К оглавлению книги П.Полонского "Две истории сотворения мира"

Данный текст является неотредактированной перепечаткой с кассеты, поэтому мы извиняемся за ошибки и опечатки в нем. В связи с многочисленными просьбами студентов, он был поставлен на сайт пока в необработанном виде.

Глава 12. "Слепим кирпичи и обожжем в огне..."

12.1 "Ноах" - судьба человечества, как состоящего из народов, "бней Ноах."

Первый раздел Торы называется Берешит (=изначальность); второй называется Ноах (=Человечество); третья - Лех-Леха (="Уходи"). Начиная с третьего раздела идет история евреев и продолжается во всей Торе. Первые два раздела, посвященые человечеству вообще, рассматривают его с двух точек зрения. Первая глава рассматривает "отдельного человека", его структуру как личности и части человечества в целом, и при этом рассмотрении как бы параметрами человечества являются отдельные люди. Раздел второй "Ноах" рассматривает не отдельных людей, а народы. И таким образом, еврейский подход дает нам два взгляда на человечество: человечество, состоящее из личностей и человечество, состоящее из народов.

3десь мы должны отметить несколько существенных аспектов такого подхода: Во-первых, мы уже говорили выше, что западный подход сводится к пониманию важности личности, но не важности понимания народов. С точки зрения иудаизма такой подход является упрощенным, он не учитывает важных параметров сущестовования и функционирования человечества. Но есть еще и второй очень важный аспект в этом: а именно, евреи для исправления мира должны стать народом, а не просто религиозной группой. Итак, подчеркивание того, что в разделе "Ноах" действуют народы, а не личности - это предпосылка к идее о том, что из Авраама необходимо произвести народ.

Иными словами, предисловием к истории евреев является то, что в разделе "Ноах" человечество представлено как народы. Поэтому мы приходим к выводу о том, что одного Авраама для исправление человечества недостаточно. Какими бы ни были великими Авраам, Исаак или Яаков они как личности человечество исправить не могут. Человечество может исправить только народ, т.к. народ - это единственная структурная единица человечества. Поэтому пока евреи не становятся народом, они не могут исправить человечество. Поэтому Авраам должен быть превращен в народ прежде, чем он сможет чего - либо сделать.

12.2 История научно-технической революции.

Вся история о Вавилонской башне - это история неудачной научно-технической революции. Она начинается с того, что в стихе 3 сказано: "... и сказали друг другу - давайте слепим кирпичи и оббожем их огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а смола вместо глины". Это описание того, как у них улучшалась технология. Ведь камень - это неудобный материал для строительства, он неровный. Нужно приложить гиганские силы, чтобы тесать камни и все равно они будут разного размера и систематически их уложить очень трудно. Кирпичи - это стандартный материал. Для того, чтобы делать кирпичи, нужно поставить поточную линию. Кирпичи делаются тысячами и из них спокойно кладется стенка, если у нас есть хороший связующий раствор.

У них сначала была глина, но она была слабой, потом они стали применять смолу и она оказалась более эффективной и поэтому они могут начать строить в долине, а не только в горах. До этого они могли строить только в горах, но там нет ровного места а поэтому они не могли построить чего- либо действительно высокого и мощного. В долине, где почва хорошая и ровная, они, при наличии кирпичей, могут построить все, что угодно. Т.е. у нас тут типичное описание НТР, которая кончается полной неудачей.

Сначала есть взлет, сначала они могут построить башню до неба, но потом оказывается, что все это неэффективно.

12.3. Гуманитарный и технический взгляды на мир.

В описаной в Торе истории Вавилонской Башни нам представлена ситуация, когда есть серьезный прогресс в технической области и столь же серьезное отставание в области гуманитарной. И описание этого гуманитарного краха Мидраш видит во фразе (стих 2): "...и случилось, двинувшись с Востока, они нашли долину в земле Шинар и поселились там". Выше (в разделе 1) у нас уже был стих, где упоминалась слово "восток", а именно, когда "насадил Бог Сад в Эдене с востока". И там мы уже объясняли, что слово "кедем" может означать не только "Восток", но и "изначальность". (В европейской конструкции система такая: встань лицом на север, справа будет восток, слева - запад. А в ближневосточной системе структура иная: встань лицом на восток, и тогда справа будет иемен = юг, а слева - смоль = север; запад называется "ахарав" = сзади, а восток - впереди = "микедем". В иврите существует несколько групп названий сторон света, например мизрах, маарав, цафон, даром - это одна система. Кедем, ахарав, ямин, смоль - другая система). Поэтому слова "...двинувшись с востока" Мидраш понимает, как "двинувшись от начала - микедем", уйдя от изначального", в том смысле, что они хотели уйти от той божественной истины, которая им была дана, от тех возможностей, которые Бог создал для человека. Они хотели от этого отойти и решили жить сами, т.е. они решили, что они должны все это оставить и перейти к самостоятельному построению собственной жизни. Они решили, что раз у них появились силы самим строить башню, то они не нуждаются более в Божественных указаниях. Это понимается как разрушение первоначальной ориентации, перемены ее с религиозной на материальную.

Итак, в двух первых стихах истории Вавилонской Башни Мидраш видит противопоставление усиления технической области жизни и разрушения гуманитарной. , т.е. провал НТР возникает из-за гуманитарных недостатков. В чем гуманитарная область отличается от технической? Вся техническая область отвечает на вопрос "как?". А гуманитарная область - на вопрос "зачем?". Вся гуманитарная область занимается целью, вся техническая - причиной. Как об этом сказал однажды ....., "сколько бы мы не изучали рассписание поездов, мы никогда не узнаем, куда мы хотим ехать".

Например, такая техническая по своей сути область знания, как биология и медицина исходит из того, что человека надо сделать здоровым, продлить ему жизнь. Но медицина не отвечает на вопрос - зачем человеку жизнь? Это выходит за грань медицины или биологии. Всякая наука исходит из того, что нам интересно знать, как человек устроен, но она не может сказать, в чем цель нашего существования. Это уже гуманитарная область.

12.4. Нимрод и его одежды.

Переходя от истории Потопа к истории Вавилонской Башни (гл. 10), Тора лишь перечисляет нам потомков сыновей Ноаха, не давая им описания. И лишь про одного человека - Нимрода - сказано, что он был "звероловом" и "царем". Мидраш видит Нимрода как царя эпохи строительства Вавилонской башни, т.к. про Нимрода сказано, что он был в земле Шинар, там же, где строится башня, и из этого делается вывод, что он и руководил строительством башни.

Имя "Нимрод" трактуется, как "восстающий против Бога", от корня "меред". Родители, давая Нимроду имя, может быть, и не имели это в виду. Но так это имя реализовалось. В Торе часто бывает, что имя, данное ранее, постепенно приобретает и новый смысл, и поэтому нет ничего странного, что можно связать то или иное имя с более поздними событиями. В процессе жизни имена перетолковываются, и примеры этого можно найти в самой Торе. Нимрод восставал против Бога. Стих 9, глава 10: " А Куш родил Нимрода (Куш - это один из сыновей Хама), и он стал на земле богатырем;" т.е. он был первым, кто на земле приобрел силу по сравнению с другими людьми. "И было его начальным царством Бавель, Эрах, Аккад и Калне в земле Шинар". Мидраш нам рассказывает, что для Адама и Хавы, когда они стыдились своей наготы, Бог сделал одежды. Эти одежды сохранились. Они переходили от одного к другому - от Каина к его потомкам. Они были у Ноаха в ковчеге, после чего ими завладел Нимрод. Они были чудесными и обладали тем свойством, что каждый человек, носивший эти одежды, умел управлять животными. Он умел чудесным образом ловить зверей и птиц так, как не мог ни один человек. И поэтому люди восхитились и избрали его царем. Так Мидраш понимает связь того, что Нимрод, "сильный зверолов", стал царем.

Итак, в ту эпоху умение властвовать над миром ("сильный зверолов") давало основания к царству. Мидраш подчеркивает этим "материоцентрический" характер мира строителей Вавилонской Башни.

12.5. Агада и Мидраш. Восприятие Агады и текста Торы как фактологической философской истины.

В нашем курсе слова "Мидраш" и "Агада" являются синонимами, хотя на самом деле это не совсем так. Агада - это дополнение текста различными историями.

Считает ли иудаизм, что Мидраш есть исторический факт (который, в данном случае, происходил с Нимродом)? Конечно же, нет. Мидраш вовсе так не считает, и вообще, толковать Мидраш в прямом смысле - неверно. В Мидраше может быть историческая информация, но он не ставит своей целью передать ее. Не следует думать, что устным образом дошла информация о том, как Нимрод стал царем, а потом ее записали. Мидраш был сочинен, чтобы показать еврейское мировосприятие. Есть разница между текстом Торы и Мидрашом. Мидраш есть философия, обличенная в форму истории. Все детали, рассказанные в Мидраше, являются философией, а не историческим фактом.

3ададим более сложный и острый вопрос: возможно ли, что вся история Вавилонской башни - аллегория, или такая точка зрения будет за пределами ортодоксального иудаизма? Можно ли в рамках иудаизма считать, что все изложение доеврейской истории Торы - аллегория? Поскольку все истории, рассказанные Торой до истории евреев, рассматриваются как предисловие к истории евреев, то внутри иудаизма есть точка зрения, которая рассматривает все это как аллегорию. Хотя это и довольно крайняя точка зрения в иудаизме.

Мы привыкли считать истинным то, что истинно по фактам, по формальной технической стороне, но часто бывает, что философская истина не совпадает с фактами. Агада выражает философскую истину - как устроено человечество, а не фактологическую истин - то, что произошло с человеком по имени Нимрод. Следует особо отметить, что в технической области истина всегда однозначна, а в философской - многозначна. Говоря слово "истина", мы не имеем ввиду, что она единственна. Мы имеем ввиду, что она верно отражает некоторый глубинный план человечества. Возможны и другие отражения. Философская истина - одна из проекций человека, и при этом другая проекция может дать совершенно другую картинку.

12.6. Агада о том, как строили Вавилонскую Башню. (Параллели с СССР).

Пусть вам не покажется странной фраза про параллель строительства Вавилонской Башни с Советским Союзом. С одной стороны, если Тора универсальна, то должна рассказывать про сегодняшний день не меньше, чем про вчерашний. А поскольку сегодняшний день мы знаем хорошо, то проектировать на него нам легче. Но кроме того, существуют поразительные параллели между Советским обществом и тем, что описано в Торе. Например, история о том, как евреев не выпускали из Египта. Найдите в истории евреев еще одну страну, кроме СССР, откуда евреев не выпускали. Евреев всегда изгоняли, но чтобы где-то насильно держали? Есть примеры Сирии или Иемена, но это мелочи по сравнению с СССР. Во всей истории евреев после Исхода из Египта (из которого евреев не выпускали), их всегда, в течение 3000 лет, отовсюду изгоняли. Существуют и иные поразительные параллели, которые, мне кажется, невозможно просто так отринуть и сказать, что все это чепуха.

Итак, рассмотрим Агаду из Талмуда: "Строители Вавилонской Башни ценили кирпичи, а не людей и поэтому, если с башни падал какой - нибудь человек и разбивался, то говорили: "Ничего страшного - прийдет другой человек вместо него". А если падал кирпич, они говорили: "Ой, какое несчастье. Сколько теперь потребуется времени, чтобы сделать новый кирпич и поднять его на такую высоту". Нам эта история может показаться сильной гиперболой. Где это видано, чтобы людей ценили ниже, чем кирпичи? Однако СССР был действительно такой страной. Самый показательный пример: когда в войне между Россией и Германией погибали люди - это считалось нормальным, но когда погибала техника, нужно было писать объяснительные о том, почему это произошло, и неоднократно за это расстреливали командиров той части, где погибала техника. 3а гибель людей командиров не наказывали. Люди считались нормальной потерей войны.

После неудачи в строительстве башни все расходятся по разным языкам, что тоже навевает ассоциации с сегодняшним положением в бывшем Советском Союзе.

12.7. Агада про три группы строителей.

Агада говорит, что среди строивших Вавилонскую башню было три группы людей: Первая группа говорила: "Мы хотим воевать с Богом. Построим башню, поставим наверху идола с мечом и будем воевать с Богом".

Вторая группа говорила: "Мы должны построить башню, чтобы жить на небе. Почему только Бог живет на небе? Мы тоже хотим".

Третья группа говорила: "Мы хотим спастись от потопа, т.к. Потоп - это вещь естественная и регулярная. Он происходит, потому что есть дырки на небе. Мы залезем и залатаем дырки, и потопа больше не будет". (Или же: "Построим такую высокую башню, что Потоп нас не достанет").

Мидраш говорит, что эти три группы получили наказания каждая по своему уровню: первая группа погибла, вторая группа - превратилась в обезьян, треть группа осталась людьми, которые разделились на народы и разбрелись по свету. Соответственно, верхняя часть башни обгорела, средняя - разрушилась, а нижняя еще осталась в память о неудаче. Из этого Мидраша понятно, почему погибает первая группа - ведь они хотели воевать с Богом, так и получили войну. Но почему те, кто хотел жить на небе, превращаются в обезьян? Потому, что они не хотели жить как люди, а хотели жить на небе. Человеческое существование для них не подходило, они хотели быть "не совсем человеком" - вот и превращаются в обезьян. Исходя из этого рассказа, человекообразные обезьяны произошли от человека, а не наоборот. Третья группа не была столь виновна. Она не собиралась делать что-либо против своей человеческой природы, и она лишь ошибаласьв оценке ситуации. Поэтому ее наказание - лишь "рассеяние по лицу земли".

12.8. Два уклона человечества.

Потоп и Вавилонская башня представляют собой два уклона от пути, предназначенного Богом. И наказанием является - разрушение пути, по которому они шли. Таким образом, в Торе обосновывается, что человечество без избранного народа не может осуществить свою божественную миссию.

Обе истории взяты из раздела "Ноах". Такова судьба человечества, если не будет в нем стержня в виде избранного народа.

При потопе все погибают, а при Вавилонской башне истаются жить, но расходятся между собой. В первой истории - отношения между людьми плохие ("грабеж"), и за это приходит уничтожение. Во второй - люди бунтуют против Бога, но их отношения между собой хорошие и дружные, и поэтому они наказываются не уничтожением, а лишь рассеиванием. Отсюда Мидраш выводит такую мораль: если люди сорятся и воюют между собой, то это даже хуже, чем идолопоклонство. Иными словами, в глазах Бога преступления против человека серьезнее, чем преступления против Бога. Итак, соблюдение межчеловеческих заповедей воспринимается в иудаизме более важным с религиозной точки зрения, чем соблюдение чисто религиозных заповедей. В этом, в частности, одно из кардинальных отличий иудаизма от христианства.


Продолжение