МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр

К оглавлению Проблемных статей

Б. Юсин

О религиозном принуждении

Религиозное принуждение предписано Торой: это судебные наказания за нарушение заповедей.

Сказано в Талмуде: за 40 лет до разрушения Второго храма Сангедрин вышел из "Лишкат а-Газит" - помещения в Храме, предназначенного для него. Целью этого действия было прекратить применения смертной казни еврейскими судами: если Верховный Сангеддрин не заседает в своем помещении в храме, то все еврейские суды не могут применять смертную казнь.

Объясняется, зачем верховный Сангеддрин хотел прекратить применение смертной казни: "стало слишком много убийц!" Иными словами, наши учителя считали, что даже наиболее понятное разуму религиозное принуждение - смертная казнь для убийц в случае, когда преднамеренность убийства неоспоримо доказана - может применяться только в виде исключения, а не как правило. (В другом месте есть и норма: один смертный приговор за 70 лет.) Отметим. что здесь речь идет именно о казни как выполнении заповеди Торы, т.е. о религиозном принуждении, а не об уголовном наказании в современном смысле, имеющем цель поддержать общественный порядок и устрашить или изолировать возможных преступников; наказания в этом смысле применялись евреями и без Верховного Сангедрина.

Я думаю, что из этого можно сделать вывод об отношении наших учителей к религиозному принуждению в других, менее понятных разуму случаях (в том числе к принуждению, не предписанному Торой): только в виде исключения!