К оглавлению лекций З.Дашевского по Торе

Лекция 40. Недельный раздел Ки-Тисса (З2:15)

Два пути постижения Всевышнего
Скрижали - символ бессмертия
Сложность в постижении Божественности
Бессмертие Еврейского народа и род человеческий
Педагогика разбитых скрижалей
Зачем нужна Святость

Два пути постижения Всевышнего

Продолжая историю золотого тельца, можно попытаться с несколько другой стороны обсудить вопрос о том, что увидел Моше и почему он разбил Скрижали. Мешех Хохма понимает это следующим образом. Он начинает с пасука "тэт-вав": "И повернулся и спустился Моше с горы и две Скрижали Свидетельства у него в руке. Скрижали, исписанные с двух сторон - с этой и с этой стороны они исписаны. И Скрижали эти - изделие Бога, и надпись Божественная выгравирована на Скрижалях".

Мешех Хохма основывается на том, что сказано в Гемаре "Шабат" (Мешех Хохма - Раби Меир из Двинска - жил в первой половине ХХ века). Он говорит: "Постижение Всевышнего и законов Его Торы - это высшая мудрость". Почему он говорит об этом именно в этом месте? Вероятно, он хочет объяснить нам слова: "эти Скрижали - это изделие Божественное и надпись - надпись Божественная". Он говорит, что "Постижение Всевышнего" идет двумя путями. Есть два пути, на которых можно постигать Творца и его Тору. Первый путь - это вникать в действительность. Как сказано в стихе из Ишая: "Поднимите ввысь ваши глаза и увидьте, кто Сотворил эти". То есть, изучая внимательно, как устроен этот мир, как он действует, человек, если он будет хорошо думать и наблюдать, в конце концов, может прийти к осознанию Божественных законов и Божественного устройства мира. Мудрецы, ссылаясь на слова пророков, говорят, что, если бы не была дана Тора, то мы многие вещи должны были бы выучить из природы, например, мы должны были бы научиться скромности у кошки и т.д. Есть, по крайней мере, один пример человека, который, крепко думая, именно этим путем пришел к хорошему результату - это был Авраам Авину. То есть, Авраам начинал с наблюдения над естественным миром и пришел к ясному выводу: "не может быть, чтобы у этого дворца не было хозяина". Это - первый путь.

Ответ на вопрос: Естественно, что все физические законы - Божественные. Любые законы - Божественные (нравственные и пр.) Всякая наука ставит себе ограничения той областью, которой она занимается; и она имеет на это право и вынуждена это делать. Потому что, если физика, например, начнет заниматься нравственностью, то это, конечно, некоторое расширение, но это скорее касается исследователя, чем области его исследования. Наука - физика должна отвечать на вопросы, связанные с какой-то ограниченной областью. Однако, увидеть, что эта область не самодостаточна, и перейти к каким-то более тонким уровням устройства, как утверждается, можно. И первый путь - ведет к этому результату.

Второй путь - убедиться в необходимости существования Творца по Божественному Озарению. Творец Сам желает открыть тебе устройство Мира. И так было с евреями, когда они стояли у Синая. Когда они убедились: вот как это устроено. Как передает традиция, на Синае они не просто видели открывшегося Творца на фоне того, что гром гремит, земля трясется, звук шофара и Голос, который им сообщает 10 Заповедей. Надо понимать, что как сообщает Традиция, им открылась вся структура "Небесных уровней": как передается Влияние от Творца к самым высоким уровням, разные системы ангелов и т.д. - пока не доходит до этого нижнего мира. По-видимому, эта картина достаточно впечатляющая и - факт, отрицающий на корню всякую возможность идолопоклонства; факт, состоящий в том, что есть только Один, который Существует с необходимостью, ни от чего не зависит, и все остальное на свете существует единственно по его желанию и никакой необходимостью не вызвано. То есть, нет ни одной такой вещи или существа, включая ангелов самых высоких разрядов, которые обладали бы такой независимой необходимостью существования, так как все они - сотворенные.

Ответ на вопрос: Законы, которым следует Сам Всевышний, созданы им самим и в этом смысле можно сказать, что это - самоограничение. Он делает то и только то, чего Он хочет. Никаких других критериев нет. И не так важно, как это называть - самоограничением или иначе. Здесь подчеркивается нечто, не зависящее от одних только терминов, а именно то, что вся эта очень сложная структура - иерархия миров, является ответом на задававшийся технический вопрос: "обязательно ли было устраивать мир именно так или не обязательно?" В некотором смысле ответ - положительный. Большие мудрецы, например, Рабби Луцатто Моше Хаим попробовали поставить перед собой задачу, которую поставил по Своему желанию Творец, и потом решали эту задачу на основе простеньких аксиом, сводящихся к тому, что Творец Совершенен во всех отношениях. И они приходят к тому, что определенные существенные черты реализации этого мира являются необходимыми. То есть, если Он этого захотел, то реализовывать надо было именно так.

Итак, есть два пути. Почему именно здесь об этом говорит Гемара и так отчетливо формулирует Мешех Хохма? Потому, что говорится: "мизэ вэмизэ hем ктувим" - "с той и с другой стороны они читаются". И Гемара говорит: они читаются изнутри и читаются снаружи. То есть, Божественную Истину можно постичь, двигаясь из чисто материального мира и поднимаясь до самого верха и доходя до факта, что есть Кто-то, кто существует независимо ни от чего, что называется "необходимо Существующий" или по философским терминам - "необходимо Сущий", или, читая с другой стороны, можно начать с того, что есть этот необходимо Сущий, и оттуда спускаться и смотреть, как детализируется структура все более уходящих вниз миров. Это как раз та картина, которая открылась евреям на Синае.

Все это пока не касается десяти заповедей, это - разговор о так сказать "антураже", о внешнем впечатлении. На Синае евреи получили очень сильное впечатление о том, что есть этот "необходимо Сущий" и что это - Творец, который дальше устраивает эту иерархию уровней.

Следует напомнить, что евреи совсем недавно вышли из Египта и среди них были такие, которые были еще достаточно глубоко погружены в египетскую нечистоту. В чем состояла египетская нечистота? Она состояла в том, что каждую силу приписывали отдельному божеству. Это - характерно для явления идолопоклонства: если есть какая-то сила, то ее связывают с отдельным божком. То, что евреи видели на Синае и что можно назвать окончательной картиной устройства мира, - произвело на них очень сильное впечатление. И то, что это было действительно сильнейшее впечатление, соответствует тому, как говорят наши мудрецы в Талмуде, что в написанном на Скрижалях - "харут аль халухот" (выгравированные на Скрижалях) следует читать "харут" - "выгравированный", как "херут" - "свобода". Как это понять? При чем здесь то, что они были выгравированы и какая связь с тем, что они символизируют или обозначают "свободу"? Свобода, как объясняет Талмуд, была такая, что евреи в тот момент, когда им были дарованы первые Скрижали, получили свободу от ангела смерти. И в этом смысле они вернулись к тому состоянию, в котором находился Адам до греха. Как это получается?

Скрижали - символ бессмертия

Есть такой интересный закон Шульхан Арух. Если человек (не дай Бог) присутствовал при сожжении Сефер Торы, он должен отмечать двойной траур, то есть он делает двойную крию - два надрыва на своем платье: один - из-за материала, на котором было написано и другой - из-за букв, которыми было написано. Таким образом, Сефер Тора, этот Священный текст, священна не только в смысле ее текста, но и тот "гвиль" - материал, на котором она написана, тоже становится Священным, потому что он стал материалом для текста Торы. И это соединение букв и материала как бы параллельно соединению души и тела. Единственный случай, в котором буквы не существуют отдельно от материала, это тогда, когда буквы не написаны, то есть, не наложены сверху на материал, а когда они выгравированы. И тогда нет возможности разделить буквы и материал. То есть, нет возможности разорвать связь между душой и телом. И поэтому-то выгравированные буквы десяти Заповедей на Божественном камне символизировали то, что душа евреев теперь не должна быть оторвана от тела. Смертный приговор человечеству после греха Адама состоял в том, что уже невозможно было исполнить все так, как было задумано, а именно, чтобы душа тащила тело в бессмертную жизнь, и поэтому теперь тело, одетое в неисчезающую оболочку, должно было, чтобы дойти до жизни в будущем мире, расстаться с душой (или - душа должна была расстаться с телом). Тело должно было пройти через распад, а потом точная копия этого тела, но без скорлупы, снова должно соединиться с душой. Теперь, когда евреи присутствовали при этой картине, человечество как бы родилось заново. Появился новый социологический вид, возникла новая структурная единица - Народ Израиля и этот народ как бы родился бессмертным. Это отражается в том, что они получают Скрижали, где выгравированы буквы.

Сложность в постижении Божественности

Как же оказалось возможным разбить этот Божественный камень с Божественной надписью? Что же происходит? Как уже говорилось, среди народа была значительная часть людей, которые довольно сильно были укоренены в египетских мерзостях. То есть, казалось бы, нормальная даже, особенно для диких народов, прочная привычка приписывать разные пугающие человека силы разным божествам. И возникает своеобразная двойственность: с одной стороны, евреи видели, как устроен мир, и что есть по-настоящему единый источник всего, а все остальное является только проявлением Его управления; с другой стороны, очень трудно ожидать, что после всей их "предыстории", в сознании у них запечатлелась не просто картина этого потрясающего стояния у Синая, где перед ними были явлены все уровни величия земного и небесного, но и ее понимание. Они должны были не просто увидеть картину, но и постичь, что есть только Один, который является абсолютом во всех смыслах. А это значит, что у него нет никакого облика, у него нет никаких размеров и границ и он непостижим для сотворенных. Это - очень непростое требование. Это трудно бывает понять даже в наше время, когда любой человек со средним образованием более или менее имеет какой-то опыт занятия абстрактными областями знания, например, в математике теорему существования единственности доказывают, чуть ли не в средней школе и человек может понять что такое некий абстрактный объект, который обладает тем свойством, что он существует и при том - единственный. Но даже, если мы признаем это в абстрактных науках, это еще не так легко перенести на живой мир и признать, что с необходимостью существует Кто-то, Один, который не является никем, что я могу себе представить, описать, рассказать, то есть - Он совершенно непостижим и Он-то и есть тот Единственный, который всем командует. Надо сказать, что ученым это понять проще, потому что ученые прошли значительную часть пути, которую прошел Авраам. И, когда человек идет по первому пути, то второй путь дает колоссальную пользу - он сразу создает стереоскопическую картину. Если человек по первому пути не шел вообще, то второй путь показывает ему то, в чем он очень слаб, и он может все перепутать. И вот, на Синае евреи увидели не просто гром и пр., но увидели разные уровни Неба, Престол Божественной Славы.

Известна история про ученого-физика теоретика, которого держали в закрытой комнате и никогда не позволяли являться в цеха, где изготовляли то, что он изобретал. Потому что, если бы он увидел совершенство этих машин, то он никогда бы не придумал ничего нового. Для того чтобы видеть истинную, принципиальную схему, бывает очень вредно увидеть ее реализацию, например, ту же машину уже готовую, блестящую и т.д. Поэтому, когда евреи увидели Престол Божественной Славы и Такие высокие Уровни, они решили, что они настолько выше их разумения, что тоже годятся в качестве Божества. Есть в каббале такое понятие о самом высоком уровне духовных существ, наподобие ангелов, которые называются "отделенные разумы". Когда евреи увидели эти "отделенные разумы", то сказали: "Вот это и есть Божественный уровень руководства этим миром". Возможно, что именно тогда, стоя у Синая, они так не сказали, так как у Синая они слышали: "Я - Господь Бог твой". И тогда, они поняли, что такое "Я" и представляли себе, что эти "отделенные разумы" - где-то близки к Нему. Однако, на самом деле, они вовсе не близки, они от Него также бесконечно далеки, как самые материальные вещи, но с земли кажется, что они рядом с Ним.

Израиль - это народ, который родился на Синае, и основой существования этого народа, чтобы он мог находиться в живых, является Тора и Эмуна. Эмуна - это верность той картине, которую они получили на Синае. Хорошо известно, что Земля Израиля обладает Святостью; Иерусалим обладает еще более высокой Святостью; Храмовая гора - еще большей и т.д. - 10 уровней Святости до уровня Святая Святых, который является высшей Святостью места. Тора - это Божественный текст, который одинаков везде и всегда; буквы и законы Торы - одинаковы. Тора - совершенно универсальна. Тора обладает Святостью, которая не зависит ни от кого. Тора - существует с необходимостью, так же, как Творец. И это - не параллель, это - тождество. Мудрецы говорят: "Тора и Всевышний - одно", Тора - тождественна Творцу (Израиль - тождественен Торе). И поэтому Тора, также как Творец, существует с необходимостью (и тогда Израиль тоже - существует с необходимостью).

Человек - недостаточно развит, он не способен постичь существование Необходимо Сущего - Творца, который безграничен, непостижим и т. д. И поэтому евреи при малейшем сбое начали искать лазейку, как бы изготовить что-нибудь такое более "ощутимое" - более осязаемый, зримый образ; как бы обратиться к каким-то небесным светилам, чтобы было хоть с кем пообщаться.

Ответ на вопрос: В Торе сказано, что они только хотели найти себе руководителя. Следует подходить к Торе со всех тех позиций, которые укладываются, как в то, что написано в Торе, так и в то, что сказано мудрецами, и эта позиция не обязана и не может быть однозначной, потому что прошлое обладает довольно значительной долей неоднозначности. Поэтому, суждения о каких-то событиях или деятелях прошлого обладает значительной степенью неопределенности. Когда Тора сообщает что-то определенное, то это можно считать наблюдаемой величиной. Но то, что касается психологических характеристик персонажа, то это - дело комментария, и комментарии могут быть различны. И не запрещено давать различные психологические характеристики персонажам. Чего хотели евреи? Мы не можем точно это определить, потому что даже сам человек не может часто знать, чего он хочет. Мы знаем, что они просили: "Дай нам руководителя!" Однако, это довольно естественно и почти необходимо комментировать так, что они хотели руководителя, который будет "на должности" Божественного. Мы не имеем права судить с какого момента и в какой степени они уже виноваты. Можно предположить, что пока они не начали дебоширить, пока они не убили Хура, - все еще было ничего, пока они не начали приносить жертвы идолам.

Оглядываясь назад с этой позиции, можно сказать, что, пожалуй, с самого начала, даже когда они стояли у Синая, они не были в таком уже решительно-устойчивом состоянии. Они были под сильным впечатлений от той картины, которую они увидели, но для того, чтобы повторить эти качества, для того, чтобы утвердиться в этом взгляде на мир, мало один раз посмотреть необыкновенно вдохновляющую картину, люди должны проделать что-то самостоятельно. И как только Моше замешкался, как евреи тут же стали требовать, чтобы им дали руководителя, может быть для многих это было неожиданностью для них самих. Что значит: сделай руководителя? Руководителя можно или назначить или выбрать или воспитать. Среди них было много мудрых людей и людей праведных, которых можно было выбрать руководителями. Возможно, что Аарон не подходил на роль руководителя, так как он был человек очень мягкий и добрый - таким нельзя быть руководителю, но все равно не понятно - что это за требование сделать руководителя? Эта сцена очень странная и мы не имеем достаточного разъяснения, что имелось в виду. Поэтому естественно предположить, что они требовали что-то из того, что они видели - достойного руководителя. А что они видели? Они видели очень много. Так рассказывает мидраш про Элишу бен Абуя Ахера. Его отец пригласил на празднование в честь его обрезания всех великих мудрецов того поколения. Двое из этих мудрецов отошли в сторонку, пока другие закусывали, и стали перекидываться словами Торы. Хозяин, заглянув туда, где они беседовали, сказал: "Вы что - решили все сжечь?" - потому, что вокруг них прыгали языки пламени. "Да мы просто словами Торы обменялись" - ответили они. И тогда хозяин решил, что если это - такой почет, что при произнесении слов Торы прыгают языки пламени, то он воспитает своего сына так, чтобы он тоже был мудрецом. И воспитал большого мудреца. Его сын стал одним из величайших знатоков Торы. И - он был одним из четверых, которые живыми вошли в Ган Эден. И все они вернулись с разной судьбой: один - умер, один - помешался, а Элиша бен Абуя стал отступником, и только один из них, как вошел, так и вышел - это был Раби Акива. Мидраш говорит, что этот Элиша Ахер увидел метатрона - ангела-распорядителя. Он занимает такой высокий пост, что обычно не принято его имя произносить полностью, а его обозначают двумя буквами - "мэм" и "тэт", в стиле цеваита. Это ангел, который распоряжается миром. И, когда Элиша увидел его, он принял его за Творца. Или, как передает другой мидраш, он начал подстригать растительность райского сада. То есть, он поставил предел этому уровню: какой-то уровень сотворенного он принял за явление самого Творца. Это - конец всему. По-видимому, что-то похожее произошло, по крайней мере, с частью евреев, которые видели колесницу Божественной Славы, на которой изображены 4 лика, и один из этих ликов, очевидно, им запал в душу больше всего, это - "бык". И они захотели сделать "вот это". Он - командует всем миром. Бык символизирует способность запрячь все силы природы к исполнению Божественной задачи. Что же еще нужно? - это же хорошее стремление. Все они хотели, чтобы было как можно лучше. И поэтому вместо Бога решили выбрать быка. Они начинали не с этого, они хотели руководителя, но они просто перепутали. Ливрея у слуги была такая блестящая, что они решили, что это - сам хозяин.

Ответ на вопрос: Безусловно, что они были не готовы, но не все. Среди них был только какой-то процент, которые были не готовы и не только "эрев рав" (не только примазавшиеся египтяне). Были евреи, которые были не готовы к восприятию этой без прикрас Божественной истины, которая говорит: "Да, на самом деле совсем никакого облика нет у Творца. И его "структуру" нельзя изобразить". Он - не постижим. Он - открывается нам, он позволяет нам находиться в каком-то контакте с ним, но он абсолютно непостижим для сотворенного.

Когда появляется этот бык, то страсти разгораются по довольно естественному закону. Как говорит Мешех Хохма, осязаемое и зримое приводит к пляскам души и будоражит кровь.

Ответ на вопрос: Естественно, что у тех, кто все правильно понимал, никакой положительной реакции все это не могло вызвать. Аналогично тому, например, что человек, которого интересует некоторый конкретный живой персонаж, не придет в экстаз, оттого что ему покажут очередной предмет его гардероба, поскольку ему нужен этот живой человек. Но человек, которому нужно какое-то представительство, чувство "великолепности" того, что происходит, этому человеку легко "втереть очки" и выдать что-то промежуточное вместо истинного. На вопрос о том, почему же евреев нельзя было "подготовить" к принятию Торы, можно вспомнить потрясающие строки в стихотворении О. Мандельштама на смерть Андрея Белого:

"он, кажется, дичился умиранья

Застенчивостью славной новичка"

- Что делать? - человек не подготовлен и все дело в том, что готовится, обычно, приходится всегда "в процессе". Надо сказать, что даже Адам - тоже не был готов. Какая степень готовности считается достаточной, когда речь идет о "всем народе" - сказать трудно. Если народ по-настоящему (а не для "красного словца") является живым организмом, то тогда слово "весь" - не нужно, а надо просто знать, в каком состоянии находится организм? Если какие-то клетки организма являются нездоровыми, то в процессе обмена веществ они заменяются здоровыми клетками.

Бессмертие Еврейского народа и род человеческий

Итак, этому организму - еврейскому народу, было гарантировано бессмертие, чего ни одному предыдущему персонажу Торы не было обещано: ни Адаму ни Ноаху, - никому. Адам - после греха потерял всякий интерес для Торы; Ноаху было обещано, что человечество в целом не будет истреблено, и в этом смысле с Ноахом есть какое-то сходство, так как потомкам Ноаха обеспечено, что они в целом не будут истреблены. Но все-таки все человечество после Адама уже не является единым организмом - это набор отдельных организмов. А теперь, на Синае, народу, который является народом на более высоком уровне, обещано, что никогда Творец не погнушается нами до такой степени, чтобы дать нам погибнуть. Поэтому, этот "организм" никогда не погибнет; гарантировано, что он таки дойдет до нужного состояния. Правда не известно, как это произойдет: с помощью наказаний или наград и в какой пропорции сочетания этих средств и нет никакой гарантии, что наказаний уже получено достаточно. Кстати сказать, говоря об этих разных уровнях организма, можно вспомнить, что программа Сотворения Мира сформулирована в очень простых словах. В самой первой главе книги Берешит сказано: "наасэ адам..." Не может быть, чтобы эта программа относилась к тому, что Он именно сейчас сделает, так как Тора не будет нам рассказывать о том, что имеет мимолетную ценность. Тора пишет о том, что нужно во всех поколениях. И тогда это надо понимать, как окончательную программу ради чего сотворяется мир, а именно - для того, чтобы сделать Человека. Поскольку "человек" написано в единственном числе, то надо понимать, что раз у Адама, который объединял все души, это не получилось, то значит "в конце времен" еврейский народ не только дойдет до "человеческой жизни", но все человечество должно стать единым организмом, который будет называться "Человек" в сильном смысле слова.

Ответ на вопрос: Что касается связи еврейского народа со всем человечеством, то тут можно вспомнить знаменитый сон Яакова с лестницей. Всевышний стоит "над" лестницей. И после этого Яаков дает обет превратить камень, на котором он лежал, в Дом Бога. По этому поводу говорится в книге Ишаи, что в конце времен говорят все народы: "Давайте взойдем на гору и войдем в Дом Бога Яакова, и пусть он научит нас чему-то из своих путей". То есть представляется такая картина будущего, когда все народы скажут: "пойдем к дому Яакова". Талмуд спрашивает: "Почему Бог Яакова, а не Авраама и Ицхака?" Ответ: конечно, это - тот же самый Бог, так как Он вообще Один. Однако, Яаков - называет это место не так, как Авраам, который называл его "гора", и не так, как Ицхак, который называл его "поле". Яаков называет его Домом. Авраам всю жизнь живет в большом почете и уважении. Даже не очень добродетельные народы-соседи говорят ему: "Ты - князь Бога". Он - как гора, которая возвышается и как бы приглашает все человечество: "Идите сюда признавать живого настоящего Бога, единого для всех людей и перестаньте поклоняться дохлым идолам. Слушают или не слушают его - не так важно, ясно, что его слова облагораживают, вдохновляют. Ицхак - не такой магнетический лидер человечества, но, тем не менее, он продолжает эту же линию - он обрабатывает свое поле и говорит, что всем надо идти узнавать Бога. В поле - вкладывают какую-то работу, но все-таки это еще в сильной степени "проходной двор". Яаков же понимает, что на этом пути задача не может быть решена, хотя это и хорошее начало. Для решения задачи нужен Дом, в который не всякий может войти и тем более не всякий может в нем поселиться. Но, когда ты заперся в Доме со своими уставами и не хочешь жениться на окрестных дочерях и не хочешь "выпить рюмочку вина" с соседями, то тебя начинают не любить. И это - серьезно и надолго. И кончается это, как говорит Ишая, тем, что все народы не только понимают, что есть общечеловеческий Бог, но понимают также, что ему нельзя служить кое как и без разбору. И для этого надо "войти в Дом Бога Яакова", чтобы научиться Путям Его, и как нужно себя вести (Кто работает в доме, кто - во дворе, кто - на крыше). Тогда это будет построение общечеловеческого организма, а не просто отношения по типу: "Я тебя уважаю - ты меня уважаешь".

Педагогика разбитых скрижалей

И вот, когда Моше задерживается, евреи свалились (не все, конечно) с этого не очень устойчивого состояния эмуны - верности той картине, которую они запечатлели, казалось бы, на Синае, и захотели сделать тельца и низвести сверху на этого тельца, на этот образ дух Свыше и сказать: "Это - колесница Бога". И что вот это - и есть правитель в нижнем мире. Они не отрицали, что там есть еще Божественные явления и более высокие сферы, но в этом, нижнем, мире - правит этот, и именно эти боги вывели нас из Египта. И понятен новый поворот, почему Моше так расстроился. Он расстроился из-за того, что они решили, что в нем, в Моше, есть какая-то независимая Святость и, раз он задержался, надо делать ему срочную замену. То есть в замену ему надо делать тельца. Когда Моше приблизился к лагерю и увидел тельца и увидел пляски вокруг него, он понял одну простую вещь, что они вовсе не находились в состоянии какого-то сомнения и ожидания. Ведь в такой ситуации: Моше задержался, они испугались, они делают ему замену следовало, по крайней мере, выставить дозорных на случай, если он появится. Однако, они не проявляют никаких признаков того, что ожидают Моше. Нет Бога - не страшно, сделаем себе другого. Они танцуют. Что из того, что Моше не пришел, - есть новый, того же уровня. И тогда Моше бросил эти Скрижали. И совершенно неправильно понимать, что они упали, хотя есть мидраш, который говорит, что буквы улетели и поэтому Моше не смог удержать Скрижали. По всему описанию трудно понять, что он не смог их удержать. Потому, что он уже подошел к самому лагерю и увидел тельца и пляски вокруг него. И он не только держал еще Скрижали, но он спустился и бросил их к подножью горы. Если бы он не смог их держать, он бросил бы их на месте. В том, что он пошел и бросил их к подножью горы, было очень сильное педагогическое воздействие. Мешех Хохма показывает нам более глубокий философский поворот этих событий. Моше хотел этим показать, что нет никакой собственно Святости и нет ничего Божественного в каком бы то ни было объекте самом по себе - ни в духовном, ни в материальном. Кроме Творца и Торы нет ни в чем и ни в ком собственной Святости. Даже Скрижали обладают Святостью только потому, что в них вложена Воля Творца (Святость 10-ти заповедей при этом несомненна). Моше, когда он разбил Скрижали, только заложил какую-то педагогику, показав, что нет Святости самой по себе в этом куске камня, он еще и избежал реальной страшной опасности. Если бы он пришел и со своим авторитетом сказал: "Ну-ка бросьте эти безобразия, так как я вам принес "настоящие вещи", они бы приняли Скрижали вместо тельца. И это - неисправимо. Если, скажем, человек вчера был комсомольским активистом, а завтра становится еврейским активистом, - это бывает, но, если человек поменял один значок на другой - это страшно. Это страшно потому, что изменилось "ведомство", но не изменился взгляд на мир. Если они поклоняются тельцу, а потом приходит человек, наделенный властью, и говорит: "Не смейте поклоняться тельцу, - вот вещь хорошая". "Хорошо, - отвечают они - будем поклоняться этой "доске". Какая разница, какому идолу поклоняться. Когда же Моше разбил Скрижали, то это был шок не только потому, что разбита дорогая вещь, но евреи поняли еще, что они промахнулись, что они не дошли до настоящей эмуны. Они не находятся на уровне того, чтобы понимать, что есть что-то, по-настоящему выходящее за уровень того, что приходит и уходит, и что есть необходимо Сущий Творец и Его Чистая Тора. Конечно, Свиток, на котором записана Тора, обладает Святостью, тем более Святостью обладают Скрижали, на которых написан текст 10-ти заповедей, и тем более Скрижали, где и материал и надпись являются Божественными. Но для того, чтобы народ не превратил это в фетиш, Моше должен был разбить их об скалу. Теперь видно, что из этих событий извлечен очень важный урок. Если бы евреи не сделали тельца, то мы бы не получили этого урока и, возможно, считали бы святотатством даже мысль о том, что не обладает абсолютной Святостью этот кусок небесного камня с Небесным текстом. Но сам по себе - он не обладает ни малейшей Святостью. Абсолютной Святостью обладает только Творец и его Тора, которая тождественна ему. Тора - это Божественный разум, а Он и его Разум - это одно и тоже. Поэтому, разбив Скрижали, Моше совершил замечательный поступок.

Ответ на вопрос: Действительно, есть много мидрашей по поводу того, почему Моше разбил Скрижали. Здесь мы постарались проследить последовательно линию, которую предлагает Мешех Хохма и понять, какая картина мира является обязательной. Когда говорят: "Еврей обязан верить", то надо понять, что такое "вера" в этом понимании. Тезис, что человек "верит в Бога" - тоже очень вялый тезис и, если посмотреть глазами современного человека - почти бессмысленный, потому что человек любым путем рационального знания доходит до некоторого предела в прошлом, дальше которого он не может все равно заглянуть, и как возник мир - это для него ненаблюдаемая область. И утверждение, что "есть Бог" - не есть вера. Совсем другое - Эмуна - верность тому, что мы видели у Синая, видели, что есть Необходимо Сущий, который Один только по своему чистому Желанию, ничем и никем не навязанному, определяет все, что происходит в мире. Это - есть верность чему-то содержательному.

Первая Заповедь: "Я - Господь Бог твой, который вывел тебя из земли египетской". Как ее следует соблюдать? В чем состоит соблюдение первой Заповеди? Если перевести Слово "Элоким" хорошо понятным нам словом "повелитель", то есть тот, у кого есть власть и сила, то получается, что смысл первой заповеди в том, что человек подчинен своему повелителю и, следовательно, он должен все время принимать и выполнять Его приказы. Тогда это - прагматическая и понятная заповедь, которая велит что-то делать - подчиняться своему повелителю, который от человека чего-то хочет, и "отказывать" другим желающим им повелевать. Поэтому еврей не может быть ничьим рабом, и не потому, что он рожден свободным, а потому что у него уже есть Один Хозяин и другого не может быть.

Итак, Всевышний не только не рассердился на Моше за то, что он разбил Скрижали, но Он сказал, чтобы Моше вытесал себе такие же таблички, но теперь собственными руками. "И поднимись и Я тебе напишу тот же самый текст взамен тех, "ашер шибарта" - "которые ты разбил". И Талмуд говорит: "Ашер шибарта" это - "Йшер кохах, ше шибарта" - "молодец, что ты их разбил!" Мало того, обломки этих Скрижалей велено положить вместе со вторыми Скрижалями в тот же самый Арон-hа-Брит - ковчег Завета. Они таки обладали своей Святостью в разбитом виде.

Интересный отсюда следует урок: Те Скрижали, которые изготовлены Богом - разбиты, а Скрижали, которые изготовлены человеком, не только не разбиты, но про них сказано - "Тов", чего не сказано про первые. А раз сказано "тов", то это значит, что гарантировано, что это - навечно. В чем здесь дело? Дело в том, что Святостью обладает не само по себе изделие, а то, в чем есть Воля Творца, - то, что Он повелел. Если евреям велено исполнять законы Торы и они исполняют, то это вносит в этот мир Святость. Когда построен Храм - самое Святое место, но евреи доходят до полного безобразия и Второй Храм - разрушен, то Святости там не остается - она улетучивается. И поэтому, когда Тит входит в Святая Святых с потаскухой, то ничего особенного не происходит, потому что Святости там не осталось. Она на самом деле - осталась и Святость Храмовой Горы - осталась, но это уже совсем не та Святость, которая есть, когда там находится Божественное Присутствие.

Ответ на вопрос: По поводу того, что якобы неевреи "не чувствуют" Святости, известно, что если "чужак" войдет на территорию Храма, то он - умрет. В Талмуде рассказана история про человека, который сказал, что хочет сделать гиюр при условии, что он станет Первосвященником. Шамай его выгнал, а Гилель сказал: "Ладно, но для того, чтобы стать царем надо изучить законы царского поведения". И, когда они, изучая Тору, дошли до того места, где сказано, что чужак, который приблизится - умрет, этот человек спросил: "Кто это такой "чужак?" И Гилель ответил: "Ну, например, царь из дома Давида". Действительно, он по отношению к потомкам Аарона - чужак.

Поступок Моше, разбившего Скрижали, ценится Торой настолько высоко, что последние слова Торы фактически намекают прозрачно именно на этот поступок. Когда Моше умер, последние стихи Торы говорят: "И не было более Пророка в Израиле, равного Моше... и по его сильной руке и по всему, что он сделал на глазах всего Израиля". Что он сделал на глазах всего Израиля? - Он бросил Скрижали и разбил их под горой. То есть изо всех историй, из всего, что проделал Моше, Тора завершила рассказ про Моше тем, что он разбил Скрижали на глазах всего Израиля. Потому что Тора не только должна описывать какие есть красоты и какие потрясающие Божественные законы - это человек и сам может изучить. Но то, чего не следует забывать никогда и чему, как говорит Мешех Хохма, посвящена почти вся книга Дварим, это - назидание: "Помните, что никакой картины вы не видели, не позволяйте себе спутать, затуманить свое воспаленное воображение, и представить себе, что какой-то уровень каких-то созданий - это и есть Бог". Это - самая страшная ошибка.

Ответ на вопрос: на вопрос: "Зачем нужны Скрижали? - трудно ответить, как трудно, например, не специалисту ответить на вопрос - зачем нужны легкие? Он может, конечно, примерно объяснить физиологию. Можно сказать, что Скрижали - это некоторый важный момент, который необходим для связи. Так же можно спросить: "Зачем нужен Храм?" Храм - это что-то вроде сердца. Если мир - это одна из моделей человека, а человек - одна из моделей мира, то Храм тоже является такой моделью. И человечество в отсутствии Храма живет в состоянии не очень здорового организма, как бы подключенного к аппарату искусственного сердца, потому что Храм постоянно производит очищение человечества от вредных последствий грехов, которые оно совершило. Служба жертвоприношений в Храме, работа Коhенов, состоит не только в принесении жертвоприношений и не только в молитвах, но и в том, что Коhены и особенно Первосвященник, одевают необходимые элементы своей одежды, само надевание которых искупает определенные виды преступлений, совершаемых в их поколениях. Вопрос - "Зачем это нужно?" можно перенести в такую область, например: "Зачем нужен хлорофилл?" или, зачем нужно питание, дыхание и т.д. Есть некие важные системы жизнедеятельности, которые Творец пожелал устроить. На каком-то уровне маленький ребенок, к которому вы пристаете с вопросом: "зачем?", - ответит вам: "так надо". Также на каком-то уровне, задавая вопрос: "зачем?" относительно законов Торы, вы неизбежно получите ответ: "Так пожелал Творец". Здесь тоже, как в науке, отложить трудность на ступеньку дальше - уже достижение. Поэтому с таким ответом "Так захотел Творец" лучше не торопиться, так как, может быть, удастся понять, почему Он так захотел, может быть, это - еще не исходное желание. Это - вопрос науки, которая пытается понять, в чем состояло Желание Творца.

Зачем нужна Святость

Зачем нужна Святость? - вопрос более общего характера. Но сначала следует задать вопрос: "что же такое Святость?" По-русски - это лучше проследить по слову "освящение", которое имеет такой же корень, что и Святость. Что значит "освятить" какой-то объект? Это значит - выделить его, отделить из будничного разряда и направить, поднять его (а иногда опустить), то есть сделать его не будничным. Для чего это нужно? Для того чтобы все не было бессмысленным. Если в этом мире не будет Святости, то это будет в лучшем случае жизнь, как способ существования белковых тел. Это было бы нормально, если бы мир не имел смысла. Но поскольку мир имеет смысл и задачу, поставленную перед ним, то для этого необходимо, чтобы не все находилось в одной плоскости, не все было какими-то формами движения, а чтобы какие-то объекты были выделены из будничного разряда и обладали Святостью. Есть Святость Времени. Есть день, который не заполнен той деятельностью, меблировкой, которую я в него "задвину", а который имеет собственную физиономию. Субботний день Освящен с Неба. И человек подчеркивает его Святость изнутри своей деятельностью (или бездеятельностью). Освящены какие-то места. Безусловно, что первые Скрижали тоже были наделены Святостью довольно значительно и, когда возникает противоречие между той Святостью, которая в них есть, и тем осквернением, которое будет, если их внести, то ради того, чтобы не допустить большого осквернения, приходится идти на то, чтобы уничтожить Святость. Это трудная проблема и, наверное, Моше решил ее не в одно мгновенье. Возможно, что Святость разбитых Скрижалей не ушла, особенно, если рассматривать тот вариант, когда буквы остались на месте. Казалось бы, невозможно разбить Святой предмет. Однако, если сейчас он достанется на поругание врагам, то его необходимо уничтожить. На вопрос о том, как же тогда не был уничтожен Ковчег, который захватили враги, можно ответить, что Ковчег достался врагам внешним. И с внешними врагами можно было обойтись очень легко и просто - превратить их в "мальчиков для битья". Они получали этот Ковчег - пожалуйста. Но вскоре все стали его бояться, так как, те, кто его захватывали, сразу начинали погибать. Поэтому, его возвращают. Интересно, что на пути обратно с ним происходит драматическая история. Когда люди Давида везут его со всеми предосторожностями, на новенькой повозке и радуются, что они его вызволили, замечательный человек Уза вдруг увидел, что на повороте или на кочке Ковчег наклонился, и он его поддержал рукой, за что был тут же умерщвлен с Неба. Разве это - справедливо? Почему человек должен погибнуть за то, что он хотел поддержать Ковчег? Как всегда для трудной истории, объяснений много. Нельзя думать, что Бог не хочет, чтобы ему помогали, но Он хочет, чтобы, думая, что мы Ему помогаем, мы не теряли чувства меры. И чтобы мы в своем самомнении не доходили до того, чтобы решить, что мы на самом деле "носим Ковчег". Когда Левиты на важных перегонах несут Ковчег, это делается не потому, что сам Ковчег не умеет передвигаться. Это делается для того же, для чего царский дворец ночью охраняют, хотя вовсе не всегда велика опасность, что его ограбят или совершат покушение. Если речь идет о Храме, то какой сторож может его охранять и зачем? Охрана царского дворца - это признак царского достоинства. Если царский дворец не охраняет стража, то это - оскорбление царскому величию. Поэтому такой царственный предмет, как Ковчег Завета, должны носить очень уважаемые люди. А когда не нужно ничего показывать людям, то по мидрашу, когда весь народ перешел Иордан, и на той стороне остались только Когены, которые носят Ковчег, он поднялся в воздух и перенес их через Иордан. Вопрос о том, когда можно "поступаться Святостью?" Что это значит: "поступаться святостью?" - Нет таких критериев. В какой ситуации можно ставить этот вопрос? Вопрос о том, отдавать ли какие либо части Земли Израиля? Вообще говоря, такого полномочия у нас нет. Если положение такое, что, например, отдав какие-то земли, мы перестанем терять человеческие жизни, то тогда этот вопрос - на усмотрение царя или правительства или народного волеизъявления. Потому что человеческая жизнь - это целый мир. Если такой определенности нет, и из каких-то неясных соображений отдаются куски Земли, то непонятно, откуда такое право может взяться. Если нет стопроцентной уверенности, что на этом спасаются человеческие жизни, оправдания таким поступкам - нет.
Продолжение