МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр


Лекции по книге Мелахим IIЗ. Дашевский
К оглавлению лекций

Лекция 106. 23:4-23:22


1. /23:4; Диврей-hа-йамим 34:3-4/ Царь распоряжается вынести из Храма идолопоклонскую утварь и все сжечь. Обсуждается задержка с очисткой Храма и неясности с хронологией событий.

2. /23:5-9/ Йошияhу упраздняет идолопоклонских служителей и бамот. Смысл действий царя, выбросившего пепел сожженной Ашейры на захоронения. Ответ на вопрос: что хотел передать Йошияhу, выбрасывая пепел на гробницы. Царь разрушил дома разврата, и сделал нечистыми все бамот в Йеhуде.

3. /23:10-12/ Йошияhу делает нечистыми тофэт в овраге Бен-hином, чтобы не проводили детей через огонь. Он упразднил коней, поставленных в честь солнца; сжег колесницы; разбил все жертвенники, построенные на крыше Храма, а так же сделанные во времена Шломо; разбил Ашейры. Он разрушил жертвенник и дом бамот в Бейт-Эле. Ответы на вопросы: о процедуре захоронения; был ли Бейт-Эль под властью Йошияhу.

4. /23:13-20/ Йошияhу оскверняет жертвенник костями из могил. История с Божьим человеком, его могилой и его предсказанием. Уничтожение бамот в Шомроне. Ответ на вопрос: о разном отношении к коhенам бамот.

5. /23:21-22/ Разница акцентов в описании действий Йошияhу в книгах Мелахим и Диврей-hа-йамим. Подготовка к Песаху; причина массовости праздника - в очищении от идолопоклонства; разное отношение к этому Йирмеяhу и Эзры.


Йошияhу распоряжается вынести и уничтожить всю идолопоклонскую утварь из Храма. Проблемы с хронологией.

После того, как был найден свиток Торы, написанный рукой Моше, Йошияhу предпринимает ряд действий: он посылает к пророчице Хулде делегацию, и получает от нее очень серьезный ответ. В главе 23 говорится, что он собирает всех старейшин Йерусалима, важных людей, пророков (в параллельном тексте вместо пророков написано - левитов), то есть, людей, которые имеют связь с Небесным Управлением. Йошияhу читает вслух народу ту Тору, которая найдена, В стихе 4 начинается описание тех действий, которые следуют за этим. Говорится, что приказал царь Первосвященнику Хилкияhу и заместителям Первосвященника, и "шомрей hа-саф" - вероятно, это - "хранители сокровищ, казначеи", им приказал царь вынести из чертогов Всевышнего все сосуды, посвященные Баалу и Ашейре и всему воинству небесному. То есть, все, что посвящено идолопоклонству, он велит вынести из Храма. И сжег он их вне Йерусалима "бе--шадмот кидрон", что переводится, как "в долине (в полях) Кидрона"; Кидрон - река, которая протекает с востока от старого города. После сожжения, он вынес прах в Бейт-Эль.

Мы уже говорили о том, что крайне удивительным представляется, что только сейчас царь хватился выносить из Храма идолопоклонскую утварь, и это плохо согласуется с тем, что перед этим он распорядился начинать основательный ремонт в Храме. Можно в параллель вспомнить, что когда Яаков со своим домом вернулся после двадцатилетнего пребывания у Лавана и двигался домой, то он обязан был выполнить обет, который он дал перед уходом, превратить тот камень, который он поставил в Бейт-Эле, в Дом Бога, то есть, он должен был там что-то построить. Всевышний дает ему распоряжение, чтобы он перестал откладывать и двигался в Бейт-Эль, и тогда Яаков требует от всего своего дома, чтобы они освободились от идолов. Отсюда можно понимать, что у них какие-то идолы были. Поэтому, точно указать грань, до какой степени праведное поведение исключает все идолопоклонские культы и не оставляет даже каких-то их следов, очень трудно; и это - проблема для всех комментаторов. Одно объяснение, которое дают некоторые современные комментаторы, что иногда Храмом называют всю Храмовую гору; в Талмуде мы встречаем даже, что иногда весь Йерусалим называют Храмом. Тогда это легче понять, потому что может быть так, что Храм очистили давно, но вокруг еще не особенно "прочесали". Довольно странно, что последующие стихи будут описывать широкомасштабные мероприятия Йошияhу по ликвидации по всей стране идолопоклонских объектов, после чего он распорядится праздновать Песах. Если он дал указание ремонтировать Храм на восемнадцатом году, а год, как отсчитывают годы царей Израиля, начался первого Нисана, то тогда от первого Нисана до Песаха есть всего две недели. Такие серьезные мероприятия невероятно трудно проделать за две недели. В параллельном тексте Диврей-hа-йамим, в главе 34 говорится в стихе 3, что на восьмом году царствования, когда он еще юн, Йошияhу начал искать Бога Давида, отца его. Раши объясняет, что эти слова "он еще юн" напоминают такие же слова, сказанные про Йосэфа, когда он пасет овец со своими братьями, а Йосэфу тогда было 17 лет. Йошияhу здесь - 16 лет, и все сходится. Радак же говорит, что слова "это было на восьмом году" означают, что это было сразу же, как только Йошияhу воцарился, то есть, на восьмом году его жизни. Радак является выдающимся глубоким экспертом по языку вообще и по языку Танаха в частности, поэтому трудно понять, как он может такой свой комментарий совместить с тем, что сказано: "бен-шмонэ шаним бе-малхо", что означает, что 8 лет было не Йошияhу, а его царству. Почти никто с Радаком не соглашается, что легко понять. Так, Мальбим очень определенно пришет, что это было на восьмом году царствования Йошияhу, когда ему было 16 лет, и тогда он начал искать... Он стал царем восьмилетним мальчиком, и у него в памяти был отец, который царствовал недолго и творил безобразия, и дедушка, который после "бурной молодости" стал накладывать тфилин и молиться Богу. То есть, он получил несколько смешанное впечатление от детства. Однако, под влиянием каких-то событий, о которых мы ничего не знаем, он к шестнадцати годам начал искать Бога. Далее говорится, что на двенадцатом году он начал очищать Йеhуду и Йерушалаим от бамот, и от Ашейр, от идолов и литых изваяний. Таким образом, свиток Торы был найден на восемнадцатом году его царства, а очищать он стал на двенадцатом году. Тогда почему говорится в книге Мелахим, что он сейчас только дал распоряжение? У нас нет никаккого другого разумного выхода кроме того, чтобы сказать, что в книге Мелахим дается одна перспектива, а в книге Диврей-hа-йамим - другая. Такое объяснение очень ясно формулирует Мальбим. Он говорит, что все мероприятия Йошияhу описаны в книге Диврей-hа-йамим, когда он начал их, и описаны они довольно кратко, они занимают всего несколько стихов, в то время, как в книге Мелахим, все эти мероприятия описываются в конце. И там можно понять так, что на восемнадцатом году, после того, как был найден свиток Торы, Йошияhу не начал эти мероприятия по очищению Храма, а - завершил их. То есть, свиток Торы был последним толчком, который сделал его усилия такими сосредоточенными и интенсивными. Тут есть одна вовсе не пустяковая проблема, а именно, если бы книга Мелахим начала описание всех этих мероприятий, предпринятых Йошияhу, в давно прошедшем времени, то можно было сказать, что это все, очевидно, так и есть, но давно прошедшего времени здесь нет, и поэтому мы вынуждены признать, что по какой-то причине пророк Йирмеяhу выбирает здесь намеренно смазанный стиль, дающий, как в живописи, впечатление упрощения и отсутствия перспективы; здесь нет хронологической стереоскопичности текста, как-будто все происходит в этот сжатый промежуток времени. Не ясно: для чего это делает Йирмеяhу?

Иошияhу упразднил идолопоклонских служителей и бамот.

В стихе 5 книги Мелахим говорится, что Йошияhу упразднил идолопоклонских служителей -"кмарим". Слово "комер" в наше время употребляется в значении какого-то нееврейского священника, и имеет смысл пренебрежительный, уничижительный. То есть, он упразднил всех этих служителей, которых "поставили цари Йеhуды". Какие это цари? Естественно, что это - его отец и дед: сначала ставил их Менаше, а вслед за ним Амон. Дальше сказано: "ва-йектер" -слово, которое в данном тексте употребляется в функции прилагательного, и означает, что он упразднил всех тех, кто "воскурял" (воскуряющих) на бамот в городах Йеhуды и в окрестностях Йерусалима, и всех тех, кто приносил жертвы Баалу, солнцу, луне, созвездиям (слово "мазалот" редкое для Танаха, оно появляется позже) и всему воинству небесному. Скорее всего, бамот вокруг Йерусалима служили не идолопоклонству, а на них приносили жертвы Всевышнему. Мы знаем, что до Хизкияhу ни один даже праведный царь Йеhуды не упразднял бамот, это было очень трудно сделать. Хизкияhу был первым, кто упразднил их, а завершил этот процесс Йошияhу. Однако, он поступал по-разному с разными бамот: те жертвенники, которые служили идолопоклонству, он уничтожил, а те бамот, где приносили жертвы Всевышнему, он просто упразднил. Надо сказать, что в те годы, когда правил Менаше, пока он злодействовал, и Амон, и отец Хизкияhу Ахаз, который тоже не устранял идолопоклонства, тогда было тяжело приходить в Храм и приносить там жертвы, поскольку там находились идолопоклонские объекты. Поэтому, можно понять тех богобоязненных людей, которые предпочитали приносить жертвы Всевышнему на бамот, где по крайней мере не было идолов. Несмотря на то, что сохранение этих жертвенников вне Храма после того, как Храм построен, является нарушением закона Торы, Йошияhу обходится с ними достаточно четко, но без пренебрежения. То есть, в отличии от идолопоклонских жертвенников, которые он превратил в мусорную свалку, куда сваливали падаль, чтобы было видно, что это место нечистоты, и чтобы люди туда не совались, те банот, на которых приносили жертвы Всевышнему, он просто завалил землей и камнями: на них наваливали груду камней, чтобы показать, что это место запрещено, но туда не вносили нечистоты.

Стих 6 говорит, что Йошияhу удалил Ашейру из дома Всевышнего за пределы Йерусалима, к реке Кидрон, и сжег у реки Кидрон, и растолок в пыль, и бросил прах на могилу сынов народа. Что здесь означает "сыны народа"? На противоположном берегу реки Кидрон находятся места захоронения, могилы. Очевидно, Йошияhу произвел очень важное действие. Он на эти могилы выбросил пепел этого растертого сожженного божества, которому они поклонялись, чтобы продемонстрировать, как объясняют мудрецы, что вот, мол, полюбуйтесь, чему вы поклонялись. Кстати, Талмуд выводит из этого стиха некоторые важные hалахические принципы. А именно, что идолопоклонство является таким же источником нечистоты, как мертвый. Так же, как в случае нечистоты мертвого, если от этого мертвого присутствует часть, не больше по величине, чем маслина, то она не является источником нечистоты. Очень важно понять следующее. В том поколении люди были очень пунктуальны в том, чтобы предохранять себя от нечистоты. Очевидно, в каждом поколении есть такой пункт, от которого люди отталкиваются. В Талмуде мы встречаем поразительные, и порой ужасающие примеры. Например, в трактате Йома описана такая история. Существовал в описываемой ситуации такой порядок, когда молодые коhены состязались в том, кому достанется честь исполнить ту или иную часть служения в Храме; кроме чести, это еще и прибыль, потому что достаются какие-то соответствующие части. И вот, двое бежали почти вровень, но когда один из них увидел, что не сможет обогнать второго, то он выхватил нож и всадил в сердце своему противнику. Отец этого зарезанного коhена подошел и сказал, что раз он еще дышит, то значит нож еще не стал нечистотой мертвого, а нож был из сосудов Храма, и плохо, если он примет нечистоту. То есть, нечистота - хуже кровопролития. Это какой-то совершено чудовищный и извращенный взгляд на жизнь! Тем не менее, из этого описания мы видим, что таковы были "нормы" этого поколения. Правда, когда увидели, что такие состязания приводят к кровопролитию, то их заменили жеребьевкой. Поняв, что в данном поколении, при царе Йошияhу, люди очень старались предохранить себя от нечистоты, мы понимаем, что Йошияhу, высыпав эту массу, которая осталась от идолопоклонства, хотел научить евреев своего поколения, что это такая же нечистота, как нечистота мертвого.

Ответ на вопрос:

Почему человек не может сделать вывод, что нечистота появилась в результате того, что эту массу высыпали на кладбище или превратили в какую-то другую массу? - Если рассуждать строго научно, то надо поставить вопрос так: "А существует ли вообще нечистота?" Дело в том, что ни то поколение, ни какое-либо другое поколение никогда не формирует свои позиции научно. Как раз в прошлом году наш соотечественник, живущий в Америке, профессор Даниэль Каhане получил Нобелевскую премию по экономике фактически за то, что они показали, что люди принимают очень серьезные и, в частности, экономические решения не на основе анализа ситуации, а на основе восприятия словесной формулировки. Поэтому, речь идет не о том, что Йошияhу проделал "лабораторную работу", анализ, чтобы объяснить им. Он хотел передать народу отвращение к идолопоклонству, смешав его с явным для них отвращением к нечистоте мертвого. Можно полагать, что это для нас колоссальный урок. Человек, который хочет принести пользу себе и своему поколению, должен хорошенько вникнуть и подумать, есть ли такой вид "мертвечины", от которого мое поколение инстинктивно отталкивается, и который всегда должен быть, потому что человек стремится к жизни. Если такой есть, то как передать очень ясное ощущение, что все виды мертвечины имеют то общее, что они удаляют от жизни. Это - необычайно важный урок, который, правда, легче сформулировать, чем применить к делу.

Конечно, могилы надо уважать, но поскольку эти люди выбрали для захоронения место вблизи от этих идолопоклонских культов, то очевидно, они этому поклонялись. Сказано необычно: на могилу "бней hа-ам" - "сынов народа", которые погрязли в идолопоклонстве. То есть, если они занимались идолопоклонством, то их могилы тоже не заслуживают уважения.

В стихе 7 говорится: "Разрушил Йошияhу дома разврата, которые были в Доме Всевышнего, где женщины ткали нечто для Ашейры". Это - празительное предложение, в котором три раза встречается слово "байт" - "дом" и похоже, что все три раза в разном смысле. "Дома разврата" - это место, где юноши и женщины посвящены разврату или в ритуальном смысле или ради искусства - есть разные объяснения. То, что эти дома разврата "внутри Дома Всевышнего", может быть, и не означает, что они были внутри Храма, а просто они могли быть где-то на Храмовой горе или рядом. Что ткут женщины, это не очень понятно, есть разные комментарии; слово "батим", может быть, в данном случае обозначает нечто применяемое в ткачестве. Стих 8 говорит, что привел Йошияhу всех коhенов из городов Йеhуды, и сделал нечистыми бамот. То есть, он сваливал туда то, что является источником нечистоты, например, падаль, дохлых животных, или, может быть, человеческие кости. Это - те бамот, на которых воскуряли коhены, от Гева ( город, который находится совсем близко от Гивона) до Беэр-Шевы. Это - расстояние Йеhуды с севера на юг. Так же, как про объединенное царство, когда хотели сказать "по всей стране", то говорили: от Дана до Беэр -Шевы, так здесь говорят: от Гевы до Беэр-Шевы. И разрушил жертвенники Ашейрам, которые у входа ворот Йеhошуа, министра города, находящиеся слева, как входишь в ворота города. Кто такой этот Йеhошуа? - Он занимал должность по делам столичного города. Мы встречали уже в книге Шофтим и Мелахим-алеф, что в предыдущих царствах такая должность была. Надо сказать, что хотя Йошияhу и вернул этих коhенов в Йерусалим, и, как объясняют мудрецы, он вернул их к тшуве, но все-таки служить в Храме он им не позволил. И в стихе 9 говорится: "Не поднимались коhены бамот к жертвеннику Всевышнего в Йерусалиме, а ели мацу посреди своих братьев".

Йошияhу делает нечистыми Тофэт, сжигает коней и колесницы, и разбивает жертвенники, поставленные царями.

В стихе 10 говорится, что Йошияhу сделал нечистым Тофэт, который в овраге Бен-hином , чтобы никто не проводил сына или дочь через огонь в честь Молэха. Мы уже встречали несколько раз упоминание о такой дикой процедуре, когда проводили ребенка через огонь. Причем, есть разные описания: или что проводили ребенка за руку между двух огней, но есть и такие описания, что Молэху приносили в жертву сына. В мидрашах, комментариях есть душераздирающее описание Молэха, который был идолом (или гончарного или металлического изготовления), и помещался внутри семи сосудов - один внутри другого. Если человек приносил мучное приношение, то открывали один сосуд, если птицу - то два, если козочку - три, если он приносил быка, то открывали шесть, а если сына - то семь. Когда открывали семь, то он стоял, протянув руки, и ребенка клали ему на руки; там был огонь, и ребенок сгорал. Что такое Тофэт - никто толком не знает. Овраг Бен-hином идет вдоль стен старого города и доходит до Кидрона. О происхождении названия этого оврага точно не известно, но предполагают, что это - имя владельца. По поводу того, что написано "бней-hином", а читается "бен-hином" никаких объяснений найти не удается, кроме объяснения Радака, который говорит, что были споры о том, принадлежало ли это одному сыну или нескольким. Любопытно, каким образом такой вроде бы невзрачный овраг приобрел мировую славу, и превратился в "Гиену огненную" (в "гиhином" - "ад"). Радак предлагает два объяснения слову "hином", имеющие некий символический смысл. Одно объяснение, что это - от "стенаний", а другое - от человека, который принес жертву Молэху, желая насладиться, получить удовольствие от этого.

Мудрецы в мидраше считают, что название Тофэт происходит от слова - "лефатет" и говорят, что "тофэт" - это такое место, куда упадет всякий, обольщенный собственным естеством, которому надо противостоять. Есть такое объяснеие, что "тофэт" так называется оттого, что в тот момент, когда ребенка клали на руки Молэху, то для того, чтобы отца не выводили из равновесия крики ребенка, который попал в огонь, били в барабаны, заглушая крики, из боязни, что отец может передумать. То есть, в этом объяснении предполагается, что "тофет" - от слова "тоф" - "барабан".

В стихе 11 говорится, что царь упразднил коней, которых поставили (выделили) цари Йеhуды в честь солнца, и перенес их от Дома Всевышнего к месту Нетан-Мэлеха, который был или евнухом или каким-то важным министром, который - в "парварим" - в "пригородах", как объясняет Радак, или, возможно, что в каких-то пристройках. А колесницы, посвященные солнцу, он сжег в огне. Что это за кони, посвященные солнцу? - Во время предыдущих царей - Менаше и Амона, а по-видимому, и Ахаза, были в ходу разные культы, и в частности, поклонение солнцу. Они в этот период, конечно, никак не были под влиянием греков. Они с восходом солнца мчались на этих колесницах, по-видимому, соответственно украшенных изображением солнца, встречать восход солнца. Стих 12 говорит, что Йошияhу разрушил так же жертвенники, которые были на крыше. Сказано: "на крыше восхождения Ахаза", откуда многие думают, что это - то же самое, что лестница Ахаза. На крыше то ли сам Ахаз или его последователи поставили жертвенники, про которые сказано, что поставили их "цари Йеhуды". Последователи Ахаза - это , конечно, не Хизкияhу, а очевидно, Менаше и Амон. А так же Йошияhу разрушил жертвенники, которые сделал Менаше в двух дворах Дома Всевышнего. Дальше сказано, что Йошияhу поспешил вынести все разрушенное и прах бросить в поток Кидрон. Есть такое разумное объяснение, что слово "ва-йарац" происходит не от слова "ларуц", а от слова "лероцец" - "разбивать". То есть, он их разбил и потом выбросил, потому что целыми выбрасывать нехорошо. Есть пример, как Моше обращался с первым объектом идолопоклонства: он его растер в порошок.

В стихе 13 сказано, что царь Йошияhу осквернил все жертвенные бамот, которые перед Йерусалимом ("аль-пней" - всегда обозначает "к востоку"), которые справа (что означает - к югу) от Масличной горы - "hар-hа-машхит", которая в Мишне называется "hар hа-мшиха", где получается масло из маслин. Здесь, поскольку там были объекты идолопоклонства, Йирмейяhу употребляет такой ругательный термин - "машхит", то есть - "гора истребления". Это - те жертвенники, которые построил Шломо, царь Израиля, в честь Ашторэт, мерзости цидонцев, Кмоша, пакости Моава, и Милькома, перед которым преклоняются сыны Амона - все это сделал нечистым царь Йошияhу. Конечно, Шломо не сам это строил, но попустительствовал тому, что иноземные жены это строили, и он, безусловно, в этом виноват, как виноват Ахав в делах своей жены Изэвель. Стих 14 говорит, что он разбил статуи, и срубил Ашейры, и заполнил эти места человеческими костями людей, которые были здесь похоронены вблизи этого "важного" ритуального места.

В стихе 15 говорится, что тот жертвенник, который в Бейт-Эле, и бама - имеется в виду дом, который поставил Йаровам бен Нват, который ввел в грех Израиль, Йошияhу этот жертвенник и дом бамот разрушил, и растер как следует в прах, и сжег Ашейру.

Ответ на вопрос:

На протяжении очень длительной эпохи процедура захоронения была двухэтапной: вначале человека клали в какой-то каменный ящик пока вся плоть не истлевала, а потом кости уже хоронили. Можно ли эти кости извлекать? - на этот вопрос трудно ответить точно, но поскольку Йошияhу делал важное всенародное дело - отучал людей от идолопоклонства, то можно полагать, что он мог это делать, даже если бы это и было запрещено (нет уверенности в том, что это может быть запретТоры).

Ответ на вопрос:

Как же мог Бейт-Эль находиться под властью Йошияhу? - Йошияhу вернул себе власть практически над всей территорией Шомрона. Когда мы видели мидраш, задающий вопрос, почему он послал делегацию к Хулде, а не к Йирмеяhу, то было такое объяснение, что Йирмеяhу не было в Йеруалиме, он пошел возвращать 10 колен, что было за четверть века до падения Йеhуды. То есть, как раз перед этим размыканием Йошияhу вернул себе царство над всей этой землей, вернув 10 колен. Конечно, он вернул не всех, многие оставались на тех местах, куда они были изгнаны. В это время Ассирийская империя очень быстро начинает терять свою силу. И Йошияhу умудрился распространить свою власть не только на Бейт-Эль, но и практически на всю территорию всех колен. Спрашивается, почему же он ничего не сделал с золотым тельцом, поставленным Йаровамом? - Ответ такой, что о нем "позаботились" раньше цари Ашура, которые его давно уже вывезли.

Йошияhу оскверняет жертвенник согласно предсказанию Божьего человека.

В стихе 16 сказано: "Обратился Йошияhу, увидел могилы, которые там на горе, послал и взял кости из этих могил, и сжег их на жертвеннике, и сделал его (жертвенник) нечистым, согласно слову Всевышнего, с которым воззвал Божий человек, который воззвал с этими словами". Это происходило, примерно, триста лет назад. Этот Божий человек обратился к Йароваму, который собирался приносить как раз жертвы на этом жертвеннике. И сказал Йошияhу (23:17): "А что это за знак, который я вижу?" - И сказали ему местные люди: "Это могила Божьего человека, который пришел из Йеhуды и воззвал с теми же словами, которые ты исполнил относительно жертвенника в Бейт-Эле". Причем, комментаторы говорят, что до этого никто Йошияhу об этом не сообщал, и он сделал это по собственной инициативе. Это была его программа действий: все эти жертвенники делать нечистыми, сжигать на них человеческие кости; и здесь он сделал то же самое. Но что же за знак был на этой могиле, как он отличил эту могилу от других могил? Мидраш говорит, что с одной стороны этой могилы росли всякие сорняки, а с другой стороны - какие-то чудные, красивые растения. Можно вспомнить, что там, кроме Божьего человека, был похоронен тот самый пророк из Шомрона, который его обманул, вернул с дороги. И сказал Йошияhу: "Оставьте его, и пусть никто не сдвигает с места его костей". То есть, мы видим, что костей праведного человека все-таки трогать нельзя. Может быть, передвижение костей неправедного человека в каком-то смысле является наказанием, которое частично облегчает его страдания в Лучшем мире. Это, конечно, некая фантазия, но во всяком случае, мы знаем агаду о том, что Хизкияhу так поступил с костями своего неправедного отца - он их волок по земле. Получается так, что кости этого Божьего человека спасли кости того пророка, который пришел из Шомрона. Этот старый пророк из Шомрона просил своих сыновей похоронить его в этой самой могиле, потому что он знал, что исполнятся все слова пророчества, и что кости всех остальных будут сжигать, но не кости Божьего человека. Так он даже после смерти нашел себе "теплое местечко". В стихах 19-20 говорится, что так же все дома бамот, которые находились в городах Шомрона (тут мы видим, что речь идет о Шомроне в целом), которые делали цари Израиля, чтобы позлить, устранил Йошияhу, и поступил с ними, проделав точно такие же действия, которые он совершил в Бейт-Эле. И зарезал всех служителей этих домов, которые там находились на жертвенниках, и сжег человеческие кости на этих жертвенниках, и вернулся в Йерусалим.

Ответ на вопрос:

Почему Йошияhу одних коhенов вернул к тшуве, а других перерезал? - Скорее всего, что он вернул к тшуве тех, кто приносил на жертвенниках жертвы Всевышнему, а перерезал тех, кто служил идолам. Что касается угнанных в плен и возвратившихся, то надо полагать, что когда говорят, что Ашур изгнал 10 колен, то это не надо понимать буквально и очень может быть, что все-таки большая их часть никуда не девалась. Безусловно, никакого сомнения не вызывает то, что те, кого Йошияhу зарезал и сжигал, наверняка поклонялись идолам. Что касается остальных, то это требует проверки. Надо сказать, что про эпоху Йошияhу имеется множество данных, правда, больше данных о делах, которые меньше находят отражения в истории, то есть, таких, например, кого и как зарезал Йошияhу.

Причина разного отношения пророков Йирмеяhу и Эзры к очищению от идолопоклонства.

Мы видим, что описанию этих очистительных, "дизенфекционных" мероприятий Йошияhу книга Мелахим отводит 17 стихов, то есть - очень большой отрывок, а если мы посмотрим в параллельный текст в Диврей-hа-йамим, то там всего 4 стиха. С другой стороны, если Эзра пишет это в самом начале, то там нельзя еще так подробно описывать то, что будет только на восемнадцатом году, если он начал на двенадцатом году. Тем не менее, это еще раз заставляет нас задуматься о том, почему так сильно отличаются перспективы, на которых авторы этих книг основывают одни и те же периоды, эпохи, эпизоды. Это становится еще более поразительным в следующем отрывке.

В стихах 21-22 книги Мелахим говорится, что повелел царь всему народу так: "Делайте Песах Всевышнему, Богу вашему, как написано в этой книге Завета". Книга Завета, по-простому пониманию - это вся Тора, а некоторые считают, что это - книга Шемот, где даны законы Песаха. И дальше царь говорит: "Ибо не делалось подобно этому Песаху с дней Шофтим, которые были над Израилем, и во все дни царей Израиля и царей Йеhуды". То есть, и при Давиде и при Шломо никогда такого не было. Объясняется это очень просто. При Давиде не было Храма, поэтому не было необходимости ходить в Йерусалим; была большая бама недалеко от Йерусалима, где можно было спокойно принести пасхальные жертвы. Что было при Шломо, мы точно не знаем. Имеются подробные описания того, как Шломо организовал празднование праздника Суккот, а про празднование Песах у нас нет данных. В эпоху Судей почти все время Храм находился в Шило, и туда люди ходили. Но в Шило не всегда были хорошие порядки. Мы знаем, как вели себя сыновья Эли, последнего судьи (Шмуэль был больше пророком, чем судьей), и это отвращало людей, очень многие тогда не стали ходить в такой Храм. При Шмуэле уже что-то подобное настоящему Песаху было. Очень важным фактором является то, что главным в процедуре подготовления к Песаху является очищение от идолопоклонства. Даже по поводу первого Песаха, который был еще перед выходом из Египта, и его законы во многом отличаются от законов, принятых в последующих поколениях, но даже в то время, как говорит мидраш, когда сообщается народу, как нужно готовить животных и пр., то говорится : "Уберите руки от идолопоклонства, в котором вы погрязли, и исполните заповедь". Вполне можно считать, что такая необычайная массовость празднования Песаха в дни Йошияhу, связана с тем, что проведена невероятная кампания по очищению от идолопоклонства, что для Йошияhу являлось самым главным.

Здесь мы снова видим разницу: то, что в нескольких скупых фразах сказано в книге Мелахим по поводу празднования Песаха, занимает целую главу в Диврей-hа-йамим, то есть, мы видим контраст - на что больше обращают внимание пророки, писавшие эти тексты. В данном случае это различие просто понять, потому что борьба с идолопоклонством является необычайно актуальной темой для Йирмеяhу, который пророчествует в последние годы существования Храма; и Храму предстоит разрушение прежде всего за грех идолопоклонства. Поэтому, он именно на это обращает основное и очень серьезное внимание. Понятно, что Эзре писать так подробно про борьбу с идолопоклонством мало интересно потому, что идолопоклонство - это факт, ушедший в далекое прошлое. Эпоха Второго Храма существует уже без такой естественной тяги поклоняться идолам. С другой стороны, Йирмеяhу особенно подробно описывать то, как Храм является центром празднования Песаха, когда этот Храм скоро будет разрушен и народ уведут в изгнание. нет особого смысла. Возможно, что хорошо "помучить" людей образами прошлого, но это - не его задача. Поэтому, простое сопоставление конкретной исторической актуальности того, что является реальной проблемой поколения, к которому обращается пророк, дает понимание того, что вызывает смещение акцентов.