МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр
К оглавлению "Предисловия и примечания к изданию Торы с комментарием Сончино"

Комментарий Сончино. Примечания к книге Брейшит

Раздел А
Сотворение мира

I. ВСЕСИЛЬНЫЙ - ТВОРЕЦ ВСЕЛЕННОЙ.
II. Второй постулат этой главы: ЧЕЛОВЕК - ЦЕЛЬ И ВЕНЕЦ ТВОРЕНИЯ.
III. ИУДАИЗМ - ИСТОЧНИК ОПТИМИЗМА.
IV. СУББОТА ПРИВНОСИТ СВЯТОСТЬ В ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА.

   Главы 1:1-2: 3 считаются одними из самых важных в Торе. Строки, продиктованные Всевышним, нельзя поставить в один ряд и сравнить с теми описаниями возникновения мира, которые являются плодом воображения и творчества людей. Ни один из мифов не содержит в себе такой глубины и бесконечной информации, как Тора. Скудость сведений из области естествознания не позволяла человеку древнего мира представить себе и передать в точных образах возникновение и взаимосвязь всего существующего в мире. Сведения же Торы настолько точны во всех приводимых подробностях и деталях, что всякий раз на новом этапе развития науки открывается, что кажущиеся противоречия текста, записанного Моше, с окружающей действительностью и данными точных наук возникали только потому, что ученые пользовались не совсем точной физической моделью и не знали всего того, что происходит в космосе и в недрах звезд. Люди, создававшие мифы, оставили в стороне окружающий нас мир природы, проблемы ее возникновения и предназначения отдельных ее элементов и сразу перешли к жизнеописанию богов. В этой области свободная фантазия не вступает в противоречие с действительностью, поскольку выходит за рамки реально существующего и шкалы времен. Это справедливо как для эпоса Финикии, Вавилонии, Греции, так и для возникших позднее мифов древнего Рима.

   Незнание тайн материи приводит к тому, что она воспринимается как нечто первичное, существующее извечно и само по себе являющееся первопричиной возникновения различных божеств. Так ассиро-вавилонская мифология повествует о том, что до возникновения всего существующего: земли и неба - был хаос, который можно определить как находящиеся в непрерывном движении, перемещающиеся в пространстве массы воды. Из этого хаоса, который эпос называет Тиамат, возникают самые разные божества:

   "Когда небо вверху не было еще названо своим именем, и земля внизу не имела никакого названия, и превечный Апсу (Бездна), их прародитель, и Тиамат (хаос), мать их обоих, смешали свои воды вместе, тогда возникли божества на небесах".

   Апсу (Бездна) обеспокоен тем, что в его владениях неожиданно появилось множество новых божеств. Он призывает на свою сторону Тиамат (Хаос) и предлагает принять участие в борьбе с ними, чтобы не дать им захватить власть. Однако сам Апсу оказывается под властью хитрой Эа, а Тиамат, оставшись одна, продолжает борьбу. Она порождает страшных и наводящих на всех ужас союзников. Вступившие в сражение с Тиамат божества выбирают себе предводителя: их главой становится Мардук, который, стремительно приблизившись, набрасывает на Тиамат огромную сеть, "заносит свой огромный кулак и безжалостно разбивает ей череп". Останки великана-чудовища он разрывает на две части, одну из которых помещает в вышине, чтобы она удерживала воды, готовые обрушиться сверху. Эпос, продолжая повествование в таких же гротескных тонах, рассказывает о возникновении солнца, луны, планет, животных и человека. Многие исследователи древних текстов, обращая внимание лишь на совпадение чисто внешних деталей, утверждали, в общем-то бездоказательно с научной точки зрения, что древневавилонский эпос является предшественником тех текстов, которые впоследствии появились у еврейского народа. Однако тщательный лингвистический анализ, проведенный д-ром Драйвером, исключил саму возможность подобных необоснованных заявлений в дальнейшем. Д-р Драйвер писал: "По многим соображениям, представляется совершенно невероятным, чтобы текст книги Брейшит, каждое слово которого проникнуто идеей монотеизма, мог основываться хоть на каких-либо деталях, приводимых в тексте эпоса, который повествует о борьбе Мардука и Тиамат и во всем исходит из концепции политеизма".

   Важно не только точное описание картины возникновения мира, которое мы встречаем в Торе, но и то, что в первых главах, посвященных процессу Творения, закладываются основные принципы веры, которые в дальнейшем повествовании предстают перед нами в более развернутом виде и иллюстрируются на примере событий, происходящих в жизни праотцев и всего народа. Речь идет о следующих положениях:

I. ВСЕСИЛЬНЫЙ - ТВОРЕЦ ВСЕЛЕННОЙ.

  Принцип веры еврейской религии состоит в том, что мир, материя, Вселенная созданы из ничего по воле Всевышнего, Который не ограничен ничем в претворении Своих стремлений, и единственное Его желание - давать благо творениям, Им же созданным. Это принципиально отличает иудаизм от прочих вероучений. Ни одна религия не стремится раскрыть в процессе описания Творения его цели и не осмеливается декларировать, что благо и добро являются как целью, так и критерием, по которому определяется необходимость существования того или иного созданного аспекта. Ни один эпос не ставит перед собой задачу выявить цель Творения, представляя возникновение мира случайным событием, которое неизбежно приводит к жестокой борьбе самых различных элементов, стремящихся не к гармонии, но исключительно к подавлению друг друга.

   В то время, как все народы поклоняются солнцу и луне, звездам или урожаю, камням и животным, великой реке Нил, крокодилу, который обитает в ее водах, и даже жукам, ползающим по ее берегам, Тора громогласно заявляет, что все исходит из Единого Источника, который единственно может рассматриваться как Бог и Творец, что все Творение осмысленно и подчинено определенному плану, а не есть игра случайных сил. Причем этот Единый Источник сам по себе непостижим и не может быть представлен ни одним из образов окружающего мира.

   Если факт Творения и раскрывающееся через него единство и всемогущество Творца являются принципами веры, то сам процесс Творения и способ сотворения всего вообще и отдельных элементов в частности трудно назвать постулатами. Действия Всевышнего описываются посредством самых различных метафор пророками и мудрецами Талмуда, еврейскими мистиками и мыслителями. В самом тексте Торы мы находим по крайней мере три отличных друг от друга описания процесса Творения. Первая глава Брейшит описывает сотворение мира как последовательное возникновение по воле Всевышнего все новых и новых элементов, каждому из которых отведено свое место и время. Появление новых элементов продолжается до определенного момента, когда Творение прекращается так же, как началось, - по воле Творца. Описание каждого из шести дней Творения заканчивается фразой: "И был вечер, и было утро". Этот рассказ раскрывает перед нами структуру мира и механизмы его функционирования. Вторая глава как бы начинает повествование сначала и дает еще одну картину возникновения всего сущего. Здесь главное внимание уделяется шестому дню Творения, когда был сотворен человек. Основная цель этого рассказа - показать, что человек является центральным элементом Творения, с которым связано осуществление цели.

   Обратившись к книге Теhилим, мы встретим описание Творения с точки зрения эмоционального восприятия человеком картины рождающейся Вселенной, когда, видя красоту, гармонию и грандиозность всего сущего, он начинает представлять себе мощь и величие Творца:

   "Господи, Боже мой, велик Ты необычайно, в красоту и великолепие облачился Ты, окутан светом как плащом, простер небеса как завесу; прикрывает Он водами верхние чертоги Свои, тучи делает колесницей Себе, шествует на крыльях ветра, делает Он ветры посланниками Своими, служителями Своими - огонь пылающий".
(Теhилим, 104)


   "Небеса рассказывают о славе Бога, и о деянии рук Его повествует свод небесный. День дню передает слово, ночь ночи открывает знание. Нет такого речения и нет слов таких, чтобы не было услышано звучание их".
(Теhилим, 19)


   "Когда вижу я небеса Твои, сделанные пальцами Твоими, луну и звезды, упорядоченные Тобой... что же он человек, что Ты вспоминаешь о нем, сын человеческий, что приказываешь о нем?... Господь, Повелитель наш, как велико имя Твое на земле!".
(Теhилим, 8)


   Божественный разум присутствует в самом начале Творения материи и исключает элемент случайности и непримиримой борьбы враждебных сил, разрушение и дисгармонию - мир возникает в идеальном состоянии. Дисгармония и конфликт появляются позже, когда человек, наделенный свободой выбора, совершает преступление.

   Главная цель Торы при описании Творения - не подробное научное рассмотрение всех деталей сотворенного мироздания, а формирование принципов веры, т.е. знаний о Всевышнем, которые человек обретает в те моменты, когда Всевышний открывается ему, и само по себе сотворение мира является одним из моментов такого сильнейшего раскрытия Божественного Присутствия. Поэтому концентрироваться на деталях самого Творения или изучать, как сотворен мир и что было до первого момента Творения, всегда считалось занятием опасным, отвлекающим человека от основных целей изучения Торы. Излишняя концентрация на постижении самого Творения и придание ему большего значения, чем следует, привели к возникновению различных сект, которые, отступив от принципов веры, отошли от иудаизма. Масонские ложи возникли из сект, члены которых представляли себе Творца в качестве "строителя", тайные свойства которого могут быть раскрыты через постижение природы, ее объектов, связей между ними и возникающих новых структур. Другие отошли от иудаизма, увлекшись поиском праматерии, якобы существовавшей до начала Творения, а Филон Александрийский ввел проблематичное, с точки зрения принципов веры, понятие о том, что Творение вообще происходило вне времени. Для многих камнем преткновения явилось неверно понятое объяснение процесса Творения в еврейском мистическом учении. Еврейская мистика говорит о мирах, сотворенных прежде того мира, возникновение которого описано в первой главе Торы. Все они исчезли, как искры, которые, разлетаясь в разные стороны при ударе молота по раскаленному железу наковальни, угасают, ибо не могут существовать в отрыве от раскаленной массы. Этот образ представляет процесс Творения как целый ряд последовательных эманаций, каждая из которых постепенно приближается к идеальному варианту, которым и является наш мир.

   Раши, величайший комментатор Танаха (Тора, Пророки, Писания) всех времен и поколений, в начале своего комментария совершенно недвусмысленно дает понять, что для Торы описание Творения - не самоцель. Анализируя текст, он показывает, что в первой главе Торы описание Творения приводится не в строго хронологической последовательности: о сотворении воды, например, не упоминается вообще; вторая глава говорит о том, что человек сотворен раньше травы, в то время как в первой главе Торы о человеке говорится как о венце Творения, созданном в самом конце. Раши показывает, как снимается противоречие между первой и второй главой, но главный смысл его замечания состоит в другом: Тора не ставит своей главной целью - дать фотографически точное описание процесса Творения. Другой величайший авторитет, Рамбам, буквально предупреждает всех, кто приступает к изучению Торы, говоря о том, что не только с точки зрения хронологии, но и глобально, описание Творения, приведенное в Торе, нельзя считать буквальным: "Приведенное в Торе описание Творения нельзя считать, как это принято повсеместно, буквальным во всех его деталях". Более поздние еврейские мыслители (Леви бен Гершон, Хисдай Крескас, Ицхак Альбалаг) пошли по опасному пути, пытаясь согласовать описание Творения в Торе с философией Аристотеля, в которой материя считается существующей вечно. Йеhуда hалеви, так же как и другие еврейские философы, категорически возражал против любой подобной доктрины.

Еврейский взгляд на теорию эволюционного развития

  Множество отражающих те или иные аспекты сотворения мира картин, которые рисуют комментаторы, философы и мыслители разных эпох, раскрывая смысл сказанного в первых главах Торы, не оставляет места для эволюционной теории, предполагающей постепенное развитие сложных форм из более простых и качественный переход от низших форм к высшим в результате случайно-статистического процесса. Казалось бы, сама Тора идет по этому пути, который представляется наиболее естественным, и описывает сначала этапы преобразования неживой материи и возникновения растительных форм жизни, затем появление простых форм жизни в воде, земноводных и птиц, вслед за этим - сотворение животных и только в самом конце - приход в мир носителя разума - человека. Но принципиальное отличие приведенного в Торе описания возникнов всего сущего от эволюционной теории заключается в том, что каждая качественно новая стадия развития возникает как этап заранее начертанного плана и переход к ней возможен только благодаря непосредственному вмешательству Всевышнего в начатые Им же Самим процессы. Мы видим, что Тора не оставляет места для случайностей, проб и ошибок, зигзагообразного пути развития. Ничто не отбрасывается, не уничтожается, все возникающее заведомо соответствует своему предназначению и служит ступенью на пути к достижению цели. Происходит это потому, что представленный Торой процесс развития имеет изначально определенную цель и при завершении каждого этапа оценивается, насколько все сотворенное до сих пор способствует достижению конечной цели. Каждый этап Творения является, таким образом, не результатом статистического процесса, но актом проявления Божественной Воли, реализацией Его замысла.

   Теорию эволюции ее адепты часто представляют как экспериментально обоснованное научное подтверждение идей философской школы материализма, которая считает окружающую нас действительность результатом действия случайных процессов на протяжении длительного времени. Но те же экспериментально полученные данные можно рассматривать и под другим углом зрения, и тогда эволюционная теория дает несколько иную картину, чем та, которую рисуют материалисты: на каждом из этапов развития мира проводится проверка на основе неизвестных нам критериев и выбирается такое направление дальнейшего развития, которое наиболее быстро должно привести к определенной цели, однозначной, хотя и неизвестной нам. Усложнение структур на всех уровнях, начиная с молекулярного, медленно, но верно приводит к возникновению разумного существа.

   Таким образом, теория эволюции при другом взгляде на вещи не исключает, а напротив, по-своему подтверждает факт действия Мирового Разума в окружающем мире. Проблема заключается вовсе не в том, что между Торой и научными данными якобы существует принципиальное противоречие (в XX в. подобные представления часто навязывались сторонниками "научного взгляда на мир"), а в том, что во внутренней логике теории эволюции как таковой есть слабое звено: остается необъясненным механизм каждого из переходов на принципиально новую, качественно отличную ступень развития: возникновение жизни, разума, сознания, личности.

   Чтобы найти истинную причину, мы, объясняя появление качественно нового, всякий раз должны вернуться к идее Творца в том непосредственном понимании, в каком оно дается в первой главе Торы. Другое внутреннее противоречие теории эволюции выявилось, когда стало понятно, что в природе в целом и в каждом отдельном организме в частности нет ненужных элементов, представляющих наследие предыдущих этапов развития, медленно отмирающих из-за того, что утрачена их функциональная значимость.

   В настоящее время в науке принято исходить из того, что в природе существует если не гармония, то, по крайней мере, баланс, который моментально нарушается, если устранить какой-либо, даже самый незначительный, на первый взгляд, элемент. Эта предпосылка ставит под сомнение также и утверждение о том, что если (как это было показано) теория эволюции не може общей картины развития на всех уровнях, то она, как минимум, может быть применена на каждом отдельном уровне. Гармония, рациональная целенаправленность всего существующего, не оставляет никакой иной возможности, как только принять, что окружающий нас мир был сотворен по определенному четкому плану, в соответствии с которым в каждое мгновение происходило безошибочное приближение к однозначной цели.

   Теория эволюции может найти себе место среди других теорий только как раскрытие методов и способов претворения в жизнь Божественного плана создания сосуда, способного вместить в себя разумное начало, как теория, прослеживающая взаимосвязи и анализирующая гармонию всего сущего. Короче говоря, эволюция может быть представлена только как действие созидающего разума, проявляющего себя во всем и, в частности, через физические и биологические законы, приводящие к возникновению удивительного органического элемента, который достигает в своем развитии уровня рационально и морально обоснованной активности и способен достигать духовных высот. Иными словами, теория эволюции может описать, каким образом Высшим Разумом в самом начале Творения были заложены механизмы достижения конечной цели. Тогда она вместо того, чтобы разрушать картину, которую рисует Тора в первой главе книги Брейшит, станет прекрасным живым комментарием к ней. "Постепенно и очень медленно наука подходит к тому, чтобы признать существование во Вселенной Единой силы, которая не имеет ни начала, ни конца, и которая существовала до того, как возникли все известные человеку формы, и останется неизменной, даже если все существующее исчезнет. Эта сила сама по себе является источником существования всего, она не может быть объяснена с помощью какой-либо теории и не может найти отражение ни в одном из тех образов, которые человек создает силой своего воображения.

   Признание наличия такой силы должно стать естественным следствием интеграции научных открытий, сделанных на всех континентах и во все времена. Таким образом, общечеловеческий разум приближается к осознанию смысла гимна "Адон Олам", исполняя который изо дня в день, еврейский народ привел (и будет приводить в будущем) к самым принципиальным и неожиданным изменениям в мире" (Хаффкайн).

II. Второй постулат этой главы: ЧЕЛОВЕК - ЦЕЛЬ И ВЕНЕЦ ТВОРЕНИЯ.

  Человек принципиально отличается от более низких ступеней Творения и непосредственно связан со Всевышним, будучи способен понимать Его речь. Некоторые ученые до сих пор придерживаются мнения, что человек является "родственником" человекообразной обезьяны. Но, сами того не сознавая, они не принижают достоинство человека, а возвеличивают его. Внешнее сходство лишь подчеркивает громадное различие. У человека есть нечто неуловимое, то, что, не поддаваясь никакому анализу и описанию, делает его человеком и подобием Творца. Животное - всего лишь свидетельство действия в мире Божественного Начала, в то время как человек сам обладает возможностями, которые подобны неограниченным возможностям Творца. Более того, он обладает сознанием, при помощи которого он способен осмыслить наличие подобных потенциалов, скрытых в нем самом. Раби Акива подчеркивает в трактате Авот этот принципиальный момент: "Человек создан по образу Всевышнего, и ему дана возможность осознать, что он создан по образу Всевышнего".

   Тора не исключает того, что в процессе Творения из более примитивных форм могли образовываться более сложные, однако не потому, что развитие шло как случайный процесс, а потому, что все происходит из Единого Источника и Творение в своем развитии, отражая этот аспект, проходит весь путь от простейшего, общего для всех, к более сложному, к разнообразию все более развитых форм. При этом, с точки зрения Торы, вообще неправомерно задаваться вопросом, за какое время происходили подобные изменения, т.к. время в обычном понимании определяется восприятием человека, а человек был создан последним.

   Цель любого развития форм существования - создание условий, способствующих возникновению человека. "И образовал Бог Всесильный человека из праха земного" (Брейшит, 2: 7). Фактически Тора рисует картину формирования человека как существа, принадлежащего физическому миру, из менее совершенных форм. Это становится очевидным в свете следующего комментария: "И сказал Всесильный: да произведет земля существа живые". Этот приказ, по словам мидраша, включает в себя и Адама. Итак человек, как живое существо, принадлежащее физическому миру, образован из земли, которая последовательно преобразуется во все более сложные формы жизни. Он не только является последней по времени возникновения и самой сложной формой, но вбирает в себя все предыдущие этапы развития, - вплоть до праха земного, с которого все началось, - чтобы образовать объект, о котором сказано: "И образовал Бог Всесильный человека из праха земного". Суть заключается в том, что вечное, непреходящее, неслучайное, все то, что лежит в основе мира и его истории, то, о чем первая глава Торы говорит как о начале, является ни чем иным, как дыханием Бога, вдохнувшим вечную жизнь в созданную Им из ничего простую материю: "Когда земля была пуста и нестройна, и тьма над бездною, а Дух Всесильного парил над водою" (Брейшит, 1: 2). Тора не останавливается на том, что объявляет человека венцом Творения в том смысле, что он является самой сложной формой, итогом развития и гармоничным сочетанием всего того, что возникло до него. Она раскрывает тайную цель Творения: "И сотворил Всесильный человека по образу Своему, по образу Всесильного сотворил Он его" (Брейшит, 1: 27). Эта фраза, подводящая черту всему рассказу о сотворении мира, подчеркивает, что вопрос о том, куда уходят биологические корни человечества, не имеет значения: Тора говорит об этом только для того, чтобы указать, что Творение, как единый процесс, направлено на создание существ, имеющих особые отношения со Всевышним, способных понять Его речь, как подобный понимает Подобного, и вести с Ним диалог.

   Интересно, что современные философы вообще приходят к мысли, что любая научная теория в принципе не может противоречить Торе. "Тора никогда не была и не может быть по самой природе вещей обоснованием необоснованного, того, что не может быть принято на логическом уровне в любой из научных теорий, даже той, которая еще не родилась. Тора была той преобразующей силой, которая послужила толчком для развития всех современных наук. Если ее чудесной силой они были порождены, то в конечном итоге через нее же они и осмысливаются" (Бальфур). Чтобы полнее ощутить красоту фразы "И сотворил Всесильный человека по образу Своему", для контраста следует познакомиться с научным описанием цепи последовательных превращений, приведших к возникновению человека, составленным одним из ведущих биологов нашего столетия Хекелем: монера породила амебу, амеба породила синамебу, синамеба породила сицилит...

   Тот, кого беспокоит факт, что в Тору не включена новейшая из научных теорий, пусть попробует представить себе приведенный выше перечень в первой главе Торы, где описано сотворение мира.

III. ИУДАИЗМ - ИСТОЧНИК ОПТИМИЗМА.

  Это третий из важнейших уроков, который мы извлекаем из первых глав Торы, повествующих о сотворении мира. Не менее пяти раз повторяется "И увидел Всесильный, что это хорошо". Тора не представляет мир как нечто чужое, ненужное или отторгнутое Всевышним, как нечто забытое Им сразу же после сотворения и ставшее полностью независимым. Все берет свое начало в Нем, является делом Его рук и постоянно поддерживается Им. А поскольку Всевышний есть Благо, то все, начало в Нем и постоянно с Ним связано, направлено на то, чтобы давать благо Творению. И поскольку венцом Творения является человек, то все созданное призвано в той или иной форме служить ему. С этой точки зрения и производится оценка каждой из промежуточных ступеней: способна ли она принести благо человеку. Отсюда следует, что в действительности, окружающей человека, нет ничего абсолютно дурного, все может быть исправлено и приведено к совершенству. Комментируя стих Торы "И видел Всесильный все, что Он создал, и вот, весьма хорошо", мидраш говорит: "Это относится даже ко всему дурному и даже к самой смерти".

   Иными словами, человек призван раскрыть то благо, которое Всевышний заложил в каждом аспекте Творения, и тем самым привести мир к осуществлению цели. Все, что представляется дурным, разрушительным и несовершенным, на самом деле лишь помогает человеку найти правильный путь к цели и не блуждать по ошибочным тропам. Тора описывает мир до первого греха как мир идеальный, в котором нет смерти. Однако смерть появляется как следствие первого преступления человека. Все устремления человечества должны быть направлены на то, чтобы вернуться к идеальному состоянию. В этом смысле смерть оказалась благом, ибо она закрыла пути бесконечного накопления ошибок без перспективы вернуться к идеалу. Пророки идут дальше и рисуют картину воскрешения из мертвых. Таким образом, не только смерть исчезает, когда отпадает необходимость в ней, но и все поколения, прокладывавшие путь человечеству, возвращаются к жизни.

IV. СУББОТА ПРИВНОСИТ СВЯТОСТЬ В ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА.

   Установление субботы является частью глобального плана. Суббота содержит в себе нечто большее, чем простое устранение от определенных действий; она является источником жизненных сил для человека как в этот день, так и на протяжении всей недели. Она возвращает его к началу, к тому моменту, когда весь мир создается заново и, следовательно, каждому творению даются жизненные силы. Во время субботнего благословения мы произносим "Напоминание о сотворении мира".

   Для тех древних народов, которые в той или иной мере познакомились с еврейской культурой и образом жизни, всегда было непонятно, как можно полностью прекращать всякую деятельность каждый седьмой день. Однако постепенно подавляющее большинство народов мира увидело большое преимущество в таком циклическом чередовании труда и отдыха, хотя особый характер и дух субботы остался для них скрыт. Во всех синагогах мира субботу встречают как невесту, входящую в дом. Встречают ее словами гимна: "Пойдем, мой друг, навстречу невесте, встречать субботу". Суббота призвана подчеркнуть, сделать еще более наглядным тот факт, что человек создан по образу Всевышнего. Заповедь субботы, как в общем-то и вся Тора, раскрывает, в отличие от астрономии, геологии или антропологии, совершенно иные аспекты. Тора не описывает научные факты, она утверждает в сознании высшую правду о Всевышнем, о человеке и о Вселенной.
Продолжение