику, а также на практику межрелигиозных общений, сводятся к одному: они основаны на безоговорочном принятии иудаизма как абсолютной истины. Превосходство иудаизма, утверждает Рамбам, становится явным и не подлежащим сомнению, если мы возьмем в качестве образца наше национальное бытие и нашу духовность периода расцвета нации на своей Земле Израиля. Другие религии пытались копировать иудаизм, однако им удалось повторить лишь внешние его признаки.

Однако, выделяя общие черты, объединяющие иудаизм с другими религиями, Рамбам отмечает развитие апологетики в иудаизме и объясняет это утратой былого духовного совершенства нации. Христианство же и ислам, по мнению мыслителя, погрязли в апологетических извращениях с самого начала, с момента своего появления на свет. Поэтому межрелигиозное общение дозволено лишь в сферах, в которых христианство и ислам не отвергли истину, отраженную в иудаизме.

* * *

Учение мыслителя о развитии идей иудаизма на протяжении истории основано на тех же принципах, которыми он руководствуется в других исследованиях. Это находит свое выражение в общей "рамбамовской" методологической стратегии: обоснование тезиса при помощи первоисточника с последующим фактологическим заключением, основанном на интуиции.

Так, он утверждает, что человек был создан по образу и подобию Божьему, чтобы нести весть о вере в Единого Бога, о вере, которая господствовала в начале Бытия. Основываясь на интуиции, он предлагает концепцию развития идей иудаизма, разбивая историю на два периода: до появления народа, избранного Всевышним, и с момента его формирования до решающей победы над идолопоклонничеством. В первый период патриархи и предводители колен представляют еврейское монотеистическое движение, набирающее со временем силу. Это новый подход к пониманию текстов Писания. Второй период проходит под знаком формирования законов и запретов, указывающих на создание широкого фронта противостояния языческим суевериям, когда Тора противопоставляется идолопоклонничеству как единственная альтернатива. Борьба с идолопоклонничеством оберегает народ Израиля от влияния любого проявления язычества в будущем.

Тут мы переходим к новому этапу в истории еврейской веры. Во времена Храма, когда народ Израиля жил на своей земле, иудаизм был представлен во всем своем совершенстве, еврейская мудрость достигла своего апогея. В книгах Рамбама можно найти намек на то, что он видит в себе начинателя нового периода в иудаизме - периода возвращения народа к своим истокам, к философским глубинам своей религии.

Подчеркивая общие судьбы иудаизма , христианства и ислама, Рамбам проявляет необычную объективность и терпимость к иноверцам и их идеям. Он понимает, что эти религии пытались копировать иудаизм и извратили его сущность, однако это не мешает ему отметить значение исламской веры в Единого Бога и христианской приверженности к Святому Писанию. Иными словами, Маймонид начертал развитие еврейской идеи как выдающуюся главу в истории духовности человечества. Эта иудейская основа духовного бытия проявляется как в период расцвета веры и мудрости, так и в периоды конфликта истинной веры с другими религиями. Историческая судьба иудаизма привела его к борьбе с идолопоклонничеством, а позже - с исламом и христианством. Что касается двух последних, то иудаизм отдает должное положительным сторонам этих монотеистических религиозных воззрений.

Перевел А. Эскин

Человеческое бытие - история народа вечного

Сами по себе взгляды Рамбама на эпохи и этапы развития человечества могут составить отдельную главу в широкомасштабном историческом исследовании. Наставник основательно рассматривает каждую эпоху с точки зрения еврейских духовных и общественно-моральных ценностей. У Рамбама - свой особый подход к историческому развитию народа, что находит свое отражение в самой методике историософского исследования.

Историю еврейского народа наставник делит на несколько эпох: "начало", когда единобожие было уделом одиночек; эпоха патриархов, создавших общество верующих еще до получения Торы; формирование еврейской национально-религиозной сущности; исход из Египта и получение Торы; период пребывания народа Израиля на своей земле; изгнание и его значение с точки зрения еврейских ценностей; история будущего - конец дней.

Начало

Рамбам рассматривает два различных аспекта этого периода: жизнь людей эпохи и религиозные верования. Автор настаивает на соразмерности событий с явлениями природы и остается верен своему подходу к сверхъестественным явлениям, описанным в Торе. Такой взгляд на сверхъестественное обязывает Рамбама находить объяснение необычным размерам людей в книге "Бытие" или трактовать их как особые, из ряда вон выходящие случаи. Рамбам считает, что долгожительство в период "Бытия" следует объяснять их "питанием и поведением", а также необходимостью в "особых примерах". Что же касается области духовной, то и здесь наставник различает уникальные, единичные случаи постижения веры с одной стороны и верования массы, толпы - с другой. В те времена, утверждает Рамбам, люди не удостоились достичь вершин веры, а в последствии из-за грехоотступничества надежда на духовное усовершенствование была утеряна:

"Сказано: "И огорчился в сердце Своем (Бытие, 6:6). Т.е., разгневался Господь на дурные дела их. Однако сказано также: "И сказал Господь сердцу Своему" (Бытие, 8:21). Речь идет о тех случаях, когда Всевышний не готов выразить что-либо кому бы то ни было. И так было каждый раз, когда Господь не был готов раскрыться пророку. Сказано в этих случаях: "И сказал Господь сердцу Своему". И так как не пытался Он предупреждать смутьянов поколения потопа, сказано, что возгневался Господь на них в сердце Своем. И когда решил, что не будет больше потопа на земле, не поведал об этом пророку, чтобы тот не рассказал другим, а "сказал в сердце Своем".

Это означает, что в поколениях, уходивших от веры, нет непосредственного контакта между Провидением и людьми, нет посланников, которые бы предупреждали и наставляли народ. Но и в этих условиях несут люди ответственность за свои грехи. Даже когда Всевышний "скрывается", когда нет ясных предупреждений, - человек обязан хранить свой облик. В первых же поколениях, когда Бог являлся многим, и знание о Творении было явным, - следовало ожидать от людей естественной, ничем не смущенной веры в Творца.

Исторически, первые шаги человеческой деятельности представлялись Рамбаму начальными проявлениями иудейской веры в Бога. То есть, на исходном этапе своего развития человек обладал знанием истинной веры. Избранные Богом индивидуумы были носителями этой веры и передавали ее из поколения в поколение. Первым был Адам, который до совершения греха находился на неповторимой духовной ступени. Его же грехопадение стало фатальным для последующего развития человечества. Другими словами, первородный грех стал поворотным пунктом истории и оказал непосредственное влияние на еврейский народ. Анализируя "первичный грех", Рамбам всесторонне исследует совершенство Адама и его падение:

"Господь наделил человека разумом - высшим совершенством, уступающим лишь проявлениям власти Его, как сказано: "...по образу и подобию Господа". Поэтому Он говорил с человеком и повелял ему; человек же разумом своим способен различать правду и ложь, и способность эта у человека - совершенна. Поэтому сказано: "И недостает немногим до Господа" (Псалмы, 8:6). Но когда восстал человек и обратился к своим вожделениям и телесному чувству, как сказано: "Ведь хорошо дерево для еды, вожделение оно для очей" (Бытие, 3:6). За это был человек наказан и лишен чистого разума".

Эта неповторимая ступень совершенства, которой впоследствии были удостоены лишь избранные единицы в особые минуты откровения, позволяла безошибочно отличать истину от лжи. Невиданная ступень совершенства Адама, "немногим (отличного) от Господа", позволяет понять фразу "по образу и подобию Господа". Речь идет в первую очередь о безусловном и абсолютном совершенстве разума, говорит Рамбам.

Итак, человечество не удостоилось возвращения на ту ступень совершенства, на которой находился Адам до первого грехопадения. С тех пор начала добра и зла заложены в обществе верующих, хотя нет в этих понятиях присущей им однозначности и естественности. Различие между ними стало больше делом традиции и общепринятых норм.

Однако и после грехопадения Адама цепь избранных продолжается, хотя никто в последующих поколениях не достиг его совершенства. Величие Адама - в "привитом Богом разуме", ибо создан он "по образу и подобию Бога". Никто после Адама не был у достоин этого.

"Мы уже обсуждали, что такое "образ и подобие", говоря о его сыновьях, которые были "образом и подобием человеческим", как сказано "...и по образу и подобию Господа". Но Шет, учившийся и познавший Его, достиг совершенства человеческого, как сказано: "И родил по образу и подобию своему".

Рассматривая цепь избранных Богом, унаследовавших добродетели первого человека, Рамбам подчеркивает, что речь идет о человеческом совершенстве. Благодетели Шета не являются исходными шетовыми чертами характера, а наследием, полученным от отца. Другими словами, Шет стал образом и подобием Адама. Рамбам не останавливается подробно на галерее праведников, продолживших цепь избранных, но здесь можно отметить наиболее достойных из них, достигших особых вершин: Ханох, Метушалах, Hoax, Шем и Эвер.

Что касается остальных персонажей Библии, Рамбам не относит их к категории рожденных "по образу и подобию", т.к. они не пошли по пути самоусовершенствования. Такова позиция автора к греху и разврату в первых поколениях человечества. Вот как описывает Рамбам "остальных людей":

"Ты знаешь уже, что не пожелавшие следовать дорогой праведников, - не достойны высокого звания человека. Но они обладают способностью творить зло и разрушать, ибо разум свой они не используют для самоусовершенствования. Мысль их направлена на деяния, порождающие зло и ведущие к разрушению".

"Первые дни мира" были началом зарождения монотеизма в истории. Но, не достигнув совершенства, люди погрязли в материализме и грехах, отвергли пророка и наставника. Так они предстали перед судьбой, не достойные лучшей участи. Но и в те дни господства разврата, были праведники, достигшие глубин познания Бога, как сказано: "...и разум Божий был привит им". Из поколения в поколение несли эти люди в себе веру в единого Бога.

Период патриархов

Рамбам видит в описанных в Торе событиях урок нравственности. На этом основывается оценка периода патриархов :

"Истории о потопе и о Содоме и Гоморре открывают перед нами важную истину: "Есть плоды для праведника, есть Божий суд на земле" (Псалмы, 58:12). Повествование о войнах девяти царей также в высшей степени поучительно: оно показывает, насколько глубокими были родственные чувства Авраама к Лоту. Патриарх, не задумываясь, подверг себя смертельной опасности, чтобы спасти его".

События, происшедшие в период жизни праведника Авраама, описываются в Библии не потому, что они важны для истории как таковые, а потому, что они несут в себе нравственную функцию. Содом и Гоморра - доказательство Божественной справедливости в Его управлении людьми. Войны девяти царей учат нас о высокой нравственности и преданности Авраама.

Однако урок истории - не только в нравоучении. Суть событий периода патриархов не в истории масс, а в истории индивидуумов, в высшем смысле их благих устремлений и поисков. Патриархи - соль событий тех лет, ибо они были в авангарде процесса становления веры. Патриархи несли в массы мудрость; они - первые духовные учителя народа веры:

"Патриархи являли собой единство праведника с Богом; целью всей их жизни было сближение с Всевышним и создание народа, который познает Бога и будет служить Ему. Их миссией было провозглашение Имени Бога в мире и проповедь любви к Нему".

Значит, патриархи были в первую очередь пророками и вождями, основателями целенаправленного общества, народа, "который познает Бога и будет служить Ему". В книге "Длань могучая" Рамбам останавливается не только на стремлении патриархов создать "народ будущего", народ Израиля. Миссия патриархов универсальна и распространяется на все народы. Еще Аврааму удалось основать движение верующих в единого Бога. Ицхак, Яаков и их дети стали основателями нации: "...и создан был народ, познавший Бога". Как в период "первых дней мира", так и в период патриархов, заслуги избранных Всевышним праведников относились к области веры и мудрости. В династии патриархов генетическая основа не существенна. Все их помыслы были устремлены к созданию народа, изучающего и постигающего путь веры и мудрости: "Они наставляли народ на путь углубленного изучения..." Но не только созерцанием занимались патриархи, - они убеждали людей в правоте своего учения посредством практической деятельности, как, например, Авраам в истории жертвоприношения Ицхака:

"Каких высот достигает любовь к Господу и страх пред Ним! Авраам - первый провозгласитель единого Бога - неукоснимо выполнял пророчество. Поэтому он привлекал людей не только силой убедительности своего учения, но и деяниями".

Главное отличие эпохи патриархов от предшествующего периода "первых дней мира" - деяния отцов нации, смысл которых в наставлениях грядущим поколениям. Согласно Рамбаму, "лестница Яакова" - это пример ответственности вождя и его формирования. Рамбам объясняет, что этот эпизод выпал на долю последнего из патриархов потому, что Яаков - основатель колен Израилевых - является прародителем еврейского народа. Впервые в истории потребовалась личность, которой следовало выполнить миссию национального лидера.

И, наконец, в эпоху патриархов, как и до нее, провозвестниками веры и духовных ценностей единого Бога по-прежнему были отдельные индивидуумы. Рамбам подчеркивает, что существенной характеристикой плеяды праведников разных поколений является не генетическая связь между ними, а их стремление к совершенству, достижению уровня человека "по образу и подобию", их глубина постижения духовных ценностей и веры.

И все же между периодом репатриархов и предыдущей эпохой есть немало различий. Отдельные праведники, индивидуумы "по образу и подобию" исповедовали истинную веру в единого Бога и до патриархов, но даже во времена беспросветного невежества и грехопадения они не проповедовали благодетели и не пытались противопоставить веру неверию, добро злу. Патриархи же не ограничивались самоусовершенствованием и созерцанием, а активно обращали в свою веру окружающих, закладывая тем самым фундамент нации, которой суждено познать Всевышнего.

Зарождение народа

1. Исход из Египта.

Исход из Египта после унизительного рабства является грандиозным апофеозом веры и проявлением миссии народа. Но главная цель Исхода -получение Торы:

"Шавуот - день получения Торы, и чтобы возвеличить этот день, будут отсчитывать каждый день ("сфират а-омер") со дня Исхода из Египта до дня получения Торы, которая была целью их, как сказано: "И приведу вас к Себе".

По-другому описывает Рамбам Исход как освящение Имени Всевышнего в мире:

"Каждый из сынов Израиля должен освящать Имя Всевышнего, ибо сказано: "Я Господь, выведший вас из Египта, чтобы быть вам Богом", чтобы освятили Имя Мое среди множества".

Можно сказать, что Исход из Египта должен стать переходной стадией от исторического периода, характерная черта которого - вера в единого Бога индивидуумов, - к периоду веры целого народа в Тору и Всевышнего. Для народа Израиля Исход стал началом создания верующей нации, следующей Закону Торы: "...вывел вас, чтобы освятили Имя Мое".

2. Получение Торы

Как и вся еврейская традиция, Рамбам видит в величественном событии получения Торы центральный акт всей еврейской истории; акт коронования народа Израиля и превращения его в народ Бога:

"Благодаря любви Всевышнего к нам и Его обету, данному Аврааму, возвел Он Моисея - главу всех пророков - и велел ему нести пророчество в народ; и избрал Господь народ Израиля, и даровал ему наследие Свое, окороновав его заповедями и указав путь служения Ему".

Центральное место акта получения Торы, ставшей основой существования общества верующих, обуславливается не только его историческим значением, но и глубокой теологической символикой. Получение Торы - откровение Провидения всему обществу:

"И уверовали в почин на горе Синай, ибо слышали своими ушами и видели своими глазами... И были свидетелями истинного пророчества Моисея. Поэтому, если появится человек и скажет, что Господь послал его, чтобы возвестить о новом пророчестве, либо убавить или прибавить заповедь, - то это - лжепророк, ибо пришел он отрицать пророчество Моисея".

В своих "Посланиях" автор возвращается к этой теме:

"Мы верим в Моисея не благодаря каким-то знамениям, а потому, что мы сами непосредственно слышали Откровение, как слышал его сам Моисей; потому, что мы сами воочию видели его в минуту Откровения на горе Синай".

Центральная идея учения Рамбама о вере - формирование и развитие народа-пророка в период Синайского Откровения и пророчества Моисея. Автор останавливается на этом центральном событии в духовной истории нации и в своих исторических обозрениях, прослеживая путь народа Израиля и его веры во все эпохи и обосновывая правдивость этого пути. Но в понимании исторического значения акта получения Торы важно отметить еще два аспекта.

"И следует вам знать, что заключение этого союза, очевидцем которого стал весь народ, слышавший Всевышнего, обязывает укреплять нашу веру так, чтобы оставалась она незыблемой во всех поколениях. Об этом сказано: "...чтобы испытать вас явился вам Господь" (Исход, 20); то есть, глубокий смысл Откровения Бога - в том, чтобы укрепились вы во времена всех ваших испытаний, которым вы будете подвержены в будущем; испытаний, в которых не свернете с пути истины и не ошибитесь".

Получение Торы - залог стойкости Израиля, его запаса прочности во всех испытаниях. Причастность к обществу верующих связана с причастностью к Синайскому Откровению. Это распространяется и на потомков поколения пустыни, непосредственно присутствовавших при Откровении.

"Бог дал обет, что каждый из присутствующих на горе Синай во время великого почина является свидетелем истинности пророчества Моисея для последующих поколений. И следует знать каждому, кто отрекся от пути своих предков, что не является он их потомком. Поэтому говорят тому, кто усомнился в своей миссии, что предки его не присутствовали на горе Синай во время Откровения" (Талмуд).

Можно сказать, что народ Израиля - потомок тех, кто присутствовал при Божественном Откровении на горе Синай, - свидетель этого Откровения во всех своих поколениях. Такое мистическое толкование связи времен и поколений исходит из уверенности, что великий почин поколения пустыни распространяется не только на непосредственных участников событий, но и на их потомков, унаследовавших принадлежность к обществу веры. Следовательно, сам акт получения Торы метафоричен и выходит за рамки обычного рационального мышления.

3. Пустыня

Дни странствия в пустыне представляются Рамбаму как чудесная реальность, сопровождаемая ежедневными сверхъестественными событиями:

"Сорок лет странствовал Израиль по пустыне, и каждый день находил манну. В пустыне той - "змей, гад, скорпион и жажда..." (Второзаконие, 8:15). Израиль жил в неестественных для нормальной человеческой жизни условиях, вдалеке от поселений. Сказано в Торе: "Хлеба вы не ели и вина не пили" (Там же, 29:5). Такое описание условий скитаний Израиля по пустыне необходимо для того, чтобы еще более явно подчеркнуть величие чудес для грядущих поколений".

Рамбам видит суть чудес, происшедших в пустыне, в материальном существовании народа Израиля на протяжении сорока лет: манна, избежание нападений диких животных, отсутствие жажды. HJ есть еще одно важное знамение поколения пустыни - его неподготовленность к свободе, нежелание завоевать землю Израиля:

"И не вел их Господь через землю Плиштим (филистимлян) , ибо близка дорога... и направил Всевышний народ через пустыню моря Суф (Исход, 13:17-18). Мудрость Бога состоит здесь в том, что Он побудил народ проявить мужество, пройти через пустыню, как сквозь горнило испытаний, чтобы чрезмерно тепличные условия не породили мягкотелость, нестойкость. Так появилось на свет поколение, не привыкшее к унижению и рабству..."

Итак, Рамбам подчеркивает два основных аспекта скитаний Израиля по пустыне. С одной стороны, - чудесное физическое существование вопреки всем естественным законам; с другой - рациональное зерно в самом факте пребывания в пустыне в тяжелых условиях, которые породили новое поколение мужественных сынов народа, способных мыслить и действовать свободно, стремящихся к свободе и завоеванию земли Израиля.

Возникновение общества, основанного на принципах веры, произошло благодаря трем факторам. Первый фактор - духовный переворот в результате Исхода из Египта, когда целый народ, а не отдельные личности, принял Тору на горе Синай и стал обществом верующих в единого Бога. Второй фактор - сам акт принятия Торы, ставший центральным событием в духовной истории народов мира, в среде которых появилась нация-свидетель Откровения. И, наконец, третий фактор - скитания народа по пустыне, что воспитало новое поколение сынов Израиля, отличавшихся от своих отцов свободолюбием, готовностью к строительству национального дома на земле Израиля.

Взгляды Рамбама на формирование еврейского народа в свете Синайского Откровения и получения Торы интересны и с методологической точки зрения. Автор подчеркивает, что весь народ Израиля получил Тору и что каждый индивидуум в отдельности находился в тот момент на пророческой ступени. Достоверность происшедшего очевидна, однако утверждение об индивидуальном достижении пророчества каждым из очевидцев Откровения требует дополнительных разъяснений. Важно отметить, что исторически принадлежность индивидуума к еврейству неразрывно связана с таинством получения Торы. Интересно, что не только получение Торы, но и два других фактора возникновения общества верующих повлияли на формирование еврейской нации: Исход из Египта и скитания по пустыне были полны чудес и таинственных откровений. Это касается всего периода, который рассматривается иудаизмом как период сотворения мира. Каждое событие этого периода чудодейственно и метафорично.

Народ Израиля на своей земле

Описанная Рамбамом картина пребывания народа Израиля на своей земле с момента появления судей и до изгнания, не дает исчерпывающей информации, а лишь отмечает основные тенденции этого бытия, основываясь на своей системе описания исторического процесса и его философского истолкования. Краеугольным камнем этого бытия, говорит Рамбам, является связь исторической судьбы Израиля со степенью его приверженности принципам веры, а не обычные события, составляющие исторический процесс в его непрерывном течении. Рамбам основывает свой подход, ссылаясь на пророчество Исайи, обращенное к Израилю, пребывающему на своей земле:

"Вначале милость Всевышнего к нам; затем стойкость наша, когда Он призвал нас к истине, но мы не пришли на зов Его; затем - прощение и милость Его; и, наконец, наказание, когда разрушили и ограбили нас..."

Добавим еще три тезиса интерпретации еврейской истории Рамбамом, без которых историческая концепция автора будет неполной. Первый тезис состоит в том, что весь исторический процесс находится в положении функциональной зависимости от процесса религиозно-духовного. Второй тезис связывает апокалиптические фрагменты Торы с пребыванием Израиля на своей земле, что соответствует взглядам Рамбама на законы природы. И, наконец, третий тезис исходит из постоянной попытки изыскания положительных сторон в каждый из периодов исторического бытия еврейского народа. Даже в самые мрачные моменты этого бытия можно найти достойнейших сынов своего народа, что усугубляет мистическое начало в самом факте существования евреев как нации.

Основные тезисы исторической концепции Рамбама и его интерпретации событий не только помогают понять весь исторический процесс, но и иллюстрируют его.

Происходящее с Израилем как испытание нации на верность своей миссии

Особенность исторической участи Израиля, непосредственно связанной с его вероисповеданием, прослеживается Рамбамом с момента вступления народа в землю Израиля до конца периода Первого Храма. Дни Моисея и дни Мена-ше представляются автору как два крайних полюса:

"Найдешь в пророческом видении Захарии пример о двух посохах для выгона скота: "...и назвал один посох благодатным, а другой - карающим" (Захария, 11:7). Так пребывал вначале в благодати Божьей, и Всевышний управлял им, наставляя на путь истины; Израиль же служил Богу с радостью, и Он отвечал Израилю любовью, а наставниками и вождями были в те времена Моисей и другие пророки. Но когда отдалились они от Бога и стали пренебрегать служением Всевышнему, - отдалил Бог от Себя Израиль и послал ему "карающих" вождей - Йерав'ама и Менаше".

Что же касается специфических периодов истории Израиля на своей земле, то они представлены Рамбамом как периоды взлетов и падений, связанных не с естественными законами, а с морально-религиозным бытием нации. Вот как описывает автор период Судей:

"И устала душа Его утруждать Израиль" (Судьи, 10:16). То есть, не пожелал более приносить им страдания. Всевышний отошел от них, - пока не умрут и будут взывать о спасении, и Он не спасет их. А когда они вновь возвратятся на путь истины, но будут нищи, и враг одолеет их, - проявит милость к ним и прекратит притеснять их и держать в нищете. И признают Того, Который властвует".

Автор описывает особенности периода Судей, когда Провидение как бы отдалилось от Израиля, но затем вновь возжелало его: грехопадение Израиля, говорит Рамбам, привело к "сокрытию Его лица", а возвращение на путь веры - к милости Его и благоволению. Другой пример метафизического Рамбам обнаруживает в эпоху Давида и Шло-мо:

"...и в войске Иоава в Араме, когда постиг слабость и его внутреннюю пустоту; и явился на помощь им, сказав, что мы будем жить в страхе, когда сгинут пароды: ведь мы уповаем на спасение Господа, а не на сбрую и мощь нашу".

Автор последовательно проводит свой подход к происходящему с Израилем на Земле обетованной: судьба народа в период Иоава и Давида определяется не объективными законами, а Божественной волей, ибо "мы уповаем на спасение Господа, а не на сбрую и мощь нашу". Но особенно ярко проявляется сила Божественной воли в годы правления Шломо:

"Семь дней освящения снизошли на Храм в дни Шломо; никакому другому народу не было дано достичь такой ступени святости и такой всеобщей радости в те дни".

Здесь период становления Храма представлен как зенит духовного величия, какого не достигла ни одна нация. Автор снова подчеркивает духовно-религиозные основы бытия, которые предопределяют благополучие и совершенство нации на своей земле.

Приводя примеры из истории нации, Рамбам всегда однозначно подчеркивает духовно-религиозные основы существования народа, хотя и не всегда успех и благополучие ставятся в прямую зависимость от духовного совершенства соответствующего поколения. Вот типичное для Рамба-ма сравнение счастливых дней Храма с днями изгнания:

"Внемли грандиозности и величию того, чему учил нас Иехезкель в "видении колесницы". Этому же учил нас Йешайя, о чем сказано в трактате "Хагига": "Всякий, видевший Иехезкеля, видел Йешайю, который подобен горожанину, видевшему царя". В поколении Йешайи не было надобности вдаваться в подробности; достаточно было сказать: "Узрел я Всевышнего...". Изгнанные же в другие страны нуждались в подробнейших деталях".

Интересно, что Рамбам, обычно описывающий выдающихся личностей, в особенности пророков, относится к словам мудрецов не как к тексту, подлежащему разбору с тем, чтобы установить стадии пророчества; его интересует духовный облик поколения пророка, в данном случае - поколения Йешайи. В пророчестве Йешайи, считает автор, важно не только индивидуальное величие пророка, но и духовный облик народа, определяющий исторический ход событий.

Тайна Божественного покровительства Израилю

В своем "Послании об уничтожении" Рамбам перечисляет случаи отречения от веры Израиля, пребывающего в достатке и благополучии, в ситуации, когда сохранение веры не требовало самопожертвований. Но и в этих неприглядных фактах недостойного поведения Рамбам не перестает искать и находить оправдание нации:

"В дни Моисея, до Исхода из Египта, развратились (сыны Израиля) и перестали соблюдать обряд обрезания, ...и кровь обрезания смешивалась с кровью пасхального жертвоприношения... И сказано, что занимались они кровосмешением. Но и в те превратные времена, когда сказал Мо-ше: "Они не верят мне и обвиняют Всевышнего", - ответил ему Бог: "Они - верующие и потомки верующих". И был наказан Моше".

"В дни Элиягу, когда все, кроме семи тысяч праведников, поклонялись идолам по воле своей... И даже тогда, когда стал (Элиягу) сетовать на Израиль в Хореве, ответил ему Всевышний: "Прежде чем сетовать на Израиль, посмотри на другие народы, возводящие храмы идолам. Вернись же на свой путь в Дамаск". В период Йешайи грехопадение стало явным. Поклонение идолам стало повсеместным, были в среде Израиля убийцы, осквернители Имени Бога, пренебрегавшие Его заповедями. И, несмотря на это, когда сказал: "Среди народа с устами нечистыми я пребываю", - приблизился к нему серафим с горящим углем в руке и сказал: "Это - проказа на устах твоих. Устрани грех свой". И не очистился от этого, пока не убил его Менаше".

"И когда обвинял ангел Иегошуа бен-Йегуцедека в том, что сыновья его женились на недостойных быть женами первосвященников, отдалил его Господь: "Укорит Господь тебя, сатана. Ведь это - головня, спасенная от огня".

"В дни Навухаднецера все, находившиеся в Вавилоне поклонялись изваянию, кроме Ханании, Мишаэля и Аза-' рии. Кузнецы и пахари, видимо, тоже поклонялись (изваянию) ... но мы не находим их злодеями: ведь делали (они) это не по своей воле. Запрещалось также исполнение заповедей в злодейском царстве Греции, но мудрецы наши называли подневольных не злоумышленниками, а праведниками".

Общим знаменателем всех приведенных здесь цитат описывающих темные периоды в еврейской истории, является упрямый поиск оправдания Израиля, который ведется в двух направлениях: 1) уточнение и трактовка самих фактов (кровь обрезания в Египте; сравните с другими народами в дни Элиягу; оправдание Иегошуа бен-Йегу-Цедека; обвинение Йешайи в чрезмерном порицании Израиля; подневолье в период Навухаднецера) ; 2) тревога о том, что отвержение грешников приведет к их полному отрешению от веры и заповедей: "Опасаемся мы, что отдалит это от Господа, когда (согрешивший) решит, что нет вознаграждения молитве, и перестанет молиться... и то же самое (произойдет) с другими заповедями".

Поиск в этих двух направлениях, однако, не самодостаточен. Поэтому трудно предположить, что такой ответственный и дерзский философ как Рамбам остановится на полпути и не попытается найти истинного и исчерпывающего решения проблемы грехопадения. Надо полагать, что Рамбамовская система оправдания грехопадений Израиля противоречащая рациональному анализу, который впоследствии обрушится с критикой на эту систему, составляет одну из неразгаданных загадок всего учения философа. Вряд ли ключ к разгадке этой системы находится в пределах рационалистического подхода.

Подытоживая воззрения Рамбама на исторический период, связанный с пребыванием Израиля на Земле обетованной, подчеркнем основную идею, которой руководствуется автор во всех своих историософских трудах: особая зависимость между религиозно-духовным бытием народа и конкретными событиями и фактами в его истории. При этом Рамбам считает исключительно важным остановиться на конкретных исторических проявлениях в период жизни пророка, когда в Писаниях появляется стиль, свойственный "концу дней", прокомментировать эти проявления, пытаясь найти оправдание Израилю во все времена, независимо от степени грехопадения народа и конкретной исторической ситуации, в условиях которой народ погрязает в грехах.

Интересно отметить, что у Рамбама отсутствует определение этой эпохи как возвышенной стадии исторического развития народа. Ведь в этот период жили пророки, духовные лидеры Израиля! Видимо, Рамбам старается избежать чрезмерной идеализации, которой он не находит оправдания, анализируя конкретные события эпохи. И действительно, Писание немало говорит о проступках и изъянах общества, о чем свидетельствует и статус пророков: большая часть их пророческого откровения была посвящена укорам в адрес погрязшей в богоотступничестве толпы, попыткам направить людей на путь истины, нередко завершавшихся отчаянием и признанием в бессилии...

Перевел А. Эскин

Израиль в изгнании

Причина изгнания - духовное падение

В своем философском труде "Путеводитель заблудших" Рамбам описывает галут как духовное падение, прежде всего - как оскудение мысли и пророчества. Важно отметить, что автор вообще не говорит о потере государственной независимости.

1. Мудрость

Дважды подчеркивает Рамбам, что интегральной частью галута является пагубная духовная и нравственная атмосфера в народе. Эта а.мосфера, говорит автор, затмила исконную еврейскую мудрость:

"Знай, что многое из исконной мудрости нашей исчезло в период властвования неразумных народов над нами".

Автор возвращается к дурным влияниям как причине оскудения мудрости:

"И когда исчезли добродетель, мудрость и творчество наши, злодеи неразумных народов убили мудрецов наших, и были пленены мы глупцами, и познали зло из-за грехов наших, как сказано: "И исчезла мысль мудрецов, и разум их сокрылся" (Йешайя, 29:14). И когда смешались мы с ними, позаимствовали их идеи, их мораль и поведение, как сказано: "И смешались с народами, и научились их деяниям" (Псалмы, 106:35). Сказано также о подражании их глупым идеям: "И удовольствуются детьми чужеземцев" (Йешайя, 2:6); вот как комментирует это Йонатан бен-Узиэль: "...и по пути других народов пошли", И выросли мы на неразумных философских мировоззрениях, чуждых Торе нашей".

Иными словами, галут - это духовное падение. Ведь "философские предметы" - основы Торы. Обобщая, можно сказать, что галут - это утрата мудрости и духовная ассимиляция, приобретение дурных свойств и деяний других народов Израилем под влиянием чужеродного мировоззрения.

2. Пророчество

"Пророчество не присутствует там, где господствуют грусть и леность" (Трактат "Шаббат", 30:71). В этом кроется причина прекращения пророчества в галуте. Следовательно, грусть или леность для человека хуже, чем рабское подневолье у развратных глупцов. И в этом корень зла, как сказано: "И будут ходить и искать слово Божье, и не найдут" (Амос, 8:12). И еще сказано: "Ее царь и министры - среди народов, нет Торы, и пророки не удостоились видения какого-либо" (Плач Иеремии, 2:9) ".

То есть, Рамбам считает, что появление пророков, направляющих и вдохновляющих народ, прямая функция морального облика общества. Поэтому пророчество невозможно в галуте, где "отсутствует правда и господствуют животные страсти". Последствием же исчезновения пророчества является потеря всякой надежды на познание Бога и постижение истинной веры. Это происходит из-за отсутствия контакта с высшими сферами духа, поучающего и направляющего общество.

Назначение изгнания - "опыт", испытание

В своем учении об изгнании Рамбам рассматривает этот период в еврейской истории не только как период падения. Несомненно, Рамбам считает галут ненормальным состоянием, к которому следует относиться с полным отрицанием и неприятием. И все же, утверждает Рамбам, у этого неестественного состояния есть свое назначение; ссылаясь на видение Даниэля, автор говорит в своем "Йеменском послании", что галут - это испытание и "опыт":

"И разъяснил нам Даниэль, который слышал Всевышнего: когда настанет время нашего изгнания и будут преследовать нас невзгоды, отойдут многие из нашей среды и свернут с пути... И лишь немногие устоят и не изменят своих взглядов... Разъяснил он также, что даже благоразумные и просвещенные, которые, принимая на себя удары судьбы, останутся верными Богу и слуге Его Моисею, подвергнутся еще более тяжелым испытаниям, и частью отойдут от веры и свернут с пути. И лишь немногие окажутся достойными очищения".

"...И не страшитесь притеснений и нападений недругов и слабости нашей перед лицом их мощи, ибо все это испытание, смысл которого в том, чтобы не остались в среде нашей неверные и небогобоязненные, ... а лишь (осталось) непоколебимое в вере своей семя Яакова, ... потомки тех, кто воочию видел Синайское Откровение и слышал Слово Бога, и доверился союзу с Ним".

Иными словами, назначение галута по Рамбаму - в направляемом Всевышним процессе отбора, очищения еврейского общества, подвергаемого на протяжении своего исторического развития кризиса, после которых сформируется нация, достойная своей миссии.

Итак, закаленный в горниле истории, выкристализовы-вается новый Израиль, нация нового качества, немногочисленное ядро избранных, черпающих силу в своем духовном совершенстве и являющихся гарантией вечности нации Бога. Это испытание историей соответствует, по мнению Рамбама, сущности изгнания Израиля: ведь причина изгнания - падение духа, кризис духовных ценностей, восстановление которых возможно только после тяжелого испытания историей и очищения.

Определение сущности изгнания как духовный кризис и отход от веры движимо просвещенческой идеологией. Сама идея страданий и невзгод, смысл которых -в "просеивании", отборе, выживании духовно здорового и закаленного ядра избранных, - несет в себе просветительскую мысль. Вместе с тем Рамбам признает, что существует мистическая сила, гарантирующая, что страдания и тяжелые испытания в галуте, жестокий процесс отбора и закалки - временны. Не может этот процесс привести к полному разрушению и истреблению Израиля, ибо галут - всего лишь переходный этап на пути к духовному совершенству Израиля, унаследовавшего верность Богу поколения Синая. То есть, и в своем учении об изгнании Рамбам черпает вдохновение из мистики еврейского религиозного существования.

Изгнание как рабство и борьба за веру

Рамбам предлагает исторический обзор жизни евреев в странах изгнания в свете духовно-религиозных притеснений нации и попыток поработителей обратить ее в другую веру. Автор начинает обзор с первых поколений поработителей - еще до вступления на Землю Обетованную - и завершает его собственным периодом в истории галута, за которым следует пророчество об уничтожении поработителей Израиля. Иными словами, историософия и пророчество в отношении поработителей прямо противопоставляется принципу "опыта" или испытания Израиля в изгнании.

Рамбам связывает воедино преследования религиозных верований Израиля и судьбу народа в изгнании. Намерение галута, считает Рамбам, - порабощение Израиля, и главный элемент этого порабощения - отход от подлинной, неизвращенной веры в Бога.

И действительно, изучая историю галута в момента первого изгнания до периода Рамбама, мы обнаруживаем, что в подавляющем большинстве случаев порабощение народов означало в первую очередь подавление их духовной культуры, религии.

И вновь возвращается Рамбам к своему принципиальному тезису: смысл всей истории преследований Израиля в галуте, его физического порабощения - конфликт между носителями истинной веры и теми, кто замыслил эту веру уничтожить. Конец же этого конфликта, говорит Рамбам, - уничтожение поработителей и возрождение вечного и всепобеждающего Израиля, в среде которого выживут лишь наиболее достойные...

Перевел А. Эскин