К оглавлению "Статьи к недельным главам Торы"

Комментарий к Торе
Книга Бемидбар
ы Недельный раздел Шелах

Арье Барац

Геотеология

“Злая община”
Коэффициент предательства
Новый Ган Эден

“Злая община”

Наше недельное чтение “Шелах” начинается словами: “И Господь сказал Моше, говоря: Пошли (шелах) от себя людей, чтобы они высмотрели землю Кнаанскую, которую Я даю сынам Израиля. По одному человеку от колена отцов их пошлите, главных (наси) из них. И послал их Моше из пустыни Паран по слову Господню” (Бемидбар 13.1-2).

Невольно возникает вопрос: зачем Всевышний послал разведчиков? Если бы инициатива разведки исходила от тоскующих по египетской рыбе евреев, или хотя бы от Моше - это легко можно было бы понять. Они могли по-человечески беспокоиться и стремиться узнать, что их ожидает в земле обетованной. И кстати, в книге Дварим приводится именно такая версия: “но вы все подошли ко мне и сказали: “пошлем людей пред собою” (1.22)

Однако из нынешнего чтения мы узнаем, что инициатива исходила свыше, что желание народа и Всевышнего по меньшей мере совпали. Зачем же Всевышнему понадобилось посылать представителей всех колен ознакомиться с Землей, прежде чем Он введет их туда? Даже если опустить вопрос, возникающий в связи с тем, что (в силу Своего всеведения) Господь не мог не знать о предстоящем провале экспедиции и последующем бунте, даже если опустить этот простейший вопрос, остается другой: зачем Ему вообще понадобилось это делать? Зачем было предписывать сынам Израилевым разведывать землю?

Впрочем, прежде чем попытаться ответить на этот вопрос, следует напомнить, чем закончилась эта разведка:

После прошествия сорока дней посланники вернулись к народу в пустыню Паран, принесли плоды страны Израиля и десятеро из них сказали: “Пришли мы в землю, в которую ты посылал нас, и действительно, течет она молоком и медом, и вот плоды ее. Но силен народ, живущий на земле той, и города укрепленные, весьма большие... Но Калев успокаивал народ пред Моше и сказал: непременно взойдем и овладеем ею, потому что мы можем одолеть ее. Люди же, которые ходили с ним, сказали: не можем мы пойти на народ тот, ибо он сильнее нас. И распустили худую молву о земле, которую обозрели..., говоря: ...Это земля, поедающая живущих на ней...” (13.27-32).

Народ охотно принял версию десяти боязливых разведчиков, а не двух мужественных. “И плакал народ в ту ночь. И роптал на Моше и Аарона: лучше умерли бы мы в земле Египетской или в пустыне этой умерли бы... И сказали: назначим начальника и возвратимся в Египет!” (14.1-2)

Соответствующая реакция Всевышнего была гневной. Все, кого Он исчислил в начале книги Бемидбар, должны были погибнуть в пустыне. Господь сказал: “Доколе злой общине этой роптать на Меня? Ропот сынов Израиля, которым они ропщут на Меня, слышал Я. Скажи им: как жив Я, - говорит Господь, - так же как говорили вы в слух Мне, также сделаю и вам. В пустыне этой падут трупы ваши и все исчисленные ваши из числа вашего, от двадцатилетнего возраста и выше, за то что роптали вы на Меня. Не войти вам в страну, о которой Я, подняв руку Свою, клялся поселить вас в ней, кроме Калева бен Йефуне и Иегошуа Бин Нуна” (14.27-31)

Невольно возникает вопрос: Почему весь народ должен был отвечать за грех десяти лжесвидетелей? За что его вообще было карать? По-видимому, дело в том, что разведчики были полномочными представителями нации. В самом деле, для разведки были избраны главы от каждого колена (в Торе написано “наси”, т.е. князь, президент колена). А поскольку, как мы выяснили, в еврейской общине один представляет всех, особенно в ситуации, когда он выполняет посланническую миссию, то небесному суду может подлежать именно все сообщество. Кстати, в Торе эта “десятка” именуется “эда” (община), на основании чего десять евреев признаются минимальным количеством, представляющим полноценную религиозную общину (миньян).

Коэффициент предательства

Но почему именно этот грех привел к сорокалетней отсрочке? И почему такой несоразмерный коэффициент - 365 (год за день)? Ведь казалось бы, евреи уже и раньше бунтовали, уже и раньше просились обратно в Египет? А во всех тех случаях Всевышний в конце концов прощал Свой народ. Даже грех золотого тельца не привел к сорокалетней задержке. Почему же именно в данном случае последовало столь суровое наказание?

По-видимому, потому что евреи уже побывали в Эрец Исраэль и даже укоренились в ней (по некоторым мнениям на это намекает сорокадневное присутствие в Земле, по аналогии с тем, что душа вселяется в эмбрион на сороковой день после зачатия). Суровое решение Всевышнего, по-видимому, было вызвано тем, что в лице своих двенадцати князей весь Израиль уже совершил алию, уже поднялся в Обетованную Землю. Поднялся и отказался остаться. Иными словами, на этот раз неготовность народа была явным образом засвидетельствована.

Во лжи своих князей Израиль открыто обнаружил, что он не способен ни войти, ни завоевать Святую Землю. Именно поэтому Всевышний решил оставить его на сорок лет, пока не умрет это поколение и не народится новое, не знавшее Египта.

Нужно думать, именно в этом и состоит ответ на поставленный выше вопрос: зачем Всевышнему понадобилось отправлять разведывательную экспедицию? - Предписанная Им разведка была разведкой духовного состояния еврейского народа.

В ту минуту народ не был способен завоевать Эрец Исраэль. Если бы весь народ ступил бы в ту минуту на Обетованную Землю, он бы вскоре бежал и уже никогда не вернулся бы назад.

Введя в Эрец Исраэль двенадцать глав поколения, Всевышний как бы ввел сюда весь народ, но таким способом, чтобы все же оставить его вовне. С одной стороны, находящаяся под риском гибели алия полностью осуществилась, но с другой - полностью сохранила свой потенциал для повторного вхождения.

По-видимому, именно для этого понадобилась разведка и, по-видимому, поэтому ложное свидетельство глав поколения было наказано “несоразмерным” сорокалетним скитальчеством всего народа.

Но было и истинное свидетельство, свидетельство Иегошуа Бин Нуна и Калева бен Йефуне, свидетельство, ради которого через сорок лет алия могла повториться.

Новый Ган Эден

Можно лишь изумиться сходству тогдашней и нынешней ситуации: лидеры нации, именно лидеры отказываются от Эрец Исраэль и склоняют к этому народ. Лишь двое из двенадцати посланников (“двадцать мандатов”) прониклись тогда красотой Эрец Исраэль и не устрашилась схватки с ее обитателями. В ответ на злословие своих спутников “Иегошуа Бин Нун и Калев бен Йефуне разорвали одежды свои и сказали: “Земля, которую мы обходили для обозрения, земля эта очень, очень хороша” (Бемидбар 14.7).

В смысл этого свидетельства стоит дополнительно вникнуть. Эта земля, т.е. те самые Иудея и Самария, от которых нынешнее израильское правительство уже практически целиком отказалось - действительно очень хороша, “земля добрая, земля, где потоки вод, источники и озера выходят из долин и гор” (Дварим 8.7).

И все же если качества Святой Земли мерить качествами земли вообще, то несомненно, можно выбрать землю и получше. В самом деле, достаточно повертеть в руках каталог мировых курортов или стопку National Geografic, для того чтобы в этом убедиться.

Но горе нам, если мы будем смотреть на эту землю такими глазами. В этом случае по отношению к Земле полностью применимы слова Зогара, сказанные по отношению к Книге: “Горе тому человеку, который считает, что Тора пришла для того, чтобы пересказать простые сказания, поведать об обыкновенных делах. Если бы это было так, то мы и теперь могли бы составлять Тору из обыкновенных слов и еще с большим успехом. А если суть дела в изображении мирских событий - то в исторических сочинениях найдутся вещи более значительные. Коль так, воспользуемся ими и составим из них такую же Тору”.

Земля Израиля несравненна, как несравненна воспевающая ее Книга Израиля. Она смысловой центр мироздания, как сказано об этом в Зогаре: "Поднял его (Авраама) Святой, благословен Он, над землей Израиля и показал ему, что она - узел, связывающий все концы мира."

Эта земля, на которую взирают “очи Господа, Бога твоего непрестанно” (Дварим 11.12). Она таинственный Ган Эден, в котором, как в талмудической притче, одни умирают, вторые сходят с ума, третьи “портят насаждения” и лишь четвертые обитают в мире. Сравните ее со всеми измышлениями фантастов, сравните ее с Солярисом или сталкеровской Зоной, и вы поймете, что она загадочней и чудесней их всех. Израильский философ Андре Неер, говоря о центральном месте Эрец Исраэль в еврейской религии, говоря о “геотеологии” иудаизма, отмечает, что Земля была любовно избрана Всевышним раньше Народа и как бы сосватана ему в жены. Он пишет: “Обетованная с давних пор, она была дарована Израилю Богом. Бог ему доверяет это сокровище, эту драгоценную выпестованную Им жемчужину и требует от Израиля, чтобы тот был преданным спутником этой не имеющей себе равных супруги”.

Андре Неер обращает внимание также и на то, что Всевышний никогда не угрожал, что отнимет у Израиля Эрец Исраэль и передаст ее другому народу. И это при всем том, что Он не раз (в частности в нашей недельной главе) угрожал лишить избрания сам Израиль.

Итак, влюбленность еврейской души в эту Землю не связана напрямую ни с ее красою, ни даже с ее историей, в том смысле, что еврейская душа всегда готова эту историю начать “с нуля”. И эту связь действительно трудно определить иначе чем суженность.

Тора давалась евреям для исполнения ее в Эрец Исраэль. И поэтому не случайно в Талмуде сказано, что тот, кто проживает в Эрец Исраэль, как бы выполняет всю Тору. И потому страстная привязанность к этой Земле является главным признаком истинного иудея.