К оглавлению лекций З.Дашевского по Торе

Книга Бемидбар Лекция 17.

(29.11.05)

1.     Недельный раздел Толдот. Переход к Ицхаку. Взаимоотношения между Яаковом и Эсавом. О соотношении учения и действия. Ответы на вопросы: о понимании выражения «насэ ве-нишма»; О смысле повторов в рассказах Элиэзера.

2.     Инструкция очищения. Объяснение слова «ках». Примеры приглашения в неидеальные условия в том числе и Левитов. Возможность объяснения:         «превращение из получателя в источник». Проблема  отделения Левитов и целостность народа. Очищение Левитов от нечистоты мёртвого и от  служения идолу. Ответы на вопросы: почему Левиты должны очищаться  от греха золотого тельца, если они в этом не участвовали; почему должен исправлять Моше грехи прежних поколений; как очищаются коhены; были ли там «чистые».

3.     Пара приносимых жертв: «ола и хатат».  Многоступенчатая система отделения Левитов. Ответы на вопросы: всех ли Левитов окунают; об очистке окунанием в микву.

Недельный раздел Толдот.

Недельный раздел, который мы будем читать в ближайший шабат, – это «Толдот», раздел, в котором мы переходим от Авраама ко второму, следующему из Праотцов, к Ицхаку. В предыдущих сценах, где Ицхак фигурировал, он выступал или совсем мельком, или как страдательная сторона. Здесь он впервые выступает, как действующее лицо, и к концу по сути дела он сходит со сцены, он весь «поместился» в этот раздел, как активный деятель, который почти всегда является игрушкой в руках кого-то, кто решает и осуществляет, то есть, он очень своеобразная фигура. Одно очень существенное замечание для размышления, что Авраам, Ицхак и Яаков называются Авот потому, что каждый из них не является продолжением чего-то, а является прародителем чего-то. Как же тогда у одного и того же народа могут быть три Прародителя, как могут у него быть три начала? Некоторый импульс к размышлению мы получаем от того, что Ицхак, по крайней мере в начале нашего раздела, занимается тем, что откапывает колодцы, которые уже раньше выкапал Авраам, но их засыпали палестинцы, и он как бы откапывает их заново и открывает в них и свою деятельность и то, что  в них вложил Авраам. Он даёт им те же самые имена. Конечно, основой этой главы является взаимоотношение между Яаковом и Эсавом – они братья-близнецы, которые противоположны друг другу. Когда Ицхак хочет благословить Эсава, он произносит знаменитую фразу: «Голос – голос Яакова, а руки – руки Эсава». Отсюда мы видим то, и это было довольно ясно и из предыдущего, что самое сильное свойство Эсава – это руки, действие, а самое сильное свойство Яакова – это голос. Ицхак недоумевает, почему «голос одного, а руки – другого»?  На самом деле причина в том, что Яаков купил первородство у Эсава, и тем самым к его голосу прибавились руки Эсава. И Яаков взял на себя двойную функцию: он теперь должен быть и голосом, который проникает во внутреннюю суть, и руками, которые что-то делают во внешнем мире. В Талмуде есть такое обсуждение, что важнее: действие или учение? После долгих споров приходят у выводу, что важнее учение, которое приводит к действию. На первый взгляд это кажется парадоксальным, но на самом деле только это и имеет смысл, потому что Всевышний сотворил мир речениями и деланием, то есть, и тем и другим. «Дибур» - это основное свойство, заложенное в человека, основная особенность. Поэтому понятно, что внутренняя суть связана с голосом – «голос Яакова», и Яаков появляется на сцене, как человек, который «сидит в шатрах». По простому смыслу это означает, что он пастух; по мидрашу он занимается Торой. На уровне мидраша получается так, что это человек, который только хочет, чтобы его оставили в покое, и дали ему заниматься Торой. Однако, как говорит hалаха, если человек занимается Торой, но появляется необходимость в действии, которое он должен выполнить, то он обязан оставить Тору, и сделать действия, хотя эти действия несомненно уступают по важности Торе. Поэтому то, что происходит в этой жизненной полосе от юности и до зрелых лет между Яаковом и Эсавом, это то, что Эсав, который должен был свои руки поставить на службу голосу Яакова, он этого не сделал, поэтому в конце, как говорит мидраш, только голова Эсава оказалась похороненной  тоже в пещере Махпела, потому что голова у него была хорошая, только он не на то её употребил, он не довёл руки до нужного уровня, чтобы поддерживать Яакова. А Яаков оказывается таким человеком, который как раз  и представляет собой эту первостепенную важность учения, которое не имеет другой возможности реализоваться, кроме как делать в нём перерывы и заниматься действием в практическом мире, а это, в частности, значит «как изхитриться».  Вся следующая глава как раз будет посвящена тому, как Яакову, главным свойством которого является прямота, приходится всё время ходить «криво». 

Ответ на вопрос:

Как понимать «наасэ ве-нишма»? – Это ровно то же самое. Если мы сначала будем делать, а потом почитаем инструкцию, как делать, это уже будет даже и не по-еврейски. Может быть, так было в самые революционные годы в Китае: поднялись и перебили всех воробьёв. Понятно, что раньше, чем делать, человек ознакомится с инструкцией, что и как делать. Но если он на этом остановится, то он «поставил телегу впереди коня», он погубил самое главное. Делание является средним звеном этой цепи: я учу, что делать; потом делаю; возвращаюсь, чтобы лучше понять, о чём там была речь. То есть, «наасэ ве-нишма» означает, что мы сначала сделаем на том уровне, на каком мы в курсе дела, а потом вернёмся к более глубокому пониманию того, о чём речь. Это связано с тем, о чём мы говорим.

Ответ на вопрос:

Верно ли, что  у Ишмаэля тоже было двенадцать князей? – Безусловно, что это так, и есть такая линия в цивилизации древнего Востока, что только тот, кто породил двенадцать князей, считается прародителем некоторого народа. Поэтому, и Ишмаэль и Эсав к таким относятся.

Ответ на вопрос:

Почему Тора, которая многие заповеди даже даёт намёком, однако, о том, как Элиэзер получал задание Авраама и его исполнял, и рассказывал об этом, это повторяется несколько раз и занимает много места? – Это, действительно, удивляет даже мудрецов, но они дают нам ответ. Ответ такой. Они сказали, что рассказ о делах рабов Праотцов драгоценнее для Всевышнего, чем самые первосортные заповеди сыновей. О чём это говорит, почему драгоценны?  Можно думать, что основная особенность раздела, который мы читали в прошедший шабат, «Хаей Сара», в том,  что это первый раздел Торы, котрый начинается со слова «жизнь», есть ещё один в книге Берешит, и оба раздела начинаются со смерти и кончаются смертью. В некотором смысле этот раздел совершенно особенный: он начинается с того, что Авраам приобретает эту пещеру, идя на очень большие усилия, он всё своё общественное положение ставит на карту, чтобы приобрести эту пещеру. Почему эта пещера ему так драгоценна? Можно легко понять, почему ему надо было приобрести участок – потому что это повышет его гражданский статус, так как он до сих пор был человеком с «видом на жительство», а  если он приобрёл участок, то он становится в каком-то смысле ближе к гражданскому положению.  Конечно, он не полностью гражданин, так как участок не для того, чтобы пахать, а для захоронения, но всё равно он уже какой-то владелец земельного участка. Эта пещера «Махпела» может пониматься, как сдвоенная, но не в том смысле, что там две пещеры, а в том смысле, что она двойная. Это свойство двойности  самая характерная особенность этого раздела Хаей Сара. Также и рассказ про раба Элиэзера тоже удвоен, повторяется и повторяется  для того, чтобы нас научить чему-то очень важному. То есть, научить тому, что человек, который по-настоящему живёт в этом мире, одновременно в какой-то степени  (и даже в очень большой степени) живёт и в Грядущем мире, только он этого не воспринимает, может быть, только чуть-чуть. И про Сару говорится: «Шней хайей Сара» «годы жизни, две жизни Сары». Все её дни полноценны, складываются. А про Элиэзера мы учим массу вещей и только за счёт того, что мы сравниваем, как описано само поручение, и как он потом рассказывает о нём; как он исполнял, и как он об этом исполнении рассказывает. Можно привести только один пример. Сколько раз во всей этой длинной истории называется имя Элиэзер? Оказывается, что оно не называется ни одного раза! Он называется или «эвер» или «иш». Всякий раз, когда он взаимодействует с посылающим, то он называется эвер, всякий раз, когда он взаимодействует с тем, к кому его посылали, он называется иш. Отсюда мы учим, каким должен быть посланец. Он не существует, как отдельная самостоятельная личность, он как бы рука пославшего. Поэтому, когда он с пославшим, то он эвер, но когда он представляет пославшего, то он представляет его со всей гордостью, со всем величием, которое ему полагается, и т.д. На самом деле это объясняет слова мудрецов, почему рассказы о рабе Отцов драгоценнее Всевышнему? Это потому, что  здесь каждое слово – это Тора.

Книга Бемидбар. Очищение Левитов.

Восьмая глава книги Бемидбар, начиная с пятого стиха, и до конца  главы занимается вопросом выделения (отделения) Левитов из среды всего народа. Говорил Всевышний Моше: «Возьми  Левитов из среды сынов Израиля и очисть их». И так сделай им, чтобы очистить их: побрызгай на них «мей хатат» - раствором препарата из пепла красной коровы, и проведут бритву по всему их телу, и постирают их одежду, и очистятся они.  Это первый отрывок, который даёт инструкцию, как следует отделять Левитов. Прежде всего о слове «ках». Мы неоднократно встречаем в Торе это слово «ках» – «возьми». В частности, в разделе «Хаей Сара», который мы обсуждали, там ещё одна особенность, которая бросается в глаза, это то, что Авраам так подробно описан в сцене торговли, заключения сделки,  с Эфроном. Там появляется очень важная фраза: «Возьми деньги». Оттуда учат мудрецы, что земельные участки приобретаются за деньги, и это очень неочевидная вещь. При этом, вопрос о том, что употреблённое  слово «ках» обозначает или физически взять или приобрести, это понятно. Однако в нашем стихе говорится: «Возьми Левитов». Что значит «Взять Левитов»?  Впервые применение этого слова к человеку мы встречаем в книге Берешит, когда Всевышний взял человека, которого Он вылепил, и поместил его в Эденский сад. Нам объясняет мидраш и Раши повторяет, что всегда, когда про человека говорится «взял» или  «возьми», имеется в виду «возьми его словами». То есть, говори ему слова, обращённые к сердцу, говори: «Счастливы вы, что удостоились быть служителями Всевышнего». Отсюда внимательные люди говорят, что раз надо их уговаривать, что это хорошо, то очевидно, что это плохо, так как в противном случае уговаривать не надо. Понятно, что если человека надо убеждать, что ему будет лучше, значит он непосредственно видит, что ему будет хуже. То же самое касается Адама. Раз его надо было уговаривать, то понятно, что перейдя из того места, где его вылепили, в Эденский сад, он непосредственно проигрывает. Отсюда важный вывод, что Эрэц Исраэль выше уровнем, чем райский сад. Так и с Левитами, которых «приглашают» в совсем неидеальные условия. Точно так же, как душу надо уговаривать из-под престола Божественной славы спускаться в этот нижний мир. Очень трудно привести соображения, что она выиграет, если она спустится из царского дворца в это болото. Это очень серьёзный и болезненный вопрос, но на него есть ответ. Возьмём более ограниченную ситуацию, когда ребёнка надо уговаривать, что ему стоит пойти выкупаться или, что ему стоит пойти в детский сад пока мама вернётся с работы.  Он не так легко проникнется вашей логикой и будет долго сопротивляться и даже рыдать, хотя ему говорится, что лучше быть читстым, или, что хорошо привыкнуть к самостоятельной жизни, к общению со сверстниками. Вопрос в том, почему душе можно в принципе объяснить, что она выиграет, спускаясь в этот мир, несовершенный, из абсолютно совершенных высот престола Божественной славы? Мудрецы дают такой ответ, что там, в царском дворце, у неё ни в чём нет недостатка, она, как яма, налитая дополна, до краёв, и больше налить невозможно. Единственный изъян состоит в том, что она там не является источником своей полноты, туда кто-то налил снаружи. Ясно, что Кто сотворил, Тот и налил. То есть, сколько ты человека ни обеспечивай, и ни одевай, он будет «маникеном» до тех пор, пока он сам не станет источником своего пропитания, знания, богатства и т.д.  Поэтому, задача, ради которой душа спускается из Божественных высот в этот мир, заключается в том, чтобы из ямы, полной, превратиться в источник, который сам наполняет себя; вместо  ямы, чтобы получился фонтан. При этом, Всевышний не «вышвыривает» её, а спускает, объясняя, для чего это делает. Душе дают объяснение ради чего этот «спуск» ради того, чтобы стать источником вместо получателя. Почему? – Потому что Всевышний создал этот мир для того, как Он сформулировал: «Сделаем человека». Что такое человек? – Он создан по образу Бога. А в чём образ Бога? – Бог только даёт, Он ничего не получает. Поэтому, если человек может превращаться в дающего, в созидателя, то это и есть процесс реализации задачи, ради которой сотворён мир.

Ответ на вопрос

Что же будет, если все будут давать? – Это такая проблема, на которую есть ответ. Этот ответ говорит, что порядочный человек должен брать у другого ровно столько, чтобы иметь реальный повод сказать спасибо.

Что же мы имеем с Левитами, что с ними происходит? В какой момент Всевышний даёт эту заповедь «отделить Левитов»? – Это происходит в тот момент, когда Мишкан уже введен в строй или непосредственно перед этим, когда закончились семь дней подготовки, и Левитам надо приступать к работе, но они не могут приступать к работе, не очистившись, их надо очистить. Но дело не только в очищении, а дело в том, что они вообще не выделены. Даже, если мы знаем из мидраша, что в Египте Левиты были на особом положении, это всё к данному моменту забылось, потому что в сцене у Синая весь народ спаялся в одно целое. Левиты теперь перемешаны со всем народом. Несмотря на то, что Левиты не участвовали в грехе золотого тельца, они не стали от этого выделенными, они не живут особо, они рстворены в народе. Ибн Эзра прямо пишет, что после Синая не только Левиты, но и вообще все колена были перемешаны. Почему же сейчас нужно выделять Левитов? Ответ очень простой: потому, что они не выделены. На Синае возникло абсолютное единство всего народа. Там, безусловно, появилась трещина из-за золотого тельца, но структура народа – это некоторая «стекловидная масса», которая спаялась в результате того, что они «видели звуки», о чём таргум Йонатан  говорит, что это означает, что каждый видит, как эти звуки воспринимаются каждым другим. Это значит, что возник единый организм, но в этом организме одно плохо: его единство подарено ему Сверху, оно не выработано его собственными усилиями. Это всё та же самая проблема, это тоже почти полное совершенство, которым обладает Адам, когда его вылепили, это та же полнота ямы, в которую налили снаружи, но это ещё не подобие Богу. Поэтому Бог, показав, что такое единство, хочет, чобы они его вырабатывали сами. Не является идеалом просто их «склеить» и сказать, что это одно целое. Они должны сами из себя сделать целое. Поэтому нужно начать их разнимать на части для того, чтобы они построили единство не как эту «стекловидную массу», а чтобы они составили целое из отдельных кристалликов. Можно полагать, что вся специфика этой части книги Бемидбар, всё, чем мы до сих пор занимаемся, это закладывание такой «кристаллической структуры».  Что это такое? Чтобы народ состоял из колен, колено состояло из семей, то есть, это клеточная структура народа, без которой это будет некая разжиженная, аморфная масса, которая может и застывать и расплавиться, но это совсем не то. Почему Левитов надо выделить, это понятно: они предназначены для определённой службы, для службы священнослужения. На эту службу были предназначены первенцы по крайней мере с того момента, когда Всевышний поражал первенцев в Египте и защитил первенцев народа Израиля. Тогда все первенцы среди людей, среди скота, стали посвященными Богу и первенцы должны были вести священнослужение. Однако, они показали себя плохо в истории с золотым тельцом, и были заменены Левитами. Теперь Левиты должны продвинуться вперёд и для этого их нужно очищать. От чего очищать? В стихе седьмом говорится: «Так сделайте, чтобы их очистить». И говорится, что надо побрызгать на них раствором препарата, изготовленного из пепла красной коровы, и этот препарат необходим для очищения от нечистоты мёртвого.  А кто там был нечист нечистотой мёртвого? Прежде всего, те Левиты, которые убивали зачинщиков греха золотого тельца. Они давно нечисты, но до сих пор не было этого препарата. Красную корову сожгут только второго Нисана и начнут брызгать только третьего. Сейчас, первого Нисана,  как раз самое время дать инструкции, как и что делать. Но кроме этой процедуры брызганья от нечистоты мёртвого, нужно ещё их наголо побрить. Опуская детали, можно сказать, что общее мнение комментаторов и мудрецов такое, что их сбривали начисто, как «тыкву». И Моше, поскольку он тоже левит, был так же побрит. Такая процедура полагается для человека, который был прокаженным. Раши объясняет так, что так же, как прокаженный считается, как мёртвый, так же как и те, кто служил идолу, это всё равно, что служение мёртвых, и поэтому  приравнивают их с прокаженными. Таким образом, нечистота мёртвого – это действительно есть, потому что многие из Левитов  нечисты, а эта процедура, предназначенная для прокаженных, она для искупление греха золотого тельца.

Ответ на вопрос:  

Ведь как раз Левиты в грехе золотого тельца не участвовали? Это совершенно правильное соображение. Мы исходим из того, что нам передали верную информацию: ни один из колена Левитов не причастен к греху поклонения золотому тельцу. Что же тогда получается: одни грешили, а другие очищаются? Действительно, Аарон сам был главным изготовителем этого тельца. Раббейну Пхай пишет так, что поскольку Левиты заменяют первенцов, ставших негодными из-за истории с тельцом, то поэтому, если бы Левиты не очистились от этого греха, совершённого первенцами, то они не смогли бы приступить к службе, потому что есть некая линия от Сотворения мира: Всевышний хочет, чтобы кто-то служил ответственным за исполнение задачи, ради которой Он сотворил этот мир. Есть немало мидрашей, которые говорят, что Моше искупил грех поколения Потопа и поколения Башни и поэтому его надо было помещать в Ковчег (который совсем не похож на ковчег Ноаха), потому что теперь Моше становится ответственным исполнителем  той задачи, с которой не справились поколения Потопа и Вавилонской башни.  Не очень ясно, почему Моше не заставили исправлять и грех Адама? Наверное, это будет поручено только Машиаху, когда он придет. И таким образом, мы видим чётко прослеживаемую линию, что тот, кто становится ответственным исполнителем, он не должен говорить, что это было до моей каденции, а он обязан исправить грех предыдущего неудачливого исполнителя. 

Ответ на вопрос:

Почему должен был исправлять Моше грехи предыдущих поколений? – Это классический вопрос: за что? Ответ такой, что если тебе поручили ответственность за исполнение, то нужно исполнять линию, в которой нет разорванного куска. Если образовался разрыв в «канате», то куда же им можно тянуть? Если ты стал ответственным, то ты отвечаешь не только за этот участок, а за «весь канат». Ноах не справился с задачей, потому что он не просил за свое поколение. 

Ответ на вопрос:   

Как очищаются коhены? Коhены не очищаются так же, как Левиты, по той простой причине, что они уже выделены  раньше, они уже проходили очищение на протяжении семи дней подготовки Мишкана. Как и когда брызгали на коhенов?  До второго Нисана препарат ещё не был готов. Есть какие-то обсуждения у комментаторов, что и на коhенов должны были тоже побрызгать. Коhенов заведомо не брили. Мы видим описание, когда Моше помазывал Аарона маслом, то масло текло по его бороде. То есть, бритый, как тыква, Моше помазывал бородатого Аарона.

Ответ на вопрос:

Откуда могли быть там чистые, которые  могли готовить препарат и брызгать? –  Там, безусловно, были чистые, которые никогда не прикасались к мёртвому. В пустыне никто особенно и не умирал. Нечистым считается только нечистота мёртвого. И всегда можно вечером окунуться, у них есть походный колодец, который является «ходячей миквой», очищаюшей от ритуальной, духовной,  нечистоты.

Приношение жертвоприношений и «отбор» Левитов

В стихе восьмом говорится: «И возьмут двухлетнего быка  и  

приношения к нему мучные из отборной муки, замешанной на масле; и второго быка такого же возраста возьмешь в качестве корбана хатат». Это очень любопытное, довольно корявое, построение фразы,  и непонятно: возьмёшь быка в качестве чего? Зачем говорится, что ещё один – это второй, это и так понятно. Второй бык в качестве хатата. Однако, не ясно, в качестве кого  первый бык ? Мы увидим потом, что первый – это «ола», и это обычная пара: «ола и хатат». Есть определённые тонкости в их принесении, и поэтому так запутанно сформулировано. Мы не будем входить в детали жертвоприношений. Единственно, что стоит сказать, что обычно хатат – за грех, за грех золотого тельца, то есть, эа грех идолопоклонства. При этом, за идолопоклонство, которое совершено по ошибке, обычно приносят вовсе не быка. Обычно быка приносят в качестве ола и козла в качестве хатат. Здесь же такое единичное распоряжение, чтобы и то и другое было быком. Может быть, в память о грехе золотого тельца, но есть и другие соображения.

В стихах с девятого по двенадцатый сказано: «И подведёшь Левитов к шатру собрания, и соберешь всю общину сынов Израиля. И приблизишь Левитов ко Всевышнему, и возложат сыны Израиля свои руки на Левитов. И взмахнёт (вознесёт) Аарон Левитами перед Всевышним. И ты отделишь Левитов из среды сынов Израиля, и будут Мне Левиты». Что происходит? Сначала подводят Левитов к Мишкану. После этого собирают весь народ абсолютно, потому что Левиты должны быть отобраны из всего народа, народ должен их выделить из своей среды. Потом Левитов вводят во внутренний двор Мишкана. Как понимать, что народ «возлагает руки», ведь их там более миллиона человек? Есть такое разумное мнение,  что старейшины здесь выступают в качестве представителей народа. То есть, с Левитами поступают так, что они как бы «корбан» от имени народа: мы согрешили и за это мы отдаём Левитов. А Левиты возлагают руки на жертвенных животных и вместо себя посылают животных. Дело в том, что бывает целый ряд таких корбанот, например, прокажённый, когда он очищается от своей проказы, он приносит специальный корбан «ашам», и этот корбан требует, в частности,  некоторых движений: вперёд-назад и вверх- вниз. Это как бы посвящение Небу. Это делается  в ряде случаев со многими корбанот, это всё написано в Торе. Что касается того, сколько было таких «взмахиваний» Левитами, имеется спор между ришоним. Раши считает, что их было три, а Ибн Эзра считает, что два. Как же всё-таки «взмахивают» Левитами? Вообще раскачивание какой-то очень выразительный жест, и это важная часть человеческой знаковой системы.

Ответ на вопрос:

Всех ли Левитов отделяют? Отделяют Левитов всех. Скорее всего, что в этой процедуре участвовали только те Левиты, которые подлежат пересчёту. С одной стороны, это дети, начиная с одного месяца, а с другой стороны, логично предположить, что это только те Левиты, которые приступают к службе, но с этим есть некоторая проблема, которую мы обсудим в следующий раз, потому что у нас будет сказано, что служат с двадцати пятилетнего возраста, а раньше было сказано в предыдущем разделе, что с тридцатилетнего возраста. 

Ответ на вопрос:

Необходимо ли было окунание в микву? Практически ни у одного комментатора нет сомнения в том, что не бывает очищения без окунания в микву. Бывает лёгкое очищение, когда не требуется  стирки одежды и достаточно окунаться в микву. Если следует очищаться, то окунание обязательно, а если написано «стирка», то стирка тоже обязательна. В пустыне им не надо было иметь смену одежды, поскольку стирка происходила на них, так же как глажка, и как на детях росла обувь вместе с ними.