МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр

К оглавлению Проблемных статей

Б. Юсин

Йосеф и его братья

Многие комментаторы спрашивают: как мог Йосеф-праведник возводить на своих братьев заведомо ложные обвинения, подвергать некоторых из них заключению по этим обвинениям, пользуясь своим служебным положением, и не извещать отца много лет о том, что он жив?

Ни один из ответов, которые комментаторы дают, не является убедительным; см. обзор комментаторов у Нехамы Лейбович. Сама Нехама дала ответ, состоявший в том, что Йосеф сделал все это для того, чтобы привести братьев к полной тшуве - раскаянию. Если так, то кто дал ему право воспитывать братьев таким жестоким образом и нарушать заповедь почитания отца?

Чтобы понять, что произошло, нужно вспомнить, что братья сделали с Йосефом. То ли они его продали, то ли оставили умирать в яме - это преступления, приравниваемые к убийству (здесь - братоубийству!), и караемые смертной казнью.

Жизненной задачей Яакова и его двенадцати сыновей было создание народа, который должен был произойти от всех двенадцати братьев. Преступление братьев сделало это невозможным: грех братоубийства и возможная казнь виновного делает человеческие отношения между их потомками затруднительными. (Мы знаем такие народы, где у каждого ножик под подушкой, и его вставляют в спину двоюродным братьям при возможности.) Закон, галаха - не дают разрешения этого конфликта. (В случае кражи вор должен вернуть украденное и заплатить штраф, и тогда его можно простить; смертная казнь - или смерть от руки небес - предписанные в данном случае, таким решением не являются.)

Одно из пониманий принципа "Маасе Авот - Симан лаБаним" - "Дела Отцов - Знак для их Потомков" состоит в том, что каждый из праотцов научился какому-то свойству (каждый - своему), и это умение осталось в народе. То, чему научился Йосеф - это сохранять единство народа после греха братоубийства. Решение не находится в плоскости закона; поэтому Йосефу пришлось выйти из этой плоскости.и, ради спасения народа, сделать действия, которые в любой нормальной ситуации были бы запрещены. Решение не находится в плоскости закона и не может быть формализовано; то, что сделал Йосеф, не является рецептом, который нужно повторить. если возникнет необходимость. Тем не менее, это неформализуемое умение сохранить единство после братоубийства осталось, и оно важно для нас. Как - это тайна: заранее не скажешь.