К оглавлению лекций З.Дашевского по Торе

Лекция 36. Недельный раздел Ки-Тисса (31:18-32:1)

Последовательность событий, описанных в Торе и хронологическая последовательность.
Моше получил на Синае - всю Тору (31:18)
"И ополчился народ на Аарона..." (32:1)
Евреи абсолютизировали силу и положение Моше

Последовательность событий, описанных в Торе и хронологическая последовательность.

В конце раздела Мишпатим (24:12-24:18), когда Тора заканчивает изложение множества важных законов, говорится, что сказал Всевышний Моше: "Поднимись ко мне на гору, и будь там; и Я дам тебе каменные Скрижали и Тору, и мицву, которую Я написал для того, чтобы обучать им". И встал Моше и Йеhошуа, его служитель, и поднялся Моше в гору к Богу. А старейшинам Моше сказал: "Сидите здесь, пока мы не вернемся к вам". Но в гору поднялся только один Моше, без Йеhошуа, который не возвращался в лагерь, а ждал возвращения Моше внизу, у подножья горы. И Моше продолжает: "А вот, Аарон и Хур с вами, и у кого есть проблемы, пусть обратится к ним". И поднялся Моше в гору, и туман скрыл гору. И Слава Всевышнего находилась над горой Синай, и покрывал гору туман 6 дней; и (Всевышний) позвал Моше на седьмой день из тумана. И вид Славы Всевышнего, как огонь, пожирающий на вершине горы, на глазах всех сыновей Исраэля. И вошел Моше в туман, и поднялся в гору; и был Моше на горе 40 дней и 40 ночей. И это - то, что рассказывается в разделе Мишпатим.

В продолжение (З1:18) говорится: "И дал (Всевышний) Моше, когда он заканчивал разговаривать с ним на горе Синай, две Скрижали Свидетельства, Скрижали каменные, где написано перстом Бога". Имеется принцип, который гласит, что из того порядка, в котором следует описание в Торе, нельзя делать заключения, что именно таков был и хронологический порядок событий. С этим согласны не все. В очень многих местах, где Раши считает, что хронологический порядок отличается от того, который описан в Торе, Рамбан и другие мудрецы нередко с ним не согласны. В данном случае, очевидно, что хронологический порядок таков, что сначала происходила вся та история, которую мы сейчас начинаем обсуждать, а потом уже было приказание строить Храм и т.д.

Раши объясняет, откуда мы видим, что здесь порядок не таков, в каком события излагаются в Торе. Ясно, что история с Золотым Тельцом была на много дней раньше, чем приказание строить мишкан - переносной Храм. Раши ссылается здесь на мидраш Танхума. Он говорит: "Потому что 17-го Тамуза были разбиты Скрижали". И мы знаем, что в этот день, который является постом, произошло много неприятных событий, и первым из них в истории нашего народа явилось то, что Моше разбил Скрижали. И этот эпизод будет в конце того раздела, который мы сейчас начинаем разбирать. Скрижали были разбиты 17-го Тамуза, а в Йом Кипур простил Всевышний Исраэль, и на следующий день они начали приносить свои добровольные приношения для строительства Храма, а был поставлен Храм первого Нисана. Таким образом, мы видим, что никак не может быть правильным такой хронологический порядок, когда сначала идут два раздела, описывающие собирание материала для строительства Храма, а потом - начинается история про то, как евреи поступили нехорошо, как они были наказаны, и потом прощены.

Моше получил на Синае - всю Тору (31:18)

Надо иметь в виду, что когда читается неогласованный текст комментария или Талмуда, то, если повторяется одно и то же слово, например, то трудно понять, что этот текст хочет сказать. Слово "кехалото" - " ", обозначающее "когда он кончил" или "когда он кончал", должно было бы писаться с "вавом", потому что корень этого слова " ". Раши приводит здесь очень красивый мидраш, который говорит, что если Тора пишет какое-то слово необычным образом, то есть, если, например, обычно это слово должно писаться с "вавом", а написано без него, то это делается для того, чтобы нам передать какой-то намек. И намек здесь такой, что вместо слова "лехалот" - "закончить" здесь читается "кекалото" - "в качестве невесты" или - "как его невеста" от слова "кала". То есть, тогда можно понять так, что Всевышний передал Моше Тору, как "невесту".

Раши говорит: "Тора была передана ему в подарок, как невеста жениху, потому что Моше не мог выучить всю Тору в такое короткое время". За 40 дней и ночей, даже если все это время сидеть и учить, нельзя выучить всю Тору. Тут, правда, есть проблема. Мидраш в другом месте спрашивает: "Неужели можно представить себе, что Моше выучил всю Тору? Как же это возможно - выучить всю Тору? По этому поводу есть много мидрашей. И стоит сказать, что игра на слове "кехалото" - очень многосторонняя. Вроде бы ясно, что человек не может за ограниченное время, и не только за 40 дней, но даже и за гораздо больший срок, - выучить всю Тору. А как же мы тогда говорим, что Моше сначала не мог выучить всю Тору, а потом получил ее в подарок - и смог выучить? Наши мудрецы дают такой принципиально важный ответ. Они говорят (в Талмуде, в мидраше): нужно усвоить одно фундаментальное правило, что когда ты учишь Тору, то ты должен учить ее "клалим, клалим", а не отдельными деталями. И это верно не только по отношению к Торе, это верно так же в любой области знаний. Ты не должен составлять мозаику из отдельных фактов и утверждений, а должен составлять некоторую картину, в которой каждому объекту находится его место во взаимосвязи с остальными деталями, известными или неизвестными.

Эту мысль, опираясь на тот мидраш, который мы обсуждаем, ставит в центр своего подхода рабби Моше Хаим Луцато (Рамхаль). Он жил сравнительно недавно, меньше, чем З00 лет назад, и написал большое множество книг; одна из основных его книг - "Дэрэх hа-шем" - "Путь Всевышнего", является конспективным изложением того, как и для чего устроен мир. В предисловии к этой книге он начинает именно с того, что если человек пытается составить свое знание из отдельных частностей, то в результате он замучается, и не получит никакого удовлетворения, потому что существенной частью знания о некотором предмете являются его связи с другими предметами. Поэтому, нужно учить именно "клалим". И Всевышний дал Моше эти общие принципы, которые позволили ему держать внутри общих принципов все частности, даже те, которые еще не возникли. Поэтому мудрецы сказали, что Моше получил на Синае - всю Тору, даже те открытия, которые сделает самый продвинутый ученик в будущем, потому что он получил очень хорошо организованные принципы. Есть вопрос, как же понять, что Моше вдруг проявил такую "неспособность", и что он учит Тору и забывает. Ведь у Моше была довольно приличная память. Ответ состоит в том, что это для того, чтобы дать хороший урок, и дать силу людям с не очень хорошими способностями. Если бы Моше, послушав один раз, все бы понял и запомнил, то тогда бы мы сказали, что это может только Моше, а мы - люди с умеренными способностями, и куда же нам пытаться эту Тору узнать! Так вот, Всевышний сделал так, что и Моше никак не мог ее запомнить, пока не получил ее "в подарок". Что значит, что он получил ее в подарок? Это - интересная проблема, требующая дополнительных размышлений.

Ответ на вопрос: - В том отрывке, который мы рассматривали из конца раздела Мишпатим, Всевышний, приказывая Моше подняться на гору, говорит: "Поднимись ко Мне на гору, и будь там, и Я дам тебе каменные Скрижали и Тору, и мицву, которую Я написал для того, чтобы ты им (Торе и мицве) обучал". Талмуд объясняет так, что Скрижали - это 10 Заповедей; Тора - это Письменная Тора, а мицва - это Устная Тора. Поскольку Всевышний обещает: "Я дам тебе все это там за то время, что ты там будешь", и поскольку Он вряд ли не выполнил свое обещание, мы должны понять, что Он дал Моше всю полноту Устной и Письменной Торы за эти 40 дней. То, что Моше вначале не был в состоянии усвоить все это, выводят из того, что говорится: "Дал ему "кехалото". Если бы Моше усвоил сразу, то скорее он получил бы это, как вещь, которую он как бы сам добыл: он пришел, послушал, усвоил и ушел. Никак нельзя сказать, что лектор дает своему ученику в подарок то знание, которое он ему передает: он приходит, читает лекцию, ученик все это конспектирует, обдумывает, и это - никак не подарок! Это - работа, потому что ученик сам, своим трудом, приобрел эти знания, хотя, конечно, и с помощью лектора, но это не называется подарком. Подарок - это, когда приводят невесту и говорят: получи, она - твоя. И поэтому из драша, который говорит, что Моше получил Тору, как невесту, как подарок, следует, что без подарка у Моше не хватило бы собственных способностей все это получить.

Ответ на вопрос: - Моше, действительно, получил всю полноту Письменной и Устной Торы. Письменную Тору он, в конце концов, всю целиком записал, и тут нет вопросов. Что касается Устной Торы, то он получил основные правила, которые позволяют выводить все частности из Письменной Торы, и принципов Устной Торы. Знал ли Моше конечные ответы на все задачи, которые возникнут в будущем? Это - вопрос сложный. Если, например, человек знает решение некоторого типа задач, то он может быть таким мастером, что он сразу увидит ответ, а может быть и так, что ему надо посидеть и подумать и написать формулу. Мы не знаем, какова была ситуация в случае с Моше. Во всяком случае, то, что Моше получил, по крайней мере, в зародыше, всю полноту Устной Торы, нисколько не отменяет осмысленности работы каждого поколения над этой Торой. Мы обсуждали уже другой Мидраш, что, когда Моше поднялся на гору, и пришел на очередной "урок", то он застал Всевышнего за таким занятием, что Он рисовал коронки над буквами. Он сказал Моше: "Сделай шаг назад", и тот оказался в академии рабби Акивы, и не понял ни одного слова из того, что рабби Акива объяснял. Можно привести более понятный нам пример с Максвеллом, который с помощью совершенно непригодной для этого математики, пытался объяснить нам на неприспособленном языке, что векторы - они, конечно, векторы, но бывают векторы немножко разные. То есть, он пытался создать теорию ковариантных и контравариантных векторов, которой - не существовало! И если бы он открыл книгу ХХ века, где излагается простая теория "ковариантных и контравариантных величин", то он, наверное, без словаря не сразу бы разобрался, о чем идет речь. Так вот, по этой аналогии относительно Торы можно считать, как говорит рабби Соловейчик, что задача каждого поколения состоит в том, чтобы перевести Тору на язык этого поколения.

Продолжение ответа на вопрос. Текст Письменной и Устной Торы существует изначально, и Моше получил его в целом, но язык, на котором мы говорим сегодня, может быть и несколько другим. Может быть, для Моше было бы не так легко толковать такую, например, проблему: можно ли в субботу варить на микроволновой печи? Что такое микроволновая печь ему надо было бы очень долго втолковывать. А может быть, что все это - и не так, потому что мы этого не можем знать. Одним из явных поводов формулировать новую Галаху, является как раз изменение бытовых условий, прогресс технологий, изменение условий жизни, изменение самого человеческого организма, его функционирования. Это все происходит, и это - ставит новые вопросы. Мало того, тут же возникает новая проблема: условия жизни предыдущих поколений становятся для нас не так ясны, как они были ясны живущим в то время. Мы видим, что уже у мудрецов Гемары есть проблемы с некоторыми бытовыми понятиями мудрецов Мишны, и они спорят о том, о чем там идет речь, например, о том, такое это орудие, или - другое? Возникает и должна возникать неотчетливость понимания языка предыдущих поколений. Поэтому, те законы, которые вполне были ясны раньше, теперь становятся в той или иной степени проблематичными. То есть, знания Моше никак не закрывают необходимости и осмысленности знаний последующих поколений. Что именно Моше мог бы сам сформулировать для будущих поколений без помощи знаний этих поколений - это вопрос, на который вряд ли есть однозначный ответ.

Уже говорилось о том, что Раши приводит еще один мидраш, где слово - "кехалото" можно прочесть, как - "невеста его". И это - "давар ахер" - " другое объяснение", то есть, другой взгляд на то же самое место. Здесь - это другой взгляд на ту проблему, что почему-то Тора необычным образом написала это слово "кехалото" без "вав". И дается другое объяснение: "как невеста украшается 24-мя украшениями (по этому поводу Раши отсылает нас к книге Ишаи), то точно так же талмид-хахам - человек, серьезно изучающий Тору, должен быть знатоком в 24-х книгах Танаха". Сложно понять, что именно здесь хочет сказать мидраш. Поскольку мидраш называет человека талмид-хахам, то получается, что это все равно, как если бы сказали: тот, кто является выдающимся химиком, неплохо было бы, чтобы он мог прочесть названия элементов Периодической системы. Вроде бы совершенно очевидно, что талмид-хахам обязан быть специалистом в книгах Танаха! Получается, что мидраш для того, чтобы доказать эту "нетривиальную" истину, приводит это сравнение: "как невеста украшается 24-мя украшениями, - точно так же талмид-хахам должен разбираться в этих книгах". Но ведь на самом деле, эти книги являются для него просто букварем. Если бы не было приведено такое доказательство, то не было бы никакого труда и так принять утверждение, что талмид-хахам должен знать Танах! А тут приводится такое далекое обоснование, выведенное из того, что имеется намек, когда слово стоит без "вава", и можно его прочесть "как невеста" (украшенная 24-мя украшениями), и из этого "выводится", что точно так же мудрец должен знать Танах! Вроде бы и безо всяких "оснований" можно принять такое утверждение. Ответ на вопрос: Откуда взяты это 24 украшения невесты? - Это - традиция: принято, чтобы невеста была так украшена (можно посмотреть книгу Ишаи).

Сказано в стихе 18: "ледабер ито" - "    " - "говорить с ним". Раши задает вопрос: "Что же это значит?" И это значит - излагать Моше те "хуким" и "мишпатим" - "уставы и законы", которые приведены в парашат "Мишпатим", которая начинается (21:1) так: "в элэ hамишпатим" - "    " - - "и вот законы..." Следует отметить, что одной из серьезных технических трудностей, особенно в начале изучения, при чтении Раши или другого комментария без огласовок является то, что к одному знакомому слову присоединяется несколько приставок; кавычек не существует, и поэтому, например, слово "шебевеэле" (у Раши) очень трудно прочесть и огласовать. Здесь на самом деле имеется три приставки, и означает это: "(слова), которые в беэлэ (hамишпатим").

Раши приводит драш к этому стиху и говорит: что передают эти слова: "ледабер ито"? И объясняет, что отсюда мы учим, что Моше слушал из уст Всевышнего, а после этого они оба повторяли пройденную Галаху - вместе. И это как раз и означает: "говорить с ним". То есть, сначала ученик первый раз слушает, а потом учитель и ученик повторяют вместе пройденный раздел.

И, наконец, разбирается слово "лухот" - " ", которое опять-таки написано без "вава", и это для того, чтобы показать нам, что обе эти Скрижали, были соединены, и образовывали, по описанию гемары, - куб с ребром в полметра. То есть, это был довольно массивный кусок скалы, хотя назвать это скалой трудно, потому что камень первых Скрижалей был неземного происхождения. И вот, Моше и получил такой "куб" из двух соединенных вместе Скрижалей. Раши приводит мидраш, который говорит, что по одному из мнений эти Скрижали были совершенно идентичными, и не только по материалу, но и по надписям. По одному мнению, очень серьезному, на одной из Скрижалей были первые пять заповедей, а на другой - вторые пять; по другому мнению, на каждой из них были все Десять Заповедей.

В Гемаре к этому месту приводятся краткие мидраши. Так, один мидраш объясняет слова "лухот эвэн" - "каменные скрижали". Рабби Элазар задает вопрос: "Зачем Тора говорит: "каменные скрижали", что из этого мы узнаем?" И Талмуд отвечает так. Если человек сделает свои челюсти, как каменные, то есть, чтобы они не уставали постоянно двигаться, и чтобы, как камень, они не стирались от учения, то учение его сохраняется за ним, а если он не способен на такой подвиг, то - не сохраняется. То есть, секрет того, что человек получает "подарок", то есть, он усваивает то, что учит, состоит в том, что Скрижали должны быть каменные. И здесь "игра" состоит в том, что слово "лухот" написано без "вава", а "лэхи" - " " означает "челюсть". И получается тогда (по этому мидрашу), что не Скрижали каменные, а челюсти каменные. Раши не комментирует вторую половину стиха: "Две Скрижали Свидетельства, Скрижали каменные, написанные перстом Бога".

"И ополчился народ на Аарона..." (32:1)

Следующий стих (З2:1) начинает новую главу, хотя она как бы и относится к началу этого раздела. Стоит обратить внимание на то, как в очень многих местах Торы не совпадают границы разделов по христианскому делению на главы с традиционным еврейским делением на паршиет. Новая парша начинается перед этим, после того, как говорилось что-то важное о соблюдении шабата, а теперь начинается новая тема с того момента, когда Моше получил Скрижали, и продолжаются все дальнейшие важные события. У христиан же получается: суббота, Скрижали - это одна глава, а, начиная со слов "увидел народ", - другая. Они проводят границу совсем в другом месте и по другому принципу. Итак, здесь продолжается та же тема (З2:1), и говорится, что увидел народ, что мешкает Моше спуститься с горы, и ополчился народ на Аарона, и сказали ему: "Встань, сделай нам руководителей, которые пойдут перед нами, потому что этот человек, Моше, который вывел нас из земли египетской, - и не знаем, что с ним сталось". И дальше идет описание событий, которые мы все хорошо знаем. Сначала попробуем немного сосредоточиться на этой "заставке", и понять, что произошло с народом? Почему они вдруг ополчились на Аарона?

Ответ на вопрос: Почему здесь говорится, что народ просит Аарона дать им "элохим"? - Слово "элохим" обозначает кого-то в единственном числе или во множественном, кто обладает силой, властью, возможностями. Поэтому здесь, поскольку они просят дать им кого-то, кто будет достаточно силен, чтобы идти впереди них, можно перевести это слово, как "руководитель" (хотя это и не стандартный перевод). Стандартно, слово "элохим", если оно не относится к Творцу, обозначает либо судей, либо ангелов, либо вообще - сильных, власть имущих. И поэтому, можно более мягко перевести, как - "руководитель".

Раши к этому стиху говорит следующее. Сказано (З1:1): "Народ увидел, "    - " (ки-бошеш мошэ)". Раши объясняет, что это довольно редкое слово - "бошеш" означает, что Моше - замешкался, не вернулся вовремя. И дальше Раши объясняет, что когда поднялся Моше на гору, он сказал народу: "Я вернусь через 40 дней, и вернусь до шести часов". Шесть часов - это полдень. Весь день это - 12 часов: от начала дня и до конца дня. И, следовательно, Моше сказал, что он вернется до полудня, то есть, - утром. Евреи же полагали, что тот день, в который Моше поднялся, тоже входит в число этих 40 дней. Моше им сказал про цельные дни, то есть, - 40 дней, при каждом из которых есть его ночь, а мы знаем, что, начиная от дарования Торы на Синае, произошло важное изменение: раньше день у евреев, как и у всех народов, начинался с утра, а, начиная с Синая, начало дня считалось с ночи, то есть, с выхода звезд или с захода солнца. Поскольку Моше всегда поднимался утром, то эта ночь отсутствовала, и поэтому тот день, когда Моше поднялся - не шел в зачет. Этот день был 7-ое Сивана, и получается, что сороковой день приходится на 17-ое Тамуза.

В трактате "Шабат" есть место, посвященное эпизодам, связанным со стоянием у Синая, и Раши кратко пересказывает, как про это там пишется. Говорится, что 16-го Тамуза, накануне того дня, когда Моше должен был вернуться по своему обещанию, а евреи ожидали его на день раньше, так вот, в этот день пришел Сатан, и устроил путаницу в мире: он показал облик тьмы и мрака и перемешанности, поэтому было легко подумать, что Моше наверняка умер, и отсюда наступила путаница. И Сатан им сказал: "Да, Моше умер". Уже наступил полдень, эти самые 6 часов, - а Моше не пришел. Так это описывается в трактате Шабат. Откуда фигурируют эти 6 часов, и, почему бы не сказать, просто - полдень? - Это берется из следующего драша. Поскольку Тора использует здесь необычное слово: "бошеш Моше", то мидраш и говорит: "ба шеш", то есть, - "в 6 часов".

Раши дальше сражается с трудностью, которая вряд ли нам покажется таковой. Он говорит, что невозможно сказать, что евреи ошиблись из-за того, что был облачный день, и они перепутали, думая, что уже прошел полдень, а он на самом деле еще не прошел. Конечно, если день облачный, и солнца не видно, то я могу не почувствовать разницу, и думать, что еще утро, когда уже началась вторая половина дня. Такая ошибка гораздо слабее, чем ошибка в целые дни. Однако, подумать так, что они ошиблись только на счет половины дня из-за того, что было облачно, на самом деле никак невозможно, потому что Моше спустился только на следующий день (то есть, они ошиблись больше, чем на день). Как сказано: "Они поднялись на следующий день и принесли жертвоприношения". То есть, до ночи Моше явно не пришел, и объяснять здесь их ошибку тем, что было облачно, - совершенно неуместно.

Дальше Раши говорит так. Почему сказано во множественном числе: "пойдут перед нами"? И он объясняет, что евреи вожделели получить не одно какое-то божество, а множество божеств. Здесь он пересказывает мидраш из трактата Санhедрин. Сатан для того, чтобы поддержать евреев в их твердой убежденности, что Моше не просто задержался, а его уже нет на свете, устроил им такой "мультипликационный фильм". Он им показал картину: на Небе несут Моше хоронить. И поэтому, когда евреи настаивали и говорили, что неизвестно, что с Моше случилось, они про себя уже не сомневались в том, что хорошо известно, что случилось, и что его давно уже нет в живых. И вот такая аргументация: "Неизвестно, что случилось с Моше, который вывел нас из земли египетской, и показывал нам путь, по которому идти". И раз он исчез, то теперь нам необходимы те божества, или руководители, или правители, которые "пойдут перед нами".

Евреи абсолютизировали силу и положение Моше

Итак, следует задать вопрос о том, почему народ так поступил после всего, что было, после того, что они стояли у Синая, и находились, как уже говорилось, на совершенно непостижимой высоте; они перешли там в такое состояние, в котором один раз человек на протяжении одного-двух часов за всю историю человечества находился. Они были на том уровне, на каком был Адам до греха. Это была 49-ая ступень чистоты, и это было поколение, которое называется "поколение знания". И вот, они увидели, что их руководитель не вернулся вовремя, и они не говорят так, что давайте соберемся с его заместителями, обсудим, что нам теперь делать? Нет, сразу же начинается паника! Конечно, вообще говоря, повод для паники есть, но почему эта паника оказалась такой "основательной"? И почему она идет так далеко, что они немедленно начинают просить каких-то сверхъестественных руководителей? Зачем они так говорят: "этот муж, Моше, который вывел нас из земли Египта"? Что, Аарон не знает этого? На самом деле, в этой фразе уже содержится зерно ошибки. Когда мы садимся за пасхальный стол, мы говорим, что вывел нас из земли египетской собственноручно Всевышний.

Конечно, это очень хорошо, когда такой руководитель, как Моше, пользуется большим авторитетом, но в том, что евреи абсолютизировали силу и положение Моше, - в этом есть некоторая отрицательная сторона. В качестве пояснения к этому посмотрим один отрывок из книги Дварим. Почти в самом конце Торы, в предпоследнем разделе книги Дварим (З2:48) сказано, что говорил Всевышний Моше "в этот (собственно) день" - "беэцэм hайом hазэ": "Поднимись на эту гору, взгляни на эту землю; и - умри". Раши к этому месту говорит, что в трех местах употребляет Тора этот оборот: "беэцэм hайом hазэ", который можно перевести буквально, как "в сердцевине этого дня". Один раз этот оборот употреблен там, где говорится: "беэцем hайом hазэ" вошел Ноах в ковчег (Берешит 7:1З). И мидраш, который Раши по этому поводу приводит, такой. Говорили злодеи того поколения: "Если уж, действительно, случится этот самый Потоп, и это не пустая угроза, то мы не дадим ему войти в ковчег: мы возьмем топоры и порубим его в щепки". И Всевышний посреди бела дня отвел Ноаха в Ковчег и сказал: "Пусть тот, у кого есть сила, встанет и не допустит!" Второе место, где употребляется это выражение "беэцэм hайом hазэ", - это то место, когда посреди бела дня вывел Всевышний евреев из Египта. Ровно теми же словами, как говорит мидраш, говорили и египтяне: "Мы не допустим этого, если мы узнаем, что они собираются выходить, то мы возьмем наше оружие и изрубим их на куски". И Всевышний посреди бела дня вывел евреев и сказал: "Если кто-то имеет, что возразить, то пусть придет и возразит". И третье место, как говорит Раши, это как раз разбираемое нами место, когда евреи говорили: "Мы ни за что не пустим этого человека, который вывел нас из Египта, рассек для нас море, добыл нам ман, водил за нами колодец, и чтобы такой человек ушел, мы - не допустим!" И Всевышний посреди белого дня сказал: "Иди, и - умри; и тот, кто хочет не допустить, - тот пусть придет и не допустит!"

Можно ли считать все случаи этого драша равноценными? Какая здесь может быть параллель? Разве можно считать одинаковым злодейством сказать, что мы не допустим, чтобы цадик, Ноах, пошел исполнять свою задачу; и мы не допустим, чтобы родился этот народ, которому нужно исполнять свою задачу (при выходе из Египта); и - мы не допустим, чтобы умер такой человек, как Моше, о котором мы знаем, что ему и не положено было по его статусу умирать! И это - очень драматическое место. Моше говорит: "И не ослабела моя рука, не высохли никакие мои жидкости в организме, но я больше не могу ни войти, ни выйти" Уже "вышло постановление", и время кончилось! Мидраш говорит, что Всевышний посылает ангела смерти и говорит: "Бери его! Пора!" Тот приближается, но Моше делает ему знак - "Исчезни!" И ангел немедленно уходит, потому что он не имеет никакой власти над Моше. И Всевышний говорит, обращаясь к душе Моше: "Иди ко Мне! Оставь это дело, ты уже выполнил свою задачу! Иди, и ты будешь у Меня храниться под Престолом Моей Славы". И душа Моше отвечает Ему: "В теле Моше, а не под Престолом Твоей Славы!" Это вообразить невозможно! Но этому человеку, действительно, не положено было по его рангу умирать! И Раши приводит нам подряд эти три места, описывая их одинаковым языком, для того, чтобы по аналогии можно было бы полагать так, что и в третьем случае можно сказать: "Эти злодеи не захотели допустить, чтобы Моше умер!" Конечно, Раши не называет их злодеями, но он приводит их в параллель с двумя другими событиями, где действовали злодеи.

Дело в том, что евреи всегда могли сказать: "Ну, это же Моше! Он практически, как Бог для нас! Он - ходит в маске, потому что его лицо так светится, что на него даже посмотреть невозможно! Понятно, что он - божество!" И тогда они могли считать, что они - люди маленькие, и что он все может, а они этого не могут. Поэтому, Тора постоянно, от самого начала книги Шемот, приводит сведения о Моше. Если мы прочитаем начало описания биографии Моше, то увидим, что там содержатся довольно странные фразы: "И пошел человек из колена Леви, и взял дочь Леви, и она зачала, и она родила..." Зачем все это описывается так подробно? - Это делается именно для того, чтобы мы не думали, что Моше - божество, какой-то сказочный герой! Моше - человек, рожденный женщиной и от мужчины. То есть, подчеркивается все время, что Моше - человек! То, что в конце он называется "иш hаэлоким", все равно подчеркивает, что он - "иш" - "человек". Поскольку евреи со слишком большой готовностью говорят, что даже если Моше - человек, то это все равно, как Бог, а мы, мол, - люди маленькие, то до тех пор пока они так говорят, что они - люди маленькие, они не готовы приступить к исполнению своей задачи! Если я готов исполнять свои обязанности только за счет того, что у меня такой сильный руководитель, а я - человек маленький, то я остаюсь в очень тяжелом заблуждении. И в этом - корень!

Евреи не начали с того в этом эпизоде, что они сразу же захотели сделать идола и ему поклоняться. Они вовсе и не думали этого! Они понимали, что есть только один Бог. И понимали они это никак не хуже, чем поколение Эноша, внука Адама, прекрасно знавшее, что есть только один Творец, который все создал и всем руководит, но Он - далеко, а мы - люди маленькие. И они говорили, что поэтому мы будем просить посредников - разные звезды, созвездия и пр., чтобы они за нас замолвили словечко, потому что так Всевышний устроил Управление миром, что влияние идет - через "министров", а иногда и через "слуг"; и надо задобрить их, им тоже надо поклоняться! И именно так и начинается идолопоклонство. Точно так же происходит и здесь, у евреев. Они считают, что с Моше был какой-то контакт, пусть не всегда легкий, но, по крайней мере, это был полубог, который во все вникал и мог за них заступиться, и что-нибудь для них "схлопотать". Когда его теперь нет, то нужны какие-то другие посредники. А какие посредники? - Бык? Бык - это очень сильное существо, оно находится очень близко к самому Всевышнему. На изображении Колесницы (Трона) Божественной Славы одно из четырех живых существ, которые к нему так близки, это - бык. Не вдаваясь в эти кабалистические понятия, надо понять главное, а именно то, что человек ищет заступничества у сильного руководителя для того, чтобы с себя сбросить личное выполнение своей человеческой задачи. Такая линия поведения грозит обернуться таким же злодейством, как сказать: "Вот, мы не пустим этого Ноаха садиться в Ковчег, и поэтому можно будет продолжать вести себя по-старому". Или: "Мы не пустим евреев выходить из Египта, и поэтому все остается, как было". Тогда, в этом смысле, в смысле желания не допустить реального изменения чего-то, здесь и существует параллель этих трех случаев. Желание евреев, чтобы Моше не уходил, было не просто благородным актом: "Мы горой встанем за нашего великого Моше!" На самом деле, их желание формулировалось так: "Мы не допустим, чтобы нам пришлось меняться по-настоящему!" И таков анализ начала всей этой истории.
Продолжение