К оглавлению "Статьи к недельным главам Торы"

Комментарий к Торе
Недельный раздел Вайикра
Главы 1-5

Пинхас Полонский

Проблема восстановления жертвоприношений

1. Неоднозначное отношение традиции к жертвоприношениям
2. Отношение к жертвоприношениям как к "техническому средству" - одна из причин разрушения Храма
3. Надежда на возврат жертвоприношений на более высоком уровне
4. Возможность восстановления сегодня Пасхального жертвоприношения

[1. Неоднозначное отношение традиции к жертвоприношениям]

Третья из книг Торы - "Левит" - посвящена почти целиком Храмовой службе, исполнявшейся коhенами и левитами, и тем жертвоприношениям, которые приносились в Храме. Из того, как много места в Торе уделено жертвоприношениям, мы можем понять, что они были весьма важной частью взаимоотношений Бога и человека. Однако Мудрецы наши в качестве "hафтары" (отрывка из Пророков, читаемого в синагоге после недельной главы Торы) к началу книги "Левит" выбрали отрывок из Исайи (гл. 44), говорящий, казалось бы, о противоположном: о том, что нельзя придавать жертвоприношениям слишком большое значение, нельзя считать, что они "автоматически" делают нас чистыми, и что главным для очищения человека перед Богом являются совсем не жертвы, а раскаяние и исправление грехов.

Отношение к жертвоприношениям всегда было неоднозначным в еврейской традиции. Согласно мнениям одних Мудрецов (представлявшим, в основном, рационалистическую школу в иудаизме), основной целью жертвоприношений в древности было то, что они отдаляли человека от идолопоклонства. Поскольку человек по природе своей очень склонен приносить жертвы Высшему Существу, то в древности он приносил жертвы всевозможным идолам, и не было никакой возможности сразу отдалить его от этого. Согласно этой точке зрения, Тора, учитывая человеческие слабости, повелела нам приносить жертвоприношения Богу прежде всего для того, чтобы мы не приносили их идолам. Иными словами, жертвы Богу становятся как бы способом постепенного отвыкания от жертв вообще, способом продвижения от язычества к чисто духовному уровню служения. Однако большинство наших Мудрецов (и в особенности представители каббалистического направления в иудаизме) категорически не согласны с таким подходом. Они подчеркивают, что Тора есть вечная Божественная истина, и ее заповеди - а особенно столь центральные, как жертвы, - не могут определяться такой чисто прагматической и преходящей исторической необходимостью, как отдаление древнего человека от служения идолам. Более того, мы знаем, что жертвоприношения приносили еще Адам, Авель и Каин, Ноах - т.е. люди, жившие во времена, когда идолопоклонства еще не существовало - и, значит, жертвоприношения имеют самостоятельное значение! Да и само слово "корбан" - "жертвоприношение", - происходит от корня "карав" - "приближаться", что указывает на суть жертв как способа приближения человека к Богу, а не как средства для отдаления от идолопоклонства.

[2. Отношение к жертвоприношениям как к "техническому средству" - одна из причин разрушения Храма]

Как это нередко бывает в иудаизме, эти две противоположные точки зрения на жертвоприношения не отрицают, а дополняют друг друга. Человеку необходимо как осознавать важность и величие жертвоприношений, так и помнить, что совершенно неправильно считать жертвы основным моментом искупления. Более того: то, что наши предки зачастую воспринимали жертвы как "верное техническое средство очищения перед Богом", - было одной из причин разрушения Храма и прекращения жертвоприношений. За две тысячи лет изгнания мы должны были научиться очищению и искуплению без жертв - путем раскаяния, собственного исправления грехов, более правильной и нравственной жизни.

[3. Надежда на возврат жертвоприношений на более высоком уровне]

Разумеется, наша "возможность" обходиться сегодня без жертвоприношений отнюдь не значит, что они относятся только к "пройденному историческому этапу". Напротив - в них заключен высокий, недостижимый другим способом путь приближения к Богу. И только теперь, когда мы не чувствуем необходимости в жертвах просто как в магическом действии, мы можем надеяться воспринять их на более высоком уровне.

Проблема, однако, в том, что этот более высокий уровень восприятия не может возникнуть абстрактно-теоретически. Необходим конкретный духовный опыт Храмового служения, чтобы мы могли ощутить их смысл. В то же время само восстановление жертвоприношений не будет возможным, пока мы не осознаем их смысл. Получается в каком-то смысле замкнутый круг.

[4. Возможность восстановления сегодня Пасхального жертвоприношения]

И здесь мы подходим к вопросу о методе практического восстановления жертвоприношений в наше время. Как известно, еще в середине прошлого века рав Ц.-Г.Калишер (основатель концепции религиозного сионизма) разобрал этот вопрос с точки зрения Галахи и показал, что в наше время мы вполне можем восстановить по крайней мере некоторые жертвоприношения, и прежде всего - Пасхальную жертву. Для принесения Пасхальной жертвы не нужен Храм: достаточно, чтобы была возможность подняться на Храмовую Гору. Более того - Пасхальную жертву не сжигали на жертвеннике; ее съедали во время Пасхального Седера. Пасхальный барашек был тем самым "афикоманом", вместо которого мы съедаем сегодня кусок мацы! Иными словами, "Пасхальное жертвоприношение" было бы совершенно естественным и легко осуществимым для любого еврея - нашего современника.

Может быть, восстановление Пасхальной жертвы окажется той ступенькой, поднявшись на которую мы сможем начать восстановление Храма?