К оглавлению книги Н.Лейбович "Новые исследования книги Ваикра в свете классических комментариев"Мецора [2]
«ПРОКАЗА» НА ДОМАХ (1)
Любителям литературы известно о том, что стиль изложения – это не просто облачение идеи, который словно кожура, внешняя оболочка плода или семени, скрывает под собой главную мысль; стиль – это не украшение и не декорация. Синтаксическая структура, подбор слов, их сочетание и расположение, пространность и лаконичность повествования – все это имеет отношение к содержанию предмета, самой сути описываемого. Сказанное является верным для раввинистической литературы, и излишне говорить о том, что оно остается таковым и для текста Торы. Повторы, стилистические причуды и вариативность никогда не бывают случайными; их цель не столько эстетическая, сколько информативная и дидактическая.
Давайте сравним стиль начальных фраз из эпизодов, посвященных различным разновидностям «проказы»:
13:2 ЧЕЛОВЕК, НА КОЖЕ КОТОРОГО אָדָם כִּי יִהְיֶה בְעוֹר ПОЯВИТСЯ ОПУХОЛЬ… בְּשָׂרוֹ שְׂאֵת...
13:9 ЕСЛИ ЯЗВА ПРОКАЗЫ נֶגַע צָרַעַת ПОЯВИТСЯ НА ЧЕЛОВЕКЕ… כִּי תִהְיֶה בְּאָדָם...
13:18 И ЕСЛИ У КОГО-ЛИБО НА КОЖЕ וּבָשָׂר כִּי יִהְיֶה בוֹ ПОЯВИТСЯ ВОСПАЛЕНИЕ… בְעֹרוֹ שְׁחִין...
13:38 ЕСЛИ У МУЖЧИНЫ ИЛИ У ЖЕНЩИНЫ וְאִישׁ אוֹ אִשָּׁה כִּי ПОЯВИТСЯ НА КОЖЕ ИХ ТЕЛА… יִהְיֶה בְעוֹר בְּשָׂרָם...
13:47 А ЕСЛИ НА ОДЕЖДЕ ПОЯВИТСЯ וְהַבֶּגֶד כִּי יִהְיֶה בוֹ ЯЗВА ПРОКАЗЫ… נֶגַע צָרָעַת...
14:34 КОГДА ПРИДЕТЕ В СТРАНУ КНААН, כִּי תָבֹאוּ אֶל אֶרֶץ כְּנַעַן КОТОРУЮ Я ДАЮ ВАМ אֲשֶׁר אֲנִי נֹתֵן לָכֶם ВО ВЛАДЕНИЕ, И Я НАВЕДУ ЯЗВУ לַאֲחֻזָּה וְנָתַתִּי נֶגַע ПРОКАЗЫ НА ДОМА В СТРАНЕ צָרַעַת בְּבֵית אֶרֶץ ВЛАДЕНИЯ ВАШЕГО. אֲחֻזַּתְכֶם: Мы видим, что начальный стих заключительного эпизода, посвященного проказе на домах, отличается от всех остальных параллельных ему стихов. Разве в этом нет ничего удивительного?! Поэтому мидраш таннаев «Сифра» (гл. 75) комментирует это следующим образом:
«…И Я наведу язву проказы…» (14:34). Говорит р. Йеѓуда: «Это благая весть о том, что на них будет послана проказа».
Мальбим, последовательно используя лингвистически-синтаксический метод, старается подтвердить аргументацию мидраша. Он добавляет:
Присмотревшись внимательнее, можно обнаружить, что по отношению к происшедшему по воле Господа словоנתן используется только при описании позитивных событий, или тех, что ведут к благой цели. Например: «…и послал נתן Господь раскаты грома, и град…» («Шмот», 9:23); «И отдаст ונתן [Он] царей их в руки твои…» («Дварим», 7:24).
Однако при описании негативных событий слово נתן используется только для обозначения постоянства, стабильности. Например: «И превращуונתתי города ваши в пустыню…» («Ваикра», 26:31»); И превращу ונתתי Иерусалим в груды развалин…» («Ирмеяѓу», 9:10); «И предам ונתתי эту землю опустошению…» («Йехезкель», 15:8). Сказанное означает, что страна будет опустошенной на протяжении долгого времени.
Поэтому здесь использование слова נתן по отношению к язве проказы побудило р. Йеѓуду рассматривать ее как положительное явление, посланное для того, чтобы «покончить с преступлениями, уничтожить грех»1.
Давайте вспомним, чему нас учили Рамбам и Рамбан в одной из предыдущих статей этой книги. Язва «проказы» на домах не появляется в результате естественного процесса разложения, подвергающего эрозии раствор в кладке стен до тех пор, пока не начнут сгнивать кирпичи. Не является она и плесенью, которая сначала покрывает штукатурку и крошит поверхность стен снаружи, а затем проникает вовнутрь и продолжает измельчать камень – пока стена не обвалится. «Проказа» – это сигнал, знак, посланный еврею, который отклонился от праведного пути, чтобы он приложил усилия и вернулся на путь Торы. И это – один из признаков близости Господа к народу Израиля. В мидраше «Рут рабба» (2:10) мы уже учили о том, что «милосердный Господь никогда не наказывает внезапно», но сначала стены жилища поражает язва «проказы». Теперь нам понятно, почему слова «…и Я наведу язву проказы на дома в стране владения вашего» р. Йеѓуда рассматривал как благую весть2.
Мидраш «Ваикра рабба» (17:2) иллюстрирует связь между грехом и наказанием по принципу «мера за меру»:
«Будет исторгнут достаток его дома потоками в день гнева Его» («Иов», 20:28), – его имущество будет вынесено из дома в день, когда на него возгорится гнев Святого – да будет Он благословен! Каким образом? Человек просит ближнего своего: «Одолжи-ка мне меру пшеницы». А тот отвечает:
– Нет у меня.
– Одолжи меру ячменя.
– Нет у меня.
– А меру фиников?
Женщина просит свою товарку: «Одолжи-ка мне сито». А та отвечает:
– Нет у меня.
– Одолжи решето.
– Нет у меня.
Что сделает Святой (будет Он благословен!)? Нашлет проказу на его жилище, и когда тот станет выносить всю утварь, люди увидят и скажут: «Не он ли говорил, что у него ничего нет?! Смотрите-ка, сколько здесь пшеницы, сколько ячменя, сколько фиников!»
Да будет проклят тот дом, в котором есть все это.
Мудрецы – в трактате Вавилонского Талмуда «Санѓедрин» (71а) – говорят так:
Жилища, пораженного проказой, никогда не было, да и не будет в будущем. Почему же о нем написано? Чтобы ты изучал и получал награду.
Эту идею достаточно пространно объясняет Сфорно. Здесь мы приводим выдержку из его комментария:
«А если на одежде появится язва проказы…» (13:47), – <…> ибо человек единственный среди сотворенных существ обладает свободой выбора. Стремясь постигнуть Творца, Его величие и благо <…> вершащего милосердие и суд, он следует Его путями, исполняя Его волю как собственную. Безусловно, человек, достигший этого уровня, подобен Творцу в большей степени, чем остальные существа, и в этом заключается цель Создателя, как сказано: «…праведник – основание мира» («Мишлей», 10:25).
Но если коварное сердце заставит человека свернуть с этого пути и подчиниться силе инстинкта – во всех поступках или в некоторых из них, – пренебречь волей своего Создателя или восстать против Него, – он понесет наказание. <…> Бог будет судить его, как сказано: «…ибо Я не оправдаю виновного» («Шмот», 23:7). Если же человек содеет это по ошибке, то будет он терпеть материальные трудности или физические страдания, поскольку таким образом Бог мудростью Своею призывает его к повиновению.
Однако дремлющие, которые совершенно не осознают [собственных обязанностей] и вообще не стремятся к обретению знаний, <…> безусловно находятся в плену причинно-следственных связей (и на них не распространяется персональный надзор Творца, немедленно посылающего праведным предупреждение о готовящемся наказании).
<…> В силу Своего милосердия по отношению к избранному народу Израиля и поскольку большинство народа следует Его путями, сначала Он посылает предупреждение, и появляется «проказа» на одеждах некоторых из них. <…> Но если это не достигает своей цели, тогда насылается «проказа» на их жилища, что уже является исключительно сверхъестественным явлением. <…>
Но поскольку ни в одном поколении так и не был достигнут уровень, достойный этой милости, не существует древних преданий о том, чтобы дома поражались «проказой». А некоторые из них говорили, что «жилища, пораженного проказой, никогда не было, да и не будет в будущем» (Вавилонский Талмуд, трактат «Санѓедрин», 71а).
Однако как следует понимать слова «чтобы ты изучал и получал награду»? Изучая этот предмет, мы должны постараться извлечь из него урок, наставление, которое пригодилось бы при решении повседневных задач. Ведь помимо законов о «проказе» на стенах домов этот эпизод содержит ценные руководящие указания – как для индивидуума, так и для общины.
Ицхак Гайнеман в своей книге, посвященной аллегории в раввинистической литературе3, указывает на то, что стихи «ѓалахического» характера достаточно редко прочитываются мудрецами как метафоры. Кроме того, у них аллегория практически никогда не заслоняет собой буквального смысла (в отличие от христианских теологов, стремящихся «одухотворить», «возвысить» букву Священного писания и потому трактующих некоторые заповеди Торы исключительно аллегорически).
Однако эти стихи – о проказе на доме, который проверяют после выноса из него всей утвари из опасения, что язва распространится, и тогда придется вынимать из стен пораженные камни, или поразит стены столь сильно, что придется разрушать целую постройку – можно истолковать иносказательно.
По этой стезе пошел Альших, предлагающий нам аллегорическую интерпретацию. По его мнению, этот эпизод учит нас милосердию Господа, поскольку Тора не повелевает разрушить дом сразу, с появлением первого «пятна». Но сначала каждый человек должен постараться исправить ситуацию – либо «залатать брешь» в общественных отношениях, либо исправить свои личные недостатки. Занимаясь темой «проказы» Альших прибегает к метафорам и аллюзии:
«Пусть пойдет владелец дома к священнику и скажет так» (14:35). Если человек станет упорствовать в распространении злоязычия, то «Пусть пойдет владелец дома…» (14:35), ведь «дом» – это сам человек, а «владелец дома» – это душа, обитающая в его теле. Так вот: «Пусть пойдет владелец дома к священнику…» – «священник» – это Святой, да будет Он благословен. И скажет ему Священник: «…у меня словно язва появилась на доме» – тот человек, в теле которого обитает душа Моя, наказан «проказой». О чем повелевает Священник человеку при появлении этой язвы? Он дает указание «вынести все из дома» (14:36), очиститься от всякого налета греха «прежде, чем придет священник» (там же) для суда и разрушения. Существует еще одно значение: [так поступают] чтобы предотвратить распространение нечистоты по всему [«дому»], что может произойти по причине лености и нежелания очистить себя от греха. И об этом сказано: «…чтобы не стало нечистым все, что есть в доме…» (там же).
Затем священник приходит исследовать дом и видит, что «язва» не исчезла, потому что человек не раскаялся и не очистился [от греха], и тогда проказа со стен дома уязвит его душу, подобно тому, как сам он уязвил того, о ком распространял худые слухи; и так же как стены изменяют свою окраску, становясь зеленоватыми или красноватыми (когда кто-либо распространяет худые слухи, его лицо краснеет или бледнеет) <…> появление пятен на его лице в присутствии товарища говорит о том, что сама его душа «запятнана» нечистотою греха. И тогда «выйдет священник из дома» (14:38), – согласно книге «Зоѓар» речь идет о Шхине, которая постоянно пребывает с человеком, но покидает его в тот момент, когда он начинает распространять злословие: «выйдет священник» – это Святой, да будет Он благословен! – «из дома» – это человек. Однако Шхина не покинет его, а останется поблизости, «у входа дома» (там же), будучи готовой вернуться к согрешившему, если тот исправит свои пути…
Однако если по прошествии семи дней, в течение которых дом должен оставаться запертым, «окажется, что распространилась язва по стенам его», то следующей стадией будет искоренение из общества побегов зла: «…и выломают камни, на которых язва…» (14:40).
Если же упадок и растление проникают глубоко в толщу «стен», а незначительный и поверхностный «ремонт» не приносит ощутимого результата, на этой стадии способны помочь только самые радикальные меры:
14:45 И ПУСТЬ РАЗРУШАТ ДОМ, וְנָתַץ אֶת הַבַּיִת КАМНИ ЕГО, И ДЕРЕВО ЕГО, אֶת אֲבָנָיו וְאֶת עֵצָיו И ВСЮ ОБМАЗКУ ДОМА, וְאֵת כָּל עֲפַר הַבָּיִת И ВЫВЕЗУТ ЗА ГОРОД, אֶל מִחוּץ לָעִיר וְהוֹצִיא В МЕСТО НЕЧИСТОЕ. אֶל מָקוֹם טָמֵא: Здесь Альших напоминает нам о том, что Ирмеяѓу также пророчествовал об «уничтожении и разрушении» Храма, которые будут предшествовать его восстановлению4:
ИРМЕЯЃУ
1:10 СМОТРИ, Я ПОСТАВИЛ ТЕБЯ רְאֵה הִפְקַדְתִּיךָ הַיּוֹם НЫНЕ НАД НАРОДАМИ И הַזֶּה עַל הַגּוֹיִם НАД ЦАРСТВАМИ, ЧТОБЫ וְעַל הַמַּמְלָכוֹת ИСКОРЕНЯТЬ, И РАЗБИВАТЬ, לִנְתוֹשׁ וְלִנְתוֹץ И УНИЧТОЖАТЬ, И РАЗРУШАТЬ, וּלְהַאֲבִיד וְלַהֲרוֹס СТРОИТЬ И НАСАЖДАТЬ. לִבְנוֹת וְלִנְטוֹעַ: Альших полагает, что этот раздел описывает процесс, происходящий в душе отдельного человека, который отклонился от верного пути, попытку его исправления, внутренней «реконструкции», а также – на крайней стадии – наказание, посылаемое ему свыше.
Однако Мидраш считает, что в этом разделе символически изображено все то, что будет происходить с Общиной Израиля на протяжении всей истории, вплоть до разрушения Храма – дома Господня, а также содержит вселяющее надежду провозвестие о строительстве Третьего, Вечного Храма.
«Ваикра рабба» (17:7):
«…И Я наведу язву проказы на дом 5 в стране владения вашего» (14:34), – это Храм, как сказано: «…Вот Я предаю осквернению святилище Мое…» («Йехезкель», 24:21).
«Пусть пойдет владелец дома» («Ваикра», 14:35), – это Святой, да будет Он благословен! – как сказано: «…за дом Мой, который разрушен, – а вы бежите каждый в дом свой» («Хаггай», 1:9).
«…К священнику и скажет так» («Ваикра», 14:35), – это Ирмеяѓу, как сказано: «…из священников, которые в Анатоте…» («Ирмеяѓу», 1:1).
«…У меня словно язва появилась на доме» – это нечисть идолопоклонства, ведь сказано: «…и вот, к северу от ворот жертвенника – идол ревности этот при входе…» («Йехезкель», 8:5).
«И повелит священник вынести все из дома…» («Ваикра», 14:36), – «И взял [Шишак, царь Египта] сокровища дома Господня…» («Млахим I», 14:26).
«И пусть разрушат дом…» («Ваикра», 14:45), – «…и разрушил он [Навухаднецар, царь Вавилона] Храм этот…» («Эзра», 5:12).
«…И вывезут [камни, дерево, обмазку дома] за город…» («Ваикра», 14:45), – «…а народ изгнал в Вавилон» («Эзра», 5:12).
Может быть навеки? Учит Тора: «И возьмут другие камни…» («Ваикра», 14:42), – как сказано: «Посему так сказал Господь Бог: вот, в основание положил Я на Сионе камень, камень надежный, краеугольный, драгоценный, основание крепкое; верующий не поспешит» («Йешаяѓу», 28:16).
Примечания
1 См. «Даниэль» (9:24).
2 Дабы предотвратить неверное истолкование этой фразы как провозвестие о том, что Господь пошлет проказу на дома, автор труда «Шем олам» справедливо замечает:
Стих открывается условным союзом כי («Когда כי придете в страну Кнаан, которую Я даю вам во владение…»); а фраза «…и Я наведу язву проказы на дома…» все еще является частью условного придаточного предложения. И условие продолжается вплоть до стиха «Пусть пойдет владелец дома к священнику…» (14:35), который и является главным предложением. Таким образом Писание словно говорит: «Когда придете в страну Кнаан… и Я наведу язву проказы… [и тогда] – Пусть пойдет владелец дома к священнику…».
3 Isaak Heinemann, Altjüdische Allegoristik p. 37 (Bericht des jüd.-teolog. Seminars 1935):
В барайте от р. Элиэзера, сына р. Йосе ѓа-Глили (о тридцати двух способах интерпретации текста Торы), правило 26 посвящено аллегорическому толкованию. В ней говорится, что подвергать иносказательному истолкованию можно только тексты Пророков и Писания, но не Тору с ее заповедями (т.е. нельзя лишать их буквального значения и истолковывать только лишь аллегорически). Однако существует три исключения из этого правила, на которые указывал р. Ишмаэль…
4 Возможно аллегория, в которой дом поначалу можно исправить, но, в конце концов, единственным его исправлением может быть только окончательный снос, дает нам ключ к пониманию широко известной комментаторской проблемы. Речь идет о достаточно странном противоречии между пророчествами Йешаяѓу и Ирмеяѓу. Так, пророк Йешаяѓу обещает царю Хизкие, что город не будет предан в руки врага.
«Йешаяѓу»:
37:33 Потому так сказал Господь о царе Ашшура: не войдет он в город этот, и не пустит туда стрелу, и не приступит к нему со щитом, и не насыплет против него насыпи.
С другой стороны Ирмеяѓу пророчествует о разрушении Храма и призывает к покорности:
«Ирмеяѓу»:
27:12 …преклоните шею вашу под ярмо царя Вавилонского и служите ему и народу его, и живите.
27:13 Зачем умирать вам, тебе и народу твоему, от меча, голода и мора, как изрек Господь о народе, который не будет служить царю Вавилонскому?
Но ведь оба – Йешаяѓу и Ирмеяѓу – были истинными пророками, оба были посланы Господом. Как, в таком случае, их слова могут противоречить друг другу? Ответ заключается в том, что средства, способные спасти дом от разрушения, могут варьироваться в зависимости от обстоятельств и степени распространения проказы. Ведь слова пророка отражают реальное положение, в котором в данный момент пребывает народ. Эту идею прекрасно выразил М. Бубер в своей книге «Закон пророчества»:
Во времена великих притеснений (речь идет о Санхериве, осадившем и разрушившем Иерусалим), когда угрызения совести и покаяние способны принести избавление и свободу, народ могут ободрить и сплотить лишь слова утешения. Однако в те дни, когда господствует чувство мнимой безопасности, лишь грозное предвестие грядущей катастрофы способно пробудить народ ото сна – перст, указующий на приближающийся катаклизм, готовый вторгнуться в мировую историю.
Поэтому лишь в те времена, когда утеряна всякая надежда, когда на улицах и площадях Иерусалима более не сыскать «мужа, поступающего справедливо, ищущего правды» («Ирмеяѓу», 5:1), лишь тогда пророк предвидит разрушение стен Храма, который будет отстроен заново только по прошествии семидесяти лет изгнания.
5 В оригинальном тексте Торы сказано ,בבית что обычно переводится во множественном числе: «на дома». В действительности это слово – синекдоха, т.е. вид метонимии, заключающийся в употреблении целого вместо части (подобно: «к нему и птица не летит и зверь нейдет», вместо «птицы», «звери»). Поэтому в отличие от других мест в этой статье, где цитируется этот стих, здесь словоבבית намеренно передано в единственном числе – «на дом», с целью более точного соответствия тексту Торы и смыслу мидраша. (Прим. переводчика.)