К оглавлению "Статьи к недельным главам Торы"

Комментарий к Торе
Недельный раздел "Ки Тиса"

Вода из скалы

Елена Гальперина

Недельный раздел Хукат содержит историю которая известна под именем “мей мерива” - воды ссоры или раздора. Евреи пришли в пустыню Цин, там умерла Мирьям и мидраш говорит, что с её смертью исчез источник который сопровождал евреев в пустыне. Народ стал страдать от жажды и люди пришли с жалобами к Моше и Аарону. «4. И для чего вы привели общество Господне в эту пустыню, чтобы умереть там нам и скоту нашему? 5. И зачем вы вывели нас из Египта?...». Тогда Б-г велел Моше: «8. Возьми посох и собери общину, ты и Аарон, брат твой, и говорите скале на глазах у них, и даст она воды свои, и ты извлечешь для них воду из скалы, и напоишь ты общину и их скот.»

Похожая история есть в книге Шмот главе 17. Народ пришёл к Моше с жалобами на жажду. Моше обратился с Б-гу и тот велел ему взять посох и «Вот Я стану пред тобой там, на скале в Хореве; и ударь в скалу, и потечет из неё вода, и будет пить народ.»

Таким образом, в Шмот Б-г велел Моше ударить скалу, а в нашем разделе – говорить скале. Мидраш («Ялкут Шимони») проводит параллель между различным обращением со скалой в этих двух случаях и воспитанием детей. В книге Шмот скала “молодая”, поэтому сказано «ударь»,– как учитель бьёт ребенка, пока он маленький (так в мидраше, а мы скажем: строго обращается). Но когда ученик вырастает – как скала спустя 40 лет в нашем разделе – то учитель разговривает с ним, объясняет. Так же и народ Израиля “повзрослел” за 40 лет, отчего Господь повелел Моше собрать всю общину, а не только старейшин. Поэтому надо было говорить со скалой (или на скале, по мнению некоторых комментаторов). Махараль трактует эту речь как совместное учение, общение и глубокий разговор, которые приведут к открытию источника чистой воды, поднимающий народ на более высокий уровень духа и веры.

Далее мы читаем, что «поднял Моше руку свою, и ударил скалу своим посохом дважды, и вышло много воды, и пила община и их скот. 12. И сказал Господь Моше и Аарону: За то, что вы не дали Мне веры, чтобы явить Мою Святость на глазах у сынов Исраэля, потому не приведете вы это общество на землю, которую Я дал им.» Раши объясняет второй удар тем, что первый извлек лишь несколько капель.

У комментаторов нет единого мнения о содержании греха Моше и Аарона, из-за которого они не вошли в землю Израиля. А Рамбан пишет, что этот грех вообще не назван в писании.

Раши считает ошибкой Моше удар по скале вместо обращения к ней. Народ должен был понять, если даже не говорящая и не слышащая скала поступает по слову Б-га, тем более люди должны там поступать.

Рамбан не считает существенным, говорил ли Моше со скалой или ударил по ней, поскольку чудо не становится меньше. Да и зачем Б-г велел Моше взять посох, если со скалой нужно только разговаривать? И во время египетских казней Моше брал посох (превращавшийся в змея) чтобы ударять им. И прежде, чем ударить по скале, Моше сказал: «из этой скалы извлечем воду?», так что указание Б-га говорить со скалой было выполнено. А ошибка Моше была в том, что он рассердился и назвал евреев “строптивыми” или “бунтовщиками” («слушайте, строптивые»).

Интересно, что требование воды не было черезмерным само по себе. Нельзя сравнивать его, например, с требованием мяса в разделе «Беаалотха». Людям и животным действительно угрожала смерть от жажды. Да и по ответу Б-га видно, что требование было законным. Тогда почему Моше и Аарон ничего не предприняли сами для обеспечения народа водой, не дожидаясь, пока тот придёт с жалобами? Они могли бы обратиться к Б-гу, как только исчез “источник Мирьям”. Мы не нашли у комментаторов ответа на этот вопрос. Сообщите нам ваши соображения. Интересные ответы, возможно, будут опубликованы в следующем номере. А возможно, не будут.