К оглавлению книги Н.Лейбович "Новые исследования книги Ваикра в свете классических комментариев"

Мецора [2]

«ПРОКАЗА» НА ДОМАХ (1)

Любителям литературы известно о том, что стиль изложе­ния – это не просто облачение идеи, который словно кожура, внешняя оболочка плода или семени, скрывает под собой главную мысль; стиль – это не украше­ние и не декорация. Синтаксическая структура, под­бор слов, их соче­тание и расположение, пространность и лаконичность повествования – все это имеет отношение к содержанию предмета, самой сути описываемого. Сказан­ное является верным для раввинистической литературы, и излишне гово­рить о том, что оно остается таковым и для тек­ста Торы. Повторы, стилистические причуды и вариа­тив­­ность никог­да не бывают случайными; их цель не столько эстетическая, сколько информативная и дидактиче­ская.

Давайте сравним стиль начальных фраз из эпизодов, посвя­щенных различным разновидностям «проказы»:

13:2 ЧЕЛОВЕК, НА КОЖЕ КОТОРОГО אָדָם כִּי יִהְיֶה בְעוֹר
  ПОЯВИТСЯ ОПУХОЛЬ… בְּשָׂרוֹ שְׂאֵת...
13:9 ЕСЛИ ЯЗВА ПРОКАЗЫ נֶגַע צָרַעַת
  ПОЯВИТСЯ НА ЧЕЛОВЕКЕ… כִּי תִהְיֶה בְּאָדָם...
13:18 И ЕСЛИ У КОГО-ЛИБО НА КОЖЕ וּבָשָׂר כִּי יִהְיֶה בוֹ
  ПОЯВИТСЯ ВОСПАЛЕНИЕ… בְעֹרוֹ שְׁחִין...
13:38 ЕСЛИ У МУЖЧИНЫ ИЛИ У ЖЕНЩИНЫ וְאִישׁ אוֹ אִשָּׁה כִּי
  ПОЯВИТСЯ НА КОЖЕ ИХ ТЕЛА… יִהְיֶה בְעוֹר בְּשָׂרָם...
13:47 А ЕСЛИ НА ОДЕЖДЕ ПОЯВИТСЯ וְהַבֶּגֶד כִּי יִהְיֶה בוֹ
  ЯЗВА ПРОКАЗЫ… נֶגַע צָרָעַת...
14:34 КОГДА ПРИДЕТЕ В СТРАНУ КНААН, כִּי תָבֹאוּ אֶל אֶרֶץ כְּנַעַן
  КОТОРУЮ Я ДАЮ ВАМ אֲשֶׁר אֲנִי נֹתֵן לָכֶם
  ВО ВЛАДЕНИЕ, И Я НАВЕДУ ЯЗВУ לַאֲחֻזָּה וְנָתַתִּי נֶגַע
  ПРОКАЗЫ НА ДОМА В СТРАНЕ צָרַעַת בְּבֵית אֶרֶץ
  ВЛАДЕНИЯ ВАШЕГО. אֲחֻזַּתְכֶם:

Мы видим, что начальный стих заключительного эпи­зода, посвященного проказе на домах, отличается от всех остальных параллельных ему стихов. Разве в этом нет ни­чего удивительного?! Поэтому мидраш таннаев «Сифра» (гл. 75) комментирует это следующим образом:

«…И Я наведу язву проказы…» (14:34). Говорит р. Йеѓуда: «Это благая весть о том, что на них будет послана проказа».

Мальбим, последовательно используя лингвистически-син­таксический метод, старается подтвердить аргумента­цию мидраша. Он добавляет:

Присмотревшись внимательнее, можно обнаружить, что по отношению к происшедшему по воле Господа словоנתן ис­пользуется только при описании позитивных событий, или тех, что ведут к благой цели. Например: «…и послал נתן Гос­подь раскаты грома, и град…» («Шмот», 9:23); «И отдаст ונתן [Он] царей их в руки твои…» («Дварим», 7:24).

Однако при описании негативных событий слово נתן ис­поль­зуется только для обозначения постоянства, стабиль­ности. Например: «И превращуונתתי города ваши в пусты­ню…» («Ваикра», 26:31»); И превращу ונתתי Иерусалим в груды развалин…» («Ирмеяѓу», 9:10); «И предам ונתתי эту землю опус­то­шению…» («Йехезкель», 15:8). Сказанное означает, что страна будет опустошенной на протяжении долгого времени.

Поэтому здесь использование слова נתן по отношению к язве проказы побудило р. Йеѓуду рассматривать ее как поло­жи­тель­ное явление, посланное для того, чтобы «покончить с преступлениями, уничтожить грех»1.

Давайте вспомним, чему нас учили Рамбам и Рам­бан в одной из предыдущих статей этой книги. Язва «про­казы» на домах не появляется в результате естественного процесса разложения, подвергающего эрозии раствор в кладке стен до тех пор, пока не начнут сгнивать кирпичи. Не является она и плесенью, которая сначала покрывает штука­турку и крошит поверхность стен снаружи, а затем проникает вов­нутрь и продолжает измельчать камень – пока стена не обва­лится. «Проказа» – это сигнал, знак, послан­ный еврею, который отклонился от праведного пути, чтобы он прило­жил усилия и вернулся на путь Торы. И это – один из приз­наков близости Господа к народу Израиля. В мидраше «Рут рабба» (2:10) мы уже учили о том, что «мило­сердный Господь никогда не наказывает внезапно», но сначала сте­ны жилища поражает язва «проказы». Теперь нам понятно, почему слова «…и Я наведу язву проказы на дома в стране владения вашего» р. Йеѓуда рассматривал как благую весть2.

Мидраш «Ваикра рабба» (17:2) иллюстрирует связь ме­жду грехом и наказанием по принципу «мера за меру»:

«Будет исторгнут достаток его дома потоками в день гнева Его» («Иов», 20:28), – его имущество будет вынесено из дома в день, когда на него возгорится гнев Святого – да будет Он благословен! Каким образом? Человек просит ближнего своего: «Одолжи-ка мне меру пшеницы». А тот отвечает:

– Нет у меня.

– Одолжи меру ячменя.

– Нет у меня.

– А меру фиников?

Женщина просит свою товарку: «Одолжи-ка мне сито». А та отвечает:

– Нет у меня.

– Одолжи решето.

– Нет у меня.

Что сделает Святой (будет Он благословен!)? Нашлет проказу на его жилище, и когда тот станет выносить всю утварь, люди увидят и скажут: «Не он ли говорил, что у него ничего нет?! Смотрите-ка, сколько здесь пшеницы, сколько ячменя, сколько фиников!»

Да будет проклят тот дом, в котором есть все это.

Мудрецы – в трактате Вавилонского Талмуда «Санѓед­рин» (71а) – говорят так:

Жилища, пораженного проказой, никогда не было, да и не будет в будущем. Почему же о нем написано? Чтобы ты изучал и получал награду.

Эту идею достаточно пространно объясняет Сфорно. Здесь мы приводим выдержку из его комментария:

«А если на одежде появится язва проказы…» (13:47), – <…> ибо человек единственный среди сотворенных существ обладает свободой выбора. Стремясь постигнуть Творца, Его величие и благо <…> вершащего милосердие и суд, он сле­дует Его путями, исполняя Его волю как собственную. Безус­ловно, человек, достигший этого уровня, подобен Творцу в боль­шей степени, чем остальные существа, и в этом заключа­ется цель Создателя, как сказано: «…праведник – основание мира» («Мишлей», 10:25).

Но если коварное сердце заставит человека свернуть с этого пути и подчиниться силе инстинкта – во всех поступках или в некоторых из них, – пренебречь волей своего Созда­теля или восстать против Него, – он понесет наказание. <…> Бог будет судить его, как сказано: «…ибо Я не оправдаю винов­ного» («Шмот», 23:7). Если же человек содеет это по ошибке, то будет он терпеть материальные трудности или физи­ческие страдания, поскольку таким образом Бог мудро­стью Своею призывает его к повиновению.

Однако дремлющие, которые совершенно не осознают [соб­ственных обязанностей] и вообще не стремятся к обрете­нию знаний, <…> безусловно находятся в плену причинно-следст­венных связей (и на них не распространяется персо­наль­­ный надзор Творца, немедленно посылающего правед­ным предупреждение о готовящемся наказании).

<…> В силу Своего милосердия по отношению к избран­ному народу Израиля и поскольку большинство народа сле­дует Его путями, сначала Он посылает предупреждение, и появ­ляется «проказа» на одеждах некоторых из них. <…> Но если это не достигает своей цели, тогда насылается «проказа» на их жилища, что уже является исключительно сверхъес­тествен­ным явлением. <…>

Но поскольку ни в одном поколении так и не был достигнут уров­ень, достойный этой милости, не существу­ет древних преда­ний о том, чтобы дома поражались «про­казой». А некото­рые из них говорили, что «жилища, поражен­ного проказой, никогда не было, да и не будет в будущем» (Вавилонский Талмуд, трактат «Санѓедрин», 71а).

Однако как следует понимать слова «чтобы ты изучал и по­лучал награду»? Изучая этот предмет, мы должны поста­раться извлечь из него урок, наставление, которое пригоди­лось бы при решении повседневных задач. Ведь помимо законов о «проказе» на стенах домов этот эпизод содержит ценные руководящие указания – как для индивидуума, так и для общины.

Ицхак Гайнеман в своей книге, посвященной аллегории в раввинистической литературе3, указывает на то, что стихи «ѓалахического» характера достаточно редко прочитыва­ются мудрецами как метафоры. Кроме того, у них аллего­рия практически никогда не заслоняет собой буквального смысла (в отличие от христианских теологов, стремящихся «одухотворить», «возвысить» букву Священного писания и потому трактующих некоторые заповеди Торы исключи­тельно аллегорически).

Однако эти стихи – о проказе на доме, который прове­ряют после выноса из него всей утвари из опасения, что язва распространится, и тогда придется вынимать из стен пораженные камни, или поразит стены столь сильно, что придется разрушать целую постройку – можно истолковать иносказательно.

По этой стезе пошел Альших, предлагающий нам аллего­ри­ческую интерпретацию. По его мнению, этот эпи­зод учит нас милосердию Господа, поскольку Тора не повеле­вает раз­рушить дом сразу, с появлением первого «пятна». Но сначала каж­дый человек должен постараться исправить си­туа­цию – либо «залатать брешь» в общественных отноше­ниях, либо исправить свои личные недостатки. Занимаясь темой «про­казы» Альших прибегает к метафорам и аллю­зии:

«Пусть пойдет владелец дома к священнику и скажет так» (14:35). Если человек станет упорствовать в распростра­не­нии злоязычия, то «Пусть пойдет владелец дома…» (14:35), ведь «дом» – это сам человек, а «владелец дома» – это душа, обитающая в его теле. Так вот: «Пусть пой­дет владелец дома к священнику…» – «священник» – это Свя­той, да будет Он благословен. И скажет ему Священник: «…у меня словно язва появилась на доме» – тот человек, в теле которого обитает душа Моя, наказан «проказой». О чем повеле­вает Священник человеку при появлении этой язвы? Он дает указание «вынес­ти все из дома» (14:36), очиститься от всякого налета греха «прежде, чем придет священник» (там же) для суда и разруше­ния. Существует еще одно значение: [так поступают] чтобы предотвратить распространение нечис­тоты по всему [«дому»], что может произойти по причине лено­сти и нежелания очис­тить себя от греха. И об этом сказано: «…чтобы не стало не­чис­тым все, что есть в доме…» (там же).

Затем священник приходит исследовать дом и видит, что «язва» не исчезла, потому что человек не раскаялся и не очистился [от греха], и тогда проказа со стен дома уязвит его душу, подобно тому, как сам он уязвил того, о ком распростра­нял худые слухи; и так же как стены изменяют свою окраску, становясь зеленоватыми или красноватыми (когда кто-либо распространяет худые слухи, его лицо краснеет или бледнеет) <…> появление пятен на его лице в присутствии товарища гово­рит о том, что сама его душа «запятнана» нечистотою греха. И тогда «выйдет священник из дома» (14:38), – согласно книге «Зоѓар» речь идет о Шхине, которая постоянно пребы­вает с человеком, но покидает его в тот момент, когда он начи­нает распространять злословие: «выйдет священник» – это Святой, да будет Он благословен! – «из дома» – это человек. Однако Шхина не покинет его, а останется поблизости, «у входа дома» (там же), будучи готовой вернуться к согрешив­шему, если тот исправит свои пути…

Однако если по прошествии семи дней, в течение кото­рых дом должен оставаться запертым, «окажется, что распро­странилась язва по стенам его», то следующей ста­дией будет искоренение из общества побегов зла: «…и выло­мают камни, на которых язва…» (14:40).

Если же упадок и растление проникают глубоко в толщу «стен», а незначительный и поверхностный «ремонт» не приносит ощутимого результата, на этой стадии способны помочь только самые радикальные меры:

14:45 И ПУСТЬ РАЗРУШАТ ДОМ, וְנָתַץ אֶת הַבַּיִת
  КАМНИ ЕГО, И ДЕРЕВО ЕГО, אֶת אֲבָנָיו וְאֶת עֵצָיו
  И ВСЮ ОБМАЗКУ ДОМА, וְאֵת כָּל עֲפַר הַבָּיִת
  И ВЫВЕЗУТ ЗА ГОРОД, אֶל מִחוּץ לָעִיר וְהוֹצִיא
  В МЕСТО НЕЧИСТОЕ. אֶל מָקוֹם טָמֵא:

Здесь Альших напоминает нам о том, что Ирмеяѓу также пророчествовал об «уничтожении и разрушении» Храма, которые будут предшествовать его восстановлению4:

ИРМЕЯЃУ

1:10 СМОТРИ, Я ПОСТАВИЛ ТЕБЯ רְאֵה הִפְקַדְתִּיךָ הַיּוֹם
  НЫНЕ НАД НАРОДАМИ И הַזֶּה עַל הַגּוֹיִם
  НАД ЦАРСТВАМИ, ЧТОБЫ וְעַל הַמַּמְלָכוֹת
  ИСКОРЕНЯТЬ, И РАЗБИВАТЬ, לִנְתוֹשׁ וְלִנְתוֹץ
  И УНИЧТОЖАТЬ, И РАЗРУШАТЬ, וּלְהַאֲבִיד וְלַהֲרוֹס
  СТРОИТЬ И НАСАЖДАТЬ. לִבְנוֹת וְלִנְטוֹעַ:

Альших полагает, что этот раздел описывает процесс, про­исходящий в душе отдельного человека, который откло­нился от верного пути, попытку его исправления, внутрен­ней «реконструкции», а также – на крайней стадии – наказа­ние, посылаемое ему свыше.

Однако Мидраш считает, что в этом разделе символиче­ски изображено все то, что будет происходить с Общиной Израиля на протяжении всей истории, вплоть до разруше­ния Храма – дома Господня, а также содержит вселяющее надежду провозвестие о строительстве Третьего, Вечного Храма.

«Ваикра рабба» (17:7):

«…И Я наведу язву проказы на дом 5 в стране владения ва­шего» (14:34), – это Храм, как сказано: «…Вот Я предаю осквер­нению святилище Мое…» («Йехезкель», 24:21).

«Пусть пойдет владелец дома» («Ваикра», 14:35), – это Свя­той, да будет Он благословен! – как сказано: «…за дом Мой, который разрушен, – а вы бежите каждый в дом свой» («Хаггай», 1:9).

«…К священнику и скажет так» («Ваикра», 14:35), – это Ир­меяѓу, как сказано: «…из священников, которые в Ана­тоте…» («Ирмеяѓу», 1:1).

«…У меня словно язва появилась на доме» – это не­чисть идолопоклонства, ведь сказано: «…и вот, к северу от во­рот жертвенника – идол ревности этот при входе…» («Йехез­кель», 8:5).

«И повелит священник вынести все из дома…» («Ваи­кра», 14:36), – «И взял [Шишак, царь Египта] сокровища дома Господня…» («Млахим I», 14:26).

«И пусть разрушат дом…» («Ваикра», 14:45), – «…и разру­шил он [Навухаднецар, царь Вавилона] Храм этот…» («Эзра», 5:12).

«…И вывезут [камни, дерево, обмазку дома] за город…» («Ваикра», 14:45), – «…а народ изгнал в Вавилон» («Эзра», 5:12).

Может быть навеки? Учит Тора: «И возьмут другие камни…» («Ваикра», 14:42), – как сказано: «Посему так сказал Господь Бог: вот, в основание положил Я на Сионе камень, камень надежный, краеугольный, драгоценный, основание креп­­кое; верующий не поспешит» («Йешаяѓу», 28:16).

Примечания

1 См. «Даниэль» (9:24).

2 Дабы предотвратить неверное истолкование этой фразы как про­возвестие о том, что Господь пошлет проказу на дома, автор труда «Шем олам» справедливо замечает:

Стих открывается условным союзом כי («Когда כי придете в страну Кнаан, которую Я даю вам во владение…»); а фраза «…и Я наведу язву проказы на дома…» все еще является частью условного придаточного предложения. И условие продолжается вплоть до стиха «Пусть пойдет владелец дома к священнику…» (14:35), который и является главным предложением. Таким образом Писание словно говорит: «Когда придете в страну Кнаан… и Я наведу язву про­казы… [и тогда] – Пусть пойдет владелец дома к священнику…».

3 Isaak Heinemann, Altjüdische Allegoristik p. 37 (Bericht des jüd.-te­olog. Seminars 1935):

В барайте от р. Элиэзера, сына р. Йосе ѓа-Глили (о тридцати двух способах интерпретации текста Торы), правило 26 посвя­щено аллегорическому толкованию. В ней говорится, что подвер­гать иносказательному истолкованию можно только тексты Проро­ков и Писания, но не Тору с ее заповедями (т.е. нельзя лишать их буквального значения и истолковывать только лишь аллегориче­ски). Однако существует три исключения из этого правила, на кото­рые указывал р. Ишмаэль…

4 Возможно аллегория, в которой дом поначалу можно испра­вить, но, в конце концов, единственным его исправлением может быть только окончательный снос, дает нам ключ к пониманию ши­роко известной комментаторской проблемы. Речь идет о доста­точно странном противоречии между пророчествами Йешаяѓу и Ирмеяѓу. Так, пророк Йешаяѓу обещает царю Хизкие, что город не бу­дет предан в руки врага.

«Йешаяѓу»:

37:33 Потому так сказал Господь о царе Ашшура: не войдет он в город этот, и не пустит туда стрелу, и не приступит к нему со щитом, и не насыплет против него насыпи.

С другой стороны Ирмеяѓу пророчествует о разрушении Храма и призывает к покорности:

«Ирмеяѓу»:

27:12 …преклоните шею вашу под ярмо царя Вавилонского и слу­жите ему и народу его, и живите.

27:13 Зачем умирать вам, тебе и народу твоему, от меча, го­лода и мора, как изрек Господь о народе, который не будет служить царю Вавилонскому?

Но ведь оба – Йешаяѓу и Ирмеяѓу – были истинными проро­ками, оба были посланы Господом. Как, в таком случае, их слова могут противоречить друг другу? Ответ заключается в том, что средства, способные спасти дом от разрушения, могут варьиро­ваться в зависимости от обстоятельств и степени распростране­ния проказы. Ведь слова пророка отражают реальное положение, в котором в данный момент пребывает народ. Эту идею пре­красно выразил М. Бубер в своей книге «Закон пророчества»:

Во времена великих притеснений (речь идет о Санхериве, осадив­шем и разрушившем Иерусалим), когда угрызения совести и покаяние способны принести избавление и свободу, народ могут обод­рить и сплотить лишь слова утешения. Однако в те дни, когда господствует чувство мнимой безопасности, лишь грозное предвес­тие грядущей катастрофы способно пробудить народ ото сна – перст, указующий на приближающийся катаклизм, готовый вторгнуться в мировую историю.

Поэтому лишь в те времена, когда утеряна всякая надежда, ко­гда на улицах и площадях Иерусалима более не сыскать «мужа, поступающего справедливо, ищущего правды» («Ирмеяѓу», 5:1), лишь тогда пророк предвидит разрушение стен Храма, который будет отстроен заново только по прошествии семидесяти лет изгна­ния.

5 В оригинальном тексте Торы сказано ,בבית что обычно пере­водится во множественном числе: «на дома». В действительно­сти это слово – синекдоха, т.е. вид метонимии, заклю­чающийся в употреблении целого вместо части (подобно: «к нему и птица не летит и зверь нейдет», вместо «птицы», «звери»). Поэтому в отличие от других мест в этой статье, где цитируется этот стих, здесь словоבבית намеренно передано в единственном числе – «на дом», с целью более точного соответствия тексту Торы и смыс­лу мидраша. (Прим. переводчика.)