К оглавлению книги М.Столяра "И расскажи сыну своему"

ИСТОРИЯ ПРО ТО, КАК ЯАКОВ УШЕЛ ОТ ЛАВАНА

Как-то раз Яаков услышал, что сыновья Лавана говорят:

- Забрал Яаков всех овец, что были у отца нашего, и поэтому он теперь так богат.

И ходили сыновья Лавана очень недовольные. Тогда Яаков посмотрел на Лавана и увидел, что тот тоже ходит мрачный, угрюмый и смотрит косо. И Яаков понял, что оставаться у Лавана дольше - просто опасно. И haШем сказал Яакову:

- Шув эль-эрец авотейха. - Возвратись в землю отцов твоих, и Я буду помогать тебе.

И рассказал Яаков об этом Рахели и Лее, и приготовились они бежать из Харана.

Однажды Лаван ушел далеко от дома стричь овец. Тут Яаков быстро собрал всю свою семью, посадил всех на верблюдов, взял все, что у него было, забрал все свои стада и двинулся прочь из Харана в землю Ханаанскую. А Рахель украла у Лавана его терафим.

Терафим - это такие идолы, которым служил Лаван: он не просто служил им, он умел при помощи колдовства заставлять их говорить - ведь Лаван, как и многие культурные люди того времени, неплохо знал науку колдовства, И Рахель боялась, что терафим скажут Лавану, что Яаков ушел от него, да еще и объяснят, каким он пошел путем. Вот она и украла эти самые терафим, а Яакову про это ничего не сказала. (Как ты думаешь, Рахель поступила правильно или неправильно?)

Но Лаван все равно узнал, что Яаков убежал от него. Как же он узнал? А очень просто. Как только Яаков ушел, вода перестала выливаться из того колодца, с которого Яаков когда-то, двадцать лет назад, снял камень. И вот, когда воды стало мало, пастухи Лавана поняли, что Яаков навсегда ушел из Харана. Они отправились к Лавану и рассказали ему об этом.

Лаван страшно рассвирепел, узнав, что Яаков все-таки ушел от него, да еще и не простился, и решил Лаван убить Яакова. Он собрал своих родственников, дал им всем оружие и бросился в погоню за Яаковом.

Яаков же не мог идти быстро со своей семьей и со своими стадами, и к вечеру седьмого дня погони Лаван увидел их вдалеке. И Лаван решил, что наутро разделается он с Яаковом, и лег спать довольный.

Но ночью во сне явился к Лавану haШем и сказал:

- Не делай Яакову ничего плохого, Лаван. Берегись!

Испугался Лаван. И когда на следующий день догнал он Яакова, то повел он такой разговор:

- Зачем же ты удрал от меня?! Ты бы вежливо попросил разрешения, и я с радостью отпустил бы тебя и проводил с песнями и плясками. А так ты даже не дал мне проститься с моими дочками и с моими внуками!

И Яаков ответил Лавану:

- Но ведь я не раз говорил тебе, что хочу уйти домой, а ты постоянно менял наш уговор про овец и не хотел меня отпускать.

Тогда Лаван и говорит:

- Ну хорошо. То, что ты хотел домой, - это я понимаю, но зачем же ты украл моих богов, моих терафим?

Тут Яаков вспылил и сказал:

Я украл?! Только идолопоклоннику могли понадобиться твои терафим! Пусть умрет тот, кто их взял! Иди и поищи в моих шатрах сам.

Яаков ведь не мог себе представить, что терафим были у его любимой Рахели! Получилось, что он сам пожелал ей смерти.

И Лаван стал обыскивать шатры Яакова. Тогда Рахель положила терафим в сумку и села на нее сверху. И Лаван перерыл все, что было у Яакова, но не нашел своих терафим. И тогда он сказал:

- Я, конечно, могу тебя наказать. Ведь ты пришел ко мне нищим. Твои жены принадлежат мне, твои сыновья-тоже мне, а твои овцы-это мои овцы. И все, что здесь есть, все это ты получил от меня. Но haШем, Бог твоего отца, сказал мне, чтобы я тебя не трогал. Поэтому я теперь добрый. Давай же мириться и заключать союз.

И они заключили союз. И хотя Яакову было обидно, он не стал ссориться с Лаваном за его грубые и лживые речи, а ведь Яаков был человек очень сильный. И он еще раз показал всем свою силу: он один схватил громадную глыбину и поставил ее стоймя как памятник, в знак своего союза с Лаваном. А сыновья Яакова и люди Лавана в знак этого союза набрали много камней, сложили из них холм и назвали его Галь-эд, Холм-свидетель. И договорились Яаков с Лаваном, что ни один из них не пройдет к другому мимо этого холма с дурными намерениями.

И Лаван пошел к себе домой, а Яаков - к себе, в землю Ханаанскую. И когда Яаков дошел уже почти до самой границы земли Ханаанской, он увидел, что ему навстречу спускаются ангелы - это были те самые ангелы, которые ушли от него вверх по лестнице, когда Яаков бежал от Эсава к Лавану.

И вот теперь Яаков должен был встретиться со своим братом Эсавом снова.

ИСТОРИЯ ПРО ТО, КАК ВСТРЕТИЛИСЬ ЯАКОВ И ЭСАВ

И послал Яаков тех ангелов, что встретили его при входе в землю Ханаанскую, к брату своему Эсаву, чтобы ангелы разузнали, что у Эсава на уме. Ведь после тридцати четырех лет разлуки с братом Яаков совершенно не знал, хочет ли все еще Эсав его убить или он готов помириться. И вот вернулись ангелы к Яакову и сказали:

Эсав идет к тебе навстречу воевать с тобой, и ведет он с собой четыреста человек.

Яаков сначала очень испугался, что могут они с Эсавом друг друга убить. Но потом он преодолел страх и начал готовиться к встрече с братом.

Яаков сделал три вещи. Во-первых, он приготовился к войне. Он разделил всех своих людей и все свои стада на два лагеря. Яаков думал так: "Если Эсав нападет на один лагерь, то, пока я буду воевать с ним, другой лагерь, может быть, спасется".

Во-вторых, Яаков решил попробовать помириться с Эсавом, и для этого он отправил Эсаву навстречу много подарков - коз, овец, коров, верблюдов и ослов. И слугам своим, которые повели стада, приказал Яаков так: "Когда встретит вас Эсав и спросит: "Чьи это стада и куда вы их гоните?", вы отвечайте: "Это стада раба твоего Яакова и все они для тебя в подарок, а сам Яаков идет за нами".

И в-третьих, Яаков стал молиться haШему:

- Элокей ави Авраам! - Бог отца моего Авраама и Бог отца моего Ицхака! – Катонти ми-коль hа-хасадим. - Ты сделал для меня так много хорошего - разве я заслужил столько? Ведь с одним только посохом пришел я к Лавану, а теперь у меня целых два лагеря всякого добра. Прошу Тебя, спаси меня от рук брата моего Эсава, потому что я боюсь его, и если он победит меня, то некому будет служить Тебе.

И вот наступила ночь. И тут появился злой ангел, который хотел погубить Яакова. Это был ангел Эсава. Он то боролся с Яаковом, то пытался уговорить его подчиниться Эсаву. Но Яаков не поддавался ангелу, и так продолжалось всю ночь.

А когда небо засветилось зарей, ангел увидел, что не смог он одолеть Яакова. И тогда он ударил его по бедру, и Яаков стал хромать. И ангел сказал:

- Отпусти меня, ведь уже утро, и я должен уйти к haШему.

Но Яаков ответил:

- Я тебя отпущу, только если ты согласишься, что я правильно получил благословение моего отца Ицхака.

Яаков думал, что если ангел Эсава согласится с этим, то незачем тогда и Эсаву воевать с ним.

И ангел сказал Яакову:

- Да, ты правильно получил благословение.

И исчез.

И взошло солнце, и его лучи коснулись больной ноги Яакова, и он перестал хромать.

И вот видит Яаков: идет Эсав, и с ним его войско, четыреста человек. И пошел Яаков навстречу Эсаву, и пока шел, поклонился Эсаву до земли семь раз. И Эсав побежал... побежал навстречу Яакову и обнял его, и упал ему на грудь, и целовал его, и оба они заплакали. И увидел Эсав жен и детей Яакова и спросил:

- Кто это?

И ответил Яаков:

- Это жены мои и дети, которых дал мне haШем.

И подошли жены Яакова и дети его и поклонились Эсаву. И сказал Яакову Эсав:

- Пойдем теперь вместе, рядом.

Но Яакову, хотя они и помирились, очень не хотелось идти с Эсавом, потому что ведь никогда не знаешь, что Эсав придумает, и идти с ним рядом опасно. И Яаков сказал:

- Я не могу двигаться так быстро, как ты. Ведь у меня дети и стада. А поэтому ты иди вперед, а я пойду медленно и потом догоню тебя.

И Эсав ушел вперед, а Яаков пошел совсем медленно, и в другую сторону, потому что он вовсе не хотел встретиться с Эсавом еще раз. И пошел Яаков к городу Шхем в земле Ханаанской, и купил там кусок земли, и поставил там свои шатры.

ИСТОРИЯ ПРО ДИНУ И ГОРОД ШХЕМ

Царя города Шхема тоже звали Шхем. И вот этот Шхем услышал, что у Яакова есть дочь Дина и что она очень красивая. И захотел Шхем жениться на Дине. Тогда он стал думать, как выманить Дину из дома. И придумал Шхем вот что.

Устроил он у себя в городе праздник. Это был, конечно же, идолопоклоннический праздник, и не следовало детям Яакова ходить смотреть его. Но Дина была очень любопытной девочкой. Она надела всякие украшения, вышла из дома и пошла на праздник, на людей посмотреть - себя показать.

Тут Шхем увидел, какая Дина красивая, и понравилась она ему - ну просто очень. Шхем схватил Дину, притащил ее к себе во дворец, запер там, а сам сказал своему отцу, которого звали Хамор:

- Пойдем к Яакову. Попроси у него Дину мне в жены.

И пришли они к Яакову и его сыновьям, братьям Дины. И Хамор сказал так:

- Дорогие Яаков и братья Дины! Вот моему сыну Шхему очень понравилась ваша Дина. Отдайте ее, пожалуйста, за него замуж. И породнимся мы с вами и будем жить дружно - вот как славно!

И Шхем тоже сказал:

- Я так полюбил Дину, что отдам вам все, что бы вы ни попросили, и сделаю что угодно, чего бы вы ни пожелали - только отдайте мне Дину в жены.

Понятно, что сыновья Яакова не хотели оставлять свою сестру Дину идолопоклоннику и вору. Они сказали друг другу так:

- Украл этот Шхем бедную нашу Дину, запер ее у себя, а при этом делает вид, будто так и должно быть и будто совершенно ничего не произошло. Как же спасти нам нашу сестру? Ведь Шхем ее так просто не отдаст! Да и воевать мы с ним не можем: нас только одиннадцать братьев, а у него - целый город людей.

И братья решили обмануть Шхема. Они сказали ему:

- Как же мы можем породниться с вами, когда у нас всем мужчинам сделано обрезание, а у вас обрезание не делают? Но ты, кажется, говоришь, что ради Дины ты сделаешь что угодно? Что ж, если ты и все мужчины в твоем городе сделают себе обрезание, то тогда мы, пожалуй, отдадим Дину за тебя замуж и породнимся с вами.

И Шхем обрадовался, что братья хотят такой пустяк - он-то думал, что они попросят за Дину большие деньги. Он немедленно вернулся в свой город, сделал себе обрезание и всем горожанам велел сделать то же самое. И все мужчины в городе Шхеме послушались своего царя и тоже сделали себе обрезание.

И вот на третий день, когда все люди Шхема были еще больные и слабые после этого, взяли Шимон и Леви, сыновья Яакова, каждый свой меч и пошли в Шхем забирать Дину, сестру свою.

Они вошли в город и пошли ко дворцу, но ворота дворца были заперты, Тогда Шимон и Леви застучали мечами в ворота и закричали:

-А ну!!! Отдавайте нам Дину!!!

Но ворота не открылись. Тут люди Шхема услышали этот шум, стуки крик. И тогда все вышли из своих домов и пошли защищать своего любимого царя Шхема. Они ведь всегда делали все, что Шхем хотел. Нужно устроить праздник, чтобы выманить Дину из дома для своего царя? С удовольствием! Сделать себе обрезание, чтобы любимый царь мог жениться? Пожалуйста! И вот теперь пошли все они выгонять Шимона и Леви из города, хотя на третий день после обрезания держались они на ногах с трудом.

Тут Шимон и Леви рассердились не на шутку, и пошли они крушить все вокруг. И перебили Шимон и Леви всех мужчин города Шхема, которые вышли воевать с ними, весь город. После этого ворвались они во дворец, нашли там царя Шхема и его тоже убили своими мечами. И взяли они Дину и ушли.

И Яаков сказал:

- Люди Шхема делали обрезание, чтобы породниться с нами, а вы их всех перебили. Очень плохо, что вы дали обещание, зная, что не выполните его. Ведь с самого начала было ясно, что мы не оставим Дину у Шхема.

На это сердитые Шимон и Леви ответили ему:

- Пусть все знают, что бывает с теми, кто обидит хоть одного еврея. Через много-много лет, когда Яаков перед смертью прощался со своими сыновьями, он сказал:

- Шимон вэ-Леви, ахим. - Шимон и Леви, братья; проклят гнев их и ярость их жестокая.

ИСТОРИЯ ПРО ТО, КАК haШЕМ ДАЛ ЯАКОВУ ИМЯ ИСРАЭЛЬ, И ЯАКОВ ВЕРНУЛСЯ ДОМОЙ

После того, как Шимон и Леви перебили весь город Шхем, haШем сказал Яакову:

- Встань, пойди в Бэйт-Эль, туда, где ты видел лестницу во сне, когда бежал ты к Лавану от брата своего Эсава. И сделай Мне там жертвенник, как ты тогда поклялся.

И Яаков пришел в Бэйт-Эль и принес там жертвы ХаШему, потому что, как haШем и обещал, Яаков вернулся в землю Ханаанскую целым и невредимым. И сказал haШем Яакову:

- Ани Эль Шаддай. - Я Бог всесильный. Раньше у тебя было только имя, Яаков, а теперь у тебя будет еще и другое имя, Исраэль - это тот, кто победил и людей - Лавана и Эсава, и ангела. Это тот, кто умеет правильно служить haШему.

И двинулся Яаков из Бэйт-Эля домой, в Хеврон, к своему отцу Ицхаку. И вот, родила Рахель в дороге сына, и Яаков назвал его Биньямином. И как только Биньямин родился, Рахель умерла. (Помнишь, как Яаков сказал, что пусть умрет тот, кто украл терафим Лавана?) И похоронил Яаков свою любимую жену около дороги, и до сегодняшнего дня могилу ее почитают в Израиле.

И вот, наконец, вернулся Яаков к отцу своему Ицхаку в Хеврон и стал со всей своей семьей жить там вместе с Ицхаком.

И дожил Ицхак до ста восьмидесяти лет, и тогда умер. И пришел к Яакову его брат Эсав, и они вместе похоронили Ицхака рядом с Ривкой в пещере Махпела. И разделили Яаков и Эсав наследство своего отца: Эсав взял все имущество Ицхака, все стада и все золото и серебро. Яаков же взял землю Ханаанскую. А Эсав из земли Ханаанской ушел и поселился неподалеку от нее, на горе Сэир. И еще много сотен лет дети Эсава жили вокруг этой горы.

Но все это было позже. А пока Яаков жил в Хевроне вместе с Ицхаком. Вайешэв Яаков -и поселился Яаков в земле Ханаанской в мире и спокойствии. И решил Яаков, что не будет больше у него в жизни трудностей и испытаний. Ведь теперь у него было двенадцать сыновей. И его брат Эсав согласился, что он правильно получил благословение отца их Ицхака. И Яаков выучил не только Тору земли Израиля, но и Тору изгнания.

Но совсем неправильно, когда еврей думает, что у него больше не будет в жизни ничего трудного. haШем этого очень не любит и всегда наказывает за это.

ИСТОРИЯ ПРО ТО, КАК БРАТЬЯ ОБИДЕЛИСЬ НА ЙОСЭФА

И поселился Яаков в земле Ханаанской, и было у Яакова двенадцать сыновей. Но больше всех Яаков любил Йосефа, потому что Йосеф был первым сыном его любимой жены Рахели.

И вот, когда было Йосефу семнадцать лет, Яаков подарил ему красивую разноцветную рубашку в знак того, что он - Йосеф - самый любимый сын. И рубашка эта была с длинными рукавами, потому что Йосеф не работал, а только сидел с Яаковом и учил Тору. И еще маленький Биньямин был дома, рядом с ними. А десять старших братьев пасли скот.

Время от времени Йосеф приходил к братьям в поле и рассказывал им, что он успел выучить из Торы и как нужно жить на свете. Понятно, что братьев это раздражало: Йосеф, конечно же, был очень умен, но разве пристало младшему брату поучать старших?

И еще Йосеф ябедничал отцу на братьев. Как ему только покажется, что братья что-то делают неправильно - тут же придет к отцу своему Яакову и все ему расскажет. Йосеф, разумеется, это делал не со зла, он просто хотел, чтобы Яаков поговорил с братьями, чтобы они исправились. Но ведь ябедничать все равно нехорошо! И братья очень обижались на Йосефа.

Однажды Йосефу приснился сон. Он пришел к братьям и сказал:

- Вот приснились мне солнце, луна и одиннадцать звезд. И все они кланяются мне.

И сказал Яаков:

- Какие несуразные сны тебе снятся! Ведь солнце - это отец, луна мать, а одиннадцать звезд - это твои одиннадцать братьев. Так позволь! Ведь Рахель умерла. Как же может твой сон сбыться, как может поклониться тебе твоя мать?

И хотя Яаков очень серьезно относился к снам Йосефа, но он специально ругал его, чтобы братья поменьше на Йосефа обижались. Но братья совсем расстроились. Они подумали: "У нашего прадедушки было два сына, Ицхак и Ишмаэль. Ицхак был главный сын, а Ишмаэля Авраам выгнал в пустыню. У дедушки Ицхака тоже было два сына, наш отец Яаков и его брат Эсав. Яакову Ицхак дал благословение, а Эсаву не досталось ничего. Теперь же видим мы, что Йосеф - любимый сын отца нашего Яакова. Ему одному подарил отец разноцветную рубашку - должно быть, ему одному даст отец и благословение и Святую Землю Ханаанскую! Нас же отец, наверное, прогонит...

И не могли братья даже разговаривать с Йосэфом, и не хотели они с ним здороваться. И ходили братья мрачные.

ИСТОРИЯ ПРО ТО, КАК БРАТЬЯ ПРОДАЛИ ЙОСЭФА В РАБСТВО

Однажды старшие братья Йосефа ушли пасти свой скот в окрестностях города Шхема. И Яаков позвал Йосефа и сказал ему:

- Пойди-ка в Шхем, проведай братьев своих, посмотри, все ли у них там в порядке. Да и помирись с ними.

Йосеф почувствовал недоброе. К тому же и Шхем был плохим местом - ведь там Шимон и Леви перебили жителей целого города. Но Йосеф, конечно же, послушался своего отца и сказал:

-hинэни. -Вот я. Готов сделать так, как ты скажешь.

И пришел Йосеф в Шхем, но никак не мог он найти там своих братьев. И заметил Йосефа какой-то непонятный человек, увидел он, что вот Йосеф бродит и бродит по полю, будто дорогу потерял. И спросил человек Йосефа:

- Что ты ищешь?

А Йосеф отвечает:

- Братьев моих я ищу. Не скажешь ли ты мне, где они пасут скот?

- А-а-а... - сказал тот человек и нахмурился. И был это вовсе и не человек даже, а ангел Гавриэль. - Братья твои ушли отсюда на север.

Но Яаков велел Йосефу идти только в Шхем и не искать братьев повсюду, поэтому до Шхема у Йосефа не должно было случиться никаких неприятностей, а вот уже дальше могло приключиться что угодно. А Йосеф не подумал об этом, и пошел он на север, и нашел братьев своих.

И увидели братья Йосефа издали. И сказали они друг другу:

- Вон он идет, сновидец, любимчик отца, кляузник. Вот убьем его мы сейчас и посмотрим, как сбудутся его сны.

Но Реувен, старший брат, сказал:

- Что вы, что вы! Нельзя его убивать - он ведь наш брат! Лучше посадим его в яму.

Это Реувен специально так сказал, чтобы потом вытащить Йосефа из ямы и чтобы Йосеф вернулся домой.

И когда подошел Йосеф к братьям своим, они сорвали с него разноцветную рубашку и посадили его в глубокую яму. А сами от этой ямы отошли и сели перекусить.

И тут братья увидели, что идет караван. Едут купцы на верблюдах и везут с собой товар из Гилада в Египет. И тогда Иеhуда (а он был самый умный, и остальные братья его слушались) сказал так:

- Нехорошо будет, если Йосеф умрет из-за нас, все же он наш брат. Давайте продадим его купцам в рабство. Вот он и не будет больше чернить нас в глазах отца нашего и не станет он никогда царем над нами.

И согласились братья с Иеhудой. И вытащили они Йосефа из ямы, и продали его купцам за двадцать слитков серебра. А Реувена в тот момент рядом не было.

Когда же Реувен вернулся к яме и увидел, что она пуста, разорвал он одежды свои, заплакал и сказал братьям:

- Пропал Йосеф - что я теперь скажу отцу?

Тогда взяли братья разноцветную рубашку Йосефа, обмакнули ее в кровь козленка, принесли эту рубашку отцу своему Яакову и сказали ему:

- Зот мацану. - Это нашли мы в поле. Посмотри, рубашка ли это Йосэфа?

И Яаков узнал рубашку и сказал:

- Да, это рубашка моего сына. Верно, зверь дикий его растерзал. Верно, нет больше Йосэфа.

И разодрал Яаков одежды свои, и плакал он и горевал и убивался много-много дней, и все никак не мог он поверить, что Йосефа больше нет в живых. И все вокруг утешали Яакова, но он не мог утешиться.

А купцы пришли в Египет, и там они продали Йосефа Потифару, начальнику стражи самого фараона, царя египетского.

ИСТОРИЯ ПРО ТАМАР И ЙЕhУДУ

Вот какая история приключилась с Йеhудой после того, как Йосеф был продан в Египет.

У Йеhуды было три сына, их звали Эр, Онан и Шела. И взял Йеhуда жену для своего старшего сына Эра, и звали ее Тамар.

Тамар была женщина очень хорошая и праведная. И она знала, что через много лет в Израиле будет великий царь по имени Давид и что Давид должен произойти от нее. И поэтому Тамар очень хотела, чтобы у нее родились дети. Но ее муж Эр говорил так:

- Да что ты, за детьми ведь надо постоянно ухаживать. Ты еще чего доброго подурнеешь от такой работы. Нет уж, никаких детей!

И тогда haШем сделал так, что Эр умер - ведь это страшный грех, когда человек не хочет детей.

И после этого Йеhуда отдал Тамар замуж за своего второго сына, за Онана. Но Онан тоже не хотел детей, к тому же он постоянно обижал Тамар. И было это противно hаШему, и Онан тоже умер.

И Йеhуда очень горевал. И сказал он Тамар так:

- Раз уж ты была женой моего сына и у тебя нет детей, то по закону мне, конечно, полагается женить на тебе Шелу, моего младшего сына, если ты не против. Но Шела еще мал жениться. Подожди, пока он подрастет.

А на самом деле Йеhуда просто боялся, чтобы Шела, его последний сын, стал мужем Тамар - ведь все ее мужья умирали.

И вот прошло много времени. И видит Тамар: Шела давно уже вырос, а Йеhуда все еще не женит его на ней, и нет у нее детей. И тогда Тамар решила, что она сделает так, чтобы сам Йеhуда женился на ней.

И она взяла свои самые красивые украшения, одела свои самые красивые одежды, закуталась в шаль и вышла, и села на перекрестке дорог, где ходил Йеhуда.

И вот идет Йеhуда и видит: вот сидит у дороги красивая женщина. И очень она понравилась Йеhуде. И не узнал Йеhуда Тамар, потому что она закрыла лицо свое шалью. И подошел Йеhуда к женщине и говорит:

- Давай ты на время станешь моей женой.

И было это очень странно. Йеhуда ведь всегда был человеком праведным, ему никогда и в голову не пришло бы просить женщину стать его женой не навсегда, а только на время. Но haШем видел, что Тамар хочет Ему служить, хочет детей, а Йеhуда не выполняет своего обещания женить на ней Шелу. И тогда haШем послал ангелов, которые подталкивали Йеhуду, подталкивали и привели его к Тамар.

И сказала Тамар Йеhуде:

- Если ты хочешь, чтобы я на время стала твоей женой, то подари мне козленка из твоего стада.

И ответил ей Йеhуда:

- У меня при себе нет козленка.

Тогда Тамар сказала:

- Дай мне сейчас в залог печать твою и посох, и когда ты принесешь мне козленка, то я тебе их отдам.

И согласился Йеhуда, и дал ей свою печать и свой посох, и стала Тамар его женой, а Йеhуда не знал, что это - Тамар.

Когда Йеhуда вернулся к себе домой, он взял козленка и попросил одного своего друга отнести его той женщине, что сидит на перекрестке дорог. А тем временем Тамар переоделась в свою обычную одежду, вернулась домой, и поэтому друг Йеhуды не нашел ее. И спросил друг Йеhуды людей на том месте:

- Где тут у вас живет женщина, которая обычно сидит на перекрестке дорог?

А люди ответили ему:

- Не было у нас здесь никогда такой женщины.

И когда друг Йеhуды вернулся домой с козленком и рассказал обо всем Йеhуде, то сказал Йеhуда своему другу:

Ну что ж, пусть мои печать и посох остаются у нее, я ведь честно послал ей козленка, а ты ее искал и не нашел.

Прошло три месяца. И к Йеhуде пришли люди и сказали:

- У Тамар, что обещана твоему сыну Шеле, скоро родится ребенок.

Йеhуда страшно рассердился и сказал:

- Как же так? Ведь Тамар запрещена любому человеку, который не из моей семьи! Ведите ее сюда, сейчас мы будем ее судить! Но Тамар, как только за ней пришли, взяла печать и посох и сказала: Отнесите это Йеhуде и скажите ему, что я была женой того, чьи это печать и посох.

И узнал Йеhуда свои печать и посох, и стало ему очень стыдно. И сказал Йеhуда:

- Цадка мимэни. - Да, Тамар не виновата, а я был неправ. Ведь она хотела выйти замуж и родить детей, а я все никак не женил на ней моего сына Шелу.

Трудно бывает человеку признаться в своем дурном поступке. Особенно трудно это сделать при всех. Но Йеhуда нашел в себе силы и признался. И поэтому именно от Йеhуды произошел царь Давид и все последующие цари тоже - ведь настоящий, справедливый царь, если и сделает что-нибудь плохое и некрасивое, то обязательно должен уметь найти в себе силы признаться в этом и все исправить.

И Йеhуда женился на Тамар. И в награду за то, что Тамар поступила правильно, haШем сделал так, что у нее родились сразу два сына-близнеца. Одного назвали Пэрэц, а другого - Зэрах. И оба они выросли и стали праведными людьми.

ИСТОРИЯ ПРО ЙОСЭФА И ЖЕНУ ПОТИФАРА

Когда купцы привезли Йосефа в Египет, его там купил Потифар, начальник стражи фараона. И понравился Йосеф Потифару, и Потифар оставил Йосефа работать у себя в доме.

И видел Потифар, что все, что ни делает Йосеф, все ему очень хорошо удается. Наливает, например, Йосеф питье Потифару, а Потифар говорит: "Я хочу холодного!" И питье в руке Йосефа становится холодным. А если Потифар скажет: "Я хочу теплого!", то питье в руке Йосефа становится теплым. А когда приносил Йосеф еду Потифару, а Потифар говорил: "Я хочу сладкой еды", то еда в руке Йосефа становилась сладкой. А когда Потифар говорил: "А теперь я хочу кислой еды", то еда в руке Йосефа становилась кислой.

И очень странно было Потифару, как это у Йосефа все так хорошо получается.

А Йосеф говорит:

- Это haШем мне помогает.

И тогда Потифар назначил Йосефа самым главным в своем доме: чтобы остальные рабы слушались Йосефа и чтобы Йосеф распоряжался всеми работами.

Вот так и жил Йосеф в доме Потифара, и был Йосеф в доме Потифара главным. И помнил Йосеф свои сны, что все будут кланяться ему, и казалось ему, что вот уже он правит другими, а значит, и сны его скоро сбудутся. И поэтому стал Йосеф приукрашиваться, завивать волосы и красиво одеваться. И это было очень нехорошо с его стороны: отец его плакал и горевал о нем в земле Ханаанской, а сам он хорошо ел, пил и носил красивые одежды в Египте. И тогда haШем решил, что нужно наказать Йосефа. И случилось вот что.

У Потифара была жена. Она была очень красивая женщина, и еще она умела колдовать. И вот как-то увидела жена Потифара, какой Йосеф красивый, и полюбила она Йосефа. И стала жена Потифара гадать и колдовать. И узнала она, что в будущем Йосеф женится на женщине из дома Потифара, и что у него с этой женщиной будут дети, и что эти дети станут великими людьми.

"Женщина в доме моего мужа - это я, - подумала жена Потифара. Зачем мне ждать, пока гадание само сбудется? Я хочу прямо сейчас замуж за Йосефа! " И сказала она Йосэфу:

- Женись на мне!

Но Йосеф ответил ей:

- Как же я могу жениться на тебе, когда у тебя есть муж - мой господин Потифар? Нет, этого никак нельзя!

Но жена Потифара все равно решила добиться своего.

В гадании своем жена Потифара не ошиблась, вовсе нет. Просто в доме была еще одна женщина, ее звали Аснат. На ней-то через много лет и женился Йосеф. Аснат была дочерью Дины, дочери Яакова. Давным-давно она ушла от Дины, попала в Египет и была взята приемной дочерью в дом Потифара. Но жена Потифара думала: раз Аснат-дочь приемная, то она не считается.

И не стало Иосэфу прохода от жены Потифара. Каждый день она находила его и завлекала его и заманивала.

- Йосэф, Йосэф, иди ко мне!

И Йосэф прямо не знал, куда от нее деться.

И вот однажды, когда дома никого не было, жена Потифара подкараулила Йосэфа, схватила его за одежду и зашептала:

- Йосэф, женись на мне немедленно!

И стала она тянуть Иосэфа к себе. И такая она была красивая, что Йосэф не устоял и шагнул ей навстречу. Но перед его глазами появился образ отца его Яакова, и Йосэф опомнился, рванулся изо всех сил, и убежал, а одежда его осталась в руках жены Потифара.

"Ах вот как?" - обозлилась жена Потифара. И закричала она громким голосом и стала звать слуг. И когда слуги прибежали, она сказала им:

- Смотрите, что хотел сделать со мной этот раб-еврей! Он пришел и набросился на меня, но я громко закричала. Тогда он испугался и убежал, и я успела схватить только его одежду - вот она.

И когда Потифар вернулся домой, она рассказала ему то же самое. Ужасно рассердился Потифар, он был просто в ярости! И закричал Потифар слугам своим:

- В тюрьму его!

ИСТОРИЯ, ПРИКЛЮЧИВШАЯСЯ С ЙОСЭФОМ В ТЮРЬМЕ

И просидел Йосэф в тюрьме девять лет...

Как-то раз у фараона случился день, полный неприятностей. Подумать только, в его вино попала муха, а в хлебе он нашел камешек! Фараон очень рассердился и велел немедленно посадить в тюрьму министра виноделов и министра пекарей. И посадили этих двух министров в ту же самую тюрьму, где по приказу Потифара сидел Йосэф.

И начальник тюрьмы подумал, что ведь не каждый день министров сажают в тюрьму, и что, раз так, то надо назначить кого-нибудь из заключенных, чтобы он прислуживал им – все же они вельможи самого фараона! И решил начальник тюрьмы, что прислуживать министру виноделов и министру пекарей будет Йосэф. Ведь начальник тюрьмы знал, что Йосэф добросовестно выполняет любое поручение.

И вот через год, в одну и ту же ночь, двум министрам приснился сон, каждому свой. И проснулись они и никак не могли разгадать свои сны. И когда Йосэф пришел прислуживать им, то увидел он, что они чем-то озабочены. И спросил их Йосэф:

- Почему лица ваши печальны сегодня?

И они ответили ему:

- Каждый из нас видел сон, а разгадать наши сны мы не можем.

Тогда Йосэф сказал:

- Расскажите мне ваши сны. Быть может, hаШем подскажет мне разгадку.

И министр виноделов сказал:

- Вот мой сон. Видел я, будто передо мной три ветки винограда и чаша фараона. И я взял виноград, выжал его в чашу и дал эту чашу в руку фараона.

И сказал ему Йосэф:

- Вот разгадка твоего сна. Три ветки винограда - это три дня. Через три дня фараон освободит тебя, и ты опять будешь подавать ему вино. И я очень прошу тебя: когда ты вновь станешь таким же важным, как и прежде, то окажи мне милость. Ведь я не сделал ничего плохого, хотя и сижу в тюрьме. И скажи про меня фараону, может быть, он меня освободит.

Тут министр пекарей увидел, что Йосэф очень хорошо разгадал сон министра виноделов, и сказал:

- А вот мой сон. Видел я, будто у меня на голове три корзины, и в верхней - вкусные хлеба. И вот птицы клюют эти хлеба из верхней корзины с моей головы.

И сказал ему Йосэф:

- Вот разгадка твоего сна. Три корзины-это три дня. Через три дня фараон казнит тебя, и твое тело будут клевать птицы.

И через три дня у фараона был день рождения, и вспомнил фараон про своих министров. И фараон решил, что министр виноделов не виноват, что в вино залетела муха, и он освободил министра виноделов. И еще решил фараон, что министр пекарей виноват, что в хлебе оказался камешек, и он приказал казнить министра пекарей. (А как бы ты рассудил?)

Между прочим, Йосэф очень зря рассчитывал, что министр виноделов поможет ему выбраться из тюрьмы. Тот, как только оказался на свободе, больше и не вспомнил про Йосэфа, он вообще забыл о нем. Вот и надейся после этого на вельмож фараона!

ИСТОРИЯ ПРО ТО, КАК ЙОСЭФ СТАЛ ПРАВИТЕЛЕМ ЗЕМЛИ ЕГИПЕТСКОЙ

И прошло еще два года. И как-то приснился фараону сон, будто стоит он на берегу реки Нил. И выходят из Нила семь хороших толстых коров, и пасутся они в тростнике. А вслед за ними выходят другие семь коров, худющие-прехудющие. И эти-то тощие коровы толстых коров проглатывают, но сами ничуть не толстеют от этого.

И еще сон приснился фараону: вот семь колосьев поднимаются на одном стебле, и эти колосья полны крупных зерен. А рядом растут семь пустых колосьев. И эти пустые колоски проглатывают большие колосья.

Фараон проснулся и очень удивился этим снам. А наутро позвал он своих мудрецов, звездочетов и гадателей, и стали они разгадывать и толковать фараону его сны. Например, один из них сказал: "У тебя родится семь дочек, а потом они умрут". А другой сказал: "Ты завоюешь семь стран, а потом растеряешь их". Фараон понимал, что все это чушь, и чувствовал, что разгадка его снов - не в этом. Фараон понимал, что два его сна - это все один сон, и чем больше неправильных толкований ему говорили, тем больше хмурился фараон.

И тогда сказал министр виноделов:

- Вот вспомнилось мне, что два года тому назад я был в тюрьме вместе с министром пекарей. И однажды каждому из нас приснился сон. И в тюрьме прислуживал нам один раб, еврей. И этот еврей разгадал нам наши сны - как он сказал, так все и сбылось.

И велел фараон привести Йосэфа. И взяли Йосэфа из тюрьмы, и Йосэф подстригся, надел чистые одежды и предстал перед фараоном.

И фараон сказал Йосэфу:

- Сон снился мне. И никто во всем Египте не может истолковать его, а вот о тебе я слышал, что ты будто бы хорошо умеешь разгадывать сны.

И ответил Йосэф фараону:

- Это не мое умение - hаШем даст мне объяснение твоих снов. И рассказал фараон Йосэфу свои сны. Тогда Йосэф начал говорить и сказал фараону так:

- Твои два сна - это один сон. То, что hаШем собирается делать, сообщил Он фараону. Семь жирных коров и семь полных колосьев - это семь лет сытости. Семь лет в Египте будет огромный урожай и будет очень-очень много хлеба. А после этих семи лет сытости наступят семь лет голода, это есть семь тощих коров и семь пустых колосков из твоего сна. Голод будет такой страшный, что будто бы и не было никаких семи лет сытости -ведь когда тощие коровы проглотили толстых, то сами они ни чуточки не растолстели и остались такими же тощими.

- А приснился тебе сон дважды, - еще сказал Йосэф фараону, - чтобы ты знал, что все это hаШем сделает очень скоро, и чтобы ты нашел мудрого человека, которого нужно назначить правителем земли Египетской. И этот правитель должен собрать столько хлеба за семь лет сытости, чтобы потом хватило его на все семь лет голода и люди в Египте не умерли бы.

Так ответил Йосэф фараону, и фараону очень понравилось все, что объяснил Йосэф. И фараон сказал:

- Вижу я, что с тобой hаШем и что Он дал тебе толкование моего сна. Нет во всей земле Египетской такого мудрого человека, как ты. И вот мое решение: ты больше не будешь рабом. Я назначаю тебя правителем над всем Египтом. И хотя главным остаюсь я, но отныне без твоего разрешения никто в Египте не сможет ни поднять руки, чтобы взяться за меч, ни ноги, чтобы сесть на коня!

И снял фараон перстень со своей руки и надел его на палец Йосэфа. Вот так стал Йосэф правителем всей земли Египетской. Было тогда Йосэфу тридцать лет. Двенадцать лет просидел он в тюрьме. И дал фараон в жены Йосэфу Аснат, приемную дочь Потифара, и родились у них два сына. Старшего Йосэф назвал Менаше, а младшего - Эфраимом.

И был Йосэф мудрым правителем, и фараон был им очень доволен. Когда начались семь лет сытости и хлеба было много, то Йосэф собирал его и складывал в специальные хранилища. И накопил он хлеба столько, что не было числа, которым можно было бы этот хлеб сосчитать.

А потом начались годы страшного голода - люди сеяли, но ничего не росло! И возопили египтяне к фараону, говоря: "Дай нам хлеба!", а фараон сказал им: "Идите к Йосэфу!" И тогда Йосэф открыл хранилища, и отовсюду стали приходить к нему люди. Йосэф продавал им хлеб, и никто в Египте от голода не умирал.

Но во всех соседних странах голод был страшный.


Продолжение