К оглавлению книги Н.Лейбович "Новые исследования книги Ваикра в свете классических комментариев"Ваикра [6]
ХЛЕБНЫЙ ДАР
Первая глава книги «Ваикра» рассказывала о жертве всесожжения, которая приносилась как из мелкого и крупного скота, так и из птиц. Вторая глава посвящена хлебному дару минха מנחה – (букв. «подношение», «дар»), приносимому не из животных, а из злаков. В ней упоминается только о пяти видах хлебного дара, хотя в других местах Торы встречаются и иные его разновидности. Данную особенность поясняет р. Нафтали-Герц Визель в своем труде «Ѓа-беур» (обширный и скрупулезный комментарий к книге «Ваикра», составленный в соответствии с ѓалахическими мидрашами):
В этой главе Писание (в премудрости своей) упоминает лишь те хлебные дары, которые имеют следующие общие компоненты: 1) масло; 2) левона [ароматическое растение];
3) «горсть» [отделяемая от хлебного дара и бросаемая на жертвенник]; 4) «остатки» [хлебного дара, которые ест священник]. К пяти разновидностям хлебного дара, о которых говорится здесь, причисляется также хлебный дар омер [ячменный сноп, приносимый в жертву по окончании первого дня праздника Песах]. Все остальные хлебные приношения от них отличаются, ведь грехоочистительная «жертва бедного» и «жертва ревности» [жертвоприношение из злаковых, совершаемое женщиной, которую муж подозревает в супружеской измене] не включают в свой состав ни масло, ни левону. А двенадцать хлебов особой формы [помещаемых на золотом столе в Храме] и «жертва двух хлебов» [в праздник Шавуот] не сопровождаются бросанием «горсти» на жертвенник. А хлебный дар хавитин [ежедневное приношение Первосвященника в виде тонкой хорошо пропеченной лепешки] и «жертва посвящения» [приносимая каждым священником в первый день его службы в Храме] не сопровождаются «остатками», поскольку предназначаются для жертвенника полностью.О символическом значении этой жертвы пишет р. Давид Гофман во Введении к своему комментарию к этой главе (стр. 105 – в издании на иврите):
Как уже отмечалось выше, жертвоприношение Ѓевеля являлось воплощением идеи о том, что все его достояние принадлежит Господу, Которому он в знак признательности и должен жертвовать лучшее из своего имущества. Остается лишь добавить, что дополнения к жертве всесожжения – хлебный дар и возлияние вина – выражают ту же самую идею.
Помимо жертвы всесожжения, которая именовалась «благоуханием приятным» и выражала стремление человека преданно служить Господу, совершались также хлебные дары с возлиянием вина. Тем самым свидетельствовалось, что все то благо, которое человек получил от Господа и которым в принципе являются хлеб, вино и оливковое масло (см. «Бемидбар», 18:12), он готов посвятить Господу, выражая стремление служить Ему. Хлебный дар, приносимый бедным вместо жертвы всесожжения, символизирует еще более возвышенную идею. Ведь бедный жертвует тем самым не только свое имущество, но и себя самого. [И Господь говорит]: «Я расцениваю это так, словно он принес [в жертву] свою душу».
Идея, согласно которой хлебный дар бедняка обладает высшей ценностью, особенно подчеркивалась нашими мудрецами. Намек на нее они обнаруживают – как принято – во фразеологии Писания, а также в изречениях, которые содержатся в трактате Вавилонского Талмуда «Менахот» (104б):
Сказал р. Ицхак: «Чем особенен хлебный дар, что наряду с ним упомянута также и душа? Сказал Святой, благословен Он: “Кто обычно приносит хлебный дар? – Бедняк (поскольку у него нет скота, чтобы принести из него жертву всесожжения). Поэтому Я расцениваю это так, словно он принес [в жертву] свою душу”».
Следующая иллюстрация из мидраша «Ваикра рабба» (3:5) преподносит нам нравственный урок:
Одна женщина принесла священнику горсть муки. Тот пристыдил ее, сказав: «Смотрите-ка, что люди жертвуют! Можно ли этим наесться? Можно ли это принести в жертву?» Сказано было этому священнику во сне так: «Не пренебрегай ею! [Ведь] она словно душу свою пожертвовала!»
В «Мидраш ѓа-гадоль» эта же идея отражена более детально и рельефно:
Именно об этом сказано у пророка Йешаяѓу: «…оживлять сердце сокрушенных» (57:15). Сказал р. Ицхак: «Иди и учи: когда Святой, благословен Он, говорил о жертве из животных, которая является приношением состоятельных, при этом Он не упомянул о душе ее владельца и не назвал его имени. Но было сказано так: «…Человек, когда захочет принести – из вас – жертву…» («Ваикра», 1:2). Однако, оповещая о хлебном даре, который является приношением бедных, Он говорил о нем с любовью, ведь сказано: «А если душа приносит хлебный дар Господу…» (там же, 2:1), – словно [тот] душу свою принес. Знай, что не было у него ничего, кроме меры пшеницы, дабы прокормить домочадцев его; взял он ее, смолол, сделал тонкую муку, совершил жертвоприношение, да и остался ни с чем. Писание расценивает это так, словно он принес [в жертву] душу свою. Поэтому и сказано: «А если душа приносит хлебный дар Господу…»
Эту идею подтверждает не только употребление в тексте слова «душа», но также качество и количество приносимых на жертвеннике злаков. Мука – основой продукт питания, поддерживающий жизнь человека. И – согласно объяснению наших законоучителей (см. «Шмот», 29:40) – объем хлебной жертвы должен быть не меньше десятой части эйфы (т.е. около 2,5 л). И так же омер [приносимый в жертву ячменный сноп], объем которого составляет десятую часть эйфы (см. там же, 16:36), был равен одной ежедневной порции небесной манны, что было необходимо для поддержания человеческого существования. Если это действительно так, то, принося хлебный дар, человек – по словам р. Давида Гофмана – посвящал Господу все лучшее из своего имущества и все необходимое для поддержания его собственной жизни и расценивал это достояние как данное ему во временное пользование.
* * *В добавление к написанному о хлебном даре нам остается сказать следующее. Во время синагогальной службы по завершении молитвы «Амида» произносится стих из книги пророка Малахии: «И да будет приятен Господу дар Йеѓуды и Иерусалима, как в давние дни и как в годы былые» (3:4). Комментаторы, стремящиеся раскрыть буквальный смысл, истолковывают слово מנחה («дар») в обобщающем значении: «подношение», «подарок», – и речь идет о жертвоприношениях вообще. Однако р. Авраам-Ицхак Кук в своем комментарии к молитве «Олот ѓа-реия» (стр. 292 – в издании на иврите) отметил, что в данном контексте слово מנחה используется в значении «хлебный дар». Ниже следует его комментарий, предназначенный «исключительно для посвященных»:
Животные, приносимые на жертвеннике, обретали свое совершенство, возвышаясь до уровня жертвы Господу; ввиду отсутствия у них разума они могут достичь этого только через практические действия, совершаемые [с их тушами] при жертвоприношении, при вознесении к Господу их крови и жира, являющихся главным вместилищем [животной] души. В отличие от этого человек, благодаря силе своего интеллекта, способен глубоко проникнуть в значение практических действий при жертвоприношении и [поэтому он] приближается к Господу сознательно.
Но в конце времен знание [Господа] распространится столь широко, что им будут обладать и животные: «Не будут делать зла и не будут губить на всей Моей святой горе, ибо полна будет земля знанием Господа…» («Йешаяѓу», 11:9). И жертвоприношения, которые начнут совершать в грядущие времена – хлебные дары, из элементов растительного мира – будут приятны Господу, «как в давние дни и как в годы былые».