МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр


Лекции по книге Мелахим I3. Дашевский
К оглавлению лекций

Лекция 41. 16:23-16:34

/16:23-24/ Предположения относительно происхождения Омри. Обсуждение покупки Омри горы Шомрон и построения там города. Мнения о том, как согласуется такая покупка с законами Торы.

Обсуждение вопроса о том, почему Омри удостоился награды в виде царствования его династии на долгие годы, несмотря на плохое поведение его и его потомков. Попытка проведения аналогии с Гидеоном.

В ответ на вопрос обсуждается повышение потенциала возможностей и ответственности в связи с царствованием. Пример с Хашманаим. Ответы Талмуда и мидраша на вопрос: почему Всевышний доволен, что Омри построил этот город?

/16:25-27/ Объяснение сказанного: "Омри сделал злое в глазах Всевышнего, и больше зла, чем все, кто был перед ним". В ответ на вопрос обсуждаются причины постоянного возвращения евреев к идолопоклонству.

/16:28-33/ Воцарение Ахава, сына Омри, который царствовал 22 года. Объяснение сказанного, что он делал злое сверх всех, кто был перед ним: он взял в жены Изэвэль, дочь царя цидонцев, поклонялся Баалу, и воздвиг жертвенник Баалу в Шомроне.

/16:34/ Обсуждение построения Хиэлем города Йерихо, и причины нарушения им заклятия Йеhошуа.



/16:23-24/ Предположения относительно происхождения Омри. Обсуждение покупки Омри горы Шомрон и построения там города. Мнения о том, как согласуется такая покупка с законами Торы.

Уже обсуждалось (16:23), как закончилось правление очередной династии в Северном царстве, в Израиле. Теперь мы переходим к династии, которая продержится более, чем пол-столетия. Впервые в истории этого Северного царства окажется, что не только отец и сын, но еще и внуки успели поцарствовать. Вернемся немного к стиху 23, который начинает полосу этого правления. Говорится: "На тридцать первом году царствования Асы, царя Иудеи, воцарился Омри над Израилем на 12 лет. В Тирце он царствовал 6 лет". Вопрос, на который мы, обсуждая уже этот стих, не нашли ответа, - это вопрос о том, почему Омри называется только по имени, без отчества и без указания колена? Прямого ответа на этот вопрос найти не удается, но по поводу колена некоторые комментаторы приходят к такому мнению, что он, может быть, был из колена Иссахара. Одно из соображений, что у Давида был военачальник по имени Омри; другое - что Омри был довольно видным военачальником у Баша, а Баша был из колена Иссахара. По поводу того, почему не называется имя его отца, нет никаких соображений. Имеется одно смутное предположение, что может быть, это не говорится для того, чтобы подчеркнуть, что Омри был основателем династии, и его происхождение не очень существенно, хотя возможно, что его предки и были влиятельными людьми, например, может быть, что тот Омри, который был при Давиде, был его прямым предком, возможно, даже дедушкой. Повидимому, Омри был уже человеком немолодым, когда он воцарился, причем, он ведь переворот не устраивал и ни на кого не покушался. Он стал царем, потому что его выдвинул народ. Предполагают, что он, возможно, служил еще при Шломо. Ведь прошло не так уж много времени; на момент воцарения Омри Северному царству нет еще и столетия.

В стихе 24 говорится: "Он (Омри) купил гору Шомрон у Шемэра за два таланта серебра, и застроил гору, и назвал город, который построил, по имени Шемэра, владельца горы Шомрон". Надо сказать, что то, что именно он купил, требует некоторого обсуждения, потому что, если он купил голую гору, то непонятно, как это согласуется с законом Торы? Если кто-то покупает участок земли на открытом месте, то в Юбилейный год - Йовель, эта земля возвращается первоначальному владельцу. Поэтому, мудрецы Талмуда и комментаторы, обсуждая этот вопрос, приходят к такому выводу, что он купил место, которое уже было городом. Причем, это должен был быть не просто город, а город, обнесенный стеной, и он должен был быть обнесенным стеной в дни Йеhошуа бен Нуна, когда завоевывалась канаанская земля. Имеется несколько законов, где важен статус города. Мы помним, что свиток Эстер читается в разные дни в разных городах в зависимости от того, были ли эти города обнесены стеной в дни Йеhошуа или не были. И именно этот фактор является определяющим. Если город был обнесен стеной в дни Йеhошуа, а потом эта стена была разрушена, то все равно этот город навсегда остается в статусе города, обнесенного стеной. И, наоборот, если этот город не был обнесен стеной в дни Йеhошуа, а потом его обнесли стеной, он навсегда остается в статусе открытого города. То же самое относится к закону о возвращении купленного участка или дома. Если покупается дом в открытом месте, то законы такие же, которые существуют относительно купленного поля, то есть, в Йовель он возвращается владельцу. Для города, обнесенного стеной в дни Йеhошуа, дается 12 месяцев, в течение которых хозяин может дом выкупить, а если он его не выкупил, то дом навеки переходит в собственность купившего. Правда, мы не знаем, сохранился ли закон, действовавший в Северном царстве, таким, чтобы он соответствовал законам Торы. Некоторые комментаторы, опираются на слова пророка Михи, где фигурирует такое выражение: "Хок Омри". Когда Миха ругает народ за нехорошее поведение, то он им говорит, что вы придерживаетесь устава Омри. Можно было предположить, что это означает, вести себя в духе Омри, но есть комментаторы, которые считают, что отсюда мы видим, что Омри учредил некоторый кодекс законов в Израиле. Но поскольку других упоминаний об этом нет, то это пока ничего не доказывает. Тем не менее у нас нет свидетельств того, что этот закон о порядке выкупа и возвращения в закрытом и незакрытом городе продолжал действовать. Для понимания рассматриваемых событий это не так уж приниципиально. Скорее всего, этот закон вряд ли отменили.


Ответ на вопрос: - Строго говоря, продавать землю Израиля нееврею - запрещено Торой. При этом, нееврей, который живет на земле Израиля, должен подчиняться законам Израиля.

Ответ на вопрос: - Эти места были завоеваны очень давно, в дни Йеhошуа, и нет оснований считать, что хозяин горы был нееврей. Таллант серебра - это около 30 кг. Рыночная стоимость земли в те времен была более менее устойчивой, но истинная цена земли нам плохо известна. Мнение подавляющего числа комментаторов сходится к тому, что Омри купил на этой горе некоторое место, которое уже было городом. Он же этот город достроил и укрепил. Надо сказать, что сам перенос столицы из Тирцы в Шомрон был шагом вполне разумным, потому что из собственного опыта, когда Омри осаждал Тирцу, он понял что оборонять ее очень тяжело. И кроме того, вообще на горе дышать гораздо легче, климат - мягче. На каком году своего царствования Омри приобрел этот участок и начал его застраивать - это не ясно. Некоторые считают, что это произошло уже в первый год, когда он царствовал только в Тирце, то есть, когда он был только наполовину правителем, а некоторые считают, что он купил эту гору, когда он уже стал полновластным властителем над всеми десятью коленами.

Слово "гора" Йонатан переводит по-разному. Первый раз он переводит это, как "город", может быть, предполагая, что Омри мог купить не всю эту гору, а только ее часть. Как бы то ни было, надо сказать, что здесь есть одна особенность, которую отмечает Радак. В конце стиха 24 говорится: "по имени Шемера, "адони hаhар шомрон" . И Радак, который является большим знатоком грамматики Танаха, говорит, что здесь имеется несогласование, так же, как ранее он объяснял несогласование в выражении "hа-ам исраэль". И здесь тоже в согласованных словах одно стоит с артиклем, а другое - без. Что же здесь пророк хочет нам передать этой несогласованностью? Может быть, что здесь, как и в предыдущем случае, когда имелось в виду, что это не весь народ Израиля, а что они разделены, здесь тоже имеется в виду не вся гора Шомрон, а только ее часть.


Обсуждение вопроса о том, почему Омри удостоился награды в виде царствования его династии на долгие годы, несмотря на плохое поведение его и его потомков. Попытка проведения аналогии с Гидеоном.

Почему считается, что нужно похвалить Омри за этот поступок - покупку горы и построение города? При этом, Талмуд не только хвалит его, но и говорит,что именно за эту заслугу Омри удостоился долгого правления и места в Грядущем Мире, несмотря на то (это станет ясно из дальнейших событий), что он вел себя очень плохо. Объясняют, что заслуга в построении большого города состоит в том, что Всевышний хочет строительства в земле Израиля, и поэтому это дело очень достойное. Кроме того, он эту землю купил по полной стоимости, он ее не конфисковал, хотя покупалась она не для личных нужд. Это показывает, что в общественном отношении нравы были очень хорошие. Как видно будет дальше, Омри был широко известен среди окружающих народов, которые говорили, что правители этого народа - это добродетельные цари, и имелся в виду прежде всего Омри. Действительно, покупая эту землю для того, чтобы построить свою новую царскую столицу, Омри показывает пример добропорядочных общественных отношений в противоположность тому греху, за который был уже окончательно утвержден приговор поколению Потопа. Поколение Потопа в основном были осуждены за грех разврата, но этот приговор не приводился в исполнение, пока не начался грабеж. Грабеж - это то, что разрушает всю ткань общества. В этом смысле это характерно не только для Омри. Начиная с самого Яровама, правители Израильского царства были очень плохи в отношениях между человеком и Богом, они были на очень низком уровне в смысле идеологии и верований, но при этом, в смысле заботы о процветании народа и социального здоровья там было все очень неплохо.

Омри проявил здесь еще одно очень редкостное качество, которое можно поставить ему в прямую заслугу, а именно, он назвал этот город по имени прежнего владельца. Как обычно поступают цари? Они называют построенный ими город своим именем. Здесь же был старый хозяин, который продал свой участок земли, сколько-то застроенный, и некоторые комментаторы предполагают, что может быть, условием сделки было поставлено то, что город будет так назван. Это вполне возможно предположить, но никаких данных по этому поводу у нас нет. И за это все-таки хвалят Омри, считая, что он не гонялся за славой, а преследовал исключительно интересы страны и народа. И это - выдающаяся заслуга, за которую он удостоился первый из всех правителей этого царства, что и его сын и его внук будет царствовать, и династия эта правила больше, чем пол-столетия в Израиле.


Ответ на вопрос: По простому прочтению стиха мы понимаем, что он назвал город по имени прежнего владельца горы Шомрон - Шемэра. Как назывался этот город раньше, точно нельзя сказать, но есть предположения, что он так и назывался. То, что говорится, что было это на горе Шомрон, ничего не доказывает, потому что в Танахе очень часто географическое название приводится по тому имени, которым данное место станет называться позже.

Таким образом получается, что у Омри была такая заслуга, что он не корысти и не славы ради построил этот город, и поэтому, несмотря на то, что он вел себя очень плохо, а его сын вел себя еще намного хуже, чем он, его династия тем не менее надолго царствовала в Израильском царстве. Можно по этому поводу вспомнить совсем другой эпизод из книги Шофтим, где Гидеон совершает ряд подвигов, освобождает народ от неприятных захватчиков, которые совершали набеги, и народ просит его стать царем. И ему говорят: "Царствуй ты, и твой сын". А он отвечает, что ни он не будет царствовать над ними, ни его сын, а Всевышний будет царствовать. И Талмуд говорит, что в награду за то, что он так сказал, он удостоился того, что его сын три года царствовал. И получается очень странная история, что в "награду" за эту удивительную скромность Гидеона, поднимается его сын и перебивает всех его сыновей, и действительно, три года правит. Ясно, что Гидеон с радостью отказался бы от такого "подарка". И это очень трудная проблема: что же это за награда человеку за хорошие слова, которая состоит в том, что один сын перебил всех остальных и все три года правил? И напрашивается странная параллель между Омри и Гидеоном. Конечно, эта параллель не в смысле их облика, который у них совершенно разный, потому что Гидеон очень скромный человек, который действительно не хочет быть правителем. Но эти слова о трех поколениях царствования сыновей и трех годах царствования сына Гидеона наводят на мысль о том, что это - некая стандартная награда с Неба за то, что человек бескорыстно служит народу. Гидеон, действительно, бескорыстно что-то сделал, сказал, что ни он ни сын не будем править и т.д., и в награду за это он получает три "единицы" правления (три поколения или три года). А дальше успех уже зависит от многих факторов: как будут себя вести и ты, и твои потомки, как ты их воспитаешь, какой опыт им передашь и т.д. Это все трудно определить, но вот, если ты "попал в точку", искренне заслужил, то тебе полагается стандартная награда - три единицы правления.


В ответ на вопрос обсуждается повышение потенциала возможностей и ответственности в связи с царствованием. Пример с Хашманаим. Ответы Талмуда и мидраша на вопрос: почему Всевышний доволен, что Омри построил этот город?

Ответ на вопрос: - Безусловно, что когда человеку даются какие-то потенциалы правления, то из этого следует очень высокое поднятие уровня возможностей и ответственности. И мы видим нечто подобное на трагическом примере семьи Хашманаим, которые почти все погибли, сражаясь против греков, остался только один. Они получают власть над народом, что происходит во времена, когда уже нет пророчества, и это не может быть отражено в Танахе, и все было бы хорошо, если бы у них

оставалось время и возможности не только сражаться, но еще и воспитывать детей. И поскольку этого не произошло, то потомок хашманаим, который до глубокой старости был Первосвященником, а это как раз был их грех, что они совместили царскую должность и должность Первосвященника, так вот, этот их потомок вдруг, под старость лет, перешел к саддукеям. А кончилось тем, что был перебит весь дом Хашманаим их рабами.

Ответ на вопрос: - Остатки этого города, построенного Омри, были обнаружены на горе Шомрон, недалеко от Шхема, в километрах десяти к северо-западу от него, где находится поселение Сабастия. Это город, который построил Ирод в честь римского императора и назвал так, потому что "сибастус" обозначает титул римских императоров.


В трактате Сенhедрин, в последней главе, которая называется "хелек", и она сплошь агадическая, говорится так, что сказал Рабби Йеханан: "За что удостоился Омри царства? - За то, что он добавил один город в земле Израиля, как сказано: "И купил он у Шемэра..." Некоторые комментаторы задают вопрос: "Почему Всевышний так доволен тем, что Омри построил этот город в Израиле? В конце концов это город стал конкурентом Иерусалиму, что же здесь особенно хорошего?" Изначально потенциал был вполне хорошим, потому что этот город мог быть вторым в стране после Иерусалима; и это очень большое дело, когда появляется еще один цветущий город. Естественно, что конкурентом он стал в политическом смысле, потому что он был столицей отдельного государства, которое не допускало прохода своих граждан в Иерусалим. В мидраше "Элийаhу раба" разбирается этот пасук, то, как Омри купил гору, застроил ее и как он назвал город. И сказано так, что говорит один мудрец из школы Элийаhу:

"Однажды я сидел в Бейт-Мидраше, большом, в Иерусалиме перед мудрецами, и сказал им: "Господа учители! Чем отличился Омри, военачальник армии Израиля, ибо все те, кто правил перед ним, не удостоились того, чтобы поставили царя сына царя, пока не появился Омри и у него на престоле сидели три царя?" И они мне сказали: "Не слышали ответа". То есть, мудрецы не спекулируют, они услышали вопрос, подумали, и сказали, что не слышали ответа на такой вопрос. И тогда этот тана из школы Элийаhу сказал им: "Господа, за то, что он добавил большой город в Израиле", и так было у него на уме, и он сказал: "Точно так же, как Иерусалим - у царей Иудеи, так Шомрон - у царей Израиля. И это считается похвальным".


/16:25-27/ Объяснение сказанного: "Омри сделал злое в глазах Всевышнего, и больше зла, чем все, кто был перед ним". В ответ на вопрос обсуждаются причины постоянного возвращения евреев к идолопоклонству.

Стих 25 говорит: "И сделал Омри злое в глазах Всевышнего, и сделал зла больше, чем все, кто был перед ним". Действительно, контраст поразительный! Только что речь шла о том, что все хорошо, а теперь говорится, что все настолько плохо, что он хуже всех, кто был перед ним. Почему он стал хуже всех? Стих 26 объясняет, что Омри шел по пути Яровама бен Нвата, который ввел в грех Израиль. При этом, написано "бехатотав", а читать надо "бехатото", то есть, то, как читается, соответствует одному греху, и мы знаем, какой это грех Яровама - это то, что он поставил тельцов. И говорится, что он (Омри) следовал греху Яровама, который ввел в грех Израиль, вызывая гнев Всевышнего, Бога Израиля, их ничтожеством (имеются в виду идолы). Так чем же Омри был хуже? Он повторял грех Яровама, но мы пока не встречали ни одного правителя этого царства, который бы не следовал этому греху.

Мы не знаем, в каких традициях воспитывался Омри, и трудно сказать, что он знал из наследия Яровама и других. Пока мы не видим, чтобы кто-либо из этих правителей (до Ахава), включая Омри, провозгласил поклонение другому божеству. Пока мы видим только то, что они продолжают оставлять ту же самую систему, учрежденную Яровамом; и эти тельцы являются центром религиозного культа. Это, конечно, страшное, чудовищное нарушение, но поскольку это было установлено Яровамом, то мы должны понять, почему про Омри говорится что он хуже всех, кто был до него, то есть, хуже даже самого Яровама? Чем же он хуже? Казалось бы, что, кто начал, с того и спрос, а Омри не начал, а продолжал. Имеется один толковый ответ, который приводит "Мусар Невиим". Говорится, что у Омри был самый подходящий за всю эту полосу истории двух царств момент для объединения. Яровам имел все основания бояться, что дом Давида хочет стереть его с лица земли и объединить все колена; и все последующие правители тоже довольно заметно этого опасались. Омри первый, у кого не было оснований этого бояться, поскольку, как мы знаем из мидраша, хотя пока это не сказано в тексте Мелахим, что Аса женил своего сына на дочери Омри. Поэтому Омри нечего было панически бояться объединения царств, потому что в конце концов царствовать будет его зять. Ясно, что такой союз был честью для Омри, и необычайно выгоден политически, тем более, что в момент этого события он еще не был царем над всем Израильским царством., а только над его половиной. Аса, быть может, решил, что Омри все-таки из всех правителей, которые были в этом Северном царстве, наиболее порядочный человек, и пора прекратить войны между ними. Насколько этот шаг был безупречен идеологически со стороны Аса, это трудно решить. И здесь следует учесть, что это не просто семейные отношения, а это - противостояние и извечное двух царственных домов - Йеhуды и Эфраима. Омри по всей вероятности был из колена Иссахара и не ясно, насколько могли быть побудительными мотивами противостояния дома Эфраима и дома Йеhуды для Омри, потому что неизвестно, чтобы Эфраим и Иссахар были особенно заодно. Эфраим - из детей Рахели, а Иссахар - из потомства Леа. Поэтому трудно понять, почему Омри так отталкивался от объединения царств. Может быть, он просто хотел поцарствовать сам, сколько ему будет положено, а потом - передать своему сыну. Но может быть, он был таким политиком и стратегом, что считал лучшим для этих десяти колен быть отдельным царством. Факт, что он не убрал этих тельцов, которые препятствовали контактам между двумя частями народа. И поскольку в его ситуации это было не так оправдано, как в других, то ему и приписывается это как самый тяжкий грех.

Стих 27, как обычно, при завершении жизни правителя, сообщает, что все остальное, что связано с Омри, что он делал, и его мужество, которое он проявил, - это все записано в книге Хроник царей Израиля. Надо сказать, что Йирмейаhу не упоминает ни одной детали относительно мужества Омри. Вместе с тем, Омри был самым знаменитым из царей Израильского царства среди окружающих народов. Археологи обнаружили немало надписей, в которых о нем говорится. Например, царь Моава Мейше описывает поход Омри. Моав был покорен Давидом, который обложил их данью, и они были подвластны Израилю, но, очевидно, со временем они взбунтовались, и Омри усмирил их и вернул к прежнему положению. И поскольку это написано не победителем а побежденным, то это вызывает доверие. И встречается упоминание о делах Омри и о походах его в надписях ассирийских. То есть, Омри был воинственным правителем, вызывавшим уважение окрестных народов. И окрестные правители много лет спустя после смерти Омри называли Израиль страной Омри. И это все, что вкратце можно сказать об основателе этой династии.


Ответ на вопрос: Почему вновь и вновь люди (евреи) возвращаются к этому греху поклонения идолам? - Естественно, что такой вопрос напрашивается всякий раз, когда мы сталкиваемся с этим явлением. Очень трудно логически ответить, почему люди остаются в своем качестве жестоковыйности, и не хотят поучиться у своей истории. Возможно, когда придет окончательный счастливый Конец Времен, и можно будет оглянуться и увидеть, как просто было взобраться на эту гору, то трудно будет понять, почему пришлось столько карабкаться. Но тут есть несколько аспектов, которые надо принять во внимание, и прежде всего - психологические аспекты. Известно, что человеку свойственно поклоняться кому-то или чему-то и человек без этого всерьез не может жить, как сформулировал рав Соловейчик, "колено всегда гнется". То есть, кому-то поклоняться надо, а поклоняться настоящему живому Богу - очень сложно, это очень требовательное поклонение. Гораздо проще поклоняться "игрушечным" богам, это "зримее" и "пощупать" можно. Еще один очень важный фактор, и тоже психологический, но еще и социальный, - это влияние окружающих народов. Человек очень склонен к тому, чтобы "заражаться" и заимствовать практику. И тот, кто в этом царстве начал этот процесс, идущий в сторону поклонения идолам, был очень заинтересован в том, чтобы создать перегородку, непропускающую народ этих десяти колен в Иерусалим. И поэтому вся идеология является не первопричиной, а она вырастает из его интересов. Мы видели, когда обсуждали Яровама, что у него имелся серьезный запас доводов, почему было своевременно и правильно построить таких тельцов. На возражение, что в пустыне уже "напоролись" с тельцом, был готов ответ, что в пустыне они

поторопились, потому что тогда это было преждевременно, а сейчас настало время, наконец, построить их. И та фраза, когда было сказано, это скороспелое выражение: "Вот твои боги, Израиль", теперь по утверждению Яровама, как раз на месте, и это, действительно, твои боги, Израиль, это тот уровень, который нужен. Яровам обращал внимание на то, что делается в Южном царстве: там разврат, заимствовали какую-то чуждую цивилизацию, забыли наши добрые старые порядки, забыли, что мы народ земледельческий, основательный; и мы должны эти порядки культивировать. При этом, он не говорил, что он поклоняется этим тельцам, как божествам, а предлагал поклонение им, как способ поклоняться одному единственному Живому Богу. И поэтому и Яровам и все его последователи не занимались идолопоклонством, как таковым, они не объявляли каких-то идолопоклонских культов, они говорили, что они вырабатывают самые правильные адекватные нормы, и если некоторые из них кажутся новыми, то это объясняли тем, что как раз настало их время.


/16:28-33/ Воцарение Ахава, сына Омри, который царствовал 22 года. Объяснение сказанного, что он делал злое сверх всех, кто был перед ним: он взял в жены Изэвэль, дочь царя цидонцев, поклонялся Баалу, и воздвиг жертвенник Баалу в Шомроне.

После смерти Омри, про которого сказано, что "он почил с отцами и погребен в Шомроне", воцарился его сын Ахав вместо него. Таким образом, Омри умер своей смертью, что не так часто случается с царями. Царствование Ахава будет продолжаться на протяжении всех оставшихся глав книги Мелахим-алеф. Он царствовал долго. Стих 29 говорит: "Ахав бен Омри воцарился над Израилем на тридцать восьмом году Асы, царя Иудеи; и царствовал Ахав, сын Омри, над Израилем в Шомроне 22 года". Как видно из этого текста, в противоположность Омри, про которого мы ни разу не слышали имени отца, Ахав, даже безо всякой видимой нужды все время называется Ахав, сын Омри. Можно предположить из этого, что Омри вводится без отчества для того, чтобы показать, что заслуги отца здесь не сыграли никакой роли, а он сам создал династию. А повторение "Ахав сын Омри" подчеркивает с одной стороны, что он сын сильного основателя династии, а с другой стороны, сообщается о начале жизни и правления нового царя, который царствовал 22 года. Яровам тоже царствовал 22 года. И когда задавался вопрос о том, как же такой злодей, как Яровам, так долго царствовал, то ответ был такой, что он был очень большой мудрец в Торе, которая написана двадцати двумя буквами.

В стихе 30 говорится, что делал Ахав, сын Омри, злое в глазах Всевышнего сверх всех, кто был перед ним (включая и его отца). Начало стиха 31 не вполне однозначно, сказано "hа-накель", где "" - вопросительное: "легко ли?" и вопрос этот, по-видимому, риторический. Можно перевести так: "Легко ли было так двигаться, повторяя грехи Яровама бен Нвата"? Проще всего понять так,что грехи Яровама, легкое ли это дело, он запросто совершил, а вот, сверх этого он делал еще больше, а именно, он взял в жены Изэвэль, дочь Этбаала, царя цидонцев, и пошел, и служил Баалу, и поклонялся ему. Кто такая Изэвэль? Для современного иврита это имя звучит не особенно мелодично. Однако, в симитских языках того периода слово "зэвэль" - "звуль" обозначало нечто вознесенное и возвышенное. Кстати, в книге Шофтим в истории с сыном Гидеона встречается такой герой по имени Звуль. Отец Изэвэль был царем цидонцев, что означает, что он был царем Цора, из финикийцев, которые властвовали и в Цидоне. Главным божеством у них был Баал. Такое божество более менее у всех канаанских народов было принято, как верховное божество. Мы видим, что Ахав, первый из всех правителей Израиля не ограничивается тем, что подражает формам, заимствованным у других народов, но начинает прямое поклонение идолам.

Надо сказать, что в том, что Ахав берет в жены эту цидонскую царевну, он, собственно говоря, имеет на кого "опереться". Можно считать, что он продолжает традиции, начатые Давидом и Шломо. Вероятно, после смерти Шломо контакты с цидонскими правителями нарушились, а Ахав теперь делает такой шаг и налаживает отношения с ними.


Ответ на вопрос: - Трудно различить, насколько тот или иной правитель сам поклоняется идолам и насколько он склоняет к такому поклонению народ. Все делалось открыто, и вполне естественно, что народ следовал за царем. Надо сказать, что от полного праведника до полного злодея путь состоит из множества ступеней, да и в состоянии полного злодея есть возможность спускаться еще ниже. Если все предшественники Ахава были плохи в социально-политическом смысле, покольку они создали этот барьер, и плохи тем, что они прибегали к запрещенным формам поклонения Всевышнему, но тем не менее это были, хоть и извращенные формы, но формы поклонения Всевышнему. Когда же Ахав прямо начинает поклонение идолопоклонскому культу, то это уже явственный шаг в сторону идолопоклонства, не говоря уже о том, что в социальном отношении культ Баала очень плох тем, что в этом культе очень часто есть человеческие жертвоприношения, что очень чувствительно для всего существования народа, всего уклада жизни.

Ответ на вопрос: В мидрашах, действительно, встречается, что "hа-раа" с определенным артиклем обозначает идолопоклонство. При этом, те тельцы, которые были поставлены Яровамом, не то, чтобы не считаются идолопоклонством, но они вводились и задумывались не как идолопоклонские культы, так же, как телец в пустыне тоже не был задуман, как замена Всевышнему, а только, как посредник в общении с Богом. И здесь тоже происходит что-то подобное.

Про идолопоклонство говорится, что это плохо в глазах Всевышнего, но мы не встречаем в Танахе объяснений по поводу того, насколько это плохо в глазах человека, и нет никаких интонаций осуждения идолопоклонства в отношении между человеком и человеком. Идолопоклонство явно является грехом в области отношений человека и Бога.


Стих 32 говорит: "И воздвиг жертвенник Баалу в доме Баала, который он построил в Шомроне". То есть, в Шомроне Ахия построил специальный центр Баала, целый поселок, квартал, посвященный Баалу, и там был жертвенник Баалу. Стих 33 продолжает: "И сделал Ахав Ашейру". Мы уже говорили, что это не вполне однозначное понятие: либо это (скорее всего) насаждения рядом с жертвенником идолу, и Гидеону как раз в качестве первого задания было поручено Всевышним разрушить жертвенник и срубить Ашейру; либо это может быть Ашера - богиня окружающих народов". И дальше говорится, что Ахав продолжал делать все для того, чтобы гневить Всевышнего, Бога Израиля, больше, чем все цари Израиля, которые были до него.


/16:34/ Обсуждение построения Хиэлем города Йерихо, и причины нарушения им заклятия Йеhошуа.

В стихе 34 говорится: "В его дни (дни Ахава) построил Хиэль из Бейт-Эля Йерихо; на Авираме, первенце своем, он его основал, а не Сгуве, младшем своем сыне, он укрепил его ворота, согласно слову Всевышнего, которое Он передал через Йеhошуа бен Нуна". Что означает, что он основал город "на сыне" (первеце)?" - Это значит, что когда он заложил город, то он похоронил своего первенца, а когда он завершил строительство и укрепил ворота города, то похоронил своего последнего сына. И это произошло точно согласно заклятию, которое наложил Йеhошуа бен Нун. Как мы помним, город Йерихо был первым на пути завоевания канаанской земли. И этот город был неприступным и он служил, как говорят мудрецы, неким "замком" к этой земле: невозможно было его обойти и завоевывать другие места. И город был взят абсолютным чудом, стены его вошли в землю. Но перед этим Йеhошуа наложил двойное заклятие. Одно заклятие запрещало брать что-либо из имущества этого города; и человек, нарушивший это заклятие, был пойман и казнен. Второе заклятие - это тягчайший запрет когда-либо отстроить этот город, причем, запрет двойной, говорится: "эт-hа-ир, эт-йерихо", то есть, запрещено отстроить этот город и построить Йерихо. Мудрецы объясняют, что запрещено построить этот город даже под другим именем, или построить город даже в другом месте и назвать его Йерихо. Этот холм должен был оставаться памятником чудесного подарка, который мы получили, вступив в эту землю.

В течение многих поколений никто не решался нарушить это заклятие, и вот, нашелся смельчак, который это сделал, и мудрецы удивляются, что же это за такая отчаянная смелость человека, который знал заклятие. Допустим, что он решил рискнуть, заложил город, и похоронил своего первенца точно в соответствии с заклятием. Какая же должна была в нем быть непоколебимость, чтобы считать это случайностью и продолжать свое дело! Причем, и мидраш и Раши и другие комментаторы объясняют, что он не только похоронил старшего и младшего сына, а что он по мере строительства похоронил всех своих сыновей. Вопрос, который интересует всех комментаторов, какая связь между Ахавом и этим Хиэлем, который жил в Бейт-Эле? Радак предлагает версию, которая уже упоминалась, что Бейт-Эль в отличие от всего колена Беньямина перешел к Северному царству. Но проблема этим не облегчается, потому что Йерихо был отдан колену Беньямина и предположить, что Йерихо тоже перешел к Израильскому царству, очень трудно. И мидраш нигде не придерживается такой версии, а дает совсем другую внутреннюю связь между днями Ахава и поступком Хиэля, построившего Йерихо. Они были в разных царствах, но тем не менее говорится, что "хорошее дело привязывает к хорошему, а плохое - к плохому". В следующий раз мы обсудим мидраш, объясняющий, что Хиэль был очень важным человеком, а Ахав был его дружком. Есть два, принципиально разных, но очень похожих объяснения внутренней связи между поведением Ахава и поступком Хиэля. Одно объяснение состоит в том, что безнаказанность Ахава, который насадил всюду идолопоклонство, очень дурно влияет на народ и подает опасный пример. Если раньше люди и перешли многие промежуточные грани, но все-таки заклятие Йеhошуа - вещь очень сильная, и нарушить его опасались. Теперь же, когда Ахав так сильно "шагнул" и учредил культ самого Баала, и ему все сходило с рук, нашелся такой человек, который решил, что теперь можно не обращать внимания на заклятия, потому что уж так страшно запрещено поклонение идолам, но ничего ведь не случилось. Другие комментаторы - Ралбак и Абарбанэль, рассуждают в "другую сторону". Они говорят, что Ахав видел, как страшным образом наказан Хиэль за свой поступок, и не извлек из этого урока. И эти два соображения вполне совместимы, потому что сначала Хиэль поступил плохо, переняв дурной пример Ахава, а это, кстати, нарушение важной инструкции мудрецов в трактате Авот. Там говорится: "И не отчаивайся по поводу наказания". Имеется в виду не то, что если тебя наказывают, то не отчаивайся, а имеется в виду, что, если ты видишь, как злодей процветает, то никогда не говори, что, наверное, так оно и должно быть, потому что наказание ему в свое время придет. И никогда не нужно делать поспешных выводов.

Кли Якар пытается "утончать" соображения Хиэля опираясь на то, что здесь слово Йерихо в стихе 34 написано с буквой "hей" на конце. В книге Йеhошуа название этого города пишется с буквой "вав" на конце. И Кли Якар говорит, что запрещено строить этот город, назвав его его полным именем, а здесь, мол, он мог сказать, что называет его Йриха, например. Как представляется теперь, это немножко натянутый, средневековый комментарий. Скорее все-таки Хиэль не был таким уж хорошим знатоком Торы, и жил в эпоху, когда нужно было показать свою правоту. Может быть, ему и было страшновато, а может быть и нет. Мы увидим из мидраша, что Ахав был не просто современником Хиэля, а он его вполне мог инспирировать на это строительство, поскольку считал замечательным государственным делом построение города.