МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр
К оглавлению "Предисловия и примечания к изданию Торы с комментарием Сончино"

Комментарий Сончино. Примечания к книге Брейшит

Раздел З
Связывание Ицхака (Акеда)

   Эта глава особенно важна как в жизнеописании Авраhама, так и во всей последующей истории еврейского народа. Авраhам, который, достигнув преклонного возраста, думает лишь о том, чтобы у него был достойный наследник, должен теперь принести своего единственного сына в жертву. Всевышний дает Авраhаму это повеление, чтобы проверить силу его веры.

   Доказательством любви ко Всевышнему является готовность человека служить Ему всем своим сердцем, всей своей душой, всем тем, что есть у него. Во имя этой любви праведник готов пожертвовать своей жизнью и даже тем, что дороже жизни. Однако Всевышний не нуждается ни в чем, и конечно же, человеческая смерть не может являться формой служения Творцу, ибо сам по себе человек - венец и смысл Творения. Поэтому, как только закончилось испытание, выявляется, что изначально Всевышний приказал не принести Ицхака в жертву, но лишь вознести его на жертвенник, как возносят любую жертву всесожжения.

   Связывание Ицхака нагляднее, чем любое учение, рассуждения, доводы и теоретический анализ, показало всему древнему миру, что человеческие жертвы неугодны Творцу. С этого момента начинается эпоха борьбы народа Израиля с отвратительной практикой принесения младенцев в жертву. Жертвоприношение детей было широко распространено среди египтян, семитских и индоевропейских племен. В этом свете представляется странным, почему проблема принесения человеческих жертв связана с испытанием Авраhама, который был далек от этого варварского обычая настолько, насколько земля отстоит от неба. Однако потомки Авраhама были вынуждены жить среди народов, для которых принесение человеческих жертв было нормой и повседневной практикой. В свете всего сказанного становится понятно, что связывание Ицхака было необходимо как строжайшее предупреждение против принесения человеческих жертв не для Авраhама, а для всех его потомков в последующих поколениях.

   Моше предупреждает поколение, вышедшее из Египта, чтобы оно не делало того, что совершают окружающие народы, и в особенности, чтобы евреи не служили Всевышнему так, как те служат своим божествам: "Ибо все отвратительное для Всевышнего, все что Он ненавидит, делали они для своих божеств, ибо даже сыновей своих и дочерей сжигали они на кострах своих божеств" (Дварим, 12: 31). Пророки неоднократно говорят о принесении детей в жертву, как об ужасном абсурде.

   Испытание Авраhама раскрылось для всего народа с неожиданной стороны в эпоху восстания Маккавеев, когда фактически все те, кто остался верен идеалам Торы, должны были быть готовы к тому, чтобы пожертвовать собственной жизнью, но не нарушить закон, запрещающий человеку совершать действия, которые определяются как идолопоклонство. В этот период формируется коллективное сознание народа, сыны которого готовы умереть, но не изменить своим идеалам, заветам Торы и союзу со Всевышним. В формировании такого сознания немаловажную роль сыграл рассказ Торы об испытании Авраhама, о его готовности пожертвовать самым дорогим, что только может быть у человека. Описанная во Второй книге Маккавейской и в мидрашах история Ханы, потерявшей семерых сыновей, дошла до нас в разных вариантах. Согласно одному из них, перед тем, как младшего сына уводят на казнь, мать говорит ему: "Иди к праотцу нашему Авраhаму и скажи ему, что я сделала больше, чем он: он принес в жертву одного сына, а я принесла семерых. Он только связал жертву, а я исполнила все до конца".

   В средние века религиозные преследования приняли тотальный и почти повсеместный характер. Память об испытании Авраhама помогала выстоять его потомкам, которые в любую минуту могли оказаться в такой ситуации, когда от них потребуют либо изменить своей вере, либо умереть. Текст "Связывания Ицхака" уже в древности стал частью утренней молитвы. На протяжении средних веков "Связывание Ицхака" давало еврейским матерям и отцам силы покончить с собой вместе со своими детьми для того, чтобы избежать насилия и издевательств, сохранить верность религии предков и не увидеть своих детей оставившими веру отцов. В 1190 г. произошла трагедия в английском городе Йорк, где почти все евреи города покончили собой, чтобы избежать позорной смерти. С тех пор прошло восемь веков, но трагедия эта не забыта и перекликается с размышлениями современного поэта: "Мы пожертвовали всем, мы отдали наше имущество, наши дома, наши земли. Наши жизни мы отдали, как Хана, отдавшая своих семерых сыновей, - во имя Торы, которая дана с небес" (Й.Л. Гордон).

   Сегодня многие не понимают тех людей, которые жертвовали собой и продолжают жертвовать в наше время во имя веры. Им трудно принять, что на самом деле самопожертвование призвано подчеркнуть, что духовное несоизмеримо важнее материального. Они также не могут понять, сколь громадно было значение самопожертвования во имя веры для формирования духовного облика еврейского народа. Они заявляют: "Только Молох требует человеческих жертв" (Гейгер).

   Во всей истории человечества не было другого народа, который столь упорно отстаивал бы истину и был готов, поставив духовное выше материального, жертвовать жизнями своих лучших сыновей и дочерей. Пожалуй, мало есть в Торе глав, которые оказали столь значительное влияние на жизнь народа на протяжении долгих веков, как рассказ об испытании Авраhама, который вознес на жертвенник своего единственного сына и был готов принести его в жертву всесожжения.
Продолжение