Чтение Торы является одним из законов. Публичное чтение Торы может состояться толькопри условии, что при этом присутствуют не менее десяти взрослых мужчин.
Согласно Талмуду, Моше повелел «читать Тору в субботы, в праздники и в новомесячья» (Мегила, 4а). А Эзра постановил читать Тору также во время молитвы Минха по субботам, во второй и пятый дни недели (Мехильта к «Шмот», 15:22). Из этого явствует, что цикл чтения Торы, принятый в наше время, не был принят во времена составления Талмуда.
Куда пойти, театры - москва малый театр афиша
В Эрец Исраэль цикл чтения длился три года. По субботам читают не только главы Торы, но и разделы из книг пророков. Некоторые связывают этот обычай с историческими причинами. Когда власти запретили чтение Торы и повелели изъять свитки Торы из синагог, возникла необходимость
заменить чтение Торы соответствующими местами из книг пророков. По другой версии, гонения на Тору привели к острой нехватке свитков Торы, которая ощущалась и после победы Хасмонеев над врагами, особенно в малых общинах. Из-за нехватки свитков Торы в течение некоторого времени были вынуждены читать тексты из книг пророков. Все версии сходятся в том, что обычай чтения пророков берет начало именно в те годы.
Современное деление, по-видимому, было введено в Вавилоне. Тора делится на 53 или 54 главы – паршийот, – по числу недель года. Отсюда понятие «недельная глава». В каждую субботу ее читают публично, за исключением тех суббот, на которые выпадает какой-нибудь праздник. Первая недельная глава читается в субботу после праздника Суккот, в последнюю субботу месяца тишрея, а последняя – в девятый день следующего праздника Суккот (23-й день месяца тишрея). Таким образом, все пять книг Торы прочитываются в течение года. Последний день праздника Суккот называется Симхат-Тора (Радость Торы).
Каждый год заканчивают полный цикл чтения всей Торы. Первую ее главу читают в первую субботу после праздника Суккот, а последнюю – в праздник Симхат-Тора, завершая этим годовой цикл чтения.
Кроме деления на недельные разделы, принято делить книги Танаха на главы, как это было установлено в XIII в. христианскими богословами. В конкорданции Танаха, составленной монахом Арлотосом в 1270 г., ссылки приводятся в соответствии с христианским делением Танаха на главы. Первая конкорданция на иврите «Меир натив» была составлена по тому же принципу пятьдесят лет спустя р. Мордехаем-Натаном.