К оглавлению книги Н.Лейбович "Новые исследования книги Исход в свете классических комментариев"

      Книга Исход / Недельный раздел Бешалах [2]

"Не передумал бы этот народ"


1. Величие поколения евреев-выходцев из Египта (Мехильта)

    Этот раздел Торы – первый, в котором рассказывается о народе Израиля уже после того, как он вышел из мрака на свет, из рабства – на свободу. Тора без всяких прикрас показывает выходцев из Египта – "поколение пустыни" – со всеми их недостатками: их трусость, маловерие, ограниченность, склонность к склокам – наследие двухсот десяти лет проживания на чужбине, порабощения, рабства и унижений, но вместе с тем она не замалчивает и отдельных проявлений величия этого поколения, его искренней веры во Всевышнего и уверенности в помощи свыше. Даже сам факт ухода его из Египта вслед за Моше, по словам наших мудрецов, засчитывается ему в заслугу:

Мехильта 16:22

Сказал раби Элиэзер: Честь и хвала сынам Израиля за то, что, как только сказал Моше: "Поднимайтесь и идите!", никто не возразил: "Как же мы выйдем в пустыню без еды на дорогу?", но все поверили и пошли за Моше. Вот об этом сказано у пророка (Ирмеяhу 2:2):

ПОМНЮ Я ДОБРОТУ ТВОЕЙ
ЮНОСТИ, ЛЮБОВЬ ВРЕМЕН
ПОМОЛВКИ ТВОЕЙ – КАК ТЫ
ШЛА ЗА МНОЙ ПО ПУСТЫНЕ,
ПО ЗЕМЛЕ НЕЗАСЕЯННОЙ!

Обратим особое внимание на эти слова. На первый взгляд, они должны вызывать удивление: что здесь достойно таких похвал? Люди уходят от рабства, оставляя позади бесчеловечные приказы фараона, побои надзирателей, гибель детей; они идут теперь в свою страну навстречу принятию на себя высшей власти Всевышнего (как было обещано Моше – см. Шмот 3:12). Что же похвального в том, что они идут? И, тем не менее, раби Элиэзер прав. Это был незабываемый миг величия Израиля и его красоты: шестьсот тысяч рабов, которых столько лет угнетали и унижали, били – те, кто еще недавно отказывались поверить в свое близкое освобождение (см. 6:9), – теперь без колебаний вышли в пустыню (Дварим 8:15):

ОГРОМНУЮ И СТРАШНУЮ –
ГДЕ ЗМЕИ, АСПИДЫ И СКОРПИОНЫ,
ГДЕ ЖАЖДА И НЕТ ВОДЫ

А Египет хоть и был для них "домом рабства", хоть и вызывал отвращение своими идолами и всеми мерзостями своими, но все же был страной высокой цивилизации и культуры, науки, искусства и техники, а главное – местом, где никогда не было недостатка в пище. Там жили несколько поколений сынов Израиля добрых двести десять лет. И вот они без колебаний уходят оттуда, не заботясь о продовольствии на дорогу!

2. Б-г не повел народ через страну Плиштим, так как народ мог испугаться предстоящей войны (Рашбам)
   
    Правда, этот духовный подъем, вызванный небывалыми чудесами и знамениями, увиденными собственными глазами, непродолжителен и неустойчив. Вот поэтому уже в самом начале этого раздела сказано: "И было: когда отпустил фараон этот народ, тем не менее, не повел их Б-г дорогой через страну Плиштим, потому что она коротка, – так как сказал Б-г (13:17-18):

НЕ ПЕРЕДУМАЛ БЫ ЭТОТ НАРОД
ПРИ ВИДЕ ВОЙНЫ И НЕ
ВОЗВРАТИЛСЯ В ЕГИПЕТ...
И ПОВЕРНУЛ Б-Г ЭТОТ НАРОД
НА ДОРОГУ ЧЕРЕЗ ПУСТЫНЮ
У МОРЯ СУФ.


То есть именно преимущество этой дороги, которая могла в кратчайший срок привести сынов Израиля в обетованную страну, и было причиной того, чтобы по ней не идти! Нам следует понять, ради какой цели это было сделано.

Большинство наших комментаторов Торы считают целью этого Б-жественного воспитательного приема предотвращение бегства "домой" (даже если этот дом – "дом рабства") из-за страха перед войной. Так, Рашбам пишет:

И не захотел Всевышний вести их через страну Плиштим, так как эта дорога была самой прямой и короткой, по которой можно было очень быстро добраться до Страны Кнаан, – а когда сыны Израиля увидят перед собой трудности войны за ее покорение, они захотят поставить над собой нового руководителя и вернуться в Египет (как на самом деле они и пытались сделать неоднократно).

3. Скитание по пустыне как педагогический прием для воспитания мужества народа (Море нэвухим)

    Однако в двух отрывках "Морэ невухим" этот прием Б-жественной педагогики объясняется с иных позиций:

ч. III, гл.24

Всевышний сперва приучил вас к преодолению трудностей в пустыне, чтобы дать вам тем большее благо после того, как вы войдете в Страну. Так оно и обстоит в действительности: переход от тяжелой работы к покою несравненно более приятен, чем пребывание в постоянном покое. Известно, что если бы не трудности, встретившиеся им в пустыне и потребовавшие большого напряжения сил, они так и не смогли бы ни овладеть Страной, ни вести войну с ее обитателями. Вот именно это имеет в виду Тора, говоря: "Так как сказал Б-г: "Не передумал бы этот народ при виде войны и не возвратился в Египет" – и повернул Б-г этот народ на дорогу через пустыню у моря Суф". Потому что покой ослабляет мужество, а нужда и тяжелый труд – наоборот, его укрепляет, именно в этом заключается то благо, которое впоследствии приходит в этом случае .

Там же, гл.32

...Потому что не свойственно природе человека, чтобы он вырос в рабстве, мешая глину и изготовляя кирпичи, или исполнял что-то подобное, а потом, едва отмыв руки от грязи, без всякого промедления вступил в войну с великанами... И это проявление высшей мудрости Всевышнего, когда Он направил сынов Израиля в пустыню, чтобы научить их мужеству. Так как известно, что путешествие по пустыне, отсутствие таких естественных благ, как мытье и т.п., пробуждают мужество, а когда человек располагает всеми благами, он, наоборот, становится малодушным...

Обратим внимание на последнее сравнение: Рамбам подчеркивает, что "не свойственно природе человека, чтобы он вырос в рабстве, мешая глину и изготовляя кирпичи, или исполнял что-то подобное, а потом, едва отмыв руки от грязи, без всякого промедления вступил в войну с великанами". Иначе говоря, различные отрицательные качества, которые исковеркали душу человека на протяжении лет порабощения и мучений, – трусость, страх перед надзирателями, боязнь побоев, боязнь любой ответственности (в том числе ответственности за свою собственную судьбу), отсутствие инициативы и страх вдруг оказаться обязанным принимать самостоятельные решения, – все это уходит из сердца далеко не с такой легкостью, с какой руки отмываются от грязи. Освобождение от внутреннего рабства, от постоянного страха – крайне медленный процесс. Он требует продолжительной воспитательной работы, культивирования желанных положительных качеств. Следовательно, в том, что Б-г увел сынов Израиля с прямой дороги в пустыню, Рамбам видит не только превентивное средство, благодаря которому тяжелые испытания, связанные с борьбой за овладение страной и освоение ее, отодвигаются на более позднее время, но средство действенное, направленное на воспитание мужества.

4. "И погнались египтяне - и вот Египет несется": как представляются евреям египтяне, преследующие их? (Раши)

    И насколько труден этот переход от рабского образа жизни к "воспитанию мужества", необходимого для "войны с великанами", показывает нам весь раздел "Бешалах". Остановимся только на одном эпизоде – когда сыны Израиля впервые после ухода из Египта сталкиваются с реальной опасностью (14:9-10):

И ПОГНАЛИСЬ ЕГИПТЯНЕ
ЗА НИМИ, И НАСТИГЛИ ИХ,
РАСПОЛОЖИВШИХСЯ ЛАГЕРЕМ У МОРЯ,
ВСЯ КОННИЦА С КОЛЕСНИЦАМИ
ФАРАОНА, И ВСАДНИКИ ЕГО,
И ВОЙСКО ЕГО
У ПИ-hАХИРОТА, ПЕРЕД БААЛ-ЦФОНОМ.
А ФАРАОН ПРИБЛИЗИЛСЯ,
И ПОДНЯЛИ СЫНЫ ИЗРАИЛЯ
СВОИ ГЛАЗА – И ВОТ, ЕГИПЕТ
НЕСЕТСЯ ВСЛЕД ЗА НИМИ, –
И СТРАШНО ПЕРЕПУГАЛИСЬ,
И ВОЗОПИЛИ СЫНЫ ИЗРАИЛЯ
К Г-СПОДУ.


В Торе нет ни лишних, ни недостающих слов, ни грамматических и орфографических ошибок, ни нарушений стиля, за которыми не скрывалось бы подчас глубочайшее содержание. В этих двух стихах обращает на себя внимание, что вначале о египтянах говориться во множественном числе – "погнались", "настигли", – но, когда рассказ переходит от объективного изображения действительности к изложению переживаний сынов Израиля, как только эта объективная реальность начинает восприниматься их глазами, о египтянах говорится в единственном числе – "Египет несется".

Для того чтобы сделать понятным переход сказуемого из множественного числа в единственное, Раши приводит два объяснения.

Первое из них:

"несется за ними" – в полном единодушии, как один человек.

Сыны Израиля видели не отдельных всадников, но единую сплоченную массу египтян, готовую обрушиться на них и похоронить их под собою, огромную волну, которая вот-вот захлестнет их, – и затрепетали от страха. Однако это они увидели своим обычным зрением, а во втором комментарии Раши говорит о том, что они узрели своими духовными очами:

Другое объяснение: увидели ангела-властителя Египта, несущегося за ними.

Из множества источников мидраша видно, что, когда наши мудрецы говорили об "ангеле-властителе" того или иного народа, они персонифицировали в этом образе культуру, идеологию или вообще духовный облик этого народа1. Что же увидели эти шестьсот тысяч рабов, только что освободившиеся из-под египетского гнета? Только шестьсот отборных колесниц фараона и по три воина на каждой из них? По мнению ученых, обычно на боевых колесницах находились двое: один правил лошадьми, а второй, стоя позади него, сражался; однако при особых обстоятельствах на колесницу ставили еще третьего – и именно это было сделано в данном случае (см. 14:7)

И ВЗЯЛ ШЕСТЬСОТ КОЛЕСНИЦ
ОТБОРНЫХ, И ВСЕ КОЛЕСНИЦЫ
ЕГИПТА, И ПОСТАВИЛ
НАЧАЛЬНИКОВ НАД ВСЕМ ВОЙСКОМ.

Если это объяснение верно, то за шестьюстами тысячами сынами Израиля гнались всего 1800 египтян. Однако не сказано: "И вот, египтяне несутся за ними", – но в единственном числе: "Египет несется". "Ангела-властителя Египта", саму суть египетской империи увидели бывшие рабы, подняв свои глаза. Весь Египет, "дом рабства", встал перед их глазами во всем своем устрашающем величии – вот почему они "страшно перепугались".

5. Душевное состояние народа - порабощенность; они не способны воевать со своими господами

    Их душевное состояние объясняет нам раби Авраhам ибн Эзра в своей характеристике того поколения, комментируя стих 14:13:

И СМОТРИТЕ, КАК Б-Г ВАС
СПАСАЕТ СЕГОДНЯ! ИБО
ЕГИПТЯН, КОТОРЫХ ВЫ ВИДИТЕ
СЕГОДНЯ, НЕ УВИДИТЕ
БОЛЕЕ ВОВЕКИ.

Достойно удивления, что такой огромный стан – шестьсот тысяч человек – испугались своих преследователей. Почему они не вступили в бой, защищая свою жизнь и жизнь своих детей? Ответ заключается в том, что египтяне были хозяевами сынов Израиля, а то поколение, поколение выходцев из Египта, с самого детства приучалось нести иго египетского рабства, душа их привыкла к унижению – так как же теперь они осмелились бы воевать со своими господами? Сыны Израиля все время подвергались преследованиям и не умели сражаться. И вот доказательство: Амалек, напавший на них, был весьма малочисленным, и, если бы не молитва Моше, Израиль потерпел бы поражение. И только Всевышний, творящий великое и видящий отдаленные последствия всех деяний, устроил так, что все мужчины, вышедшие из Египта, умерли – так как не было у них сил бороться с кнаанейцами, – пока не выросло новое поколение, поколение пустыни, не знавшее изгнания и высокое душой...

6. Ностальгия евреев по Египту в свете предполагаемого будущего - смерти в пустыне

    А теперь посмотрим, как проявляется их душевное состояние в эту минуту опасности (14:10-12):

И СТРАШНО ПЕРЕПУГАЛИСЬ,
И ВОЗОПИЛИ СЫНЫ ИЗРАИЛЯ
К Г-СПОДУ, И СКАЗАЛИ МОШЕ:
"РАЗВЕ НЕТ МОГИЛ В ЕГИПТЕ,
ЧТО ВЗЯЛ ТЫ НАС УМЕРЕТЬ
В ПУСТЫНЕ? ЧТО ЭТО СДЕЛАЛ
ТЫ НАМ, ВЫВЕДЯ НАС ИЗ ЕГИПТА?
ВЕДЬ ИМЕННО ОБ ЭТОМ
ГОВОРИЛИ МЫ ТЕБЕ В ЕГИПТЕ:
"ОТСТАНЬ ОТ НАС, И БУДЕМ
МЫ РАБОТАТЬ НА ЕГИПТЯН" –
ПОТОМУ ЧТО ЛУЧШЕ НАМ
РАБОТАТЬ НА ЕГИПТЯН,
ЧЕМ УМЕРЕТЬ В ПУСТЫНЕ.

Пять раз вспоминают они Египет и египтян. Пять раз оглядываются они назад, пять раз они убегают мыслью туда – в "плавильный тигль", в "дом рабства", и готовы прильнуть к нему так, как младенец льнет к груди своей матери.

Сыны Израиля еще едят хлеб из теста египетского, которое не успело закваситься, еще этот "хлеб бедности" у них во рту, а страна египетская уже видится им совсем в другом свете. Правда, она все еще "страна могил" – но как им кажется, лучше быть похороненным в знакомой стране, чем погибнуть на чужбине! Правда, Египет – "дом рабства", однако "лучше нам работать на египтян", чем жить в местности неизведанной! (И еще придет день, когда в их памяти Египет из "страны могил" и "дома рабства" превратится в настоящий санаторий, где даром едят рыбу, лук и чеснок, огурцы и дыни (Бемидбар 11:5),

ПОМНИМ МЫ РЫБУ, КОТОРУЮ
ЕЛИ В ЕГИПТЕ ДАРОМ, ОГУРЦЫ
И ДЫНИ, И ЗЕЛЕНЬ
И ЛУК, И ЧЕСНОК


и придет еще день, когда Египет вообще станет в их глазах "землей, текущей молоком и медом" (там же, 16:13)

....ЧТО ВЫВЕЛ ТЫ НАС ИЗ СТРАНЫ,
ТЕКУЩЕЙ МОЛОКОМ И МЕДОМ.


А как представляют они то место, куда идут? Отнюдь не как "землю, текущую молоком и медом", не как "страну, о которой поклялся Я Авраhаму, Ицхаку и Яакову". Это слишком туманно, абстрактно и далеко от их понимания. Что в настоящую минуту видят они перед своими глазами? – Пустыню. Вот поэтому пятикратному упоминанию Египта и двукратному египтян они противопоставляют образ будущего – смерть в пустыне...

Достаточно только этого отрывка, чтобы представить весь их внутренний мир, их ностальгию, их тоску по прошлому, по той стране, в которой они родились и выросли (хотя, по правде, что это была за жизнь?), и весь их теперешний страх перед неизвестностью, что ждет их в пустыне. И все это – после чудес, которые они видели собственными глазами, после казней египетских, после услышанного из уст Моше обещания Всевышнего привести их в страну, о которой Он клялся Авраhаму, Ицхаку и Яакову, что их потомки получат ее в вечное владение, и это – после того, как их вел облачный столп днем и огненный – ночью!..

 

1 См. р. Нахман Крохмаль. "Морэ невухей hазман", разд.7.


Продолжение