МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр


Лекции по книге Мелахим I3. Дашевский
К оглавлению лекций

Лекция 9. 4:19-5:1

/4:19/ Обсуждение должности "нецива" - "правителя ", который - "по всей стране", и его имени. В ответ на вопрос обсуждается значение слова "hамас".

/4:1/ Обсуждение стиха: "И был царь Шломо царем над всем Израилем". Мнение Абарбанэля .

/4:20/ Свя зь стиха 20, говоря щего об умножении Израиля , с изложением "системы снабжения ". Мидраши по поводу того, что Израиль умножается , "как песок на море". Мнения Маhараля и Кли Якара.

/5:1/ Описание границ царства Шломо. Заслуга Давида в расширении пределов царства.

В ответах на вопросы обсуждается закон Торы: "Не ищи их благополучия ". Критерии проверки ситуации на примере пророков. Прием мидраша по буквальному объя снению слов или выражений.



/4:19/ Обсуждение должности "нецива" - "правителя ", который - "по всей стране", и его имени. В ответ на вопрос обсуждается значение слова "hамас".

В конце главы 4 после того, как были перечислены 12 "заведующих снабжением", доставля ющих продовольствие из разных частей царства, говорится в конце стиха 19 о начальнике, который по всей стране, и который здесь называется "нецив". В Талмуде по поводу этой должности имеется спор между аморайм в трактате Санhедрин. Один говорит, что это - один, ответственный, и он - "над всеми", то есть, над всеми 12, которые по зонам; другой же считает, что это тот, кто "работает в 13-ом меся це, то есть, в меся це, который выпадает, примерно, раз в 2-3 года. Раши говорит, что в этом стихе не названо имя начальника и не названа страна или область, которой он ведает, и ссылается на спор рава Ишмаэля и Рава, один из которых, так же, как участники предыдущего спора говорит, что - это ответственный над всеми, а другой говорит,что - это тот, кто предназначается для 13-го меся ца. При этом он добавля ет, что "ответственный над всеми" - это Азарйаhу бэн-Натан, который был назван выше, как "аль--hаницавим". То есть, на этот вопрос Раши дает пря мой ответ. Там этот человек назван начальником над всем "кабинетом министров", а здесь, после перечисления всех 12 нецавим, он же и назван, как "один над всеми".

Есть обсуждение в Тосефте, к трактату Бава Батра, где приводится мнение, что считать его "начальником над всеми снабженцами" - это очень правильно, потому что не к чести царя обслуживать этих 12 человек, и поэтому это не может относиться к обязанностям царя.

Ответ на вопрос:

Итак, здесь никак не может быть этим "главным" назван Шломо, потому что он не может считаться главным над снабженцами, Почему же этот человек не назван по имени? По этому поводу имеются разные мнения , Возможно, что здесь он не назван потому, что он был назван вначале. По другой версии он не назван потому, что такая должность была учреждена не сразу. Вообще говоря , тут есть странности, потому что, если посмотреть на пунктуацию этого стиха 19, то говорится : "Гэвэр бэн-Урий в стране (области) Гилад, в земле Сихона, царя Эморейского, и Ога, царя Башанского..." Здесь стоит сильная остановка - этнахта, после слов "в стране Гилад". То есть, Гэвэр бэн Урий был 12-м - правителем над землей Гилад (на восток от Йардена и Мертвого моря ) , и объясняется , что это земли Сихона и Ога, и после этого говорится : "Нецив ашер ба-арэц". Что же означает это "ба-арэц"? Это - либо вся территория , которой правил царь Шломо, либо, по другой версии, это только территория колена Йеhуды. Имеется и такое мнение,что сама территория колена Йеhуды тоже была разделена на 12 географических зон, и там был особый начальник. То есть, версий довольно много. Кли Якар предлагает такое довольно разумное объя снение,что Шломо в каждой из областей, которые он присоединил, ставил помимо своих начальников, еще и местного начальника. Правда, сам Кли Якар после обсуждения этой своей версии говорит, что главное здесь - это то, что нам передали мудрецы согласно традиции, то есть, что был некий начальник над всеми этими начальниками, либо это был запасной для 13-го меся ца. Трудно на основании разбора этих мнений прийти к окончательному решению, хотя каждый из этих многочисленных комментаторов основательно разбирался во всех других мнения х. Русские переводчики, как и в большинстве случаев, следуют комментарию Раши и считают, что это - Азарйаhу.

Ответ на вопрос:

Слово "hамас", переведенное, как "подати", может во-первых, подразумевать и другие, не только подовольственые поставки, а во-вторых, это может означать и трудовую повинность. Основное понимание "мас" - "налог" в стихе 6 состоит в том, что человек, о котором идет речь, был министром по части трудовой повинности, что не имеет никакого отношения к продовольственным поставкам. Шломо ввел разделение на районы для того, чтобы равномерно распределить нагрузку по содержанию царского дома. Ницавим были главными фуражерами царского дома, но они не были министрами. Имеются подробные объя снения того, что делал каждый из этих 12-ти регионов. Налоги же были различные, и названия разных форм налогов зависели от разных причин, возможно, что некоторые виды налогов сохранились и до сегодня . То, что называется "мас", как видно из контекста, вероя тнее всего я вля ется трудовой повинностью.

Ответ на вопрос:

То,что царь ставит начальниками своих зя тьев, как сказано в стихах 11 и 16, и то, что про двух министров сказано, что они были сыновья ми пророка Натана, ничем предосудительным не является .

/4:1/ Обсуждение стиха: "И был царь Шломо царем над всем Израилем". Мнение Абарбанэля .

Мы уже обсуждали начало главы 4, где сказано: "И был царь Шломо царем над всем Израилем". Многие комментаторы, в частности, Абарбанэль замечают по этому поводу следующее. Абарбанэль говорит, что ведь уже в предыдущей главе дважды было сказано: "И Шломо сидел на престоле Давида, отца своего, и укрепилось царство его очень"; и сказано: "И царство надежно в руке Шломо ". Зачем же здесь снова говорится , что был Шломо царем над всем Израилем? И Абарбанэль объя сня ет, что здесь составитель, пророк Ирмийаhу хочет подчеркнуть, что в том, что Шломо получилось утвердиться на царство согласно желанию всего народа, имеется три причины; многие замечают, что вообще у Шломо все "тройное" - крепкое. Эти три причины следующие. Во-первых, - это желание его отца: Шломо был провозглашен царем еще при жизни Давида. И про это после его помазания сказано: "И Шломо воссел на престол отца своего и упрочилось царство его очень." Вторая причина состоит в том, что он разделался со своими внутренними врагами. И про это сказано: "И царство надежно в руке Шломо". И, наконец, третья причина - это то, что Бог дал Шломо мудрость и разумение; и весь народ с удовольствием принял его царство.

Ответ на вопрос:

Относительно того, каковы были таланты Шломо в качестве правителя по сравнению с Давидом, и сравнение Шломо, как царя , с Давидом - царем - это вопрос серьезный и не может быть решен однозначно. Стоит вернуться к этому вопросу, когда мы будем знать больше фактов про правление Шломо. Можно ли ставить в заслугу Давиду то, как он воспитал Шломо на царство, и, напротив порицать Шломо, которому этого не удалось сделать со своим сыном? Дело в том, что будущим поколением не всегда удается хорошо управля ть. Шломо совершенно определенно готовил своего сына к тому, чтобы тот стал царем, но насколько он ему дал хорошее воспитание, - это вопрос. Безусловно только то, что правление Шломо радикально отличается от того, что происходило в царствование Давида: Давид в основном воевал, он создал это могучее государство. Шломо получил его в готовом виде и - упрочил царство совсем другими средствами: если Давид в основном воевал, то Шломо укрепляет мир. Пока мы видим, что Шломо проя вля ет большую трезвость и я сность во внутренней политике: он без колебаний задавил вся кое внутреннее сопротивление. Мы немного видим его внешнюю политику, которая приводит к миру со всеми соседя ми. И такого процветения , как во времена Шломо, у нас не было никогда - ни до ни после. Народ никогда не жил так благополучно, как при царе Шломо. Конечно, в этом огромная заслуга Давида, но Шломо сумел это удержать и упрочить. Что касается мудрости, то сказано, что Шломо превосходит в мудрости всех людей, которые были. Предположение о том, что миролюбие само по себе не приводит к хорошим результатам, возможно, и верное, но надо понимать, что миролюбие Шломо не было глупым и наивным и не основывалось на таком доверии, что соседи не жаждут откусить кусок. Армия Шломо была вполне приличная .

/4:20/ Свя зь стиха 20, говоря щего об умножении Израиля , с изложением "системы снабжения ". Мидраши по поводу того, что Израиль умножается , "как песок на море". Мнения Маhараля и Кли Якара.

Стих 20 говорит: "Йеhуда и Исраэль умножаются , как песок, который на море, по многости; и едя т и пьют и радуются ". С одной стороны, простая логика свя зи этого стиха 20 с предыдущими стихами распределения должностей по снабжению, довольно поня тна: поскольку народ так сильно размножается , растет, то соответственно, и потребности будут велики и вообще у народа и у царского двора, который управля ет этим народом. Поэтому не надо удивля ться тому, что существует такая серьезная система снабжения .

Есть много мидрашей по поводу того, что "Исраэль умножается , как песок, который на море". Здесь мы видим, что обещание, данное Всевышним Аврааму после свя зывания Ицхака, что потомство его будет как "кахоль ашер аль-сфат hая м" - "как песок на берегу моря ", исполня ется в дни Шломо, только здесь говорится вместо "сфат hая м" - "аль-hая м". Мидраш не может не задать вопрос, почему есть такая разница? Обычно говорится : "на берегу морском", а здесь сказано: "на море". И говорит мидраш так, что Исраэль уподоблен песку. Чем своеобразен песок? Можно выкопать в нем вечером я мку, а на утро она уже заполнится . Так и Израиль: все,что было ущерблено в дни Давида, восполнилось в дни Шломо; в конце царствования Давида были эпидемии, погибло много народа, и это восполнилось в дни Шломо. Мы знаем, что сравнение с песком очень частое; и вот, Аврааму было обещано, что его потомство будет, как песок. То есть, это такой нагля дный образ многочисленности: так много, как песчинок на берегу моря . И по поводу "звезд" Авраму тоже было обещано.

Однако, по мидрашу, дело здесь не только в количестве: то есть, много звезд, много песка, но дело еще и в качестве. Одно из существенных объя снений по поводу того, почему так сказано: "Потомство его будет, как звезды на небе и как песок на берегу морском, состоит в том, что потомство Авраама отличается таким своеобразием, что они соединя ют в себе два противоположных качества. То есть, они, как звезды на небе: они - "аристократы", возвышенны; и в то же время они - как песок, который все топчут ногами. При этом, ни в одном из этих крайних состоя ний не исчезает противоположное: когда они звезды, они не перестают быть песком и - наоборот. Это, конечно, очень глубокая идеология . Маhараль в свя зи с законами Пасхального Седера развивает такую идею, что евреи даже в самом несчастном, забитом и бедном состоя нии не выходя т из категории "царских детей". И это - галахическое утверждение. Мы уже когда-то разбирали вопрос о том, какими маслами еврей имеет право смазываться в шабат. Речь идет, конечно, о жидких маслах, которыми смазываться можно, но вопрос здесь возникает относительно розового масла, потому что оно такое дорогое, что, если человек беден, то использование им розового масла может навести на мысль, что он им лечится , потому что просто так бедня к розовым маслом пользоваться не будет. Имеется известная история о жителя х бедного местечка, которые были бедны настолько, что если видели, что кто-то из них ест цыпленка, то считали, что он болен. Так вот, если человек беден, то ему смазываться розовым малом в шабат вроде бы нельзя , потому что в шабат мудрецы запретили лечиться (конечно, если нет угрозы для жизни). Однако, что касается евреев, то, как говорит галаха, - всем можно смазываться розовым маслом, даже если они очень бедны, потому что они - "царские дети".

Уподобление народа Израиля песку имеет множество граней и встречается в самых разных поворотах. Например, когда Моше убил египтя нина, то он спря тал его в песок. По этому поводу есть такой мидраш. Он говорит, что наверня ка Моше и египтя нин были не один на один в этой сцене. Во-первых, был тот еврей, которого этот египтя нин избивал, а во-вторых, было еще много других евреев, которые тут работали. Но никого постороннего, кроме этого египтя нина, там не было, и Моше сказал: "Евреи, вы же подобны песку, потому что для песка характерно, что когда его пересыпаешь с места на место, то все - "шито-крыто" и никто ничего не знает, так пусть и это будет между нами". Потом, два негодя я ссорились на следующий день, и один сказал Моше: "Не собираешься ли ты убить меня , как убил египтя нина?" И тогда Моше сказал: "Известно стало это дело". Какое дело? Что Моше имел в виду? Он имел в виду то, что, если у нас есть свои осведомители, то не надо удивля ться тому, что нам так плохо живется . То есть, евреи осведомителя ми не должны быть! И здесь приводится новый поворот, что означает: "как песок"? Объя сня ется так, что если ты вечером выкопал я мку, то к утру эта я мка уже будет заполнена.

Кли Якар очень разумно анализирует, откуда берут мудрецы этот мидраш. Кли Якар считается очень важным комментатором. Так, Эфраим Домшиц написав замечательный комментарий к пя ти книгам Торы, называет его "Кли Якар", а Шмуэль Бениадо написал замечательный комментарий к Пророкам и Писания м, который тоже называется "Кли Якар". (Названия могут встечаться даже больше, чем два или три раза. Вообще названия комментарий и сочинений - это некий особый жанр, и тут есть свои какие-то правила и приемы. Как правило, автор пытается вставить в название какой-то отрывок из Танаха и по возможности, чтобы там содержалось имя автора). Итак, Кли Якар объя сня ет истоки этого мидраша мудрецов. Мы уже понимаем, что сравнение с песком на море приводится для того, чтобы показать многочисленность, но если это так, то в стихе содержится избыточное слово, потому что говорится , что они "умножаются , как песок на море по многочисленности". Получается , что здесь это слово "умножаются " - лишнее. Кроме того, есть еще одна особенность: вместо того, чтобы сказать "на берегу морском", говорится - "на море". Песок на море находится скорее на дне моря . Поэтому, естественней растолковать так, что здесь речь идет о двух вещах. Первое - это то, что они умножаются и их много, а второе, что это умножение происходит не природно быстрым темпом. Вот, вечером выкопали я мку, придавили и нанесли такой сильный ущерб "народонаселению", а потом все восстановилось. Кстати, по Кли Якару очень хорошо тут играют слова "вечер и утро": вечер - это закат дней Давида, а утро - это восход дней Шломо. Кроме того, в свя зи с высказанными соображения ми по поводу того, насколько хорошо для будущего безмя тежное и мирное царствование, можно предположить, что бушующее море - это образ разных неспокойствий вокруг. Так вот, возможно, что за счет того, что это море неспокойно, оно и намывает этот песок.

Ответ на вопрос:

Можно ли увидеть здесь свя зь с тем, что евреи, выйдя из Египта, проходили по морю, как по суше? - Поскольку мы, как народ, родились с выходом из Египта, то такую свя зь не стоит совсем отвергать. Правда, проблема в том, что там нигде не упомя нуто слово "песок", там говорится о "суше". Скорее всего, там было сухое дно.

Другой мидраш говорит, что Исраэль уподоблен песку, а другие народы - это известь. Сказано, что другие народы обжигали известь. Если не добавить песка к извести, то она не будет держаться . Точно так же, если нет Израиля , то нет и других народов мира, они не смогут устоя ть. Здесь уже другая сторона, и сходство с песком здесь объя сня ется так, что народ Израиля необходим для того, чтобы придать устойчивость для существования народов мира. И мидраш, продолжая , говорит, что если бы не Йосэф в Египте, то египтя не бы погибли от голода; если бы не Даниэль, погибли бы все мудрецы Вавилона. Можно немного напомнить про Даниэля . Кстати, любопытно, что Даниэль необычайно похож н а Йосэфа. Они оба несравненные толкователи снов, и Даниэль в некотором смысле даже превзошел Йосэфа. Йосэф объя снил фараону, что обозначают его сны с коровами, с колосья ми, но у Данэля была более сложная задача. Навухаднецару приснился сон, который его очень встревожил, и он так разволновался , что забыл его. Он требовал, чтобы его гадатели, колдуны и мудрецы рассказали, что ему приснилось и объя снили сон. Они подумали, что он их испытывает и просили дать им хотя бы общую канву, а он настолько рассердился , что велел казнить всех мудрецов и колдунов. Тогда Даниэль попросил, чтобы ему "вторым экраном" был показан этот сон Навухаднецара, и, когда он лег спать, то ему этот сон был "продемонстрирован". Он рассказал Навухаднецару сон и объя снил, что он означает. Навухаднецар был не простой человек. С одной стороны он был, как дикий зверь, а с другой стороны, он был впечатлительный юноша, и он простерся ниц перед Даниэлем и сказал, что учредит культ поклонения перед ним. Даниэлю стоило больших усилий отказаться от этой чести. И тем самым Даниэль спас не только свою жизнь, но и спас всех, приговоренных к смерти, мудрецов в Вавилоне. И - это еще одна сторон сравнения с песком, который позволя ет существовать извести.

И мидраш продолжает: "Так же, как песку свойственно притупля ть зубы, точно так же Исраэль приводит к концу народы, которые отрицают Всевышнего". И есть еще одно сравнение, что так же, как свойство песка таково, что ты его вносишь в огонь и вынимаешь сосуды, так и Исраэль входит в огонь и выходит оттуда преображенным. По поводу того, что Израиль свя зывается с песком, а другие народы с известью, и извести необходим песок для усойчивости существования , в Талмуде в трактате Таанит приводится стих из пророка Захарии. Говорится там: "Как четыре ветра стороны неба распространил Я вас" - говорит Всевышний. Мудрецы спрашивают, что же здесь Всевышний говорит? Говорится "ке-арба рухот". Если бы было сказано "бе-арба рухот", то было бы поня тно, что Я вас рассея л по всем четырем сторонам света. Что же значит "ке-арба рухот"? Мудрецы объя сня ют это так, что точно так же невозможно миру быть без ветров (ивритское слово "руах" такое емкое, что его можно перевести и как "ветер" и как "дух"), как невозможно миру без Израиля . То есть, - это та же самая мысль, что Израиль выполня ет очень существенную функцию. Отсюда уже можно делать всевозможные выводы и , в частности, что не надо удивля ться , что так долго продолжается галут, потому что это доказывает некую необходимость: мы еще как бы недостаточно укрепили устойчивость других народов.

/5:1/ Описание границ царства Шломо. Заслуга Давида в расширении пределов царства.

Глава 5 продолжает описание царства Шломо, правда, теперь описываются уже не детали снабжения и пр., а говорится о размерах территории самого государства при Шломо. Стих первый говорит: "И Шломо правил над всеми государствами (царствами) от реки пелиштимской и до границы Египта". Все народы в этих пределах поднося т ему дань и служат Шломо все дни его жизни. Из того, как тут сказано: "hанаhар эрэц пелиштим" очень трудно поня ть и перевести, что это значит. Такого поня тия нет. Комментаторы объя сня ют так, что "нахар" с определенным артиклем - это ничто иное, как река Прат (Ефрат). То есть, мы видим, что территория Шломо доходила до реки Ефрат, где была северо-восточная граница царства, и дальше его территория включала пелиштимля нскую землю, побережье, и дальше доходила до пределов Египта. Это, безусловно, является однозначным понимание этого стиха.

Земли эти, конечно, были завоеваны в войнах Давида, что подробно обсуждалось в книге Шмуэль-I. Все эти "крепкие" войны Давида были результатом того, что Давид проя вил так необходимое человеку вообще и еврею в особенности чувство благодарности. Аммовитя нский царь спас его брата, единственного спасшегося от резни, которую ученил царь моава, "благородно" взя вший к себе родителей и братьев и сестер Давида, и пербивший их всех как только Давид ушел. Только младший скрылся у царя Аммона и тот его не выдал моавитя нскому царю. Мы уже разбирали историю о том, как Давид, когда умер этот царь Аммона, послал уважаемую делегацию выразить соболезнование сыну умершего царя . Умные советники объя снли этому сыну, что на самом деле Давид прислал шпионов, чтобы все высмотреть, и он им разрезал их одежды и выбрил по пол-бороды. И в результате этого Давиду пришлось вести войну, которая была войной против четырех царей на несколько фронтов. Давид их всех разгромил и сильно расширил пределы своего господства. Однако, мудрецы говоря т, что Тора сказала: "Не ищи их благополучия ", поэтому, хотя у Давида и есть хорошее извинение, что нельзя бьть неблагодарным, но высокие нравственные нормы иногда приходя т в противоречие с требования ми закона. И это как раз такой случай, и очень серьезная проблема, что надо делать в таком случае. Однако, в результате этого "нравственного" поступка, после очень тя желых войн, которые потребовали полного напря жения сил гениального полководца Йоава, и его брата, Давид все-таки очень расширил свои пределы.

В ответах на вопросы обсуждается закон Торы: "Не ищи их благополучия ". Критерии проверки ситуации на примере пророков. Прием мидраша по буквальному объя снению слов или выражений.

Ответ на вопрос:

Закон Торы: "Не ищи их благополучия " как раз относится к Моаву и Аммону, специально к этим двум народам. Этот закон уходит коря ми в общую инструкцию, не написанную в Торе, а сформулированную мудрецами. Этот закон не разрешает делать хорошее человеку неблагодарному. Впервые мы встречаемся с этим в мидраше о том, как Каин убил hевеля . У мидраша вообще имеется такой любопытный ход, который встречается довольно часто, когда мидраш какое-нибудь выражение, поня тное при чтении, как идиома, неожиданно прочитывает, настаивая на буквальном понимании слов или оборотов. Сказано в Торе: "И подня лся Каин и убил брата своего". Мидраш здесь обращает внимание на то, что сказано, что он "подня лся ". Если так сказано, что он подня лся , то это означает, что его повалили. Почему же он был повален? -

А потому, что hевель был сильнее. То есть, предполагается такая ситуация ,что братья подрались, hевэль повалил Каина, Каин взмолился и стал просить не убивать его, говоря , что же ты скажешь отцу, ведь нас только двое здесь. hевель наполнился жалостью к брату и отпустил его; тогда Каин подня лся и убил hевеля . И мидраш здесь заканчивает очень важной моралью: "Плохому хорошего не делай, и плохое к тебе не пристанет".

Правда, бывают ситуации, когда решить трудно, например, Тора говорит: "Кто не исполнит Моего приказания , переданного через пророка, того ждет страшное наказание с Неба". Если же пророк говорит то, что ему не было велено, то его надо казнить. И, чувствуя , что такой вопрос неизбежен, Тора сама его задает: "Как же следует отличать?" И отвечает, что если то, что он сказал, не исполнится , то значит пророк говорил то, что ему не было поручено. И это не так уж смешно выгля дит, потому что Рамбам объя сня ет нам, что - это очень серьезный и чрезвычайно важный критерий, а именно, если человек пришел и говорит, что он пророк, посланный Всевышним, то его надо испытать, то есть, он должен продемонстрировать какое-нибудь чудо или предсказать в очень точных деталя х близкое будущее, чтобы это можно было проверить, и, если хоть одна деталь не иполнится , то он считается лже-пророком, и его надо казнить. Если же все детали исполнились, то он получает одно очко, после этого он испытывается еще несколько раз . Рамбам объя сня ет то, что в Торе я сно не сказано, а он получил эти сведения по Традиции, что так продолжается до тех пор, пока весь народ ни придет к убеждению, что это истинный пророк. Сколько при этом понадобится испытаний, заранее сказать невозможно. Здесь есть какой-то эффект скачка, как в известном примере из физики, когда вдруг при каком-то изменении температуры проводник переходит в состоя ние сверхпроводника. Здесь же скачок происходит в тот момент, когда у народа уже нет никаких сомнений в том,что перед ними истинный пророк. Так было с Элия hу, Ишая , Элишей и др. Кроме того, что весь народ знает, что это истинный пророк, плюс к этому у него должен быть и безупречный моральный облик. Если он известен, как человек не очень чистоплотный, то несмотря на любые совершенные им чудеса, ему нельзя верить, потому что такой человек не может быть пророком.

Очень трудно представить себе ситуацию, чтобы весь народ приня л лже-пророка за пророка, но такая ситуация , когда истинный пророк вдруг перестает им быть и передает ложную информацию, в принципе возможна, и поэтому надо быть начеку, потому что, если он известен, как истинный пророк, то следует исполня ть любое, переданное им, приказание, за исключением некоторых случаев. Так, если он говорит, что он пришел что-то добавить или отня ть от Торы, или хотя бы раз предложил поклониться идолам, то в этих случая х его следует казнить.

По аналогии с мидрашем, разбирающим выражение: "И подня лся Каин", где это выражение понимается мидрашем буквально, можно напомнить еще один мидраш, который относится к "Мегилат Эстэр". Когда Мордехай услышал разговор двух стражников, Бигтана и Тереша, сговаривавшихся убить царя Ахашвероша, он передал это Эстер; Эстер сообщила это от имени Мордехая . И тут, кстати, имеется очень важная наука, что вся кий, кто передает от имени сказавшего, приносит в этот мир спасение, поэтому-то плагиат нехорош еще и с этой стороны. И сказано, что "было разыскано и найдено"; и заговорщиков повесили. Мидраш же на этом месте спрашивает: "Что же можно разыскивать?" Ясно, что разыскивают то, что пропало. Что же пропало? И мидраш говорит, что заговорщики положили в кувшин с питьевой водой змею, с тем, чтобы царь попил этой воды и отравился . Когда же они увидели, что во дворце переполох, они испугались и эту змею убрали. Вот эту-то пропавшую змею и разыскивали, когда она пропала. Но Всевышний сделал вместо нее другую змею, которую нашли, и их повесили. Такой вот прием мидраша, когда он пытается буквально объяснять слова.