МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр
К оглавлению курса З.Дашевского "Герои ТаНаХа в мидрашах мудрецов"

1 семестр, лекция 3

Мидраш о посещении Авраама ангелами и главные противоречия этого мидраша

Вкратце напомним начало мидраша. Он начинается с того, что отмечает как бы противоречие. В одном месте сказано: "hу омэд алэйэм", а в другом месте говорится про них, что они "ницавим алав". Напоминаю, что у пшата нет проблем прочитать все сразу. Потому что "алэйэм" и "алав", по пшатау, вполне можно перевести, как "возле них" или "возле него". Но мидраш хочет прочитать в этих местах текста нечто очень содержательное. Он настаивает на том, что предлог "аль" обозначает нахождение выше. И поэтому он отмечает противоречие. 3десь сказано про Авраама, что он стоит над ними, над путниками,( которые на самом деле ангелы), а только что, когда они впервые появились на сцене, говорится, что они стоят над ним. Получается, что это противоречит, по крайней мере, Эвклидовой геометрии, - кто над кем стоит?

Вы скажете: "Раньше они были выше, теперь он - выше". Мидраш не интересуется физическим положением тел, а интересуется вопросом, который позже будет волновать ришоним. Будут споры: в чье положении в мире выше- человека или ангелов?(Сегодня средневековая постановка проблемы выглядит очень архаичной,но асм. вопрос о месте человека в мире никогда не потеряет своей актуальности!) Попробуем разобрать этот мидраш.

Первый автор этого мидраша, указавший противоречие, дает очень простое разрешение,( на иврите это называется "теруц"). Говорится: "Пока он не выполнил своих обязанностей перед ними (гостеприимства), они висят над ним, как невыполненный долг. Как только он выполнил обязанность, он стоит выше", он уже свободная пташка. Собственно говоря, этот первый раздел нашего мидраша занят не столько вопросом, кто выше кого, сколько проблемой изменения положения человека в зависимости от того, выполнил ли он то, что обязан. Например, если на мне висит обязанность - завтра экзамен, я не чувствую себя полностью на коне. Когда экзамен позади, мне уже живется веселее.

Эта первая часть выглядит не столько философской, сколько психологически-нормативной. Непонятна фраза, которая следует дальше в этом теруце. Как только он выполнил свою обязанность перед ними, говорится: "И он стоит над ними"- они исполнены страхом перед ним. Его страх лежит на них. Я понимаю, когда студент написал две полных тетради экзамена, да еще корявым почерком, то преподаватель трепещет, как он это все прочтет, Проблема: с чего вдруг ангелам трепетать? И он не ограничивается этой общей фразой,а говорит: "Михаэль трепещет, Гавриэль трепещет..." Этот трепет требует какого-то понимания. Я не понимаю, откуда взялся этот трепет.

Теперь появляется новый автор, новый толкователь, рабби Танхума от имени рабби Элазара, а также - параллельно - рабби Авин от имени рабби Меира. Поговорка гласит: "Пришел в город - следуй его обычаям". Наверху, где нет еды и питья, поднялся Моше ввысь и не ел. Как сказано: "Я находился на горе сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил". [Остап Бендер говорит мадам Грицацуевой: "В Берлине очень странный обычай - там очень рано садятся ужинать". Он пытается внести обычай другого города в этот город. Мадам Грицацуева не учила мидраша, и она стушевалась. А могла бы ответить: "А у нас другие обычаи".] Но внизу, где есть еда и питье," он стоит над ними под деревом, и они ели." Полная симметрия. Люди, поднявшись наверх, воздерживаются от еды и питья, а про ангелов, когда они спустились вниз, сказано, что они ели.

На это возражает последний автор, а может, это раздумья того, кто цитировал - это нам неважно. Но разве они ели? Они только делали вид, что едят. А по мере поступления пищи, ликвидировали ее. В другом варианте мидраша говорится, что они подносили пищу ко рту и сжигали дыханием уст.[ Мы отметили большую "народнохозяйственную" важность этой постановки вопроса - куда девалась пища? У Райкина была когда-то сцена, что слон съедает все народное добро - два ведра морковки. Пришли ангелы и поели нашу пищу. И еще хорошо, если бы ели, а то - сжигали!] Две вещи, которые меня волнуют в этом мидраше: вопрос о том, почему ангелы дрожат, и вопрос о том, ели ли ангелы по-настоящему. Если они не по-настоящему ели, то связь нашей сцены гостеприимства с приведенным правилом "пришел в город - следуй его обычаям" становится не очень убедительной.(К тому же, если ангелы толко делали вид, что едят, то, может быть, Моше только делал вид, что он не ел?)

Но меня интересует сейчас - больше, чем техника мидраша, понять, что он нам хочет сообщить? Мидраш хочет в своих формах передать нам некоторую важную науку, и наша задача - попытаться ее открыть.

Мидраш о гневе ангелов перед получением Торы евреями

Теперь перенесемся на шесть поколений вперед, от Авраама - к поколению вышедших из Египта. Вышли из Египта, через семь недель предстали у горы Синай. Стоим у горы Синай, и происходит Божественное Откровение. Мы когда-нибудь обсудим в нашем курсе саму эту сцену, она очень важна, но сейчас меня интересует следующая вещь. После того как весь народ видел это Божественное Откровение, слышал 10 заповедей, - на следующее утро Моше поднимается на гору, где он и проводит эти сорок дней и сорок ночей, из вежливости - без пищи и питья.

Появление Моше на горе встречают довольно бурными эмоциями. Ангелы недовольны. Чем они недовольны? Вы помните, что еще при решении вопроса, создавать ли человека, ангелы как минимум не все были за это. А есть варианты мидраша, где они все были против. И ангелы говорят: "Что такое человек, чтобы ты помнил его?"( Часто, вы уже заметили, герои мидраша, ангелы или люди, цитируют какие-нибудь стихи из гораздо более поздних книг ТаНаХа. Но это не страшно в мидраше, тут нет никакой проблемы.)

Итак, ангелы изначально не понимали, с чего это вдруг Всевышнему создавать такое странное существо - человека. А теперь у них есть очень серьезный повод для недовольства. Они говорят: "Как Ты можешь - такое сокровище, которое на протяжении 974 поколений до Сотворения мира Ты никому не показывал и не давал! А теперь Ты хочешь отдать его (имеется в виду Тора) рожденному женщиной?! Как можно?!" Что такое 974 поколения до Сотворения мира, я объяснить не могу. Хотя бы по той простой причине, что до Сотворения мира нормальное понятие "до" вообще не имеет никакого смысла. Поскольку время появляется только с точки Сотворения. До этой буквы "б", "Берешит", никакого времени в нормальном, привычном нам смысле не существует. И поэтому вопрос "до" становится в высшей степени не физическим.

[На эту тему (почему Тора начинается с буквы "бет") есть много мидрашей. С одной стороны, это типичный вопрос мидраша. Пшат никогда не задаст такого вопроса. Не может пшат сказать: "Почему ты, Пушкин, начинаешь свое стихотворение с буквы "м", мчатся тучи..."?" На это есть очень веский ответ Козьмы Пруткова: "Почему судьбу сравнивают с индейкой, а не с какой-нибудь иною, на судьбу более похожею птицей?" Серьезный вопрос: если вы найдете птицу, больше похожую на судьбу, то сравнивайте с ней". Для пшата нет места для вопроса, почему ты начал с такой-то буквы. С какой-то буквы надо начать. Это пшат. Но мидраш задает вопрос, который вас иногда заставляет онеметь и раскрыть рот.

Например, про ту же сцену Дарования Торы на горе Синай один из Мидрашей говорит: "А откуда пришла гора Синай?" Мидраш позволяет себе задавать вопросы и требует к ответу человека. У мидраша есть много поворотов: "А почему ты начал с "бет"? На первом месте буква "алеф". Один из ответов мидраша, что на букву "алеф" начинаются не только приятные слова. Одно из слов, выражающих проклятие ("арур"), начинается на "алеф", поэтому "алеф" отодвинули. А на "бет" начинается слово "браха". Это ответ одного мидраша. Но зато десять заповедей начинаются с обиженной буквы "алеф". Справедливость мидраша всегда восстанавливается. Может быть, через много поколений, но в конечном счете все бывает хорошо.]

Насчет 974 поколений до Сотворения мира - я не знаю, как выглядели эти поколения, и подозреваю, что этого не знает никто. Но 974 - это настолько некруглая цифра, что она требует какого-то понимания, и понимание простое. От Адама до поколения получающих Тору прошло 26 поколений. 974 плюс 26 - это тысяча. Но тысяча - это уже число, как говорят ученые люди, типологическое, или сказочно-былинное, и поэтому к числу тысяча особых претензий предъявлять уже не приходится. Тысячу поколений ты держишь, и не считаешь, что кто-то из сотворенных достоин получить такое сокровище, как твою Божественную Тору, а тут - вдруг! Выдал бы еще нам, ангелам, чистым. Но рожденному женщиной давать такую святую вещь - это непонятно. Как подсчитывают поколения в Торе?

Выбирают в каждом поколении главного носителя задачи, ради которой сотворен мир. Адам и его сын, от которого мы все происходим - Шет, от Шета - Энош, т.е. те, кто названы от первого до десятого, потом от десятого до двадцатого поколения, до Авраама, являются точками, отмечающими каждый свое поколение. Они жили очень долго, и про Ноаха говорится, что он был "праведник в своих поколениях". Т.е. за долгую жизнь Ноаха, за девятьсот с лишним лет, сменилось немало поколений. (Говорят, что нормальные люди не жили по многу столетий, даже до Потопа).

Тем не менее, когда нам говорит мидраш, что прошло 26 поколений от Сотворения человека до Дарования Торы, то считаются эти выдающиеся представители каждого поколения.

Особенность ангелов, суть их трепета перед Богом. Возможные причины страха ангелов перед человеком

Теперь вернемся к нашему мидрашу. Почему ангелы дрожат? Одно: может быть, они дрожат от страха, видя, или опасаясь, или чувствуя, что человек в чем-то их превосходит. Второе: может быть, они дрожат от страха потерять свое положение, видя, что человек выдвигается на высшие посты, дрожат за свою судьбу. По поводу нравственного обличья ангелов есть некоторая простая справка. Не всегда битва за честь мундира выражает низкое состояние. Если человек поступает против кого-то, кто оскорбляет седьмой гвардейский стандарт, то я выступаю не просто за свое мелкое честолюбие, а я действительно правильно вступаюсь честь мундира. Это большое дело: если я горжусь мундиром, то я выступаю за его честь. Ангелы всегда в строю, они так устроены. Ангел на иврите называется "малъах". Что это такое? В переводе это - "посланец", "посланник". По-гречески слово "ангел" именно это обозначает.( Слово "Евангелие" - это послание. Ангел - это тот, кого посылают.)

Но ангел называется послаником не потому просто, что его можно послать с полручением, а потому что в этом вся его суть, его душа: он рвется исполнять поручения Хозяина, он этим живет. И поэтому у ангела нет никакого раздвоения личности, у него нет злого начала. У него нет этого голоса 3мея, который нашептывает ему: "Ну хорошо, тебе задали уроки, а у тебя ума нет? Кинофильм идет последний день! Подумай, что лучше делать!" У ангела есть только одно: он жаждет быть отличным службистом. Он сотворен, у него тоже есть какое-то слепое пятно, он может промахнуться. Но вся его натура, вся его жизнь в том, чтобы стараться получше исполнить полученное поручение.

Поэтому, если человек в идеале служит Творцу из любви и из страха, то ангелы служат только из страха. Они не понимают, что такое любовь.[ Они не могут этого понять, это для них - бессмысленное понятие. Я не знаю, было ли в ходу такое понятие у наших мудрецов далеких доталмудических эпох, это еще большой вопрос. Есть специалисты, которые считают, что слово "иръа" объединяет в себе и страх и любовь. Но, во всяком случае, в нашем сегодняшнем лексиконе мы разделяем эти два понятия. А что такое страх, нам надо хорошо понять. Но у нас страх сразу ассоциируется с занесенной надо мной дубиной. Это еще не самое деликатное понимание того, что такое страх перед Богом.]

И страх - это трепет, пронизывающий все их существо. Ангелы полны только этим трепетом перед Всевышним, а тут они трепещут перед человеком. Мы им приписываем разные групповые, или социальные, или индивидуальные опасения, и это вполне законно в рамках мидраша. Потому что если цех ангелов начинает уступать дорогу какому-то энергичному человеку, то это, конечно, может вызывать огорчение, тем более, что это не просто повышение в должности. Мидраш к самой первой главе "Берешит" рассказывает, что когда на второй день Бог начинает работу по разделению верхних и нижних вод, то нижние воды необычайно расстроены этим поворотом событий. Почему верхние воды должны быть там, в чистых высях, близко ко Всевышнему, а нижняя вода должна быть в этом, не очень совершенном, нижнем мире. И Богу приходится выдавать ей всякие бонусы, обещания. В частности - что соль никогда не будет исчезать с жертвенников в Храме. (Как это утешает воду? Соль - это порождение воды. Если меня обошли по службе, но обещали, что моему сыну дадут повышение, то это как-то утешает.)

Мы видим, во всяком случае, что, действительно, ангелы могут опасаться такого неожиданного прорыва, "повышения по службе" человека, повышения его статуса, и ангелы могут роптать. Но все-таки, даже если у них есть такие "конкурентные" соображения, мне бы хотелось понять, почему же они трепещут. Они могут сердиться, могут высказывать мысли, что не понимают поступков Хозяина. Они не трепетали, когда Бог сказал: "Сделаем человека", хотя им было чего бояться. Там не говорится, что они трепетали. 3ато есть другой мидраш - к стиху "Нехорошо, чтобы человек был один". Бог навел на него глубокий сон, взял его ребро и сделал женщину. К тому, что навел сон на человека, мидраш говорит, что, как только человек был создан, т.е. сделано тело и вдохнута душа, ангелы спутали, кто здесь Бог, а кто человек. И собрались было петь хвалы этому человеку - такого он был уровня. Бог решил помочь им, чтобы они не путались, и усыпил человека. И тогда стало ясно, кто здесь, главный.

И это одно из объяснений, почему человек так устроен, что должен спать. Объяснение - роль сна подобна шаббату в том, что сон призван каждый день напоминать человеку, что он не является Богом. Я должен спать, у меня есть тело, которое навязывает свои потребности. Но до того, как человек заснул, ангелы не могли различить. Бог так добротно сделал человека по Своему образу, как подобие Его, что англы перепутали. Т.е. человек это некоторое странное создание. И с ним получается такое расхождение. С одной стороны, ангелы, рассматривая абстрактную схему, говорят: "Что такое человек, чтобы Ты помнил его"? А когда они сталкиваются с этим изделием в реальной жизни, то начинают путать его с самим Творцом.

Это очень любопытная двойственность. Когда ангелы рассуждают логически, они не могут понять, для чего нужно на свете держать такое странное существо. Мы это говорили в прошлый раз. Как можно давать кому-то свободу выбирать - делать то, что хочет Бог, или не делать? Бог всемогущ, и осуществляется то и только то, чего Он хочет. И замысел существа, наделенного свободой выбора, это недоступен ангелам. А поскольку ангелы не могут кривить душой, они обязаны в качестве сопровождающей свиты, судейской коллегии, ученого совета, прямо высказать: "Мы не видим, чтобы это решение было правильным. И точно так же, когда человек приходит получать Тору, ангелы не могут с этим согласиться. Допустим, это неприятно эмоционально, я не знаю, что делается с их эмоциями. Но они как идеальные, думающие устройства, понимают, что это совершенно несправедливо. Как можно самое чистое, самое совершенное, что есть на свете - Тору, которая есть не что иное, как Божественная мудрость, взять и передать в руки человека, который имеет материальное тело, и погряз в нечистоте.

Один из современных американских писателей выражает это на не благозвучно, но отчетливо; но его герой говорит: "Путь человека пролегает от зловонной пеленки до смердящего савана". От начала до конца человек погружен в нечистоту, и как это Ты, Всевышний, можешь решиться такому созданию передать самое чистое, что есть на свете, - Тору?! И первое возражение ангелов против того, кто обладает свободой выбора, их второе возражение - как можно Тору передавать такому нечистому созданию - очень основательны. Их понять можно.

Диалог Моше с ангелами, его объяснение, почему Тора нужна именно человеку

И вот Моше (вернемся, наконец, к нему от общих рассуждений) поднялся на гору. Ангелы митингуют, протестуют, и Бог говорит ему: "Моше, вступай с ними в спор и докажи им, что тебе полагается Тора". Моше говорит: "Но как я могу? Они сожгут меня дыханием своих уст!" (Это перекликается с тем вариантом нашего мидраша про Авраама, где они подносили пищу и сжигали ее дыханием своих уст, делая вид, что едят.) Бог говорит Моше: "Держись за престол Моей Славы - и отвечай!" (Престол Славы - это, должно быть, такая хорошая опора.)

И Моше начинает свою речь. Он говорит: "Ангелы, вот вы говорите, что Тору следует отдать вам, а не людям. А что написано в Торе? Там написано - не воруй. У вас есть злое начало, которое толкает вас воровать? Там написано - почитай отца своего и мать свою. У вас есть отец и мать, которых надо почитать? Там написано - не пожелай жены ближнего твоего. У вашего ближнего есть жена? Вы чистые, вы совершенные, вам эта Тора совершенно ни к чему. Это нам, у которых есть недостатки и дурные побуждения, нужна Тора. Для нас эти законы осмысленны". Моше не просто убедил ангелов. Они все полюбили его, и каждый подарил ему какой-то свой секрет. Даже ангел смерти подарил Моше некоторый секрет - как можно остановить эпидемию. Моше этим воспользуется, и мы когда-нибудь это вспомним.

Этот мидраш о Моше не имеет какой-либо видимой связи с нашим мидрашем о гостях Авраама, но у него есть параллельный вариант, очень мало похожий на первый, они только начинаются одинаково. Моше поднимается на гору, и ангелы протестуют. В этом варианте Бог не приглашает Моше выступать, Моше работает статистом. Бог производит трюк и делает Моше точной копией Авраама, обращается к ангелам и говорит: "Ангелы, как вы себя ведете? Посмотрите: вы кушали у него в гостях, что вы делаете?" Ангелы говорят: "Да, конечно, - дать без всяких разговоров Тору!" Это не дословное, но точное изложение мидраша. [Еще вопрос - кушали они или нет? Вспомните знаменитаю историю о первородстве, проданном за чечевичную похлебку, и сравните: здесь ангелы согласны без разговоров уступить Тору за то, что когда-то, может быть, они что-то у него поели.]

Последний вариант второго мидраша, несомненно, прямо указывает на наш исходный мидраш, но теперь появился еще новый вопрос. Каким образом эти две версии мидраша о Моше связаны между собой? Нельзя исключить того, что два варианта мидраша о Моше это два совсем разных мидраша, и мы связи между ними не увидим. Заметим по поводу последнего варианта, что ангелы так стушевались, узнав в Моше Авраама, - потому, что Авраам в свое время угостил их. Но почему они так стушевались? Задав этот вопрос, мы вернулись к тому, что нас озадачило в первом мидраше: почему ангелы трепещут?

Гостеприимство Авраама и его восприятие ангелами

Вопрос о том, ели ангелы по-настоящему, или делали вид, а сами сжигали пищу. Мы знаем, что есть важное правило, относящееся к ситуации, когда мудрецы спорят по вопросу, не касающемуся Галахи. Есть спор у мудрецов, нужно зажигать в первый день одну свечу в Хануку, а в восьмой - восемь, или наоборот. В этом споре невозможно сказать: "Ты прав, и ты прав, невозможно зажигать и так, и этак". Это немыслимо. В практических вопросах надо принять какую-то одну точку зрения. Но когда это вопрос, не имеющий таких прямых практических следствий, то действует правило, сформулированное мудрецами: "Элу вэ элу диврей Элоким хаим". - И то и другое - слова живого Бога. Т.е. совершенно прав тот, кто говорит, что они ели по-настоящему, и абсолютно прав тот, кто говорит, что они только делали вид, что едят, а сами сжигали эту пищу.

Можно посмотреть на дело так. Авраам исполняет очень важную заповедь гостеприимства. Ангелы в принципе не способны исполнять эту заповедь. Почему они не способны? Потому что для ангелов гостеприимство - это совершенно пустое понятие. Кто нуждается в гостеприимстве? Тот, кому холодно, голодно, одиноко. Человека надо согреть, накормить, приободрить. Ангелы во всем этом совершенно не нуждаются, они самодостаточны. Им не бывает холодно, не бывает голодно, не бывает тоскливо. Поэтому ангелу оказать гостеприимство невозможно. И он своим сородичам тоже не может оказать гостеприимство. Представьте себе: я вошел в дом, включил компьютер и скажу: "Садись, раздевайся" и т.д.

Для ангелов гостеприимство - это пустой звук, потому что у них нет никаких дефектов, они ни в чем не нуждаются. У них есть все, что требуется. Гостеприимство нужно тому, у кого есть дефекты, кому чего-то недостает. И получается, что человек выше ангелов в одном-единственном отношении: - в том, в чем он ниже их. Благодаря тому, что ангелы совершенны, они застыли на своем уровне. Невозможно подниматься выше этого уровня. Я не скажу собаке: "Ты животное хоть куда, я тебе пришью пятую ногу". Я не могу усовершенствовать ангела, встроив в него аппарат восприимчивости к гостеприимству, это немыслимо.

Ангелы - чисто духовные существа, в них нет ничего материального. И поэтому абсурдно думать, что они будут всерьез, по-настоящему есть материальную пищу. Это нонсенс. Если в разных фантастических произведениях совершенные роботы имеют отсек, для того чтобы сбрасывать туда для приличия пережеванную пищу, то все-таки роботы материальны, а ангелам это совершенно какт-то не подобает и ни к чему. Совершенно прав тот, кто возражает: "А разве они по-настоящему ели? Они на самом деле сжигали эту пищу дыханием уст - и все. Понятно, что он прав. Но, с другой стороны, ангелы - это тоже сотворенные существа. И посылка, которую я формулирую в очень сильном виде: сотворенный обладает характеристическим свойством - он должен питаться. (Это хорошо понимала Алиса в Стране Чудес. Когда ей Орешниковая Соня начала рассказывать сказку про трех сестер, которые жили в колодце, Алиса немедленно протестует: "Не может быть! Чем они питались?")

Сотворенные должны питаться. Материальные сотворенные нуждаются в материальной пище. Животным дал зелень, траву. Духовные существа должны питаться духовной пищей. Нормальный "рацион" ангела - это песнопения. Они восхваляют Всевышнего, и этим насыщаются. Но любой сотворенный должен откуда-то получать энергию, он не может жить на собственном ходу. Не бывает нарушения какого-то суперзакона сохранения энергии. Ангелы не могли по-настоящему есть материальную пищу, она им просто ни к чему. Ангелы нуждаются в духовной пище, и извлекают эту пищу из тех ситуаций, где раскрывается слава Всевышнего. Вот чем они насыщаются. Что такое хвалы, которые они поют? Это их реакция, их взаимодействие с явлениям славы Творца.

Соотношение материальной и духовной пищи. Совершенство ангелов и возможности человека добиваться своего совершенства

Теперь мы совмещаем все концы, и говорим, что то, что им подал Авраам, было деликатесом. Авраам сказал: "Я принесу кусок хлеба" - и побежал за быком. А мидраш говорит нам (Раши его приводит), что Авраам зарезал трех быков, для того чтобы каждому гостю подать язык - самый большой деликатес. Он щедрый. Но они все это сжигали. И оставалось вот что. Животные питаются материальной пищей, ангелы питаются духовной пищей, а человек находится между небом и землей, он соединяет в себе небо и землю. И человек не может жить как одной материальной пищей, так и одной духовной пищей. Как лет сто с лишним назад выяснилось, что мало того, чтобы пища содержала белки, жиры и углеводы. Если в пище, при всех этих основных компонентах, не будет витаминов, человек очень скоро умрет. Их так не разглядишь, но без витаминов пища не дает человеку возможности выжить. А если смотреть еще тоньше, то окажется, что человеку невозможно жить на пище, которая будет содержать белки, жиры, углеводы, витамины, микроэлементы и все на свете, если эта пища не будет насыщена духовной составляющей. Человек должен питаться и духовной пищей. Если его кормить, как животное, только материальной пищей, он не сможет жить, он так не создан.

Так вот, в том, что поставил на стол Авраам, помимо материальной оболочки, была эта духовная составляющая, которая не только съедобна для ангела, но является для них царским лакомством, которого они отродясь не ведывали. Это - сказочное гостеприимство Авраама, то, чем насыщено все это угощение. Ангелы не умеют варить такого блюда, они не могут изготовить гостеприимство, потому что оно ниоткуда не вытекает, они не нуждаются в этом. Но, когда человек изготовил пищу, которая пронизана гостеприимством, то ангелы чувствуют, что это нечто Божественное. Это то, что им недоступно. Посредством этого угощения Авраам их научил чему-то, чего они никогда не знали. И есть закон в Талмуде: если человек научил тебя хотя бы одному чему-то новому, то ты должен к нему относиться с почтительностью, как к своему учителю. А говорят, что почтение перед учителем должно быть, как почтение перед Богом.

Ангелы трепещут перед Авраамом по одной простой причине: это их учитель. Он преподал им урок, он их научил чему-то, что им было абсолютно неведомо. Мы разрешили эту острую трудность: как могут одновременно быть справедливы два утверждения - они и ели по-настоящему, и делали вид, что едят. Духовное содержание того, чем их угощали, они ели по-настоящему, а материальную часть - делали вид, что едят, чтобы не обидеть хозяина. Почему дрожат ангелы, мы тоже поняли: Только поев, они наполнились священным трепетом перед учителем, который передал им вкус гостеприимства.

Теперь у нас наш исходный мидраш, кажется, не вызывает никаких трудностей. Исходный мидраш мы как-то утрясли. Теперь вернемся к двум вариантам мидраша о том, как Моше поднялся на гору. И скажем так. Мы изначально не видели между ними ничего общего. Т.е. общее, конечно, - в том, что они начинаются с одной и той же ситуации, но то, как эта ситуация решается, идет, казалось бы, по абсолютно разным путям. Но теперь, когда мы разобрались в этой сцене с угощением в доме Авраама, нам будет уже совсем нетрудно сблизить эти два описания, эти две совершенно различные картины.

Когда производится трюк и Моше становится копией Авраама, ангелы просто как бы видят перед собой учителя и трепещут, потому что это высшее существо, преподавшее урок какой-то незнакомой им духовности. Когда же они слушают доводы Моше, то что, собственно, он им преподает? Он словами проговаривает ровно то же самое. Он говорит: "Ангелы, вам с Торой нечего делать". Т.е. они могут учить Тору. Мидраш в другом месте рассказывает нам, что ангелы ежедневно, имеют великолепный урок Торы под руководством самого Всевышнего. Они учат все законы Торы. Какой смысл могут иметь эти законы Торы для ангелов? Очень глубокий, мистический. Когда они учат закон о том, что мой бык потоптал твое поле, я должен платить столько-то, - какой может быть бык у ангелов? Это все выражение каких-то первичных сил, которые передаются таким образом.

В конце концов, когда я пишу задачу словами, я говорю: "Положили два яблока на тарелку, потом добавили три" - где эти яблоки? Они пахнут, они имеют цвет? Я пишу это словами. Точно так же, я описываю некоторую мистическую ситуацию, которая пронизывает все миры. Я изображаю эти силы в виде какого-то существа, с четырьмя ногами, с парными копытами, с рогами. И все эти законы приобретают очень глубокий, потрясающий смысл. Ангелы чисто интеллектуально могут заниматься этой Торой до бесконечности и проникать в глубинные тонкости, но при этом им практически нечего делать с этими законами. И Моше в явном виде говорит им: "Тора нужна человеку благодаря одному-единственному отличию человека от вас: благодаря тому, что у человека есть недостатки". У человека есть дефекты.

Таким образом, эти два совершенно разных мидраша почти совпадают в смысле урока, который они нам преподносят. Урок безумно важный. Он отвечает на вопрос, кто стоит выше - ангел или человек? Нет никаких сомнений в том, что человеку до уровня ангелов не дотянуться. Ангел чист и совершенен, человек не чист и не совершенен. Но из этого несовершенства человек способен изготовить совершенство, превосходящее совершенство ангелов. Т.е. ангелы сделаны настолько совершенными, насколько может быть совершенно готовое создание. Они духовные, чистые.[ У ангелов тоже есть свой дефект, поскольку они сотворенные. Сотворенное создание - это, в конечном счете то, что сделано Творцом, плод Его воображения.Если Он решит прекратить этот сон, то все исчезнет. Но мы сейчас неможем в это вникать.]

Наша мысль очень простая. Оба разных мидраша, описывающих сцену прибытия Моше наверх, на гору Синай, для получения Торы, передают нам одну и ту же мысль. Что Тора полагается человеку, а не ангелам, в силу одной-единственной причины: потому что человек не находится в состоянии совершенства. Потому что у человека есть дефекты двух сортов. Один дефект - это то, что ему чего-то не хватает, ему бывает голодно, холодно и т.д. А второй дефект - это то, что у него есть злое начало, которое толкает его делать нехорошие вещи. И благодаря этим дефектам двух родов человек может изготовить из этого совершенство, недоступное ангелам. Это значит, что человек может и должен стремиться к совершенству, но только не к совершенству ангелов, а гораздо к более высокому совершенству, которое как факт никогда не достижимо, оно нестатично.


Продолжение