К оглавлению лекций З.Дашевского по Торе

Книга Бемидбар Лекция 48.

(26. 12. 06.)

Дни постов и траура.

Установление четырёх дней поста по книге Захария. С чем они связаны
Понимание, что события вскрывают характер выделенных дней. Разные объяснения дня десятого Тевета. Ответ на вопрос: о выражении  «беэцем hа-йом»
Тяжёлые пророчества Йехэзкеля и ответ старейшин Смысл прорыва через безнадёжность О чтении Каддиша в день десятого Тевета
Объяснение связи с десятым Тевета перевода Торы на гречесий язык

Бемидбар. Раздел «Корах»

Восстание Кораха. Обращение восставших к Моше. Происхождение Кораха и его претензии. Ответ на вопрос: кто называется князем
Влияние бунта Кораха и его «пружина». О «ревности» ангелов. Ответ на вопрос: о бунте Кораха, как о бунте против Всевышнего
Правота Кораха в бесконечно далёком будущем

Дни постов и траурных событий

Установление четырёх дней поста по книге Захария

Сейчас закончилась первая пятидневка месяца Тевет. Это заставляет нас несколько изменить обычный порядок, когда мы начинаем разговор с обсуждения текущих недельных разделов, и несмотря на то, что эти недельные разделы необычайно важные и напряжённые, всё -таки приоритет тому, что происходит в реальном времени, а поскольку через несколько дней, десятого Тевета – это заметная дата, пост, то стоит поговорить немного об этом дне и о связанных постах. Так что же это за пост?  В связи с трагическими событиями периода разрушения Первого Храма пророки и мудрецы установили четыре дня в качестве дней поста и траура. Они упоминаются в нескольких местах в Танахе; в связном виде их обычно приводят из книги пророка Захария, где есть ещё тот плюс, что они приведены в контексте утешительного пророчества, а именно, там говорится так: «Пост четвёртого, пост пятого, пост седьмого и пост десятого будут днями веселья и радости в будущем».  Это обсуждается в связи с тем, надо ли соблюдать эти дни в качестве постов а период Второго Храма, когда вроде бы зачем плакать о разрушении Храма, когда Храм уже построен? Нам сейчас не стоит обсуждать эти «тонкие» проблемы, у нас Храм не построен. Поэтому нет сомнений в том, что в наши дни все эти четыре поста мы должны соблюдать. Соблюдение поста не сводится к тому, что мы героически не едим и не пьём, но на нас лежит обязанность попытаться каждый раз, подходя к этому дню,  понять, в чём смысл событий, который были тогда, и какую они имеют связь с тем состоянием, в котором мы находимся сегодня. Что означают эти обозначения: пост четвёртого, пост пятого, пост седьмого и пост десятого? – Это номера месяцев еврейского года; месяцы у нас считаются от Нисана. Таким образом, четвёртый месяц – это Тамуз, и это пост семнадцатого Тамуза. По поводу даты есть сомнения,  и мы говорили о том, что в одних книгах Танаха пишется семнадцатое, а в других – девятое. Тем не менее пост установлен семнадцатого и нет сомнения, с чем связан этот пост – с тем, что в этот день пробита стена города Иерусалима, и тем самым потеряна окончательно наша независимость, так как нет независимости с пробитой стеной. Пост пятого – это девятое Ава, когда были разрушены и Первый и Второй Храмы и т.д. Пост седьмого – это пост Гедалии.  Дата этого события убийства Гедалии вообще не сообщается, но считается, что он был убит первого числа месяца Тишрей. Почему убийство одного праведного человека стало траурной датой – это заслуживает некоторого обсуждения. И, наконец, пост десятого  – это месяц Тевет, тот, который у нас сейчас. По поводу события, послужившего основанием для установления поста в десятом месяце, есть спор среди мудрецов: hалаха установлена по мнению рабби Акивы, который считает, что таким событием является начало осады Иерусалима войсками вавилонского царя  Невухаднецара, и эта дата нам известна абсолютно точно, она указана в нескольких местах в Танахе. Но ученик рабби Акивы рабби Шимон бар Йохай не согласен с учителем. Он не согласен не с датой этой осады, потому что тут спорить нечего, а он не согласен с тем, что слова «пост десятого» подразумевают десятое число этого месяца. Почему? Он говорит, что если так понимать, то получается, что пророк Захария перечисляет события только в порядке месяцев года, но не в логическом порядке развития событий. Получается, что он сначала называет пробитие стены; потом сжигание Храма; потом полное изгнание из-за убийства Гедалии; и только потом – начало осады, которое было по месяцам позже, но  на два с половиной года раньше, чем была пробита стена. Поэтому рабби Шимон бар Йохай считает, что пост десятого месяца назначен в связи с другим трагическим событием, а именно, событием, которое следовало хронологически  после разрушения Храма, и после убийства Гедалии, а именно, когда весть о сожжении Храма достигла еврейской общины Вавилона. Это по хронологии произошло пятого числа месяца Тевет. Почему эта весть двигалась так долго?  На этот вопрос ответить довольно трудно. Но он считает, что пятого Тевета весть о том, что сожжён Храм, достигла  Вавилона,  и еврейская община установила день, когда они получили это горестное известие, как день поста, такой же, как день сожжения Храма.  В Тевете произошло ещё два тяжёлых события. Восьмого Тевета был завершён перевод Торы на греческий языки  и девятого числа умер Эзра. Всё происходило, конечно, в разные годы. Получается, что в эти пять-шесть дней от пятого до десятого числа месяца Тевет сконцентрированы такие тяжёлые события на первый ызгляд очень разного характера. Если считать, что главное событие, в связи с которым установлен этот день поста, –  начало осады Иерусалима, то надо понять в чём суть этого дня, почему начало осады  – такая выделенная вещь?

Понимание, что события вскрывают характер выделенных дней

У нас, в нашей истории хватает трагических событий. Часто задают вопрос: почему мы отмечаем постом и трауром события далёкой древности, а более поздние события никак не дают основания вводить новые посты?  Если по поводу каждой трагедии их вводить, то у нас не хватит дней календаря. Поэтому, в принципе объяснение таково, что не по поводу каких-то конкретных событий устанавливаются праздничные или траурные дни в нашем календаре, а наоборот, события вскрывают характер выделенных дней. Например, есть такие выделенные дни, как Песах, для выхода на свободу и т.д. И бывают дни, которые таят в себе очень тяжёлый потенциал, и для того, чтобы такой день превратить в день радости, требуется очень серьёзная работа.  Если считать, что в списке, который перечисляет пророк Захария, под «десятым месяцем» он понимает как раз десятое число, когда началась осада, то надо понять, почему он называет этот день последним, если он и логически и хронологически должен быть началом  всей этой цепочки развития событий. Есть такое существенное объяснение рава Шабтая Раппопорта, что всё-таки есть путь понять даже точку зрения рабби Акивы с такой стороны, что хотя хронологически  десятое Тевета – это только начало всего нарастающего разрушения, но в некотором смысле мы видим в этом дне, как он описан в книге пророка Йехэзкеля,  самую вершину безнадёжности разрушения. Двадцать четвёртая глава Йехэзкеля – это действительно страшная глава. Во-первых, она начинается так: «И было слово Господне ко мне в году девятом, в месяце десятом, в десятый день месяца, и было сказано: «Сын человеческий, запиши имя этого дня, самый день этот; в сути этого дня начал царь Бавэля осаду Иерусалима». Два раза упоминается «суть этого дня», и это выражение совсем не часто встречается в Торе и в Танахе. Это очень серьёзные слова, потому что суть дня – это не просто обозначение какой-то части дня, а это значит, что этот день является очень существенным для того, чтобы в мире раскрывалась Слава Всевышнего (для этого мир существует). Эта Слава иногда раскрывается через радость, а иногда через то, что нам представляется прямо противоположным радости. Что такое «имя дня» комментаторы объясняют, но нельзя сказать так, что имя дня – это ень недели, а суть дня – это день месяца, это представляется настолько слабым уровнем объяснения: неужели Всевышний говорит, чтобы он записал, какой это день недели? Почему это может быть существенно? На самом деле очень трудно понять, зачем сказано: «запиши имя этого дня».

Ответ на вопрос:

Почему так часто употребляется это выражение «беэцем hа-йом»? – Первый раз этот оборот встречается, когда говорится о том, что Ноах с остальными вошёл в Ковчег. И в дальнейшем он встречается в очень серьёзных ситуациях. Так, Израиль выходит из Египта «беэцем hа-йом», и Авраам делает обрезание «беэцем hа-йом» То есть, когда можно ожидать существенного сопротивления враждебных сил, то говорится: «посреди белого дня». Это не значит, что происходит нечто плохое, а когда происходит что-то существенное, даже про смерть Моше так говорится.

Тяжёлые пророчества Йехэзкеля и ответ старейшин

Надо учесть, что пророк Йехэзкель в это время находится далеко, в изгнании. То, что ему в этот самый день передано, и велено записать, что сегодня, пятого числа, начинается осада Иерусалима, является прямой убедительной доказательной иллюстрацией того, что он настоящий пророк (иначе нельзя понять, как он мог получить в тот же день эти сведения). Зачем это сообщение было нужно? – Затем, что за этим следует тяжелейшее пророчество. Это пророчество не словами, а демонстрацией: он в котёл складывает прекрасные кости, ставит на огонь, и они долго варятся, но они всё еще сырые, а потом сгорает всё дотла вместе с котлом, и нет никакого остатка и нет надежды – это конец, полная безнадежность. То есть, момент осады закладывает, по крайней мере для пророка, находящегося в стороне, сразу закладывает сведения о том, что это – всё, что преступления переполнили чашу и никакой надежды ни на что нет. Когда старейшины говорят Йехэзкелю: «Господин, который прогнал раба, или муж, который прогнал жену – то всё – разорвана связь, никакой связи больше нет», то на это Йехэзкель отвечает пророчеством. Он говорит, что Всевышний сказал: «Кипящий гневом Я буду царствовать над вами; вы не думайте, что вы получили «увольнительную». Я всё равно буду царствовать над вами! Но только, если вы будете вести себя правильно, то это будет явное проявление Славы Всевышнего, а если нет, то это будет жестокое царствование деспотов, которые будут затуманивать Царство Всевышнего в мире. И через освобождение от этого всё равно будет раскрываться Слава Всевышнего.  То есть, как вы ни «крутитись», Его Слава  всё равно через вас раскроется! Вопрос только в том,  какой силы, какой остроты кол надо тесать на вашей голове пока вы наконец не остепенитесь». Сила этого дня именно в том, что через безнадёжность мы должны прорваться к тому, чтобы исполнять свою функцию – быть проводниками раскрытия Славы Всевышнего в этом мире. Мы знаем, что в наше время, после создания государства Израиль на этот день десятого Тевета наложена ещё новая сторона, в этот день мы читаем Каддиш по всем тем жертвам Катастрофы, чей день смерти не известен. Многие люди, длёкие от нашей традиции, ошибочно считают, что Каддиш связан с чем-то таким поминально-погребальным. Но ничего похоронного в тексте Каддиша нет даже близко. Каддиш – это текст необычайно высокого прославления Всевышнего и призыв, мольба о том, чтобы Его великое Имя открылось во всех мирах. Это настолько высокое прославление, что его читают только по арамейски и только в миньяне . Есть такое народное объяснение, что ангелы понимают все языки, кроме арамейского, и чтобы они не ревновали, что люди так высоко прославляют, мы и говорим это на не понятном для них языке. Почему в годовщину смерти человека принято читать Каддиш?  – Потому что, когда в связи с умершим читают Каддиш, то это очень большая заслуга, и это помогает его душе подниматься в будущем мире, и поэтому принято в годовщину смерти, в йорцет, всегда читать Каддиш по умершим.   Читать можно во всех трёх молитвах этого дня, но можно и хотя бы один раз. Если годовщину смерти мы не знаем, то не знаем и такого дня.. Поэтому по жертвам Катастрофы, для подавляющего большинства которых нет точных сведений, установили этот день десятого Тевета, который созвучен, потому что началом осады Иерусалима яляется  движение войск, конечно, по приказу Свыше, поскольку никто бы не осмелился осаждать Иерусалим, где до сих пор было Божественное присутствие. Но когда уже враг начинает осаждать Иерусалим, он делает это с большой радостью, с энтузиазмом, потому что это выпускает на свободу сидящую в окружающих народах ненависть к Израилю. Мы говорили уже о том, что это тяжёлое свойство в них встроено для того, чтобы служить защитным механизмом для сохранения Израиля в живых. Так же, как волки необходимы оленям, чтобы те не умерли от ожирения, так же и антисемитизм задуман в мире для того, чтобы послужить защитным механизмом, чтобы Израиль не забыл о своём предназначении. Поэтому чтение Каддиша по жертвам Катастрофы является очень логичным расширением смысла этого дня.

Когда мы говорим о каком-либо выделенном дне года, будь то праздник или траур, мы стараемся по мере возможности увидеть нет ли какого-нибудь события, которое произошло в этот день  и описано в Торе. По поводу десятого Тевета мы такого события не можем найти, нет такого события, дата которого была бы указана. Относительно семнадцатого Тамуза мы знаем, что Моше в этот день разбил Скрижали, а Девятого Ава вернулись разведчики. Гедалия по большинству мнений убит первого числа месяца Тишрей в Рош-hа-Шана. Если считать, что в этот день был создан человек, то можно с некоторой натяжкой сказать, что произошло событие,  когда змей подбил человека к греху, и корнем этого была ревность. И здесь тоже – этот злодей, который убил Гедалию, действовал прежде всего на почве ревности, поскольку назначили наместником Иудеи Гедалию, который ниже классом, он не из царского дома. В результате ревность и зависть привели к тому, что были перебиты тысячи подвернувшихся под руку евреев. Это лежит на совести Гедалии, который проявил преступную наивность. Что произошло десятого Тевета мы не знаем, но есть некое правдоподобное предположение, что в этот день  братья продали Йосэфа ишмаэлитам. Если это действительно тот день, когда братья продают в рабство того брата, которому они завидуют, то это некоторый содержательный намёк на то, что является корнем наших неприятностей. Возвращаясь к тому не совсем понятному приказанию, когда Всевышний говорит Йехэзкелю: «запиши имя этого дня», то может быть, имеется в виду то имя, которое  появилось в нашем поколении – день общего Каддиша. Дело не только в том, что он общий по всем погибшим, день смерти которых нам не известен, но общий потому, что он объединяет живых, чтобы мы не говорили, что раз Бог допустил такую Катастрофу, то значит нам с Ним не о чём разговаривать. Любые события  – и самые радостные и самые тяжелые, посылаются для того, чтобы мы использовали их для исполнения своей должности.

Объяснение связи с десятым Тевета перевода Торы на гречесий язык.

Несколько слов надо сказать о событии, которое всегда связывается с этим постом  – это перевод Торы на греческий язык. Спрашивается: а в чём же здесь трагедия? Мидраш рассказывает, что царь как-то не совсем хорошо заказал этот перевод. Он посадил семьдесят мудрецов (или семьдесят два мудреца) каждого в отдельный дом, на год и велел переводить, при этом, он запретил им общаться между собой. Ясно, что это не очень способствует достижению наиболее точного перевода, потому что  обычно такой перевод требует обсуждений и обмена мнениями.  Поэтому скорее можно думать, что он хотел «поймать за руку» и изобличить еврейских мудрецов в том, что все они переведут в разнобой.  А они, наоборот, все перевели одинаково, и даже в некоторых местах изменили, и чудо было в том, что все они изменили в одних и тех же местах, и  одинаково. И тем не менее, это считается трагедией, хотя не ясно, что же здесь траурного: «хорошо переводить Тору на другие языки или плохо?  Из всего моря  нашей устной литературы  видно, что это очень хорошо. Когда говорится, что Моше написал Тору, хорошо объяснённую, то  мидрашы объясняют и Раши так говорит,  что написано на семидесяти языках. То есть, Тора предназначена для перевода на все языки. Обычное объяснение того, почему это плохо с переводом на греческий:  это потому, что теперь греческий царь из династии Птоломеев положил этот перевод на книжную полку и сказал: «Теперь у нас тоже есть Тора, и теперь мы тоже евреи». А через считанное количество поколений придут его продолжатели и всё уничтожат и скажут, что это мы евреи, а этих мы исключаем.  Это обычное  довольно понятное рассуждение, но оно как бы чисто историческое.  В Иерусалимском Талмуде приведено совершенно другое объяснение. А именно, там говорится, что это событие очень нехорошее потому, что перевести Тору в совершенстве  невозможно. Получается так, что мудрецы положительно относятся к переводу Торы на другие языки, но теперь эти мудрецы говорят, что перевод Торы на греческий – это трагедия потому, что перевести в совершенстве невозможно,  а что же на другие языки возможно? Конечно, тоже невозможно, и невозможно перевести какой-либо текст в совершенстве. Любой перевод не будет эквивалентен оригиналу. Так что же объясняется? – Получается, что Тору переводить хорошо, а перевод на греческий плох тем, что невозможно перевести в совершенстве! Это явное противоречие. Тем не менее понять это можно. Дело в том, что греческий язык выделяется из всех прочих языков, внешних по отношению к евреям,  своей необычайной красотой, богатством, и это очень ценили наши мудрецы вплоть до того, что было запрещено записывать текст Торы на каком бы то ни было  языке за исключением иврита, кроме греческого. Теперь же перевели на греческий, и это оказалось трагедией. В чём же здесь трагедия?  – Трагедия в том, что  когда перевели на греческий, то греки возомнили, что это  и есть  настоящая Тора, забыв о том, что нет возможности перевести Тору ни на один язык. Переводить Тору на все языки, включая греческий – это очень хорошо, зная при этом, что каждый перевод – это одна из проекций, которая служит «костылём» для  приближения к Торе. Даже не зная иврита, хотя знание иврита остаётся актуальным всегда, и не умея читать подлинник,  но знакомясь с семидесятью переводами, можно по этим проекциям составить какое-то более адекватное представление о Торе. Однако, если взять греческий перевод и сказать, что вот это и есть Тора, как делают христиане, которые говорят, что вот это – библия, и –  всё, то это трагедия, потому что они «ставят костыль» на твёрдое основание и говорят, что это и есть нога. И это плохо! Конечно, плохо и то, что эти «переводчики» не пользуются комментариями, потому что они считают все наши устные традиции выдумками раввинов, и поэтому они полагают, что они сами могут толковать.

Бемидбар. Раздел Корах

Восстание Кораха. Обращение восставших к Моше.

Мы теперь, после длительного разбирания раздела Шелах, переходим к разделу «Корах».  Начало шестнадцатой главы книги Бемидбар очень трудно перевести буквально, потому что сразу мы сталкиваемся с проблемой: «Взял Корах, сын Ицhара, сына Кеhата, сына Леви, и Датан и Авирам, сыновья Элиава, и Он, сын Пэлета, сыновья Реувена, и поднялись перед Моше, и люди из сынов Израиля двести пятьдесят князей общины, назначающие праздники, люди с  именем. И ополчились на Моше и Аарона, и сказали им: «Полно вам! Ведь вся община, все святы, и среди них Всевышний! Отчего же вы будете возноситься над собранием Всевышнего?». Проблема в том, что же взял Корах? Если бы он взял какую-то вещь, то он он просто взял вещь, а если он взял человека, то мы знаем, что обычно объясняют так,  что человека на берут руками, а «берут» означает, что его в чём-то убеждают. Однако, здесь не видно, чтобы Корах взял что-нибудь или кого-нибудь. Если бы Корах взял всех этих названных, то почему сказано «и поднялись»? В нашем переводе сказано, что «Корах отделился». Переводчик так хорошо переводит потому, что он знает комментарий Раши, а Раши ориентируется на перевод Онкелоса. А Онкелос так и переводит «отделился». Но для чего-то написано же «взял»?

И мидраш говорит, что он взял себе худую позицию, то есть он как бы совершил «неправильное  взятие», занял ошибочную позицию. Какую? Корах привлёк на свою сторону этих, фигурируюших в устной традиции, но пока не упоминавшихся активно в явном тексте Натана и Авирама. Эти типы, которые дрались ещё в Египте и их разнимал Моше. И также Корах привлёк неведомого нам Она бен Пэлэта, который появляется только здесь, а потом исчезает неизвестно куда. И они привлекли к своему выступлению ещё «не мало» – двести пятьдесят князей, руководителей народа. И какую же претензию они предъявляют Моше? Они ополчились на Моше и Аарона, и сказали: «рав лахем» - «довольно вам, будет вам», потому что вся община, все святы, и среди них – Всевышний. Вся община состоит из святых людей, почему же вы вдруг над ними возноситесь? Это основной тезис выступления Кораха, и это первый политический бунт в истории нашего народа, до этого мы ничего такого не видели. Корах ранее нигде не упоминается, он был только назван среди потомков Леви. Надо сказать, что Корах был двоюродным братом Моше и Аарона. У их дедушки Кехата было четыре сына. Старший сын Амрам – это отец Моше и Аарона; второй его сын Ицхар –  это отец Кораха; и были ещё два сына. В мидраше связывают выступление Кораха с тем, что он  занимает очень возвышенное положение, потому что помимо того, что он левит, но он первенец второго сына Кhата, и кроме того, он был сказочно богат.  Даже есть такое выражение «богат, как Корах». Откуда взялось богатство Кораха? По мидрашу  его богатство возникло из того, что он раскопал одну или две из сокровищниц, которые Йосэф ссыпал для фараона, когда он продавал зерно окружающим народам. Он тогда собрал невиданные количества серебра и золота. Корах раскопал одну или две из этих сокровищниц, а оставшееся прибрал к рукам Аман. Говорится о совершенно легендарных количествах белых мулов, которые тащили ключи от сокровищниц Кораха. Корах использовал это богатство на то, чтобы привлечь людей на свою сторону. Общая линия такова, что будучи очень богатым и имеющим основание претендовать на высокое положение, он как бы говорит Моше:  Ты первенец у Амрама, и тебе полагается царская должность, но Первосвященничество отдай мне, а ты отдал своему брату. Но теперь, когда остаётся должность князя семейства, ты меня  снова обходишь и отдаешь четвёртому сыну! Зачем ты так делаешь? – Потому что тебе удобно поставить самого младшего, он будет тебе послушен.

Ответ на вопрос:

Почему они называются князьями? –То , что их называют князьями, не означает, что каждый из них был главой колена. Князь может означать просто «возвышенный».  В каждом колене есть обязательно свой малый Санhедрин, и может быть и не один, а глава Санhедрина тоже называется князем. Кроме того, если это действительно происходит после истории с разведчиками, то один из вариантов мидраша говорит, что в числе этих двухсот пятидесяти были те князья, которые приносили двенадцать дней подряд жертвоприношения каждый от своего колена при введении в строй Мишкана. Мы думали, что все они уже к этому времени погибли, поэтому, может быть, что  по этому варианту мидраша надо считать, что восстание Кораха было до истории с разведчиками, и такая версия существует. То, что сказано, что эти двести пятьдесят человек «насией эда», не имеется в виду двенадцать человек самих глав колен, а имеется в виду просто самые привилегированные руководители колен, то есть, это были люди очень образованные и уважаемые, которые обладали квалификацией устанавливать то, в какой год входит дополнительный месяц, будет ли тридцатый день в текущем месяце и пр.

Влияние бунта Кораха и его «пружина»

Таким образом, политическую подоплёку восстания Кораха мы уже, примерно,  описали.  Эта история имеет очень глубокое влияние на вообще всё устройство мира, а не только на нашу последующую историю, потому что до этого не было политических восстаний. Бунт Кораха занимает очень серьёзное место не только потому, что в Торе есть целая глава, посвящённая этому восстанию, но и в мидраше, и в Зоhар и в последующей литературе очень много посвящено анализу этих событий. В любом случае надо признать, что исходной пружиной   этой деятельности Кораха была всё та же зависть и ревность. Это то, о чём Шломо hа-мелех говорит в книге Коhелет: «И видел я весь тяжкий труд и все способности, всё, что делается,  и источником  всего этого служит ревность или зависть (одно и то же слово «кина») человека к ближнему его, и это тоже пустое и злое занятие». То есть, все те действия, даже позитивные, даже продуктивные, которые подожжены завистью и ревностью, с точки зрения Коhелет это пустое и не имеет никакой ценности. Есть множество мидрашей и комментариев, которые говорят, что с самого начала эта пружина работает и портит всё существование человечества. Раббейну Бхае в своём комментарии  к этой главе говорит, что об этот грех споткнулся hевель, когда он увидел, что брат приносит приношения (инициатором-то был Каин), и он решил, что я ещё лучше принесу. Такое «соревнование» к хорошему не приводит. Мало того, в Зоhаре говорится, что ещё раньше у нас было нехорошее развитие событий из-за ревности и зависти, когда ангелы «позавидовали» только что созданному человеку и послали своего представителя, который подбил человека к греху, раздели человека от его нарядной рубашечки, а он был одет в мудрость, и вместо этого подсунули ему сброшенную змеиную кожу, чтобы он оделся в кожаную одежду. Что же получается, что ангел не способен оценить, для чего Творцу надо было создавать человека?  Ко всем отношениям между человеком и ангелами слова «сделаем человека» мидраш рассматривает, как предложение, вынесенное на обсуждение с ангельским Советом. А раз их спрашивают, то они дают «профессиональную оценку»: одни говорят, что стоит, другие говорят, что не стоит, и что вообще с этим «психом» лучше не связываться. Слова из псалма, которые Давид произносит в порыве удивлённой благодарности: «Что такое человек, чтобы Ты помнил о нём? Он такое ничтожество, а Ты так о нём заботишься и спасаешь» – эти слова  вкладываются в мидраше в уста ангелов. Ангелы эти слова: «Что такое человек, чтобы Ты помнил о нём» говорят потому, что они ревнуют, им жалко, что  Хозяин тратит своё внимание на такое неполноценное существо, как человек.

Ответ на вопрос:

Можно ли считать бунт Кораха бунтом против Всевышнего, а не против Моше и Аарона? – Действительно, так Моше вскоре и скажет, что вы бунтуете не против нас с Аароном, а против Всевышнего, но на это у Кораха есть возражение, и он скажет: «Никакие доказательства, которые Моше будет приводить,  на самом деле никого ни в чём не убеждают, потому что я охотно верю, что Бог велел Моше назначить кого-нибудь Первосвященником. Теперь, когда Моше назначил своего брата, то Бог с этим соглашается, но это не значит, что Бог сказал назначить именно его». Это проверить можно только на основе абсолютного доверия к Моше, на основе того, что Моше находится на совершенно другом уровне, чем политические игры. Во всём остальном трудно отличить  политическую интригу и демагогию, а демагогия – это программа Кораха в чистом виде. Поскольку он так смотрит на вещи, то он в этом же подозревает и других.

По поводу этого интересного взгляда, что не только с самого первого поколения человечества, но даже и от Адама идёт эта линия убийственной ревности, следует заметить, что зависть особенно сильна по отношению к братьям. Когда выдвигают твоего брата, то это задевает сильнее всего.  Аарон, наверное, потому и был избран, и он и его потомки будут коhенами потому, что в нём этой заразы не было абсолютно. То есть, это возможно, но это очень редкое качество. Поэтому, когда Моше в конце разговора у горящего куста, когда все его отговорки получили ответ, говорит: «пошли, кого пошлёшь», и  Бог на него сердится, то тут основное объяснение такое, что Моше имеет в виду, что у меня есть старший брат, и ему будет обидно, что младшего послали. Бог же на него сердится потому, что ты не знаешь своего брата! Когда он услышит о твоём избрании, то ничего, кроме радости, не будет в его сердце. И поэтому Аарон получил нагрудник Первосвященника. То есть, нельзя считать, что невозможно, чтобы не было зависти между братьями. Действительно,  в человеческой природе очень часто есть низость, которая пересиливает братскую любовь, но это не всегда.

По поводу того, что Корах со своей компанией взял двести пятьдесят этих руководителей, надо сказать, что это были люди непростые. Классический мидраш говорит, что Корах оделся в одежду целиком цвета тхелэт, и в такие же одежды одел своих сообщников, пришёл к Моше и спросил: «Эта одежда из тхелэта с четырьмя углами требует нити тхелэт или не требует?». И Моше сказал, что требует. Тогда Корех говорит: «Как же так? Ведь  одна нить  на любую одежду является выполнением, а целая одежда цвета тхелэт не является? Получается, что этот Моше выдумывает всё, что взбредёт ему в голову!».  И аналогичный вопрос: «Если комната от пола до потолка набита Свитками Торы, требуется ли мезуза на косяке двери?». Естественно, что ответ Моше такой, что требуется. Так что же хочет сказать Корах? Он хочет сказать, что как вы видите из абсурдности его ответа, что он эти ответы просто выдумывает, чтобы нам осложнять жизнь. Однако, в этом есть некоторый намёк более глубокого свойства, а именно, что весь народ состоит из святых людей, и нам не нужно, чтобы ещё к нам привешивали какую-то голубую ниточку Моше и Аарон, мы  обойдёмся и без неё. «Простая» позиция: «Самозванцев нам не надо. Командиром буду я!». Такая идея, что весь народ состоит сплошь из святых людей – это наглое искажение правды, и это очень подробно разбирает в своём комментарии Мальбим. Он говорит, что Корах здесь допускает одну серьёзную промашку. Он говорит не то, что народ в целом свят, а он говорит: «весь народ святы», то есть, каждый отдельный человек уже свят. И это обман, но обман довольно тонкий, потому что есть заповедь «Будьте святы». Если мы выполняем  заповедь, то всё хорошо в окончательном будущем, и в окончательном будущем он будет прав.  И тогда это  совсем не простая картина, когда получается, что в действительности  Корах более прав, чем Моше, но в бесконечно далёком будущем.  

Правота Кораха в бесконечно далёком будущем.

Есть мишна в трактате Авот, что спор во имя Неба – спор, который пребудет вовеки.  И примером служит спор меджду Гилелем и Шамаем, когда обе стороны правы, и поэтому они стоят на своей правде. А спор не во имя Неба – это спор Кораха и его сообщников. При этом не сказано, что  это спор Кораха и Моше, потому что Кораху с Моше спорить не о чём.  Корах приходит со своими сообщниками и что же они утверждают? Корах из колена Леви, и он обижается, почему из выделенного колена Леви Первосвященником назначили кого-то, но не его. Он считает, что он подходит для Первосвященника. Он берёт себе в компанию Датана, Авирама и ещё одного из колена Реувена, потому что Реувена обидели, у него отняли первенство и отдали Йосэфу. Среди этих двухсот пятидесяти человек все или большинство первенцы, которые говорят: «Почему в Торе сказано, что первенцы святы, посвящены Всевышнему, а у нас отняли служение и отдали Левитам?». То есть, вся эта компания, где все одинаково «против», и все совершенно по-разному «за»; они все друг другу конкуренты. Но страсть к раздору так велика, что она охватывает  самых выдающихся людей. Это очень любопытно и отмечается в самых разных кругах, что если выступает человек с очень серьёзными мыслями, то как правило, приходит не так уж много народа, но когда  объявляют, что будет диспут и ругань между А и Б, то  собирается масса народу, значит будет что-то интересное!  Спор не во имя Неба – это спор из каких-то интересов: ради честолюбия; корысти; и ещё чего-нибудь. И в результате этот спор всегда преследует какую-то конечную цель. Как только одна ступенька освоена, так тут же начинают грызться между собой вчерашние союзники. И в то же время по поводу этой позиции Кораха приводят знаменитый стих из песни субботнего дня: «цадик кетамар эфрах», и из последних букв этих трёх слов «куф», «реш»  и «хет» получается слово Корах, то есть, в будущем, в конечном счёте откроется правота Кораха. Надо помнить, что у Кораха, помимо честолюбия, была ещё одна «козырная карта», которая его погубила окончательно. Известен мидраш о том, что он видел пророческий сон, в котором ему сообщалось, что от него произойдёт человек, равный Моше и Аарону вместе взятым. Мидраш играет на псалме, где Шмуэль приравнивается в некотором отношении к Моше и Аарону вместе взятым. Когда Моше заявит (мы будем об этом говорить в следующий раз), что только один победитель будет в этом конкурсе, то Корах знает ответ, вернее он так думает. Поэтому говорится, что Кораха погубило его «видение». Когда человек видит больше, чем он может понять, то это очень опасно. Была такая простая русская поговорка «много знает, но мало понимает».

Ответ на вопрос:

Какой смысл в имени «Корах»?  – В связи с его восстанием мидраш склоняет слова, связанные с лысиной и т.д., но откуда по-настоящему производится это имя, трудно сказать, Есть много имён в Торе, смысла которых мы не знаем.