К оглавлению "Статьи к недельным главам Торы"

Комментарий к Торе
Книга Шмот
Недельный раздел Бо

Арье Барац

Суд истории

“И сказал Господь Моше: войди (Бо) к Паро, ибо Я отягчил сердце его...” (10.1) - такими словами начинается нынешнее недельное чтение “Бо”, посвященное описанию трех египетских казней, последняя из которых - гибель первенцев - завершилась исходом евреев из Египта.

При этом знаменательно, что один из египетских первенцев все же не погиб. И это был сам фараон: “Но для того Я оставил тебя, чтобы показать тебе силу мою и чтобы возвестить имя Мое по всей земле” (9.16)

Это явилось главным эпизодом того суда над египетскими богами, который осуществил Всевышний в пасхальную ночь: “Я пройду в эту ночь по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами египетскими совершу суд“(12.12). Фараон остался в живых для того, чтобы самолично приказать евреям: “Встаньте и выйдите из среды народа моего” (12.31). Только после того, как сама нечистота в лице фараона подчинилась Всевышнему, исход состоялся.

Исход сопровождался закланием пасхального ягненка. Его кровью мазался косяк двери. Это был пароль: тех, кто так поступил, последняя казнь не коснулась.

“Пусть съедят мясо в ту же самую ночь, жаренным на огне, с опресноками...” (12.8.) - повелел Всевышний.

Пасхальный агнец и опресноки. В чем смысл этих двух основных компонентов трапезы, предшествовавшей исходу?

Овны были в Египте священными животными ("Скот, которому поклоняются египтяне, мы принесем в жертву Богу" Шмот 8.22), а месяц нисан соответствует зодиаку Овна. Таким образом ночь полнолуния с 14 на 15 нисана - время максимальных энергетических возможностей этого созвездия. Тем самым заклание и поедание пасхального ягненка являлось частью суда над религией египтян, частью суда над фараоном. Божества Египта оказались развенчаны в ночь исхода.

Ну а что означали опресноки? Какой смысл имела маца?

Магараль пишет в “Гвурот ашем” (36), что “невозможно было вывести Израиль из рабства с помощью посредника, но только сам Пресвятой, да будет Он благословен, мог это сделать. А потому Израиль вышел не на временном уровне, но на том уровне, где время отсутствует. Все предметы преходят и возникают, все кроме Пресвятого, который неподвластен времени. И поэтому евреям был запрещен квасной хлеб, для приготовления которого требуется время, и было заповедано есть опресноки, на получение которых время не требуется”.

Таким образом, маца призвана свидетельствовать о том, что в момент исхода в нашем временном мире на мгновение проступила вечность. Но проступила она для того, чтобы до конца уже никогда не исчезнуть. Специфическое соприкосновение времени и вечности в момент исхода послужило началом истории. Мир начал свое существование не только в тот момент, когда он вышел из рук Творца, но и в тот момент, когда евреи вышли из египетского рабства. Во всяком случае можно сказать, что в тот момент началась собственно человеческая история.

Это двуначалие истории неизбежно оборачивается двуначалием Торы. Совсем не случайно Раши задается вопросом: почему Тора начинается со слов “В начале сотворил”, а не со слов “Месяц сей будет для вас началом месяцев”, т.е. не первой заповедью, полученной евреями непосредственно перед исходом?

Знаменательно, что эта первая заповедь, данная евреям при выходе из Египта, была связана с отсчетом времени, причем в приуроченности к суду над египетской религией: "Месяц сей да будет для вас началом месяцев... В десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый по агнцу и т.д." (Шемот 12.3).

Суд над египетскими богами, суд над язычеством вообще, начался в ночь исхода, и это можно признать иным началом человеческой истории, началом новой эры.

Современное человечество, правда, отсчитывает время не от сотворения мира, и не от исхода евреев из Египта. Современное человечество отсчитывает его по тому календарю, о котором нам так много в последнее время пришлось слышать в связи с его двухтысячелетним юбилеем. Это верно. Но не будем забывать, что тот, от чьего дня рождения отсчитываются эти 2000 лет, сам пользовался другой хронологией. А именно сочетанной хронологией двух новолетий: всеобщего, начинающегося в тишрее, и израильского, начинающегося в нисане.

Трудно поверить, что человечество когда-нибудь откажется от христианского летоисчисления - слишком уж многое с ним связано и к нему применено. Это летоисчисление заставило уважать себя все народы мира, включая народ еврейский. Но вместе с тем можно надеяться, что когда-нибудь народы заметят, что эта хронология не вполне самостоятельна, что в основе ее лежит прежде всего хронология еврейская: а именно сотворение мира и исход.

В пасхальной агаде сказано: “Господь Бог наш вывел нас оттуда рукою крепкою и мышцею простертою. Если бы Пресвятой, благословен Он, не вывел наших предков из Египта, то мы, и дети наши, и внуки наши остались бы порабощенными фараоном в Египте”.

Кому-то это утверждение может показаться крайне наивным. Ведь египетского царства давно уже не существует, как же евреи могли в нем оставаться до сего дня? Неужели составитель пасхальной агады не знал историю?

Однако все дело в том, что если бы евреи не вышли из Египта, то человеческая история была бы совершенно иной, точнее говоря, никакой истории не было бы вообще.

Еврейская история - это мировая история, это единственная история мира, в которую тем или иным образом включаются другие народы, но которые сами по себе, по своей природе живут вне истории. Евреи и только евреи задают общечеловеческое историческое пространство.

ТАНАХ, семейная хроника еврейского народа, одновременно представляет собой мировую историю. Но соответственно и всеобщая мировая история оказывается осмысленной лишь в контексте еврейской истории, в контексте этой семейной хроники.

И это признают отнюдь не только евреи. Так, Бердяев в книге “Смысл истории” пишет: “еврейству принадлежала совершенно исключительная роль в зарождении сознания истории, в напряженном чувстве исторической судьбы, именно еврейством внесено в мировую жизнь человечества начало “исторического”. И я хочу обратиться вплотную к самой исторической судьбе еврейства и его значению во всемирной истории как одного из непрерывно действующих и до наших дней мировых начал, обладающих своей специфической миссией. Еврейство имеет центральное значение в истории”.

Но, что вообще имеется ввиду под историей?

История - это длящийся суд над языческими богами, это исход из того космического существования, в которое погрузился человек после его изгнания из рая. И начало этому исходу положено именно исходом евреев из Египта.

Мирча Элиаде пишет: “Главное отличие человека архаического и традиционного общества от человека современного, на которого сильный отпечаток наложил иудео-христианский комплекс, заключается в том, что первый ощущает себя неразрывно связанным с космосом и космическими ритмами, тогда как сущность второго заключается в его связи с историей”.

Итак, история - это выход из того циклического существования, в которое Адам сорвался после грехопадения.

После седьмого дня не наступил день восьмой, а снова настал первый день. Изгнаный из райского сада, Человек оказался обречен на вечное возвращение. Все вокруг него как бы застыло.

Еврейство вместе со всем человечеством продолжает существовать в условиях природного мира, оно вынуждено действовать внутри циклических структур. Но в то же время “у Израиля нет судьбы”; в то же время Израиль живет напряжением восьмого дня (имено так осмысляются “восьмые дни” обряда обрезания и обряда очищения).

В циклическом, космическом мире все предрешено. Человек ничего не может в этом мире изменить, он лишь может приобщиться к потусторонним истинам, которые к нему совершенно безразличны.

В мире же историческом - все открыто, все подвержено обновлению, а мир грядущий, мир истины самым живым образом зависит от земного бытия.

Космическая жизнь - это жизнь, полностью регламентированная “свыше”. Жизнь историческая - это жизнь, строящаяся на презумпции взаимозависимости двух миров: земного и потустороннего, нынешнего и грядущего.

В земной жизни человек вынужден совершать поступки, при том, что он никогда не знает всех их последствий, не знает наверняка к добру ли они. В грядущем мире, напротив, все известно, все исполнено, но зато если там что-то и совершается, то в каком-то совершенно ином смысле.

Те догадки, те прозрения, которые прорываются свыше к смертному человеку и реализуются в его поступках - ткут полотно истории. Бытие грядущего мира обеспечивается поступками тех, кто прислушиваясь к голосу совести, находил правильное решение вопреки всей своей неосведомленности.

Человек, связующий два мира - духовный и материальный - открывает высшие смыслы в нижнем мире, и одновременно дает существование этим смыслам в мире верхнем.

Итак, история - это непрекращающийся процесс созидания новых смыслов, и начало этому процессу было положено исходом евреев из Египта.