Лекции по книге Мелахим I | 3. Дашевский |
---|
Лекция 2. 1:29-1:42
/1:29-33/ Давид призывает верных ему людей и повелевает им посадить его сына, Шломо, на мула Давида и спуститься к Гихону. Выводы Талмуда относительно субординации: "Царь - Первосвященник - пророк".
Ответы на вопросы по поводу "Табеля о рангах".
/1:34-36/ Давид продолжает обсуждать со своими людьми процедуру помазания на царство и восхождения на престол его сына, Шломо. Обсуждение ответа Бенайаhу.
Обсуждение фразы: "...Не существует обещания для праведников в этом мире".
/1:37/ В связи с тем, что слова Бенайаhу слишком возвеличивают будущий престол Шломо, обсуждается мнение мудрецов: "Человек ревнует ко всем, кроме сына и ученика". Мнение Кли Якара о пожелании Бенайаhу.
/1:38-40/ Шломо посажен на мула Давида и проведен к Гихону. Цадок помазал Шломо. Протрубили в шофар, и народ радостно приветствовал царя Шломо.
/1:41-42/ На пиру у Адонияhу слышат звуки шофара и праздника и получают известие о помазании царем Шломо. Обсуждается поведение и характеристика Йоава.
/1:29-33/ Давид призывает верных ему людей и повелевает им посадить его сына, Шломо, на мула Давида и спуститься к Гихону. Выводы Талмуда относительно субординации: "Царь - Первосвященник - пророк".
Мы говорили уже о том, что после разговора Давида с Бат-Шэвой и с пророком Натаном, он снова поклялся Бат-Шэве, что после него будет царствовать ее сын Шломо (1:29-30). Стих 31 говорит, что поклонилась Бат-Шэва лицом до земли (на этот раз), простерлась перед царем и сказала: "Пусть живет господин мой, царь Давид, вовеки!" Обычно понимают так, что речь идет о его жизни в лучшем мире, вечной жизни, потому что жизнь его в этом мире уже явно подходит к концу. И Давид сказал (1:32): "Позовите ко мне Цадока, коhена, и Натана, пророка, и Бнайаhу, сына йеhойада". И они пришли, предстали перед царем. Мы говорили уже о том, что мудрецы упрекают пророка Натана в том, что он себя упомянул перед Первосвященником, нарушив субординацию; и его подозревают в том, что он поступил так не только из интересов дела, но еще из-за того, что был обижен тем, что его не пригласили среди прочих гостей к Адонияhу. В стихе 33 Давид говорит представшим перед ним: "Возьмите с собой слуг вашего господина и посадите Шломо, сына моего, на мула, принадлежащего мне (из личной упряжки царя), и спустите его к Гихону". Гихон - это поток, внизу.Надо понять, кого имеет в виду Давид под "вашим господином"? Мы уже встречались с этим, и так бывает в Танахе, что он имеет в виду самого себя. Отсюда Талмуд выводит кое-что о субординации, а именно, что царь предшествует Первосвященнику, потому что сказано, что царь сказал им: "Возьмите с собой слуг вашего господина", а господин и есть "Я - царь". Таким образом, царь является господином каждого, к кому он обращается, и среди них и Первосвященник Цадок. Получается поэтому, что Первосвященник идет после царя, Из других мест Танаха учится, что пророк идет после Первосвященника.
Ответы на вопросы по поводу "Табеля о рангах".
Ответ на вопрос: . Почему из того, что сказал пророк Натан в стихе 26 мы не учим, каков "табель о рангах", а из слов царя Давида мы это учим? - Натан в стихе 26 говорит: "А меня, как являюсь твоим рабом, и Цадока, коhена, и Бнайаhа бен Йеhойада и Шломо, раба твоего, он (Адонияhу) не позвал". Однако, мы порядок субординации учим не из того, как сказал Пророк Натан, а из того, как сказал царь, приказы которого являются главными. Разница в их высказываниях заключается в том, что пророк Натан перечисляет тех лиц, которые все являются подданными Давида, в то время, как Давид говорит: "Возьмите слуг вашего господина". Тем самым (и все согласны с этим) он, господин, стоит выше всех перечисленных, к кому он обращается. Натан своими словами никакого "табеля о рангах" не устанавливает, а он прежде всего говорит о том, что не сообщили именно ему, и этим он как бы поставил себя на первое место. Но нам из объективных данных известно, что Первосвященник предшествует пророку. Имеется некая ступенька чинов, и поскольку царь является господином для каждого своего подданного, то он, безусловно, стоит выше всех, и ему подчиняются все, включая Первосвященника.Ответ на вопрос: . - Вопрос о статусе наследника - очень тонкий. Во-первых, надо понять, наследуется ли у нас престол, и во-вторых, на какой ступеньке чинов находится признанный наследник престола? На первый вопрос ответить не так легко, но при прочих равных обстоятельствах престол наследуется. В данном случае Давид уже как бы объявил о том, что Шломо будет царствовать, правда, теперь этот вопрос вдруг "повис", пока Давид его не решил. Относительно второго вопроса можно считать, что вероятно, пока наследник не стал царем, то в "табеле о рангах" он идет после всех перечисленных лиц: после царя, Первосвященника и пророка.
Ответ на вопрос: . - Относительно функций Первосвященника надо сказать, что соотношение административных и прочих функций здесь отличается от того, что знакомо нам по европейской традиции. Несколько настораживало бы нас, например, если бы премьер министр какой-либо страны писал сказки. У нас же царь не просто является главой администрации. Если проследить линию царей Израиля, то можно понять, что постянно с царем связывается один орган человеческого тела, а именно - сердце. То есть, царь - это сердце народа. Поэтому, то, что Давид писал Псалмы, не является его занятием в "неслужебное время", это как бы часть его полномочий, если он такой царь, который способен на поэтическое творчество. Что касается Первосвященника, то это не совсем простой вопрос. Исследователи рассказывают, что оказывается, в начале эпохи Второго Храма у нас какое-то время было по два Первосвященника: один больше занимался внутренней службой в Храме, то есть, исполнял более "духовную" должность, а другой исполнял фунции некого "внешне-политического представительства". То есть, должность Первосвященника в высшей степени политизированная, представительская, и он является высшим чиновником после царя, но этот "чиновник" относится к духовному ведомству. Несколько вульгаризируя, можно привести пример с Президентом Академии наук, должность которого, безусловно, чиновничья, но считается, что он в какой-то степени может продолжать еще свою научную работу. В отличие от этого, Первосвященник, уж по крайней мере в Йом Кипур, обязан вести всю службу в Храме. На нем держится вся служба, весь этот напряженный день. Поэтому никак нельзя сказать, что он только чиновник. У него должна быть соответствующая и физическая и теоретическая подготовка. Мы знаем, что в Йом Кипур Первосвященник входил в Святая Святых с веревочкой, привязанной к ноге, и были часты случаи, когда его приходилось за веревочку вынимать, потому что там ошибка обходится очень дорого. В чем ведении находится назначение Первосвященника? Это не простой вопрос. Похоже, что назначение Первосвященника находится в ведении царя. Мы скоро увидим, что Шломо назначит Цадока Первосвященником. Царь является самым главным в стране, и тот факт, что царя помазывает, как правило, пророк, не означает, что пророк стоит выше царя. Относительно пророка можно считать, что его должность - "общественно-политическая" по определению. С другой стороны, она является и чисто духовной. Он прямо передает Слова Всевышнего и имеет необычайные полномочия и большой авторитет, но тем не менее пророк является подданным царя, и если он ослушается приказа царя, то царь может даже его казнить (у него на это есть право). В пророке все сплавлено и совершенно неотделимо: его духовные передачи являются его общественной функцией.
Ответ на вопрос: . - Мудрецы в мидраше обсуждают, что пророк Натан, который, безусловно, должен был быть знаком с "табелем о рангах", тем не менее, докладывая Давиду о непорядках, говорит не так, как следовало бы сказать: вот, об этом не доложили царю, не позвали Первосвященника, а он сначала говорит о том, что не сообщили мне (Натану). И мудрецы на этом материале хотят показать нам во-первых, каков табель о рангах, а во-вторых, они хотят сказать, что самый чистый и идеальный человек всегда может иметь в себе сторону какого-то ущерба. Мудрецы никогда не упускают случая это подчеркнуть.
/1:34-36/ Давид продолжает обсуждать со своими людьми процедуру помазания на царство и восхождения на престол его сына, Шломо. Обсуждение ответа Бенайаhу.
Давид (1:34) продолжает напутствовать своих людей: "И помажет его там Цадок, коhен, и Натан, пророк на царство в Израиле". Очень часто в Торе и Пророках есть больше, чем один деятель, но глагол нередко при этом ставится в единственном числе. Первое такое место в Торе, когда Хам насмеялся над своим отцом, Ноахом, который выпил вина и был в несколько непотребном виде, а Шем и йэфэт "взял" (сказано в единственном числе) одежду и, отвернувшись, пошли и накрыли отца. Главным действующим лицом был, по-видимому, Шем, а Йэфэт за ним последовал. Это является как бы моделью для всех таких мест, когда действуют двое, но говорится в единственном числе, и это означает, что в основном действие относится к первому лицу. И здесь главным является Цадок. Мудрецы в мидраше говорят, что это тебе, Натан, за то, что ты проявил некоторую нескромность. Дальше Давид говорит: "И трубите в шофар". Когда мы по-русски говорим: "Трубите в шофар", то это очень грубое описание, потому что, как мы знаем из практики Рош-hа-Шана, есть разные звуки трубления в шофар. На иврите есть по крайней мере различия: "ткия" - плавный звук, и "труа" - прерывистый звук, тревожный. Когда происходит воцарение нового царя, коронация его, то полагается трубить в шофар. И Давид говорит им еще, чтобы они провозглашали: "Да здравствует царь Шломо!"После этого Давид говорит им: "Поднимитесь вслед за ним (за Шломо), и пусть он пойдет и сядет на мой престол; и он будет царствовать вместо меня; и о нем я заповедал, чтобы он был "нагид" - "вождь" в Израиле и в Йеhуде". Здесь впервые это слово появляется в виде существительного. "нагид", примерно, соответствует нынешнему понятию "спикер" (от леhагид). Любопытно отметить, что слова "руководить" и "говорить" очень глубоко связаны. И слово "нагид" - это новое слово, термин, обозначающий руководителя народа. То, что Давид говорит, что он (Шломо) будет вождем и над Израилем и над Йеhудой, уже достаточно привычно нам, потому что с самого начала все колена, кроме Йеhуды, обозначаются, как Израиль, а колено Йеhуды упоминается отдельно.
Ответ на вопрос: . - Место, где Давид предложил помазать Шломо, - Гихон является очень интересным местом; оно расположено внизу, у старого города. Помазание около источника является очень хорошим признаком, потому что считается, что так же, как воды источника не пресекаются, так же и царство будущего царя должно быть бесперебойным. Кстати, говорят, что, если дома есть какая-то текущая вода, даже и не в роднике, то это очень оздоровляет обстановку.
В стихе 36 говорится, что откликнулся Бенайаhу, сын йеhойада, коhен, человек необычайной праведности и доблести и один из самых близких Давиду людей; он командует особым отрядом "клети и плети". Сказано: "вайаан",что здесь мы переводим, как "откликнулся". Мы знаем, что в Торе слово "лаанот" не обязательно означает ответ на вопрос. Например, известен в Торе закон, когда человек приносит "пикурим" - "первинки" плодов, которыми славится земля Израиля, при этом он должен сказать определеннй текст; и там тоже используется этот глагол "леанот" в том смысле, что он должен что-то сказать вслух. Когда человек, до того молчавший, громким голосом говорит, то это всегда описывается этим же глаголом, который означает тоже и ответ на вопрос. Итак, Бенайаhу сказал: "Амен!", что означает подтверждение истины и присоединение к просьбе; и дальше он говорит: "Да скажет так Всевышний, Бог моего господина царя!" По этому поводу говорят мудрецы в мидраше: "Что значит - "да скажет""? Ведь уже сказано было, когда только родился Шломо (мидраш приводит цитату не из книги Шмуэля, а из параллельного места в "Диврей hаямим"): "Вот сын родится у тебя, и он будет человеком спокойствия ..., потому что Шломо будет ему имя". То есть, все уже названо по имени, и с самого начала было предсказано с Неба, что Шломо будет царем, а теперь вдруг Бенайаhу, когда уже Давид подтвердил свою клятву, говорит: "Да будет такова Воля Всевышнего!" При чем здесь сослагательность и просьба, когда все это давно утверждено с Неба?
Обсуждение фразы: "...Не существует обещания для праведников в этом мире".
Но сказал: "Много обвинителей встанут отсюда и до Гихона, потому что не существует обещания для праведников в этом мире". Эта фраза обсуждается по разным поводам и разными комментаторами и мудрецами эпохи Талмуда. Если Всевышний что-то решил, то ясно, что это должно исполниться, и никто Ему не может перечить. Он может в качестве "педагогического приема" сделать вид, что что-то не получилось, и что приходится что-то изменять. Например, сказано, что пожалел Бог, что создал человека посреди земли и сказал: "Сотру человека" и пр. Но если Бог сказал: "Сделаем человека", то мы все-таки сделаем человека. То есть, то, что решено Всевышним, безусловно должно быть исполнено. С другой стороны, мы знаем, что когда Яаков готовится к встрече с Эсавом, то он - "очень испугался и стало ему тесно". Казалось бы, чего он испугался, ведь ему только что Бог сказал: "Я буду с тобой, и возвращу тебя в твою родную землю"? И мидраш объясняет, что обещание, конечно, есть, но Яаков боится, что вдруг за ним есть грех. Казалось бы, что если Бог пообещал что-то хорошее, то Он не отступает, но объясняют так, что это в том случае, если Господь послал пророка, и передал народу, то тогда, даже если обещание содержит какое-то условие, то все равно Он его исполнит, потому что это уже "объявлено". Если же обещание дано праведнику наедине, то праведник понимает, что полагаться на это никак нельзя, потому что обещание могло быть дано полному праведнику, а он вдруг сделал что-то не совсем хорошее, и к нему уже это обещание не относится. Поэтому, Яаков испугался по делу.Ответ на вопрос: . - То, что праведность как бы защищает человека, и Бог старается не дать ему споткнуться, безусловно, верно. Но сейчас обсуждается некоторое конкретное обещание не из области того, что "Я тебе обещаю, что ты будешь полным праведником". Такого обещания Бог никогда и никому не дает, потому что это всегда остается в области свободного выбора человека. Как пишет Рамбам: "Каждому дана полная свобода решать, хочет ли он быть полным праведником, или он хочет быть полным злодеем; и он может стать или тем или другим". Все это дело выбора человека, а Бог может помогать человеку в большей или в меньшей степени, но никогда не будет за него решать, иначе это будет не праведник, а марионетка. Попробуем обсудить такую ситуацию: обещано, например, что некто прибудет в точку А из точки Б благополучно. Вопрос состоит в том, точно ли это исполнится? Этот вопрос довольно сложен для обсуждения, но, примерно, можно сказать следующее. В той ситуации, когда Бог заведомо не отступится от Своего обещания, как например, когда Он обещал Яакову: "Я доведу тебя до отцовского дома в сохранности, и не оставлю тебя", то, хотя это и не гарантирует, что ничего неприятного вообще не произойдет в пути, но мы можем совершенно спокойно сказать, что все будет хорошо. Однако, сам "герой" не может быть в этом полностью уверен. И это не только потому, что он - герой, и не смотрит на ситуацию со стороны, но может быть, что тут еще важно то, что, как говорится: "слава человеку, который всегда боится". То есть, праведник обладает тем свойством, что он, видя обвинителей и препятствия, наполняется трепетом. Яаков трепещет, получив известие, что Эсав движется к нему навстречу с отрядом в 400 человек. И он "очень испугался, и стало ему тесно". Мидраш объясняет это так, что он испугался того, что он может быть убит, и стало ему тесно из-за того, что он, может быть, убьет других. У праведника всегда есть достаточно оснований для страха; и этот трепет праведника для человека более грубого может показаться слабостью, несерьезностью. Но даже если мы говорим о ситуации, где Всевышний точно исполнит то, что Он обещал, праведник тем не менее боится, трепещет, перед всеми этими призрачными или возможными препятствиями на пути к цели. И, может быть, цель будет достигнута только в результате соединения всех прочих условий и вот этого трепета праведника. То есть, получается, что, если бы праведник не трепетал, то цели не удалось бы достичь. Возможно, что дойдя до цели, он подумает, что боялся зря, но этот страх тем не менее является необходимым ингредиентом усилий, приводящих к цели.
Ответ на вопрос: . - Обсуждается обычно праведность самого получателя. Например, Бог как бы говорит: "Я тебе, Авраам, обещаю, что твое потомство получит эту землю; и сегодня именно твой трепет является необходимым элементом того, чтобы ты передал это обещание в неиспорченном виде дальше, своему потомству, а дальше получателями уже становятся твои потомки, и уже они должны трепетать." В случае с обещанием, данным Всевышним Давиду относительно Шломо, вероятно, трепетать должны вместе: и передающий отец и принимающий сын. При этом, "трепет" надо понимать, как сознание своей хрупкости, и того, как мало я на самом деле решаю своими личными возможностями. То есть, - это трепет человека, который осознает свою полную зависимость от Высшей Силы. Другая сторона - это ощущение абсолютной надежности, что эта сила не какая-то слепая игра судьбы, а что это Всевышний, который обещал мне, и я полагаюсь на это обещание, но только я боюсь того, что я недостоин его толком получить! И эта игра как раз и есть тот "зазор", в котором лежит человеческая жизнь: как только я остался с уверенностью без трепета, как я превращаюсь в "мертвый груз"; как только я остался с одним трепетом без уверенности, я превращаюсь в поплавок, который болтается и зависит от всех бурь. Дело в том, что абсолютно необходимо сочетание этих двух вещей, которые на самом деле есть две стороны одного и того же. К сожалению, наш опыт больше нас учит трепетать, чем быть уверенными, но постепенно из трепета обязательно рождаются какие-то очаги уверенности. Это, с другой стороны, чуть похоже на тот хасидский рассказ, когда хасид, пришедший к цадику, жалуется, что он ничего не может сделать: он открывает рот, но никогда не может сказать правды; и тут он стал бить себя кулаками и плакать и говорить, что в том, что он сейчас сказал, тоже нет правды; и он упал на землю. И реббе ему сказал: "Встань, правда прорастет из земли". Действительно, попытка сказать настоящую правду, под которой, можно подписаться без того, чтобы тебя подгоняли какие-то спешные обстоятельства, дело довольно трудное. Поэтому понятно, от чего можно трепетать. Но от чего возникает уверенность? Вероятно, от того, что в конечном счете мы знаем, к чему идет, от Кого идет; и в принципе, если "хорошо потрепетать", то возникнут условия для уверенности.
/1:37/ В связи с тем, что слова Бенайаhу слишком возвеличивают будущий престол Шломо, обсуждается мнение мудрецов: "Человек ревнует ко всем, кроме сына и ученика". Мнение Кли Якара о пожелании Бенайаhу.
Дальше в стихе 37 продолжается ответ Бенайаhу: "Как был Всевышний с господином моим, царем, так да будет Он со Шломо; и возвеличит его престол больше престола господина моего царя Давида". По этому поводу мудрецы сказали, что человек ревнует ко всем, кроме сына и ученика. "Кроме сына" - это как раз учится из нашего стиха, потому что так сказать в лицо Давиду, что хорошо бы, если бы Всевышний возвысил престол твоего сына выше твоего престола! Однако, это могло бы как-то болезненно задеть Давида только в том случае, если представить себе, что речь идет не о его сыне, а о каком-то другом преемнике. Например, если говорят уходящему с поста начальнику, что новый будет лучше, это безусловно должно вызвать ревнивые чувства. Про ученика учится из одного из двух мест. Одно из них - это история о том, как Элиша прощался со своим учителем Элияhу и обратился к нему с довольно неожиданной просьбой. Он просил, чтобы ему, Элише, досталось вдвое от духа Элияhу. Это имеет разные толкования, но по-просту говоря, он хочет иметь вдвое большую пророческую силу, чем сам учитель. При этом, Элияhу был озадачен скорее не нескромностью просьбы, а трудностью ее исполнения. Другой параллельный источник того, откуда учится, что учитель не ревнует к ученику, - это Моше, который возложил руки на голову Йеhошуа. Бог ему сказал, чтобы он положил руку, а Моше положил две руки. Мидраш по этому поводу говорит, что одной рукой он передавал ему способность быть полководцем, руководителем, вести завоевание Земли; а две руки Моше положил для того, чтобы передать ему так же и способность обучать народ Торе и т.д.Кли Якар отмечает такой интересный момент, что в этом пожелании Бенайаhу есть два разных элемента. Один: "Как был Всевышний с Давидом, так он будет и со Шломо", и здесь нет того, что со Шломо он будет больше, чем с Давидом. То есть, в смысле его духовного состояния, близости к Творцу, как надеется Бенайаhу, будет со Шломо так же, как с Давидом. Но вот, в смысле внешнего: политического, экономического, военного положения, он надеется, что Шломо превзойдет Давида.
/1:38-40/ Шломо посажен на мула Давида и проведен к Гихону. Цадок помазал Шломо. Протрубили в шофар, и народ радостно приветствовал царя Шломо.
Стих 38 говорит, что спустились и цадок, коhен; и Натан, пророк; и Бенайаhу бен Йеhойада; и "крети и плети", которыми он командовал, и посадили Шломо на мула царя Давида и повели его к Гихону. Можно отметить, что Давид говорил: "Спустите его к Гихону", а здесь говорится: "И повели его к Гихону" - "аль-гихон", хотя Гихон находится внизу, и было бы вполне нормально сказать: "спустили". Вероятно, не хотели описывать эту процедуру коронации Шломо глаголом, связанным с опусканием. И взял цадок, коhен, рог масла из шатра. Имеется в виду тот самый шатер - "hаоhэл" - мишкан, который еще путешествовал по пустыне. Трудно сказать, где в то время, перед построением Храма, находился мишкан. Одни считают, что он все еще находился в Гивоне, а другие считают, что там, где находится Ковчег Завета, есть переносной шатер и там и находится этот рог с особым святым маслом, приготовленным еще Моше рабейну. Итак, цадок берет полный рог масла, а дальше происходит процедура, по поводу которой имеются споры. Когда помазывают царя или священника, то обязательно мажут ресницы этим маслом и - выливают его на голову. Сколько его выливают, и в каком порядке, считают по-разному: одни говорят, что сначала поливают на голову, а потом мажут ресницы, а другие говорят, что сначала мажут ресницы, а все остальное масло из рога выливают на голову, и получается некая корона. Третьи же говорят, что если каждому помазываемому выливать целый рог масла, то много ли останется в том сосуде, который приготовил Моше, и поэтому, возможно, что берут из целого рога, немного помажут, а потом масло возвращают в сосуд. Царей, вообще говоря, помазывают не всех. Есть такой закон, что царь, сын царя, не требует помазания. И в этом смысле Шломо мог бы быть вполне спокойно провозглашен царем без помазания, если бы не проблема с Адонияhу. Так же потом обстоит дело и с другими потомками Давида. Можно отметить, что Шломо, так же, как Давида, помазывают из рога, в отличие от Шауля, которого Шмуэль помазал из кувшина; и рог - это нечто крепкое и надежное. После рождения Шмуэля Хана говорила о вознесении рога избранника, и имеется в виду рог, из которого помазывали Давида и Шломо. Дальше говорится, что после помазания, протрубили в шофар, и восклицал весь народ: "Да здравствует царь Шломо!"Ответ на вопрос: . - Народ собрался потому, что все увидели, что происходит нечто важное, и они к этому присоединяются. Там были и "клети и плети", но были и рядовые жители Йерусалима.
Дальше (1:40) говорится, что поднялся весь народ за ним; и народ играет на флейтах, и веселятся необычайно; и раскололась земля от их голосов. То, что сказано: "раскололась земля от их голосов", вызывает обсуждение у мудрецов и они говорят, что пророки тоже иногда говорят пустые слова, то есть, что они преувеличивают. Просто имеется в виду то, что так оглушительно они восклицали, играли и трубили, что такое было впечатление, будто трескалась земля. Средневековые комментаторы очень подробно описывают этот процесс: в какие полости входил звук и пр., но вряд ли это стоит разбирать. Можно считать по простому смыслу, что это задумано, как гипербола.
/1:41-42/ На пиру у Адонияhу слышат звуки шофара и праздника и получают известие о помазании царем Шломо. Обсуждается поведение и характеристика Йоава.
Стих 41 говорит, что услышал Адонияhу и все его приглашенные, которые были с ним, а они закончили есть. И услышал Йоав звук шофара и сказал: "Почему это в городе шум?" Услышали-то все, но у них нет никакой четкой реакции на происходящее, а, может быть, это из-за того, что они уже изрядно выпили, и были навеселе, но Йоав, будучи человеком войны, хорошо различает звуки. Это очень важно для руководителя, особенно для полководца. Мы помним разговор между Моше и Йеhошуа, который ждет его внизу, у подножья горы, когда Моше спускается после первых 40 дней и ночей. И Йоhошуа говорит: "Звуки войны в лагере", а Моше говорит: "Я не слышу возгласов победителей, я не слышу возгласов побежденных; возгласы я слышу!" И Моше говорит Йеhошуа, что, если он хочет быть руководителем, то он должен различать звуки. Если это война, то должны быть возгласы победителей и побежденных, а здесь (в переводе Йонатана), как говорит Моше: "Возгласы пустосмешества я слышу", то есть, это совсем не те крики. И здесь Йоав думает, что, если бы это была война, то должно было быть прерывистое трубление; однако же слышно непрерывное трубление, что означает какую-то радость. Но какая может быть радость? Вся радость дожна бы быть тут, куда нас позвали!Стих 42 говорит, что приходит Йонатан, сын Эвйатара, коhена. И сказал ему Адонияhу: "Подойди, потому что ты - доблестный муж, и ты сообщишь хорошую весть". Понятие "доблести" вещь очень тонкая. В каком смысле можно понимать, что вот, ты - доблестный муж, и поэтому хорошее сообщишь? Говоря по простому, к воинской доблести это вряд ли имеет отношение, хотя Кли Якар пытается это как-то связать. Он говорит, что Адонияhу имеет в виду то, что этот человек мчался за пределы города сюда, рискуя, не для того, чтобы принести плохую весть. Но вряд ли стоит считать такое объяснение достаточно основательным. Скорее, здесь под "доблестью" понимается некое свойство: вроде того, что "через хорошего человека приходят хорошие вести". Кстати, эта фраза очень похожа на то, что говорит Давид, когда ему бегут принести известие.
Ответ на вопрос: . - Мы уже немножко пытались понять причины того, почему Йоав примкнул к Адонияhу, хотя прежде был так предан Давиду. У него были вполне разумные причины не ждать со стороны Давида ничего особенно хорошего. Он понимал, что Давид на него очень зол. Давид уже делал реальную попытку его сместить; и только то, что Йоав был нечеку, действовал энергично, и одним ударом устранил соперника, позволило ему вернуться на свое достойное место военачальника. Йоав, конечно, тоже был уже не молод, хоть и несколько был моложе Давида, своего дяди. Но возраст сам по себе еще ничего не означает. Например, мы знаем, что Калев говорил: "Сегодня мне 80 лет, и я так же крепок, как 40 лет назад"; и он в этом возрасте еще сражался вовсю. Давид же был "очень старым" в 70 лет, а про Шмуэля сказано, что он был очень старый, и умер он в 52 года. Во всяком случае, у Йоава были вполне рациональные причины примкнуть к Адонияhу. Он понимал, что Давид все равно заканчивает свое царство; и у Йоава могли быть цели, как чисто личные и корыстные, так и объективные. Вполне возможно, что он считал Адонияhу наилучшим претендентом на царство. Конечно, трудно себе представить, что Йоав не знал об обещании, которое было дано относительно Шломо и его царствования, поскольку он был довольно близко приближенным к Давиду человеком. Возможно, что он считал, что сейчас, когда царство так расширилось, уже не то положение, потому что теперь надо держать царство твердой рукой, и - это не тот случай, чтобы на престол сажать маленького мальчика. Он вполне мог считать, что стоит пока поставить на царство Адонияhу, а когда Шломо подрастет, тогда уже будет видно. Понятно, что говорить с Давидом на эту тему и спрашивать его Йоав бы не стал, потому что он был не тем человеком, который спрашивает, напротив, он всегда давал Давиду советы, и очень твердые. Он обычно старался убедить Давида. Однако, в случае, когда он был полностью уверен в свой правоте, он пренебрег словами Давида, просившего быть поосторожней с юношей, и убил Авшалома. При этом, все знали об этой просьбе Давида, и даже обнаруживший Авшалома солдат сказал, что царь приказал его не трогать. Однако, Йоав был уверен в том, что он заслуживает смерти. То есть, Йоав довольно любопытный персонаж. Трудно понять, чего в Йоаве было больше: бескорыстной преданности делу или корыстной преданности своему месту.